Болезни Военный билет Призыв

Счастье с точки зрения психологии. В разных культурах его видят по-разному

Часто, просыпаясь на рассвете, задумываешься об одном вопросе, который касается тебя лично, твоей жизни, твоего мировоззрения. И этот вопрос занимает тебя долгое время, не давая покоя и не принося чувства удовлетворенности.

Мой мир состоит из двух частей - ядра и оболочки. Оболочка всегда примерно в одном «счастливом» состоянии - это образ того, что я всегда всем рада, мое настроение всегда приподнятое, неприятностей в жизни у меня не случается и все складывается именно так, как я хочу.

Если бы мое поведение анализировали бихевиористы, они бы решили, что я очень успешный, уверенный в себе и счастливый человек. Так и есть. Я добилась большей части того, чего хотела получить от жизни, как в материальном, так и в моральном плане.

Есть и вторая - главная часть меня, которую я мало кому открываю. И эта часть - прекрасный экземпляр для психоаналитиков. Внутри меня ядро, которое кипит и горит от всего происходящего во мне. Любое чувство доводит ядро до крайней точки кипения, мысль заставляет его бурлить, и каждый новый день позволяет моему ядру оставаться горячим.

Внешнее спокойствие скрывает глубокие внутренние переживания, войны за правильное решение, мыслительные процессы, которые в дальнейшем позволяют действовать по плану. Это ядро и определяет мое состояние счастья.

Мне кажется, люди, которые называют себя несчастными, по-своему счастливы в своем мире

Счастье - такое сложное состояние, когда его нет, и такое легкое, когда им поглощен. Оно не зависит от обстоятельств - это то, что внутри. Одни и те же обстоятельства делают одного человека довольным жизнью, а другого совсем наоборот. Одну женщину материнство возносит до небес, для другой означает послеродовую депрессию. Для одних деньги - счастье, для других - источник проблем, головная боль. И так во всем, куда ни посмотри.

Для меня счастье - это жизнь. Жить в отсутствие счастья - это притворство. Я просыпаюсь и уже счастлива. Идет дождь - это красиво, светит солнце - замечательно, снег - все вокруг бело и прекрасно. Каждый день полон событий, приключений и невероятных открытий. Я люблю жить, люблю быть счастливой.

Не знаю, как можно жить по-другому, можно ли вообще жить несчастливым? Иногда мне кажется: люди, которые называют себя несчастными, по-своему счастливы в своем мире. Им так удобно и так нравится.

Самое большое счастье, вернее, максимальное его присутствие я почувствовала в период беременности и в первые минуты после того, как родила сына. Сейчас ему четыре года, и состояние счастья не покидает меня ни на минуту. Я рядом с ним каждый день, и когда мне нужно куда-то уехать и он остается дома, я понимаю, сколько удивительных моментов теряю. Но по возвращении домой его крепкие объятия и слова: «Как хорошо, что ты приехала!» восполняют эти моменты.

Мое счастье - мое воображение. Я могу быть такой, какой хочу, там, где пожелаю, и заниматься тем, что мне нравится

Для меня счастье - это когда я понимаю: все, что вокруг меня происходит, создано по великому вдохновению. Это вдохновение позволяет жить, а не существовать. Оно же созидает, разрушает, привносит изменения в бытие. И когда задумываешься над такими вопросами, начинаешь понимать, как все вокруг тебя универсально просто, лаконично и слаженно.

Мне кажется, счастье нельзя измерить, оно спрятано под удовлетворенностью, радостью и прочими приятными чувствами. А иногда совсем наоборот - за столь же сильными неприятными ощущениями, которые выбивают из колеи, но позволяют нам оставаться на плаву. Этот «спасательный круг», по-моему, и есть само счастье. Понятие счастья настолько обширно, но в то же время настолько узко, что невозможно распознать, с какой стороны его исследовать.

Мое счастье - это раннее утро, щекочущие солнечные лучи, теплые объятия, приятные слова нежности и любви, семейный завтрак, душевный разговор, поездка в горы с близкими, глоток воздуха, запах цветов, утренний морской прилив. Конечно, это все атрибутика. Если ничего вышеперечисленного в данный момент нет, я все равно держу это в своем воображении.

Мое счастье - это мое воображение. Я могу быть такой, какой хочу, там, где пожелаю, и заниматься тем, что мне нравится. Все что, касается моего мира, я создаю сама.

Да, и в моей жизни случаются огорчения, но они проходят. После вечернего заката наступает ночь, а за ней - долгожданный момент рассвета. Даже в самый сложный момент жизни нужно помнить, что все пройдет, нужно уметь быть счастливым всегда и везде. Второго шанса на жизнь у нас нет.

Именно к этим чувствам стремятся люди, когда стараются улучшить свою жизнь , сгорая на работе и иссушая себя в бизнес-гонке.

Люди верят, что благоустроив свою жизнь они станут счастливы. Они хотят быть довольными, создав себе условия для жизни, которые соответствую их уровню комфорта. И все это для того, чтобы быть счастливым. Но скажи мне, Друг, если бы ты был счастливым сейчас, ты бы гнался за сейчашними своими целями? За всеми? Ты бы все так же хотел того, чего хочешь сейчас? А зачем, если ты и так счастлив?

Наркоманы, когда уколются, могут жить в хлеву и все равно биться в кайфе. Это просто биохимия – у них доза, они в кайфе. Чем ты отличаешься от них? Для них доза наркотик, для тебя новый дом. Ты привязан к своим целям так же, как наркоманы привязаны к игле. И для тебя и для них цели – источник удовольствия и только. Если бы тебе дали легальный для тебя способ получения удовольствия, ты бросил бы то, чем занимаешься сейчас в 95% из 100.

Еще рано…

Спокойнее….

Расслабься….

Получи ответ…

Можно ли быть счастливым, не имея того, что хочется? Можно. Стоит ли быть счастливым, еще не получив желаемое? Стоит. Надо ли желать чего-то? Конечно надо, но не стоит привязываться к своим желаниям.

Привязанность к желаниям возникает от того, что объект желания становится источником счастья. Объект желания, а не ты… Но ведь счастье в тебе. Зачем искать повод для того, чтобы быть счастливым, если просто можно быть счастливым? Ведь для счастья не надо ничего и никого, кроме тебя. А ты у себя есть. Что еще тебе надо?

А теперь представь, что ты счастлив каждый день. Просто потому что тебе нравится быть счастливым. Ты просыпаешься утром не от того, что надо вставать, а потому, что тебе очень хочется встать. Тебя ожидают какие-то приятные и интересные, любимые тобой дела и больше ничего. Никаких хлопот, забот и проблем. Все решено. Все уже давно сделано. Ты уже всего достиг. Остались ли у тебя какие-то внешние ключи счастья, или тебе хватает своего внутреннего источника?

Кстати, заметь, факт того, что сейчас ты сейчас не счастлив и ждешь причины для счастья, может говорить о том, что счастливым ты быть не хочешь. Ведь для счастья нужно лишь твое желание быть счастливым. Только желание… Для чего ты не хочешь быть счастливым?

Если ты счастлив просто так, без всякой причины, то ты свободен от привязанностей к целям и имеешь возможность выбирать по-настоящему привлекательное для себя будущее. Тебя не тянут к себе цели, которые раньше были для тебя желаемыми источниками счастья. Ты осознаешь, что это были лишь иллюзии. Тебя властно влекут цели, которые тебе по душе. Ты счастлив, и ты знаешь, как ты хочешь жить. И ты делаешь только то, что тебе хочется делать. Все остальное ты отметаешь как ненужное тебе. Это свобода воли, свобода выбора и свобода жизни. Когда ты счастлив – ты свободен. Вот аксиома жизни.

То, что ты счастлив и не гоняешься за неистинными целями, не означает того, что ты довольствуешься тем, что есть. Напротив, ты стремительно и мощно украшаешь свою жизнь тем, что тебе по-настоящему дорого. Тем, что ты действительно любишь. Ты не влюбляешься во всех подряд женщин, только потому, что тебе требуется любить. Ты любишь всех людей рядом с собой, потому что ты счастлив и тебе нравится любить. Ты не привязываешься к месту жительства, из-за того, что вложил в него много денег. Ты любишь перемены, потому счастье там, где находишься ты.

Ты не страдаешь по утратам из-за того что ощущаешь нехватку утраченного. Утраты для тебя лишь изменение материи и пространства и ты знаешь, что нет ничего такого, без чего ты не мог бы жить. Ты свободен и ты счастлив. Ты счастлив и ты свободен. Сейчас уже нельзя сказать, что является причиной чего. Между счастьем и свободой стоит знак равенства, а не стрелка, указывающая направление движения.

Счастье в душе дает возможность быть любви. Не может любить человек несчастный. Легко любит человек счастливый. Любовь – это океан. Безграничный, всемогущий и животворящий. Любовь – это созидание . Любовь – это сотворение прекрасного. Любовь – это сама жизнь. Не может человек любящий уничтожать красоту. Но человек не любящий напротив, стремится создать побольше уродства. Любовь в душе рождает желание украшать мир. Все что отличается от любви, вызывает из небытия “не жизнь” – разрушение и смерть.

Мир красив. Творец, когда создавал его, создал его красивым и гармоничным. Такой мир можно было создать только с любовью. Любовь – основа нашего мира. Когда мы выходим из любви, а еще хуже – никогда не входим в нее, мы живем не в мире Творца, а в мире построенном нами. Мы, стоит это признать, не еще и далеко не Творцы, а скорее разрушители. Творец создал мир, в котором любовь и счастье –норма жизни. Мы создали мир, в котором норма жизни ненависть и гнев. Но стоит ли сравнивать эти два мира?

Когда мы счастливы, мы любим. Когда мы любим, мы начинаем свой мир изменять и делать его миром Творца. Мы сами становимся Творцами и тем сильнее, чем больше в нас Любви.

Счастье с точки зрения позитивной психологии.

Счастье - это состояние легкости и ощущение небывалой значимости нашего существования.

Это чувство радостной наполненности бытия.

О счастье, как длящемся удовольствии, явно или тайно мечтает каждый из нас. Может казаться,что счастье - всего лишь миф, уловка, которая должна заставить нас больше работать или активнее потреблять.

Счастье... В чем оно заключается и откуда возникает? Способны ли мы удержать его, когда оно нисходит на нас? И всегда ли оно оказывается похожим на то, каким мы его себе представляем? Ни универсального его определения, ни четко очерченного пути к нему не существует. Именно поэтому позитивная психология задалась целью помочь каждому из нас выстроить свое счастье.

Дмитрий Леонтьев - директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества обобщил открытия современной науки, чтобы нам было легче проложить свою тропинку к счастью.

Про счастье говорят и пишут со времен Античности. Но мыслители и ученые не могут прийти к согласию, что это такое - счастье - и как его достичь. Его объявляли и главной целью, и смыслом существования, и вредной иллюзией, мешающей человеку приблизиться к истине . Психологи начали всерьез заниматься изучением счастья лишь четверть века назад. Так возникла позитивная психология - наука о хорошей жизни, или, как ее часто называют, наука о счастье. И теперь про благополучие, удовлетворенность, радость жизни можно говорить, опираясь на данные экспериментов и проверенные факты. Многие из них заставляют пересмотреть общепринятые представления…

Оценка жизни в целом

Нет ничего более трудного, чем определить, что такое счастье. Одни из нас называют счастьем краткосрочное, но очень интенсивное состояние блаженства , другие - стабильное ощущение благополучия ; кто-то говорит о нем как об обладании чем-то важным или об особом ощущении, которое не зависит от того, есть ли для него объективные основания… Если, однако, признавать счастьем такую жизнь, которую мы считаем максимально удовлетворительной и позитивной, то факты неоспоримы: наиболее счастливы не те, кто испытывает самые острые переживания блаженства, а те, у кого положительное мироощущение наиболее стабильно.

Но объективные «причины» для счастья обнаруживаются не всегда. Профессор Бременского университета (Германия) Урсула Штаудингер называет это парадоксом субъективного благополучия - мы часто счастливы несмотря на то, что для этого нет причин .

Счастья больше, чем нам кажется

Даже самые счастливые люди иногда унывают, а самые несчастные переживают восхитительные моменты. Счастье возникает не благодаря нам или обстоятельствам, оно подчиняется лишь своей логике, и возможно, поэтому мы склонны его недооценивать.

Американские психологи попросили участников исследования оценить уровень счастья у тех, кто обделен судьбой (инвалидов, безработных, психически больных людей, бедных афроамериканцев), и затем сравнили результаты с реальной картиной. Большинство опрошенных считали, что такие люди просто не могут быть счастливы, а на самом деле оказалось, что среди них значительно больше счастливых, чем несчастливых людей!

Практически во всех странах и социальных группах средний показатель счастья намного выше нулевой отметки. Даже в наиболее неблагоприятных и трудных для выживания местах - в африканских джунглях, в снегах Гренландии и в трущобах Калькутты - население скорее счастливо, чем нет.

Разное благополучие

Говоря о счастье, психологи имеют в виду несколько его разновидностей, объясняет Эд Динер, ведущий специалист по позитивной психологии, профессор Иллинойсcкого университета (США).

Обычно мы используем слово «счастье» как общий термин, но он имеет множество разновидностей.

Мы различаем качество жизни (уровень благосостояния и прочие объективные параметры нашей жизни) и позитивные эмоции , субъективное и психологическое благополучие .

Субъективное благополучие (subjective well-being) - это то, насколько человек счастлив с его (субъективной) точки зрения, то, как он оценивает свою жизнь. Субъективное благополучие означает, что мы можем сказать о себе: «Мне нравится моя жизнь» , «Я чувствую, что живу хорошо». Субъективное благополучие предполагает сочетание удовлетворенности жизнью и положительных эмоций.

Психологическое благополучие (psychological well-being) - термин, введенный американским психологом Кэрол Рифф. Ее модель психологического благополучия предполагает, что человеку помимо удовлетворения базовых потребностей нужны еще и принятие себя, автономия, контроль над окружающей его средой, позитивные отношения, цель в жизни и личностный рост. Иными словами, психологическое благополучие предполагает, что человек «полноценно функционирует» психологически, даже если в данный момент он не чувствует себя счастливым.

Счастье зависит от нас, а не от обстоятельств

От чего зависит то, насколько мы счастливы? Американские психологи Соня Любомирски и Кен Шелдон обобщили все, что известно науке на этот счет, и представили в виде круга, разделенного на три части разных размеров. Самая большая (50 % ) - это влияние нашего темперамента, склада личности, то есть наследственности . Некоторые из нас с детства чувствуют себя в целом счастливыми, что бы с ними ни происходило, другим же трудно почувствовать, что у них все хорошо. Самая маленькая часть (примерно 10% ) - это влияние внешних обстоятельств , включая место, где мы живем, уровень наших доходов, качество образования, принадлежность к определенному социальному кругу. Так что, с точки зрения психологов, уезжать куда-то в погоне за счастьем просто бессмысленно. Наконец, еще одна большая часть (40% ) - то, как мы сами строим свою жизнь : к каким целям стремимся, с какими людьми общаемся, какие занятия выбираем, какой образ жизни ведем…

Так что наше счастье зависит от нас самих гораздо больше, чем мы привыкли думать!

Один из самых простых способов оценить свою удовлетворенность жизнью предлагает психолог Эд Динер.

Тест личного счастья.

Используя шкалу от 1 до 7, выразите степень вашего согласия с каждым из пяти утверждений, приведенных ниже.

Постарайтесь отвечать честно и откровенно.

1. Во многих отношениях моя жизнь близка к моему идеалу.

2. Обстоятельства моей жизни прекрасны.

3. Я удовлетворен(а) своей жизнью.

4. У меня в жизни есть то, что мне по-настоящему нужно.

5. Если бы можно было прожить жизнь заново, я бы почти ничего не изменил(а).

Теперь сложите все пять цифр, и вы получите общий результат: он должен оказаться между 5 и 35 баллами. Этот тест показывает, насколько вы удовлетворены своей жизнью. Сумма баллов от 15 до 25 считается средней, показатель меньше 14 означает, что ваша удовлетворенность жизнью ниже среднего, а если ваш результат оказался между 26 и 35, вы, скорее всего, вполне довольны тем, как вы живете.

В деньгах мало счастья

Многочисленные исследования доказывают: не деньги делают нас счастливыми. Но почему этот миф такой стойкий? На самом деле деньги приносят счастье, но немного и ненадолго . Как показывает сравнение разных стран и людей разного достатка в одних и тех же странах, у бедных людей счастье прямо связано с материальным благополучием, и с ростом доходов это ощущение у них увеличивается. Но когда основные жизненные потребности удовлетворены (есть крыша над головой и медицинское обслуживание, человек не голодает, может позволить себе отдых и дать хорошее образование детям), дальнейший рост доходов не делает людей счастливее . В общем, как мудро заметил Шолом-Алейхем , не так с деньгами хорошо, как без денег плохо .

И еще одно: люди, для которых деньги особенно важны, чувствуют себя несчастнее тех, кто относится к материальной стороне жизни философски.

Когда тебя понимают

Это расхожее представление, сформулированное в фильме «Доживем до понедельника» (режиссер Станислав Ростоцкий, 1969), находит подтверждение в многочисленных исследованиях психологов.

Одно из самых надежных оснований для счастья - это близкие, теплые и глубокие отношения : семейные, романтические, дружеские. Женатые и замужние определенно счастливее холостых, разведенных и вдовых. Но сам факт регистрации брака не приводит к стойкому повышению чувства удовлетворенности жизнью по сравнению с предыдущим периодом. Дело все-таки в самих отношениях, а не в штампе в паспорте.

Ценность общения с другими людьми - один из главных тезисов науки о счастье. Почти каждый из нас чувствует себя более счастливым, находясь с другими людьми. Лидеры позитивной психологии Эд Динер и Мартин Селигман выяснили, что студентов с высоким (по данным тестов) уровнем счастья объединяет лишь одно - наличие в их жизни близких отношений.

Генетический капитал

Наследственность - важный фактор, но наши «настройки» не могут серьезно помешать нам радоваться жизни.

Похоже, одни из нас с рождения больше предрасположены к счастью, чем другие. В 1996 году американский исследователь Дэвид Ликкен опубликовал статью, посвященную роли наследственности в определении степени удовлетворенности жизнью. Изучая однояйцевых близнецов, он пришел к выводу, что уровень удовлетворенности жизнью примерно на 50% зависит от наших генов. Действительно, заложенные в нас от рождения «настройки» в какой-то мере ограничивают наши возможности, но многие ли из нас пробовали выйти за рамки, установленные «по умолчанию»? Как писал знаменитый английский писатель Гилберт Честертон , судьба - это не то, что происходит с нами, что бы мы ни делали, а то, что происходит с нами, если мы ничего не делаем . Унаследованные нами гены не смогут помешать нам чувствовать себя счастливыми, если мы решимся что-то изменить.

В разных культурах его видят по-разному

Немалую роль играет и то, насколько мы считаем счастье обязательным, необходимым . Это связано прежде всего с особенностями культуры, общества и идеологии, в которых мы живем, а также с влиянием моды.

Западная цивилизация всячески пропагандирует моду на счастье, из-за которой люди, переживающие неудачи и невзгоды, просто боятся в них признаться. В некоторых странах люди ощущают себя более счастливыми, чем должны были бы быть, исходя из объективных параметров, а в других, наоборот, большинство населения чувствует себя несчастливыми людьми.

К первым относятся, например, Китай с высоким уровнем взаимоподдержки людей, привычкой к трудной жизни и невысокими ожиданиями по поводу своего счастья, и страны Латинской Америки , где традиционно культивируются положительные эмоции.

Ко вторым - богатая Япония , где трудно сохранить позитивное восприятие жизни из-за сильного давления общественных норм и требований, и практически все страны Восточной Европы и бывшего СССР , где на самоощущение людей влияют нестабильность и разрушение привычного жизненного уклада.

Россия в 1990-е и начале 2000-х годов была в числе аутсайдеров по счастью, уступая по данным опросов даже таким (экономически более неблагополучным) странам, как Узбекистан и Бангладеш. В какой-то мере это связано с тем, что в нашей культуре не принято демонстрировать свое счастье и благополучие. Однако сегодня уже 77% россиян говорят о том, что ощущают себя счастливыми людьми.

Блаженство по рецепту?

Способна ли современная фармакология помочь нам стать счастливее? Мнение невролога Зинаиды Колесниковой.

«Стоит уточнить, о каких препаратах идет речь. Так, реланиум, валиум и другие транквилизаторы действительно можно назвать «таблетками счастья». Эти лекарства активно действуют на нервную систему, успокаивают, снимают напряжение, беспокойство. Человек расслабляется, теряет чувство реальности и начинает воспринимать все в розовом цвете. Те, кто принимает эти таблетки , рискуют довольно быстро привыкнуть к ним и окончательно потерять вкус к жизни .

Антидепрессанты , такие, как прозак, золофт, паксил, феварин, помогают людям, которые живут активно, много работают и не справляются с перегрузками - следствием их чрезмерной занятости. Антидепрессанты позволяют им быть спокойнее, более трезво смотреть на жизнь, адекватно реагировать на происходящее, не расплескивать эмоции. Но делают ли они человека счастливее? Вряд ли: ведь никакая таблетка не может решить проблему пустоты существования человека, наполнить его жизнь смыслом ».

Быть довольным полезно

Переживание счастья само по себе прекрасно. Но счастливые люди оказываются к тому же профессионально более успешными , их выше ценят руководители и клиенты, они реже и на более короткий срок оказываются без работы и реже меняют ее. В целом они более здоровы, пропускают меньше рабочих дней по болезни.

Счастье, а также позитивные эмоции, чувство удовлетворенности, ощущение благополучия и надежды уменьшают риск сердечно-сосудистых болезней, сахарного диабета, простуды. В одинаковых жизненных условиях счастливые люди живут дольше , обладают лучшим иммунитетом и скорее восстанавливаются после тяжелой операции.

Вывод о связи между счастьем и долголетием был сделан в результате анализа жизни 18-летних девушек, поступивших в один монастырь. Впоследствии они вели одинаково скромную жизнь и все работали в школе. Оказалось, что уровень счастья предопределяет продолжительность жизни. На основании количества выражений счастья в записях девушек исследователи выделили четверть самых счастливых и четверть самых несчастливых девушек. 90% монахинь из самых счастливых в 85 лет были еще живы (среди несчастливых - всего 34%). 54% самых счастливых монахинь были живы и в 94 года (среди несчастливых - 11%).

Счастливые люди более альтруистичны, социально активны, доброжелательнее воспринимают других, лучше решают творческие задачи. В общем, счастье , как теперь известно науке, не делает нас эгоистами; напротив, зацикленность на себе и невнимание к окружающим гораздо более характерны для тех, кто несчастлив .

Счастье может расти

У каждого из нас есть индивидуальный диапазон счастья: хотя жизненные события и влияют на ощущение счастья, через определенное время его уровень вновь возвращается к исходной точке.

Однако не у всех: возможно стойкое повышение индивидуального уровня счастья . А потому, зная способы увеличения уровня счастья, и применяя их в своей жизни, мы действительно можем стать счастливее.

Итак, счастье возможно. На него влияют многие факторы, но зависит оно в большей степени не от внешних обстоятельств, а от того, как мы строим свою жизнь . Эд Динер и Мартин Селигман сравнивают подлинное счастье с прекрасной симфонической музыкой, где звучание создается многими инструментами, но ни одного из них по отдельности не достаточно.

А путь к счастью у каждого свой, уникальный и неповторимый.

По материалам журнала PSYCHOLOGIES

СЧАСТЬЕ (психологические аспекты). Наиболее общее психологическое определение счастья связано с пониманием его как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, лежащих в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования личности.

Все люди хотят быть счастливыми, и это, наверное, одно из самых сокровенных желаний человека. Счастье может быть стойким, или, наоборот, внезапным и непродолжительным.

Феномен счастья полон парадоксов. Один из самых известных и психологически заостренных гласит: чем больше человек стремится к счастью как цели жизни, тем дальше он от него удаляется. Не менее парадоксальны с точки зрения житейских представлений и такие эмпирически подтвержденные факты, что пожилые люди часто бывают счастливее молодых, или – что счастье не связано напрямую с материальным достатком (счастлив может быть и бедняк, а миллионер – наоборот, несчастен).

К факторам, влияющим на ощущение благополучия и счастья, в рамках нейронауки относят уровень серотонина и дофамина в головном мозге. Серотонин способствует положительному эмоциональному настрою, а дофамин является частью общей системы вознаграждения и вырабатывается при приеме пищи и сексуальных отношениях. Синтез серотонина зависит от времени суток, поэтому склонность к депрессии может возрастать при сокращении светового дня. Поэтому можно говорить, что ощущение счастья, как и несчастья, может зависеть и от времени года, и от географической широты. Т.о. депрессия выражает собой полную противоположность счастью и сопровождается чувством печали, отчаяния, неверием в возможность что-либо изменить, ощущением собственной незначимости, отрицанием смысла жизни вплоть до суицидальных намерений.

Как альтернатива депрессии, а следовательно и связанному с ней пессимизму, счастье соответствует оптимизму. Общность понятий «счастье» и «оптимизм» очевидна; это дает основание многим авторам рассматривать оптимизм в качестве структурной составляющей счастья в его широком значении. Тем не менее оптимизм, пересекаясь и даже совпадая по многим свои характеристикам со счастьем, по сути дела является самостоятельным и уникальным феноменом человеческой психики и личности. Уникальность оптимизма заключается прежде всего в том, что он включает в себя «векторный» компонент жизни, отражающий движение от настоящего к будущему, движение человеческого духа «вперед и выше». Именно этой своей ориентацией на лучшее будущее, верой в него, оптимизм отличается от счастья как состояния радости и удовлетворения настоящим. В тоже время без оптимизма счастье не является полноценным, т.к. перспективы на будущее, чувство веры и надежды имеют для него решающее значение. Равным образом и оптимистическое сознание предполагает уверенность человека в достижении более полного счастья и возможность быть счастливым не только в настоящем, но и в будущем.

Современные эмпирические исследования убедительно подтверждают высокую степень родства оптимизма и счастья как двух важнейших составляющих субъективного благополучия личности. Например установлено, что показатели по Тесту жизненных ориентаций (Life Orientation Test – LOT), измеряющего оптимизм, и показатели счастья по Оксфордскому опроснику счастья коррелируют между собой на уровне 0,75 (Аргайл, 2003, с.178). В другом исследовании, выполненном на российской выборке испытуемых в рамках ценностного подхода к счастью, показано, что в представлениях обыденного сознания главной характеристикой счастливого человека, в отличие от несчастливого, является прежде всего его оптимизм, вера в лучшее будущее (Джидарьян, 2001).

Следует отметить, что счастье – категория, характеризующая индивида, а не группу. Счастливая группа (например, «счастливая семья», «счастливая страна») – это группа, где все индивиды, включенные в нее, счастливы, что маловероятно (для семьи – иногда возможно, но для страны – никогда!), если конечно не учитывать ситуацию, когда все граждане просто «обязаны быть счастливы» (Д.Оруэлл 1984 , реально-исторический опыт тоталитарных государств, фашисткой Германии, сталинской России). Особое место здесь занимает ощущение человеком счастья в контексте принадлежности к определенным религиозным группам и духовно-психологическим течениям.

С древнейших времен мыслители спорят между собой, что такое счастье, какими способами можно его достичь и что делает людей счастливыми или несчастливыми. В историко-научной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья – гедонизма и эвдемонизма.

Наиболее полно идеи эвдемонизма в их первоначальном варианте выражены в учении Эпикура , для которого стремление к удовольствию является основой нравственного поведения, а само удовольствие – высшим благом. Идея счастья-эвдемонии лежит также в основе этической концепции Аристотеля , согласно которому состояние счастья-блаженства как высшего совершенства предполагает стремление человека соответствовать своему предназначению («даймону») или «подлинному Я», которое обретается путем развития всех тех потенций, которые заложены не только в видотипических (родовых) особенностях человека, но уникальным образом представлены в каждом человеческом индивиде.

Таким образом, зародившись в недрах древнегреческой философии, идеи гедонизма и эвдемонизма определили по существу две основные линии в становлении такой научной дисциплины как психология счастья.

Идеи гедонизма получили развитие в бихевиоризме , психоанализе и даже дали название отдельного направления современной психологии – гедонистической.

Идеи эвдемонизма нашли отражение во многих современных теориях личности в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии , например, в представлениях о «полностью функционирующей личности» К.Роджерса , «личностной идентичности» (personal identity) Э.Эриксона, «самоактуализации» A.Маслоу , «личноcтной выраженности» (personal expressiveness) А.Уотермана, психологической теории «субъективного благополучия» (subjective well-being – эмоциональной и когнитивной оценке людьми удовлетворенности собственной жизнью). (Э.Динер, С.Рифф, Б.Сингер и др.), концепции «аутентичного счастья» М.Селигмана

Счастье по сути дела – междисциплинарный феномен. Существует обширная философская, литературоведческая, культурологическая, социологическая, богословская библиография по счастью. Но, по крайней мере до 60-х годов 20 в. эта проблематика была обделена вниманием научной психологии. Ее бурное развитие в контексте психологического знания наметилось лишь в последние десятилетия, прежде всего в работах гуманистической психологии и позитивной психологии.

В рамках гуманистической психологии следует отметить представления А.Маслоу о самоактуализации и учение о смысле жизни В.Франкла.

А.Маслоу обнаружил, что ситуации самоактуализации встречаются в жизни всех людей. Эти ситуации или состояния, когда человек на какое-то краткое время приобретает черты самоактуализирующейся личности, Маслоу назвал «пиковыми переживаниями». Например, в любви, при восприятии произведений искусства, в религиозном экстазе и т.п., когда мир видится целостно, без привязки к сиюминутным нуждам, человек забывает о своем «Я», оказывается вне пространства и времени, остро ощущает позитивные ценности окружающего мира – истину, добро, красоту, справедливость и т.д. Главное, что в такие моменты человек в бóльшей степени ощущает себя самим собой, а также решительным и целеустремленным, ответственным, надежным и заслуживающим доверия, спонтанным, честным, самодостаточным, творческим. Вместе с тем, «пиковые переживания» заключают в себе и определенные угрозы, например применение наркотиков как средства доступа к ярким переживаниям.

В.Франкл (1905–1997) в контексте своего подхода к психотерапии (логотерапия) противопоставлял обретение смысла чувственному удовольствию. Он выступал против учения З.Фрейда о доминирующей роли принципа удовольствия в психической жизни человека, полагая, что удовольствие не цель, а следствие удовлетворения наших желаний. С его точки зрения человек в действительности стремится не к счастью-удовольствию, а к смыслу. Смысл рассматривается им как основание подлинного счастья (см . Д.А.Леонтьев, 1999).

Одним из аргументов в пользу выделения позитивной психологии как отдельной дисциплины была как раз необходимость развертывания собственно-психологических исследований счастья. С самого своего зарождения в конце прошлого века позитивная психология провозгласила своей задачей изучение путей и возможностей достижения человеком хорошей и достойной жизни, процветания. Этому посвящены работы психологов М.Аргайла, Э.Динера, Д.Майерса и М.Селигмана, М.Чиксентмихали) и др.

Одним из главных в позитивной психологии стал вопрос об операционализации и измерении счастья. После долгих дискуссий за условную меру счастья была принята характеристика «субъективного благополучия», связанная с удовлетворенностью от жизни и положительными эмоциями. Для измерения счастья были созданы Шкала удовлетворенности жизни Динера (Satisfaction with Life Scale – SWLS), Шкала счастья Фордиса (Happiness Measure – HM), Аффективный баланс Брендберна (положительные эмоции минус отрицательные) (AB) и др.

На основе эмпирических исследований была показана взаимосвязь удовлетворенности различными сферами жизни (социальной, сексуальной, личностной, семейной, межличностной, трудовой, образовательной) с благополучием с одной стороны, и с психологическим дистрессом – с другой (Diener et al., 1985; Heady&Wearing, 1992). Эти исследования подтверждают идею о том, что на полноту ощущения счастья влияют принадлежность к религии, досуг, удовлетворенность трудом, чувство юмора, искусство, занятия спортом, социальные нормы и т.п.

М.Л.Эммонс с позиций развиваемого им т.н. «целевого» подхода, обобщил собственные исследования и работы других авторов о соотношении личных устремлений человека и его благополучия. Он рассматривал индивидуальные различия в контексте мотивации личности, при этом «призывая на помощь» концепцию духовности. В этом анализе подтвердилась его убежденность в том, что «когда люди ориентируют свою жизнь на достижение духовных результатов, им свойственно переживать свою жизнь как подлинную, целостную и осмысленную».

Известно, что счастье не зависит напрямую от уровня дохода или здоровья, которые относятся к объективным показателям и применимы в изучении исторической динамики социального благополучия. Например, Э.Динер показал, что бедные из трущоб Калькутты меньше, чем наполовину, связывают удовлетворенность жизнью с уровнем собственных доходов (Biswas-Diener&Diener, 2001).

Кроме того, на счастье как «субъективное благополучие» значительное влияние оказывают:

личностные черты – экстраверсия и нейротизм;

когнитивные процессы и характеристики личности (самооценка, оптимизм, наличие жизненных целей, идентичности);

культурные различия.

Люди с повышенным нейротизмом чаще склонны проявлять негативные эмоции, а те, кто обладает большей экстраверсией – положительные. Причем высокая самооценка способствует положительному отношению к жизни и более оптимистичному восприятию событий. В контексте культурных различий исследования счастья обычно соотносятся с показателями коллективизма/индивидуализма в отдельных странах и менталитетах народов (в Китае, например, ощущения счастья отдельного человека напрямую связано с удовлетворенностью на уровне группы), с социальными нормами дозволенности или поощряемости эмоционального выражения, принятыми в разных этнических сообществах и т.п. Сложность и многоаспектность характера связей между различными показателями «субъективного благополучия» выражается также в том, что они подвержены возрастным и половым различиям.

Концепция «аутентичного счастья» американского ученого М.Селигмана (Seligman, 2002), рассматриваемая и как идентификация, развитие наиболее сильных сторон человеческой личности и использование их в жизни (в частности, в семье и на работе). Показано, что для ощущения аутентичного счастья необходимо обращаться к наиболее сильным сторонам собственной личности. М.Селигман включает в представления об аутентичном счастье следующие аспекты:

«семейный круг» (субъективное благополучие на 50% наследуется от биологических родителей, причем по данным Аргайла, генетически обусловлены прежде всего отрицательные эмоции, а то, что связано с положительными эмоциями, в большей мере зависит от среды и индивидуального развития (наследуется социально);

«индивидуальный уровень» счастья (характерный для определенного человека, к которому он каждый раз возвращается

через какое-то время после пережитых положительных или отрицательных событий;

«объективное качество жизни» (обстоятельства, находящиеся вне непосредственного контроля людей – в этом контексте Селигман иногда называет современную Россию «самой несчастливой страной»;

«субъективное качество жизни» (то, что находится (или в принципе может находиться) под контролем людей – отношения между людьми, в частности любовь , дружба , хорошая семейная жизнь, поддерживающие духовно-религиозные сообщества).

Селигман также отмечает, что счастье включает в себя одновременно два типа переживаний: удовольствие и удовлетворение. Удовольствие – имеет сильный чувственный эмоциональный компонент (например, экстаз, восторг, оргазм и т.д.) и в нем практически никак не задействованы когнитивные процессы. Удовлетворение имеет место тогда, когда мы занимаемся любимым делом, что вовсе не обязательно предполагает сильные чувства, но здесь важна полная вовлеченность в такую деятельность, когда мы растворяемся в ней и при этом соприкасаемся с сильными сторонами нашей личности.

В современных исследованиях по позитивной психологии для обозначения таких переживаний используется термин «поток», введенный американским психологом Михалем Чиксентмихали. Например, когда художник работает над картиной и все идет хорошо, то он игнорирует усталость, голод, теряет интерес ко всему окружающему, будучи полностью поглощен своей деятельностью.

В отечественной психологии исследования разных аспектов проблемы счастья ведутся И.А.Джидарьян, Д.А.Леонтьевым, В.А.Петровским, А.З.Шапиро и др.

Гребенщикова Т.А. , Джидарьян И.А. , Шапиро А.З.

Введение


Фундаментальная значимость понятия счастья для человечества вытекает, прежде всего, из его природы, как одного из указателей, одной из мотиваций поведения человека как личности и как члена сообщества. Следовательно, представление о счастье - это элемент управления поведением человека, в частности, и сообщества в целом.

Интерес к изучению понятия «счастья» преобладает в обществе с давних пор. К этой тематике обращались различные представители отечественной философии и психологии. Но невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано по поводу счастья в психологии.

Данная тема весьма актуальна, поскольку исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И на сегодняшнем этапе развития психологии к этой теме обращаются многие ученые всего мира.

В последнее время проблемой счастья занялись точные или более точные науки: социология, психология, социобиология, этология, политология, культурология и др. каждая со своими законами, понятиями и методами.
Благодаря привлечению к решению проблемы счастья этих наук и их методов исследования получены многочисленные эмпирические зависимости между показателями ощущения счастья (или депрессии, несчастья) различных групп населения, их характеристиками, условиями жизни и другими параметрами. Целью работы является изучение понятия счастья и его значения для психологии человеческого бытия.

Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:

рассмотреть понятие счастья;

изучить, как измеряется счастье;

подробно рассмотреть проблемы счастья в психологии.

Работа состоит из введения, двух самостоятельных глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Теоретические основы счастья


1.1 Понятие счастья

Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свое предназначение. Стремление человека к достижению исключительно своего, личного счастья в отрыве от окружающего его общества приводит к развитию эгоизма. Эгоист попирает интересы других людей на пути к счастью. Такой человек и себя делает морально искалеченным человеком.

Понятие счастья многогранно. В нем выделяется несколько аспектов:

везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы;

состояние радости, эмоциональной возвышенности;

обладание высшими благами, достижение высокого положения;

состояние морального и физического удовлетворения.

Счастье бывает внешней и субъективной категорией. Внешнее счастье - это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему подходят аспекты, подразумевающие везение, счастливое стечение обстоятельств.

Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлениях. Субъективное счастье определяется мерой собственной активности человека.

То счастье, что зависит от самого человека, в этике носит название добродетели. Понятие о добродетели исторически формировалось в контексте понятия о счастье. Соотношение добродетелей и их место в категории счастья составляет основную проблему этики.

Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье способна испытывать лишь активно чувствующая, деятельная натура. В противоположность ей вялая и безынициативная личность не способна переживать глубокое эмоциональное чувство счастья.

Каждый человек стремится к счастью, а задача общества состоит в том, чтобы обеспечить ему надлежащие условия для его достижения. К таким условиям относится, прежде всего, доступ к культурно-историческому наследию человечества. Ведь только развитая личность способна точно осознать, в чем состоит ее счастье, и определить задачи, которые необходимо решить на пути к нему.

Современное общество пока не способно создать необходимые условия для достижения каждой личностью состояния счастья. Это задача будущего. Несомненно, что если члены общества будут счастливы, счастливым будет все общество.

Каждый человек, наверняка, задумывается о значении слова счастье, иногда, с течением времени, внутренне переоценивая для себя это понятие.

Каждый человек постоянно выполняет ту или иную функцию. Роль ребенка своих родителей, роль родителя своих детей, роль пассажира городского транспорта, сотрудника фирмы, директора производства и т.д. Роль - это относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанный в данном обществе для выполнения той или иной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека, так как он мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения этой роли.

Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я» или его психическим возможностям. Если «роль» выше возможностей «Я», то человек ощущает постоянное переутомление, этот конфликт рождает постоянную неуверенность в себе, недовольство собой, близкими, окружающим миром. К примеру, молодой человек не готов стать отцом, он чувствует, что ему навязывают роль, которой он не в состоянии соответствовать. Он не может избавиться от дискомфорта, все больше уходит в себя, чувствует себя несчастным, и все из-за того, что роль отца в данный момент выше его моральных /физических / материальных возможностей. Пройдет время и молодой человек почувствует в этой роли себя комфортно, когда между его возможностями и внутренним «Я» будет знак равно.

В том случае, если «роль» ниже возможностей «Я», когда ситуация кажется недостойной и унизительной для человека, то разрешение внутриличностного конфликта принимает различные формы. Человек может объективно изменить ситуацию, например, будучи недовольным своей работой, он идет учиться и меняет специальность, тем самым, доказывая свою способность к более сложной деятельности. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек склонен менять ее «только для себя». Сын перестает появляться у родителей, неспособных заметить в нем взрослого, самостоятельного мужчину. Он избегает внешних проявлений все еще существующего конфликта, отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли.

Чтобы выйти из такого рода противоречия, многие прибегают к методу «рационализации». В этом случае человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что это он делает исключительно «по собственному желанию» или «во имя кого-то/чего-то», еще хуже - если «чему-то/кому-то назло». За такого рода рационализацией (поиску аргументации для своих действий) обычно скрывается заниженная самооценка, боязнь быть отвергнутым, страх чего-то нового, боязнь перемен и т.п.

«Неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную. Так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально. Часто встречается вариант, в котором человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, при этом считая себя неудачником.

Конфликт между ролью и «Я» может оставаться не разрешенным, но устраняться из сферы сознания человека, подавляться. В результате в поступках, чувствах, в сознании человека явно не проявляется существование конфликта между «Я» и ролью, но внутренне напряжение нарастает. Человек становится раздражительным, срывая зло на своих близких, он снова лишает себя и их состояния счастья.

Возможно, и окружающая среда оказывает влияние на ощущение счастья. Ну, никак не может создаться «оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ», например, в данной конкретной стране или местности. Но это уже проблемы мироощущения и умения быстро акклиматизироваться.

Наиболее ранний анкетный опрос, выделяющий источники счастья, был проведён американским психологом Дж.Б. Уотсоном в начале века. В начале 40-х годов, известный психолог Э.Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворённости жизнью.

Только в 1973 году впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью сходна с траекторией развития философских воззрений на счастье в предыдущие тысячелетия. В них также можно выделить объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень психологического и социального благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кейес), субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением (Э. Динер, Д. Майерс, М. Селигман), а также немногочисленные работы, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р. Эммонс, Л. Кинг).

М. Аргайл английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций. Этот взгляд имеет исторический корни в философской традиции античного эвдемонизма.

Аргайл показывает зависимость счастья от социальных связей, основной значимостью которых является психологическая поддержка, которую оказывают близкие люди на индивида. Значимыми социальными связями являются: супружеские отношения, внутрисемейные и близкие дружеские связи. Следующим фактором, влияющим на общую удовлетворенность, является наличие работы, причем не столько сам факт работы, или материального поощрения труда, сколько психологические аспекты работы, такие как: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством. Наряду с работой, выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, сюда включаются: занятия рукоделием; просмотр СМи; занятия физкультурой и спортом; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Этот фактор оказывает большую значимость (и удовлетворение), чем работа, что объясняется наличием простора для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получением удовлетворения от общения, укреплением чувства идентичности, наличием возможности разрядки и отдыха. Касательно материального обеспечения, Аргайл делает вывод о том, что субъективное ощущение счастья и удовлетворенности несколько выше у тех, кто богаче и принадлежит к более высокому социальному классу. С течением времени и повышением уровня образования эти тенденции ослабевают. Следующим фактором, рассматриваемым Аргайлом, является здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворенности.

Аргайл выделяет особую группу факторов входящих под общим названием - личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: самоуважение и самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни.

Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные эмоции, испытываемые индивидом, их частота и интенсивность.

Таким образом, значимыми для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья по Аргайлу являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение. и не влияющими являются возраст и пол. Также, мало влияющим на удовлетворенность жизнью, по данным Эндрюс и Уайтни является религиозная удовлетворённость.

В своей работе М. Аргайл обобщил разрозненные исследования счастья того времени, собрав их воедино под одном названием «Психология счастья», актуальность которых сохраняется и сегодня.

В 1976 году Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения. В настоящее время эта структура общепризнанна, иногда она видоизменяется или расширяется.

В последние десятилетия изучение понятия «Счастья» ведётся в рамках позитивной психологии, создателем которой является М. Селигман. Позитивная психология покоится на трех столпах: первый - изучение позитивных чувств, второй - выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий - исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств. Надежда, любовь и доверие особенно необходимы в тяжелые времена. В такие моменты поддержка позитивных институтов - демократии, семьи, свободной прессы - просто неоценима. В годину испытаний человек демонстрирует свои наивысшие добродетели: отвагу, цельность натуры, справедливость, преданность и т.п.

Илона Бонивелл выделяет несколько причин, в силу которых благополучие (well-being) как область психологических исследований процветает в западном обществе, развивающиеся страны на данный момент ещё не достигли того уровня благосостояния, при котором выживание не является главной проблемой: первая состоит в том, что качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания; вторая - личное счастье становится более важным в связи с тенденцией к индивидуализму; и третья, наиболее связанная с самой отраслью исследований - разработан ряд достоверных методов измерения благополучия, благодаря которым эта область смогла превратиться в серьёзную и признанную научную дисциплину. Так, например, более счастливые люди живут в среднем на 9,4 года дольше, чем менее счастливые.

В связи с большим количеством публикаций и исследований, где каждый привносит своё определение счастья, в рамках позитивной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое используется в качестве синонима, заменителя понятия «счастье». Оно соотносится с тем, как люди оценивают свою собственную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено некоторой формулой:


Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект


где удовлетворённость жизнью - отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом. Неудовлетворенность также может проистекать из сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.

М. Селигман ввел свою формулу счастья (С):


Счастье = индивидуальный диапазон + внешние обстоятельства + волевой контроль


где, и - индивидуальный диапазон, генетически предопределённый уровень счастья, который остаётся относительно стабильным на протяжении жизни и, к которому мы возвращаемся вскоре после большинства значительных событий в нашей жизни. Определяет счастье приблизительно на 50%. О - это внешние жизненные обстоятельства (семья, дети, религия, повседневная деятельность), определяет счастье приблизительно на 10%. В-факторы, поддающиеся волевому контролю, т.е. сознательные, намеренные и требующие усилий действия, которые человек может выбрать для себя (определяют счастье на 40%).

М. Селигман в модели подлинного счастья вводит понятия приятная жизнь, хорошая жизнь и осмысленная жизнь, тем самым, пытаясь разобраться, что такое благополучие на самом деле. Приятная жизнь стремиться к позитивным эмоциям, и можно увидеть параллели между ней и гедонистическим благополучием. В хорошей жизни человек использует свои сильные стороны ради вознаграждения в виде занятий, которые ему нравятся и которые сродни «потоку». Термин поток введён М. Чиксентмихайи обозначает некое яркое, захватывающее переживание, которое сопровождает какую-либо деятельность, на которой человек сконцентрирован. Наконец, осмысленная жизнь состоит в том, чтобы использовать свои сильные стороны, служа чему-то, что больше и выше самого человека. Селигман считает, что эвдемоническими могут считаться как устремлённость к деятельности (потоку), так и устремлённость к смыслу. исследования Селигмана и его коллег показывают, что, когда люди предаются гедоническим занятиям (развлечениям, отдыху или веселью), они испытывают много приятных ощущений, более энергичны и у них ниже негативный аффект. Также в этот момент, они счастливее тех, кто устремлён к эвдемоническим ценностям. Однако в долгосрочной перспективе те, кто ведёт более «эвдемонический» образ жизни больше удовлетворены своей жизнью.

Эд Динер констатировал, что счастье можно рассматривать как черту и как состояние: существует определенная личностная предрасположенность испытывать некоторый уровень эмоций, и она может измеряться независимо от оценки текущего состояния. из многих переменных, которые сопоставлялись в эмпирических исследованиях, удовлетворенность жизнью оказалась наиболее устойчивой и стабильной, из чего Динер сделал вывод о том, что у нее существует определенная личностная основа, что впоследствии получило очень серьезные эмпирические подтверждения. «Рабочая модель, которой пользуются сейчас исследователи в этой области, состоит в том, что личность задает предрасположенность индивидов к определенным аффективным реакциям, однако текущие события также влияют на актуальный уровень субъективного благополучия».

Последние исследования в области выделения факторов, коррелирующих со счастьем, показали, что (Динер, Селигман) счастливые люди только по одному параметру явно отличаются от несчастливых: более счастливые люди имеют больше близких межличностных контактов - это может быть романтическая влюбленность, стабильные отношения, брачный союз, хорошие отношения с друзьями, счастливые люди меньше времени проводят в одиночестве.

В настоящее время в позитивной психологии можно выделить ряд факторов, корреляция (или её отсутствие) которых со счастьем, доказана.


Таблица 1. Факторы, коррелирующие с субъективным благополучием.

Субъективное благополучие значимо коррелирует с такими факторами, как:Субъективное благополучие не коррелирует с такими факторами, как:ОптимизмВозрастЭкстравертность, социальные связиФизическая привлекательностьБракДеньгиНаличие интересной работыПолРелигия и духовностьУровень образованияСвободное времяНаличие детейХороший сон и физические упражненияУровень безопасности в обществеСоциальное положениеКачество жильяСубъективное здоровьеОбъективное здоровье

Таким образом, для психологии счастья также характерно противопоставление двух подходов к пониманию счастья объективного и субъективного, в настоящее время эта дихотомия находит своё разрешение в некотором синтезе этих подходов. Для удобства исследований, и построения общего языка между исследователями разных стран используется термин субъективное благополучие (well-being), который получил наибольшее распространение в позитивной психологии.


1.2 Измерение счастья


В зарубежной психологии последнего времени исследование, и измерение уровня субъективного благополучия получило широкое распространение. Счастье является разносторонним понятием, и измеряется различными способами, такими как: степень удовлетворённости потребностями (SWLS), смысложизненные ориентации (СЖО), компоненты счастья (Galati). Особенно популярным стало изучение субъективного благополучия при помощи коротких шкал, применимых как в массовых социологических, так и в психологических исследованиях. К наиболее популярным из них относятся шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и др. (SWLS: Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985) и шкала субъективного счастья С. Любомирски (ШСС: Lyubomirsky, Lepper, 1999). Англоязычные версии этих шкал содержат соответственно 5 и 4 пункта, ответы на каждый из них даются по 7-балльной шкале. Шкала SWLS выглядит следующим образом:

Во многих отношениях моя жизнь близка к моему идеалу.

Условия моей жизни прекрасны.

Я удовлетворен (а) своей жизнью.

До сих пор я получал (а) важные вещи, которые я хочу в жизни.

Если бы можно было прожить жизнь заново, я бы почти ничего не изменил (а).

Шкалы субъективного счастья и удовлетворённости жизнью, по данным исследования Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина, достаточно хорошо коррелируют между собой: их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p < 0.001 во всех случаях) и 0.65 (p < 0.001) на объединённой выборке (N=983) . исходя из этого можно говорить о тесной взаимосвязи конструктов удовлетворённости жизнью (когнитивной оценки соответствия действительных жизненных обстоятельств желаемым) и субъективного счастья (эмоционального отражения этой оценки).

Высокую корреляцию с этими методиками показывает тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, который является русскоязычной адаптацией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Данный тест позволяет измерить степень переживания человеком осмысленности своей жизни и сделать вывод о наличии или отсутствии синдрома экзистенциального вакуума. Тест представляет собой набор из двадцати утверждений с двумя вариантами окончания и 7-балльной шкалой оценки. Основным показателем является общий показатель осмысленности жизни. В дополнение к нему при помощи факторного анализа было выделено 5 субшкал: первые три:

цели, процесс, результат позволяют говорить о том, видит ли человек смысл своей жизни в удовлетворённости прошлым, в насыщенности настоящего или в устремлённости в будущее; две другие шкалы: локус контроля-Я и локус контроля-жизнь позволяют количественно оценить наличие у человека убеждений, соответственно, в своей способности строить собственную жизнь и в том, что жизнь в принципе подвластна контролю.

Таким образом, рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать вывод по данной главе о том, что счастье - понятие обширное, включающее в себя не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социально-культурных аспектов.


2. Счастье как психологический термин


2.1 Исследование счастья в психологии


Приблизительно в 60-е - 70-е гг. прошлого века начались активные исследования счастья в рамках психологии. За последующие четыре десятилетия наука прошла приблизительно тот же путь в понимании счастья, что и философия за предыдущие два тысячелетия. Теперь выводы, к которым в своё время приходили мыслители, получали своё эмпирическое подтверждение.

К настоящему времени психологией накоплено уже огромное количество данных - о культурных особенностях понимания счастья, о взаимосвязи его с множеством различных показателей - как объективных (материальный достаток, возраст, образование и т.д.), так и субъективных (осмысленность жизни, ориентация на достижение тех или иных целей, особенности восприятия жизненных событий и т.д.). С другой стороны, при прочтении этих работ часто возникает вопрос: не теряется ли нечто очень важное для понимания счастья при подобном подходе к его рассмотрению?

Многие исследования носят социологический характер. Безусловно, их данные очень интересны. Но, с другой стороны, они «схватывают» лишь ту информацию, которую люди и так знают о себе; практически не позволяя приблизиться к пониманию столь сложного феномена, как человеческое счастье.

Таким образом, исследование счастья в психологии поднимает сложные методологические вопросы - какова сущность этого феномена, какими методами можно его исследовать, на какую концепцию при этом можно опираться и т.д.

Согласно Б.С. Братусю, психология долгое время строилась на естественнонаучной основе. В то же время сейчас наступает некий поворот в её развитии, ведь попытка понять психологию человека неизбежно приводит к вопросам о сущности человека, о смысле его существования и т.д. На этом этапе психология не может не обратиться к этическому, философскому, богословскому пониманию данных вопросов.

На наш взгляд, если мы ограничиваемся только психологическими методами при исследовании такой сложной, междисциплинарной темы, как счастье, вряд ли мы сможем подойти близко к пониманию этого феномена. В исследовании счастья должны появиться такие термины, как «сущность человека», «соответствие своему предназначению», «следование голосу совести». Безусловно, все эти явления сложно отнести к предмету собственно психологических исследований. Однако описание счастья в терминах «достижение целей», «наличие положительных эмоций» и т.п., на наш взгляд, даёт некое редуцированное понимание этого сложного феномена.

Наличие смысла жизни, личностно значимых целей, несомненно, является одним из важнейших источников счастья. В то же время, можем ли мы говорить о подлинном счастье, не ставя вопрос о содержании этих целей и смыслов?

Конечно, достижение любых личностно значимых целей и наличие любых смыслов могут до определённого времени давать ощущение ценности собственной жизни, некоторую удовлетворённость и положительные эмоции. Однако, на наш взгляд, смыслы, цели и ценности - не предельные категории, они не замыкаются сами в себе. Необходимо принимать во внимание и то, что стоит за этими феноменами; то, с чем можно их соотнести; то, с точки зрения чего можно их оценить.

Ответ на вопрос, что же это такое, чрезвычайно сложен. На наш взгляд, одним из вариантов его решения может служить такое понятие, как «сущность человека». Ещё Э. Фромм писал о том, что есть определённый путь развития, соответствующий человеческой сущности. Если же человек не следует ему, это ведёт к страданиям, болезни. То есть человек может вести вполне активную жизнь, иметь и достигать множество целей, однако, это совсем не будет прибавлять ему счастья - скорее, наоборот, будут увеличиваться его страдания.

Подобную идею развивает Б.С. Братусь, согласно которому, нормальное развитие человека - это такое, которое способствует его приобщению к родовой сущности. Окончательный ответ на вопрос, в чём же заключается эта сущность, Борис Сергеевич не даёт; однако, предлагает связывать её с отношением к другим людям.

Наконец, можно вспомнить В. Франкла, который утверждал, что смысл нельзя создать, его нужно найти; причём найти в каждой ситуации. Для этого человеку нужно руководствоваться своей совестью: «Совесть - это орган смысла». В этой мысли заключено огромное значение - во-первых, смысл существования выносится за пределы отдельного человека. Во-вторых, подразумеваются нравственные, этические основания человеческой жизни. Хотя сам В. Франкл указывал на то, что не всегда совесть ведёт человека верным путём; однако, как правило, она более или менее ясно показывает человеку, что достойно, а что - нет.

счастье моральный личность психология

2.2 Проблема счастья в психологии


Проблема счастья поднимается во множестве психологических трудов, В то же время счастье трудно представить в качестве предмета строго научного и тем более экспериментального исследования. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Конечно, феномен счастья с трудом поддается строгому определению и измерению. Однако понятие счастья человека исследуется во многих науках: социологии, философии, психологии. Вероятно, счастье может принимать разные формы. Это и сильное возбуждение, которое испытывают те, кому по душе шумные и волнующие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кому доставляют большее удовольствие спокойные, уединенные занятия.

Несмотря на то, что проблема счастья исследуется давно, каждый раз находятся новые ракурсы ее познания. Особую актуальность проблема счастья обрела в современной России. Исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители не только философии, но и психологии и педагогики.

Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид .

Философские течения гедонизм и утилитаризм отожествляли счастье, в основном, с чувственными удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь конечно и удовлетворение потребности в признании и не до конца распознанная химико-биологическая реакция.

Ницше считал, что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души .

С исследуемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством для осуществления последнего?

Нужно отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья. Но некоторые, говоря о смысле жизни, обращались и к теме счастья.

Василий Розанов - один из таких мыслителей. В основе его обращения к данной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой - человек должен следовать только этому влечению (т.е. признается, что иногда люди борются с ним). Затем, пытаясь разрешить данное противоречие, В. Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые «лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий». Само понятие счастья В. Розанов определяет как «термин, указывающий высшее руководительное начало, или идеал, смотря на который мы прилагаем к данному объекту данный порядок мышления». Он также признает, что нет универсального счастья, т.е. оно у каждого свое, субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему-то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить.

По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, так как все они «равноощущающие» и, поэтому, равны в праве на счастье. Ощущение счастья не нужно пытаться предвидеть, сознавать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще исчезнет.

Таким образом, надо меньше размышлять о счастье. Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает.

Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления - это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может.

Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: «лишь в меру достигаемого счастья человек может знать истину» . Таким образом, только когда люди счастливы, они могут совершать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, - есть продукт его ощущения счастья.

Одно из проявлений счастья - польза (утилитарный принцип). Но в ней не выражается вся полнота первого. Польза - добро, производимое через учреждения. При таком подходе жизнь человека подверглась бы искажению. Но есть высшие потребности духовной природы человека (религия, философия, искусство), которые невозможно выразить в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, то оно умрет «как в душном кольце», и нет средств для него жить иначе, как, отвернувшись от этого счастья, которое нужно уметь нести.

Рассмотрев понятие «счастья», можно выделить несколько принципов счастливой жизни:

1 принцип счастья . Оптимизм - дорога к долголетию. Болеть можно, но нельзя чувствовать себя больным. Наша собственная оценка своего физического самочувствия гораздо важнее, чем медицинские диагнозы.

Перенесенные инсульты, инфаркты и травмы над нами не властны до тех пор, пока мы воспринимаем их как поломки в пути, но не как само путешествие. Оптимисты в более тяжелом состоянии чувствуют себя гораздо бодрее сверстников и даже более молодых нытиков и пессимистов.

2 принцип счастья. Любовь равна жизни. Если Вы к 55 годам обрели верного и любящего спутника жизни, причем неважно с какой попытки, - это верный признак того, что Вы радостно отпразднуете свое 85-летие в ясном уме и крепком здравии.

Более того: крепкий и полный любви брак - это более надежная примета долголетия, чем низкий уровень холестерина или крепкие сосуды.

Психологи, проводившие это исследование убеждают: дольше и счастливее живут те, кто любит взаимно и кто умеет давать и получать поглаживания и поддержку. Кто открыт к друзьям и доброжелателен.

3 принцип счастья. Счастлив тот, кто прощает. Обиды, подобно раковым клеткам накапливаются в теле и разъедают душу, отнимая радость и вычитая годы. Светлые стороны жизни наполнены радостью, темные попросту сокращают жизнь.

принцип счастья. Занимайтесь душой и получите здоровое тело. Это исследование явно показало, что люди, обратившиеся за поддержкой к психологу, на 33% реже посещают терапевта, на 76% реже попадают в больницу. А так же пропускают в 2 раза меньше рабочих дней и принимают на 1/3 меньше лекарств.

Главное следствие психологического лечения - умение справляться с житейскими невзгодами предохраняет тело от преждевременного старения. Более того, среди психоаналитиков немало долгожителей именно из-за того, что в их среде принято регулярно самим подвергаться психоанализу.

5 принцип счастья. Учись, студент и будешь счастлив. Люди, получившие хотя бы неполное высшее образование, живут в среднем на 7 лет дольше неучей. Причем возраст - не оправдание нежелание учится.

Психологи отмечают, что творческая жизнь и освоение новых сфер деятельности прибавляют пожилым людям не только года, но и улучшают само качество жизни, наполняют ее радостью и бодростью духа.

Заключение


Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что счастье, как и радость, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям. Таким образом, счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни.

Счастье - живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: «Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет».

Таким образом, счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и особенно чистоты, так как только тот, кто чист, - неизменен.

Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать вывод по данной работе о том, что счастье - понятие обширное, включающее в себя не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социально-культурных аспектов.


Список использованной литературы


1.Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб, Питер, 2003.

2.Братусь Б.С. Образ человека в психологии России XX века. М., 2009.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2008.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 2002.

6.Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики. - М, 2000.

7.Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 2009.

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 2005.

Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.: Мысль, 2002.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. I: Общие основы психологии. - М.: Владос 2008.

11.Нырков А.В. Технологии счастья, - М.: Олма-пресс, 2000.

12.Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 2009.

13. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Мысль, 2006.

Розанов В. Цель человеческой жизни // Розанов В. Смысл жизни. М., 2004.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009.

16. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М.: Мысль, 2008.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Наука, 2000.

Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.