Болезни Военный билет Призыв

Семейная терапия: польза и виды. Семейная терапия

Системная семейная терапия - это популярный в наше время вид психологической помощи, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности человека рассматриваются как симптомы семейной системы, как они влияют на всю семью в целом, а не только на отдельные ситуации, какие скрытые выгоды приносят.

Основная цель системной семейной терапии состоит в упорядочивании семейной системы в личном понимании клиента, через выстраивание четкой структуры взаимосвязей, в восстановлении нарушенных связей и высвобождении связанных с таким нарушением чувств. Как носитель изменений, клиент возвращается в свою систему, а система начинает меняться вслед за изменениями своего участника.

Данное направление дает возможность увидеть и изменить влияние, оказываемое семейными переплетениями на клиента и членов его семьи, при этом, не требуя присутствия всех членов семьи, позволяет быстро выявить проблемные места и скрытые ресурсы.

В системной семейной терапии поднимаются темы психологии отношений, любви и ревности, конфликтов и способов их решения, и многие другие..

Системная семейная терапия помогает:

  • Узнать, что такое семейная система, ее правила, связи, закономерности функционирования, границы;
  • Осознать себя в качестве части своей семьи, вернуть себе всех недостающих родственников, навести в семейной системе порядок и в результате - восстановить «потоки любви», о которых говорил Берт Хелингер;
  • Гармонизировать отношения со своими близкими;
  • Прикоснуться к семейным конфликтам и обнаружить, что они разрешимы;
  • Встретиться с самыми "страшными" семейными историями и обнаружить ресурсы, скрытые в них, а также возможность оставить их в прошлом, избавиться от их влияния на настоящую жизнь сейчас;
  • Исследовать свои отношения с первыми значимыми людьми - мамой, папой и понять какое влияние это оказывает на построение отношений в настоящем, на наличие отношений, их качество или их отсутствие;
  • Улучшить отношения с сиблингами - братьями, сестрами за счет восстановления правильного порядока в отношениях с сиблингами и родителями;
  • Разобраться с сексуальными супружескими дисгармониями, понять, куда уходит страсть и откуда она приходит;
  • Обнаружить истинное содержание «любовных треугольников» и узнать обо всех скрытых смыслах супружеских измен, действующих механизмах и выгодах каждой стороны;
  • Узнать, почему некоторые люди часто попадают в отношения в качестве «третьего», понять, что «третий - не лишний», какой он молодец и как много пользы приносит семье;
  • Правильно завершить «эдипову» стадию, что является ключом к дальнейшему построению своей пары;
  • Узнать о стадиях, которые проходят каждые отношения, о закономерностях и задачах прохождения каждой стадии, об опасностях и возможностях сохранения пары на каждой стадии развития отношений;
  • Узнать, что такое сепарация от родителей, зачем она нужна, продвинуться в этом процессе в сторону свободных и легких, «взрослых» отношений с родителями;
  • Перестать быть семейным козлом отпущения, освободить от этой роли своего ребенка;
  • Узнать, что нужно детям для полноценного роста и развития и освободить детей от груза взрослых проблем, который им не по плечу;
  • Вернуть взаимоуважение, взаимопонимание, понять суть конфликтов и причину непонимания;
  • Лучше понять и своего партнера и себя самого;
  • Научиться оказывать поддержку друг другу и возродить утраченную духовную близость;
  • Для родителей открывается возможность увидеть в своем ребенке то, что скрывалось в будничной повседневности, улучшить взаимный контакт, поднять отношения на новый уровень;
  • Обеспечить себе профилактику инсультов и инфарктов за счет улучшений отношений с родителями, супругами, детьми, вернуть утраченную любовь;
  • Осознать, что семья - это навсегда и что это благо (опора, фундамент, корни, почва);
  • Узнать, что нужно для того, чтобы в своей семье жилось хорошо и как сделать так, чтобы семья была тем местом, в которое всегда хочется возвращаться.

Системная семейная терапия основана на нескольких методах и подходах.

Во-первых, это гештальт-подход, который прекрасно дополняет данное направление, основываясь на феноменологическом подходе и парадоксальной теории изменений А. Бейссера.

Во-вторых это системный подход, в котором рассматриваются сложности клиента как способ организации жизни в его семейной системе. Тогда можно искать: системные нарушения и «перекосы», лиц-выгодополучателей от ситуации, утраченных членов семьи, несправедливо лишенных своего места в системе, семейные травматические истории, резонансом отдающиеся через несколько последующих поколений и другие интересные особенности функционирования семейной системы.

В третьих это групповая терапия, со всеми преимуществами, которые дает групповой процесс для усиления проработки проблем и вопросов каждого участника группы, с возможностью задействовать ресурсы группы, такие, как обратная связь, поддержка, раскрытие за счет раскрытия других участников, возможность провести расстановку либо работу с элементами психодрамы. Также групповая работа дает возможность увидеть свои дисфункциональные способы обращения с окружающими (такие, например, как упрек, вина, обида, контроль). А также узнать, какова настоящая реакция людей на такие способы, и здесь же в группе попробовать другие способы взаимодействия, более здоровые.

И, конечно же, большое внимание уделяется психосоматическим симптомам как способу регуляции отношений в семейной системе, вплоть до желания умереть как возможности насолить другому члену семьи. У суицидального импульса в семейной системе всегда есть одна или несколько причин, лежащих вне фигуры клиента, и возможность добраться до этих причин может быть также возможностью сохранить чью-то жизнь. В этом смысле системная семейная терапия - один из самых перспективных методов для работы с суицидальной проблематикой.

В качестве одного из инструментов работы Системная семейная терапия использует системные расстановки по методу Б. Хеллингера.

Расстановка— это возможность посмотреть на волнующую жизненную ситуацию с реальной позиции, увидеть развитие ситуации, ее скрытую динамику, узнать, что чувствуют лица, участвующие в ситуации и попробовать найти разрешение. Путем расстановок можно улучшить отношения в семье, с коллегами, с начальником, с мужчинами, с женщинами, с деньгами, увидеть причину появления болезни и т.д.

Из истории Системной семейной терапии:

Вирджиния Сатир

Вирджи́ния Сати́р 26 июня 1916, Висконсин - 10 Сентября 1988, Пало-Альто) - американский психолог, психотерапевт. Идеи Вирджинии Сатир оказали большое влияние на развитие семейной психотерапии.

Одной из наиболее инновационных идей Сатир была «проблема представления», заключающаяся в том, что для человека наибольшую проблему представляет некий образ трудности в то время, как реальной проблемой являются способы преодоления этих трудностей человеком. Одной из наиболее распространенных проблем, по Сатир, является низкая самооценка, или униженное чувство собственного достоинства. Эта проблема формируется у ребенка до 5-ти лет в отношении к нему родителей.

В 1964 году Сатир написала книгу об общей семейной терапии, родившейся из описания учебного курса для студентов. С каждой последующей публикацией популярность Сатир росла, она ездила с обучающими семинарами по всей Америке, и вскоре уже путешествовала по миру, презентуя свои методы, была даже в Советском Союзе. В 70-80-х организацией «Группа развития психиатрии» (Group of Advancement of Psychiatry) был проведен опрос среди психотерапевтов, согласно которому техники и приемы Вирджинии Сатир оказали на практиков наибольшее влияние.

Книги В. Сатир:

  • " Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту."
  • "Как строить себя и свою семью"
  • "Почему семейная терапия"
  • "Психотерапия семьи".

Карл Витакер (1912 - 1995), доктор медицины, видный американский психиатр, один из основателей семейной терапии — возможно, самая противоречивая фигура в пантеоне "звезд" современной психотерапии.

В различные периоды жизни — профессор и заведующий кафедрой психиатрии в Университете Эмори, профессор медицинского отделения Университета штата Висконсин. Его вклад в развитие семейной терапии отмечен наградами Американской ассоциации супружеской и семейной терапии, избранием на пост президента Американской академии психотерапии.

Предложил символический подход к семейной терапии, основанный на личностном опыте. Большое значение в концепции Витакера. имеет понятие бессознательного, однако, в отличие от психоанализа, он фокусируется на бессознательном семьи в целом, а не на глубинах индивидуальной психики. Семейная терапия по Витакеру — это "опыт невербального общения в пространстве фантазии". Описывая ход процесса семейной терапии и его основные стадии, Витакер ввел представления о "Сражении за Структуру" и "Сражение за Инициативу". Первое понятие предполагает, что ответственность за исход работы — у семьи, а не у психотерапевта. Психотерапевт не может дать семье больше, чем они могут сделать друг для друга, он лишь способствует запуску позитивного семейного механизма. Понятие "Сражение за инициативу" предполагает, что чем больше растревожить семью, тем лучше для того, чтобы добиться позитивных перемен. В "пространстве" психотерапии семья, вступая в контакт с терапевтом, вынуждена взять инициативу в свои руки. Согласно Витакеру независимо от уровня образования и профессионализма те мерки, которые психотерапевты прилагают к семье, автоматически отражают их собственные личностные установки, предубеждения, комплексы и жизненный опыт. Наряду с тем, что психотерапевты заглядывают в семейную систему посредством изощренных психотехнических средств, чтобы узнать что-то действительно важное о семье, они нуждаются в личностном ощущении семейного движения. Утверждается также, что семейный терапевт может сохранить свою профессиональную полезность и избежит "сгорания", когда будет всерьез принимать во внимание свои собственные потребности, относиться к себе как к самоценной и самодостаточной сущности. В этой связи подчеркивается необходимость принимающей профессиональной среды — позитивно-ориентированного сообщества семейных терапевтов. Здоровая семья как эталон для психологической помощи — это "система в движении", процесс непрерывного изменения, эволюции, становления. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Основные труды Витакера: "Корни психотерапии" (в соавт. с Т. Малоне), "Психотерапия хронической шизофрении", "Испытание семьей" (в соавт с А. Напиером), "Танцы с семьей" (в соавт. с У. Бамбиери), "От психики к системе", "Полуночные видения семейного терапевта".

Терапевты о системной семейной терапии:

- Помогите нам с ребенком. Да с ним сладу нет! Мы ему слово, он нам - десять. Что делать? Или позанимайтесь с ним, пусть он научится, как себя вести.

Кто такие мы? Это мама и бабушка. Где папа? В разводе с мамой, живет с новой семьей. Там тоже есть мальчик, сын его новой жены.

А раньше папа жил сам, забирал сына к себе, играл с ним, занимался уроками, в школу приходил. Теперь живет в другом городе, видятся редко. Мальчик любит папу и очень за ним скучает. И изводит маму, ведь мама - рядом, а папа далеко.

Он как будто спрашивает все время, что случилось с нашей семьей? А я вам нужен? Важен? А ты правда не бросишь меня, как папа?

Мальчик спрашивает: почему вы с папой развелись?

Что ему отвечать? Объяснять, кто прав, кто виноват, как так вышло? Или - не твое дело, вырастешь - поймешь?

Или - все мужчины такие растакие, только ты у меня хороший. И - законный вопрос, а я что, не мужчина? А если мужчина, то я тоже должен быть такой-растакой. И - я вам докажу, что я мужчина!

И это только верхушка айсберга, как выглядит ситуация на первый взгляд.

Для того, чтобы разобраться, помочь этой семье, этому ребенку, этой маме, бабушке, и даже папе облегчить непростую задачу контакта с прежней семьей, нужен специальный подход.

Этот подход изобрели психиатры, раз за разом сталкиваясь с интересным, но печальным феноменом. Пациенты, которым становилось в результате лечения значительно лучше, вернувшись домой очень быстро возвращались к своим прежним болезненным симптомам. Месяцы лечения шли насмарку в течение 2-3 дней! Почему так?

Один из родоначальников семейной терапии, американский психотерапевт Карл Витакер писал: «Я не верю в людей, я верю в семьи». Мы все родом из своих семей, нас там растили, воспитывали, учили жить своими наставлениями, прямыми или косвенными, своим примером показывали, как надо поступать, кто такие женщины, кто такие мужчины, как обращаться с детьми, кто главный, как распределять финансы и т.д. и т.п.

Все члены семьи связаны между собой невидимыми, но необычайно прочными узами. Природа этих связей такова, что информация передается от человека к человеку, иногда необъяснимым образом, но всегда - передается. Все в семье знают, кто к кому как относится, чувствуют «потепление» и «похолодание» в отношениях, понимают, кто главнее, у кого власть, а кто семейный «козел отпущения».

У каждого члена семьи в системе есть свое место, оно принадлежит ему по праву рождения или брака, это основные способы присоединиться к семье. Хотя бывают еще «дополнительные» способы привлечь кого-то, например, завести любовника или любовницу, когда туго в отношениях, а прямой конфликт с партнером грозит развалом семьи. Долгое совместное проживание с ведением хозяйства и интимными отношениями признается в качестве брака даже государством. Иногда к семье присоединяется некровный родственник за какие-то свои заслуги перед семьей, заботу-любовь-привязанность, а также места в системе могут занимать домашние животные.

Итак, по принципу кто от кого родился определяются поколения в системе, или горизонтали. Горизонталь бабушек и дедушек. Горизонталь мам и пап, дяди-тети здесь же, друзья мам или пап также принадлежат к этой горизонтали, если по какой-то причине включены в систему. Такой причиной чаще всего является тайная сексуальная связь, о которой «никто» не знает. На теме лежит табу и даже думать об этом запретно, но мамина подруга почти как вторая мама. Почему-то очень тянет ее в этот дом.

Горизонталь детей - от всей предыдущей горизонтали все дети находятся в следующей. Это сиблинги, или равные, братья и сестры.

Может быть представлена и следующая горизонталь - внуки, если есть уже.

По вертикалям, которые можно провести через горизонтали, существует четкая субординация и иерархия. У ребенка есть право занимать именно это место под мамой и папой, потому что он от них родился. У мамы - занимать именно это место под бабушкой и дедушкой, потому что они ее родители. И так далее. Разведенный супруг не исчезает из системы, а связь с ним просто удлиняется, место рядом с его бывшей супругой освобождается для нового партнера, а их дети так и остаются на своих местах их детьми. Так же как их связь, созданная ими, так же остается связью. Несмотря на все попытки ее игнорировать или обрубать.

Вот почему при разводе стоит приложить все усилия, чтобы отношения остались хорошими, насколько это возможно. Поскольку связи остаются, то по ним, соответственно, передается любовь или ненависть, грусть и благодарность или яростное желание уничтожить. Вам выбирать, как это ни парадоксально звучит, что вы будете получать по своей связи. А также - что будут получать ваши дети. Потому что отголоски ненависти к вам будут лететь в ребенка, даже при всем видимом желании только любить ребенка. А ведь он похож на вас, в нем - часть вас, в нем навсегда запечатлелись некоторые ваши черты.

Или, что еще печальнее, оставленный супруг может захотеть отвоевать вас себе обратно хотя бы в этом, чистом и непорочном еще создании, которое не причиняло ему столько страданий и которое можно только любить, любить…

Задаривает папа дочку, наряжает, водит с собой по вечеринкам, покупает ей машину, гоняет женихов: это моя, кровинушка, а вы кто такие, недостойные все. И нет достойного, потому что он один и это папа. И не выходит дочка замуж, уже и 30 перевалило, а все нет достойных.

Или выскакивает, за кого-то ну уж явно невнятно-невозможного, непутевого, странного, рожает ребенка, потом быстро разводится и возвращается к маме с папой. Все, сценарий выполнен. Младший ребенок, ему положено на старости лет с мамой и папой остаться, заботиться о них, для этого и рожден. А внуки это хорошо, внуки в семью!

И вот какой еще интересный момент. В предыдущем варианте одна из семейных систем выиграла потомство. Невозможно представить масштаб военных действий, которые разворачиваются за то, к чьей системе будет принадлежать молодая семья, к ее или его. Чаще всего они скрытые, удачно замаскированные под благо-творительность, под лозунгом «мы плохого не пожелаем!

Свадьба! Ура! Горько! И жили бы они долго и счастливо, если бы представляли себе, что за каждым из них стоит огромная вертикаль, уходящая в седые века - родственники, род. Родовая история, травмы, победы, поражения, богатство, нищета, правила, судьбы, наследство.

Каждый род стремится выиграть молодую семью себе, чтобы в их доме было так, как заведено в этом роду, их дети продолжили традиции этого рода, и тоже стали бы врачами, или священниками, или продолжили бы дедушкин бизнес, принадлежали бы к их вероисповеданию, говорили бы на их языке. Теща, тесть, свекор, свекровь - не случайно отношения с этими людьми обычно самые напряженные, за редким исключением. Теща приходит и убирает у молодых в доме. Молодая мама так устает! Это - экспансия. Не зря молодой муж бесится, злится на нее, хоть она - просто одуванчик, помогать, спасать, пестовать и лелеять.

Болезни, особенно хронические, травматика, особенно частая, психосоматические заболевания, и даже сумасшествие (в некоторых случаях) - это симптом системы, при помощи которого что-то в системе регулируется.

Болеющий ребенок привязывает к себе и друг к другу родителей. Чем сильнее болеет, тем сильнее привязывает. Если бы родители любили друг друга и были естественно привязаны, ребенку не пришлось бы так болеть.

Только кто-то собрался на развод подавать, тут заболевание и обостряется.

Другой прекрасный пример - регулирование поведения подрастающего сына при помощи сердечных приступов и давления, или ВСД, вегето-сосудистая дистония. Прекрасная болезнь, входит в двенадцать классических психосоматических заболеваний. Как ты себя ведешь, смотри, маме как плохо! Эх, ты… Стоит маме услышать что-либо нежеланное, у нее давление. Сердце. Ноги подкашиваются. Все. Виновен. Застыл соляным столбом. Под такой виной или невозможно пошелохнуться, возвращаемся в свою комнату, ложимся, читаем, все, мама, я уже никуда не иду.

Или - второй полюс, бунтарство, всех куда подальше и я буду делать все по-своему, выглядит как свобода. Но от свободы отличается вспышками гнева, прямо взрывами, вроде сказали на пол копейки, а взорвалась уже на рубль. Приблизиться невозможно. Не влезай - убъет! Таким обычно говорят в семье, никто на тебе не женится с таким характером, что означает косвенный запрет на выход замуж. Да, с такой установкой трудновато будет все же выйти. Невеста будет изводить жениха вспышками, проверять на прочность, что, действительно женишься? А если вот так? Жених - думать, ойе, и так всю жизнь? И не женится. Сценарий выполнен. Аплодисменты!

Только аплодировать некому. Все заняты своей жизнью, никто всем залом не сидит тут на тебя не смотрит. Выиграешь ты или проиграешь, выполнишь свой сценарий или пойдешь своим Выбранным, не автоматическим путем - в большей мере это все для тебя, твоя жизнь, одна-единственная, между прочим, мамой-папой подаренная, и как ею распорядиться? Вернуть им долги воспитания, они на меня всю жизнь положили, во всем себе отказывали, теперь я для них поживу. Верну долг. Они мне - жизнь, и я им - жизнь. Так чего, может сразу, разом отдать? Как агнца - в жертву, одним движением? Нет, буду постепенно отдавать, день за днем, всю жизнь. А это то же самое. Медленное умерщвление себя, вместо быстрого.

А в семейной системе правильное движение жизни - от старших к младшим, и эстафета любви и заботы такая же: в нас вкладывают наши родители, чтобы мы отдали это нашим детям, а те - своим. Все ресурсы - любовь, время, деньги, образование, не в долг, а - передай дальше. Чтобы род продолжался, процветал. Потому что если вернуть назад, движение любви замкнется в кольцо и дальше не пойдет.

Множество тайн, прекрасных, завораживающих, ужасных, полезных и освобождающих можно узнать, обратившись к системной семейной терапии. Как нарушен порядок в вашей семье, как восстановить правильный порядок, вернуть потоки любви, денег, успокоить детей, стать счастливыми в браке или вне его (да-да, некоторым род разрешает не вступать в брак и не заводить потомство!), подойти к своей семейной системе с широко раскрытыми глазами и внимательно ее изучить, понять, какие законы и как до сих пор вами управляли, вернув себе таким образом руководство, власть над своей жизнью и осознанный выбор, как, где и с кем жить!

Создание карты семьи, фокусировки в гештальт-подходе, системные расстановки, элементы арт-терапии, работа с психосоматикой, с сексуальностью, групповая терапия, парадоксальные интервенции, составление геносоциограммы, детско-родительские отношения, контейнирование, работа с травмой, с семейными правилами, табу, работа с утратой, - вот далеко не полный перечень инструментария, с помощью которого мы разработали в гештальт-подходе обучающую специализацию по системной семейной терапии.

Это не только обширные теоретические, а также множество практических навыков и способов для приведения в порядок своей семейной системы!

И, безусловно, это возможности использовать теорию и методологию системной семейной терапии в своей работе гештальт-терапевта с индивидуальными клиентами, парами и семьями.

1950-е. Системная семейная терапия возникает одно-временно в США и Европе, вбирая идеи кибернетики и теории коммуникации. Врачи, антропологи, математики и психологи разработали представления о структуре семьи, ее кризисах, системе обратной связи. Психотерапевт Вирджиния Сатир (Virginia Satir, 1916–1988) была первой, кто рассматривал как клиента семью в целом. Британский антрополог Грегори Бейтсон (Gregory Bateson, 1904–1980) создал теорию двойного послания. Это сообщение-парадокс: например, мать словами выражает любовь к ребенку, но ее поведение говорит о враждебности.

Определение

При системном подходе клиентом становится не один человек, не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (включая детей), а как результат функционирования семьи в целом как системы, которая постоянно развивается. Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.

Принцип действия

Проблемы одного из членов семьи указывают на нарушенные отношения внутри семьи. Психотерапевт старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для терапии. Системная семейная психотерапия исследует то, как члены семьи общаются друг с другом, и часто проходит с использованием ролевых игр. В некоторых случаях рассматривается еще и семейная история, которая также может быть источником нынешних проблем. В ходе терапии меняется вся семья и система отношений в ней, и вследствие этого меняется поведение ее членов.

Ход работы

Системный семейный терапевт может работать со всей семьей, с парой или отдельно с кем-то из членов семьи, в том числе с ребенком. В ходе беседы он анализирует привычные формы поведения клиента и его способы эмоционального реагирования на слова и поступки значимых людей. Также рассматриваются семейные правила (например, как и на что тратят деньги) и семейные мифы (представление семьи о том, кто такие «мы»; например, в мифе «дружная семья» тот, кто плохо подумает о родственниках, считается плохим). Затем совместно с клиентом терапевт ищет новые способы взаимодействия, которые повышают качество жизни и взаимоотношений клиента или семьи.

В работе может быть использована генограмма – нарисованная со слов клиента схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает обнаружить скрытый в семейной истории источник проблем, который заставляет членов семьи вести себя определенным образом.

Показания к применению

Сексуальная дисгармония, трудности в общении между родителями и детьми, сложности с созданием длительных отношений, утрата близкого человека, развод, психосоматические расстройства, нарушения поведения ребенка, эмоциональные проблемы детей – темой для консультации может стать любая ситуация, которая беспокоит семью. Семейные терапевты работают и с проблемами подростков, такими как зависимость, попытки самоубийства, нарушения пищевого поведения. Некоторые заболевания, например депрессия или фобия кого-то из членов семьи, затрагивают семью в целом. Семейная системная терапия помогает справиться с этими проблемами, если становится понятен скрытый смысл симптома.

Как долго? Сколько стоит?

Прием длится 1–1,5 часа. Обычно встречи происходят раз в неделю. Семейная система обладает достаточной гибкостью, поэтому в каких-то случаях бывает достаточно одной или нескольких консультаций, но иногда требуется и длительная помощь (до 30–40 консультаций). Цена одного приема в среднем 2500 рублей.

С точки зрения ряда психиатров второй половины ХХ столетия, это заболевание развивается при сложных доминантно-подчиненных отношениях в семье.

G. Bateson et al. (1956) и Т. Lidz et al. (1957) полагали, что родители больных шизофренией отличаются холодностью, стремятся доминировать и часто провоцируют в семье конфликты и ссоры.

G. Bateson (1978) писал о феномене взаимоисключающего принуждения («двойная связь»), часто встречающегося в семье больного шизофренией.

Отношения между родителями больного шизофренией в большинстве случаев носят конфликтный характер, в то же время они достаточно запутанные, и, несмотря на напряженность семейных отношений, разводы здесь сравнительно редкое явление.

В семьях, которые включают в себя больных шизофренией, почти всегда имеют место искаженные коммуникации , своеобразные взаимодействия: позитивная и негативная коалиция, игнорирующая позиция.

При позитивной коалиции доминирует стратегия контроля над поведением, состоянием больного, продолжением курса терапии. При негативном типе коалиции ведущими являются установки отрицания болезни, отвергающая позиция по отношению к диагностике психического расстройства, лечению, помощи со стороны других членов семьи. При игнорирующей позиции отмечается холодное, безразличное отношение, неприятие душевнобольного родственника. В этом случае контакты между членами семьи часто имеют формальный оттенок. Отношения в семье обычно характеризуются полярностью, как по отношению к больному, так и к проблемам, связанным с принятием факта наличия заболевания, выработкой правильного поведения, понимания необходимости продолжительной терапии (Кулешова Н.А., 2005).

Многие психотерапевты полагают, что стоит регламентировать время общения членов семьи больного шизофренией между собой.

Семьи больных шизофренией, с точки зрения даже самих больных, достаточно иерархизированны и закрыты. Этому способствуют: стремление внешне представить семью как благополучную и сверхвовлеченность близких, чаще всего матери, в жизнь больного (Долныкова А.А. с соавт., 2007).

Абсолютно ясно, что члены семьи больного шизофренией могут страдать различными психическими расстройствами. Это могут быть расстройства шизофренического спектра, а также невротические, аффективные и психосоматические расстройства. Возможно наличие у родственников больного шизофренией личностных расстройств, алкоголизма, наркоманией. В связи с вышесказанным почти всегда необходимо параллельное лечение родственников человека, страдающего шизофренией.

Отношение к больному в кругу семьи часто носит сложный характер, с одной стороны, близкие люди проявляют излишнюю жалость, с другой - не замечают отчетливые для чужого глаза психические расстройства.

Важную роль в процессе оказания помощи семье больного шизофренией играет психообразование ее членов.

Большинство людей имеют смутное представление о клинических проявлениях и особенностях течения шизофрении.

Еще меньше сведений у родственников больного о медикаментозном и особенно психотерапевтическом лечении и формах психосоциальной помощи при шизофрении.

Часто больной отвергает диагноз шизофрении, считает его пугающим, безнадежным, ошибочным.

Подобное отношение к болезни может иметь место и у членов семьи пациента. Кроме того, сам смысл диагноза остается скрытым от больного и его окружения. Обычно чрезмерное преувеличение опасности шизофрении, боязнь этого психического расстройства. Мы также встречаемся с ошибочной диагностикой болезни, особенно являющейся следствием чрезмерного расширения границ шизофрении, игнорированием данных исследований нервной системы, результатов, полученных при психологической оценке состояния больного.

Нередко стигма диагноза препятствует его пересмотру, даже если особенности течения болезни исключают диагноз шизофрении.

Особое значение имеет семейная терапии на этапе первого психотического эпизода . В этот период реакция больного шизофренией и его родственников на диагноз заболевания бывает крайне острой. Они испытывают сильный стресс, пребывая в психотравмирующей ситуации, в этот период могут обостряться скрытые семейные конфликты. Недостаточность представлений о болезни и особенностях ее лечения нередко усугубляет состояние стресса у членов семьи больного. Необходимо смягчить эту реакцию, сформировав адекватное отношение к болезни, подчеркнув необходимость ее продолжительной терапии, а также важность соблюдения режима дня, правильного чередования работы и отдыха.

Близкие больного могут оказать негативное влияние на состояние больного шизофренией, если они эмоционально экспрессивны, бурно выражают свои чувства, придирчивы, агрессивны или враждебны к пациенту, не понимают его поступков и высказываний.

С определенной долей условности следует считать, что семья больного шизофренией так же поражена заболеванием, как и он сам. В то же время семья может быть для пациента и источником социальной поддержки, поэтому ее члены должны быть максимально вовлечены в лечебно-реабилитационный процесс.

В ряде случаев психотерапевт сталкивается со стремлением возложить ответственность за микроклимат в семье на или с закрытыми отношениями между членами семьи больного. Нередко с самого начала терапии родственники пациента и он сам стремятся к раздельному общению со специалистом, ошибочно полагая, что в данном случае разговор будет более откровенным, а психотерапия более результативной. При подобной ситуации психотерапевт должен обратить внимание на укрепление доверительных отношений между пациентом и его родственниками.

Пациент может манипулировать членами семьи и психотерапевтом, требуя закрытия информации о процессе психотерапии для родственников, настаивая на частой смене психотерапевта. В подобных случаях важно разъяснить негативные последствия такой тактики, затрудняющей процесс психотерапии и снижающей уровень ее эффективности. На наш взгляд, даже при сопротивлении больного, без его одобрения, психотерапевт имеет право сообщать членам семьи больного о ходе процесса психотерапии, при условии сохранения ими врачебной тайны.

Особенно актуальна работа с членами семьи на этапе формирования ремиссии, сразу же после купирования рецидива шизофрении или при его угрозе.

Наш опыт показал эффективность параллельной терапии родственников больного уже на этапе купирования психотического эпизода.

Семейная терапия при шизофрении особенно актуальна для семей больных молодого возраста, однако она требует особой подготовки персонала.

Для членов семьи больного шизофренией в ряде случаев характерна тенденция к самообвинению и поискам причин возникновения заболевания. Нередко родственники переоценивают возможности терапии и обвиняют врача в ее неудаче.

В семьях больных шизофренией отмечается излишняя эмоциональная экспрессивность , особенно со стороны матери (враждебность, нервозность), уход от решения семейных проблем отца, излишняя критика больного с его стороны.

Чрезмерная «выраженность эмоций» членов семьи больного шизофренией (expressed emotion) сказывается на частоте рецидивов этого психического расстройства. Близкое окружение пациента, сказывается на особенностях течения болезни. Частая критика, враждебность, чрезмерная вовлеченность одного члена семьи в личную жизнь другого и отсутствие тепла - все это способствует возникновению рецидива шизофрении (Brown G., Birley J., 1968). Яркая выраженность эмоций представляет собой достаточно устойчивый феномен, как правило, отражающий привычный стиль общения в семье (Miklowitz D. et al., 1984). Более того, этот феномен воспроизводим транскультурально и отражает разницу в течении шизофрении между индустриально развитыми и развивающимися странами (Barrelet L., et.al., 1988). По мнению H. Grunebaum (1986), девиантное поведение родителей является для больного шизофренией дополнительным стрессором, создавая у него когнитивный диссонанс и способствуя усилению психопатологических симптомов, которые, в свою очередь, усиливают эмоциональную экспрессию у родителей, тем самым замыкая порочный круг.

Ригидность и псевдосолидарность - частые признаки семьи больного шизофренией (Эйдемиллер Э.Г., 1978).

Отношения между матерью и ребенком, страдающим шизофренией, как правило, очень близкие, отношения с отцом - чаще близкие, реже-отдаленные. Психиатры заметили, что больной шизофренией обычно единственный ребенок в семье (Исполатова Е.Н., Денисенко М.А., Софронов И.П., 2005).

Большинство специалистов уверены, что «мать шизофреника» обычно лидер семьи, нередко наделена паранойяльными чертами характера (Личко А.Е., 1985).

Эмоциональный накал отношений с матерью, обычно доминирующей в семье и чрезмерно опекающей больного, - типичное явление, при этом больной стремится вырваться из под этой опеки, а мать то жалеет его, то проявляет раздражительность, жалуясь на отсутствие личной жизни.

Более 80% матерей больных шизофренией избегают обсуждать проблемы болезни даже с близкими, упрекают себя за нее, опасаются за судьбу больного после своей смерти, видят основные проявления болезни в бытовой беспомощности, замкнутости, рассеянности больных. При этом 40% матерей полагают, что врачи общей практики пренебрегают жалобами их близких, 45% не находят понимания у психиатров, 70% стремятся быть услышанными при выборе лечения, нуждаются в информации о болезни и ее лечении, льготах для семей и хотят часто видеть своего врача. Смиряются с фактом психической болезни 85% матерей и видят пользу лечения в основном в редком помещении больного в стационар. Эти матери полагают, что больным необходим полезный досуг, занятость и обучение навыкам самостоятельного проживания (Левина Н.Б., Любов Е.Б., 2006).

Агрессия больного по отношению к матери часто является следствием той гиперопеки, которую проявляет последняя. Больной нередко демонстрирует амбивалентное отношение к матери, с одной стороны, чрезмерную зависимость от нее, с другой - враждебность.

Со стороны отца больного мы чаще всего встречали отстраненность, «бегство в работу», в «автономный мир увлечений», при этом больной стремится добиться внимания отца, больше проводить с ним времени. Холодность братьев и сестер, их отстраненная позиция к проблемам больного шизофренией-частая картина в его семье.

Среди задач семейной терапии шизофрении - коррекция ожиданий членов семьи в отношении прогноза течения болезни, социально-трудового статуса пациента и эффективности лечения.

Следует корректировать точку зрения родственников больных в отношении фатального отношения к наследственной отягощенности шизофренией.

Члены такой семьи бывают шокированы диагнозом болезни, часто пытаются переложить ответственность за результаты лечения на врача, испытывая недоверие к психотерапевтическим методам воздействия и уклоняясь от семейной терапии. Однако психотерапевт, проявляя достаточную настойчивость, должен стремиться к психотерапевтической работе с семьей пациента.

Во многих странах считается крайне важным с первых моментов постановки диагноза шизофрении поддерживать частый контакт с семьей больного. Так, в частности, Норвежская Психиатрическая Ассоциация, рекомендует взаимодействовать с родственниками больного по телефону в течение трех суток после госпитализации пациента в стационар. Ассоциация также рекомендует в течение одной-двух недель после идентификации диагноза не начинать лечить больного медикаментами, для того чтобы иметь возможность уточнить диагноз и сделать более нужной оценку статуса пациента. Оценка статуса в динамике процесса лечения также считается важной составляющей последнего.

Терапия семьи при наличии в ней больного шизофренией требует определенной гибкости психотерапевта. Здесь трудно дать какой-то конкретный рецепт, но чаще всего семейная психотерапия начинается с индивидуальных встреч психотерапевта с каждым членом семьи в отдельности. Подобная тактика особенно может быть рекомендована начинающим психотерапевтам.

Традиционно семейная терапия начинается с диагностики семейной системы, определения ее типа, периода развития, оценки внутрисемейных отношений, выяснения ролевого поведения членов семьи.

При работе с членами семьи больного шизофренией психотерапевты стараются придерживаться «концепции выраженных эмоций».

При «лечении семьи» уместны: «бифокальная терапия», структурная семейная терапия, очерчивающая границы между поколениями. Большинство терапевтов высказываются негативно в отношении системной и аналитической терапии семьи больного шизофренией.

Варианты терапии семьи больного шизофренией:

  1. Групповая когнитивно-бихевиоральная терапия больных и их родственников на этапе пребывания пациентов в стационаре, включающая элементы психообразования, копинг-тренинга и обучения навыкам контроля за приемом медикаментов.
  2. Сессии бихевиоральной семейной терапии в домашних условиях.
  3. Амубалаторные психодинамические группы.
  4. Комбинирование групповой и индивидуальной терапии членов семьи, направленной на снижение выраженности эмоциональной экспрессии.
  5. Дискуссионый клуб для больных и их родственников.

Популярны методики бихевиоральной семейной терапии , развивающие навыки правильного общения в семье, и парадоксальные формы семейной терапии, как бы оставляющие в тени истинные намерения психотерапевта.

Неоднократно проверена эффективность проблемно-ориентированной терапии семьи больного шизофренией, включающая в себя специально разработанные техники. Отчасти проблемно-ориентированная терапия пересекается с социотерапией, психообразованием. Обычно проблемно-ориентированная терапия подразумевает обучение семьи навыкам взаимной поддержки и умению оказать самому себе помощь. Психотерапевт, работающий в русле проблемно-ориентированной терапии, может рассматривать различные стратегии решения проблем с помощью ролевых игр.

С группами членов семьи можно работать, используя «разговорные формы психотерапии», предоставляя для родственников больных необходимую информацию. Подобные группы могут функционировать и без пациентов. Отмечена эффективность таких групп в плане эмоциональной разгрузки членов семьи. Однако эти формы помощи родственникам больных шизофренией не могут быть альтернативой полноценной семейной терапии.

Семья больного шизофренией должна быть интегрирована в широкую социальную сеть помощи лицам, страдающим этим психическим расстройством.

1. Семейная психотерапия

2. Развитие семейной психотерапии

    • Школа Пало Алто
    • Семейная психоаналитическая психотерапия

4. Другие направления

5. Супружеская психотерапия

6. Семейное консультирование

7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

8. Список литературы

Семейная психотерапия

Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.

Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

  • семейный диагноз, диагностический этап;
  • ликвидация семейного конфликта;
  • реконструктивный;
  • поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений

учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”).

На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:

  • Эффективное использование молчания;
  • Умение слушать;
  • Обучение с помощью вопросов;
  • Повторение;
  • Суммирование, резюмирование;
  • Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
  • Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
  • Проигрывание ролей;
  • Создание “живых скульптур”;
  • Анализ видеозаписи.

Развитие семейной психотерапии

В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.

Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-х годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта - то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие.

Направления в семейной психотерапии

Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.

Школа Пало Алто

Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом - один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

  • изменить поведение членов семьи;
  • найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;
  • изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
  • осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-х годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

Определение и прояснение отношений.

Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

Занятие “Я-позиции”.

Семейная психоаналитическая терапия

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами.

Семейная системная психотерапия

Крупнейшие представители этого направления - Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

  • Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
  • Формулирование психотерапевтического запроса.
  • Реконструкция семейных отношений.
  • Завершение психотерапии и отсоединение.

Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”, “короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления - Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент.

Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья - это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

Семейная поведенческая психотерапия

Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.

Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Наиболее популярны следующие техники работы:

  • формирование (shaping ) - достижение желаемого поведения небольшими порциями через последовательное подкрепление;
  • жетонная система - использует деньги или очки в качестве вознаграждения детей за успешное поведение;
  • контрактная система - включает в себя соглашение с родителями об изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;
  • обмен изменениями за вознаграждение;
  • прерывание (timeout ) - наказание в виде изоляции.

Семейная поведенческая психотерапия - это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными.

Другие направления

Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.

Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker ) и Огаст Напир (August Napier ). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).

Супружеская психотерапия

Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.

Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы.

При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.

Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является прежде всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:

Управление взаимным положительным поведением супругов;

Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;

Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.

Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы - заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии.

В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.

В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров:

Принцип реальности, “здесь и сейчас”;

Уважение к личной жизни партнёра;

Подвижность в исполнении семейных ролей;

Равноправие;

Аутентичность - знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям;

Открытое партнёрство - каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Семейное консультирование

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:

Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме.

Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.

Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

Далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”

Проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

“Экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.

Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.

Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью “парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”.

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3 группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец, методики семейной психотерапии.

Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи - её участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в психотерапии.

Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего - во время её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще, задача психотерапевта в ходе первой встречи - помочь клиенту в короткий срок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от него потребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии. Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи. Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента, актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д., дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело в повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта - создание у клиента представления о том, что семейная психотерапия даст возможность найти решение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейную психотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента для создания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно, проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности и найти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи - сформировать у клиента активный интерес к самому содержанию психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когда клиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого он настраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощью психотерапевта.

Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать проблемы разного вида, например:

Работать одному или пригласить ко-терапевта?

Какова оптимальная продолжительность психотерапии?

Где работать с семьёй - в кабинете или по месту её жительства?

Проводить ли занятия со всей семьёй сразу или сначала с отдельными членами семьи?

Каковы наилучшая частота и длительность встреч?

С каких проблем начать, с частных или семейных?

Разрабатывать ли подробный план действий или положить на экспромт?

Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий. Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим - недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.

Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии - это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Директивы (или указания) - это прямые, конкретные указания о необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.

Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.

Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”: формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с заданием.

Список использованной литературы:
    1. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999.
    2. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998.
    3. К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999.
    4. П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998.
    5. С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.

Как бы не высмеивал русский народ последнее, терапевтические приемы буквально спасли множество браков, и как минимум улучшили взаимопонимание в семьях, обратившихся за помощью, помогли преодолеть трудный период, кризис в семейных отношениях и даже горе.

И каким бы практиком вы не являлись, стоит обратить внимание, прежде всего на теоретические знания, именно на них основаны современные психологические техники. Чем больше вы узнаете о психологии семьи , тем меньше непоправимых ошибок совершите, тем более счастливы будете сами и сделаете таковыми свою семью. И уж тогда никакие терапевты вам не понадобятся.

Множество исследований, проведенных социальными психологами (именно в сферу социальных проблем входит взаимоотношения в семье ), позволили вывести ряд психологических закономерностей. Трудно определить какие из них назвать в первую очередь, впрочем, судить вам, что важнее…

Причины конфликтов между мужем и женой.

Среди самых распространённых поводов для конфликта психологи назвали: организация быта, методы воспитания детей, различные предпочтения способов проведения досуга. Именно эти вопросы следует обговорить заранее и как можно подробнее, чтобы позже не было сюрпризов. Хотя они всё равно будут, вы значительно сократите их число, и соответственно число поводов для ссор, конфликтов, недопонимания.

Кризисные этапы в развитии семьи.

На определённом этапе происходит переломный момент. Нечто в семейной жизни меняет сложившийся уклад. Этот сложный период и называют кризисом. С одной стороны, это полезно, если ведёт к благоприятным, полезным для семьи переменам. Но бывает, что члены семьи не справляются с переменами из-за непонимания происходящего, либо ухода в свои личные проблемы.

  1. Первый кризис возникает на начальном этапе, когда семья только только зародилась. Период адаптации , "притирки" осложняется холостяцкими привычками супругов. Чем дольше они проживали одни, тем сложнее будет совместить две разные жизни в одну. Особенно, если в один прекрасный момент один или оба супруга не испытывают ни малейшего желания стараться примириться с тем или иным фактом.
  2. Далее спустя 3 года или в момент рождения ребенка. Само собой стать родителем это стресс для обоих.
  3. Затем кризис наступает с появлением второго ребенка или спустя 7 лет. Причина сложностей в распределении ролей, новых обязанностях каждого, особенно это не нравиться старшему ребёнку, если вы не подготовили его должным образом.
  4. А уже позже критическим периодом можно назвать наступление «кризиса среднего возраста » у главы семейства. Этому кризису подвержены только мужчины. У женщин также происходит кризис в связи с возрастными изменениями, но гораздо позже (менопауза). И только «мужской» кризис способен разрушить семью. Женщин в плане кризиса нельзя назвать более устойчивыми, однако внешне кризис мы стараемся не проявлять, не переносить на семью. Мужчина же в порыве может изменить, вести себя как подросток, злоупотреблять алкоголем, заняться азартными играми. Конечно, здесь приведены наиболее яркие, вызывающие примеры мужского поведения. Чаще кризис проявляется в более сглаженной форме и всё же поведение главы семейства не может не отразиться на всех членах семьи.
  5. Следующий кризис иногда называют «опустошением гнезда». Это происходит спустя 20 лет брака, когда все дети покидают родительский дом, а супруги вдруг осознают, что им нечем заняться. Они всю свою жизнь построили вокруг детей, не друг друга, всегда мечтали больше времени проводить наедине, но теперь, когда это стало возможным, они не знают, чем себя занять. А прибавьте к этому страх смерти, ухудшения здоровья…

Подготовить себя можно к каждому из этих периодов, несмотря на всю мрачность картины. Но и не стоит ждать трудностей, акцентируя на них внимание, будто ожидая, когда они начнутся. Просто будьте готовы.

Кризисы взаимоотношений с детьми.

  • Все они связаны с изученными психологами кризисами в развитии самого ребенка (кризис одного года, трех лет, семи, подростковый).
  • Кризис также возникает из-за перемен в семье (развод , появление нового члена семьи, смерть близкого человека): сюда можно отнести все проблемы воспитания ребенка в неполной семье, детскую ревность, борьбу за любовь родителей, отношения с отчимом (мачехой), чувство утраты и неспособность её пережить, если отношения были особо близкими.


Психологические техники работы с семьей.

Не удивляйтесь, если вы знакомы с методами работы нескольких специалистов, и они неимоверно различаются. Дело в том, что существует множество теорий, на которых основываются конкретные приемы и методы работы с семьями.

В основном работа ведётся по налаживанию контакта и взаимопонимания. Обучение может проходить в конкретных условиях, задаваемых психологом, с помощью современной техники, с использованием вашего воображения. Ничему не удивляйтесь.

Сам психолог, изучив вашу ситуацию, может пригласить помощника, с которым он и продемонстрирует ваши отношения со стороны. Вы, с трудом узнаете себя. Первый порыв будет отрицать происходящее, обвиняя постороннего. Сдержитесь хотя бы поначалу.

Возможен визит психолога к вам домой, для более глубокого понимания проблемы.

Некоторые проблемы легче решаются молча, а творчество объединяет как ничто другое. Психолог может предложить вам заняться даже лепкой…

Как бы нелепо или парадоксально не выглядели предложения психотерапевта, они работают. Если вы пришли к психологу, следуйте его советам.


Главный вопрос, интересующий всех и каждого – что нужно сделать, чтобы именно ваш брак был прочным, счастливым и навсегда. Важным будет только желание супругов быть вместе – скажут романтики. Психологи же несколько прагматичны в вопросах любви и брака. Мы любим тех, кто удовлетворяет наши потребности. Соответственно крепким брак будет, если каждый получает от него то, что всегда хотел. Если вы только подумываете о браке, выясните, сколько у вас общего, что вы ждёте друг от друга.

Самый важный вопрос для совместного обсуждения (и для этого никогда не поздно) – это ваши представления о браке , о положении каждого супруга в нём, раздел общих обязанностей. Практикующие психологи, семейные консультанты подметили. Диагностика проблем в семейных отношениях выявляет в основном огромное различие в представлениях супругов о своей роли и роли другого в браке. Другими словами, мы не делаем то, чего от нас ждут, но думаем, что мы идеальная жена (муж) и при этом требуем чрезмерно (а кажется, что по заслугам) у супруга (супруги). Не получая ничего из наших требований, мы злимся, а злимся ещё больше, встречая недовольство. Именно так небольшие склоки подводят брак к грани развода.

Со временем потребности человека меняются и об этом надо помнить. Будьте внимательны друг к другу.


Мифы о любви и браке.

Не забивайте себе голову верой в несуществующие «факты». Например, в гневе любой из вас может сказать много неприятных и очень обидных вещей. Нам начинает казаться, что любимый человек всегда о нас был не лучшего мнения, мы начинаем сомневаться в силе его чувств, в крепкости брака и привлекаем больше неприятностей. В данном случае миф можно сформулировать так: «если он (она) меня любила бы, не смела бы оскорблять». Надо быть проще в отношениях. Не придумывать того, чего нет. Не торопиться с выводами. И помнить, в отношениях бывает всякое. Каждый человек в течение жизни меняется и в один прекрасный момент может выкинуть такое, чего сам от себя не ожидал. Также каждый из нас меняется и в отношениях, меняются сами отношения. Учитесь доверять друг другу. Учитесь обсуждать проблемы, ликвидировать недопонимание, пока оно не переросло в затяжной конфликт, отчуждение.


Семьи, различные по составу.

Всё, рассмотренное выше можно отнести к стандартной по составу семье. Но существуют семьи, различные по составу и у них свои проблемы. Наиболее распространённая ситуация, когда вмешательство бабушки с дедушкой переходит границы в неполной семье . С целью компенсировать отсутствие отца или матери у ребёнка – это даже здорово, лишние руки, помощь никогда не повредить. Но, если эти отношения мешают матери (отцу) должным образом воспитывать чадо, подрывают авторитет единственного родителя, нужно учиться ставить барьер между бабушкой и дедушкой и вашей, пусть и небольшой, семьёй. Это не так просто сделать: переезд не всегда помогает, внедрение нового члена семьи (второй брак) не всегда лучший выход. Пытайтесь ликвидировать влияние ваших родителей на вашего ребёнка самостоятельно, незаметно для них. Изменения могут происходит несущественные, продвигайтесь шаг за шагом, но целеустремлённо, к отделению своей семьи, в которой вы родитель, от семьи, в которой вы ребёнок.

А в конце, хотелось бы особо подчеркнуть: ваша семья – это единая сила , которая подзаряжается от каждого, удваивается и каждому же придаёт сил, смысла и счастья. Воспитывайте детей по тому же принципу, и они будут чувствовать всё то, чего так не хватает современным детям: чувство безопасности, защищенности, безмерной родительской любви, уверенность в себе, адекватную самооценку, признание близких людей, удовлетворённость жизнью в целом. Придерживаясь такой позиции, и вы вместе преодолеете не то что внешние, приходящие проблемы, но и внутренние, какими бы изощрёнными они не были.