Болезни Военный билет Призыв

Схема управления древнерусским государством. Система управления в древней руси

Характеристика общественного строя Киевской Руси

Основными классами древнерусского общества были феодалы и феодально–зависимые люди. К феодалам относились князья и бояре, которые владели земельной собственностью в форме вотчины (наследственной собственности).

Феодальная собственность носила иерархический характер. Крупные феодалы – князья являлись сеньорами (сюзеренами), у которых имелись вассалы, находившиеся в определенных отношениях с сеньорами, регулировавшихся феодальными договорами и особыми иммунитетными грамотами.

Феодалы были привилегированным сословием. Они освобождались от уплаты государственных налогов и податей, а также обладали исключительным правом собственности на землю.

Другой категорией населения были смерды. Они составляли основную часть сельского населения Киевской Руси. Смерды владели участками земли, имели необходимые орудия труда. В рассматриваемый период (IX–XII вв.) большая часть смердов оставалась свободной (платила дань, исполняла повинности), но некоторые попадали в зависимость от тех или иных феодалов (платили оброк, выполняли барщину).

Другую группу зависимых людей составляли закупы. Это люди, которые испытывали острую нужду и брали взаймы ту или иную вещь (купу). Дача купы оформлялась договором в присутствии свидетелей. Пока должник не вернет хозяину предмет долга, он находился в зависимости от него. Существовал и институт холопства (домашнего рабства). Наиболее ранним источником холопства был плен. Позднее источники холопства определялись законом – Русской Правдой. Таких источников было несколько:

1) лицо берет что–либо в долг и не возвращает предмет долга;

2) холопство назначается в качестве меры наказания (поток и разграбление);

3) самопродажа в холопы;

4) оформление поступления к феодалу в качестве тиуна–ключника ненадлежащим способом (без свидетелей);

5) вступление свободного в брак с холопом; холоп–раб лишен всех прав, он не был субъектом права, за него отвечал хозяин.

Холопство было двух видов – обельное (вечное) и временное.

В городах Древней Руси жили ремесленники и купцы. Они могли объединяться в профессиональные организации – братства (по типу цехов и гильдий).

Высшая власть принадлежала Великому князю киевскому, который был носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоящий из бояр и наиболее влиятельных дворцовых слуг (схема 4).

В необходимых случаях созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции.

Сохранилось и вече – народное собрание, которое со временем утратило свое значение.



Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово–вотчиной системы. Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворецкий, конюший и др.) выполняли государственные функции.

На местах управляли посадники и волостели, действовавшие на основе системы кормления, т. е. получали от населения определенные платежи – корма.

В Древней Руси не было специальных судебных органов, Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя (схема 5). Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Схема 4. Организация власти и управления в Киевской Руси (дворцово–вотничная система управления)

Схема 5. Судебные органы Древнерусского государства

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения. Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества в 988 г. стала церковь, которая с момента крещения Руси в 988 г. оказалась тесно связанной с государством.

Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем. Как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

Тренинг по теме «Древняя Русь»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

­­­­­­­­___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Аскольд и Дир

Байер, Миллер и Шлецер

Борис и Глеб

Владимир I

Владимир II Мономах

Кирилл и Мефодий

Святополк Окаянный

Святослав

Ярослав Мудрый

Ярославичи

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.

2. Заполните схему управления Древнерусским государством.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

    Волжскую Болгарию;

    город Доростол;

    город Итиль (столицу Хазарского каганата);

    город Киев;

    город Константинополь;

    город Корсунь;

    город Новгород;

    границы ДРГ при Владимире I

    границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;

    границы ДРГ при князе Олеге;

    границы ДРГ при Ярославе Мудром;

    Дунайскую Болгарию;

    наиболее вероятную прародину славян;

    район расселения варягов;

    район расселения вятичей;

    район расселения древлян;

    район расселения печенегов в X – начале XI вв.;

    район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;

    район расселения полян;

    район расселения словен ильменских.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

    Барщина __________________________________________________.

    Вервь _____________________________________________________.

    Волхв _____________________________________________________.

    Вотчина ___________________________________________________.

    Закуп _____________________________________________________.

    Зернь _____________________________________________________.

    Идол ______________________________________________________.

    Капище ___________________________________________________.

    Митрополит _______________________________________________.

    Мозаика ___________________________________________________.

    Оброк _____________________________________________________.

    Рядович ___________________________________________________.

    Скань _____________________________________________________.

    Фреска ____________________________________________________.

    Холоп _____________________________________________________.

6. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «…Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…».

3. «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же»».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей…».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

Окончательный распад Древнерусского государства

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

Поход Олега на Константинополь

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

Усобица среди сыновей Владимира

­­­­­­­­10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7

2. Работа с персоналиями

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

вт. пол. Хв.

византийская принцесса

1. Вышла замуж за Владимира I после крещения

Аскольд и Дир

вт. пол. IX в.

правители Киева

1. Убиты князем Олегом при захвате города

Байер, Миллер и Шлецер

XVIII в.

ученые, немцы по происхождению, работали в России

1. Создатели норманнской теории

Борис и Глеб

начало XI в.

князья, сыновья Владимира I

1. Убиты Святополком Окаянным

2. Первые русские святые

Владимир I

годы правления: 980-1015

1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком

2. Сделал своих сыновей наместниками

3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов

4. Пытался реформировать язычество

5. Крестил Русь (988 г.)

Владимир II Мономах

годы правления в Киеве: 1113-1125

князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха

1. Организатор совместной борьбы с половцами

2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц

4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования

5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента

перв. пол. Х в.

великий киевский князь, сын Рюрика

1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г.

2. Предводитель похода на Византию 944 г.

3. Убит древлянами во время сбора дани

XI в.

митрополит

1. Первый русский по происхождению митрополит

Кирилл и Мефодий

IX в.

просветители в славянских землях

1. Создатели славянской письменности

начало XII в.

монах Киево-Печерского монастыря

конец IX – начало Х вв.

сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика

1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира

2. Подчинил большинство восточно-славянских племен

3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь

4. Заключил выгодный для русов договор с Византией

жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе

1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа

2. Ввела твердые нормы сбора дани

3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь

4. Приняла крещение по византийскому обряду

IX в.

варяжский князь

1. В 862 г. призван на княжение в Новгород

Святополк Окаянный

начало XI в.

князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка)

1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I

2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба

Святослав

великий киевский князь, сын Игоря

1. Разгромил Хазарский каганат

2. Присоединил к ДРГ вятичей

3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии

4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы

5. Отступил после обороны г. Доростол

6. Убит печенегами при возвращении с Дуная

великий киевский князь, сын Святослава

1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I

Ярослав Мудрый

годы правления: 1019-1054

великий киевский князь, сын Владимира I

1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира

2. Нанес решающее поражение печенегам

3. При нем Древняя Русь достигла расцвета

4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке

5. Началось составление «Русской правды»

6. Разделил государство между сыновьями

7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии

Ярославичи

вт. пол. XI в.

князья, сыновья Ярослава Мудрого

1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом

2. Потерпели поражение от половцев

3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава»

3. Работа со схемой

1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .

2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I ).

4. Работа с понятиями

    Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.

    Вервь – крестьянская община у древних славян.

    Волхв – языческий жрец у древних славян.

    Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.

    Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).

    Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

    Идол – скульптурное изображение языческого божества.

    Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.

    Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.

    Мозаика – картина из цветных стеклышек.

    Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.

    Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).

    Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.

    Фреска – живопись по сырой штукатурке.

    Холоп – раб.

5. Работа с источниками

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

У стен Константинополя (Царьграда), 907 г.

Князь Олег и византийцы

Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор

Земля древлян, 945 г.

Князь Игорь и древляне

Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани

Письмо киевлян князю Святославу

Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов)

Киев, 980 г.

Князь Владимир I

Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры»

Киев, 988 г.

Князь Владимир I

Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси

Киев, время правления Святослава

Святослав и его мать княгиня Ольга

Святослав так и не принял крещение

Древняя Русь, 941 г.

Участники похода князя Игоря

Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный

Новгород, 862 г.

Новгородцы

Призвание варягов, начало династии Рюриковичей

Рубежи Древней Руси, время правления Святослава

Князь Святослав

Подчинение вятичей, другие победы

У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого

Армии Древнерусского государства и печенегов

Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )

С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )

С5. (Всего – 6. )

С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )

Древнерусском государстве одновременно существовали: численная (или десятичная) и дворцово-вотчинная системы. Численная система своими корнями уходила в организацию военного ополчения, которое подразделялось на тысячи, сотни и десятки, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских.

С. В. Юшков не склонен был проводить функциональные различия между тысяцкими, сотскими и десятскими. Согласно ему, все они суть звенья одной системы и функции их были однородны, отличаясь лишь объемом полномочий. Что касается характера этих функций, то были они, прежде всего, не судебными, а военно-административными. Тысяцкие являлись начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Руси.

Княжеские города и волости были разными по своим размерам и количеству жителей, но в каждом из них был только один тысяцкий.

Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. При этом десятские, сотские, тысяцкие стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, превратившись в воеводу; сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Сотские, подобно тысяцким, нередко входили в число ближайших княжеских советников, заседали в вече (совете), участвовали в выработке судебных уставов.

Н. Н. Хлебников, М. Ф. Владимирский-Буданов, Н. П. Павлов-Сильванский, М. А. Дьяконов считали тысяцких, как и всю десятичную систему, порождением еще догосударственного периода истории восточных славян. М. А. Дьяконов полагал, что в древнерусское время десятичная система сохранялась в своей пережиточной форме, потерявшей исконное военное содержание. «Наши памятники, -- утверждал он, -- не сохранили никакого следа военного значения сотен. Только должность тысяцкого продолжает сохранять довольно долго военный характер. А стоящие во главе сотен сотские, о которых упоминает летопись при Владимире Святом, скорее финансовые правители, а не военачальники».

Территория Древнерусского государства, не розданная местным князьям в качестве вотчины, была разбита на волости и погосты. Во главе волости стоял посадник. Институт посадников был наиболее важным управленческим звеном, поскольку именно посадники, назначенные князем, стали выполнять административные и судебно-полицейские функции на различных территориях, в том числе и завоеванных: организацию управления в городе и окружающих его волостях, осуществление контроля за финансовыми сборами и их распределение, организацию сбора судебных штрафов. Посадник имел своих отроков, составлявших гарнизон города и обеспечивавших выполнение посадником перечисленных обязанностей.

Функциональные обязанности посадников обеспечивались так называемой системой кормлений. Собираемая посадниками дань несомненно централизовалась в стольных городах, но какая-то ее часть шла также и на содержание самой посадничей службы. Посадники, как и другие представители княжеской администрации, получали от своих князей земельные наделы, которые, судя по летописным известиям, никогда не равнялись той волости, которой они временно управляли.

В посадских городах высшим княжеским чиновником после самого посадника был тиун, а в княжеских, где посадников не было, судебные дела от имени князя вершили непосредственно тиуны.

Отрывочные известия, относящиеся к концу XII -- началу XIII в., свидетельствуют, что институт посадничества в Руси функционировал вплоть до монголо-татарского нашествия.

Дальнейшее развитие государственности, феодализации общественных отношений привели к тому, что численная система была вытеснена дворцово-вотчинной. Дворцово-вотчинная система -- это система, при которой органы управления в княжеском дворце были органами управления в государстве, то есть государственные и вотчинные функции составляли как бы единое неразрывное целое, выросшее из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Приближенные к князю лица, руководящие отдельными ведомствами княжеского двора, осуществляли функции государственного управления.

В следствии усложнения системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца -- дьяки -- специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Наряду с дворцовыми чинами были и должностные лица, находящиеся в штате княжеской администрации: таможники, мытники и куноемцы, которые взимали торговые пошлины; осмники наблюдали за строительством. Были и чиновники, выполнявшие судебные полномочия -- вирники, которые взимали виры (судебные штрафы за убийства); мечники и метельники оказывали помощь судьям при рассмотрении дел.

В дальнейшем расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Управление древнерусским государством (система управления)

Управление древнерусским государством (система управления)

В девятом-двенадцатом веках Древняя Русь являла собою так называемое ранее протогосударство, только начинающее формирование своего политического строя. Множество бывших разрозненных общин стали соединяться в единое государство, которое позже было решено доверить династии Рюриковичей.

При этом, большинство учёных сходятся во мнении, что Древняя Русь являлась ни чем иным как раннефеодальным монархическим государством.

После передачи феодалами земельных территорий Рюрику часть завоёванных земель отдаётся в пользование боярам, имеющим право сбора дани с данных земель. Для осуществления этого нанимаются дружинники, живущие рядом с прикреплённой территорией. Именно так и начала формироваться феодальная иерархия по схеме «Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель».

Однако, данная схема способствовала тому, что сам правитель из военного руководителя кем он являлся с четвёртого по седьмой век, превратился в политическую фигуру. Таким образом, начали зарождаться основы монархии, а также развиваться феодализм.

В качестве первого правового документа Руси выступает сбор законов киевского князя Ярослава Мудрого под названием «Русская правда». Основной задачей документа была защита народа от беспорядков и нормализация общественных отношений. К примеру, в сборнике были прописаны основные наказания за наиболее часто случающиеся преступления.

В десятом-двенадцатом веках древнерусским государством управлял князь, которому подчинялись дружина и совет бояр, при помощи которых правитель осуществлял управление землями.

Само же государство представляло собой некое объединение отдельных городов-государств, управляемых княжескими посадниками. Сельские земли были в распоряжении вотчинников и бояр.

Княжеская дружина делилась на малую и старинную, в которую входили самые опытные воины и бояре. Основными задачами дружины было военное дело и сбор дани, вместе с осуществлением суда на местах. Младшая дружина состояла из менее знатных людей. Кроме этого, у князя была собственная личная дружина.

Вся судебная, военная, исполнительная, а также законодательная власть находились в княжеских руках. Но со временем и соответственно, с развитием самого государства, данные ветви власти начали отделяться в самостоятельные институты.

Также в древнерусском государстве были и зачатки демократии, выражающиеся в проведении так называемых «вече» - народных свободных собраний на которых рассматривались самые важные дела общества.

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориально-политическими военными объединениями.

Самые первые восточно-славянские объединения в «Повести временных лет» племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует.

В IX в. у восточных славян возникает и укрепляется классовое общество и появляется государство. В 882 г., судя по «Повести временных лет», произошло объединение двух главных политических центров восточных славян: южного с Киевом и северного с Новгородом. Этот процесс вызывал и вызывает у историков ожесточенные споры, ставшие основой возникновения, по крайней мере, двух теорий: норманнской и антинорманской.

В IX в. формируется система эксплуатации свободного населения дружиной киевских князей путем взимания дани (полюдья). Это ежегодный объезд киевским князем своих владений для сбора натуральной дани с целью распределения ее среди дружины и дальнейшего сбыта собранных ценностей в Византию и Хазарию.

Созданная в конце IX в. Киевская Русь была своеобразным государственным и политическим объединением. Выделение Рюриковичей из массы князей и получение ими права на киевский престол имело характер длительного процесса.

Верховным органом власти в русских землях являлось вече. В сельской местности оно было основным органом управления общиной, в каждом крупном городе для обсуждения наиболее важных вопросов созывалось свое вече. Инициатором созыва веча могли быть князь или группа горожан. Руководил вечем посадник, в экстремальных случаях митрополит или епископ.

Вече избирало князя, который подписывал ряд (договор) с ним, что было обычной практикой для всех русских земель. Вече выбирало также посадников и тысяцких (командующих городским ополчением), высших церковных иерархов. Вопросы войны и мира решались только вечем, поскольку основу вооруженных сил составляли не княжеские дружины, а народное ополчение, которое подчинялось лишь вечу. Оно было высшим судебным и законодательным органом.

Вторым лицом в государстве после великого князя в X в. был воевода, возглавляющий ополчение со всех подвластных Киеву земель. В XI в. функции воеводы переходят к тысяцкому.

Важнейшим органом управления был совет при князе, с XI в. получивший название Боярской думы. В IX-XI вв. это совещание князей с дружинниками и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати). После принятия христианства в него входят представители духовенства митрополит, епископы, архимандриты. Состав Боярской думы был неопределенным, впрочем, как и ее компетенция. Дума функционировала в двух составах: заседание узкого круга приближенных и расширенного. В деятельности узкого состава принимали участие наиболее приближенные к князю бояре численностью от трех до пяти человек, среди которых были тысяцкий и митрополит.

При княгине Ольге создается новая система административного деления погосты. В целях укрепления своей власти и полной ликвидации автономии местных княжеств, складывающаяся династия назначала посадниками в погосты своих представителей. В XI-XII вв. «посадника» заменил «наместник». По мере развития государства меняется его административно-территориальное деление: вместо погостов появляются земли во главе с наместниками, земля делится на волости во главе с волостелями. Основным принципом функционирования этой системы было кормление материальное обеспечение аппарата управления за счет местного населения, на что уходила треть собираемых средств.

В 988 г. Русь принимает православное христианство в качестве государственной религии. С 1037 г. была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. Главой Русской православной церкви был митрополит Киевский. Вся территория государства была разделена на епархии во главе с епископами, назначаемыми митрополитом. Духовенство делилось на черное (монашество, принявшее постриг) и белое (приходское).

На рубеже XI-ХII вв. Древнерусское государство входят в период раздробленности. Процесс дезинтеграции был вызван мощным действием ряда предпосылок. Во-первых, это господство натурального хозяйства. Во-вторых, рост вотчинной собственности и укрепление системы иммунитетов, в первую очередь удельных княжеств. В-третьих, усиление региональных корпораций военно-служилой знати, получающей часть доходов от сбора налогов и податей и не желающей расставаться с собираемыми средствами. В-четвертых, ликвидация внешней военной опасности. Превалирующей чертой развития любого этноса является его самосохранение.

В 1136 г. впервые новгородское вече выбрало посадника, являющегося высшим должностным лицом государства. Посадник избирался на неустановленное время из новгородских бояр и мог переизбираться. Посадник созывал вече и руководил его работой, исполнял его решения, ему подчинялась вся городская администрация. Он отвечал за внешние сношения города, вместе с князем осуществлял судебные функции.

Помощником посадника был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Кроме того, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и торговый суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок.