Болезни Военный билет Призыв

Самая кровавая графиня в истории елизавета батори. Эржебет Батори. Кровавая леди. Группы, названные в честь Батори

Её родителями были Дьёрдь Батори и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и внучка Иштвана IV), происходящие из двух ветвей той же самой семьи - Батори. Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надажди и переселилась в его замок у Шарвара. В 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надажди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове. В 1578 году её муж был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным, турки прозвали его «Чёрный бей». В качестве свадебного подарка Надажди подарил Елизавете Чахтицкий замок в словацких Малых Карпатах, который в то время был имуществом императора.

В 1602 Надажди выкупил замок у Рудольфа II. Надажди всё время проводил в боевых походах, таким образом, Елизавета взяла на себя обязанности по управлению хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел. Вскоре после приобретения замка, в 1604, Ференц умер, и Елизавета осталась вдовой.

Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно, произошло это между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора, и император Матвей поручил палатину Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Несмотря на доказательства, и даже на то, что ее заперли в её же замке на некоторое время, якобы для ее же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом - громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в Чахтицком замке. Суд над подручными состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке.. Дорота Сентеш, Илона Йо и Катарина Беницка были сожжены, Яну Уйварю была отрублена голова. Согласно дневникам Елизаветы Батори и свидетельству отца-иезуита Ласло Туроши (его поддерживает венгерский исследователь - доктор Золтан Медер), боясь утратить свою молодость и привлекательность, она каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц. Она убила 650 человек.

Существует версия, согласно которой графиня подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а большинство улик фальсифицировано. Данная версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).

Легенды

Согласно легенде, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого. По легендам, у Батори была железная дева, где жертва истекала кровью, которой потом наполнялась каменная ванна, где Батори купалась…

Биография графини Елизаветы Батори, жившей в XVII веке в Австро-Венгрии, в разных видах экранизировалась кинематографистов еще с 1956 года — тогда был снят фильм «Вампиры» режиссера Марио Бава, в основу которой легла в том числе и эта страшноватая историческая легенда. По одной из ее версий, графиня после смерти мужа Ференца Надашдя, впала в патологический страх утраты молодости и стала периодически убивать молодых девушек и принимать ванны из их крови. По другой — подверглась гонению и оговору как глава протестантов Западной Венгрии. Так или иначе, считается, что в своем Чахтицком замке (сейчас находится на территории Словакии) она убила примерно 650 девушек, однако большая часть подлинных документов о графине была уничтожена. Впрочем, кинематографистам это скорее на руку — в отсутствие реальных фактов они и по сей день продолжают фантазировать о жизни кровавой леди.

Какие еще интресные фильмы о графине вы могли бы добавить?

Графиня Дракула, 1971. Режиссер Петер Шашди

Самая классическая экранизация основной версии биографии Батори — фильм ужасов, основанный на книге Валентины Пенроуз «Кровавая графиня». Элизабет решает, что начала утрачивать молодость и сексуальную привлекательность. Она уговаривает управляющего замком — и по совместительству бывшего любовника — поспособствовать ей в похищениях молодых девушек. Параллельно Элизабет заводит роман с молодым лейтенантом, выдавая себя за собственную дочь. Однако со временем он, конечно, узнает о ее жутких преступлениях. В главных ролях сыграли Ингрид Питт («Плетеный человек» и «Там, где гнездятся орлы») и Найджел Грин («Досье Ипкресс»).

Кровавая графиня — Батори, 2008. Режиссер Юрай Якубиско

«Чем меньше доказательств, тем больше легенд…» гласит слоган этого фильма. Экранизация альтернативной версии жизни кровавой графини, в соответствии с которой она подверглась гонениям и была оговорена, так как являлась не только влиятельной дворянкой, но и главой протестантов Западной Венгрии. По этой версии, большинство улик против графини было сфальсифицировано венгерским палатином Дьердем Турзо, который хотел заполучить в свои владения часть земель Батори. Любопытно, что в фильм зачем-то был введен как персонаж известный художник Мериси Караваджо, который в реальности никогда не пересекался с Батори.

Графиня, 2008. Режиссер Жюли Дельпи

В том же году вышел третий фильм Жюли Дельпи — известной французской актрисы, любимицы режиссера Ричарда Линклейтера, («Перед рассветом», «Три цвета: Белый», «Перед закатом»). Актриса сама написала сценарий, срежессировала картину и сыграла в ней главную роль. Сюжет фильма снова отсылает к первой версии биографии Батори, но с некоторыми оговорками. Графиня влюбляется в мужчину сильно моложе себя, а тот, в свою очередь, после недолгого романа ее бросает. Элизабет сходит с ума, подозревая, что во всем виновата более молодая соперница — и решает, что кровь девственниц поможет ей вернуть былую красоту. В главных ролях помимо самой Дельпи сыграли Даниэль Брюль («Гуд бай, Ленин!», «Гонка», «Бесславные ублюдки») и оскароносец обладатель Уильям Херт («Поцелуй женщины-паука», «Дети тишины», «Истинные ценности»).

Аморальные истории, 1974. Режиссер Валериан Боровчик

Французская картина Валериана Боровчика состоит из четырех эротических новелл, не связанных между собой. Третья, озаглавленный «Эржебет Батори» повествует о той самой графине-убийце. Новелла длиной в полчаса, в основном, состоит из сцены пира, на котором из целой толпы обнаженных веселящихся девушек стража выдергивает нескольких. Графиня долго принимает в кровавой ванной, при этом камера акцентирует интимные части тела. В главной и единственной роли в своей жизни в этой новелле сыграла Палома Пикассо — младшая дочь испанского художника Пабло Пикассо, французский модельер и ювелирный дизайнер Tiffany & Co. «Аморальные истории» стали первым эротическим фильмом, который показали по французскому телевидению.

Кровавая леди Батори, 2015. Режиссер Андрей Конст

Триллер совместного производства США и России со Светланой Ходченковой и Павлом Деревянко в главных ролях от продюсера «Паранормального явления» и «Астрала». Полнометражный дебют режиссера Александра Конста и сценариста Мэттью Джейкобса вновь рассказывает кровавую историю леди Батори. Отличий от классической в ней, судя по всему, немного — разве что качество картинки и масштаб происходящего на экране, недаром на дворе 2015 год. Кроме того, Светлана Ходченкова, в отличие от предыдущих Батори, почему-то охотится не за девушками, а за девочками, совсем детьми. Кажется, этот фильм снят, чтобы убедить современных историков в их сомнениях относительно масштаба патологии личности Батори: по сюжету, героиня Ходченковой не один день гоняется с ножом по замку за одной единственной девочкой. Что придает картине некоторый, совершенно неуместный в контексте первоисточника, комизм.

Эта женщина загубила более 650 жизней

Елизавета (Эржбет) Батори родилась 7 августа 1560 года в одной из самых знатных и уважаемых семей Венгрии. Из нее вышли многие правители Европы того времени, включая знаменитого Стефана Батория , являвшегося родным дядей Елизаветы. Но она прославила свой род исключительно в качестве «Кровавой графини». Ее имя даже занесено в Книгу Гиннеса , потому что больше таких чудовищ в женском обличье мир не создавал.

Дитя кровосмесительного брака

Эржебет родилась именно от такого союза. Ее отец Дьердь представлял одну из ветвей одного рода Батори, а мать Анна – другую. Все их четверо детей страдали различными психическими и физическими отклонениями.

В отличие от своего старшего брата Иштвана , ставшего законченным алкоголиком уже в молодом возрасте, Елизавета росла внешне абсолютно нормальным ребенком. Она имела твердый, почти мужской характер, свободно владела латынью, немецким и греческим языками. И это в то время, когда сам король Венгрии с огромным трудом читал по слогам!

Замуж за маньяка

В 15-летнем возрасте ее выдали замуж за Ференца Надашди , который через пару лет стал командующим войсками Венгрии в войне против Османской империи. О его жестокости ходили ужасающие слухи. Свидетели его расправ над пленными сравнивали Ференца с графом Дракулой Цепешем , любившим сажать на кол своих побежденных противников.

Молодая графиня родила мужу четверых детей (по некоторым источникам, шестерых), но видела его крайне редко, проводя большую часть времени в подаренном им Чахтицком замке, окруженном 17 деревнями.

По одной из легенд, первого своего ребенка она родила от слуги, которого ревнивый муж кастрировал и бросил на съедение своре собак, а родившуюся девочку без сожаления убил.

В то время жестокость к пленным и слугам была обычным явлением. Елизавета Батори поняла это еще в раннем возрасте, когда могла за плохо отглаженное платье метнуть в служанку горячий утюг, а за появившуюся дырку уколоть ее несколько раз швейной иглой. Пощечины же для служанок вообще являлись обыденным делом. Позднее Елизавета начала использовать «для перевоспитания» провинившихся слуг дубинку.

Черноволосая красавица с жестокой душой

История жизни этой женщины окутана таким количеством легенд, что сегодня очень тяжело отделить правду от вымысла. Одни источники рассказывают об огромном количестве ее любовников, хотя говорить нужно, скорее всего, о любовницах.

Красивая, но обладавшая жестоким характером Елизавета Батори предпочитала женщин, что для церкви было одним из смертных грехов. Местные священники терпели ее только из-за огромных взносов в церковную казну и пожертвования на постройку храмов.

Примерно в 25-летнем возрасте Елизавета вступила в любовную связь с Анной Дарвулией , которая явно страдала психическими отклонениями и умерла в 1606 году от приступа эпилепсии.

Два дьявола нашли друг друга, после чего словацкие селения вокруг Чахтицкого замка обуял настоящий ужас. Сначала женщины для усиления эффекта своих любовных утех просто наносили увечья служанкам, зубами вырывая куски плоти из их лиц и груди, после чего давали возможность жертвам самостоятельно истечь кровью.


Проблемы скрыть следы собственных преступлений не было. Естественная смертность в то время была высока и крестьяне, которым сообщали о гибели дочерей в результате длительных болезней, были потом даже рады небольшой материальной помощи, передаваемой им «благородной» графиней.

Муж не должен мешать удовольствиям

В 1601 году муж Елизаветы Ференц Надашди вернулся из очередного похода и решил дома подлечить боевые раны. Но что-то пошло не так, и уже через полтора года он вообще перестал ходить, став инвалидом. Еще через год он умер, оставив Елизавету Батори единственным наследником своего огромного состояния.

Почувствовавшая полную свободу, «кровавая» графиня распоясалась. Она начала практиковать сдирание кожи с жертв, используя раскаленные докрасна щипцы для камина, а также обливать служанок водой на морозе, ожидая, пока они не превратятся в ледяной столб.

Самыми любимыми орудиями пыток стали швейные иглы. Они загонялись под ногти девушек, после чего графиня предлагала жертве самостоятельно достать их.

Но это была просто игра. Если девушка не пыталась достать иглы, а слезно просила об этом Елизавету, то та смягчалась и могла на время оставить жертву в покое. Если же служанка пыталась достать иглы, то ей нещадно отрубались пальцы. Увидев кровь, графиня и Анна Дарвулия буквально набрасывались на жертву и начинали разрывать ее тело своими зубами.

По свидетельствам слуг, однажды из-под двери пыточной комнаты вытекло такое количество человеческой крови, что ее пришлось засыпать несколькими ведрами угля, иначе пройти по коридору было бы просто невозможно.

«Мощь вампиров заключается в том, что никто не верит в их существование».
Брэм Стокер

В 1729 году один ученый монах-иезуит случайно наткнулся в будапештском архиве на странный документ, который из-за своего жуткого содержания пролежал погребенным под другими бумагами еще целый век. То были судебные материалы по делу графини Эржебет Батори, которая уверовала в то, что кровь убитых ею молоденьких девушек сохранит ее молодость и красоту! Чудовище из Чейте - так назвали ее местные жители — стало женским вариантом насильника и садиста Жиля де Рэ, Синей Бороды, перед которым она, кстати, преклонялась. В чем была причина кровавых оргий этой! женщины? Было ли это одним из проявлений вампиризма или садизма? А может быть, целого комплекса патологических свойств ее натуры? Специалистам еще предстоит ответить на эти вопросы, ведь до сих пор о; деяниях Кровавой Графини было известно ничтожно мало.

В старину, когда Словакия принадлежала Венгрии, замок Чахтице носил мадьярское название Чейт и принадлежал древнему роду Батори. Никто не был храбрее Батори в битвах с врагами, никто не мог сравниться с ними в жестокости и своенравии. В XVI веке, после битвы при Мохаче, отдавшей Венгрию в руки турок, Батори разделились на две ветви - Эчед и Шомльо. Первая укрылась в горной Словакии, вторая завладела Трансильванией. В 1576 году Стефан Батори из ветви Шомльо стал королем Польши. Он со своей армией спас Вену от турок, заслужив признательность австрийских Габсбургов, которые к тому времени объявили себя королями Венгрии.

Странствующему художнику довелось запечатлеть Эржебет Батори, графиню Надашди в расцвете ее красоты. Кто был этот безымянный живописец? Итальянец? Фламандец? В чьих мастерских обучался он прежде того, как начал бродить от замка к замку и писать свои грубые портреты? От него осталось только потемневшее от времени полотно с большой буквой «Е» в правом верхнем углу. Это инициал изображенной на картине женщины - Эржебет, составленный из трех волчьих клыков, крепящихся на помещенной вертикально челюстной кости. А чуть выше - орлиные крылья, скорее тяжело обвислые, нежели парящие. Вокруг монограммы свился в кольцо дракон - символ древнего дакийского рода Батори.

Она была блондинкой, но только благодаря модному в ее время итальянскому изобретению - частому Мытью головы пеплом и отваром фенхеля и ромашки, а затем - полосканию волос в настое венгерского шафрана. Именно так: и длинные темные локоны, которые слуги часами держали перед горящими свечами зимой и у залитого солнцем окна - летом, и лицо Эржебет, покрытое слоем кремов и мазей, стали светлыми.

В соответствии с модой, к тому времени уже устаревшей во Франции, ее убранные волосы едва видны на портрете: они скрыты под жемчужной диадемой. Этот жемчуг венецианцы привозили на своих судах из той самой Турции, которая оккупировала восточную и центральную часть Венгрии. Вся Европа в то время жила под знаком жемчуга: двор Валуа в Париже и многочисленные замки в провинции, строгий двор английской королевы Елизаветы, чьи воротники, рукава и перчатки были унизаны им, и даже двор Ивана Грозного.

Семья Батори была с древних времен известна как добром, так и злом. Два древнейших ее представителя живших во времена, когда семья еще не получила своего имени (Bathor означает «смелый»), братья Гут Келед, родившиеся в замке Штауфен в Швабии, объединили племена даков, скакавших на своих быстры лошадях с копьями, украшенными головами драконов трепещущими на ветру лентами, и трубивших в рожки сделанные из клюва аиста или орла. Согласно Венским хроникам, в 1036 году император Генрих III послал и во главе своих войск на помощь венгерскому королю Петеру. Семья, чьим родовым гнездом стала деревня Гут, прославилась во времена короля Шаломош (XI век) и герцога Гезы (XI век). В последующие годы королевское покровительство уже не оставляло ее.

Позднее семья Батори разделилась на две ветви: одна часть обосновалась на востоке Венгрии - в Трансильвании, другая - на западе страны.

Петер Батори был каноником в Сатмаре, на севере востоке Венгрии, но его так и не посвятили в духовный сан, и он оставил церковь. Он стал основателем семы Батори-Эчед. На склонах Карпатских гор до сих по можно увидеть развалины древнего замка Батори. Долгое время в нем хранилась венгерская корона - корон святого Штефана с наклоненным крестом. Основателем западной ветви Батори-Шомльо, чьи земли находились у озера Балатон, был Йоханн Батори. Обеим семьям продолжали сопутствовать слава и удача: Штефан III , Штефан IV Большеногий были правителями Венгрии, Чехии (в 1526-1562 годах) из династии Габсбургов.

Эржебет Батори принадлежала к ветви Эчед: ее двоюродные братья Шомльо были королями Польши и Трансильвании. Все они без исключения были людьми испорченными, жестокими, распутными, темпераментными и отважными.

Ференц (Франц) Надашди

В древней стране даков все еще царила языческая религия. Эта земля отставала от остальной Европы в своем развитии, по крайней мере, на два века. В то время I как на западе Венгрии одни лишь горы Надаш оставались незаселенными, здесь, в остальной части страны, правила таинственная богиня густых лесов Мнеллики. Потомки даков признавали только одного бога Иштена и его трех сыновей: дерево Иштена, траву Иштена и птицу Иштена. Именно к Иштену взывала заклинающая облака Эржебет. У суеверных жителей Карпат существовал и свой собственный дьявол - Ердег, которому прислуживали ведьмы, собаки и черные коты. И все, что происходило, объяснялось действиями духов природы и фей природных стихий: Делибаб - полуденной феи и матери видений, возлюбленной ветра; чудесных сестер Тюндер и феи водопадов, расчесывающей свои водяные волосы. Среди священных деревьев, дубов и каштанов по-прежнему исполнялись древние ритуалы поклонения солнцу и луне, рассвету и «черной кобыле» ночи.

Ее портрет мало что говорит о ней. В то время как обычно женская фигур, на полотне стремится вперед, чтобы показать себя во всей красе тому, кто смотрит на нее, и рассказывая свою историю, скрытая во тьме Эржебет на портрете совершенно замкнута в себе - цветок, выросший на мистической почве. Кожа на ее нежных руках преувеличенно бела. Ее рук почти не видно, но ясно, что они очень длинны. На ее запястьях - золотые браслеты, чуть выше которых - широкие, по венгерской моде рукава. Она затянута в высокий корсет, вышитый нитками жемчуга, одета в бархатную рубашку гранатового цвета, на фоне которой еще контрастнее выгляди белый передник - признак знатной женщины в ее стране.

Задолго до этого сестра Стефана Анна вышла замуж за Дьёрдя Батори из ветви Эчед. Представители семьи и раньше вступали в родственные браки, которые быстро вели их к вырождению. Батори страдали эпилепсией (именно она привела к ранней смерти короля Стефана), сумасшествием, безудержным пьянством. В сырых стенах замков их донимали подагра и ревматизм. Ими болела и рожденная в 1560 году Эржебет (Елизавета) Батори, дочь Дьёрдя и Анны. Быть может, этим и объяснялись приступы дикой ярости, которые охватывали ее с детства. Но, скорее всего, дело здесь в семейных генах Батори и жестокости того времени в целом. На равнинах Венгрии и в Карпатских горах без устали резали друг друга турки, венгры и австрийцы. Пойманных полководцев врага живьем варили в котлах или сажали на кол. Дядю Эржебет, Андраша Батори, зарубили топором на горном перевале. Ее тетку Клару изнасиловал турецкий отряд, после чего бедняжке перерезали горло. Впрочем, она сама до того лишила жизни двух мужей.

Судьба знатных девушек в этом суровом мире была определена раз и навсегда: раннее замужество, дети, хозяйство. То же ждало и Эржебет, которую еще в детстве обручили с графским сыном Ференцем Надашди. Ее отец рано умер, мать уехала жить в другой замок, и не по годам развитая девочка была предоставлена самой себе. Ничего хорошего из этого не вышло. В 14 лет Эржебет родила сына от лакея. Виновный исчез бесследно, как и ребенок, а ее поспешили выдать замуж. Супруги поселились в Чейте - одном из 17 замков семейства Батори. Приданое было таким богатым, что Ференц не стал поднимать вопрос о невинности новобрачной. Впрочем, его это не слишком интересовало: вскоре после свадьбы он ушел в поход на турок и с тех пор появлялся дома нечасто. И тем не менее Эржебет родила дочерей Анну, Оршолю (Урсулу), Катарину и сына Пала. По обычаю тех лет, детьми сначала занимались кормилицы и служанки, а после их отправили на воспитание в другие знатные семьи.
Оставшись одна, Эржебет отчаянно скучала. Она мечтала вырваться из горной глухомани и отправиться на бал в Вену или Пресбург, где все бы увидели ее красоту. Она была высокой, стройной, удивительно белокожей. Светлыми были и ее густые кудри, которые она отбеливала настоем шафрана. Помимо этого, она каждое утро умывалась холодной водой и любила конные прогулки. Не раз чейтскую госпожу встречали ночью бешено скачущей по округе на ее черном как смоль коне Винаре. Еще рассказывали, что она сама наказывает служанок - щиплет их или таскает за волосы, причем при виде крови становится просто одержимой. Во время одного из визитов Ференц обнаружил в саду обнаженную девушку, привязанную к дереву и облепленную мухами и муравьями. На его удивленный вопрос Эржебет беспечно ответила: «Она таскала груши. Я обмазала ее медом, чтобы хорошенько проучить».

В ту пору графиня еще никого не убивала. Хотя безгрешной не была: в отсутствие мужа завела любовника, соседского помещика Ладислава Бенде. Однажды они вдвоем мчались на конях по дороге и обдали грязью какую-то безобразную старуху. «Спеши, спеши, красавица! - крикнула та вслед. - Скоро ты станешь такой же, как я!» Дома Эржебет долго всматривалась в венецианское зеркало. Неужели ведьма сказала правду? Да, ей уже за сорок, но ее формы так же безупречны, а кожа упруга. Хотя… вон предательская морщинка в углу рта. Еще немного, и подкрадется старость и никто уже не восхитится ее красотой. С испорченным настроением хозяйка Чейта пошла спать…

В начале 1604 года умер ее муж, подхвативший лихорадку в одном из походов. Соседи жалели вдову, и никто не знал, что ждет ее подданных в тихом городке у подножия замка.

Эржебет Батори без устали искала средство, чтобы вернуть уходящую красоту: то рылась в старых гримуарах (сборниках магических ритуалов и заклинаний), то обращалась к знахаркам. Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от Чейта. Посмотрев на нее, старуха уверенно сказала: «Кровь нужна, госпожа. Купайся в крови девушек, не знавших мужчины, и молодость всегда будет с тобой». Вначале Эржебет опешила. Но потом вспомнила радостное возбуждение, которое всякий раз охватывало ее при виде крови. Неизвестно, когда именно она перешла границу, отделяющую человека от зверя. Но скоро девушки, отправленные в замок служить графине, стали пропадать неведомо куда, а на опушке леса начали появляться свежие могилы.

Хоронили и по трое, и по двенадцать сразу, объясняя смерть внезапным мором. На смену отошедшим в мир иной привозили крестьянок издалека, однако через неделю они куда-то исчезали. Ключница Дора Сентеш - мужеподобная бабища, пользовавшаяся особым расположением графини, - растолковывала любопытствующим жителям Чахтиц: мол, крестьянки оказались полными неумехами и отправлены по домам. Или: эти, новенькие-то, разгневали госпожу дерзостью, она пригрозила им наказанием, вот и убежали…

В начале XVII века (а происходило все это в 1610 году, когда Эржбете Батори исполнилось пятьдесят) в кругах знати считалось неприличным вмешиваться в частную жизнь равных себе, и потому слухи вспыхивали и угасали, не оставляя следа на репутации сиятельной дамы. Правда, возникло робкое предположение, что графиня Надашди втайне приторговывает живым товаром - поставляет розовощеких и статных христианок турецкому паше, большому их обожателю. А поскольку таким промыслом скрытно занимались многие славные представители высшего общества, стоило ли ломать голову, разгадывая, куда деваются девушки?

За десять лет, когда в Чейте правил ужас, механизм убийств оказался отработанным до мелочей. Он был таким же, как и за полтора века до Эржебет у французского барона Жиля де Ре, и таким же, как у русской помещицы Салтычихи (Дарьи Салтыковой) полутора веками позже. Во всех случаях жертвами были девушки, а у барона - еще и дети. Возможно, они казались особенно беззащитными, что распаляло пыл садистов. А может, главным здесь была зависть стареющих людей к юности и красоте. Свою роль сыграли и наследственные пороки рода Батори, и суеверия самой Эржебет. Она творила зло не одна: ей помогали подручные. Главным был уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко. Живя в замке на положении шута, он вдоволь наслушался насмешек и смертельно ненавидел всех, кто был здоров и красив. Шныряя по округе, он выискивал дома, где подрастали дочери. Потом в дело вступали служанки Илона Йо и Дорка: они являлись к родителям девушек и уговаривали их за хорошие деньги отдать дочек в услужение к графине. Они же помогали Эржебет избивать несчастных, а потом хоронили их тела. Позже местные крестьяне, почуяв неладное, перестали откликаться на посулы хозяйки замка. Ей пришлось нанять новых зазывал, которые подыскивали ей жертв в дальних деревнях.

Когда девушек доставляли в Чейт, к ним выходила сама графиня. Осмотрев их, она выбирала самых красивых, а остальных отправляла работать. Отобранных отводили в подвал, где Илона и Дорка сразу начинали бить их, колоть иглами и рвать кожу щипцами. Слушая крики жертв, Эржебет распалялась и сама бралась за пытки. Случалось, она зубами вырывала из тел своих жертв куски мяса. Хотя кровь не пила, так что вампиршей ее считают напрасно, впрочем, велика ли разница? Под конец, когда девушки уже не могли стоять, им перерезали артерии и сливали кровь в тазы, наполняя ванну, в которую погружалась графиня. Позже она заказала в Пресбурге чудо пыточной техники - «железную деву». Это была полая фигура, составленная из двух частей и утыканная длинными шипами. В потайной комнате замка очередную жертву запирали внутри «девы» и поднимали вверх, чтобы кровь потоками лилась прямо в ванну.

Время шло, а кровавые омовения не приносили результата: графиня продолжала стареть. В гневе она призвала Дарвулю и пригрозила сделать с ней то же, что по ее совету делала с девушками. «Вы ошиблись, госпожа! - запричитала старуха. - Нужна кровь не холопок, а знатных девиц. Раздобудьте таких, и дело сразу пойдет на лад». Сказано - сделано. Агенты Эржебет уговорили двадцать дочек бедных дворян поселиться в Чейте, чтобы развлекать графиню и читать ей на ночь. Уже через две недели никого из девушек не было в живых. Это вряд ли помогло их убийце омолодиться, но Дарвуле было уже все равно - она умерла от страха. Но безумные фантазии Эржебет уже не знали удержу. Она поливала крестьянок кипящим маслом, ломала им кости, отрезала губы и уши и заставляла есть их. Летом ее любимым развлечением было раздевать девушек и связанными сажать на муравейник. Зимой - обливать водой на морозе, пока они не превратятся в ледяные статуи.

Убийства совершались не только в Чейте, но и в двух других замках Эржебет, а также на водах в Пиштяне, где графиня также пыталась вернуть исчезающую красоту. Дошло до того, что она не могла провести и нескольких дней без убийств. Даже в Вене, где Эржебет по мрачному совпадению имела дом на Кровавой улице (Блютенштрассе), она заманивала к себе и убивала уличных нищенок. Остается удивляться, что столько лет ей все сходило с рук, тем более что по округе волнами расходились слухи о преступлениях «чейтской твари». Быть может, правы те, кто говорит о высоких покровителях убийцы. Так, свидетели вспоминали о знатной даме, которая приезжала в замок в элегантном мужском костюме и неизменно участвовала в пытках и убийствах, после чего удалялась с графиней в спальню. Видели здесь и мрачного господина с капюшоном, скрывающим лицо. Слуги шептались, что это воскресший Влад Дракул, когда-то творивший свои черные дела в соседней Валахии. Не укрылось от глаз и засилье в замке черных котов, и начертанные на стенах каббалистические знаки. Начались толки о связи графини с дьяволом, что считалось похуже убийства крестьянок.

Конец преступлениям Эржебет Батори положила самая банальная причина. Нуждаясь в деньгах для своих опытов по омоложению, графиня заложила один из замков за две тысячи дукатов. Опекун ее сына Имре Медьери поднял скандал, обвиняя ее в разбазаривании имущества семьи. Ее вызвали в Пресбург, где собрались на сейм все вельможи, включая императора Матиаса и ее родича и покровителя Дьёрдя Турзо. Последний уже получил письмо от священника, которому пришлось отпевать сразу девять убитых Эржебет девушек. Вначале он собирался по-семейному замять историю, но тут графиня прислала ему пирог. Чуя неладное, Турзо скормил пирог собаке, и та тут же сдохла. Разгневанный магнат дал делу законный ход. Для начала он допросил оказавшихся в городе родных Эржебет, которые рассказали немало интересного. Например, ее зять Миклош Зриньи однажды гостил у тещи, и его собака вырыла в саду отрубленную руку. Дочери обвиняемой были бледны и повторяли одно: «Простите маму, она не в себе».

Вернувшись в Чейт, графиня составила колдовское заклинание, которому научила ее Дарвуля: «Маленькое Облако, защити Эржебет, она в опасности… Пошли девяносто черных котов, пусть они разорвут на части сердце императора Матиаса и моего кузена Турзо, и сердце рыжего Медьери…» И все же она не смогла удержаться от искушения, когда к ней привели юную служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Эржебет до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Эржебет успокоилась.

А наутро в замок явился Турзо с солдатами. В одной из комнат они нашли мертвую Дорицу и двух других девушек, еще подающих признаки жизни. В подвалах ждали другие страшные находки - тазы с высохшей кровью, клетки для пленниц, разломанные части «железной девы». Нашли и неопровержимое доказательство - дневник графини, где она фиксировала все свои злодеяния. Правда, имен большинства жертв она не помнила или просто не знала и записывала их так: «№ 169, маленького роста» или «№ 302, с черными волосами». Всего в списке было 610 имен, но туда попали не все убитые. Считается, что всего на совести «чейтской твари» не менее 650 жизней. Эржебет поймали буквально на пороге - она собиралась бежать. Стоит отметить, что в один из дорожных сундуков были аккуратно упакованы орудия пыток, без которых она уже не могла обойтись.

Турзо своей властью приговорил ее к вечному заточению в собственном замке. Ее подручных доставили на суд, где свидетели наконец-то смогли рассказать все, что знали, о преступлениях их бывшей госпожи. Илоне и Дорке раздробили пальцы, а потом заживо сожгли на костре. Горбуну Фицко отрубили голову, а тело тоже швырнули в костер. В апреле 1611 года в Чейт прибыли каменщики, которые заложили камнями окна и двери комнаты графини, оставив только маленькую щель для миски с едой. В заточении Эржебет Батори жила в вечной тьме, питаясь только хлебом и водой, не жалуясь и ничего не прося. Она умерла 21 августа 1614 года и была похоронена у стен замка, рядом с останками своих безымянных жертв. Говорят, что до сих пор по ночам из проклятого замка раздаются стоны, приводящие в ужас округу.

источники
http://alisavamp.narod.ru/biblio/articles/nikol/nikol15.html
http://www.zexe.de/batory.html
http://www.midnight.nnm.ru/

Давайте вспомним каким был , а так же как выглядит Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Этой женщине приписывают 650 жестоких убийств. Но настолько ли правдива официальная версия ее биографии? Возможно, она является вовсе не злодейкой, а жертвой?

История венгерской графини-убийцы, творившей свои злодеяния на рубеже XVI-XVII веков, загадочна и противоречива: образ Елизаветы Батори стал не просто легендарным, а почти мифическим, и потому сейчас очень сложно отделить правду от художественного вымысла. Существуют как официальные, так и альтернативные версии ее биографии, а ожесточенные споры историков не утихают по сей день: на самом ли деле Батори была злодейкой, совершившей сотни убийств ради собственного удовольствия, или эта женщина сама стала жертвой? Едва ли мы сможем ответить на этот вопрос, но постараемся рассказать историю Батори, изложив самые интересные факты, сохраняя беспристрастность.

1. Была родственницей графа Дракулы

Полное имя графини Батори – Эржебет Батори из Эчеда. Нам более привычно называть ее Елизаветой, так как именно так звучит венгерское имя Эржебет на русском языке. Женщина, в судьбе которой мы постараемся подробно разобраться, родилась в Королевстве Венгрия 7 августа 1560 года. Она была потомком влиятельнейшего аристократического рода Батори, причем и мать, и отец девочки происходили из одной семьи. Кстати, забегая вперед, отметим, что некоторые исследователи считают деяния графини, о которых речь пойдет дальше, результатом наличия у нее психических расстройств, а те, в свою очередь, – следствием часто случавшихся в роду Батори внтурисемейных браков, которые, если верить ученым, ведут к деградации генов.

Считается, что дальним родственником легендарной графини был другой не менее легендарный персонаж – граф Влад III Цепеш, живший в XV веке в Валахии. В народе после романа Брэма Стокера он стал более известен как граф Дракула. Роднит их еще и то, что оба с течением времени стали по-настоящему мифическими персонажами и благодаря фольклору и художественной литературе плотно укоренились в образах каноническимих антагонистов. Именно поэтому сейчас вычленить в их биографиях зерна правды и реально подтвержденные факты очень сложно.

2. Обладала неземной красотой и незаурядным интеллектом

В отечественном кинематографе роль «прекрасной и ужасной» графини досталась Светлане Ходченковой

Биографы Батори утверждают, что с юных лет она обладала не только прекрасными внешними данными, но и незаурядными умственными способностями: будучи еще совсем маленькой, графиня овладела тремя языками – немецким, греческим и латынью. Были ли замечены за юной Елизаветой какие-то садистские наклонности? В некоторых источниках говорится о том, что семейство Батори нельзя было назвать образцовым: родители девочки вели распущенный образ жизни и утоляли жажду наслаждений всеми возможными способами, а телесные наказания детей и слуг были одним из немногих доступных в то время развлечений. Вполне возможно, юная Батори становилась объектом этих издевательств или имела возможность наблюдать за ними. Однако, хотя в литературе часто упоминаются отсылки к личному дневнику графини, в котором она якобы описывала свои впечатления от наблюдения за пытками, был ли он на самом деле, доподлинно неизвестно.

3. Рано вышла замуж и была несчастна в браке

Ференц Надажди – муж графини Батори

Фото wikipedia

Елизавете было всего 10 лет, когда, руководствуясь политическими мотивами, родители выбрали ей жениха и состоялась помолвка. В 15 лет графиня уже стала женой Ференца Нададши – отпрыска другой влиятельной венгерской семьи. Свадьба пары была роскошной – на торжестве побывало более 4,5 тыс. гостей, а в качестве даров от мужа графиня получила Чахтицкий замок и 17 окрестных деревень. Однако, если верить историкам, счастья в семейной жизни Батори не нашла. Сразу после свадьбы супруг покинул ее, чтобы продолжить свое обучение в Вене, а спустя три года был назначен командующим венгерскими войсками на войне с турками. С этого момента супруг стал редким гостем в жизни Елизаветы, а ей было поручено в его отсутствие вести дела и управлять имениями. Только в 1601 году, серьезно заболев, Ференц вернулся домой, но в 1604 году недуг свел его в могилу.

4. Имела много любовников, одного из которых зверски убил ее муж

Елизавета была любвеобильна и не слишком разборчива в связях (в роли Батори – Анна Фрил)

Фото кадр из фильма «Кровавая графиня Батори»

Какая именно болезнь подкосила мужа графини, до сих пор доподлинно неизвестно. Существуют и версии о том, что сама Батори поспособствовала тому, чтобы муж-инвалид поскорее избавил ее от своего присутствия. Реальных доказательств причастности Елизаветы к смерти супруга нет, но если говорить о мотивах, которые могли подвигнуть эксцентричную женщину на такой поступок, их, конечно, было много. Начать следует хотя бы с того, что Нададши был навязан Батори родителями, и за все годы совместной жизни не сделал ничего, чтобы сблизиться с женой. Во-вторых, все биографы сходятся на том, что графиня была очень любвеобильна и буквально сразу после свадьбы завела себе из числа слуг любовника Ласло Бенде, над которым Ференц, узнав об измене, устроил жестокую расправу. Взбешенный супруг кастрировал соперника и бросил его на растерзание своре собак.

5. Родила много детей, но точная цифра до сих пор неизвестна

Разумеется, мы не знаем, испытывала ли Елизавета какие-то серьезные чувства к своему любовнику Ласло, но у этой женщины могла быть и другая веская причина для нечеловеческой ненависти к мужу. Историки полагают, что первая беременность Батори случилась спустя два года после свадьбы, в то время, когда законный супруг доблестно сражался на войне. Измена вскрылась именно потому, что во время одного из приездов домой Нададши застал жену в интересном положении, к которому он, ясное дело, никакого отношения иметь не мог.

После того как Ференц расправился с любовником, он вывез неверную графиню в другой замок, а когда женщина родила, убил новорожденную девочку. С какой долей уверенности можно говорить о том, что остальные дети, которых позже произвела на свет Елизавета, были от мужа, неизвестно, однако официально все шесть детей Батори считаются отпрысками Нададши. Также существует неподтвержденная версия о том, что у графини был и восьмой умерший в младенчестве ребенок, которого она родила от следователя, который вел ее дело.

6. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как «самый массовый убийца»

Считается, что Елизавета не только убивала девушек, но и зверски над ними издевалась

Фото кадр из фильма «Кровавая леди Батори»

Итак, графиня Батори, прозванная кровавой, вошла в историю как женщина, совершившая за свою жизнь самое большое количество убийств. Ее злодеяния даже были занесены в Книгу рекордов Гиннесса, что весьма странно, ведь по поводу реального числа ее жертв историки спорят по сей день. Как же можно делать такие заявления, если мы даже не знаем, сколько именно девушек убила Батори? Более того, сегодня существует альтернативная версия ее биографии, которая полностью обесценивают данный «рекорд»…

Цифра: 650 девушек – число жертв Батори, указанное в Книге рекордов Гиннесса

Как бы то ни было, стоит узнать, как звучит и на чем основывается официальная и привычная всем версия истории о кровавой леди. Считается, что имевшая садистские наклонности Елизавета поначалу устраивала пытки и убивала юных девушек просто ради собственного удовольствия, без какой-то цели. Потом, войдя во вкус, Батори решила, что из злодеяний можно извлечь пользу, и стала проводить ритуалы омовения в крови с целью продления собственной молодости. Именно этим объяснялся тот факт, что жертвами графини становились именно прекрасные девственницы.

Существует версия, что кровь девственниц графиня использовала для омоложения

Фото кадр из фильма «Кровавая леди Батори»

Начала она с собственной прислуги, а когда личные запасы подопытных оскудели, переключилась на покупку живых игрушек. Графиня принимала на работу юных девушек, а также предлагала жителям своих деревень отдавать ей дочерей на обучение этикету и хорошим манерам. Попав в замок, живыми девушки из него не выходили. С 1601 года, видимо, из-за того, что поголовье юных дев в подведомственных Батори землях стало резко сокращаться, местный лютеранский пастор Иштван Мадьяри начал забрасывать короля письмами с просьбой провести проверку. До служителя церкви дошли слухи о том, что история эта связана с замком Чейте и его хозяйкой.

7. Существует как минимум три версии обстоятельств ареста графини

По официальным данным, следователи опросили более 300 свидетелей по делу Батори

Фото кадр из фильма «Графиня»

В 1610 году король Матьяш II решил начать следствие относительно Елизаветы Батори и поручил это дело Палатину Венгрии, графу Дьёрдю Турзо. Год нотариусы собирали показания – было опрошено порядка 300 свидетелей из числа служителей замка, местных крестьян и знати. Из полученных данных следователи заключили, что графиня повинна в предъявленных ей обвинениях. Люди рассказывали, будто Батори начала свои злодеяния с убийства двух девочек-служанок, после переключилась на поиск жертв в своих деревнях и даже прибегала к похищениям крестьянских дочек. Из разрозненных сведений было заключено, что Елизавета жестоко издевалась над девушками, пуская в ход изощренные пытки. Этих свидетельств Турзо хватило, чтобы заявиться в замок с целью ареста злодейки. Батори была заключена под стражу 30 декабря 1610 года.

По поводу обстоятельств ареста и подлинности прямых доказательств вины Елизаветы Батори историки спорят, разумеется, еще более ожесточенно, чем о количестве ее любовников и детей. Официальная версия гласит, что люди Турзо, попав в замок, сразу же обнаружили жертв – одна девушка была мертва, одна при смерти и еще несколько томились в заточении. Имеет хождение и история о том, что арестовывать убийцу Турзо явился собственной персоной и застал преступницу с поличным – в процессе пыток. Еще более красноречивая версия гласит, что в момент ареста Елизавета как раз совершала свой любимый бьюти-ритуал – принимала омолаживающую кровавую ванну.

8. Некоторые историки считают, что Батори стала жертвой интриг

У графини могли быть враги, которые сфабриковали дело против нее

Доказательства вины Елизаветы Батори показались некоторым исследователям неубедительными – например, венгерские историки Ласло Надь и доктор Ирма Садецки-Кардош считают, что выглядят обстоятельства дела так, будто они были сфабрикованы. Ученые указывают на то, что в деле есть много нестыковок и накладок; их также смущает тот факт, что суд над пособниками Батори произошел как-то слишком скоротечно – через день после дачи обвинительных показаний. Последний пункт исследователи объясняют тем, что, скорее всего, слуг Батори жестоко пытали, чтобы выбить обвинения против хозяйки, а после убрать их как можно быстрее было просто необходимо. Какие же мотивы, по мнению сторонников альтернативной версии, были у недоброжелателей Батори?

Историки указывают на то, что, скорее всего, они носили политический характер: Елизавета Батори была очень влиятельной персоной, и ее смерть вполне могла быть выгодна кому-то в высших эшелонах власти. Также существует версия о том, что дело стало следствием личной неприязни Турзо к Батори, которой задолжал графине крупную сумму денег. Однако противники альтернативной версии указывают на то, что и Ласло Надь, и Ирма Садецки-Кардош игнорируют самое главное – доказательства, фигурирующие в официальных документах по делу Батори. Как быть с 300 свидетелями, которые дали обвинительные показания и с найденными в доме телами женщин? В ответ на эти обвинения Ирма Садецки-Кардош отмечает, что «показания могли быть даны под давлением и в состоянии общей паники», а наличие трупов сфабриковано.

До сих пор открытым остается спор о реальном числе жертв графини. Изначально ее сообщники, давая показания, говорили о 36 убитых девушах, позже число выросло до 50, а потом стало и вовсе астрономическим – 650. Эта информация была предоставлена одной из допрошенных женщин, которая утверждала, что лично видела в дневнике графини полный список ее жертв. Именно с этим числом Елизавета Батори попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый серийный убийца. Стоит ли пояснять, что данные эти не могут считаться достоверными.

Для леди Батори выбрали своеобразную меру наказания – ее фактически замуровали в собственной комнате. В покоях заколотили и дверь, и окно, оставив только щелку для воздуха и подачи пищи. Так Елизавета просуществовала до 21 августа 1614 года. Ночью, накануне своей смерти, женщина пожаловалась стражнику, что у нее холодеют руки, но тот проигнорировал обращение. Утром графиню нашли мертвой. Похоронили Елизавету Батори 25 ноября 1614 года в Чахтице, однако потом, после волны протестов суеверных местных жителей, останки перевезли в ее родовое поместье Эчед. Сегодня место захоронения неизвестно.

Разумеется, сегодня мы не сможем выяснить, была Елизавета Батори чудовищем или сама стала жертвой обстоятельств: слишком много в этой истории фольклорных напластований, которые серьезно снижают шансы на объективность. Сейчас история жизни Батори – это легенда, сказка о добре и зле, а в сказки мы привыкли верить, не задавая лишних вопросов.