Болезни Военный билет Призыв

Саргон первый. Новый поход на северо-запад. Сохранившиеся изображения Саргона

Саргон Древний. XXIII в. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Шаррумкен (Саргон), царь Аккада в 2316-2261 гг. до Р. Х. Основатель Аккада династии.

По происхождению Шаррумкен был восточным семитом. Согласно "Царскому списку", он служил садовником и чашеносцем у последнего царя 4-й династии Киша Ур-Забабы, а затем, неизвестно каким образом ("по особой милости Иштар"), сделался царем вместо него. Однако править Шаррумкен стал не в Кише, а перенес свою резиденцию в небольшой северный городок Аккад, который дал название новому государству. Совершая отсюда походы, Шаррумкен овладел прежде всего верхней Месопотамией (в том числе государствами Акшак и Мари), а после напал на царя Урука Лугальзагеси, объединившего к этому времени под своей властью весь Шумер. По легенде, поводом к войне стал отказ Лугальзагеси породниться с Шаррумкеном. В 2312 г. до Р. Х. аккадцы разбили шумеров в большом сражении. Лугальзагеси попал в плен. В клетке для собак его отвезли в Ниппур и там, видимо, казнили. Шаррумкен взял Урук и разрушил его укрепления. В следующем году он разбил шумеров еще в одном сражении, взял Умму, Лагаш, вышел к Нижнему морю (Персидскому заливу) и омыл здесь свое оружие. Власть Шаррумкена простиралась теперь от Сирии до Персидского залива. Это было самое большое из когда-либо существовавших до этого государств Междуречья. Следующие годы Шаррумкен, по-видимому, посвятил организации власти в его царстве. Лишь в 2306 г. до Р. Х. он предпринял большой поход вверх по Евфрату через Сирию к Ливану.

О дальнейших военных событиях долгого царствования Шаррумкена известно очень мало. Существует легенда о его походе в Малую Азию. Другой большой поход был совершен против Элама. Аккадцы взяли Аван, Сузы и пленили правивших там царей. Но Элам сохранил после этого свою независимость. Кроме того, Шаррумкену пришлось подавлять какое-то большое восстание шумеров, которые даже осаждали царя в Аккаде.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Саргон, Шаррум-кен - основатель и царь Аккадского царства (2369-2314 гг. до н.э.). Согласно легенде, мать Саргона была бедной женщиной и подбросила маленького сына водоносу Акки, который усыновил его. В молодости Саргон работал садовником при храме богини Иштар в городе Киш. Впоследствии он стал слугой местного правителя Урзабабы. После поражения, которое Урзаба-ба потерпел от правителя города Умма Лугальзагеси, Саргон захватил власть в Кише. Стремясь придать своей власти характер законности, он объявил себя ставленником богини Иштар.
В самом начале своего правления Саргон уделял основное внимание созданию сильной армии, с помощью которой собирался подчинить себе Северное Междуречье. Ему удалось сформировать регулярный корпус из 5400 воинов, вооруженных луками. Этот корпус являлся ядром народного ополчения, на которое Саргон мог рассчитывать в военное время.
Имея в распоряжении внушительную военную силу, Саргон постепенно покорил города Северного Междуречья и объединил их в одно государство, имеющее типичные черты восточной деспотии. Город Аккад он сделал столицей нового царства, которое по названию столицы стало называться Аккадом.
После объединения Аккада Саргон обратил свои взоры на Южное Междуречье. Он задался целью покорить весь Шумер. Чтобы найти повод к войне, Саргон предложил правителю Уммы Лугальзагеси породниться с ним, но тот отказал. Тогда повелитель Аккада перешел к военным действиям. Вскоре ему удалось разгромить войска Лугальзагеси и пятидесяти энси (правителей), которые поддерживали его. Сам Лугальзагеси попал в плен и был в оковах отправлен в город Ниппур для принесения в жертву богу Энли-лю. Между тем Саргон продолжил поход на юг Междуречья и достиг берегов Персидского залива. Объединив Аккад и Шумер, Саргон принял титул "царя страны, которому Энлиль не давал врага", но это не означало, что он покончил с завоевательными походами.
Для того чтобы обезопасить юго-восточные границы своего царства, Саргон вторгся в Элам и захватил ряд эламских городов, через которые шел торговый путь в Индию. Вслед за этим он повел войско в страну Субарту, расположенную в северо-восточной части Междуречья, и завоевал ее. С этого момента все Междуречье оказалось в руках аккадского царя.
Однако Саргон не ограничился завоеваниями в пределах Междуречья. В стремлении захватить западные караванные пути он повел войско на запад. В течение трех лет он покорил Мари, страну к западу от среднего течения Евфрата, Ярмути и Иблу в Северной Палестине, а затем через Киликийские ворота проник в Сирию и вышел к берегам Средиземного моря. Есть основания предполагать, что Саргон хотел покорить всю Малую Азию; во всяком случае, достоверно известно, что он посылал часть своего войска в малоазийский город Ганиш для оказания помощи в борьбе с царем города Бурушханда.
Таким образом, в середине XXIV века до н.э. под властью Саргона оказалась огромная территория, объединенная в единый государственный организм. Саргон уделял много внимания усовершенствованию и расширению ирригационной системы; при нем были проведены новые оросительные и отводные каналы, что улучшило состояние земледелия в Междуречье. С целью развития торговли Саргон ввел единую систему мер и веса; он заботился о поддержании сухопутных и водных коммуникаций. Саргон был ревностным почитателем богов; он поддерживал культы многих аккадских и шумерских богов; примечательно, что свою дочь Эн-Хедуанну он отдал в жрицы бога Нанны, храм которого располагался в городе Ур.
Согласно легенде, Саргон был долгожителем - он прожил более ста лет. Созданная им династия (Саргониды) правила около ста сорока лет.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов ») на Евфрате . Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии . Во всяком случае Саргон судя по имени был восточным семитом . По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар . Город носил название Аккаде . По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским .

Победа над Лугальзагеси

Древнее Междуречье

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю . На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Подчинение юга страны

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму , Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари , страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца» . Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев в глубь Малоазиийского полуострова . Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов , государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (кутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению надписи в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» .

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны» , он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)» , так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша » .

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по свей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде , и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес» ), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде . В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев покорить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    История начинается в Шумере. Саргон Древний. (рус.) Исторические персоны

    Шумер и Аккад (рус.) История мировых цивилизаций

    Средняя Азия в древности (рус.) История мировых цивилизаций

    Фурий Камилл. Второй основатель Рима. (рус.) Исторические персоны

    Парижская Коммуна (рус.) Новая история

    Субтитры

Происхождение Саргона

Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма , известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану (англ.) русск. «Шафрановый городок» или «Городок крокусов ») на Евфрате . Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии . Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом .

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период, мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар). Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространен (в частности, библейское предание о Моисее) .

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-й год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар . Город носил название Аккаде . По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским .

Победа над Лугальзагеси

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю . На 5-м году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Подчинение юга страны

В 6-й год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

Надпись на табличке

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали , из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-м году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари , страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна …».

Надпись на табличке

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца» . Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова . Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» .

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны» , он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)» , так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша » .

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде , и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес» ), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде . В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

Правил Саргон 55 лет. {56} {(ms. L1+N1 has instead:) 55} {(ms. TL has instead:) 54}

Сохранившиеся изображения царя

Известно как минимум о трех изображениях, ассоциируемых с Саргоном Аккадским, из них лишь одно (победная стела Саргона из Суз) признается большинством исследователей как портретное изображение этого царя. Источники следующие:

  • «Маска Саргона» из Ниневии - наиболее известное изображение. Обнаружена во время раскопок храма Иштар в Ниневии экспедицией Британского музея. Датируется приблизительно XXIII-XXII вв. до н. э. Название «голова Саргона»/«маска Саргона» скульптуре дали британские археологи, обнаружившие артефакт. В действительности соотнесение этого изображения с основателем династии Аккаде спорно; вероятно, что «маска» изображает другого великого царя этой династии, Нарам-Суэна . Артефакт хранился в Багдадском музее, но после вторжения американских войск в Ирак был похищен.
  • Победная стела Саргона - открыта французской экспедицией (под руководством Ж. де Моргана) при раскопках Суз (кон. XIX-нач. XX вв.), куда она попала в результате одного из грабительских походов эламитов. Стела выполнена в стиле шумерских победных изображений и сохранилась частично; высеченные на ней фигуры образуют композиции, расположенные по ярусам; сохранилось три яруса: верхний передает шествие пленных, на нижнем коршуны и собаки терзают тела убитых врагов. Лучше всего сохранился средний ярус, где высечена вереница воинов, возглавляемая самим царем. В отличие от портретов последующих аккадских царей -

У ассирийцев была репутация очень жестокого народа, хотя их царь Саргон II построил великолепный город в Хорсабаде. Были ли ассирийцы действительно такими, как о них говорили, и почему город, построенный Саргоном, был покинут после его смерти?

В северной Месопотамии, среди холмов, разделяющих реки Тигр и Евфрат, жили ассирийцы - это был народ, которого боялись больше всех в древнем мире. Но были ли эти люди просто жестокими варварами? Оставшееся после них искусство и великие города позволяют нам сказать, что это не так. Среди этих городов самым загадочным был Хорсабад. Этот город был построен царем Саргоном II, но был покинут, когда кончилось его правление. Какая же история скрывается за стенами этого странного города?

Царские апартаментыво дворце в Хорсабадебыли площадью300 квадратныхметров. Это был одиниз самых гигантскихдворцов древнего мира.

Рождение империи

Ассирийцы были осколком шумерской цивилизации, разрушенной после падения Ура примерно в 2000 году до н. э. Как большинство народов, живущих в Месопотам-ской долине, они занимались земледелием, используя плодородные почвы, выращиванием ячменя, а также животноводством, разводя крупный рогатый скот, овец и коз. Центром их империи был город-государство Ассур, сейчас место, где был расположен этот город, находится в северном Ираке. Отсюда началось строительство и других городов-государств - Ниневия и Арбелы. Ассирийцы начали строить свою империю примерно в 1363 году до н. э., но между ними и соседями происходили непрерывные войны в борьбе за власть и влияние в регионе. Самым удачливым царем в этот период был Тиглатпаласар (1114 - 1076 гг. до н. э.). Это был сильный военачальник, при котором в войне начали успешно применять боевые колесницы и красиво украшенное оружие из железа. Примерно к 1100 году до н. э. ассирийская империя протянулась от Средиземного моря на севере до тех мест, где сегодня находятся восточные рубежи Турции. После окончания правления Тиглатпаласара был период упадка, пока на троне не появился другой сильный царь - Тиглатпаласар III (744 - 727 гг. до н. э.). Он подчинил своему влиянию Сирию и Вавилон, начал вводить систему налогообложения и военного конт-роля. Когда Саргон II взошел на трон в 721 году до н. э., ему досталась огромная хорошо организованная империя.



Хорсабад находится в Северном Ираке, к северо-востоку от города Мосул. Рядом расположен знаменитый город Ниневия. Южнее - древние города Вавилон и Ур.

Царь Саргон

Саргон, вероятно, не был потомком ассирийских царей, но он принял имя одного из прежних монархов - Аргона Древнего, царя Аккада, основателя первой в мире империи. Первый Саргон был почти легендарной личностью и проявил себя как сильный и успешный правитель. Сирия и Вавилонское царство старались освободиться из-под ассирийского влияния, но Саргон подавлял все их выступления. Однако он был не только военным лидером. Найдены документы, в которых говорится, что он занимался восстановлением и перестройкой деревень, пришедших в упадок, постройкой каналов, а также основал научную библиотеку. Он также поддерживал художников и ремесленников. Его дворец был украшен изысканными настенным барельефами, кроме того, ассирийские ремесленники были настоящими мастерами в работе со стеклом и обработке металлов.

Непрерывное строительство

Правление Саргона было успешным, но этот царь был поистине неутомим и не мог подолгу жить на одном месте. Сначала он жил в Ассуре, где занимался ремонтом стен и украшением храма. Затем Саргон переехал в Кальху и перестроил там царский дворец. Его следующим местом жительства была Ниневия, здесь он снова занимался восстановлением храма. Саргон поступал таким образом, чтобы показать этим городам, какие великолепные здания он может построить для них и тем самым добиться к себе их расположения. Однако, во всех этих городах прекрасные постройки были и до Саргона. Сам он не основал ни один из этих городов. Тогда он решил основать новый город на пустом месте и приказал начать строительство города, который ассирийцы называли Дур-Шаррукин (город Саргона). Сегодня мы знаем его как Хорсабад.

Город мечты

Саргон и его архитектор Таб-Шар Ашур тщательно разработали план города. В этом месте были глинистые почвы, а она была хорошим материалом для строительства. Сам город был довольно большим и был окружен четырьмя стенами, которые более или менее были похожи на квадрат. За стенами города был настоящий лабиринт из узеньких улочек. Жилые дома были, вероятно, одноэтажными зданиями из грязевого кирпича и внутренним двориком в центре. Окна выходили только во двор, а не на улицу. Рядом с северной стеной находился царский дворец Саргона. Настенные каменные барельефы показывают нам, какие изысканные украшения делали в Ассирийской империи. Некоторые из них носят следы проходивших в империи битв. В Библии также рассказывается о жестокости ассирийцев. Однако, на самом деле ассирийцы не были такими кровожадными, как это кажется. В сражениях они использовали тактику террора, но по отношению к побежденным народам не проявляли чрезмерной жестокости. Пока побежденные платили дань, они оставляли их в покое.

Ассирийская бюрократия

Ассирийская империя была разделена на провинции, во главе каждой из них был губернатор, который подчинялся непосредственно царю. В распоряжении каждого губернатора были чиновники и солдаты, чтобы поддерживать порядок и соблюдать закон. Во время раскопок было найдено около 2000 письменных свидетельств переписки между столицей и провинциями и это говорит о том, что связь в империи была достаточно хорошо налажена. Что же произошло в Хорсабаде? В 705 году Саргон был убит в сражении. Ассирийцы восприняли это как плохое предзнаменование, поэтому Синахериб, сын и наследник Саргона, покинул Хор-сабад и сделал столицей империи Ниневию. В город Саргона ассирийцы больше не вернулись.

Саргон Древний, царь Аккада

Саргон II взял себе имя от Саргона Древнего, который управлял Северной Месопотамией, позднее известной как Аккад, и покорил шумеров примерно в 2300 году до н. э. Никто не знает, как царь Аккада Саргон стал царем, известно только, что у него были сильные лидерские качества. Возможно, именно поэтому Саргон II взял себе его имя. Саргон Древний был легендарной и загадочной личностью. В ассирийских документах сказано, что он утверждал, что царем его сделали боги. Он говорил, что является сыном благочестивой женщины, служившей в храме. Ей запрещено было иметь детей, поэтому, когда у нее родился ребенок, она положила его в корзину и бросила в реку. Течение реки несло корзину вниз, пока ее не обнаружил художник по имени Акки. Акки усыновил Саргона и позже сделал его садовником в храме. Саргон считал, что когда он был в храме, богиня Иштар помогла ему подняться на вершину власти.



Бронзовая голова Саргона Древнего, царя Аккада.



Царский дворец в Хорсабаде

Мы знаем о существовании дворца по найденным руинам и настенным барельефам, а также из переписки между Саргоном и дворцовым архитектором. Это был огромный дворец. Здесь большое пространство было отведено под хозяйственные нужды, включая кухню, пекарню, кладовые и конюшни. Главный вход вел на широкий внутренний двор. Слева от двора находился храмовый комплекс, куда входили несколько небольших храмов и зиккурат, состоящий из семи ступеней. Справа находились жилые дома. Прямо были расположены царские апартаменты. За ними находились государственные палаты, включая тронный зал длиной 46 метров. К трону можно было пройти через еще один огромный внутренний двор. Войдя в тронный зал, можно было увидеть, стены с резными барельефами с изображениями крылатых буйволов с мужскими головами. Эти мифические существа, как предполагалось, изображают Гильгамеша - легендарного героя Месопотамии. Эти существа охраняли трон и символизировали мощь и власть царя. Дворец украшен резными барельефами, изображающими ассирийцев, ведущих битвы за империю. На других показано, как они охотятся на слонов и львов.

Герой Гильгамеш

Гильгамеш - легендарный царь шумерского города-государства Урук был одним из первых известных героев эпоса. Его приключения описаны в поэме Сказание о Гильгамеше, записанной на двенадцати глиняных табличках, покрытых аккадскими письменами, которые были найдены в древней библиотеке в Ниневии. Гильгамеш - это реально существовавшая историческая фигура. Найдены записи о войне, которая была между ним и царем древнего города Киш. Однако, поскольку в глубокой древности цари были тесно связаны с богами, они проникли в легенды, в которых очень трудно отделить вымыслы от реально происходившего. В поэме Гильгамеш показан как героическая фигура: на две трети бог и на одну треть человек. Он и его товарищ Энкиду - человек из пустыни, воспитанный дикими животными - прошли через множество приключений. Затем Энкиду заболел и умер, а Гильгамеш так тяжело это переживал, что принялся искать секрет вечной жизни. Пройдя в своих скитаниях через множество опасностей, он попал на берег Океана Смерти. Здесь он попросил паромщика по имени Уршанаби перевезти его на другую сторону. Переплыв через океан и выйдя на берег, он повстречал бессмертного полубога Утнапиштима. Гильгамеш спросил у него, как он стал бессмертным. Утнапиштим рассказал ему, что богов раздражают шумные люди, которые не дают им спать, и поэтому боги задумали устроить на земле большое наводнение, чтобы уничтожить человечество. Однако, одна из них, богиня Эа, сообщила Утнапиштиму о наводнении, поэтому он построил небольшое судно и взял на борт свою семью и много различных животных. Сначала Энлил, бог шторма, был разгневан, что Утнапиштиму удалось остаться в живых во время наводнения, но Эа уговорила его подарить Утнапиштиму и его жене бессмертие. Утнапиштим затем рассказал Гильгамешу о растении, которое живет на дне моря. Он сказал, что это растение может, по крайней мере, сделать стариков молодыми. Гильгамеш привязал камни к своим ногам, нырнул в море и достал растение. На обратном пути в Урук он решил искупаться, и в это время змея украла растение, сбросила свою кожу и исчезла. А Гильгамеш понял, что людям суждено стареть и умирать.



Крылатые чудовища, изображенные на стенах дворца.

Армия страха

Ассирийцы не были бы так могущественны без эффективно организованной армии. В армии были пехотинцы, всадники и боевые колесницы. Саргон применял усовершенствованную тактику для пехотинцев и нашел хорошее применение для лучников. Он также начал применять большие колесницы, в которых помимо возничего, был лучник и один или два щитоносца. В армии использовались тараны для нападений и осады городов. Саргон всегда держал свою армию наготове. Он сам водил ее в сражения, хотя располагал великолепным подбором командиров. Армия во время похода изображена на настенных барельефах. Первым идет царь и его телохранители, за ним шли знаменосцы. Дальше следует всадник, с обеих сторон которого идут пехотинцы, готовые немедленно вступить в схватку. Затем шла основная армия, которую сопровождали повозки с продовольствием и различные приспособления, например, тараны и прочее.



Ассирийские солдаты, настенный барельеф.

Потерянный город в Месопотамии

Первые раскопки в Хорсабаде провел в середине девятнадцатого века французский археолог Поль-Эмиль Ботта. Город был похоронен под насыпью - так называемым теллем. Работу Ботга продолжил Виктор Плейс в 1851 году. Плейс впервые сделал план города и дал описание внешнего вида зданий. Между 1928 и 1935 годами большая работа была проделана учеными Восточного Института Чикагского Университета (США). Они тщательно проверили планы города, состав-ленные Плейсом и открыли новые участки города, включая храмы и жилые дома. Таблички с поэмой Сказание о Гильгамеше были обнаружены археологами во время раскопок библиотеки Ашшурбанипала, последнего царя Ассирийской империи. Дома, построенные из грязевого кирпича для обычных людей Хорсабада уже давно исчезли с лица земли, однако археологи обнаружили камни, которыми мостили улицы. Как выглядел дворец царя, представить легче, потому что сохранился фундамент.



Знатный горожанин сидит под нависающими скульптурными изображениями персидских царей, которые украшали колонны и двери Персеполя. Казалось, что всемогущий царь наблюдает за своими подданными повсюду, где бы они ни находились.

Рождение неизвестно
  • Азупирану [d] , Ирак
Смерть 2215 до н. э.
  • Аккад
Род династия Аккада Отец Ла"ибум [d] Мать Энитум [d] Супруга Ташлултум [d] Дети Римуш , Маништушу , Энхедуанна , Шу-Энлиль [d] и Ллаба"ис-такал [d] Саргон Древний на Викискладе

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским . Правление Саргона, первого царя Аккада, произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность долгое время считалась легендарной. Тем не менее сомнений в реальности этого персонажа нет: сохранились и подлинные надписи Саргона.

Биография

Происхождение Саргона

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период , мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар):

Я - Шаррукен, царь могучий, царь Аккада,

Мать моя - жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой - Азупирану, что лежит на брегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.

Когда садовником был я, - Иштар меня полюбила,
И [пятьдесят] четыре года на царстве был я.

- «Сказание о Саргоне (аккадский вариант)»

Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространён (в частности, библейское предание о Моисее) .

Шумерское сказание о Саргоне, сохранившееся в двух фрагментах, удачно дополняющих друг друга, говорит, что его отцом был Лаипум, однако сам Саргон никогда не называл имени своего отца:

- «Сказание о Саргоне (шумерский вариант)»

Шумерский текст легенды о Саргоне в сказочной форме повествует о противостоянии Саргона с царём Киша Ур-Забабой и с царём Урука Лугальзагеси .

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-й год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный. Город носил название Аккаде . Мы не знаем, где именно находился этот город, его руины до сих пор не были обнаружены. Судя по письменным источникам того времени, он располагался недалеко от Киша; согласно литературной традиции он стоял неподалёку от Вавилона . Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что он находился где-то на территории нома Сиппар . По этому городу и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским . Ниппурский царский список гласит:

«Саргон, чьим отцом(?) был садовник, чашеносец Ур-Забабы, царь Агаде, построивший Агаде, правил 56 лет в качестве царя».

Победа над Лугальзагеси и подчинение юга страны

На 5-м году (ок. 2312/2311 год до н. э.) Саргон двинулся на юг, и начал военные действия против Лугальзагеси , и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

В 6-й год правления Саргона (ок. 2311/2310 год до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Для того чтобы показать, что весь Шумер находится в его власти, Саргон совершил символический жест, который затем будут повторять и другие монархи, - омыл своё оружие в водах Персидского залива. Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

«Саргон, царь Аккаде, надзиратель (машким) Инанны , царь Киша, помазанный жрец (гуда-жрец) Ана , царь Страны , великий энси Энлиля , разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от Нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

Надпись на табличке

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-м году правления (ок. 2306/2305 год до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон, видимо, в Туттуле (ныне Хит) помолился Дагану (богу плодородия, которому поклонялись все обитатели местности в среднем течении Евфрата) и тот даровал ему «верхнюю землю». Были покорены крупный город Мари (о разрушении Мари говорит и сохранившаяся датировочная формула Саргона), страна Ярмути (точно не локализована, но несомненно находящаяся в Северной Сирии) и страна Эбла . Войска Саргона дошли до Кедрового леса (то есть гор Ливан или Аманос) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Как понятно по обоим названиям, Саргон стремился обеспечить свою державу древесиной и металлом, которые теперь можно было беспрепятственно и безопасно спускать по Евфрату в Шумер и Аккад.

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи , суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Эблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна …».

Надпись на табличке

Это всё, о чём нам рассказывают достоверные источники - надписи самого Саргона. Вскоре эти завоевания обросли легендами, из-за чего теперь мы не в состоянии отличить вымысел от исторических фактов. В них Саргон не только захватывает города, названия которых отсутствуют в надписях (например, Каркемиш), но и «переправился через Море захода солнца» (Средиземное море), чтобы завоевать «страну Тин» (возможно, в данном случае имеется в виду Кипр или какое иное приморское государство, располагающееся в южной части Малой Азии), и покоряет остров Крит . Из одного текста, найденного в Телль-Амарне в 1913 году и дополненного фрагментированным дубликатом из Ашшурского архива (так называемая эпическая песня «Царь битвы» ), мы узнаем теперь одну из существенных причин завоевательного похода Саргона на северо-запад. К Саргону, великому царю-завоевателю Аккада, обратилась за помощью семитская колония на далеком севере в «Галашу», то есть «Каниш » каппадокийских табличек. На неё напал царь города Бурушханда (Пурусханда), то есть Буруш-хатим тех же каппадокийских текстов. Саргон колеблется в виду дальности пути, трудности которого в тексте весьма ярко описываются. Некто Нур-Даган, который является главою делегации, указывает на беспомощность колонии, которая состоит не из воинов, а купцов, подчеркивает богатства своего края, упоминает и средства преодоления трудности долгого пути. После долгих бурных переговоров Саргон, наконец, собирает жителей Аккада, и на этом собрании Нур-Дагану удается восторженным выхваливанием мощи Аккада склонить Саргона к помощи далекой семитской колонии. Поход Саргона, очевидно, не ограничился разгромом Бурушханда, противника Ганиша, но вылился в завоевание Сирии, в полном её объеме.

Что из этого является подлинным историческим фактом, а что вымыслом неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев (так называемых тамкару ) вглубь Малоазиийского полуострова . Эти купцы появились там только через несколько столетий. Можно предположить, что со временем легендарная традиция превратила в завоевательные походы простые торговые экспедиции. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области. Однако не вызывает сомнения, что Саргон объединил под своей властью, территорию, простирающуюся от «Нижнего моря» (Персидского залива) до «Верхнего (Средиземного) моря», а это почти 1500 км. Некий безымянный писец взял на себя труд перечислить все шестьдесят пять стран и городов, входивших в бескрайнюю державу, созданную Саргоном. Была создана настоящая мифологическая «карта», куда наносились далёкие чудесные страны, по земле которых удалось пройти только этому царю, сделав его частью мира легенд.

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали , из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Походы в Элам и Северную Месопотамию

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. О подчинении Элама и разрушении города Уруа говорят также датировочные формулы Саргона. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» . В пророчествах упоминается завоевание Саргоном страны Субарту , расположенную где-то в среднем и верхнем течении Тигра и на запад от него. Враждебные племена из Субарту предпринимали нападения на Аккад. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . Непосредственные преемники Саргона контролировали территорию вокруг современного Киркука и Ассирию . Соответственно, можно предположить, что во время своего продолжительного правления Саргон сам покорил Северную Месопотамию, по меньшей мере до широты Мосула , так как тогда в этом регионе появились таблички с текстами, написанными на аккадском языке, а в Ниневии была обнаружена прекрасная бронзовая голова, которую большинство учёных считает изображением самого Саргона.

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны », он принял и титул северных гегемонов «царь множеств» или «повелитель вселенной» (шар кишшатим ), так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша ».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По крайней мере так считала поздняя традиция, сохранившая приписывавшийся времени Саргона Древнего «псевдоити-нерарий» - список областей и городов якобы его царства с указанием расстояний между ними. Бесспорно, благоприятствовали международной торговле и наладившиеся при Саргоне связи с заморскими странами. Аккаде торговал не только с Сирией и Малой Азией, но и с Дильмуном, или Тельмуном (Бахрейном), Маганом (аравийским побережьем Персидского залива и Оманом) и Мелахой (северным побережьем Персидского залива и долиной Инда). Об этом нам сообщает подлинная надпись Саргона, скопированная древним писцом и в его копии дошедшая до нас: корабли из Индии подходили к самой пристани Аккаде, для чего, вероятно, пришлось провести некоторые работы на Евфрате и каналах. В шумерской историко-дидактической поэме о Саргоне и Нарам-Суэне об этих годах правления Саргона говорится как о времени наступившего в городе Аккаде изобилия еды и питья и заморских товаров, в числе которых упомянуты «огромные слоны, обезьяны и зверье дальних стран», какие-то особые собаки, «кони и тонкорунные бараны», и все они бродили, если верить поэме, прямо по улицам Аккаде. По словам поэмы, в Аккаде для торговли приходили и «не знавшие хлеба» западносемитские пастухи, и «люди черной страны» - Мелуххи, и эламиты, и субарейцы.

Дабы, словно птицы диковинные в небе,

Чужеземцы вокруг сновали,
Дабы жители Мархаша подчинились
Дабы обезьяны, слоны могучие, буйволы -
Звери невиданные -
На улицах просторных друг друга толкали бы, -
Псы породистые, сторожевые псы, козлы каменные,
Овцы горные длинношерстные, -
Инанна пречистая ночи не спала.
В те дни она житницы Аккада златом наполнила,
Зернохранилища сияющие серебром наполнила.
В склады зерновые медь очищенную, олово,
Пластины лазуритовые собирала грудами,
В ямах силосных запечатывала.

Инанна пречистая створки их широко распахнула,
И в Шумер добро само лодками потекло.
Марту, жители гор, те, что зерна не знают,
Отборных быков, горных козлов туда приводят.
Мелухиты, жители черных гор,
Диковины стран чужедальних привозят.
Эламиты и субарейцы, словно вьючные ослы,

Добро несут.

- «Проклятие Аккаде»

Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Называя себя «помазанным жрецом Ану» и «великим энси Энлиля» , царь Аккада продемонстрировал, что не хочет нарушать древние и весьма уважаемые традиции. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана , он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

В более поздней хронике, несомненно предвзятой, в которой, согласно распространенному в Вавилоне в поздний период представлению сказано, что Саргон осуществлял некоторые свои военные кампании против воли Мардука, верховного покровителя Вавилона, правление царя описывается следующим образом:

«Саргон, царь Аккаде, пришёл к власти во время правления Иштар и никогда не имел ни соперников, ни равных. Он распростёр свою грозную славу по всем землям. Он пересёк море на востоке. На одиннадцатом году он завоевал западную землю до самого дальнего предела. Он подчинил её одной власти. Он поставил статуи там и переправил добычу запада на баржах. Своим сановникам он приказал поселиться (вокруг его резиденции в пределах) пяти двойных часов (около 20 км), и во всех землях он поддерживал своё абсолютное верховенство. Он выступил на Казаллу и превратил Казаллу в груду развалин, так что не осталось там даже жердочки для птицы. Позже, когда он достиг старости, все земли снова восстали против него и осадили его в Аккаде. Саргон вышел на битву и нанёс им поражение. Он поверг их и одолел их большое войско. Затем, Субарту напали на Саргона в полную силу и призвали его к оружию. Саргон устроил засаду и полностью разбил их. Он одолел их большое войско и послал их имущество в Аккад. Из ям (под изваяниями богов) в Вавилоне он извлек землю, и на этой (земле) он построил (новый) Вавилон рядом с Аккадом. Из-за этого богохульства, которое он сотворил, великий владыка Марудк разгневался и уничтожил его народ голодом. С востока до запада подданные восстали против него и Мардук лишил его сна».

Правил Саргон 55 лет.

Сохранившиеся изображения царя

Внешние изображения
Победная стела Саргона. Лувр (Sb 1)