Болезни Военный билет Призыв

Самые масштабные стройки ссср. Великие стройки. Великие стройки коммунизма

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.

C троительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве Беломорканала известно почти каждому, то слово «Алгемба» может многое сказать только историкам. А Байкало-Амурская магистраль (БАМ), и поныне во многих учебниках называемая «комсомольской стройкой», сооружалась отнюдь не только комсомольцами.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе - первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!). Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке). Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых - двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр - 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность — она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины — все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов — целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка — БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи — началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это — наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных — БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта — то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»www.stroyplanerka.ru/AuxView.aspx

Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.

Великие стройки коммунизма - именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии - проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки - менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные - так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года - и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам - суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров - именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис - с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ - Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги - близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Русская семерка

П.С. Странные данные приводит автор сего материала по поводу строительства двух каналов: он пишет, что сведения о тяжелой жизни строителей были взяты из... публицистики. Удивляюсь! Сейчас в сети появилось много материалов из архивов, где подробно описывается еда и содержание всех строителей каналов. Все было вполне прилично и даже по воспоминаниям самих строителей! И цифра: в день умирало по 700 человек. Это что же: значит, сколько должно было умереть в год? В месяц- 21 тысяча, в 10 месяцев- 210 тысяч. Автор соображает, что написал? Как-то вроде тех 40 млн. погибших в ГУЛАГе по словам СоЛЖЕницына. Чушь какая-то! То, что строили потом Волго-Дон пленные, понятно всем. А кто должен был в те годы строить? Так что эти данные взяты из 90-х по привычке обливать грязью все, что было в СССР.

Часть 1

В декабре, крутя карту в Google Earth, наткнулся на странный объект. Вообще, специально его не искал, как-то случайно вышло, что выделил его среди окружающей местности. Среди степных просторов левобережья Волги тянется странная лента непонятных на первый взгляд сооружений. Представляет собой ломанную, состоящую из 4 параллельных друг другу зеленых отрезков. Сразу подумал об обычных лесопосадках вдоль полей и дорог, но это под разряд обычных не подходило. Ширина сооружения около километра, каждое отдельное звено совершенно прямое, не повторяет складки местности и игнорирует дороги. Вдоль этой линии вообще никаких дорог нет, изредка небольшие дороги лишь пересекают ее. Не буду томить голым текстом, покажу, что я увидел.

Несколько напоминает систему траншей, только масштабы циклопические. Когда я попытался найти концы этой ленты, я поразился еще больше. Лента тянется с севера на юг, начинаясь у г. Чапаевска под Самарой, и заканчивается у д. Водянка точно на границе Саратовской и Волгоградской областей. Со всеми коленцами длина получается свыше 600 км и практически нигде лента не прерывается и не изменяет толщины! Я нашел лишь один разрыв в 7 км. На приведенном снимке высота камеры 36,6 км, но линия видна и с высоты 100 км. Что же это такое?

В общем, покой я потерял и начал собирать информацию. Возможно, вы все об этом знаете, и посмеетесь над моей дремучестью. Но среди моих друзей и коллег никто не смог мне сказать ничего об этом сооружении. Может, и среди читателей этого поста окажутся люди, ничего об этом не знавшие, как и я, для них и пишу.
Для меня тем более было это интересно, что я много раз проезжал по дорогам сквозь эту полосу и делал множество фотоснимков в непосредственной близости от нее, но так никогда и не обратил внимание на странный объект, по сравнению с которым великая китайская стена выглядит легкой оградкой.

То что я обнаружил на карте, оказалось государственной защитной лесной полосой в направлении Чапаевск — Владимировка. Была построена в рамках выполнения постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 № 3960 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР» .
Сам план был принят по инициатаве и подписан И.В. Сталиным и вошел в историю, как «Сталинский план преобразования природы».
Как говорит о нем Википедия: «План не имел прецедентов в мировом опыте по масштабам. В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров, равной территориям Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.»

Согласно этому плану, планировалось «создание в течение 1950 — 1965 годов следующих крупных государственных лесных полос:
- Государственной защитной лесной полосы от Саратова до Астрахани по обоим берегам реки Волги шириной по 100 метров и протяженностью 900 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Пенза — Екатериновка — Вешенская — Каменск на Северном Донце, на водоразделах рек Хопра и Медведицы, Калитвы и Березовой, состоящей из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 600 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Камышин — Сталинград, на водоразделе рек Волги и Иловли, состоящей из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 170 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Чапаевск — Владимировка, состоящей из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 580 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении Сталинград — Степной — Черкесск, состоящей из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 570 километров;
- Государственной защитной лесной полосы в направлении горы Вишневая — Чкалов — Уральск — Каспийское море по берегам реки Урал, состоящей из шести полос (3 по правому и 3 по левому берегу) шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 100 — 200 метров и протяженностью 1080 километров;
- Государственной защитной лесной полосы Воронеж — Ростов-на-Дону по обоим берегам реки Дон шириной по 60 метров и протяженностью 920 километров; Государственной защитной лесной полосы по обоим берегам реки Северный Донец от гор. Белгород до реки Дон шириной по 30 метров и протяженностью 500 километров.»

И это только часть задуманного. После реализации плана территория СССР должна была выглядеть вот так:

В развитие данного плана был принят ряд специальных постановлений, стимулирующих строительство и модернизацию гидротехнических сооружений. К их числу относятся строительство каскада ГЭС на Волге, Главного Туркменского канала Аму-Дарья — Красноводск, создания «Сибирского моря» - соединения Оби с Иртышом, Тоболом и Ишимом с помощью водохранилища площадью 260 тыс. кв. км («восемь Нидерландов»). Затем, в рамках того же плана, намечалось построить водоснабжающий канал до Аральского моря или впадающих в него рек. Кстати, по Сибирскому морю работы начались в 1950-м, но уже в 1951 году были приостановлены: Сталин усомнился в экологической безвредности проекта, затребовав соответствующие подробности. Их он не дождался до своей кончины...

Эти глобальные проекты были названы пропагандой «Великими стройками коммунизма» и наглядно изображались так:

Если вы сходили по ссылке и ознакомились с постановлением, вы наверняка заметили, насколько детально проработан этот план. Рекомендованы породы деревьев и кустарников для каждого участка каждой из защитных полос. Например, для той полосы, на которую я наткнулся в Google Earth, выбраны: главные — дуб, береза, ясень и вяз мелколистный; сопутствующие — вяз обыкновенный, клен татарский; кустарниковые — акация желтая, вишня степная, тамарикс, лох узколистный, жимолость татарская и смородина золотистая. Указаны сроки выполнения, силы, привлекаемые для этого, ответственные.

Отдельным пунктом прописаны поощрения за выполнение этого плана. Например: за приживаемость в первый год после посадки не менее 80 процентов от числа посаженных деревьев и кустарников на всей площади, закрепленной за звеном, начислять дополнительно 10 трудодней за каждый гектар лесопосадок;

Для проработки и реализации плана был создан институт «Агролеспроект» (ныне институт Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России. Первая спроектированная «Агролеспроектом» государственная лесополоса вытянулась от уральской горы Вишневая до побережья Каспия, протяженность — более тысячи километров. Общая протяженность крупных государственных полезащитных полос превышала 5 300 км. В этих полосах было посажено 2,3 млн га леса.

Еще раз повторюсь, нигде в мире столь масштабных проектов по изменению ладшафта и микроклимата до сих пор не проводилось, и возможно, никогда не будет осуществлено. Даже в СССР, где основная тяжесть выполнения этого плана легла на колхозников, с которыми расплачивались трудоднями, выполнить все это оказалось не под силу. Но и то, что было сделано, поражает.

Вообще, идея была не нова. У ее истоков стоял великий русский почвовед В.В. Докучаев. Ему принадлежит честь создания русско-советской школы почвоведения, благодаря которой слова «подзол» и «чернозем» стали такими же общеупотребительными, как «спутник», и которой надо гордиться не меньше, чем космонавтикой. Замысел Докучаева был в создании новой, сознательно созданной человеком структуры ландшафта, которая позволила бы повысить общее плодородие территории и обеспечить устойчивые сельскохозяйственные урожаи. Предлагалось создание сплошной сети широких лесополос, расчленяющих безлесую степь на изолированные поля. Лесополосы обеспечивали бы улучшение микроклимата и существенное увеличение влажности почвы в сухие периоды по сравнению с открытой степью.
Первому в истории стратегическому плану оптимизации степного природопользования — Докучаевскому плану борьбы с засухой, уже более 100 лет. Это первый план сознательного конструирования степного ландшафта, разработан и стал выполняться в 80-90-х годах 19 века «Особой экспедицией по испытанию и учету различных способов и приемов ведения лесного и водного хозяйства в степях России», по инициативе Вольного экономического общества. В 1892 г. вышла книга руководителя «Особой экспедиции» В.В.Докучаева «Наши степи прежде и теперь», в которой и был изложен план преобразования природы и сельского хозяйства степи для полной победы над засухой.
Докучаевский план являлся сельскохозяйственным и был направлен на получение устойчивых урожаев и сохранение плодородия почв путем массового полосного лесоразведения — создания сплошной сети лесополос различных рангов, структуры и определенной ориентации, разделяющей территорию на прямоугольные участки и оконтуривающей балки и овраги, массового строительства водоемов и внедрения травопольной системы земледелия. Лесополосы должны были занять 10-20% общей площади степных территорий.

Необходимость создания крупнорегиональной программы экологической оптимизации для южных лесостепных, степных и сухостепных районов была осознана советскими учеными вторично (после попыток Докучаева) в 30-е годы XX века после очередной серии знамений, свидетельствующих об экологическом дисбалансе территории — страшных пыльных бурь, которые буквально в течение нескольких часов уничтожали на сотнях тысяч гектаров посевы и более того, основу основ - почву, срывая в некоторых местах весь пахотный горизонт.

Собственно же постановление Совета Министров СССР от 20 октября 1948 года «О плане полезащитных лесонасаждений...» было продиктовано последствиями засухи 1946 г. Засуха на Украине, Северном Кавказе, в Черноземье, Поволжье, на юге Западной Сибири и в Казахстане повлекла за собой голод 1947 г. От голода, по разным оценкам, тогда умерли от 0,5 до 1 млн. человек.
Тогда-то и было принято решение распространить докучаевские методы земледелия на всю засухоопасную полосу СССР, и тем покончить с неустойчивостью урожаев, а значит с голодом. Идеологами этого плана стали В.Р.Вильямс и Л.И.Прасолов. Но авторство, естественно, приписывалось кому надо.

Как следовало из названия постановления, созданием лесных полос план не ограничивался. Наряду с ними, в постановлении было предусмотрено создание полезащитных лесонасаждений на полях колхозов и совхозов на общей площади 5709 тыс. га. Одновременно на полях колхозов и совхозов вводились травопольные севообороты, обеспечивающие восстановление плодородия почв,предусматривалось строительство 44 тыс. прудов и водоемов. Таков объем намеченных сталинским планом работ по переделке природы засушливых степей.

Одной из основных задач этого плана является преобразование и улучшение водного режима почв путем изменения условий стекания талых и дождевых вод, а также испарения с поверхности сельскохозяйственных полей. Лесные полосы, создавая дополнительную шероховатость, уменьшают скорость ветра и способствуют более равномерному распределению снега и увеличению снегозапасов на открытых пространствах.

Весною в период снеготаяния, а в отдельных случаях и летом, во время дождей лесные полосы будут задерживать поверхностный сток и переводить его во внутрипочвенный сток, способствующий пополнению грунтовых вод и повышению их уровня. Уменьшение скоростей ветра, а также комковатая структура почв будут способствовать уменьшению непродуктивного испарения с поверхности почвы. В итоге водный режим сельскохозяйственных полей изменится; они получат значительное дополнительное питание, за счет которого и будет достигнуто повышение урожайности.

В общих чертах влияние лесных насаждений и агротехнических мероприятий на водный режим рек степной и лесостепной зон выразится в следующем:

1. Весеннее половодье в реках будет более растянутым за счет замедления стока талых вод лесными полосами. Увеличится длительность половодья, снизятся размеры максимальных расходов и уменьшится объем стока талых вод.
2. Увеличится грунтовое питание рек и соответственно повысится водность их в межень.
3. Резко понизится водная эрозия и вред, приносимый ею: уменьшится плоскостный смыв почв и прекратится овражная эрозия.
4. Уменьшится вынос химически растворенных веществ.

Как и случалось со всеми великими стройками в СССР, народ принялся претворять план в жизнь с огромным энтузиазмом. За считанные годы на миллионах гектаров степей высаживались деревья и кустарники. Десятки новых лесных питомников выращивали все больше посадочного материала. Верховья оврагов и балок обсаживались деревьями, устья оврагов закреплялись плетнями и живыми изгородями, в естественных ложбинах сооружались пруды с обсадкой деревьями. Кроме колхозников, широко привлекались учащиеся школ. Случайно выяснилось, что моя мама в детстве тоже поучавствовала в этих мероприятиях. Детишки собирали мешками созревшие желуди в дубравах, высаживали саженцы в будущих лесополосах.

Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. Для поддержания жизни малых рек строились запруды с водяными мельницами и электростанциями. Для решения проблем, связанных с осуществлением пятилетнего плана мелиоративных работ, был привлечен Институт инженеров водного хозяйства имени В.Р. Вильямса.

План предусматривал не только абсолютное продовольственное самообеспечение Советского Союза, но и наращивание со второй половины 1960-х годов экспорта отечественных зерно- и мясопродуктов. Созданные лесополосы и водоемы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.

Концепция плана не только предваряла современные построения по устойчивому экологическом развитию территорий, но и превосходила их. «Мир ахнул перед величием и грандиозностью этого плана», — отмечал писатель Владимир Чивилихин. Это была крупнейшая в мире экологическая программа.

Казалось, еще несколько лет, и план будет полностью реализован, и страна придет, наконец, к изобилию. Но почему же сейчас эта Великая стройка коммунизма не на слуху? И мы знаем, что вместо экспорта зерна в 60-е годы наша страна стала его импортировать. Что же случилось?

В двух словах этого не опишешь, пост итак вышел довольно длинным, так что предлагаю ознакомиться с ответами на эти вопросы в Части 2.

Часть 2. Крах.

Как я уже писал в предыдущем посте, сталинский план преобразования природы семимильными шагами несся к победному завершению. Но внезапно реализация плана была приостановлена, затем свернута вовсе и предана забвению. Даже идиологему «Великие стройки коммунизма» стали использовать в отношении совсем других проектов, таких как Беломорканал, ДнепроГЭС, Магнитка...

Свертывание сталинского плана началось практически сразу после смерти И.В. Сталина. Хронология событий довольно хорошо прослеживается. Уже в 20-х числах апреля 1953 г. вышло постановление Совмина СССР № 1144, согласно которого приостанавливалась все работы по защитному лесоразведению. С целью выполнения этого законодательного акта ликвидировались лесозащитные станции, сокращались должности агромелиораторов, планы по искусственным лесопосадкам исключались из общей отчетности всех организаций, а сами лесополосы передавались в землепользование колхозов и совхозов.
Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов, которые предназначались для разведения рыб были заброшены, 570 лесозащитных станций были ликвидированы.
К слову сказать, той же весной прекратили существование такие «Великие стройки коммунизма», как железная дорога Салехард-Игарка, Байкало-Амурская магистраль, тоннель Красноярск-Енисейск, Главный Туркменский канал и Волго-Балтийский водный путь.

Что же послужило причиной такого бесславного конца грандиозного плана? И вот тут источники информации обычно спотыкаются. То есть о государственных лесных полосах, их пользе и масштабности проекта их строительства написано множество статей. Но пояснение отказа от их строительства везде скомкано. Общий смысл высказываний: «Н.С. Хрущев — дурак, он загубил хороший план исключительно по своей дурости».

Дурак Хрущев или нет, тема для отдельного разговора, но мне эта аргументация показалась слабой. Должны же быть внятные причины отказа от преобразования природы в СССР. Несмотря на то, что развернутой критики этого плана мне найти не удалось. То есть все были ЗА при Сталине, и до сих пор все ЗА, но план свернули.

А ведь какие доходчивые плакаты рисовали

В итоге ответы пришлось собирать по крупицам, просеивая десятки статей в сети.

Отход от плана в связи с борьбой с культом личности И.В. Сталина не выдерживает критики. Весной 1953 г. и слов таких не употребляли — «культ личности» по отношению к горячо любимому вождю, который покоился в мавзолее.

Дурость Н.С. Хрущева тоже совсем не объясняет этих событий. Дело в том, что после смерти Сталина Хрущев вовсе не стал сразу единоличным лидером. События весны 1953 г. вообще изобилуют темными пятнами, подробности того, что же на самом деле творилось в Москве в эти месяцы, малоизвестны. Во-всяком случае, в дни, когда принималось решение о свертывании плана преобразовании природы, у руля СССР был триумвират — Берия, Маленков, Хрущев.
Решение о прекращении ряда масштабных строек, в том числе гидротехнических, принимал Л.П. Берия. Кстати, после его ареста фактическим лидером страны стал Предсовмин СССР Г.М. Маленков, и в период его правления план был окончательно похоронен. Н.С. Хрущев стал выходить на первое место и бороться за единоличное лидерство в 1955 г., когда дело уже было сделано.

От сталинского плана преобразования природы пришлось отказаться, потому что он не оправдал надежд. Изобилия не получилось. Более того, продолжение выполнения этого плана грозило экономической и экологической катастрофами. Вот такой парадокс. Да, строительство защитных лесных полос было действенной защитой от суховеев, и события в США, где в 30-х годах подобные мероприятия, пусть и проведенные в меньших масштабах, это наглядно доказали. Но на практике реализация плана выявила трудности, которые преодолеть не удалось.

Во-первых, существовал всесоюзный шаблон посадки деревьев, который подходил далеко не ко всем условиям. Результатом такого подхода являлась слабая приживаемость деревьев и большие потери лесоматериала. Во-вторых, имелась директива Министерства сельского хозяйства запрещающая создавать поля внутри лесных полос площадью менее100 га. Эта норма также годилась не для любых степных условий.

Создание промышленных дубрав вообще было наиболее авантюрной частью Сталинского плана. По сути, опыт создания лесных массивов, тем более в условиях юга и юго-востока, был весьма ограниченным. Однако в июне 1949 г. по представлению Главного управления полезащитного лесоразведения и Минлесхоза СССР было принято решение о создании промышленных дубрав в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях на площади 100, 137 и 170 тыс. га соответственно (впоследствии промышленные дубравы создавали и на Ставрополье).
Вскоре выяснилось, что хозяйственного эффекта от создания дубрав промышленного значения можно достигнуть только на черноземах, а в других условиях дубы плохо приживаются. К 1956 г. сохранилось чуть более 15% дубовых посевов.

Вообще даже и сейчас не прекращается бурная дискуссия по поводу роли академика Т.Д. Лысенко с его гнездовым способом посадки деревьев в провале плана. Многие его защищают, многие обвиняют. Поскольку я совершенный дилетант в этом вопросе, ничью сторону принимать не стану и интересующимся предлагаю обратиться к специалистам, чьих статей полно в сети.

Севообороты в хозяйствах нередко были устроены так, что спланированная по стрелке осевого направления ветров защитная лесополоса превращалась в коридор, «по которому ветер с большой силой начинает продувать …суховей будет гулять как ему заблагорассудится».

Газеты еще в начале 1953 г. бодро сообщали: ...Грандиозный план преобразования природы нашей Родины советские люди назвали по имени его творца — Сталинским. Полоса пересекает пять районов Сталинградской области. Наступление на засуху в этих районах началось с посадки защитной лесной полосы — первого из восьми огромных зеленых заслонов, насаждение которых предусмотрено грандиозным сталинским планом преобразования природы.
С той поры прошло пять лет. И вот сейчас первый зеленый бастион уже существует. Он создан руками комсомольцев и молодежи Сталинградской области. Комсомольцы тракторного завода в Сталинграде, а затем молодежь Камышина, Городищенского, Дубовского и Балыклейского районов взяли шефство над созданием государственной защитной лесной полосы. Они назвали ее "трассой юности". Молодые патриоты дали слово закончить посадку зеленого заслона не в 15 лет, как это предусматривалось планом, а за три с половиной года! ...
Еще до начала основных работ юноши и девушки Сталинграда и Камышина изготовили для подшефных лесозащитных станций более 30 тысяч различных инструментов, 30 тракторных вагончиков. На призыв комсомольцев откликнулась многочисленная армия пионеров. Школьники собрали и передали на лесозащитные станции десятки тонн семян древесных и кустарниковых пород.

Но детским и юношеским энтузиазмом сыт не будешь. В 1953 году плохой урожай поставил страну на грань голода. Резервы производства зерна были почти исчерпаны. Новые лидеры СССР сходились в том, что положение с продовольствием критическое. Эту проблему следовало решить в первую очередь. Требовалось что-то делать. Поэтому и было принято решение о начале новых реформ.

Жизнь на селе была предельно тяжелой. К началу 50-х гг. бегство из деревни, несмотря на наличие паспортного режима в городах, стало массовым явлением: только за четыре года - с 1949 по 1953 г. количество трудоспособных колхозников в колхозах (без учета западных областей) уменьшилось на 3,3 млн. человек. Положение в деревне было настолько катастрофическим, что подготовленный проект увеличения сельхозналога в 1952 г. до 40 млрд. руб. не был принят.
Очень плохо обстояло дело с учетом сборов зерна. Например, в октябре 1952 года Маленков, выступая на XIX сьезде КПСС, объявил, что зерновая проблема в СССР решена, поскольку урожай достиг 130 млн. т. В августе 1953 года тот же Маленков заявил, что эта цифра была завышена, поскольку была основана на биологической статистике.

Эта бойкая статистика и сейчас радует глаз доверчивых читателей. Вот что говорит «История социалистической экономики СССР»: Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %...
...Удалось создать прочную кормовую базу для развития животноводства. Производства мяса и сала в 1951 г. по сравнению с 1948 г. возросло в 1,8 раза, в том числе свинины в 2, производство молока — в 1,65, яиц — в 3,4, шерсти — в 1,5.».

Вот так, посадили желуди в землю, и через два года производство свинины выросло в два раза. Не лесополосы, а рог изобилия какой-то.

Реалии были печальнее. Как мы увидели, этот план, а главное — его практическое исполнение, имели недостатки. Главной их причиной явились недостаточные учет и понимание особенностей степных экосистем, степного биома. По сути, посылка, что облесение гарантирует стабильность степного ландшафта, оказалась ошибочной. Экология же была развита недостаточно сильно и не смогла серьезно повлиять на внедрение плана в жизнь. Также негативную роль сыграло то, что разработанный в основном для европейских степей план реализовывался без особых изменений по всей степной зоне, т.е. в других условиях.
Итогом стала определенная стабилизация экологической обстановки, но это не смогло остановить перехода всей степной экосистемы, так сказать, на "низшую ступень". Прежнего плодородия почв, например, восстановить так и не удалось. Иначе говоря, степная природа стала функционировать на более низком уровне, не дающем возможности получать такой щедрой, как прежде, продукции.

Но остатки лесных полос, сохранившиеся до сих пор, продолжают играть свою полезащитную роль.
Куда большую проблему создавала ирригационная составляющая плана преобразования природы. На ее осуществление были выброшены гигантские средства, в которых столь нуждались крестьяне, а эффект оказался отрицательным. Просчеты в планировании, шаблонность решений, низкая квалификация на всех уровнях исполнения привели к очень тяжелым последствиям, в результате который действительная урожайность снизилась.

Поскольку мы говорим о лесополосах, то систем орошения я касаться не буду. Предлагаю ознакомиться отдельно с тем, как обстояли дела, например, в Тамбовской области .

Судьба Каракумского канала тоже в этом плане показательна. Столь масштабные гидротехнические соружения действительно преобразуют природу. Жители Волгограда, к примеру, могут наблюдать мелеющую с каждым годом Волгу, а жители Саратова — стерлядей, оставшихся только на гербе города.

В общем, грандиозный проект, безусловно необходимый по сути, содержал целый ряд волюнтаристских решений, связанных с пренебрежением природными закономерностями.
Причины провала плана, среди которых доминировали, с одной стороны, ресурсная необеспеченность, с другой — недопустимо низкое качество работ, которые определяются его нереализуемостью на том уровне социально-экономического и научно-технического развития, на котором страна находилась в 1930-50-е гг.

Пост опять вышел объемным, так что придется для окончания темы писать еще один. В нем я планирую рассказать о сегодняшней жизни государственных защитных лесополос и вообще о том, какой след в истории нашей страны оставил сталинский план преобразования природы.

Часть 3

Часть 3. Наследие.

Заканчивая серию постов о государственных защитных лесных полосах, хочу сегодня рассказать о том, что осталось к сегодняшнему дню от сталинского плана преобразования природы.
Пока искал материал по теме, внезапно обнаружил любопытный факт. Жители и гости Москвы могут видеть своеобразный памятник этому плану. Ему посвящено оформление станции метро Павелецкая (кольцевая). Судя по всему, памятник этот сейчас становится артефактом, так как мало кто об этом знает (сужу по себе: весьма часто попадаю в метро на эту станцию, и ни разу не обратил на это внимание). Википедия недоуменно сообщает, что на панно станции изображены знамена с названиями городов Поволжья. Мозаики на эту тему находятся в наземном вестибюле. А над эскалатором огромное панно в обрамлении знамен на которых и написаны города, между которыми планировались полосы.

То есть, каждое знамя посвящено конкретной полосе. Подробнее об этом можно узнать или собственно на станции.

Теперь перейдем непосредственно к полосам.

1. Государственная защитная лесная полоса от Саратова до Астрахани по обоим берегам реки Волги шириной по 100 метров и протяженностью 900 километров;
По левому берегу Волги эта полоса сейчас проходит от г. Энгельса на юг до границы Саратовской области с Волгоградской. Состояние этого участка полосы - хорошее.


Проходит эта полоса прямо через г. Энгельс. На фото внизу это зеленая стена на заднем плане.


Ничего с виду примечательного, вблизи не чувствуется глобальных масштабов проекта.
К сожалению сохранившаяся полоса длиной всего около 120 км, и нигде южнее Саратовской обл. не просматривается.

Что касается правого берега Волги, то здесь полосы как таковой нет. Можно обнаружить ее фрагменты между Саратовом и Волгоградом. Очень похоже, что полоса подвергалась вырубке.

2. Государственная защитная лесная полоса в направлении Пенза — Екатериновка — Вешенская — Каменск на Северном Донце, на водоразделах рек Хопра и Медведицы, Калитвы и Березовой, состоящая из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 600 километров;

Полоса сохранилась целиком, содержится в отличном состоянии. Сегодня она даже длиннее запланированного.


Отправляясь с Павелецкого вокзала на поезде, вы пересечете эту полосу в районе ст. Екатериновка Саратовской области.
Но, скорее всего, вас эта полоса также ничем не впечатлит — с виду обычные лесопосадки.

На этом фото можно увидеть эту полосу на заднем плане, уходящую за горизонт.


3. Государственная защитная лесная полоса в направлении Камышин — Сталинград, на водоразделе рек Волги и Иловли, состоящая из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 170 километров;

Та самая «трасса юности», посаженная комсомольцами, о которой писали газеты в 1953 г. Сохранилась на всем протяжении. Состояние — у Камышина хорошее, чем ближе к Волгограду, тем более неважное, . Местами есть следы вырубки выродками, но большей частью деревья загибаются сами, усыхая.

4. Государственная защитная лесная полоса в направлении Чапаевск — Владимировка, состоящая из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 580 километров;

Эту полосу я и нашел на снимках из космоса в самом начале. Полоса отлично сохранилась. Более того, Саратовцы перевыполнили план, продолжив ее до границ области еще на 50 километров.

На фото внизу полоса проходит на заднем плане. Вделеке слева можно разглядеть начало 4 лесных полос после разрыва железной дорогой.

Прошу прощение за столь ненаглядные фото. Снимал я вовсе не полосы и они попадали в кадр попутно.

5. Государственная защитная лесная полоса в направлении Сталинград — Степной — Черкесск, состоящая из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 570 километров;

Существует лишь южный участок этой полосы от р. Маныч до Черкесска. Состояние этого участка среднее. Ни в калмыкии, ни в Волгоградской области следов этой полосы я не нашел.

6. Государственная защитная лесная полоса в направлении горы Вишневая — Чкалов — Уральск — Каспийское море по берегам реки Урал, состоящая из шести полос (3 по правому и 3 по левому берегу) шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 100 — 200 метров и протяженностью 1080 километров;

Сегодня от этой защитной полосы мало что осталось. По территории Оренбургской области полосы она еще просматриваются, но наблюдается много проплешин и пустых участков. А на территории Казахстана, особенно южнее Уральска, полосы сходят на нет. Зрелище печальное.

7. Государственная защитная лесная полоса Воронеж — Ростов-на-Дону по обоим берегам реки Дон шириной по 60 метров и протяженностью 920 километров;

8. Государственная защитная лесная полоса по обоим берегам реки Северный Донец от гор. Белгород до реки Дон шириной по 30 метров и протяженностью 500 километров.

Эти полосы проследить по снимкам сложно, они небольшой ширины и сливаются с ландшафтом. Так что об их состоянии сегодня мне судить сложно.

Вот так обстоят дела с полосами сегодня. По всему выходит, что лесные полосы хуже всего сохранились на юго-востоке региона. Слишком мало приспособлена та местность для лесных посадок.
Тем не менее, свою положительную роль эти лесные полосы сыграли. Когда СССР увлекся следующим глобальным проектом — распашкой целинных земель, они как могли, защищали Европейскую часть Россиии от пылевых бурь. Иначе пахотный слой с изуродованных степей засыпал бы многие города.

Отдельно хотелось бы сказать о тех, кто вырубает сегодня лесополосы под застройку коттеджами. Вот наглядный пример людей, не видящих дальше собственного носа. Кому нужны будут их сраные дома, когда из этих мест уйдет вода, все вокруг засыпит пылью и местность превратится в пустыню.

Безусловно, лесополосы бросать нельзя. Есть проекты их восстановления и развития, например, проект «Зеленая стена России». Но на самом деле, очень многое зависит от каждого из нас. В комментариях к первому посту этой серии люди писали о массовой посадке лесов населением Китая. Китайцы — молодцы, хочется за них порадоваться.

Но хотелось бы, чтобы и наша земля была живой и цветущей, а не безжизненной пустыней. Если мы, конечно, хотим своей Родине процветания. И чтобы наши дети вспоминали о нас с благодарностью за сохраненную и восстановленную природу, а не проклинали за наплевательское отношение к своей земле. Другой у нас нет.
Так что предлагаю по весне выбираться на природу, и не рубить деревья на дрова для шашлыков, а сажать новые на радость себе и потомкам.


Стройки в Советском Союзе были масштабными, как и амбиции этого государства. Тем не менее, масштабно о человеческой судьбе в СССР никто и никогда не думал.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, - долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин . Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно - без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.


Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий - десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе - награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр – 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.


В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность - она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины - все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов - целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка - БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи - началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это - наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных - БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта - то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

(Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.).