Болезни Военный билет Призыв

Семь периодов в жизни человека

Жизнь человека в мире нашем
Как часто ничего уже не значит.
Она – Божественная Искра
Горит без цели, тухнет без следа.
А мы стремимся жить не хуже…
Бежим куда-то и спешим,
И всё боимся опоздать,
И всё нам кажется, что мало
Досталось в этой...

https://www.сайт/poetry/18071

Светлому и мудрому настроению духа и смог подняться на более высокий уровень астральной жизни . Это отнюдь не исключительный случай, когда человек , проживший светскую, беззаботную, эгоистическую жизнь , постепенно приходит к тому, что, обернувшись, оценивает её ясным взглядом... высших качеств своей личности, он обеспечит себе обладание ими в будущей земной жизни . И всё же иногда случается так, что этот человек входит в состояние апатичного отчаяния, окружая себя плотным, чёрным облаком меланхолии, ...

https://www.сайт/religion/1727

Зрения наук философских. Работая с Таро, можно увидеть структуру человека во всей ее полноте. Ведь порой в жизни случаются ситуации, которые невозможно обьяснить научно, очень часто... медицина, например, может лишь развести руками в своем бессилии помочь человеку справиться с той или иной проблемой. Хотя многие признанные науки уже давно плотно сотрудничают с науками эзотерическими. Итак, ниже описаны все семь тел человека ...

https://www.сайт/religion/110920

... жизни человека Все физические тела излучают энергию, начиная с КАМНЕЙ, которые дают простейшие виды излучений. Например, магнит создаёт магнитное поле, фосфор - свечение, уран - радиоактивное излучение. Откуда эта энергия? В природе главным источником энергии является Солнце. Оно даёт жизнь ... (положительное или отрицательное) и её сила полностью зависит от качества мышления самого человека . К примеру, мысль, продуманная чётко и сконцентрированно будет гораздо сильнее и насыщеннее...

https://www.сайт/journal/135212

Земля, огонь, вода и воздух (ветер). Некоторые маги выделяют две дополнительные стихии – жизнь и смерть. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с четырьмя основными стихиями, стихийная магия используется довольно часто. Прибегнуть к ней... или попросить защиты. Магия воздуха Стихия воздуха или ветра направлена на защиту человека . Ветер символизирует очищение, переменчивость в жизни . Часто магия воздуха используется вместе с другими стихиями. Маги воздуха не проводят активных...

Интересные сведения о периодах жизни человека, связанные с числами Фибоначчи и числами Люка, приводят Н. Васютинский в книге "Золотая пропорция" (1990 г.) и Э. Сороко в книге "Структурная гармония систем" (1984 г.).

Суть их выводов сводится к следующему. Критические возрасты мужчин соответствуют следующим годам: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, а вся жизнь мужчины делится на 7 периодов: до года - младенчество, 1-8 лет - детство, 8-13 - отрочество, 13-21 - юность, 21-34 - молодость, 34 - 55 лет - зрелость, 55-89 - старость.
Периодичность в жизни женщины подчиняется ряду Люка: 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29, 47, 76, 123.
Сдвижка возрастных интервалов объясняется более ранним развитием девочек.

Семь этапов жизни человека определяют и семь основных видов деятельности человека - от физического роста и созревания до психологического и социального становления. До периода окончания роста (21 год для мужчин и 18 лет для женщин) человек физически созревает, обучается. Затем приступает к освоению трудовой деятельности.

Трем основным периодам жизни взрослого человека: 21-34, 34-55, и 55-89 лет соответствуют три качественно различных вида деятельности, определяемые физиологическим и психологическим состояние организма. Период молодости (21-34) отвечает взлету физических и интеллектуальных возможностей человека. Основные достижения выдающихся деятелей науки, искусства приходятся именно на этот период жизни.

В зрелом возрасте (34-55) казалось бы в расцвете сил, наступает переутомление в результате многолетней работы, депрессия и апатия, учащаются нервные срывы, теряется деловая хватка.
Возраст 55-89 лет - это время философского осмысления жизни, подведения итогов, время переоценки ценностей, отказ от излишеств, поиск "вечных истин", "вечных ценностей".

По-видимому, существуют "кризисные, переломные годы" и перестройка организма не только у детей, но и у взрослого человека и такими годами являются: 21, 34, 55. Именно они определяют жизненный путь взрослого человека. И если человек не учитывает этих трех качественно различных периодов, не перестраивает свою жизнь в соответствии с перестройкой организма, то совершает насилие над собой, травмирует психику, создает стрессовую ситуацию и в конечном итоге сокращает свою жизнь.

После каждого переломного года человек меняется, он переходит в качественно новое состояние, как бы рождается заново.

В последнее время в печати появились сообщения об "эпидемии" руководителей среднего и низового звеньев английских фирм. В расцвете сил, достигнув 38-40 лет, они внезапно охладевают к работе, впадают в депрессию. Причиной этих кризисов считают служебный стресс, многолетнее переутомление. И не случайно, что эта "эпидемия" начинается после "критической точки" в 34 года. Человек вступает в новый этап своей жизни, что требует соответствующего этому изменению образа жизни. Может быть, не случайно на многих японских предприятиях сотрудников "пожизненного" найма увольняют по достижении ими возраста именно 55 лет. Уволенному выдается единовременное пособие в размере 4-5-летнего заработка и его работа на фирме заканчивается.

После 55 лет начинается этап старости, человек должен перестроиться на новый режим труда и отдыха; человек может продолжать работать, но уже в новом качестве, желательно в соответствии со своими нереализованными способностями и стремлениями.

Семь отрезков времени - это семь различных жизней, которые дает человеку природа. Они различны по физическому времени, то есть по числу оборотов Земли вокруг своей оси: первый этап длится один год, а последний (55-89 лет) - 34 года. Но биологическое время для этих этапов одинаково, но первый этап (до одного года) длится биологически столько же, сколько и последний (от 55 до 89 лет).

Биологическое время отражает скорость различных процессов, протекающих в организме. В процессе старения организма скорость метаболических процессов в нем снижается. Поэтому и возникает ощущение, что с возрастом "время бежит быстрее" - ведь человек оценивает время не биологически, а физически.

Вывод о замедлении собственного биологического времени и ускорении физического времени человека при старении подтвержден экспериментами. Доказано, например, что с увеличением возраста скорость заживления ран снижается и с возрастом уставший от работы человек медленнее восстанавливает свои силы.

Белорусский философ Эдуард Сороко высказывает предположение, что "фибоначчиевый" характер развития присущ не только организму человека, но и "всем самоорганизующимся системам, в которых обменные процессы с течением времени имеют необратимый характер". Это относится к организмам животных, популяциям, экологическим сообществам и даже социальным системам.

Циклами измеряются перемены. Возрастные циклы указывают не на внешние события, а только на этапы личностного роста (в соответствии с природой транзитных планет). Эти кризисы, на которые люди жалуются больше всего, меньше всего контролируемы, т.к. даже при самой высокой предосторожности у человека нет средств их избежать.

Отсчет цикла планеты начинается с момента пересечения ею в первый раз точки Асцендента. Время начала цикла варьируется согласно радиксному положению планеты в доме и ее скорости.

Чаще всего первой пересекает Асцендент Луна. Ее транзит происходит в течение первых 28 дней после рождения и выражает первое высвобождение личности, пробуждаемой к жизни. Солнце и планеты септенера пересекают Асц в течение первых 28 лет жизни. Урану для этого нужно 84 года, а Нептун и Плутон двигаются так медленно, что могут никогда не достичь Асцендент в течение одной жизни. Период индивидуализации высших планет начнется по пересечении ими первого угла радикса.

Основные астрологические соответствия факторам возраста:

7 лет. Растущий квадрат Сатурна к его натальному положению, полусекстиль Урана.
12 лет. Первое возвращение Юпитера.
14 лет. Оппозиция Сатурна, секстиль Урана.
19 лет. Возвращение Лунных Узлов.
21 год. Падающий квадрат Сатурна, первый квадрат Урана. 24 года. Второе возвращение Юпитера.
27 лет. Возвращение прогрессивной Луны.
28 лет. Растущий трин Урана. Инверсия Лунных узлов.
29,5 лет. Возвращение Сатурна.
30 лет. Повторение натального аспекта Солнце-Луна в прогрессиях. Оппозиция Юпитера. 36 лет. Второй растущий квадрат Сатурна, третье возвращение Юпитера. 36-60 в этом промежутке у разных поколений возможен квадрат Плутона. 38 лет. Второе возвращение Узлов.
42 года. Оппозиция Урана, растущий квадрат Нептуна, оппозиция Юпитера.
44 года. Вторая оппозиция Сатурна.
47 лет. Инверсия Лунных Узлов.
48 лет. Четвертое возвращение Юпитера.
51 год. Второй падающий квадрат Сатурна.
55 лет. Второе возвращение прогрессивной Луны.
56 лет. Падающий трин Урана. Четвертый цикл Узлов.
59-60 лет. Второе возвращение Сатурна, пятое возвращение Юпитера, второе прогрессивное повторение натального аспекта Солнце-Луна.
63 года. Падающий квадрат Урана.
65 лет. Инверсия Лунных Узлов.
66 лет. Третий растущий квадрат Сатурна.
70 лет. Падающий секстиль Урана.
72 года. Шестое возвращение Юпитера.
75 лет. Возвращение Узлов, третья оппозиция Сатурна.
77 лет падающий полусекстиль Урана.
80 лет. Третий падающий квадрат Сатурна.
82- 83 года. Третье возвращение прогрессивной Луны.
84 года. Возвращение Урана, седьмое возвращение Юпитера. Инверсия Узлов.

Семилетний цикл (точка жизни). Жизненный путь через дома.

При толковании домов мы всегда должны иметь в виду, что здесь речь идет о сферах интересов, в то время как знаки Зодиака отражают основные наклонности.

Решающим для нашего суждения фактором всегда является положение куспида дома: планета-управитель знака на куспиде раскрывает, как именно (принцип планеты-управителя), в каком стиле (положение планеты-управителя в знаке) и в какой сфере (положение планеты-управителя в доме) будут разрешаться проблемы сферы жизни, символизируемые данным домом. Смысл жизни, как известно, обобщается коротким изречением, немного шутливым, ироничным и удручающе грубым: «Создавай и получай, считай налоги и умирай!».

Но, как правило, такое примитивное описание жизненного пути человека, нас не устраивает, хотя время человеческой жизни очень отчетливо разделяется на несколько отрезков.
Между этими делениями человеческой жизни на отрезки и космическими пространствами существует прямая связь. Она выкристаллизовалась благодаря тысячелетним усилиям астрологов. Двенадцать домов гороскопа соответствуют, следовательно, двенадцати отрезкам человеческой жизни - и в этих двенадцати сферах действительно содержится все, что может пережить человек!

При образовании этих связей определяющую роль играют два основных числа астрологии: число семь, соответствующее семи планетарным силам, и число двенадцать, соответствующее двенадцати частям Зодиака.

Чтобы установить соответствие частям Зодиака временным отрезкам человеческой жизни, мы должны вначале понять, сколько лет составляет средняя продолжительность жизни человека. Мы знаем о каждом животном, как долго оно в среднем живет. У человека тоже есть средняя продолжительность жизни, она составляет 84 года.
Нас не должно сбивать с толку знание того, что в былые времена средняя продолжительность была существенно меньше, и что во все времена встречаются люди, которые живут до 100 и даже 180 лет. В прежние века каждое поколение теряло людей из-за инфекционных болезней, из 20 новорожденных детей только 4 имели шанс достичь половой зрелости. Но кто смог избежать смертельной схватки с инфекцией, тот и в древние времена достигал большего возраста.
Число 84 получается из умножения 7 на 12, и оно соответствует периоду обращения Урана, который вращается в ритме, соответствующей количеству семи классических планет. Космическое влияние Урана исследовалось за прошедшие 200 лет астрологами всех стран: сегодня известно, что Уран, так сказать, дифференцирует космические силы, которыми пользуется человек на протяжении своей жизни. Это означает, что, осознавая свой жизненный путь как движение по кругу домов с семилетними «остановками» в каждом, человек может лучше понять действие космических сил в своей жизни - соответственно положению планет в гороскопе рождения - и наиболее конструктивно использовать их энергии.

От 0 до 7 лет. 1 дом, символический Овен. Рождение, самосознание, саморазвитие, развитие характера, установление структуры характера. Органический уровень. Развитие тела, рост органов и их психических аналогов. Глубинная адаптация к внешним воздействиям, в частности к семейным.
В первые семь лет своей жизни человек развивается в личность. Он не может хорошо помнить свое рождение и первые два года жизни, но однажды к нему приходит осознание своего «Я», освоение языка протекает в очень быстром темпе, расширяется взгляд на окружающий мир, и приближенно закладываются черты характера. «Я» - в центре всего внимания, а какие-либо альтруистические устремления отсутствуют.

В эти годы воспитание подрастающего ребенка создает основу для его этики отношения к окружающему миру. Если здесь родители (или те, кто должен руководить воспитанием) не справляются, то человека в дальнейшем, на протяжении всей жизни, могут быть большие трудности. Итак, все важные для жизни свершения находятся в первом доме человеческой жизни.

В этот период формируются тело и основы структуры будущей личности. Субстанцию, которая их заполняет, обеспечивает наследственность (генетическая и культурная), материальный уровень семьи и основные социальные условия, превалирующие в момент рождения в данном месте. Все, что происходит на органическом уровне развития, оставляет свой след. Условия периода влияют не только на биологический рост ребенка, но и гармонизацию его базальных инстинктов. Во время этого периода ребенок реализует не только от 70 до 74% своего потенциального физического роста, но и укрепляет все необходимые для самостоятельной жизни способности: учится есть, одеваться, ходить, говорить, читать, писать и считать, узнает об опасностях, существующих вокруг, и о том, что необходимо ему для выживания (включая негативное или антисоциальное поведение - хитрить, лгать и воровать). Все это формирует в ребенке его особенное, характерное поведение, и многие психологи считают, что взрослый никогда не сможет ни изменить, ни превозмочь того, что произошло с его телом и душой до 7 лет. Чрезвычайно важно для последующего развития учитывать все факторы этого периода. Как недостаток кальция в этом возрасте не способствует развитию правильного и крепкого скелета, так и недостаток любви препятствует развитию собственной способности человека любить.

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом « укрепления корней ». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится выживать. Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов. Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое. Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит. Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

От 7 до 14 лет. 2 дом, символический Телец. Понимание мира в качестве реальности, материальная интеграция. Уровень потенциальной силы. Формирование личного образа. Развитие чувства «Я». Испытание личных сил и способностей в самовыражении.

В период жизни с 7 до 14 подрастающий ребенок знакомится с имуществом. Так как он имеет дело с материальными ценностями, он получает, как правило, карманные деньги от родителей, которыми он сам должен распоряжаться, сам должен распределять, на что тратить. Также он получает наставления о том, как он должен заботиться о своем личном имуществе.
Ребенок, так сказать, погружается в материальную сферу жизни и должен учиться ориентироваться в мире материальных вещей. Учеба заключается в копировании образцов, усвоении существующих традиций, в следовании правилам поведения. Тут формируется установка в отношении к любой материальной форме - от наличных денег до недвижимого имущества. Второй дом гороскопа дает нам представление об этом важном событии.

Первый период кончается в течение 7-го года, но раньше дня рождения. Смена уровня происходит в момент появления первых постоянных зубов, что является значительным симптомом глубинного кризиса, как органического, так и духовного. В этот момент ребенок должен научиться сам «пережевывать» опыт, полученный от проявлений его собственного, а не материнского эго. Растущий квадрат Сатурна может ускорить или затормозить процесс развития. Около 7 лет Уран делает свой первый полусекстиль к радиксному положению. Принцип «Я» начинает действовать в организме ребенка по мере того, как он говорит о себе в первом лице. С этого момента он пытается выражать свои внутренние переживания в поведении, провоцирует возникновение ситуаций, тестирующих реакции его собственной души и тела, реакции членов семьи и сверстников. Чтобы сформировать свое «Я» и почувствовать его потенциал, ребенок должен силой утверждать право на индивидуальное поведение, наблюдая обратную связь с окружением. Ему надо научиться узнавать границы, поставленные родителями, учителями, товарищами и официальными властями.

Основная проблема второго семилетнего периода творческого самоутверждения - это развитие воли. Чтобы научиться гармонично проявляться, ребенок должен быть способен полностью впитать опыт, который ему предоставит жизнь. Все, что происходит в течение этого периода, имеет большое влияние на развитие способностей самовыражения и возможности проявлений вовне. Он может демонстрировать волю в борьбе с потенциальными или реальными врагами либо творчески изменяя материю в соответствии с избранными образами.
В творческой деятельности нет врагов, а есть только сопротивление материала. Здесь творческое начало ребенка может погибнуть под воздействием различных социально-культурных условностей и запретов взрослого мира. Например, слишком совершенные игрушки не развивают фантазии, тогда как грубый материал дает возможность оценить свои способности, увидеть изменения при личном воздействии. Усовершенствованные игрушки позволяют человеку проявить скорее свои технические таланты, нежели творческие. В этих условиях проявляется уже коллективное, а не индивидуальное мышление.

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: « лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: « Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других. Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!». Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни.

От 14 до 21 года. 3 дом, символические Близнецы. Развитие всех духовных отношений, духовная интеграция, расширение духовных интересов, выбор профессии. Психологический уровень. Эмоциональное и умственное развитие. Эмоциональная ориентация «Я» на сотрудничество, друзей, приятелей, первичные знания о культуре, религии, на создание своего собственного круга общения.

В течение семи лет между 14 и 21 годами, прежде всего, завязываются духовные отношения. В это время человеку хочется обзавестись хорошими друзьями, человек не желает ни под каким предлогом быть один. Он часто полемизирует в бесконечных беседах с друзьями и знакомыми, с родственниками или чужими людьми «о жизни».
Это период учебы и познания, в который проверяются все духовные способности и полученные знания применяются для понимания и разъяснения законов окружающей среды. Проверяется также перенятое от воспитателей мировоззрение, политические взгляды родителей и воспитателей, а также религиозные взгляды, причем это приводит к глубоким противоречиям между собственными духовными наклонностями и мировоззрением окружающих.

Этот семилетний период начинается пубертатным кризисом. Вторжение сексуальности в жизнь человека соответствует рождению его вне психической матрицы родителей и семьи. В этот момент подростку необходимо сознательно отделиться от матери и отца, от безупречного образа родителей, созданного в детстве. Он должен увидеть их взрослыми глазами, с правом на ошибку. В начале этого периода Сатурн делает оппозицию, а Уран секстиль. Оппозиция символизирует столкновение субъективной реальности с опытом межчеловеческих отношений: проблема ответственности в личных отношениях, и проблема взаимоотношений - главный вызов, брошенный подростком обществу.

До 14-летнего возраста ребенок в поисках творческого самовыражения не беспокоится о результатах своих действий и их влиянии на других, его глубинное желание - быть самим собой, открывать с помощью личного опыта свои скрытые способности. В этой фазе жизненного цикла у него появляется возможность целиком быть собой (фаза Сатурна), каждый день изменяясь в результате возникновения нового рода отношений (фаза Урана). Биологические изменения способствуют подростковой любви, которая становится главным двигателем третьей фазы жизни. Все, что казалось совершенно посторонним, приобретает теперь жизненно важное значение, горизонты расширяются, рамки предыдущих отношений разрушены напряжением, вызванным проявлением новых. Эти новые отношения в идеале должны вывести подростка в зону более широкого и возвышенного сознания. Впервые молодой человек через силу контраста со своим возлюбленным (эффект оппозиции) может узнать, что он собой представляет. Последние школьные годы, приходящиеся на этот период, ставят человека перед выбором социальной ответственности. Это также годы получения высшего образования. Молодой человек учится не как в школе, где за него отвечают родители, он имеет право выбирать, продолжать ли ему учиться. В конце этого периода он теоретически готов определить свое профессиональное место в обществе или заняться политикой.

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор. На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что « я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи. При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей. Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

От 21 до 28 лет. 4 дом, символический Рак. Прием традиции, признание переданных ценностей, образование семьи. Социально-культурный уровень. Выбор профессиональной деятельности и партнеров. Формирование поведения на основе личного и социально-культурного прошлого. Бунт против семьи и/ли общества.

На 21-вом году жизни рост костей в длину завершается, и человек становится «взрослым». Этим заканчивается время физиологического развития, он не может больше расти, его форма тела может изменяться только с помощью развития мышц или жира, а в скелете больше ничего не меняется. Сложившийся к этому времени характер формирует выражение лица.
Французский поэт Камю однажды написал, что с этого момента человек полностью ответствен за свое лицо. Черты его лица отражают его отношение к окружающей среде, его физическое и духовное здоровье, а также особенности характера.

В эти важные годы от 21до 28 лет человек должен настолько завершить формирование своей личности и физическое развитие, чтобы суметь решиться на долговременную связь и создание семьи. Также должно присутствовать желание иметь собственных детей.

Итак, в эти годы человек должен найти жизненного партнера, с которым он может разделить дальнейшую судьбу. Переход в состояние труженика семейной жизни с все более возрастающей ответственностью предъявляет высокие требования к личности. Естественно, решающую роль здесь играет опыт, переданный родителями. Существенно легче ориентируются в этой ситуации те, кому старшее поколение дает деловые советы в этой сфере жизни.

Четвертый дом дает нам возможность определить свое отношение к родительскому дому, родине, национальной традиции.

Начинается первым падающим квадратом Сатурна и растущим квадратом Урана. Действие последнего связано с усилием прорваться (растущий квадрат) в профессиональный, коммерческий или культурный мир и вписаться в его окружение, Аспект Сатурна настаивает на разрыве с прошлым (падающий квадрат) и отказе от беззаботной жизни, типичной для подростка. Новые аспекты планет требуют тщательного пересмотра подростковых целей и идеалов и адаптации к реальностям взрослого существования. Для многих людей этот период проходит в болезненно острых условиях.

Во время этой фазы цикла человек освобождается от последних следов инфантильности. Опыт этого периода очень ясно показывает различие между растущим и падающим квадратом. Кризис растущего квадрата Урана попадает на уровень деятельности, столкновений человека с трудностями, которые жизнь ставит на его пути к успеху. Растущий квадрат Урана привлекает внимание к будущему, к прояснению поставленной цели. Падающий квадрат Сатурна уводит внимание человека внутрь, к переоценке прошлого. Нам приходится рвать с устоявшимися привычками и идеалами, а этот процесс требует личностной зрелости. Персональные потребности этого этапа осуществляются только в согласии с нуждами общества. Важный урок, который может вынести человек из этого квадрата Сатурна, - необходимость действовать со всей ответственностью, будь то межличностные или общественные отношения. Успех болезненного Уранического усилия, способного открыть новую дорогу, зависит от того, как произошел разрыв с бывшими привязанностями и прошлым поведением под квадратом Сатурна. Астрология позволяет понять, что будущий успех личности почти полностью зависит от того, как человек справится с задачей этих двух квадратов между 21 и 28 годами. Остальные аспекты транзитов с натальной картой в этот период укажут на основные противоборствующие или способствующие выполнению задачи силы.

В это время человек взрослеет,находит свою собственную истину, свой смысл жизни, оставаясь еще внутри семьи и в то же время испытывая необходимость развернуться вне ее, психологически отделиться от доминирующих родительских влияний. После 21 года человек обычно стремится создать свое собственное гнездо, жениться,завести детей или готовиться к профессиональному совершенствованию. Большинство людей до 28 лет устраивают свою жизнь или по меньшей мере знают, чего хотят от жизни. Все, что произойдет после 28 лет, вплоть до следующей поворотной точки в 56-60 лет,будет результатом освобождения от семейного и социального давления.

Следующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет. Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя. При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов»,«переоценкой установок».

От 28 до 35 лет. 5 дом, символический Лев. Максимальное использование сил, кульминационная сексуальная точка, рождение детей, воспитание детей, риск, приключения. Индивидуальный уровень личности. Высвобождение главного творца личности. Возможности «второго рождения», зарождение творца будущего. При регрессивном развитии - постепенная кристаллизация личного поведения по моделям предков.

Когда человек вступает в семилетний период 5 дома, его жизненные задачи меняются. Если до этого собственные родителя были советчиками и примерами, то теперь он сам является родителем и должен воспитывать своих собственных детей. Ему нужно сообщать знания своим собственным детям и своей жизнью показывать пример.

Следовательно, необходимо критически перепроверить свои собственные наклонности, а также свой характер, действительно ли он удовлетворяет этой глобальной задаче. Ответственность все время возрастает, и человек вынужден играть роль, которая критически оценивается другими. Пятый дом гороскопа показывает нам, как именно человек должен справиться с этой задачей.
При делении цикла Урана на 3 28-я годовщина приходится на начало второго периода с трином Урана, который открывает пятую фазу цикла. В этот год прогрессивная Луна возвращается в свое натальное положение; Северный Узел проходит транзитом но Южному, а Южный - по Северному натальному (инверсия узлов). Прогрессивные Солнце и Луна повторяют в 30 лет свой радиксный аспект. Сатурн возвращается в свое положение и начинает новый цикл, а Юпитер с транзитным Сатурном в 30 лет формируют аспект, дополняющий тот, который был между ними в радиксе.

Период между 27-30 лет - один из самых важных в жизни людей. Каждый индивидуум представляет некий итог коллективного прошлого и остается наследником культуры своих предков до 28 лет. Цель этих лет - цикла Сатурна - впитать из прошлого все возможное. До 28 лет мы находимся под коллективными влияниями, и после этого рубежа многие люди продолжают пассивно катиться по утоптанной предками дорожке.

Трин Урана (символ своевременности творческого видения) предоставляет возможность понять, «почему мы здесь». Каждый из нас в масштабе человечества потенциально является каким-то новым элементом, который может быть присоединен к человеческой расе, потенциальным ответом новым человеческим потребностям. И в 28 лет мы открываем эти возможности, в этом возрасте высока вероятность «второго рождения» на ментальном или психологическом уровне. Этот период может стать началом жизни новой творческой индивидуальности. Возвращение Сатурна дает человеку возможность взять новое творческое направление жизни, с истинно новым поведением и ответственностью за отношения, которые человек способен сознательно творить. Обратный натальному аспект Юпитер-Сатурн открывает более актуальную перспективу для традиционных социальных, культурных и религиозных форм развития. Начиная с этого года, жизнь может иметь особый частный смысл, если человек ясно видит свой идеал, цели или потребности людей, которые он способен удовлетворить, если он может сосредоточиться на своей цели.

Необходимо открыть в себе собственный способ занимать индивидуальную и независимую позицию перед лицом тех проблем, с которыми человек решил столкнуться. Все, что мы совершили или произвели до 28 лет, было плодом нашего прошлого (прошлого души или генетического), это еще не явилось выражением индивидуальности. Теперь встает вопрос, как превратить наследие прошлого всех уровней в средство выражения истинной духовной индивидуальности, способной совершить нечто доныне не существовавшее.

Наступает кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы. Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

От 35 до 42 лет. 6 дом, символическая Дева. Работа и исполнение долга, приказ или повиновение, отношение к работе, здоровье посредством положительной установки или болезнь из-за бремени слова «надо». Индивидуальный или личностный уровень. Кульминация личностного и физического потенциала. Постепенная кристаллизация индивидуального поведения в сфере деятельности на основе развитого в период 28-35 лет сознания. Потребность принять решение о том, что станет делом жизни (иногда это связано с идеей очищения).

Шестой дом в гороскопе и период жизни от 35 до 42 находятся под знаком работы. Здесь мы планируем, все раскладываем по полочкам, классифицируем, точно выполняем обязанности, реализуем себя в труде и проявляем волю к творческой интеграции в окружающий мир. Человек обязан быть хозяином своей работы, а не колесиком в механизме, которое вращается только под воздействием чужих импульсов.

Этот последний дом под горизонтом показывает, как далеко может идти поступательное движение, но нужно видеть и такие факторы, которые становятся препятствием на пути: проблемы со здоровьем, слабость мотиваций и недостаточная жизненная сила. В этот период легко понять свое отношение к 10 дому. Если, например, в 6 доме есть планеты, имеющие гармоничный угол к вершине 10 дома, то с помощью своей работы и личного участия человек проходит своей путь вверх и поднимается над той средой, в которой он родился.

Этот семилетний период начинается приблизительно на растущем квадрате Сатурна и кончается в зоне растущего квадрата Нептуна. Начинается вторая половина цикла жизни. До этого момента витальные силы нарастали, теперь наступило время их постепенного затухания. Период между 28 и 42 годами расположен на вершине цикла жизни и отмечен расцветом индивидуальности человека. Его собственные требования и требования среды обращены к осознанию собственного места в жизни.

Наилучшая возможность для этого представляется в 35 лет, в символическое полнолуние цикла жизни. Здесь сходятся силы внешнего и внутреннего мира, и результаты их синтеза питают представление человека об истинном "Я". Именно с этой высоты становится видно, почему сделано то, что сделано. Наступает время выбора, и что бы ни было выбрано, делается это только с личной ответственностью. Теперь внешние обстоятельства разделения ответственности с кем бы то ни было (родителем, супругом, духовным учителем или группой, идеологией) исчезают, появляются внешние причины, требующие определения рода и направления деятельности.

Чувство вины перед всеми, кого могут потревожить предполагаемые изменения, мысль о собственной слабости и некомпетентности обеспечивают превосходное объяснение для того, чтобы увековечить такого рода эмоциональную незрелость. Эти чувства нередко питаются неудачами прошлого. Отказ от приятия личной ответственности за свои собственные провалы поставит человека в положение абсолютной жертвы обстоятельств и в состояние вечной благодарности матери (отцу) или тому, кто ее заменял, за то, что та всю жизнь освобождала его от этой тяжелой обязанности.

На этой фазе человек может погрузиться сознанием в идеализированное прошлое и уже не замечать подарков настоящего и перспектив будущего. Если в период 28-35 лет ему не удалось освободиться от потребности в эмоциональном объяснении причин его неудач, то на новой фазе в 35 лет человек замечает, что старые объяснения стали бесполезны, и начинает искать новых. Выглядит это так, как будто усвоены уроки прошлого. В реальности же идет подбор претендентов на роль «новой матери», которая взяла бы на себя ответственность за жизнь человека. Он ищет новую матрицу, в которую может вписаться на новом этапе. Не понимая, что пришло время для собственных перемен, человек бросается на поиски техник, другого мышления, веры или нового партнера.

К сожалению, ничто извне не поможет стать сильнее, чтобы справиться со следующим семилетним кризисом (42-49 лет), а без этого предстоящий климакс может внести в сознание хаос и даже трагизм.

Один из самых сложных этапов - 37 -45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном. Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться. Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные. После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить. Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: "Кто я есть?" и "Куда я иду?". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее. Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы. Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы. В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Человеческая жизнь развивается семилетними циклами. Каждый цикл завершается различным кризисом, ведущим к следующему этапу.

0 до 7 лет

Сильная связь с матерью. Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.

Первый важный этап в череде кризисных периодов, его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: « Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

7 до 14 лет

Сильная связь с отцом. Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью? » Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех... ».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от своего внешнего вида, от лица и тела, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни.

14 до 21 года

Бунт против общества. Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом. Подростка соблазняет все, что «восстает», - громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей. Период завершается выходом из семейного кокона.

Третий кризисный период связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

21 до 28 лет

Вступление в общество. Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение. Поиски более интересной работы, чем у родителей. Поиски более интересного места жизни, чем у родителей. Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона. Период обычно заканчивается браком.

С этого момента человек выполнил свою миссию и покончил с первым защитным коконом.

Следующий кризис, при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

КОНЕЦ ПЕРВОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ

После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.

28 до 35 лет

Создание очага. После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона. Но если четыре первых цикла не были пройдены успешно, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке. Если с отцом тоже, он начнет вмешиваться в дела молодой пары. Если бунт против общества не был пережит, есть риск конфликтов на работе. 35 лет - тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни. Тогда первый кокон должен быть отброшен и…

Наступает этот кризис, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. « Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: « Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

35 до 42 года

Все начинается с нуля. После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости. Это период, когда у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин - любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.

Один из самых сложных этапов. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

42 до 49 лет

Завоевание общества. Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.

Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.

Если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности. По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, зачем я живу, что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?

После 42 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. Мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессам. Они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым "наступают на пятки" более молодые.

Мужчины сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: "Кто я?" и "Куда я иду?". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезд ", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры.

49 до 56 лет

Духовная революция. Если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость. Отныне начинается последнее приключение, духовная революция.

Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены. Они займут всю оставшуюся жизнь.

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

КОНЕЦ ВТОРОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ

Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново. Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу.

И еще... основные предвестники и сам кризис начинаете перед рубежом конца цикла за несколько лет (1 - 3 года), отмечено на картинке черным фоном.