Болезни Военный билет Призыв

Севастопольские рассказы краткое содержание по главам подробно. Лев николаевич толстой "севастопольские рассказы"

Сборник «Севастопольские рассказы» Толстого, написанный и опубликованный в 1855 году, посвящен обороне Севастополя. В своей книге Лев Николаевич описывает героизм защитников города, а также показывает всю бессмысленность и беспощадность войны.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Севастопольские рассказы» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, порядочный, амбициозный мужчина.

Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.

Владимир Козельцов – младший брат Михаила.

Другие персонажи

Ротмистр Праскухин, подполковник Нефердов – представители военной аристократии.

Никита – верный слуга Михайлова.

Вланг – юнкер, боевой товарищ Володи Козельцова.

Севастополь в декабре месяце

В декабре 1854 года Севастополь все еще не укрыт снегом, « но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами ». Военное утро начинается привычными уже « раскатистыми выстрелами », сменой часовых, суетой на пристани. Воздух наполнен запахами « каменного угля, навоза, сырости и говядины» . Отставные матросы предлагают свои услуги в качестве перевозчика на своих небольших яликах.

При мысли о том, что находишься в Севастополе, душу наполняют « чувства какого-то мужества, гордости ». Местные жители уже давно привыкли к звукам выстрелов, и не обращают на них никакого внимания. Они лишь равнодушно комментируют промеж собой, на каком участке взорвались снаряды, да из какой « батареи нынче палит ».

На набережной вовсю идет оживленная торговля, и тут же на земле, среди торговцев и покупателей, « валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров ». Приезжему человеку сразу бросается в глаза « странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака ».

В большом зале Собрания расположен госпиталь, при входе в который открывается « вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных ».

Старый исхудалый солдат чувствует свою раненую ногу, хотя она уже давно ампутирована. Другой раненый лежит прямо на полу, а из-под одеяла виднеется жалкий остаток перебинтованной руки, от которого исходит удушающий запах. Неподалеку лежит безногая женщина – супруга матроса, которая несла мужу обед и случайно попала под обстрел.

Кругом кровь, страдания и смерть. При взгляде на изувеченных защитников Севастополя, « становится почему-то совестно за самого себя ».

Самым опасным в Севастополе местом является четвертый бастион – « здесь народу встречается еще меньше, женщин совсем не видно, солдаты идут скоро, по дороге попадаются капли крови ». Невдалеке слышится « свист ядра или бомбы », жужжание пуль.

От амбразуры к амбразуре спокойно прохаживается офицер, и рассказывает о том, как после бомбардировки у него в командовании осталось только восемь человек и одно действующее орудие. Однако уже на следующее утро он вновь палил из всех своих пушек.

Матросы, обслуживающие орудия, выглядят не менее внушительно. В их внешнем виде и движениях видны « главные черты, составляющие силу русского » – простоту и упрямство.

Севастополь в мае

Главы 1-3

Война за Севастополь длится уже полгода. За это время « тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успокоиться в объятиях смерти ». Дипломаты не в состоянии решить конфликт, но уладить его при помощи военных действий гораздо сложнее. Люди, поддерживающие и разжигающие войну, не могут считаться разумными созданиями, поскольку « война есть сумасшествие ».

По городу прогуливается штабс-капитан Михайлов, на лице которого читается « тупость умственных способностей, но притом рассудительность, честность и склонность к порядочности ». Помимо денег и наград он страстно мечтает войти в круг военной аристократии, и быть на короткой ноге с ротмистром Праскухиным и подполковником Нефердовым.

Подойдя к павильону с музыкой, Михайлов хочет поздороваться с представителями высшего военного общества, но не решается сделать это. Он боится, что «аристократы» попросту проигнорируют его, и тем самым нанесут болезненный укол его самолюбию. Воздух в Севастополе буквально звенит от тщеславия: оно повсюду – « даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения ».

Главы 4-9

Придя домой, Михайлов принимается « писать прощальное письмо отцу » – вскоре ему придется идти на бастион, уже в тринадцатый раз. Его терзают дурные предчувствия, и он невольно срывается на старом слуге Никите, которого « любил, баловал даже и с которым жил уже двенадцать лет ».

« Уже сумерками подходя с ротой к бастиону », штабс-капитан успокаивает себя тем, что, если повезет, его только ранят, и он останется жив.

Главы 10-14

Михайлов командует ротой и вскоре получает от генерала приказ о передислокации, который ему передает Праскухин. Во время перемещения роты Михайлов и Праскухин заботятся только о том впечатлении, которое они производят друг на друга.

Во время сильнейшей бомбардировки Праскухин убит « осколком в середину груди », Михайлов же « камнем легко ранен в голову ». Понимая, что с « раной остаться в деле - непременно награда », Михайлов отказывается от госпитализации.

После сражения цветущая долина покрыта сотнями трупов.

Главы 15-16

На следующий день после битвы военные аристократы, как ни в чем не бывало, прогуливаются по бульвару, похваляясь друг перед другом своим героизмом.

Между враждующими армиями « выставлены белые флаги », простые солдаты общаются друг с другом без ненависти. Но, как только прячут белые флаги, « снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия ».

Севастополь в августе 1855 года

Главы 1-5

В конце августа 1855 года по севастопольской дороге едет тележка, в которой сидит поручик Михаил Козельцов. Офицер возвращается в осажденный Севастополь после лечения в госпитале. Козельцов был « неглуп и вместе с тем талантлив, хорошо пел, играл на гитаре, говорил очень бойко ». Но главной чертой его является непомерное самолюбие.

На станции не протолкнуться – нет ни одной свободной лошади или повозки. Многие офицеры оказались совершенно без денег. Им обидно, « что так уже близко, а нельзя доехать ».

Главы 6-7

На станции поручик совершенно неожиданно встречает своего младшего брата, семнадцатилетнего Володю Козельцова. Юноше прочили блестящую карьеру в гвардии, но он предпочел встать в ряды действующей армии. Ему стало « совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество », к тому же он хотел увидеться с братом, которым гордился и восхищался.

Михаил зовет Владимира с собой в Севастополь, но тот начинает мяться. Выясняется, что юноша, как и многие другие военные на станции, не имеет свободных денег, более того – он должен восемь рублей. Старший Козельцов выплачивает долг брата.

Главы 8-18

Братья держат путь на Севастополь. По дороге Володя предается романтическим грезам о том, какие великие подвиги он свершит вместе с Михаилом во благо Отечества.

По приезду в город братья прощаются и расходятся по своим полкам. Володю охватывает страх перед темнотой, перед надвигающейся смертью. Его терзает « мысль, что он трус ». Повсюду раздаются звуки разрывающихся снарядов, и избавиться от сильного внутреннего страха Владимиру помогает только молитва.

Михаил Козельцов, « встретив на улице солдата своего полка », сразу отправляется к пятому бастиону. Михаил оказывается в подчинении у своего давнего товарища, с которым в свое время воевал на равных. Командир не очень доволен приезду старого приятеля, но все же передает ему командование ротой. В казарме Козельцов встречает знакомых офицеров, и сразу становится понятно, что « его любят и рады его приезду ».

Главы 19-24

Володя знакомится с артиллерийскими офицерами, и быстро заводит дружбу с юнкером Влангом. Вскоре молодых людей отправляют на Малахов курган – самый опасный участок на поле брани. Все теоретические знания Козельцова меркнут перед реалиями сражения, однако ему удается не паниковать и выполнять свои прямые обязанности.

Главы 25-27

Во время сражения старший Козельцов, видя страх своих солдат перед наступающими французами, решает показать им пример храбрости, и с саблей бросается на врага. Михаил « был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости ». В бою офицер получает смертельное ранение, но его успокаивает мысль, что он « хорошо исполнил свой долг ».

Володя в приподнятом настроении командует во время штурма. Но французы обходят его с тыла и убивают. Вланг пытается спасти своего друга, но слишком поздно. Вместе с выжившими солдатами он уезжает из Севастополя. Покидая город, почти каждый испытывал тяжелое « чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу »…

Заключение

В своем произведении Толстой разрушает романтические представления о войне, демонстрируя ее во всей правдивой неприглядности. Отбросив ложный пафос и героизм, он описывает будни военных сражений в виде подчеркнуто простого и несколько отстраненного рассказа очевидца.

После ознакомления с кратким пересказом «Севастопольские рассказы» рекомендуем прочесть сборник в полном варианте.

Тест по рассказам

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 344.

Граф Лев Николаевич Толстой является одним из самых почитаемых писателей-прозаиков в русской истории. Значимость его трудов невозможно переоценить. Автор уделил особое место в своем творчестве военной тематике, и сборник «Севастопольские рассказы» является ярким представителем этого жанра. «Севастопольские рассказы» были изданы в 1855 году. Особенностью этих очерков является тот факт, что писатель сам был участником описываемых боевых действий, и, можно сказать, примерил на себя роль военного корреспондента. Сборник был написан меньше чем за год, и все это время Толстой находился на службе, что позволило ему с удивительной точностью передать основные события тех месяцев. Сюжет полностью реалистичен, именно его и передает краткий пересказ от команды «Литерагуру».

Рассказчик прибывает в осажденный Севастополь и описывает свои впечатления, совмещая описания самых, казалось бы, будничных вещей, и перечисление ужасов войны, проникающих повсюду – смешение «городской жизни и грязного бивуака».

Он попадает в залу Собрания, в которой устроен госпиталь для раненых солдат. Каждый солдат по-разному описывает свое ранение – кто-то не чувствовал боли, потому что не заметил ранения в пылу боя, и жаждет выписки, а умирающий, уже «пахнущий мертвым телом» мужчина уже ничего не видит и не понимает. Женщина, носившая своему мужу обед, от снаряда потеряла ногу по колено. Чуть дальше автор попадает в операционную, которую описывает как «войну в настоящем ее выражении».

После госпиталя рассказчик попадает в резко контрастирующее с госпиталем место – трактир, где рассказывают друг другу различные истории моряки и офицеры. Например, один молодой офицер, несущий службу на самом опасном, четвертом бастионе, хорохорится, делая вид, что больше всего его заботит грязь и непогода. По пути к четвертому бастиону попадается все меньше невоенных людей, и все больше вымотанных солдат, в том числе раненых на носилках. Солдаты, давно привыкшие к грохоту выстрелов, спокойно гадают, куда попадет следующий снаряд, а офицер-артиллерист, увидев тяжелое ранение одного из солдат, невозмутимо комментирует: «Это вам каждый день эдак человек семь или восемь».

Севастополь в мае

Автор рассуждает о бесцельности кровопролития, которое не могут решить ни оружие, ни дипломатия. Он считает верным, если бы сражались только по одному солдату с каждой стороны – один оборонял бы город, а другой – осаждал, говоря, что так «логичнее, потому что человечнее».

Читатель знакомится со штабс-капитаном Михайловым, некрасивым и нескладным, но производящим впечатление человека «чуть повыше» обыкновенного пехотного офицера. Он размышляет о своей жизни до войны и находит свой прежний круг общения куда изысканнее нынешнего, вспоминая друга-улана и его жену Наташу, которая с нетерпением ждет новостей с фронта о героизме Михайлова. Он погружается в сладостные мечты о том, как получит повышение, мечтает быть вхожим в высшие круги. Штабс-капитан стесняется своих нынешних товарищей, капитанов его полка Сусликова и Обжогова, желая подойти к «аристократам», гуляющим по пристани. Он не может заставить себя сделать это, но, в конце концов, присоединяется к ним. Выходит так, что каждый из этой группы считает кого-либо «большим аристократом», чем он сам, каждый преисполнен тщеславия. Ради шутки князь Гальцин берет Михайлова под руку во время прогулки, считая, что ничего не принесет ему большего удовольствия. Но через некоторое время с ним перестают беседовать, и капитан направляется к себе домой, где вспоминает, что вызвался идти вместо заболевшего офицера на бастион, гадая, убьют его, или просто ранят. В конце концов, Михайлов убеждает себя, что поступил верно, и его в любом случае наградят.

В это время «аристократы» беседуют у адъютанта Калугина, но делают это без прошлой манерности. Однако это длится лишь до появления офицера с посланием генералу, чьего присутствия они демонстративно не замечают. Калугин сообщает своим товарищам, что им предстоит «жаркое дело», на бастион отправляются барон Пест и Праскухин. Гальцин тоже вызывается идти в вылазку, в душе зная, что никуда не пойдет, а Калугин отговаривает его, при этом понимая, что тот испугается идти. Через некоторое время Калугин сам выезжает на бастион, а Гальцин на улице опрашивает раненых солдат, и сначала возмущается тому, что они «просто так» покидают поле боя, а потом начинает стыдиться своего поведения и поручика Непшитшетского, кричащего на раненых.

Тем временем Калугин, показывая напускную храбрость, сначала гонит уставших солдат по их местам, а затем направляется к бастиону, не пригибаясь под пулями, и искренне расстраивается, когда бомбы падают слишком далеко от него, но падает в страхе на землю, когда рядом с ним разрывается снаряд. Он поражается «трусости» командира батареи, настоящего храбреца, полгода по факту жившего на бастионе, когда тот отказывается сопровождать его. Калугин, движимый тщеславием, не видит разницы между временем, проведенным капитаном на батарее, и его несколькими часами. Тем временем Праскухин прибывает на редут, на котором нес службу Михайлов с поручением от генерала идти к резерву. По дороге они встречают Калугина, браво идущего по окопу, снова чувствующего себя храбрецом, однако, не решившегося идти в атаку, не считая себя «пушечным мясом». Адъютант же находит юнкера Песта, который рассказывает историю о том, как заколол француза, приукрашивая ее до неузнаваемости.

Калугин, возвращаясь домой, мечтает о том, что его «героизм» на бастионе заслуживает золотой сабли. Неожиданная бомба убивает Праскухина и легко в голову ранит Михайлова. Штабс-капитан отказывается идти на перевязку, и хочет узнать, жив ли Праскухин, считая это «своим долгом». Удостоверившись в смерти товарища, он догоняет свой батальон.

На следующий вечер Калугин с Гальциным и «каким-то» полковником гуляют по бульвару и разговаривают о вчерашнем. Адъютант спорит с полковником о том, кто был на более опасном рубеже, на что второй искренне удивляется, что не погиб, ведь из его полка погибло четыреста человек. Повстречав раненого Михайлова, они ведут себя с ним так же надменно и пренебрежительно, как и прежде. Рассказ заканчивается описанием поля боя, где под белыми флагами стороны разбирают тела погибших, а простые люди, русские и французы, стоят вместе, разговаривают и смеются, несмотря на вчерашний бой.

Севастополь в августе 1855 года

Автор знакомит нас с Михаилом Козельцовым, поручиком, получившим в бою ранение в голову, но выздоровевшим и возвращающимся в свой полк, точное расположение которого, однако, офицеру было неизвестно: единственное, что он узнает от солдата из своей роты, то, что его полк перебросили из Севастополя. Поручик является «офицером недюжинным», автор описывает его как человека талантливого, с хорошим умом, хорошо говорящего и пишущего, с сильным самолюбием, заставляющим его «первенствовать, или уничтожаться».

Когда транспорт Козельцова прибывает к станции, она переполнена людьми, которые ждут лошадей, которых на станции уже нет. Там он встречает своего младшего брата – Володю, который должен был служить в гвардии в Петербурге, но был отправлен – по его желанию – на фронт, по стопам брата. Володя – молодой человек 17 лет, привлекательной внешности, образованный, и немного стесняющийся своего брата, но относящийся к нему, как к герою. После разговора старший Козельцов предлагает брату сразу ехать в Севастополь, на что Володя соглашается, внешне проявляя решимость, но внутри колеблясь, однако считая, что лучше «хоть с братом». Однако он четверть часа не выходит из комнаты, а когда поручик идет проверить Володю, тот как будто смущается и говорит, что должен одному офицеру восемь рублей. Старший Козельцов платит долг брата, тратя последние деньги, и они вместе отправляются в Севастополь. Володя чувствует себя оскорбленным тем, что Михаил отчитал его за игру в азартные игры, да еще и «из последних денег» выплатил его задолженность. Но в дороге его мысли переходят в более мечтательное русло, где он представляет, как сражается с братом «плечом к плечу», о том, как погибает в бою, и его хоронят вместе с Михаилом.

По прибытию в Севастополь братья направляются в обоз полка, чтобы узнать точное месторасположение полка и дивизии. Там они беседуют с обозным офицером, считающем в балагане деньги полкового командира. Также никто не понимает Володю, отправившегося на войну добровольно, хотя имевшего возможность служить «в теплом местечке». Узнав, что батарея Володи находится на Корабельной, Михаил предлагает брату переночевать в Николаевских казармах, но ему нужно будет отправиться на свое место службы. Володя хочет отправиться к брату на батарею, но Козельцов-старший ему отказывает. По дороге они навещают друга Михаила в госпитале, но он никого не узнает, мучается и ждет смерти, как избавления.

Михаил отправляет своего денщика в сопровождение Володе до его батареи, там Козельцову-младшему предлагают переночевать на кровати дежурящего штабс-капитана. На ней уже спит юнкер, но Володя в звании прапорщика, и поэтому младшему по званию приходится идти спать на двор.

Володя долгое время не может уснуть, в его мыслях ужасы войны и увиденное в госпитале. Только после молитвы Козельцов-младший засыпает.

Михаил прибывает в расположение своей батареи и там направляется к командиру полка, чтобы доложить о прибытии. Им оказывается Батрищев – военный товарищ Козельцова-старшего, повышенный в звании. Он разговаривает с Михаилом холодно, сетует на долгую отлучку поручика и дает ему под командование роту. Выходя от полковника, Козельцов сетует на соблюдения субординации, и направляется в расположение своей роты, где его радостно встречают и солдаты, и офицеры.

Володя же на своей батарее тоже был хорошо принят, офицеры обращаются с ним, как с сыном, наставляя и поучая, и сам Козельцов-младший с интересом спрашивает их о делах на батарее и делится новостями из столицы. Также он знакомится с юнкером Влангом – тем самым, на чьем месте он спал ночью. После обеда приходит донесение о необходимом подкреплении, и Володя, вытянув жребий, с Влангом отправляется на мортирную батарею. Володя изучает «Руководство по артиллерийской стрельбе», но оно оказывается бесполезным в реальном бою – стрельба беспорядочна, и во время боя Володя чуть не погибает.

Козельцов-младший знакомится с Мельниковым, который совершенно не боится бомб, и с ним, несмотря на предупреждения, выходит из блиндажа и целый день находится под огнем. Он чувствует себя храбрым и горд тем, что хорошо выполняет свои обязанности.

На следующее утро происходит неожиданное нападение на батарею Михаила, который спит мертвым сном после бурной ночи. Первой мыслью, пришедшей в его голову, была мысль о том, что он может выглядеть как трус, поэтому он хватает саблю и бежит в бой со своими солдатами, воодушевляя их. Он получает ранение в грудь, и, умирая, спрашивает священника о том, отбили ли русские свои позиции, на что священник укрывает от Михаила новость, что на Махаловом кургане уже реет французское знамя. Успокоившись, Козельцов-старший умирает, желая своему брату такой же «хорошей» смерти.

Однако нападение французов настигает Володю в блиндаже. Видя трусость Вланга, он не желает быть похожим на него, поэтому активно и смело командует своими людьми. Но французы обходят позиции с фланга, и Козельцов-младший не успевает спастись, погибая на батарее. Махалов курган захвачен французами.

Выжившие солдаты с батареи погружаются на пароход и перемещаются в более безопасную часть города. Спасшийся Вланг оплакивает Володю, который стал ему близок, пока другие солдаты говорят о том, что французов скоро выбьют из города.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На вопрос Ребят, вопрос жизни и смерти. Плиз. Напишите краткий пересказ "Севастополь в декабре месяце" Просто краткий пересказ. заданный автором Аля Лашина лучший ответ это «Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет - всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. . Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах. . .» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики - сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом» . Только на бастионах «вы увидите. . защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» . В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища. . войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а. . войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти.. . » . Молоденький офицер, воевавший на четвёртом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо. По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов) . Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек. Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства. . Чувство злобы, мщения врагу. . таится в душе каждого» . Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа. . Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина - эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине. . Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

«Севастопольские рассказы» - цикл, состоящий из трех произведений. Автор создал книгу достоверной и точной. И в этом заслуга не только его писательского таланта, но прежде всего и тот факт, что Лев Николаевич с осени 1854 года по конец лета 1955 года пребывал в действующей армии, участвовал в сражениях, в том числе в итоговой битве за город. Впервые в истории писатель, отправившийся воевать, старался сразу же сообщить своим читателям об увиденном и перенесенном. Фактически Толстого можно назвать первым российским военным корреспондентом.

Первая часть повествует о событиях в декабре 1854 года. Автор находился в рядах армии всего месяц. Резкая перемена обстановки способствовала наиболее острому восприятию окружающего мира. Снега все еще не было, хотя было очень морозно. У пристани в воздухе явно ощущается вонь навоза, запахи свежего мясной мякоти и сырости. Здесь скопилось много людей. Пристань гудела: отсюда приходили и уходили пароходы. От мысли, что герой очутился в самом Севастополе, его сердце начинало биться чаще, а душу переполняла радость. Но зрелище, представляющее сочетание красивого города и грязного лагеря, было ужасающим.

Герой попал в госпиталь. Он был переполнен солдатами. Все койки были заняты больными, а еще больше раненых лежало прямо на полу. Всюду были слышны стоны, в воздух въелся стойкий запах крови. Вот боец с забинтованной оторванной рукой. Рядом с ним женщина без ноги: она отнесла мужу обед и оказалась под сильным обстрелом. Места не было, поэтому перевязки делали прямо в операционном зале, где их взору представал весь ужас процесса ампутации в полевых условиях.

Чрезвычайно страшным местом считался бастион номер четыре. Встреченный героем офицер рассказал, что в его батарее сохранилось действующим только одно орудие и всего 8 солдат, но они не сдадутся. И действительно следующим утром они сражались с противником в полную силу. По взгляду, лицам, по каждому повороту матросов было ясно, что эти люди бесконечно мужественные, и врагу взять Севастополь не удастся.

Вторая часть рассказывает о событиях в мае 1855 года. Сражения продолжались полгода. Тысячи погибли. Герою приходит на ум мысль, что все, кто до сих пор воюет, сумасшедшие люди, ибо война абсолютно нелогична.

Герой видит гуляющим по бульвару пехотного штабс-капитана Михайлова. Главное, что тот хочет от происходящего, чтобы его впустили в круг аристократии. До этого момента члены круга относились к нему с высокомерием.

Утром следующего дня Михайлов отправляется на бастион вместо заболевшего офицера. Рядом разрывается бомба. Сюда же вскоре прибывает член аристократического круга Калугин, который требует от капитана показать ему укрепления. Михайлов понимает, что он прослужил уже довольно долго, период везения уже закончился и пытается не рисковать, передавая Калугина в руки молодому лейтенанту, с кем они всегда соревновались в уровне риска.

В третьей части цикла говорится об августе 1855 года. Офицер Михаил Козельцов, которого все вокруг любили, после лечения в госпитале вернулся в Севастополь. Он прибывает на станцию. Здесь собралась толпа: не хватает лошадей. К своему удивлению, среди ожидающих Михаил встретил брата Володю, который следует в войско как прапорщик. Тот в пути не может заснуть, так как его мучает страшное предчувствие.

По возвращению Михаила приветливо встречают в роте. Но новый командир, с которым они ранее были друзьями, держит его теперь на расстоянии.

Володя подружился с юнкером Влангом. Их двоих отправляют на опасную батарею. Все, что знал о войне Владимир, оказывается недостаточным. Его друга ранят, и он думает лишь о том, как выжить, прячась в блиндаже. Козельцов младший, напротив, не струсил. Он держался, его гордость за самого себя росла. Но парень теряет чувство опасности. В эти минуты во время нападения умирает от ранения в грудь его брат. Володя не знает о смерти Михаила. Он весел и мужественен, активно командует. Но опыта не хватает: противник обходит и убивает его. Русские отступают, смотря назад с огромной печалью. Они надеются, что враг задержится в городе ненадолго.

Заглядывает и на поле битвы, и в траншеи, и к офицеру на квартиру, и в лазарет, и на бульвар, где гуляют жители осажденного города... Он заглядывает в души разных людей, заметных и малозаметных, – он рисует настроения этих душ в разные моменты жизни осажденного города, – и во время боя, и во время отдыха он показывает, что она ощущает и думает, как веселится в свободную минуту, как шутит под свистящими пулями, как мучительно иногда боится, как отдается тщеславному чувству, мечтам о наградах, о славе, как спокойно и просто совершает подвиги мужества и великодушия, и как мелочно и зло вздорит из-за какого-нибудь проигранного в карты рубля...

Л. Толстой. Севастопольские рассказы. Аудиокнига

В первом очерке: «Севастополь в декабре 1854 года» Толстой показывает жизнь города в начале осады , когда и жители его, и защитники верили в то, что отстоят город. Вот почему серьезности в настроении толпы еще нет: жизнь течет разнообразная, по-прежнему довольно пошлая и обыденная. Во втором очерке: «Севастополь в мае 1855 года» – картина уже иная: настроение у всех приподнятое; опасность чувствуется всеми. В этом очерке Толстой вводит нас в настроения «защитников» города. Целый ряд живых и разнообразных лиц проносится перед нами, – и в них, без труда, можем мы прочесть крупные и мелкие страсти людей, светлое и темное их души...

На первом плане выведен штабс-капитан Михайлов. Помня свой веру в то, что «все хороши и все дурны», Толстой в своем герое рисует человека, в общем, хорошего, но, в то же время, знающего и дурные чувства. Он – человек храбрый, честный слуга родины, способный на самопожертвование; простодушный и порядочный, он, в то же время, мелочно честолюбив и глупо тщеславен. Ему, честному боевому офицеру, доставляет неописанную радость пройтись под руку с блестящим «адъютантом», князем Гальциным... Идя умирать за родину, он мечтал о крестах.

В лице Калугина вывел Толстой карьериста, храбрость которого есть результат желания выслужиться. Наряду с этими офицерами, которые даже в глаза смерти не могут посмотреть «без задней мысли», – выведены солдаты, которые бьются просто и умирают без рисовки. В их храбрости нет ничего эффектного: и автор преклоняется перед их простотой, – в их душах видит величие, «молчаливое и бессознательное». Он нарисовал их спокойно-мужественными на бастионах, терпеливо умирающими в лазаретах, добродушно болтающими с врагами во время перемирия. В этом преклонении перед простым солдатом – виден тот «апофеоз простоты», возвеличение природы, с которыми читатель встречается и в написанных Толстым ещё раньше «Казаках ».

Третий очерк: «Севастополь в августе 1855 года» представляет последние минуты «осажденного города». Дух защитников и жителей уже иной, чем в декабре 1854; сознание важности переживаемого момента вносит долю торжественности в настроения; некоторая растерянность и, в то же время, готовность умереть – сменяют прежнюю беспечность. Центральными фигурами в этом третьем очерке выведены братья Козельцовы. Старший, спокойный несложный, человек, живущий без порывов и без особых душевных тревог, просто и серьезно смотрит в глаза смерти и «делает свое дело» без шумихи, без задних мыслей. Это натура – простая и цельная. Младший брат его, Володя – восторженный, романтически настроенный юноша-мечтатель, который весь живет благородным порывом патриотизма. Чувствительный и впечатлительный, он болезненно переживает те впечатления, которыми подарило его знакомство с обратной, «прозаической» стороной войны.