Болезни Военный билет Призыв

Щетинина Анна Ивановна - биография. Капитан дальнего плавания Герой Социалистического Труда

Щетинина Анна Ивановна – капитан-наставник Дальневосточного морского пароходства, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания.

Родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под городом Владивостоком, ныне центр Приморского края, в рабочей семье. Русская. В 1925 году окончила 8 классов единой трудовой школе на станции Седанка. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Во время учебы в техникуме работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете, плавала учеником и матросом.

После окончания техникума была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса до капитана всего за 6 лет, в 24 года получила штурманский диплом. В 1935 году, в 27 лет, стала капитаном парохода «Чавыча». Первый рейс в качестве капитана привлек внимание мировой прессы. В июне Щетинина приняла купленный в Германии грузовой пароход «Хохенфельз», получивший новое название «Чавыча». Через месяц, 16 июля 1935 года, пароход с 2800 т грузов, среди которых находилось оборудование для строившейся в Петропавловске судоремонтной верфи, убыл из Одессы на Камчатку. Путь из Черного моря на Камчатку через полярные моря занял пятьдесят восемь суток.

В 1936 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени, и не за то, что она была первая женщина-капитан, а за тяжелые, по-настоящему «мужские» рейсы через Охотское море, из которых благодаря своему профессионализму и настойчивости, всегда выходила победительницей. Так, в феврале 1936 года пароход в течение одиннадцати суток был затерт льдами. За время вынужденного дрейфа подошло к концу продовольствие. Пресная вода для котлов и питья также оказалась на исходе. Весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. В течение всех суток ледового плена капитан Щетинина не сходила с капитанского мостика, собственноручно управляя судном, выбирая удобный момент, чтобы вывести его изо льдов. Командовала «Чавычей» до 1938 года.

В марте 1938 году А.И. Щетинина была назначена начальником рыбного порта во Владивостоке. В том же году поступила в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, через два с половиной года окончила 4 курса. Закончить учебу помешала война.

В первые дни войны получила направление в Балтийское пароходство. Лето 1941 года ходила на пароходе «Саул», выполняя задания военного командования в Финском заливе. В августе 1941 года под жестоким обстрелом фашистов провела груженный продовольствием и оружием пароход из Таллинна в Ленинград.

Осенью 1941 года вместе с группой моряков была командирована во Владивосток в распоряжение Дальневосточного пароходства, где работала на судах «Карл Либкнехт», «Родина», а в 1943 году приняла в США пароход «Жан Жорес» (тип «Либерти»). За военные годы совершила 17 рейсов с военными грузами через Тихий океан. В августе 1945 года участвовала в переброске 264-й стрелковой дивизии на южный Сахалин.

После окончания войны с Японией подала просьбу отпустить в Ленинград для окончания учебы в институте. До 1949 года работа в Балтийском пароходстве капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Баскунчак». В 1947 году пароход «Дмитрий Менделеев», которым командовала Щетинина, доставил в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца во время оккупации.

С 1949 года на преподавательской работе. Сначала в Ленинградском высшем инженерном морском училище - ассистентом и одновременно заочно заканчивала 5 курс судоводительского факультета. С 1951 года - старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Щетининой присвоено звание доцента.

В 1960 году по собственной просьбе была переведена Владивостокское высшее инженерное морское училище (ныне Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского). Была назначена на должность доцента кафедры «Морское дело». Читала лекции по курсам «Метеорология и океанография», «Морское дело», «Навигация и лоция», руководила дипломными работами, написала несколько учебных пособий и книг. Работая на кафедре несколько раз выходила в море капитаном на судах «Орша», «Орехов» и «Охотск». Проработал в институте 17 лет, стала деканом.

В 1968 году на экраны страны вышел фильм «Анна Ивановна», снятый на студии «Дальтелефильм». К 60-летию, готовились документы на присвоения звания Героя Социалистического Труда. Но тогда не пропустили в ЦК в Москве. В конце 1970-х годов А.И. Щетинина получила приглашение начальника Дальневосточного морского пароходства на должность капитана-наставника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1978 года за большие заслуги в развитии морского транспорта, подготовку высококвалифицированных кадров и в связи с 70-летием Щетининой Анне Ивановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

Интересы Анны Ивановны не ограничивались только морем и кораблями, в 1963 году он стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР. Написала две книги, выдержавшие несколько изданий: «На морях и за морями...» и «По разным морским дорогам», стала членом Союза писателей России.

Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин Владивостока, Почетный член
Географического общества СССР, активный член Комитета советских женщин, Почетный член Дальневосточной ассоциации морских капитанов в Лондоне.

Жила в городе Владивосток. Скончалась 25 сентября 1999 года. Похоронена на Морском кладбище города Владивостока.

Награжден двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями.

В октябре 2006 года имя Щетининой присвоено мысу полуострова Шкота побережья Амурского залива Японского моря (43 с.ш. 131 в.д.) В октябре 2007 года во Владивостоке на здании школы № 16, которую в 1925 году окончила Анна Щетинина, установлена мемориальная доска. В той же школе действует музей, посвященный Анне Щетининой.

В 1935 она прославилась на весь мир, проведя корабль «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток. 20 марта 1938 года Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну Анна встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы.


Анна Ивановна родилась на станции Океанской под Владивостоком. В 1925 году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. После окончания техникума работала на Камчатке, где прошла путь от простого матроса до капитана. В возрасте 24 года Анна получила штурманский диплом, а в 27 стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания. В 1935 она прославилась на весь мир,

проведя корабль «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток. 20 марта 1938 года Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну Анна встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы.

После войны Анна Щетинина была капитаном судов «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков», «Менделеев» в

Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Ленинградском высшем инженерно-морском училище, с 1951 года - старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Щетининой присвоено звание доцента. В 1960 году она была переведена в ВВИМУ на должность доцента кафедры «Морское дело».

Память

На Морском кладбище во Вла

дивостоке ей установлен памятник.

Награды и Звания

Анна Ивановна Щетинина - Герой Социалистического Труда (1978), Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин Владивостока, член Союза писателей России, Почетный член ДВАМК и МЕФАК, отмечена многими правительственными и международными наградами


Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года
на станции Океанской под Владивостоком. Отец Иван Иванович (1877-1946)
родился в селе Чумай Кемеровской области Верхне-Чубулинского района,
работал (1908 год и далее) - стрелочником, лесником, рабочим
и служащим на рыбных промыслах, плотником и комендантом дач в
Облотделе НКВД. Мать Мария Философовна (1876) из Кемеровской области.
Брат Владимир Иванович (1919) родился во Владивостоке, работал мастером
цеха Авиазавода на ст. Варфоломеевка Приморского края.
В 1919 г А.И. Щетинина начала учиться в начальной школе в Садгороде.
После вступления Красной Армии во Владивосток школы были реорганизованы,
и с 1922 года Анна Ивановна училась в единой трудовой школе на станции Седанка,
где в 1925 г. окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское
отделение Владивостокского морского техникума. Во время учебы в техникуме
работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете техникума.
Она постоянно находилась в работе и никогда не боялась "черной" работы.
В период обучения плавала учеником на п/х "Симферополь" и о/с "Брюханов"
Дальрыбы, матросом на п/х "Первый краболов". В 1928 году вышла замуж за
Николая Филипповича Качимова, который работал радистом на судах рыбной
промышленности, впоследствии начальником Радиослужбы рыбной
промышленности во Владивостоке.

После окончания техникума Анна Ивановна была направлена в Акционерное
Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса до капитана всего за 6 лет.
Работала она и на шхуне "Охотск". После окончания техникума Анна Ивановна
была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса
до капитана всего за 6 лет. Работала она и на шхуне "Охотск" .
В 1932 году, в возрасте 24 лет, Анна получает штурманский диплом.
В 1933 или 1934 году она принимает у А.А. Качаравы (будущего командира
парохода "Сибиряков", вступившего в 1942 году в бой с "карманным"
линкором "Адмирал Шеер") дела в должности старшего помощника капитана
парохода "Орочон", принадлежавшего Акционерному камчатскому обществу. Качараве
было тогда 23 или 24 года. Анна Щетинина, которая на четыре года старше него,
уважительно обращалась к нему -- "Анатолий Алексеевич".

Первый рейс Щетининой в качестве капитана (1935 год . Ей уже или
всего 27 лет.) - перегон парохода "Чавыча" из Гамбурга на Камчатку
- привлек внимание мировой прессы. Анна Ивановна приняла купленный
в Германии грузовой пароход "Хохенфельз", получивший новое название "Чавыча".
Ремонт судна на верфи "Ховальдсверке" закончился в начале лета,
и оно ушло в СССР. 15 июня 1935 г. пароход прибыл в Одессу.
Через месяц, 16 июля 1935 года, он с 2 800 т грузов, среди которых
находилось оборудование для строившейся в Петропавловске судоремонтной
верфи, убыл на Камчатку. Путь сюда из Черного моря занял пятьдесят
восемь суток. Утром 12 сентября 1935 года "Чавычу" торжественно встречали
в порту Петропавловска. После небольшого ремонта пароход проследовал
на комбинаты побережья: начались его многолетние повседневные рейсы со
снабженческими грузами и пассажирами.
В середине декабря 1935 года "Чавыча" находилась в Митоге. Сильнейший шторм,
пронесшийся над комбинатом, разрушил многие здания и сооружения. К счастью,
обошлось без жертв. 14 декабря судно передало на берег продовольствие и теплую
одежду для пострадавших.
В феврале Зимой 1936 г. "Чавыча" в течение одиннадцати суток
была затерта льдами в районе Олюторского рыбокомбината. За время
вынужденного дрейфа подошло к концу продовольствие. Моряки сели
на скудный паек: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день,
комсоставу -- по 400. Оказалась на исходе и пресная вода.
Экипаж и пассажиры собирали снег с льдин, насыпали его в форпик,
а затем плавили паром. Так добыли около 100 т воды для питья и котлов.
Это позволило пароходу снять в Олюторке почти все рыбную продукцию.
В течение всех суток ледового плена А. И. Щетинина не сходила
с капитанского мостика, собственноручно управляя судном, ища удобного момента
для вывода "Чавычи" изо льдов. Команда парохода работала слаженно и без суеты.
Старший помощник капитана и матросы для освобождения судна пытались распилить
льдину пилой, но сделать этого им не удалось. Для разворота "Чавычи"
на лед заводили легкий якорь. В результате титанических усилий пароход покинул
тяжелые льды без повреждений корпуса. Для того чтобы избежать поломки
гребного винта, капитан приняла решение притопить его корму,
для чего команда и пассажиры в течение нескольких дней перегружали
содержимое носовых трюмов в кормовой. Тем не менее, хотя осадка
судна кормой увеличилась, три лопасти винта оказались погнуты.
А. И. Щетинина командовала "Чавычей" до 1938 г .
Свой первый орден Трудового Красного Знамени она получила именно
за эти тяжелые, по-настоящему "мужские" рейсы через Охотское море.
10 января 1937 г. руководство АКО распорядилось командировать ее
"в Москву за получением ордена". Соответствующее распоряжение в этот день
пришло на Камчатку из Главрыбы. 23--24 января 1937 г. в Петропавловске прошла конференция предприятий
АКО. Ее стенограмма содержит немало эпизодов, характеризующих состояние флота
общества в этот период. Основные проблемы, препятствующие его нормальной работе,
озвучила капитан "Чавычи" А. И. Щетинина, к этому времени достигшая всесоюзной
известности. Выдающиеся личные качества, а также большой авторитет среди
моряков придавали словам Анны Ивановны значительный вес, заставляя
прислушиваться к ним партийных и хозяйственных руководителей
высоких рангов. Главной проблемой в работе флота являлись его большие простои. По мнению
А. И. Щетининой, каждое судно следовало закрепить за определенным
рыбокомбинатом: "тогда будут взаимно стараться и судно, и берег наладить работу".
Требовалось четко планировать работу судов в ненавигационное время. Зачастую они
одновременно становились в ремонт, затем так же одновременно выходили из него
и скапливались в необорудованном Петропавловском порту, не приспособленном
для их массовой обработки. Следовало своевременно передавать судам извещения
об изменении условий плавания, дабы избежать ситуаций вроде: "Нам не
сказали, что в Петропавловске выставлены огни, и мы не знаем, где они
выставлены".
Зимой же следовало организовать передачу метеосводок и
ледовой обстановки.
В 1938 году А. И. Щетинина была назначена начальником рыбного порта во
Владивостоке. В том же году она поступает в Ленинградский институт
водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного
посещения лекций, она через два с половиной года заканчивает 4 курса.
В начале Великой Отечественной войны Анна Ивановна получает направление в
Балтийское пароходство. В августе 1941 года она под жестоким обстрелом
фашистов провела груженный продовольствием и оружием пароход "Сауле"
из Таллина в Ленинград. Осенью1941 года вместе с группой моряков была
командирована во Владивосток в распоряжение Дальневосточного
пароходства.
Там она работала на судах "Карл Либкнехт" , "Родина" и "Жан Жорес"
- перевозила воинские грузы через Тихий океан.
В самом конце Второй мировой войны , 25 августа 1945 года, Анна Ивановна
Щетинина участвовует в составе конвоя ВКМА-3 в переброске 264-й
стрелковой дивизии на южный Сахалин.
В 1947 году пароход "Дмитрий Менделеев" , которым командовала Щетинина,
доставил в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца во
время оккупации.
После окончания войны с Японией подала просьбу отпустить в Ленинград для
окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. В
Ленинграде до 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном
судов "Днестр", "Псков", "Аскольд", "Белоостров", "Менделеев" . На
"Менделееве" села в тумане на рифы острова Сенар, за что министром МФ
была переведена капитаном судов V группы на один год. Командовала
лесовозом "Баскунчак" до его перехода на Дальний Восток.
С 1949 года Щетинина переходит на работу в Ленинградское высшее инженерное
морское училище - ассистентом и одновременно заочно заканчивает 5 курс
судоводительского факультета.
В ЛВИМУ в 1951 году ее назначают сначала старшим преподавателем, а затем и
деканом судоводительского факультета. В 1956 году ей было присвоено
звание доцента . В 1960 году переведят во Владивостокское высшее
инженерное морское училище на должность доцента кафедры “Морское дело”.
В 1963 году, став председателем Приморского филиала
Географического общества СССР, Щетинина публикует обращение к
мореплавателям, призывая их сообщать о наблюдениях "над необычными,
аномальными или редкими явлениями", изучение которых "расширит знания
человека"
В 1969 и 1974 годах ее вновь переизбирают, но уже по кафедре "Управление
судном и его технической эксплуатации". В 1972 году ДВВИМУ
ходатайствует о назначении, капитану дальнего плавания Щетининой А.И.
республиканской пенсии. Герой Социалистического труда - Анна Ивановна
Щетинина получила лишь к 70-летнему юбилею.
Капитан Щетинина была награждена несколькими орденами за командование
судами в годы Великой Отечественной войны, на которых выполняла
известные теперь в истории "огненные рейсы" .

Её успехи в мирное время были замечены не только в СССР, но и за рубежом. В конце 70-х А.И. Щетинина получает приглашение начальника ДВМП В.П.
Бянкина на должность капитана-наставника . Именно 26 февраля 1978 года,
когда день рождения Анны Ивановны отмечали в старом Клубе моряков,
наградное дело попало на стол к Л.И.Брежневу, и было подписано. Анна Ивановна умерла 25 сентября 1999 года . На Морском кладбище во
Владивостоке ей установлен памятник, сооруженный на средства судоходных
компаний и портов. Герой Социалистического Труда, Почетный работник
Морского флота, Почетный гражданин города Владивостока, Почетный член
Географического общества СССР, член Союза писателей России, активный
член Комитета советских женщин, Почетный член Дальневосточной
ассоциации морских капитанов в Лондоне, FESMA и IFSMA. За свой труд
Анна Ивановна была отмечена многими правительственными наградами:
двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны II степени, орденом
"Красная Звезда", орденом "Трудового Красного Знамени", медалью "За
победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.",
медалью "За победу над Японией", золотой медалью "Серп и молот", знаком
отличия "Герой Социалистического Труда". 20 октября 2006 года имя
Щетининой присвоено мысу на полуострове Шкота в Японском море. Во
Владивостоке недалеко от дома, в котором проживала женщина-капитан,
разбит сквер ее имени. На здании школы, которую Анна Щетинина окончила в
1925 году, открыта мемориальная доска.
1)1968 году на экраны страны вышел фильм "Анна Ивановна", снятый
на студии "Дальтелефильм" режиссёром Олегом Канищевым за год до юбилея(60 лет). 2)Она была хорошим рассказчиком, писала книги рассказы,
один из которых "На морях и за морями", выдержавшей 4 издания. 3)Она была не многословным человеком, а уж всякой романтики боялась,
как огня, предпочитая хорошую морскую практику. Щетинина никогда не боялась
говорить, что чего-то не знает, нестеснялась учиться. Только практика -
важнейший критерий истины. 4) Она была в Голливуде, и тогда ей подарили грампластинук
фирмы "Columbia" с записью "Интернационала" в исполнении
русских эмигрантов.

105 лет минуло со дня рождения Анны Ивановны Щетининой, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания, Героя Социалистического труда, выпускницы Владивостокского морского техникума, доцента, а затем - начальника кафедры «Управление судном» ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского.

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. В начальную школу на станции Лянчихе (район Садгорода) Анна пошла в одиннадцать лет. Гражданская война была в разгаре, школы то и дело закрывали. Жили Щетинины в те годы на Седанке, денег на проезд не было, и девочке приходилось добираться пешком. А это семь километров туда и семь - обратно. Зимой - на коньках по реке до бухты, а затем - по льду Амурского залива. После вступления Красной Армии во Владивосток школы были реорганизованы, и с 1922 года Анна Щетинина поступила в единую трудовую школу на станции Седанка. Она активно наверстывала упущенное. Восьмилетнюю школу окончила за шесть лет и подала документы во Владивостокский морской техникум.

Десятилетия спустя она расскажет в книге «На разных морских дорогах»: «Я написала письмо начальнику техникума. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма». Конверт с замиранием сердца опустила в ящик и стала ждать ответа. Наконец получила приглашение «явиться лично» к начальнику…

На море захотелось? - спросил он. - А скажите, почему это вам вдруг захотелось?

Скажите, вам запрещено принимать девушек? - спросила я.

Нет, не запрещено, - досадно поморщился начальник. - Но я старше вас втрое и от чистого сердца хочу предостеречь. Ну, скажите, что вас заставляет идти на судоводительскую специальность? Начитались романов? Романтика влечет?

Работа. Интересная работа.

Работа? Вы совсем не знаете этой работы. К вам с первых дней будут относиться не снисходительнее, а строже, чем к другим. На работу придется тратить вдвое больше времени и сил, чем вашим товарищам. Если ошибется и не сможет что-то сделать парень, это будет просто ошибкой. А если вы ошибетесь - скажут: баба, чего с неё взять? Пусть будет несправедливо и обидно, но это будет. А все ваши успехи припишут воображаемым уступкам, которые якобы вам, как девушке, делались. Ведь у нас много людей старой закваски. Попадёте к какому-нибудь старому боцману, он из вас всю душу вытрясет… У меня парни частенько с практики удирают, а вы туда же!

Я не удеру, будьте уверены».

В 1925 году Анна Щетинина поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Всего один эпизод в судьбе будущего капитана, один штрих в её характере: чтобы заработать на жизнь, она ночами трудилась грузчиком в порту наравне со своими однокурсниками. Стипендию в техникуме Анна не получала: несмотря на отличные оценки ей было отказано, как «бесперспективной студентке». И в порту она не давала себе никаких поблажек, стараясь быть, как все. Ходила по кругу, сцепив зубы от самолюбия и усталости: таскать на плечах приходилось по тридцать-сорок килограммов. Заработанных за такую работу денег хватало на пять дней.

Практику Анна проходила палубным учеником на пароходе «Симферополь» и парусном охранном судне «Брюханов», а затем - матросом на пароходе «Первый краболов». Только она одна знала, сколько обидных шуток, пренебрежения и откровенного злорадства пришлось ей пережить со стороны отдельных членов экипажа во время практики. Боцман попался точно такой, как предсказал начальник техникума. Давал самую грязную и тяжелую работу: оббивать ржавчину, чистить трюм, мыть банки из-под краски. Она делала всё, что приказывали, одолевая приступы морской болезни. Много лет спустя призналась: «Я понимала, что если откажусь - никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром».

Морской техникум Анна Щетинина окончила в 1929 году. Когда она поступала, конкурс был четыре человека на место. Из сорока двух ребят, которые были приняты вместе с нею, до диплома дошло восемнадцать.

После окончания техникума Анну Щетинину направили в Акционерное Камчатское пароходство. У неё недоставало плавательного ценза для получения штурманского диплома. Предстояло несколько месяцев плавать учеником или матросом. Никто не поверил бы, что эта девушка за шесть лет пройдет путь от матроса до капитана. При этом не пропуская ни одной ступеньки: матрос портофлота, штурманский ученик, матрос первого класса, третий штурман, второй, старший… Не оттого ли так весомо звучат в книге её простые слова: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской»?

В 27 лет Анна Щетинина взошла на капитанский мостик. Первым её рейсом в качестве капитана стал в 1935 году перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку.

«Весной тридцать пятого я проводила отпуск в Москве, - вспоминала Анна Ивановна. - Планировала посмотреть новые спектакли в театрах, побегать по выставкам и с путёвкой в кармане уехать на юг. Но вместо желанного отдыха получила наряд на работу! Да какую! Капитаном судна, закупленного Советским правительством в Германии.

Гамбург с первого дня неприятно поразил меня какой-то мертвенной пустотой улиц, обилием флагов со свастикой и размеренным стуком кованых сапог штурмовиков, шагающих по мостовой. Но работа есть работа. Навсегда запомнилась минута, когда катер остановился у причала. Вот мы поднимаемся на плавучий док и переходим на судно. Мне уступают дорогу: капитан должен взойти на борт судна первым. Нас встречают. Но я пока ни на кого не смотрю. Как только перехожу сходню, касаюсь рукой планширя судна и шепчу ему приветствие, чтобы никто не заметил. Потом протягиваю руку капитану и здороваюсь с ним по-немецки. Он немедленно представляет меня человеку в штатском сером костюме: оказывается, это представитель компании «Ганза», уполномоченный оформить передачу группы судов Советскому Союзу. Я понимаю, что сначала должна поздороваться с этим представителем, но намеренно не хочу этого понять. Для меня главный сейчас - капитан. И только сказав все, что я считала нужным капитану, здороваюсь с представителем «Ганзы».

Она произвела за границей фурор. Среди моряков всего мира заключались пари: сможет ли «леди-капитан» довести свое судно из Гамбурга к берегам Дальнего Востока? Весь мир пристально следил за продвижением парохода, ожидая катастрофы. Но Анна Щетинина не оправдала прогнозы скептиков, успешно завершив труднейший рейс. Ее известность обогнала пароход, и едва «Чавыча» бросила якорь в Сингапуре, Анну пригласили в элитный английский морской клуб. Он был переполнен: джентльмены явились специально, чтобы посмотреть на «леди-капитана». В почтительном удивлённом шепоте за своей спиной она уловила общий смысл: господа ожидали увидеть, «по меньшей мере, бурую медведицу из сибирских лесов…».

А море, испытывая необычного капитана на прочность, обрушило на неё удары сразу после вступления в должность…

«Во время перехода судна из Гамбурга в Одессу «Чавыча» попала в полосу сплошного затяжного тумана. Каждому из нас приходилось, проснувшись втемноте, искать на ощупь выход из комнаты. Но за потерю ориентировки в доме расплачиваешься всего лишь синяками и шишками. А если потеряет ориентир пароход?.. Ведь навигационное оснащение судов в те годы было не таким, как сейчас, когда на вооружении судоводителей гирокомпас, радиопеленгаторы, радиолокаторы… А тогда были только магнитный компас, лаг с вертушкой, да лоты - механический и ручной».

«Чавыча» буквально на ощупь шла по Северному морю, нашпигованному судами, мелями и течениями, разрывая форштевнем плотную парусину тумана. Японское, Охотское и Берингово моря приучили Щетинину к плаваниям в тумане, но к Европе привыкнуть было трудно. Беспрерывно, с короткими интервалами, басовито звучал судовой гудок. Боясь не услышать ответный сигнал, все на судне избегали шума. Свободные от вахт собирались на носу и до рези в глазах смотрели вперед, чтобы не пропустить стремительно наваливающийся силуэт встречного судна. Проплывали мимо многопалубные пассажирские лайнеры, проскальзывали легкие рыбацкие суденышки, угрюмо шли военные корабли и так было долго, очень долго…

Зимой 1936 года «Чавыча» была затерта льдами. Пароход дрейфовал в течение одиннадцати суток. За это время истощились все запасы продовольствия. Моряки сели на жесткий паёк: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу - по 400. Пресная вода для котлов и питья также оказалась на исходе. Весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. Его собирали со льдин, насыпали в форпик, а затем плавили паром. В течение одиннадцати суток ледового плена Анна Ивановна не сходила с капитанского мостика, собственноручно управляя судном и выбирая удобный момент, чтобы вывести «Чавычу» изо льдов.

Даже в своих книгах десятки лет спустя она не признавалась, как ей было страшно. Это признание вырвалось только однажды, в 1997 году на встрече с коллегами-капитанами. Анна Ивановна вдруг сказала: «Не такая я уж отважная… Много раз мне становилось страшно. Особенно, когда лопнула палуба “Жан Жореса”…»

В декабре 1943 года пароход «Жан Жорес» под командованием Анны Щетининой оказал в Беринговом море помощь пароходу «Валерий Чкалов», у которого во время шторма лопнула палуба, и он разломился надвое. В сложнейших штормовых условиях со второго выстрела линемёта спасателям удалось завести буксирный конец на кормовую часть «Валерия Чкалова», которая чудом продолжала держаться на плаву. Экипаж спасли. Капитан «Чкалова» Александр Федорович Шанцберг, который начинал свою капитанскую карьеру ещё до появления Щетининой на свет, уважительно сказал: «Ты котя и папа, но рапотал карашо!». На этот раз она, конечно, не обиделась за «бабу».

А в следующем рейсе в беду попал «Жан Жорес». Это случилось в Аляскинском заливе, когда до ближайшей бухты Акутан оставалось 500 миль. Во время сильного шторма у парохода тоже лопнула палуба. Словно грохнула пушка, и с мостика вахта увидела трещину, чуть-чуть не доходящую до левого борта. Широкая щель «дышала», и казалось, что следующий толчок волн переломит судно. У всех свежа была в памяти авария «Валерия Чкалова». Сигнал бедствия Щетинина решила не давать. Центр циклона прошел, погода хуже быть не могла, помощи, реальной и близкой, ждать было неоткуда, а трещину удалось локализовать, просверлив отверстия по ее концам. Когда через трое суток судно подошло к Акутану и командир военного катера разрешил русскому кораблю продолжать путь, Анна Ивановна предложила американцу подняться на палубу своего еле живого парохода.

Командир катера схватился за голову... Срочно поставили судно к причалу. Выгрузили часть муки. Вызвали из порта Датч-Харбор плавмастерскую. Заварили трещину и предложили возвратить судно в Америку на ремонт. Но в военное время каждый день был на вес золота. «Дошла с такой трещиной в шторм до Акутана, дойду с долгожданным хлебом до Петропавловска, если повезёт с погодой», - решила Щетинина. И они дошли…

В годы ВОВ Анна Щетинина под обстрелами вражеской авиации эвакуировала людей и переправляла стратегически важные грузы. Всю войну проработала на судах, доставлявших в Россию продовольствие и оборудование из Америки и Канады. В 1945 году обеспечивала десантные операции во время войны с Японией.

За мужество и мастерство капитана Щетинину наградили в 1941 году медалью «За оборону Ленинграда», в 1942 году - орденом Красной Звезды, а в 1945-м - орденом Ленина. После войны, в 1950 году она завершила образование в Ленинградском высшем инженерном морском училище, куда поступила ещё до войны. В сентябре 1960 года Анна Ивановна вернулась в родной Владивосток, получив назначение доцентом кафедры «Управление судном».

К этому времени она стала не только мировой знаменитостью, но и автором нескольких учебников для будущих моряков. Много лет ее жизнь была связана с Дальневосточным высшим инженерным морским училищем. Делясь опытом с будущими судоводителями, она ещё долго продолжала оставаться на капитанском мостике, уходя в рейсы на судах «Орша», «Орехов», «Охотск», «Антон Чехов»… Пятьдесят лет отдала морю Анна Ивановна. Обошла все океаны мира, была капитаном пятнадцати судов, на «Охотске» совершила кругосветное плавание.

Анна Щетинина вела огромную общественную деятельность. Основала в Приморском отделении Географического общества СССР секцию мореплавания и океанологии и сама возглавила её. А спустя несколько лет стала председателем Приморского отделения Географического общества. По её инициативе во Владивостоке был создан Клуб капитанов, и дальневосточные капитаны избрали её первым председателем клуба. Она была депутатом Приморского краевого совета и членом Комитета советских женщин, который возглавляла Валентина Терешкова, первая в мире женщина-космонавт.

В 1978 году Анне Ивановне Щетининой была присвоено звание Героя Социалистического Труда и звание Почётного жителя города Владивостока. Она прожила большую жизнь, её 90-летие отмечала вся страна. И весь город проводил её в последний путь в 1999 году.

Именем этой замечательной женщины назван мыс на побережье Амурского залива, сквер на полуострове Шкота, улица в микрорайоне Снеговая падь. Её имя носит школа №16 города Владивостока. Лучшим курсантам Морской академии ежегодно назначается стипендия имени Анны Щетининой.

Хочется верить, что в будущем имя прославленного капитана Щетининой появится на борту современного океанского судна. И памятник ей обязательно поставят на одной из улиц нашего города. Ведь не случайно родилась фраза: «Щетинина для Владивостока, как Гагарин для России».

Галина Якунина,

В 1935 году в Гамбурге Советскому Союзу передавался приобретённый им пароход «Чавыча». Сам факт такой передачи не был экстраординарным, несмотря на то, что у власти в Германии к тому времени уже два года находились национал-социалисты.

Но бывалых «морских волков», которых в Гамбурге было полным-полно, до глубины души поразила личность русского капитана, прибывшего получать пароход.

Капитан прибыл в Гамбург в сером пальто, светлых туфлях и кокетливой голубой шёлковой шляпке. Было капитану 27 лет, но все, кто видел его, полагали, что он на пять лет моложе. Вернее, она, ибо капитана звали Анна Щетинина .

Через несколько дней об этой девушке написали все газеты мира. Это было невероятное событие — ещё ни разу в мире женщина не становилась капитаном дальнего плавания. За её первым рейсом следили внимательно, но капитан Щетинина уверенно провела «Чавычу» по маршруту Гамбург - Одесса - Сингапур - Петропавловск-Камчатский, развеяв как все сомнения относительно своей профпригодности, так и все суеверия, связанные с пребыванием женщины на корабле.

Порт Гамбурга, 1930-е годы. Фото: www.globallookpress.com

Письмо счастья

Она родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанская под Владивостоком, так что море было рядом с ней с первых дней жизни.

Но по-настоящему она «заболела» им в 16 лет, после путешествия на пароходе в устье Амура, где отец подрабатывал на рыбном промысле.

Намерение девушки стать моряком родные приняли за юношескую блажь, но у Ани всё оказалось серьёзно. Настолько серьёзно, что она написала письмо начальнику Владивостокского мореходного училища с просьбой принять её на учёбу.

Письмо получилось настолько убедительным, что начальник «мореходки» пригласил Аню на личную беседу. Разговор заключался в том, что умудрённый опытом моряк объяснял девушке — морская профессия тяжкая, совершенно не женская, и, несмотря на энтузиазм Ани, ей от своего намерения лучше отказаться.

Но Анну все его аргументы не смутили, наконец начальник махнул рукой — сдавай экзамены и учись, если поступишь.

Так в 1925 году Анна Щетинина стала учащейся судоводительского отделения Владивостокской «мореходки».

Орден за заслуги и порт в нагрузку

Это был тяжёлый, невыносимо тяжёлый труд, в котором никто не делал скидку на то, что она женщина. Наоборот, многие ждали, когда она сдастся, сломается. Но она только сжимала зубы, наравне с другими «гардемаринами» выполняя обязанности палубного матроса.

В 1929 году 21-летнюю выпускницу училища направляют в распоряжение Акционерного Камчатского общества, где в течение шести лет она прошла путь от матроса до старпома.

В 1935 году руководство признало — 27-летняя Анна Щетинина является профессионалом высокого класса и может быть капитаном дальнего плавания. А дальше был тот самый рейс на «Чавыче», когда о ней писали газеты всего мира.

Но она пришла на флот не ради сиюминутной славы, не ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Она пришла делать тяжёлую работу, которая нравилась ей больше всего на свете.

В 1936 году «Чавыча» под командованием капитана Щетининой была зажата тяжёлыми льдами Охотского моря. Критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан справится успешно. Капитан Щетинина справилась — через 11 суток «Чавыча» вырвалась из плена без существенных повреждений.

За образцовую работу во время рейсов в тяжёлых условиях Охотского моря Анна Щетинина в том же 1936 году была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938 году, к своему 30-летию, она получила неожиданный «подарок» — назначение начальником Владивостокского рыбного порта. Собственно говоря, рыбного порта на тот момент во Владивостоке не было — капитан Щетинина и должна была его создать. Похоже, наверху к тому времени поняли, что женщине-капитану можно со спокойной душой поручать самые сложные задачи. Анна не подвела — уже через полгода рыбный порт стал функционировать в полном объёме.

Анна Щетинина читает книгу в своей каюте, 1935 год. Фото: РИА Новости

Дипломатический конфуз

Капитан Щетинина продолжала совершенствоваться, в том же 1938 году поступив в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, она через два с половиной года закончила 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны женщина-капитан оказалась на Балтике, где под градом немецких бомб и атак немецких подлодок осуществляла снабжение армии в Прибалтике, а затем эвакуацию гражданского населения из Таллина. В 1941-м году на Балтике погибло немало советских кораблей и отважных моряков, но капитан Щетинина оказалась гитлеровцам не по зубам.

Осенью 1941-го её возвращают на Дальний Восток. Капитану Щетининой поручаются рейсы по доставке через Тихий океан военных грузов из США и Канады.

Женщина-капитан привлекает повышенное внимание за океаном, и ей для укрепления международных связей приходится бывать на официальных приёмах. Тут к трудной морской науке приходится осваивать не менее трудный дипломатический этикет.

С госпожой Щетининой хотели познакомиться многие влиятельные персоны, «полезные для нашего государства», как говорили опекавшие Анну дипломаты.

Анну представляли официальным лицам, а ей называли их имена. Как-то она, беседуя с одним из новых знакомых в Канаде, простодушно попросила его назваться заново, поскольку забыла его имя.

После приёма советский дипломат устроил Анне «разнос» — с точки зрения дипломатического этикета, это была грубая оплошность.

Как вспоминала потом Анна Ивановна, выслушав замечания, она вернулась на корабль, заперлась в каюте и… разрыдалась.

Но, взяв себя в руки, она принялась усиленно тренировать память — на лица, имена и фамилии. И уже вскоре на флоте заговорили об удивительной памяти капитана Щетининой…

Без скидок и поблажек

В августе 1945 года женщина-капитан приняла участие в войне с Японией — её корабль в составе конвоя ВКМА-3 участвовал в переброске 264-й стрелковой дивизии на занятый японцами Южный Сахалин.

В 1947 году, вернувшись на Балтику, чтобы окончить обучение в Ленинградском институте водного транспорта, она снова участвует в событии, связанном с войной. Судно «Дмитрий Менделеев» под её командованием доставило в Ленинград статуи, похищенные гитлеровцами из Петродворца в период оккупации.

До 1949 года она работает в Балтийском пароходстве капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Менделеев». Скидок ей по-прежнему никто не делал — когда в тумане у острова Сенар «Менделеев» под её командованием сел на риф, Анну Щетинину на год понизили в должности.

В 1949 году капитан Щетинина начинает передавать опыт молодым — она становится преподавателем Ленинградского высшего инженерного морского училища. В 1951 году Анна Щетинина — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета.

В 1960 году доцент Щетинина возвращается на родину, во Владивосток, став доцентом кафедры «Морское дело» Владивостокского высшего инженерного морского училища.

Она много работала с молодёжью, писала книги, возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Про себя саму Анна Щетинина говорила: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчинённых знает, что я явилась не из пены морской!»

Щетинина в 1939 году. Фото: РИА Новости / Дмитрий Дебабов

От Брежнева до австралийских капитанов

Анна Ивановна Щетинина заслужила уважение моряков всего мира, но только не чиновников родной страны. Удивительное дело, но первую женщину-капитана дальнего плавания в мире долго не удостаивали звания Героя Социалистического Труда. Наталья Кисса и Валентина Орликова , ставшие капитанами дальнего плавания уже после Анны Щетининой, уже были награждены, а её кандидатуру под разными предлогами отклоняли.

Однажды раздражённый чиновник заявил: «Что вы выставляете вашего капитана? У меня на очереди женщина — директор института и женщина — известный хлопковод! Вы бы ещё первую в мире вагоновожатую представили…»

Справедливость восторжествовала в 1978 году, когда окольными путями наградное дело Анны Щетининой добралось до главы СССР Леонида Брежнева . Стареющий и больной генсек всё-таки ещё не настолько выжил из ума как чиновник, сравнивший первую в мире женщину-капитана с вагоновожатой, и утвердил присвоение Анне Щетининой звания Героя Социалистического Труда.

Знаменитый австралийский клуб капитанов «Ротари клуб», существующий не первое столетие, имел твёрдое правило — никогда не приглашать в свой состав женщин. Эта святая заповедь была изменена ради русской женщины-капитана, которой предоставили слово на форуме капитанов.

Капитану Щетининой была суждена долгая жизнь. Когда Анне Ивановне исполнилось 90 лет, ей вручили специальное поздравление от имени всех капитанов Европы и Америки.

Честь города, честь капитана…

Когда к ней приходили девушки, которые хотели связать жизнь с морем, и просили её совета, ответ звучал для многих неожиданно — первая в мире женщина-капитан считала, что её пример — скорее исключение, а не образец для подражания, и морская профессия — далеко не самая женственная…

Но тем, кто действительно не может жить без моря, нужно преодолевать все трудности, не жалеть себя, как когда-то поступала юная Аня Щетинина.

Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище Владивостока.

В октябре 2006 года мысу побережья Амурского залива Японского моря было присвоено имя Анны Щетининой.

В 2010 году Владивостоку было присвоено почётное звание «Город воинской славы». В честь этого события два года спустя в городе была установлена памятная стела. На барельефе стелы запечатлена Анна Щетинина и пароход «Жан Жорес», на котором в годы войны она совершала рейсы в США и Канаду, перевозя грузы, столь необходимые фронту…