Болезни Военный билет Призыв

Шаги развития речи ребенка 3 лет. Игра «Перепутанная сказка»

Юлия Кащеева

Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет .

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития . Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребенка .

В настоящее время образовательная программа дошкольного учреждения строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие , включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие грамматической стороны, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи, ее связности.

В дошкольном возрасте речь играет доминирующую роль в развитие высших психических функций ребенка, она напрямую связана с развитием и формированием таких процессов как мышление, память, восприятие, внимание, воображение. Речь тесно связана с развитием мыслительных процессов : анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, умозаключения, т. е. чем выше будет уровень развития речи , тем качественно выше будет интеллект ребенка. Усвоение языка также существенно влияет на формирование продуктивной, осознанной, не механической памяти. В возрасте 3-4 лет у дошкольников наблюдается переход от чувственного опыта к обобщенному познанию, это происходит в результате перестройки восприятия, которое качественно меняется под влиянием речевого развития . Внимание становится произвольным, прекращая подчиняться законам ориентировочного рефлекса. Слово матери является стимулом, перестраивающим внимание, выделяя словесную инструкцию из ряда других стимулов. Так происходит формирование осознанного и организованного внимания, имеющего социальную основу. К окончанию периода раннего детства у ребенка наблюдается переход от репродуктивного воображения, характеризующегося воспроизведением полученного опыта, к творческому мышлению. Таким образом, речь и ее развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребенка, и потому очень важно способствовать ее развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребенка.

Каковы же нормы речевого развития в 3-4 года ? Многих родителей беспокоит данный вопрос. Ниже приведены нормы развития речи дошкольников в возрасте 3-4 лет .

Активный словарь составляет 1500-2000 слов.

Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков ([с],[з],[ж],[ш],[ц],[ч],[щ] и их мягких аналогов, звуков [р] и [л] и их мягких аналогов.

Персеверации в слогах слов (невеста – венеста, тюльпаны-пальтюны, математика – темаматика и т. д., также путаница в звуках (самолет – фамает)

Путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Эля принес игрушку, хочу выпить вода и т. д.)

Неумение создавать полные, логически завершенные рассказы.

Активный интерес к заучиванию, слов, стихотворений, к рифмованию слов.

Таким образом, в 3-4 года с нормальным речевым развитием должен уметь :

Называть свое имя, фамилию, отчество.

Называть имена родственников, друзей и знакомых.

Описывать увиденную ситуацию.

Пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов.

Называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный) .

Называть действия (сидеть, играть, бегать, убирать) .

Обобщать предметы (посуда, игрушки, транспорт, животные) .

Говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным.

Развитие речи ребенка дошкольного возраста требует активного вмешательства взрослых. Чтобы ребенок скорее точнее усваивал все речевые нормы необходимо использовать определенные методы.

1. Прежде всего нужно как можно больше говорить с ребенком, начиная с оречевления различного рода действий, необходимо описывать ребенку увиденное, просить его проделать тоже самое. Нужно знакомить дошкольника с новыми словами , объяснять и показывать их значение, закреплять их в речи ребенка, тем самым обогащая активный и пассивный словарный запас. Нужно чаще спрашивать ребенка, что он делал в детском саду, на прогулке, что видел, что новое узнал.

2. Если Вас беспокоит произношение ребенка, искажение или отсутствие определенных звуков, необходимо прибегнуть к выполнению артикуляционной гимнастики, так называемых «Игр с язычком» , таких как : домик, качели, блины, футбол, иголочка, трубочка и проч. Артикуляционные упражнения позволят активизироваться мышцам языка, щек, губ, тем самым создавая благоприятную основу для правильного произношения.

3. Развитие мелкой моторики играет значительную роль в речевом развитии ребенка , это обусловлено тем, что нервные центры, отвечающие за речь и мелкую моторику в коре головного мозга находятся в тесной взаимосвязи. Потому, чем лучше развита мелкая моторика рук ребенка, тем четче и яснее будет его речь. Развивать мелкую моторику можно благодаря лепке, рисованию и аппликации, с помощью специальных пальчиковых игр («Цветочек» , «Блины» , «Лодочка» , «Фонарики» , «Еж» и тд., игр со шнуровкой, игр с песком, природным материалам, сенсорными коробочками.



4. Привлечение театрализации в развитие речи может способствовать развитию эмоциональности и выразительности речи, улучшит звукопроизношение и интонационную сторону, активизирует словарный запас ребенка. Можно использовать теневой, пальчиковый театры, использовать костюмы и маски для создания интереса у ребенка в процессе драматизации. Лучше всего использовать наиболее подходящие сказки для возраста 3-4 лет : «Колобок» , «Три медведя» , «Курочка ряба» , «Репка» .

5. Безусловно, речевое развитие не обходится и без специальных речевых игр . В настоящее время существует множество разновидностей таких игр, направленных на развитие всех сторон речи : семантической, лексико-грамматической, эмоционально-интонационной и звукопроизносительной.

Таким образом, побуждая ребенка к постоянным словесным высказываниям, создавая специальные условия для организованного развития , можно достичь высоких результатов в речевом развитии дошкольника , что существенно повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс социализации ребенка.

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас - от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

Как развивать речь в 3-4 года

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

  • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
  • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
  • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
  • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
  • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
  • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

Упражнения для развития речи

Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

  • Подбирайте слова на выбранную букву.
  • Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
  • Образовывайте прилагательные(ложка из серебра - серебряная ложка, хвост лисы - лисий хвост).
  • Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
  • Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

Развитие мелкой моторики

По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

  • Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
  • Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
  • Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы - пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
  • Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.

Артикуляционная гимнастика

Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

  • Легонько покусывать кончик языка.
  • «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
  • Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
  • Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
  • Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.

Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды - речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.

Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

  • в 4 года - около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет - 1 500 слов;
  • попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
  • речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
  • внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
  • создание собственных словоформ;
  • попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
  • с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
  • и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
  • нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
  • путают звуки;
  • переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка - особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
  • называть имена близких родственников и друзей;
  • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
  • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
  • распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
  • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
  • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
  • точно повторять услышанное;
  • пересказывать мультфильм, сказку;
  • в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

  • ребёнок постоянно тарахтит;
  • его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
  • его сложно понять;
  • в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
  • ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
  • глотает окончания слов;
  • произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
  • не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
  • приоткрытый рот;
  • частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором - коррекции.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

  • педиатр;
  • невролог;
  • психиатр;
  • отоларинголог;
  • логопед;
  • психолог;
  • сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть назначены такие обследования, как:

  • ЭхоЭГ.

Диагностика также включает в себя:

  • возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
  • беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
  • изучение моторики мышц лица;
  • сравнение понимания и воспроизведения речи;
  • анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешают правильному становлению речи. Это хронический отит, аденоиды, тугоухость.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

  1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
  2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
  3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
  4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
  5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
  6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
  7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
  8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
  9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
  10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
  11. Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное - не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.

Все родители знают, что ребенка нужно развивать. С ним надо проводить занятия: рисовать, учить стихи, писать и т.д. Однако норма развития речи у ребенка для многих родителей остается тайной: мало кто представляет, что должен уметь говорить малыш к 2-3 годам, когда идет становление разговорной речи. Почему формируется задержка, и правильно ли развивается ребенок?

Норма для 3 лет

Развитие речи у детей 3-4 лет предполагает, что малыш уже умеет:

  • назвать имена и фамилии родителей и ближайших родственников;
  • может описать ситуацию или картинку простыми предложениями;
  • постепенно предложения в речи усложняются;
  • знает названия бытовых предметов и может сгруппировать их по признакам;
  • знает, как называются действия животного, человека;
  • может назвать предмет по описанным признакам;
  • может повторить услышанное или пересказать короткую информацию;
  • может менять силу голоса;
  • пересказывает короткую сказку.

Конечно, развитие речи у всех детей 3 года разное, и ориентироваться на норму нужно только приблизительно. Объем лексики тоже индивидуален.

Норма для ребенка 3 года не согласовывать некоторые формы слов. Дети могут не всегда правильно строить предложения, не выговаривать сложные для произношения звуки р, л, ж, ш. Если ребенок развивается нормально, не стоит переживать по поводу некоторых неточностей в речи. Если в 4-5 года они не пройдут, вы еще успеете позаниматься со специалистами-логопедами. Немногие логопеды соглашаются проводить занятия с детками в 3 года.

Кроме перечисленных характеристик, в 3 года для ребенка важно различать множественное и единственное число, ориентироваться в основных цветах.

В 4 года речь ребенка постепенно совершенствуется. Предложения становятся сложнее, в их составе появляются новые слова. Если в 3 года у ребенка порой возникало недовольство по поводу того, что его не понимают, то в 4 года у ребенка появляется уверенность, что его понимают. С этого момента можно проводить занятия со специалистом индивидуально или в группах раннего развития.

Как проводятся занятия?

Если у родителей ребенка 3-4 года нет возможности водить на развивающие занятия, в игровой форме их можно проводить и дома. Сегодня существует множество пособий и видео, где показано наглядно, как нужно проводить занятия с той или иной категорией детей.

  • Первое, на что следует обращать внимание, - это произношение отдельных звуков у ребенка в 3-4 года. Особенно важно делать акцент на шипящие и свистящие звуки, мягкие и твердые. Можно посмотреть обучающее видео и попробовать самостоятельно выставить ребенку звук, если он его не выговаривает.
  • Старайтесь обучать малыша интонации голоса. В игре можете пробовать менять голос: делать его более тихим или более громким, медленным или быстрым. При постановке речи уделяйте внимание речевому дыханию: перед тем как сказать фразу, нужно сделать вдох носом, а говорить на выдохе.
  • Развивайте мелкую моторику. Для этого ребенку в 3-4 года полезно завязывать шнурки, продевать в нитки бусинки, раскрашивать изображения, обводить по контуру. Ученые доказали тесную связь между развитием мелкой моторики и совершенствованием речи ребенка и любого человека.
  • Учите с ребенком стихи. Это можно сделать в форме игры. Для начала выберите несложную потешку. Продекламируйте ее, а затем можно разыграть ее сюжет с помощью игрушек. Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, где слова сопровождаются движениями пальцев.
  • Играйте со словами. Описывайте их свойства, загадывайте загадки. Кстати, интересные загадки можно придумать и самостоятельно.
  • Для развития речи ребенка 3-4 года можно приобрести специальные пособия. В них даются различные задания, например, найти отличия на картинках, запомнить и назвать предметы, сказать, что находится справа или слева. Эти пособия можно скачать и в интернете.
  • Используйте проверенные общедоступные методики. Например, хорошо развивает лексику методика Домана. Карточки можно скачать и распечатать, а затем показывать их малышу и называть, что на них изображено. Это позволит восполнить недостаток лексики и приобрести новые знания.

Если родители хотя бы полчаса в день будут уделять тому, чтобы провести занятия с ребенком 3-4 года в игровой форме, проблем с речью у такого малыша не будет.

Отклонения

Иногда случается так, что ребенок до 3-4 года не говорит. Родители до этого возраста ждут: возможно, малыш заговорит сам. С трех лет, если ребенок не говорит, нужно вести его к специалисту.

Таковыми являются невропатолог и логопед. Сначала отведите ребенка к опытному логопеду. Пусть специалист его протестирует. Если логопед заподозрит физиологические (короткая уздечка) или неврологические причины отсутствия речи, следует идти к невропатологу и проводить обследование.

Что включает в себя обследование и прием у невропатолога? Как правило, врач назначает энцефалограмму головного мозга, чтобы выявить отклонения в его структуре и работе. Как правило, отклонения обнаруживаются, и назначается лечение. Оно включает в себя прием витаминных комплексов, ноотропных препаратов и занятия с логопедом.

К сожалению, не все родители соглашаются проводить лечение задержки речи медикаментозными средствами. Многие уверены, что без этого можно обойтись. Но не нужно категорично отказываться от назначенной терапии. Если вы сомневаетесь в квалификации невропатолога, посетите другого специалиста и прислушайтесь к его мнению. Изучите состав препаратов: возможно, есть менее агрессивные по воздействию на ребенка медикаменты.

Занятия с логопедом необходимы. Специалист предложит ряд мер по лечению задержки развития речи:

  • логопедический массаж;
  • постановку звуков;
  • коррекцию грамматического строя речи;
  • пополнение лексического запаса;
  • развитие мелкой моторики, логического мышления.

Некоторые логопеды успешно совмещают практику раннего развития и специализированную логопедическую коррекцию. Так вы получите сразу две услуги в составе одного занятия.
Занятия с ребенком по развитию речи трудная, но необходимая мера. Это залог успешного обучения и дальнейшей жизни малыша.

Для развития речи у детей возраст от 1 до 3 лет идеален – если не упустить момент, можно научить малыша говорить не просто внятно, но и правильно, используя достаточно сложные речевые обороты. Малыши впитывают все подобно губке, и если с ними не сюсюкать, коверкая слова, уже к 2,5 годам можно будет учить первые стихи, чтобы тренировать память. Ниже вы получите полную характеристику речевого развития ребенка 1-3 лет.

Нормы речевого развития у детей 1-3 лет

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.

Центральное звено всего аппарата речи - кора головного мозга, у правшей - преимущественно левого полушария, а у левшей - правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.

В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»

Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.

Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

Речевое развитие детей 1-2 лет совершенствуется, большинство малышей в этом возрасте начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, слова «дай», «нельзя».

На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования - назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.

Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.

Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300-400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я - Катя», «Ем сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.

Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.

Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.

Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

Взрослые, подстраиваясь под неумелый детский лепет, дают ребенку «хороший» пример, как надо неправильно разговаривать.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».

Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.

В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».

Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака - пес, мишка - медвежонок и т. д.).

В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту - логопеду. Главное, сделать это вовремя.

В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:

Возраст

Достижения

12-14 месяцев

Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь

14-18 месяцев

Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках

18-20 месяцев

Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов

В речи малыша появляются наречия и глаго­лы, слова уже складываются в небольшие предложения

2 года 4 месяца

Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе»

2 года 6 месяцев

В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказы­вает любимые стихи, но не более 4-х строчек

Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития

Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:

  • развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
  • приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
  • научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
  • В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
  • развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
  • использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).

Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.

Все действия - купание, переодевание, кормление - сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».

Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка - такую речь малыш воспримет с удовольствием.

Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.

В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты - строение челюстей, языка, неба и т. д.

Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

Статья прочитана 7 528 раз(a).