Болезни Военный билет Призыв

Самоконтроль в долгосрочной перспективе. Со всеми бывает. Поставьте себе здоровый челлендж

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Келли Макгонигал (Kelly McGonigal), доктор философии, психолог, профессор Стенфордского университета, автор книги «Сила воли. Как развить и укрепить?» (The Willpower Instinct), говорит, что способность к самоконтролю является ответом головного мозга и тела человека на внезапно возникающие порывы и желания:

«Сила воли — это реакция человека на внутренний конфликт. К примеру, вас одолевает желание выкурить еще одну сигарету или съесть на обед порцию побольше, но вы понимаете, что делать этого нельзя, и из последних сил сопротивляетесь минутной слабости. Или же вы знаете, что нужно сходить в тренажерный зал и оплатить запылившиеся на журнальном столике коммунальные счета, но вы бы предпочли побездельничать».

Эволюции потребовались миллионы лет, чтобы сформировать префронтальную кору (область мозга, расположенная сразу за лобной костью черепа), контролирующую абсолютно все процессы, отличающие человека от животного. Если предположить, что изначально человеческий мозг силен в процессе принятия решений и самоконтроле, то как тренировать самоконтроль и что можно предпринять, дабы усовершенствовать его «стандартную комплектацию»?

На протяжении долгих лет считалось, что структура мозга неизменна. Однако результаты исследований, проведенных нейробиологами в течении последнего десятилетия, показали, что мозг, подобно жаждущему знаний ученику, очень чутко реагирует на любой полученный опыт: заставьте себя ежедневно решать задачи на вычисление — и ваш мозг станет сильнее в математике; учите и декламируйте длинные стихотворения — и вы значительно ускорите процессы запоминания и воспроизведения информации.

Например, взрослые, обучаясь жонглированию, накапливают серое вещество в теменной доле мозга, ответственной за координацию движений, а у детей, играющих на музыкальных инструментах, тонкая и грубая моторика развиты гораздо лучше, нежели у их сверстников.

Самоконтроль не является исключением из правил. Сегодня ученым известно огромное количество способов укрепить силу воли. Некоторые из вас, дорогие читатели, сейчас наверняка подумали о ловушках с соблазнами, типа шоколадных батончиков в гардеробной или мини-баре возле велотренажера. Очевидно, что прибегнув к таким методам, можно не только развить способность к самоконтролю, но и закалить нервную систему. :)

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с более простыми, но не менее эффективными способами развить силу воли, предложенными Келли Макгонигал и другими психологами.

Сила воли истощается в течении дня

Характерным качеством силы воли, по мнению Макгонигал, является ее ограниченность, потому как каждое успешное проявление выдержки и самоконтроля истощает энергетические запасы человека:

«Пытаясь контролировать свой крутой нрав или игнорировать раздражающие факторы, мы черпаем силы из одного и того же ресурса».

Ряд экспериментов, описанных психологом Роем Баумейстером (Roy Baumeister) в его книге «Сила воли: заново открывая величайшую силу человека», позволили ему выдвинуть занимательную гипотезу, заключающуюся в том, что самоконтроль похож на мышцу: если вы не даете ей отдыха, то со временем совершенно лишитесь сил, как спортсмен, доведший себя до изнеможения. Некоторые исследователи, в том числе Келли Макгонигал, считают, что силу воли, ровно как и тело человека, можно воспитать с помощью специальных тренировок, о которых пойдет речь далее.

Как научиться самоконтролю и укрепить силу воли?

Первым шагом на пути к самоконтролю является управление стрессом, поскольку их биологические основы абсолютно несовместимы. Находясь под действием длительного нервного напряжения, человек нерационально использует свои энергетические ресурсы, что негативно сказывается на работе префронтальной коры и усугубляет состояние «бей или беги» (fight-or-flight). В стрессовых ситуациях мы действуем инстинктивно и принимаем решения на основании сиюминутных выводов, тогда как самоконтроль требует глубинного рассмотрения и анализа сложившейся ситуации.

В таком случае как добиться самоконтроля в стрессовой ситуации? Почувствовав себя перенапряженным и уставшим, сделайте пару глубоких вдохов и постарайтесь отвлечься от своих мыслей — такая практика, по мнению Макгонигал, станет прекрасным началом в борьбе с хроническим стрессом.

2. «Я не могу» vs. «Я не»

Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в Журнале психологии личности и социальной психологии (Journal of Personality and Social Psychology), одним из способов того, как наладить самоконтроль и укрепить силу воли, является самоутверждение. Отличным примером служит разница между воздействием на человека использования фраз «Я не могу» и «Я не».

В ходе упомянутого эксперимента 120 студентов были поделены на 2 группы, при этом одной из них нужно было отказаться от предложения, использовав фразу «Я не могу», тогда как вторая должна была сказать «нет», начав предложение словами «Я не». К примеру, «Я не могу есть мороженое» или же «Я не ем мороженое». После окончания исследования участникам было предложено отведать бесплатное лакомство: плитку шоколада или батончик из мюслей и грецких орехов. Студенты, не подозревая о том, что эксперимент еще не подошел к своему логическому завершению, делали выбор и получали желаемый снэк. В результате 61% студентов, ответивших «Я не могу», предпочли плитку шоколада батончику из мюслей, в то время как студенты, использовавшие формулировку «Я не», в 64% случаев делали выбор в пользу злакового батончика.

«Каждый раз, говоря себе „Я не могу“, вы создаете петлю обратной связи (feedback loop) как напоминание о существующих ограничениях. Это словосочетание еще раз подчеркивает, что вы принуждаете себя делать то, что вам не по душе».

Как обрести самоконтроль? В следующий раз, когда вам придется отказаться от чего-либо, используйте формулировку «Я не», дабы не вспоминать лишний раз о том, что вы чего-то не можете. :)

3. Здоровый сон

Макгонигал отмечает, что постоянное недосыпание имеет сильное влияние на эффективную работу префронтальной коры головного мозга:

«Недосып — даже если вы спите меньше 6 часов в день — это своеобразный стресс для организма, влияющий на то, как ваше тело и мозг истощают имеющиеся энергетические ресурсы. В результате префронтальная кора теряет контроль над другими зонами нервной системы и не может защитить вас от стресса».

К счастью, психолог также говорит о том, что все это обратимо:

«После того как человек выспится, при повторном сканировании мозга повреждений префронтальной коры больше не обнаружится».

Как повысить самоконтроль при помощи здорового сна? Профессор психиатрии доктор Дэниэл Крипке (Daniel Kripke), посвятивший ряд научных трудов проблемам сна, пишет, что люди, которые ежедневно спят около 7 часов, работают гораздо продуктивнее, чувствуют себя счастливее и живут дольше. :)

4. Медитация (как минимум 8 недель)

Как держать самоконтроль? Согласно результатам исследования, проведенного Келли Макгонигал, восемь недель ежедневной медитативной практики привели к повышению самосознания в обыденной жизни, улучшению внимания и увеличения серого вещества в соответствующих участках головного мозга.

«Вам не нужно заниматься медитацией всю жизнь — положительные изменения в работе мозга наблюдаются уже после 8 недель практики».

5. Спорт и здоровое питание

Как улучшить самоконтроль и свою физическую форму? Еще одним отличным способом развить силу воли является спорт, при этом совершенно неважно, о какой степени нагрузки идет речь — будь то прогулка на свежем воздухе или полноценное занятие в тренажерном зале. Для мозга нет никакой разницы, какому виду деятельности вы отдадите предпочтение: работе в саду, занятиям йогой, танцам, командным видам спорта, плаванию или тяжелой атлетике — в данном случае все, что выходит за рамки типичного сидячего образа жизни, повышает резерв силы воли.

Второй независимой мерой, которую также необходимо предпринять, является здоровое питание:

«Лучше всего есть пищу, способную надолго снабдить вас энергией. Большинство психологов и диетологов советуют отдавать предпочтение продуктам, помогающим поддерживать уровень сахара в крови на одном уровне. Скорее всего, потребуется некая доля самоконтроля, чтобы начать двигаться в этом направлении, но любое сделанное вами усилие улучшит работу головного мозга».

Спорт и здоровое питание не только укрепляют силу воли, но и оказывают положительное влияние на самочувствие человека в целом. В частности, во время физической нагрузки в нашем организме выделяется гормон эндорфин:

«Эндорфины минимизируют ощущение дискомфорта во время занятий спортом, блокируют боль и способствуют возникновению чувства эйфории».

6. Здоровая прокрастинация

Как тренировать самоконтроль, ленясь? :) В уже упомянутой ранее книге «Сила воли: заново открывая величайшую силу человека» Рой Баумейстер объясняет, что человек, повторяя себе «не сейчас — позже», освобождается от внутренних терзаний, особенно если речь идет о попытках избавиться от вредных привычек (к примеру, есть сладкое во время просмотра фильмов).

Эксперимент с зефиром (Marshmallow Test)

Напоследок хотелось бы рассказать об одном увлекательном эксперименте, проведенным впервые в 1970 году профессором Стенфордского университета, автором когнитивно-аффективной теории личности Уолтером Мишелем (Walter Mischel).

Тест проводится с целью измерения силы воли детей в возрасте от 4 до 6 лет. Суть эксперимента состоит в следующем: ребенка заводят в комнату со скрытой камерой и садят за стол, на котором лежит один зефир. Исследователь говорит ребенку, что он может съесть его прямо сейчас или подождать некоторое время, не прикасаясь к лакомству, и получить еще один зефир в качестве вознаграждения.

В оригинальной версии эксперимента из 653 участников больше половины поддались искушению и не стали откладывать в долгий ящик возможность полакомиться зефиром.

Как это происходит — смотрите в видео. :)

Последний раз эксперимент проводился в 2012 году психологами Рочестерского университета (University of Rochester).

Есть люди волевые, которые даже не задумываются о том, чтобы развить самоконтроль, а есть те, для кого отсутствие этого качества становится реальной проблемой. Рассмотрим в статье, что это такое и как этого можно достичь и развить.

Определение и особенности

Самоконтроль — это проявление воли человека, черта характера и образ жизни. Не каждый от природы рождается с таким качеством. Как правило, оно формируется на протяжении всей жизни. Но зачастую развитие может не произойти вовсе, если человек не приложит к этому усилий.

Говоря простыми словами, психология самоконтроля — это умение контролировать себя, привыкать к распорядку дня, деятельности. Также это качество включает в себя борьбу с ленью. Но главным преимуществом является то, что человек может держать себя в руках, когда все идёт не по плану или другие люди чуть ли не выводят его.

Самоконтроль также помогает человеку как личности идти к поставленной цели и добиваться большего, чем расслабленным людям, которым трудно взять себя в руки. И ещё это очень сильно влияет на самооценку в лучшую сторону.

Примеры

Есть очень много в учебниках по обществознанию примеров самоконтроля. Школьники обычно изучают это общим курсом. Но стоит согласиться с тем, что можно начинать задумываться о приобретении этого качества ещё в подростковом возрасте.

Очень наглядные примеры:

  • Человек понимает, что нужно прочитать книгу/выполнить уроки/доделать работу, но все ещё не сделал этого. Самоконтроль — это когда он может отказать себе в прогулках с друзьями или бездумному просмотру телевизора, если не начаты более важные запланированные дела.
  • Один приятель кричит на другого, но второму хватает силы воли держать себя в руках, чтобы тоже не «взорваться». Это называется самоконтролем поведения.
  • Работник никогда не откладывает свою работу и идёт чётко по плану, ни при каких обстоятельствах не отходя от него. К примеру самоконтроля как внутреннего контроля личности также можно отнести возможность организовывать себя и отказываться от безделья, бездумного времяпрепровождения и многого другого.

  • И ещё к этому можно отнести, например, то, когда человек начинает регулярно заниматься спортом (бегать по утрам, ходить в тренажерный зал и т. д.). Стоит согласиться, что это все же проявление воли, ведь если человек до этого ни разу не занимался этим из-за лени, но хотел и смог побороть себя, то он вышел из зоны комфорта и развил самоконтроль.

Примеры из литературы

Пожалуй, в литературных произведениях существует очень много ярких наглядных сюжетов, где герой развивал свою волю, самосовершенствовался или, наоборот, впадал в саморазрушение. Такие примеры наиболее часто встречаются в художественной литературе, в основе идеи которой лежит борьба с самим собой.

Например, очень заметно по произведению Ивана Гончарова «Обломов», что два главных героя являются противоположностями друг другу: Штольц полон самоконтроля, а вот его друг Обломов не смог найти в себе стержень и энергию.

Как развить самоконтроль?

Для каждого человека путь развития своей личности индивидуален. Но есть ряд пунктов и способов для формирования в себе самоконтроля.

Можно начать заниматься спортом и следить за здоровьем, если вы не делали такого раньше, но хотели бы. Это не только будет полезно для организма, но и поможет выработать в себе особый стержень и твёрдость духа.

Также не лишним будет формирование распорядка дня. Становиться совой или жаворонком, если вы таковым не являетесь, не стоит, но вот высыпаться просто необходимо. Поэтому даже если вы привыкли спать по 4-5 часов и чувствуете недосыпание, то стоит проявить самоконтроль и следить за режимом.

Ещё одним отличным упражнением считается обычный счёт до 10/50/100, когда настроение такое, что хочется поругаться с кем-либо, поссориться, покричать. Грубо говоря, контроль эмоций — тоже важное и полезное качество в жизни.

Но в целом очень хорошо развивает самоконтроль способность человека против своей воли делать то, что нужно. Например, заставлять себя встать по утрам, сделать пробежку, сразу же выполнить важные дела, а только потом после всего оставить время на отдых. Также очень поможет постановка более крупных целей и планов, в отличие от списка дел на день. Но нужно тоже прилагать усилия, чтобы планируемое не оставалось мечтой, а рано или поздно реализовалось.

Следующий метод подойдёт далеко не всем. Это медитация. Кто-то становится от неё более раздражительным и не видит смысла в занятии, которое разве что время отнимает, а пользы не приносит. Но многие люди отмечают то, что такое единение с самим собой помогает сосредоточиться, собраться с мыслями и успокоиться. Таким образом, медитирование подходит людям, которые очень редко бывают одни и чувствуют, что у них избыток общения, а отдыха в одиночестве нет. Ведь действительно же нет ничего плохого в том, чтобы побыть пару минуток в день дома в расслабленном состоянии.

Как родителям помочь детям развить самоконтроль?

Существует очень много споров о том, что же сильнее влияет на развитие воли человека: гены, воспитание или же сама личность будучи уже взрослой. На это никто никогда не сможет ответить, ведь у всех бывает по-разному, но родители тоже могут внести свой вклад.

Для более младшего поколения (для школьников) подойдёт следующий приём самоконтроля: при решении примеров по математике и выполнении прочих упражнений стараться не отлынивать, а все выполнять до конца. Родителям важно проследить за этим, но ни в коем случае не принуждать, если чувствуете, что ваше чадо непоседливо и не очень любит делать уроки. Можно попробовать начать мотивировать ребёнка или награждать, если ему удаётся взять себя в руки.

Это касается не только учёбы, но и режима дня, здорового образа жизни, планирования целей и многого другого. Но вот давить с более дальними планами не стоит, так как порою дети ещё даже не задумываются о том, кем стопроцентно будут работать, какой путь в жизни они выбирают и т. д. Также родителям важно следить, чтобы ребёнок не ввязался в плохую компанию и не приобрёл вредных привычек, не начал саморазрушаться.

Книги о развитии воли

Существует очень много пособий о саморазвитии. Значительная часть из них направлена именно на мотивацию, чтобы побороть лень, развить полезные качества и, главное, самоконтроль:

  • Келли Макгонигал, «Сила воли. Как развить и укрепить».
  • Брайан Трейси, «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».
  • Шэрон Мельник, «Стрессоустойчивость».
  • Дэн Дубравин, «Психология эмоций: чувства под контролем».
  • Уолтер Мишел, «Развитие силы воли».
  • Хайди Грант Хэлворсон, «Психология достижений».

Вместо заключения

В нашей жизни можно встретить очень много примеров самоконтроля. Для кого-то это так и остаётся непостижимо, но нужно помнить, что развить волю и побороть себя более чем реально при желании и упорстве. А вот насиловать себя не стоит никогда.

Когда мы говорим о самоконтроле, то имеем в виду процесс, в ходе которого человек учится владеть собой, управлять своим поведением. Это качество не врожденное и не из разряда присущих отдельным людям. Это особый образ мышления, психологический прием, с помощью которого можно изменить какое-то понятие или систему понятий, если та идет вразрез с вашей задумкой или намерением. Самоконтроль - это более прямой способ произвести перемены, поскольку человек, целенаправленно действуя, напрямую противостоит тому, что собирается менять.

Поэтому лично я определил бы самоконтроль как намеренный выход в своих действиях за рамки какого-то понятия (невзирая на душевный разлад из-за таких действий). Зачем нарушать его границы? Чтобы достичь цели или выполнить задачу, которые несовместимы с этим понятием. Если действие наперекор понятию затянется надолго, то понятие в конце концов лишится энергии. Но, вообще, скорость его обесточивания зависит не столько от времени, сколько от интенсивности действия. Иначе говоря, чем сильнее желание и решимость человека, тем быстрее противоборствующее понятие сойдет на нет.

Возьмем такой пример. Допустим, вы хотите бросить курить или похудеть. Это - сознательные намерения. А ваши понятия (пусть не все, но некоторые) говорят вам «Нет!». Не исключено, что слово этих желающих видеть вас курильщиком очень весомо в вашем внутреннем мире. Насколько весомо - определить несложно. Понаблюдайте за собой, когда попытаетесь действовать (то есть это сознательное решение) вразрез с ними (то же самое касается и других противоборствующих понятий). Вам очень тяжело? Вас прочно что-то удерживает? Да, все не так просто. Такое ощущение, будто эти понятия - живые существа, которые сбивают с толку, вмешиваются в ваши дела, верно?

Но и эти, и другие ваши представления о себе поддаются изменениям. Надо только прежде выявить их, а затем выяснить, насколько они подходят для достижения ваших целей. Задумайтесь над тем, чем они станут на пути к успеху - подспорьем или препятствием? Один из способов изменить представления о себе - создать психологическое средство, которое предназначено именно для изменения непригодных понятий. Я имею в виду самоконтроль.

Но как именно развить в себе самоконтроль и применять его в жизни? Покажу на конкретном упражнении Его цель-помочь научиться мыслить в разных направлениях. Сейчас вы будете тренироваться в умении зациклиться (в хорошем смысле) на каком-то сознательном желании. Кроме того, вы научитесь определять силу внутреннего сопротивления, которое оказывает система понятий. И наконец, вы научитесь создавать психологические средства, чтобы сознательно управлять своей жизнью.

1. Составьте список того, что вы не любите делать; чувствуете, что не сможете сделать; хотели бы перестать делать; никогда не делали, но возможно, могли бы делать с удовольствием. Например, вы могли бы заняться бегом трусцой, выполнять комплекс гимнастических упражнений или взять на себя заботу выносить мусорное ведро.

2. Итак, список составлен. Просмотрите его и выберите какое-нибудь мелкое или самое незначительное для вас дело.

3. Теперь попробуйте внушить себе самым доброжелательным образом, что вам хочется заняться этим новым для вас делом, которое вы выбрали сознательно. Только не давайте себе обещания постараться выполнить его. Клятвы совершить что-то – не такое уж сильное средство.

4. Составьте жесткий план, по которому будете идти к цели.

5. Всякий раз принуждая себя соблюдать план, следите за процессом своего мышления или ходом мыслей: запишите их. Не исключено, что в этот момент у вас промелькнет в голове: «Интересно, как я слежу за процессом мышления?»

В обычной жизни человека всегда и отовсюду одолевают всевозможные виды информации, которые борются между собой за право удостоиться внимания первыми. Но человек замечает вокруг не что-то одно, а сразу многое. По сути, его сознание рассеяно во многих направлениях одновременно. Однако постарайтесь уделить частичку его тому, что происходит в вас самих. Иначе говоря, посмотрите на свои мысли со стороны, но через частичку себя. Если на тот момент это получится, то вам будет гораздо легче получить сведения, ради которых и проделывается упражнение.

6. Итак, вы стараетесь не отступать от плана. Скажите, вы ощущаете какое-то сопротивление, желание найти отговорки, оправдания задним числом? Да? Видите, как эти мысли уводят ваше сознательное внимание от цели? Налицо классический пример столкновения: система понятий выступает против сознательно выбранной цели, поскольку не содержит соответствующего этой цели понятия или определения.

7. Теперь снова сосредоточьтесь на цели. Самое главное, чтобы вы поняли: нужно направить на ее достижение как можно больше энергии. Ведь часть ее отбирают понятия, отвлекающие от цели. Значит, та часть, за счет которой вы удерживаете внимание на цели, должна быть больше: то есть энергии для нее нужно производить больше.

В предложенном упражнении есть одно «но», против которого я и хотел бы предостеречь. Дело в том, что перебрасывать внимание от того, что отвлекает, на то, чего хочется, еще не значит подавлять или отрицать этот отвлекающий момент. Надо признавать то, что в вас есть, и соглашаться с тем, что оно таково: тогда с этим содержимым можно поработать. Можно, конечно, подавлять и отрицать его. Но это требует массы энергии, а в результате получится, что вы поддерживаете понятия, которые как раз пытаетесь подавлять. Так что поберегите себя, пожалуйста!

Всякий раз принимаясь за выбранное дело и выполняя его, вы создаете средства, которые помогут вам в следующий раз. Каждый успешный итог отнимает часть энергии у понятий, которые мешали. Зато ваша новая черта получит энергетическую добавку. Благодаря ей вам с каждым разом будет все легче и легче начинать дело, и в конце концов новая черта войдет в основу вашего внутреннего уклада. В дальнейшем ваши действия в этом деле будут казаться автоматическими.

Самое важное в предложенном упражнении - опыт в постижении процесса перемен, который вы приобретаете. Принимаясь всякий раз за переделку какого-либо понятия или системы понятий, вы накапливаете средства для последующих переделок. Каждый успех в этом деле - стимул для вас: вам будет легче сложить другую систему понятий, с помощью которых в нужный момент можно переделать и другие понятия (если, конечно, понадобится). Вы предстанете перед собой в новом качестве, благодаря которому скажете: «Теперь я уверен, что сумею выявить и изменить любое понятие о себе, если оно окажется препоном для моих сознательных целей».

Чтобы упражнение принесло пользу, нужно соблюдать некоторые установки

Во-первых, начните его с выбора действительно мелкой цели или задачи, которая и впрямь мало что значит в вашей жизни. Смысл упражнения - научиться сознательно управлять внутренним миром и сознательно сосредоточиваться на чем-то. Вы не должны сильно переживать из-за того, сможете или нет достигнуть выбранной тренировочной цели. В противном случае это признак того, что вы взялись за очень мощные и укоренившиеся системы понятий. А этого надо явно избегать, пока у вас нет нужных навыков и средств.

Далее, нужно согласиться с истиной о том, что человека с самого момента рождения учат управлять внешним физическим миром. Однако у него может не оказаться средств даже в малейшей степени управлять внутренним миром. Поэтому очень важно, чтобы вы не судили о своих способностях выполнить намеченный план по уровню ваших возможностей, который действителен для внешнего мира. Если ожидать от себя слишком многого и судить себя беспощадно, то можно лишь свести на нет все свои усилия и породить в себе чувство страха и своей несостоятельности. А вот чем меньше ожидаешь от себя, тем быстрее добиваешься успеха. Чем плохи такие ожидания? Тем, что способны легко превратиться в непременное условие. Намечено - значит, должно быть выполнено. От непременных условий обычно возникает опасение: а вдруг не получится? Когда человек действует во внутреннем мире, то страх всегда сводит на нет его созидательные усилия - кроме случаев, когда они направлены на поиск источника этого страха.

И наконец, не ожидать от себя обязательного выполнения намеченного хорошо также тем, что поможет научиться считать любой исход приемлемым. Ведь всякий шаг - хоть самый маленький - это шаг. Само решение попробовать это упражнение уже важный знак, даже если вы приступите к нему не сразу. Ведь им можно заняться как-нибудь потом, когда появится ощущение собственной силы. Ее придаст способность сознательно управлять внутренним миром, добиваясь его соответствия цели. Но как уберечься от ожиданий блестяще справиться с этим или любым другим предложенным упражнением? А вы смотрите на себя, как на младенца, который очутился в совершенно незнакомой обстановке. Ведь младенец должен сначала научиться вставать, и лишь потом он начнет ходить и бегать.

Содержание

Современный мир изобилует стрессами: нам приходится постоянно сталкиваться со стеной непонимания, от собственных домочадцев до своего начальника. А тут еще средства массовой информации с завидным упорством масла в огонь подливают. Представьте себе: постоянное напряжение на работе (вечные, как Вам кажется, придирки со стороны руководства), приходите в подавленном состоянии домой, а здесь, бах, посуда не вымыта, стол не убран (за это отдельное спасибо отпрыскам-студентам), включаете телевизор.«Может, хоть так расслаблюсь»,- думаете Вы, не тут-то было: как раз идет новостной выпуск — взорвали, убили, теракт, кризис, да и вообще скоро конец света.

Естественно, любой нормальный человек, если он, конечно, не тихий маньяк, почувствует такой всплеск негативных эмоций, что лучше бы в тот момент ему никто не попадался под руку: убьет, глазом не моргнет. А если дополнить эту психическую картину вводными данными: например, у Вас проблемы и ипотекой… Все, это была последняя капля…

Так что же делать? Дальше получать свои «девять грамм» порции негатива? Вернее, продолжать ли заниматься самобичеванием? Это не опечатка — именно самобичеванием. «Почему?»,- спросите Вы. Отвечаю: фактор психологического стресса формируется как результат реакции вашей психики на раздражители окружающего мира (от яркого света, на рефлекторном уровне, до очередного подорожания цен и тарифов ЖКХ, на личностном), то есть все поведенческие реакции — есть опосредованное восприятие Вами действительности.

Теперь на русском. Сознание определяет бытие. Как вы будете жить, трястись ли от каждого шороха или же быть хозяином положения, зависит только от Вас. Здесь важна каждая мелочь, каждая деталь. Начинайте с малого. Вспомните, с каким настроением Вы просыпаетесь по утрам, одевая на автопилоте тапочки? Думаете, с «неважнецким»? Ошибаетесь. Нельзя проснуться с плохим настроением (примеры «с бодуна» не рассматриваю, с вашего позволения), так как у человека в момент пробуждения функционируют лишь самые необходимые моторные функции, обеспечивающие его благополучное прохождение в сторону туалета со всеми вытекающими последствиями… Активность лобовых долей мозга в этот момент крайне невелика.

Так каковы же причины постоянного пребывания в плохом настроении? Вернемся к вашим тапочкам. Для «запуска» большей части систем осознанной жизнедеятельности достаточно всего лишь делать по утрам базовые физические упражнения. Проснулись. Все еще лежите на кровати. Вставать, ясное дело, лень. Не проблема: поочередно поднимайте ноги, можно даже не до конца разгибать колени, примерно, по пять-семь подходов. Кровь постепенно приливает к голове. Поднимаемся, встаем прямо, головой совершаем круговые движения по часовой стрелке, три- пять раз, чередуем с вращением против часовой. Всего по три подхода. Уже лучше. Мозг, практически, «включился». Осталось еще одно усилие. Выполняем серию наклонов: не забываем прямо держать спину, кончиками пальцев достаем поочередно до своих ступней. Количество подходов: три-пять.

Вот теперь можно смело поздравить Вас с добрым утром! Казалось бы, простые упражнения имеют настолько важное значение. Это объясняется непосредственной связью между духовным и телесным развитием. Не зря же говорят, что в здоровом теле- здоровый дух. Необходимо соблюдать гармоничный баланс между этими составляющими вашего «я».

Постоянное нахождение за компьютером, если Вы офисный работник, вряд ли прибавит физического здоровья, и вновь придется вспомнить о мрачном утре. Постарайтесь делать перерывы прямо на рабочем месте: встаньте из-за стола, выпрямитесь, вытяните руки вверх, встаньте на цыпочки, как бы стараясь достать до потолка. Повторите подобные потягивания семь-десять раз. В течение дня можете также использовать и другие упражнения: разверните кресло от монитора, вытяните руки вперед и, стараясь не зацепить коллегу справа от Вас, совершайте кистями круговые движения. При этом можете сгибать-разгибать пальцы на руках. Естественно, делать разминку следует в удобное для этого время. Вряд ли шеф будет в восторге, застукав Вас за попыткой дотянуться до потолочного светильника. Желательно в свободное от работы время хотя бы два раза в неделю посещать спортзал.

Если ваш труд сопряжен с физическими нагрузками, попробуйте мысленно отвлекаться от работы, опять же в подходящий момент. Не зацикливайтесь. Предположим, ваша профессия предполагает проведение отделочных работ в жилых помещениях. У Вас новый заказ. Только что приступили к исполнению. Технологическая задача: облицевать керамической плиткой ванную комнату. Задание, в общем-то, привычное, но в процессе вдруг выясняется, что заказчику «приспичило» поменять попутно и сантехнические трубы. А ведь Вы все скрыли в коробах и начали выкладывать плитку… Ночные кошмары и жуткие проклятия в адрес клиента, естественно в душе, гарантируют, как минимум, недельное присутствие все того же мрачного утра.

Что делать? Читать книги в обеденный перерыв в вашем случае, ясное дело, не лучшая идея. Просто постарайтесь в критический момент вспомнить что-то хорошее… Принцип работы адронного коллайдера, например. Не подходит? Лично мне в таких ситуациях неплохо помогает хорошая музыка, звучащая из наушников моего плеера. Духовное развитие многогранно: сходите в театр, на концерт любимой группы, в кино, на какой-нибудь добрый фильм. Разнообразьте свои физические нагрузки, так как повседневное выполнение однотипной работы здорово утомляет. Можете совершить велосипедный заезд или, на худой конец, дать пару-тройку кругов на стадионе. Вы давно одевали коньки? Самое время вспомнить, как это делается, либо попробовать научиться.