Болезни Военный билет Призыв

Самые известные разбойники в русской истории. Разбойники, которые вошли в историю россии Самые известные разбойники

«Честь разбойника можно купить за золото, а единственный кодекс, которому он следует, - договор.»

Тролль-разбойник (фанарт, bugball)

Гоблин-разбойник

Разбойники (англ. Rogue) - бойцы, облаченные в легкий доспех и направившие свои умения на ведение ближнего боя. Они известны своими удивительным способностями к неуловимости и скрытности, которая позволяет перед атакой подкрасться к цели незамеченным. Разбойники нередко используют яды, чтобы отравить врага, и во время боя стараются оглушить его или вызвать кровотечение.

Разбойники Азерота - мастера уловок и хитрые противники каждого, кто не приглядывается к теням, чтобы увидеть, что они скрывают. Путь разбойника - выбор тех, кто ищет приключений в тихом лесу, освещенном коридоре или в сердце хорошо охраняемой крепости. Используя хитрость во время битвы и прячась в тенях, как только враг отвлечется, разбойники могут стать ценным дополнением к любому отряду авантюристов. Они - идеальные шпионы и убийцы для тех, кого застанут врасплох, благодаря чему всегда могут найти себе занятие в мире. Разбойники - смертельные мастера скрытности, тихо переговаривающиеся в темных уголках, скрывая лицо за капюшоном. Их можно встретить во всех местах Азерота, где они добиваются своей цели или выгоды.

Известные представители

  • Гарона Полуорчиха - личный шпион и убийца Гул"дана .
  • Валира Сангвинар - спутница Вариана Ринна .
  • Майев Песнь Теней - стражница Иллидана .
  • Матиас Шоу - лидер ШРУ .
  • Эдвин ван Клиф - первый лидер Братства Справедливости .
  • Ванесса ван Клиф - дочь Эдвина, новый лидер Братства.
  • Мороуз - восставший дворецкий Каражана.
  • Верас Глубокий Мрак - представитель Совета Иллидари в Черном Храме.

Расы

Эта секция содержит размышления или выводы , а не официальную информацию.

Среди представителей почти любой расы существуют разбойники как бесшумные и смертоносные мастера своего дела, для которых всегда найдется работа. Однако, для некоторых рас, как для дренеев или тауренов , идея подобного образа жизни является чужеродной, и разбойники практически не встречаются среди них.

Люди

Тренированные разбойники людей нередко занимаются должности в организации ШРУ . Там они выступают в первую очередь как шпионы и полевые оперативники, работая над безопасностью династии Риннов и защищая королевство от любой потенциальной опасности. Также существует немало людей-разбойников, которые находят свое место в рядах Синдиката и противостоят своим собратьям из ШРУ.

Гномы

Маленький рост и размер гномов - отличные причины, чтобы стать превосходным вором или убийцей. Их природный интеллект делает из них умных и находчивых разбойников, как и присущие расе познания в инженерном деле. Разбойники гномов часто используют собственноручно собранные приборы, чтобы сбежать от опасности или застать врага врасплох.

Дворфы

Коренастые и непогрешимые дворфы Стальгорна известны своим стремлением к добыче и сокровищам и не так прославились владением навыками подлых убийств. Множество тоннелей в разрушенной части Стальгорна стали домом для бесчисленных бандитов, искателей удачи, разграбителей могил и подобного сброда. Дворфы обладают удивительной способностью к временному обращению своего тела в камень, которое очищает тело от нежелательных болезней или ядов и исцеляет от мелких порезов или ушибов. В сочетании с природной телесной силой это превращает дворфов в отличных разбойников.

Ночные эльфы

Благодаря своей гибкой натуре, ночному образу жизни и врожденной способности к укрытию в тени, множество ночных эльфов встают на путь разбойника. Кроме того, для других представителей расы характерно ведение боя, аналогичное всем разбойникам - внезапные удары, быстрые атаки, сфокусированные на причинение максимального уроня, чтобы потом слиться в тенью. В результате, по отношению к разбойникам среди ночных эльфов почти отсутствует презрение, с которым к ним относятся в других обществах.

Кое-кто из таких разбойников в будущем становится судьями, несущими справедливость - стражами (англ. Warden), хотя другие выступают как разведчики, убийцы или шпионы в рядах армии ночных эльфов. Хотя центр разбойников в Дарнасе и находится под Террасой Кенария, они выражают не слишком много преданности друидам Круга Кенария, хотя вместе с ними и пытались сохранить Телдрассил от развращения.

Воргены

В прошлом, когда жители Гилнеаса еще были людьми, кто-то из них наверняка вставал на путь разбойника. Попав под действие проклятия и обратившись в воргенов , они стали еще более озлобленными и скрытными. Слишком много времени они провели в мрачных городах за Стеной Седогрива , чтобы тень не стала их второй натурой.

Орки

Вряд ли орков можно назвать известными благодаря своей ловкости или скрытности, но разбойники этого народа - один из сильнейших и выносливых противников каждому дураку, за чью голову объявлена награда. Хитрость и выносливость - смертельная комбинация вместе с другими расами Орды . Орки чрезвычайно устойчивы, обладают невероятной силой воли и не остановятся ни перед чем, пока цель не будет уничтожена. Хотя множество представителей Альянса и видят орков как жестоких бойцов, их стиль боя отличается определенной красотой - когда другие расы будут уклоняться от вражеских атак, разбойник-орк просто использует свою силу, чтобы пробить защиту противника, и ударяет его в самое сердце с невероятной точностью и эффективностью. Хотя среди народа разбойники не слишком приветствуются, многие молодые орки выбирают этот темный путь как свой образ жизни. Даже Тралл осознавал ценность разбойников для орков.

Множество орков-разбойников скрываются в Расселине Тени Оргриммара , где проживают и другие менее обеспеченные жители города. Практически все разбойники орков принадлежат к организации, называемой Клан Изувеченной Длани , который был пересоздан как основная гильдия убийц в Оргриммаре. Используя Расселину Тени в качестве базы для своих операций, разбойники орков и троллей противостоят врагам и предателям Орды по всему Калимдору, привлекая к суду. Орки-убийцы неустанно трудятся над сохранением силы Орды.

Тролли

Где бы не существовали племена троллей , они не могли обойтись без врагов, и история всей расы полна убийств. Телосложение тролля удобно для скрытности и прочих занятий разбойников, как и навыки, особенно удивительная устойчивость представителей расы благодаря их характерной регенерации. Все это сыграло роль в частом выборе пути разбойника молодым троллем.

Разбойники троллей Черного Копья объединились в Оргриммаре с собратьями орками, где они получают такое же обучение и связи. Разбойники обеих рас нередко сражаются бок о бок на поле боя, являясь участниками одного и того же клана убийц.

Отрекшиеся

Стражи смерти (англ. Deathstalkers) прославились не только своими феноменальными навыками к разведке и убийству, но и тем, что они - убийцы, которым не нужен сон, отдых, пища или вода. На поле боя или кладбище страж смерти может притвориться трупом. Они - ценная часть как Отрекшихся , так и всей Орды, и каждый, кто навлечет на себя гнев Сильваны , опасается смерти от их клинков.

Эльфы крови

Присущая любому эльфу природная ловкость в сочетании с жаждой магической энергии позволяет разбойникам эльфов крови стать безупречными убийцами магов. Они скрываются в темных переулках Луносвета и представляют собой другую сторону общества эльфов крови. До разрушения Солнечного Колодца среди высших эльфов не было организации убийц, поскольку это считалось бесчестным и недостойным занятием, однако после нападения Плети среди эльфов крови образовался небольшой отряд разбойников, которые бы противостояли всему, что может повредить восстановлению общества Луносвета.

Большинство разбойников состоят в организации Странников , которым поручена защита и обеспечение безопасности всех эльфов крови от угроз снаружи и изнутри. Несомненно, что количество разбойников среди эльфов крови с каждым годом увеличивается, и, пусть они и не так прославлены, как Стражи смерти Отрекшихся, они становятся все известнее благодаря своей безжалостной тактике и невероятным навыкам.

Гоблины

Каждый знает, как гоблин относится к своим деньгам. Нет ничего удивительного, что многие гоблины выбрали путь разбойника, чтобы увеличить свое состояние воровством или выполнением заказов. Как и гномам, гоблинам их низкий рост играет только на руку.

Ссылки

  • Официальный сайт World of Warcraft - описание класса

Сборник статей и материалов посвященный деревне Кузнецовка и местам ее окружающим.

Знаменитые курские разбойники

Долгое время Курский край являлся "землей обетованной" для многочисленных шаек разбойников и грабителей, причиной чего было его пограничное положение, редкое население и относительная слабость центральной власти. Эта "украинность" вплоть до первой четверти XVIII в. предоставляла "удалым добрым молодцам" широкую возможность совершать на курских просторах свои бесчисленные подвиги.

Один из исследователей курской старины Н. Добротворский в 1888 г. писал: "личная и общественная безопасность не была гарантирована в то время даже в центральных местностях, в тех, которые находились поблизости от Москвы. В таких же пустынных краях, каким был курский до половины прошлого века, о безопасности и мечтать было невозможно. В те отдаленные времена путники даже от села к селу ездили с провожатыми. Разбой был постоянным занятием не только тех отверженных, которых общество выбрасывало за их непригодность из своей среды, но и обыкновенных мирных обывателей, которые нередко смотрели на это, как на "стороннее занятие", дававшее отличный заработок".

В этих условиях из жителей Курского пограничья сформировался особый тип людей, известных в XV-XVII вв. под именем севрюков. Вот как описывал их в одной из своих работ щигровский помещик, краевед и писатель Е.Л.Марков: "постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные".

До того, как в Поле стали высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли, хотя при этом они не гнушались, при случае, сами заниматься разбоем и грабежом. В 1549 г. ногайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: "наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки, которые на Дону стоят, их побили", на что из Москвы отвечали: "на поле ходят казаки многие, казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а из наших украйн [окраин], с ними же смешавшись ходят; и те люди как вам тати, так и нам тати и разбойники".

Однако, несмотря на устоявшиеся разбойничьи привычки курского порубежного населения, основная часть "ватаг" формировалась за счет беглых, массами прибывавшие сюда из центральных районов России. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие оседали на землю и занимались хлебопашеством, а самые беспокойные подавались в разбойники, которых немало бродило по этим местам. О себе эти люди говорили: "На распутье дуб, на нём три грани, едина в Крым, другая в Русь, а третья в наши станы". Поживу себе искали они и за счёт татар, и за счёт "литовских людей", не брезгуя и грабежом соотечественников.

Так известно, что в первые годы XVII в. "воры черкасские Мишук и Сенька Колпаков житьём жили по Осколу и Семи [Сейму]", причём шайка Мишука была настолько сильна, что разбивала посланные против неё отряды, доходила до Рыльска и Новосиля, а угнанный скот сбывала крымцам.

Правительство усиленно боролось с разбойниками, и в этой борьбе отличились тогда служилые казачьи атаманы Яков Лысый и Аггей Мартынов. Первый из них разбил черкасского атамана Лазаря, отняв у него награбленное добро и оружие, а затем покончил с шайками Берчуна и Карнауха. В свою очередь, Аггей Мартынов разгромил атаманов Колошу и Сеньку Колпакова.

Однако искоренить порубежный разбой полностью не удавалось никогда, тем более, что подчас у грабителей находились и высокие покровители.

Нередко разбои и грабежи приобретали "классовую" окраску и направлялись против господствующих сословий. Так, в 1658 г. боярин Б.М.Хитрово жаловался казацким старшинам, что из приграничных брянского, карачевского, рыльского и путивльского уездов "крестьяне, живущие в имениях вотчинников и помещиков, и холопы бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и холопов, и нередко отмщают своим господам, если прежде были ими недовольны: набегают на их дома, сожигают их, убивают хозяев и их семейства; иногда они запирали господ в домах, закапывали дома со всех сторон землёй, и так оставляли жильцов умирать голодною смертью."

Особенно эти явления усиливались во время крупных народных волнений. Например, во время восстания Степана Тимофеевича Разина порубежные воеводы с тревогой отмечали появление "воровских шаек" в окрестностях пограничных крепостей и даже нападения их на небольшие воинские отряды "служилых людей". Так, в октябре 1670 г. 11 детей боярских, ехавших на службу в свой полк, были захвачены на ночлеге под Старым Осколом [современная Белгородская область] "воровскими людьми". Служилые сразу поняли, с кем имеют дело: им стоило лишь приметить, что неизвестные "кричат ясаком воровским [говорят на разбойном жаргоне] и хвалят вора изменника Стеньку Разина". Застигнутые врасплох дворяне были избиты, изранены саблями и ограблены дочиста.

Богородицкий воевода Нелединский послал погоню за "разбойниками", схватил их сообщников из числа местных крестьян, у которых были найдены награбленные вещи. Погоня преследовала напавших, и те бежали "за вал под Моячной к воровским козакам, а вал прошли меж Яблонова и Корочи в Хмелеватые ворота." Однако Нелединскому удалось настичь их, и он с гордостью доносил курскому воеводе Г.Г.Ромодановскому о том, что "разбойников и становщиков тех переимал... и на Воронеж дороги от воровства очистил." В целом же пёстрое и беспокойное население приграничного края вполне оправдывало сложившуюся в те времена поговорку: "Нет у Белого Царя вора супротив курянина."

В южных губерниях России (Курская, Воронежская, Орловская, Тамбовская) местные жители называли разбойников "кудеярами", по имени знаменитого легендарного разбойника Кудеяра. В основном легенды о "кудеярах" были распространены в юго-западных районах Курского края. По записанной в прошлом веке легенде, в середине XVIII столетия на территории Рыльского и Путивльского (совр. Сумская обл., Украина) уездов Курской губернии действовала большая шайка кудеяров. Главное убежище их находилось в так называемом "Мачулинском" лесу, неподалеку от с. Кремянного (совр. Кореневский р-н), в котором они ютились по оврагам и буеракам, "не стараясь, впрочем, нисколько о том, чтобы замаскировать свое присутствие, так как им не страшны были ни воеводские войска, ни тем более местные безоружные жители, которые сами смертельно боялись их и стремились только к одному - чтобы жить с ними в мире и согласии. В этой шайке...по рассказам старожилов, было до 300 человек разбойников".

Такие же ватаги обитали у деревни Ишутиной, на Коневецкой или Клевенской горе, на "Погорелом" городище близ с. Большие Угоны (современный Льговский р-н), в урочище "Кучугуры" (современный Большесолдатский р-н) и т.д. Вероятно, одному из таких "кудеяров" принадлежал клад, найденный 24 июня 1887 г. при корчевании старых пней у д. Семеновки (современный Щигровский район). Под одним из пней крестьяне нашли сосуд красной меди, широкий в основании и постепенно сужающийся ко дну, содержащий 16 3/4 фунта (6,5 кг) русских серебряных копеек XVII века. На боку сосуда владелец "поклажи" грубо процарапал славянскими буквами свое имя и прозвище - "Михалко Косолап". Находка поступила к местному помещику Н.И.Бровцыну, который безвозмездно передал и монеты, и сосуд Петербургской Академии Наук.

По рассказам старожилов, кудеяры редко нападали на крестьянские поселения, во-первых, потому, что щадили крестьян вообще, относясь к ним дружелюбно, ввиду того, что крестьяне сами усердно во всем помогали им, а во-вторых, потому, что взять у крестьян было нечего.

Из сказаний они представляются скорее не разбойниками, а вольными казаками с широкими рыцарскими замашками, со строго регламентированным, хотя и несколько своеобразным, понятием о чести. Так, если случалось им останавливать бедняка-крестьянина, ехавшего на базар с возом муки, то они не только не обирали его, но даже наделяли его деньгами, напаивали водкой и отпускали на все четыре стороны, оставляя при нем все его пожитки. Если же останавливали на дороге помещика, то не церемонились с ним, обирали его начисто и отпускали в чем мать родила, предварительно надругавшись над ним начисто. Много раз, по жалобе крестьян, кудеяры делали нашествия на помещичьи усадьбы только для того, чтобы наказать помещиков за их жестокость по отношению к своим крепостным, и если такова была цель их прихода, то не брали обыкновенно в усадьбе ничего - ни денег, ни хлеба, ни пожитков, говоря, что "все равно когда им это понадобится - все будет ихнее, от их рук не уйдет".

Единственное зло, которое причиняли кудеяры крестьянам, заключалось в том, что они "воровали деревенских девок" для своей потребы. Этого крестьяне не могли простить кудеярам еще и в XIX в., хотя и рассказывали об этом уже "без всякой злобы, скорее даже с усмешкою", но все-таки очень подробно и приводя различные анекдоты по этому поводу. Согласно народным преданиям, главнейшим занятием кудеяров было бражничество, которому они преимущественно и посвящали все свое время.

Если же у них не хватало хлеба, то они посылали "грамотку" к какому-нибудь помещику с приказанием доставить немедленно им того-то и того-то, и если помещик не торопился исполнить их "приказание", они тогда уже приходили к нему сами и вооруженной рукой брали то, что им было нужно. Этим главным образом и исчерпывалась их враждебная деятельность по отношению к местному населению.

Денежную добычу доставляли им, в большинстве случаев, проезжие, чужие лица, попадавшие так или иначе в Курские края; кудеяры таким спуска обыкновенно не давали и "ощипывали елико возможно чисто".

По свидетельству А.Н.Александрова, жители Льговского уезда называли "кудеяр" "воропанами", так как, согласно преданию, среди разбойников было немало и помещиков. Отсюда, якобы пошла и фамилия живших у Ивановского городища (современный Рыльский р-н) дворян Воропановых.

От некоторых местных старожилов А.Н.Александрову "приходилось также слышать..., что будто бы предки этих рассказчиков были в числе разбойников, живших на городище". Но не все деньги, добытые во время грабежей и разбоев, пропивались или становились кладами. Возможно, Курск, так никогда бы не украсился одним из своих красивейших храмов - Сергиево-Казанским собором, возведенным в 1752 - 1778 г., если бы не одно происшествие, случившееся с одним видным курским купцом - Карпом Ефремовичем Первышевым. Согласно преданию, под самую Пасху 1752 г., его захватили разбойники и увели в свой табор, видимо, рассчитывая на выкуп. Ночью шайка ушла на грабёж, и в лагере остались лишь атаман и Первышев. Оценив атлетическое сложение разбойника, купец понял, что о побеге нечего даже и мечтать. После полуночи атаман, будучи добрым христианином, вздумал разговеться и пригласил пленника разделить с ним трапезу. Тут Первышев заметил, что страшный сотрапезник ест с ножа, употребляя его вместо вилки. Улучив удобный момент, ловкий прасол бросился на разбойника и воткнул ему этот нож в рот. Атаман упал, захлебнувшись кровью. Карп Ефремович же поспешно запряг свою лошадь и нагрузил повозку разбойничьим добром. Вернувшись благополучно в город, он дал обет построить в честь своего чудесного избавления храм - благо, средствами на это он теперь вполне располагал.

Но ни многочисленность разбойничьих шаек, ни хорошее знание местности, ни поддержка местного населения не спасли "кудеяров" от истребления, когда, после выхода России на Черноморское побережье, через Курский край пролегли важнейшие магистрали, связывающие центр и юг страны, и местные власти принялись серьезно решать проблему безопасности на дорогах.

По записанному Н.Добротворским во Льговском уезде преданию, "кудеяры долго буйствовали в наших местах, но потом на них войска стали посылать и солдаты их одолели, загнали их, говорят, до самой Калуги и там уже всех перебили".

В окрестностях Курска последняя шайка, грабившая в урочище "Солянка" (современная черта города) была уничтожена в начале 1860-х гг. при губернаторе В.И.Дене. Для поимки разбойников он велел наполнить два воза солдатами и накрыть их рогожами. Бросившиеся на предполагаемую добычу разбойники были переловлены все до одного и "с тех пор разбои прекратились".

Перепечатанно с сайта Казачья Слобода http://dankovkazak.by.ru/sivruks/kuresk_.htm

15.01.2014 565

Продолжение IV главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

«Стучит!… Телега катит., налегке, колеса кованые…
Это, барин, недобрые люди едут; здесь ведь,
под Тулой, шалят… много».

И.С. Тургенев
Записки охотника

История о добром разбойнике

История Елецкого края изобилует легендами, преданиями и историями о разного рода оригинальных личностях. Особое место среди них занимают легендарные разбойники, которых народная фантазия наделяла каким-то особым романтическим ореолом. Истории и легенды о благородных разбойниках часто рассказывались зимними вечерами в тесных избах и летними ночами у костра. Народные представления о разбойниках нашли отражение в прозе И.А. Бунина. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» писатель вспоминал детские впечатления от поездки в Елец: «Большая дорога возле Становой спускалась в довольно глубокий лог… и это место всегда внушало почти суеверный страх всякому запоздавшему проезжему, в какое бы время года ни проезжал он её… Всё представлялось: глядь, а они и вот они - не спеша идут наперерез тебе, с топориками в руках… с надвинутыми на зоркие глаза шапками, и вдруг останавливаются, негромко и преувеличенно-спокойно приказывают: «Постой-ка минуту купец…» . Не менее красочно и психологически точно передал атмосферу разбойничьих нападений И.С. Тургенев в знаменитых «Записках охотника» .

Корни разбойничьих историй уходят ещё в XVII век. Именно тогда разбойник, как представитель некоего антимира, обладающий мистическими способностями, получил свой особый боязливо-уважительный ореол . Самой известной личностью среди разбойников первой половины XIX века был Засорин, о котором говорили в те годы очень много. С его именем связана масса преданий и легенд, на основании которых можно реконструировать любопытную историю его жизни .

Елецкий разбойник Андрей Засорин был родом из Ростова-на-Дону, где рос в добропорядочной семье: уважаемый отец, заботливая мать, любящие сёстры. Как попал Засорин в Елец - сказать трудно, ещё сложней понять причины его разбойничьей стези.

Между тем в Засорине воплотился образ идеального разбойника. Он никого не убивал, никогда не обижал бедных и порядочных людей, но всегда был грозой для «бесчеловечных помещиков». Он знал все новости в Ельце, Воронеже и Ростове-на-Дону. Каждый купец или дворянин, поступивший нечестно, не гнушавшийся в своей торговле обманом и коварством, немедленно карался Засориным. Разбойник на удивление всем, встречая в степи неизвестных ему людей, знал их имена и должности, чем они торгуют и куда едут. Дивясь его осведомленности, его считали колдуном, но никакого колдовства не было: везде были «свои люди».

Разбойник Засорин контролировал степные пространства от Ельца до Ростова. Елецкие купцы, торговавшие скотом и ездившие в соседние города, лично знали Засорина. Они хорошо общались с ним и никогда не были ограблены. Иногда ельчане давали Засорину подарки, подношения скотом. Те купцы, которые вели своё дело честно, могли не бояться Засорина, напротив, он гарантировал им спокойный проезд с товарами. Но среди купцов было много людей нечестных, корыстных и жадных.

Умерший в конце XIX века елецкий купец Яков Яковлевич Холин рассказывал о Засорине следующую историю. В 40-е годы случилось ему заниматься скупкой и продажей драгоценных металлов. Он ездил на Украину и по южным городам, скупая золото, серебро. Однажды, купив в Харькове товар на 5 тысяч рублей, он поехал в Ростов на своей телеге. Холин ехал степью совершенно один, как обычно, поскольку уже привык заниматься своим ремеслом. Вечерело, когда в степи недалеко от Ростова показался высокий, широкоплечий всадник. Вскоре они разговорились и дружески курили, направляясь в Ростов «как старые знакомые». Попутчик Холина привязал лошадь к телеге и сел рядом с ним.

Елецкий купец был словоохотлив и рассказал о своем ремесле, о товаре и о том, куда он едет. Попутчик предложил заехать в кабак и выпить, Холин согласился с этим предложением. В придорожном кабаке ельчанин взял себе пива, а его товарищ водки. Наконец, спутник нашего героя спросил, знает ли тот, с кем беседует. «Разумеется, с хорошим человеком», - был ответ. «Приходилось ли тебе слышать о хозяине этой степи, о разбойнике Засорине? Так вот, я это и есть». Не помнивший себя от страха Холин продолжал слушать своего нового товарища, не смея вымолвить ни слова. А между тем Засорин попросил купца передать в Ростов деньги и поклон своей матери, торгующей там на рынке ситцем.

«Ни жив ни мёртв ввалился я в свою повозку», - вспоминал Холин. Однако Засорин взялся проводить своего нового приятеля до Ростова, опасаясь, что того ограбят «его ребята». Уже возле города, у моста он громко свистнул и тотчас показались несколько человек, которые проводили Холина в город.

Утром Холин первым же делом поехал разыскивать мать Засорина на рынке и быстро нашел её, т.к. все знали родственников Засорина. Но проблемы у Холина были ещё впереди: мать знаменитого разбойника наотрез отказывалась брать деньги, считая, что они заработаны кровью. На следующий день расстроенный Холин вновь отправился к матери своего товарища. Только после долгих уговоров и консультаций с местным священником, та согласилась взять деньги, опасаясь, что у Холина могут возникнуть проблемы с её сыном.

Ещё одна история, связанная с Засориным, повествует о жившем в Ельце торговце Н.А. Зотове, который славился своей необыкновенной физической силой, никто не мог побороть его. Когда молва об этом дошла до Засорина, он стал искать встречи с ним. Встретились они совершенно случайно, в поле. Узнав, что перед ним силач Зотов, Засорин чуть ли не силой затащил его в своё логово, в котором продержал почти месяц. Целыми днями они пили, веселились и пробовали свои силы в борьбе. В этих дружеских боях Зотов неизменно выходил победителем. В конце концов, Засорин назвал его своим старшим товарищем и подарил тройку лошадей и денег. Много раз потом Засорин помогал Зотову в разных торговых делах.

Конец разбоям Засорина в степи был положен случайно. Он часто навещал своих родственников в Ростове, по которым скучал. Там однажды он и был пойман полицией, но никаких точных улик против него не было. Одни пострадавшие уважали, другие - боялись Засорина, поэтому и те, и другие молчали. Кроме того, за все время разбоя он никого не убил. В итоге в качестве наказания решено было применить кнут. Обозленный отсутствием прямых улик городничий потребовал бить разбойника самым жестоким образом. Рассказывают, что кожа на спине Засорина была пробита с мясом до самых ребер, но гордый Засорин сумел сам встать и одеть рубаху. После этого он обратился к толпе со словами: «До сего времени я не был повинен в человеческой крови; но теперь… непременно буду резать и первого вот этого негодяя отдам на съедение собакам» (он указал на городничего). После этих слов городничий подал в отставку и навсегда уехал из Ростова, а вместе с ним навсегда исчез и Засорин, память о котором еще долго сохранялась в народе.

Примечания:

12. Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. Т. 6. М., 1966, с. 58.
13. Тургенев И.С. Записки охотника. М., 1984, с. 238-249.
14. Воробьёв А.В. Елецкая тюрьма в первой половине XVII века // Ист. Зап. ВГУ. Воронеж, 2007, с. 10-17.
15. ТОУАК. Орёл, 1895, вып. 2.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

К «лихим людям» в России всегда было особое отношение. Их не только боялись, но и уважали. За свою шальную удаль они часто платили очень дорогую цену — оказывались на каторге или теряли жизнь.

Кудеяр

Самым легендарный русский разбойник — Кудеяр. Личность эта полумифическая. Существует несколько версий его идентификации.

По основной из них Кудеяр был сыном Василия III и его жены Соломеи, сосланной за бездетность в монастырь. По этой легенде, во время пострига Соломония уже была беременна, она родила сына Георгия, которого передала «в надежные руки», а всем объявила, что новорожденный скончался.

Неудивительно, что этой легендой очень интересовался Иван Грозный, поскольку по ней Кудеяр приходился ему старшим братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел.

Желание «облагородить разбойника», а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов

Ляля

Лялю можно назвать не только одним из самых легендарных разбойников, но и самым «литературным». Поэт Николай Рубцов написал о нем поэму «Разбойник Ляля».

Сведения о нем находили и краеведы, что неудивительно, поскольку до сих пор в Костромской области сохранились топонимы, напоминающие об этом лихом человеке. Это Лялина гора и один из притоков реки Ветлуги, носящий название Лялинка.

Краевед А.А. Сысоев писал: «В ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля — это один из атаманов Степана Разина… который жил в горах у самой реки Ветлуги недалеко от Варнавина. По легенде, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке Большой Какше близ деревни Ченебечихи».

Это может быть правдой, поскольку в конце 1670 года здесь действительно побывал отряд разинцев. Ляля со своей ватагой появился в Костромских лесах после подавления разинского восстания.

Он выбрал место для разбойничьего стана на высокой горе с тем расчетом, чтобы иметь стратегическое преимущество при грабеже проходящих неподалеку по зимнему тракту обозов. С весны до осени по Ветлуге купцы везли на судах товар, а по дороге часто останавливались в Камешнике. Основным промыслом ватаги Ляли был сбор выкупа с купцов, местных феодалов и помещиков.

Легенды рисуют его, как это водится в фольклоре, строгим, резким и властным, но справедливым. Сохранился и его примерный портрет: «Это был широкоплечий, мускулистый мужик среднего роста; лицо загорелое, грубое; глаза черные под кустистыми нахмуренными бровями; волосы темные».

Шайку Ляли не раз хотели изловить, но отряды, присылаемые для поимки разбойника, постоянно сталкивались со слишком лояльным отношением местных мужиков к Ляле — они относились к нему скорее с уважением, Лялю предупреждали о появлении отрядов, некоторые деревенские мужики даже примкнули к ватаге. Однако со временем ватага все-таки редела, да и Ляля все больше тяготился своим промыслом. Поэтому решил схоронить свое богатство — утопил в озере (оно до сих пор называется Кладовым) и зарыл в горе. Где они до сих пор и хранятся. Конечно, если верить легенде.

Тришка-сибиряк

Тришка-Сибиряк разбойничал в 30-е годы XIX века в Смоленском уезде. Вести о нем разносились и по другим областям, приводя в состояние трепета дворян и помещиков.

Сохранилось письмо матери Тургенева, которое она писала сыну в Берлин в феврале 1839 года. В нем есть такая фраза: «Тришка у нас появился вроде Пугачева - то есть он в Смоленске, а мы трусим в Болхове». Пойман Тришка был уже в следующем месяце, его выследили и арестовали в Духовщинском уезде. Поимка Тришки была настоящей спецоперацией.

Зная об осторожности разбойника, его ловили под видом преследования другого человека. Об истинной цели поисков почти никто не знал — боялись спугнуть. В итоге, когда арест все же состоялся, в «Смоленских ведомостях» появилось сообщение об этом как о событии чрезвычайно важности.

Однако вплоть до 50-х годов XIX века предания о Тришке-Сибиряке продолжали будоражить нервы помещиков, обеспокоенных, что когда-нибудь Тришка встанет на их пути, или проникнет к ним в дом. Народ же Тришку любил и слагал о нем предания, где разбойник представал защитником обездоленных.

Ванька Каин

История Ваньки-Каина драматична и поучительна. Его можно назвать первым официальным вором Российской империи.

Родился он в 1718 году, в 16 лет познакомился с известным вором по кличке «Камчатка» и громко ушел из помещичьего дома, где прислуживал, ограбив его, и написав на барских воротах все, что думает насчет работы: «Работай черт, а не я».

Несколько раз его забирали в Тайный приказ, но каждый раз отпускали, поэтому начали идти слухи, что Ивану Осипову (так звали Каина на самом деле) «катит фарт». Московские воры решили выбрать его своим предводителем. Прошло немного времени, а Ванька уже «командовал» бандой из 300 человек.

Так он стал некоронованным королем преступного мира. Однако 28 декабря 1741 года Иван Осипов оправился в Сыскной приказ и написал «покаянную челобитную», и даже предложил свои услуги в отлове своих же соратников, стал официальным доносителем Сыскного приказа.

Первая же полицейская операция по его наводке накрыла воровскую сходку в доме дьякона – улов 45 человек. Той же ночью 20 членов шайки Якова Зуева взяли в доме протопопа. А в татарских банях Замоскворечья повязали 16 дезертиров и вскрыли подпол с оружием.

Однако не жилось Ваньке Каину спокойно. Он имел склонность к расточительству и шику, а погорел на похищении 15-летней дочери «отставного служивого» Тараса Зевакина, на коррупции и банальном рэкете.

Дело тянулось 6 лет, пока в 1755 году суд не вынес вердикт – высечь, колесовать, обезглавить. Но в феврале 1756 Сенат приговор смягчил. Каину дали плетей, вырвали ноздри, заклеймили словом В.О.Р. и сослали на каторгу – поначалу в балтийский Рогервик, оттуда в Сибирь. Где он и сгинул.

Григорий Котовский

Котовский родился в 1881 году в дворянской семье. Родители его были не богаты, мать умерла, когда Грише было всего два года. Он не закончил ремесленное училище, бросил сельскохозяйственную школу и работал практикантом в имении князя Кантакузина.

Отсюда и начались славные дни Гришки-Кота. В молодого управляющего влюбилась княгиня, муж, узнав об этом, высек Гришку и выкинул в поле. Недолго думая, оскорбленный Котовский убил помещика, а сам скрылся в лесу, где собрал банду из 12 человек.

Слава гремела — Котовского боялась вся Бессарабия, газеты писали о нем, называя очередным Дубровским. Есть же где-то у Пушкина: «Грабительства одно другого замечательнее, следуют одно за другим. Начальник шайки славится умом, отважностью и каким-то великодушием…». Великодушие Григория Котовского, в итоге, при всей палитре личных качеств, стало основным для народной аудитории, создав Коту ореол Робина Гуда.

Впрочем, для того самого «народа» Григорий часто являлся «благодетелем». Так, Котовский и его 12 сподвижников спасли гонимых в Кишинёвскую тюрьму арестованных за аграрные беспорядки крестьян. Спасали громко, один из конвойных оставил расписку: «Освободил арестованных Григорий Котовский».

Котовскому пришлось побывать в местах лишения свободы дважды. И дважды бежать на волю. В первый раз Григорию помогли женщина и хлеб. Жена одного из начальников Кишиневской тюрьмы, навещавшая героя на покое, передала Котовскому буханку и курево, иными словами, опиум, браунинг, веревку и пилку.

Гришка выбрался, правда, гулял меньше месяца. Затем отправился в Сибирь на 10 лет. Через два года Григорий бежал. Пока Котовский бегал, миф о его благородстве крепчал. Говорили, что при налете на квартиру одного из владельцев банка, Котовский потребовал с супруги предпринимателя жемчужное колье. Госпожа Черкес не растерялась и, снимая драгоценности, разорвала нить. Котовский жемчуг поднимать не стал, улыбнулся женской находчивости.

У Григория Котовского, определённо, была административная жилка, и если бы не любовная авантюра с княгиней Контактузино, быть Коту не красным командиром, а врагом пролетариата. Котовскому нравилось управлять: после очередного побега, завладев чужим паспортом, Котовский вновь служил управляющим большого имения. Была у Котовского еще одна слабость — хотелось известности. Дав какому-то погорельцу денег, управляющий сообщил: «Стройся заново. Да брось благодарить, Котовского не благодарят».

В 1916 году Котовскому вынесли смертный приговор. Военно-полевой суд сошелся на том, что революции в поступках Котовского не было, осудили его как бандита-дворянина. Спасли бессарабского Робина Гуда женщина и писатель. О генеральше Щербаковой ничего не известно, а дружба между писателем Федоровым и Котовским продолжалась еще долго. Революция даровала Котовскому свободу. Где-то в Одессе он прошел военную подготовку, а потом забрался в Румынию.

Называя себя исключительно анархистом, Григорий самостоятельно формировал кавалерийские полки. Полки Котовского формировались из близких по духу ранее. Бывший уголовник, говорят, служил храбро, получил два наградных креста, слыл милосердным — его любили евреи и пять тысяч спасенных белых офицеров.

Будучи при крестах, в зените славы, готовя вступление красной армии в Одессу, Гришка, переодевшись в полковника, вывез из подвала государственного банка драгоценности. Для освобождения помещения ему потребовалось три грузовика. Впрочем, этот подвиг Григория Ивановича не разрушил его воинской карьеры.

Обманула удача красного командира единожды, но с чрезвычайным фатализмом. 6 августа 1925 года в совхозе Чебанка Григорий Котовский был застрелен Мейером (Майорчик). Разговоров об убийстве было множество. Говорили, что Майорчик, влюбленный в Ольгу Котовскую, устранил друга, говорили — убили по приказу «сверху». Смерть командира породила уйму слухов, не заслоняя, тем не менее, посмертную удачливость Гришки Кота. 11 августа 1925 года у Григория Котовского родилась дочь.

Ленька Пантелеев

Ленька Пантелеев (настоящее имя Леонид Пантелкин) родился в 1902 году, в 17 лет вступил в Красную армию, воевал с белыми, после Гражданской устроился в псковское ВЧК, откуда вскоре был уволен. По одной версии «по сокращению штатов», по другой — из-за того, что проявил крайнюю неблагонадежность, начав воровать во время проведения обыска.

Затем Пантелеев перебрался в Петербург, где сначала пробовал найти работу, а затем ступил на путь бандитизма — сколотил банду и начал «грабить награбленное». Налеты банда Пантелеева проводила крайне успешно и театрально. Первым влетал главарь и представлялся: «Всем сохранять спокойствие! Это Ленька Пантелеев!».
Конечно, за Пантелеевым шла охота, но оперативники раз за разом оставались с носом… Сегодня это объясняется очень просто — Пантелеев был агентов под прикрытием. Это косвенно подтверждает то, что в составе банды Леньки был ещё один бывший чекист и бывший комиссар батальона Красной армии, член РКП(б). Кроме того, банда Пантелеева ни разе не ограбила казенное учреждение, жертвами всегда становились частные предприниматели.

Осенью 1922 года при попытке ограбления обувного магазина банда Пантелеева попала в засаду. Ленька и его сообщники были арестованы. Суд приговорил их к расстрелу, но в следующую ночь они сбежали из Крестов (единственный удачный побег из этой тюрьмы за всю ее историю). Как Пантелееву удалось это сделать — история умалчивает…

Долго, впрочем, Пантелеев на свободе не гулял. Уже в феврале 1923 года, оказав сопротивление при аресте, он был застрелен оперативниками ГПУ.

Люди упрямо верили, что Пантелеев жив. Чтобы развеять этот миф, по распоряжению властей труп был выставлен на всеобщее обозрение в городском морге. Тысячи людей пришли посмотреть на тело, но родные и близкие его так и не опознали. Да и сделать это было невозможно — пуля попала в лицо.