Болезни Военный билет Призыв

С какой целью проводят сублимацию. Сублимация - что это такое? С точки зрения современной науки

Не ослабляя напора. Эта менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близкую, называется сублимацией».
В психоанализе чаще всего идет о смене душевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В . 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского .
Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое , обусловливают его поступки.
С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний.
Монотонная, изматывающая постоянно порождает в человеке неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая , и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

СУБЛИМАЦИЯ

(позднелат. sublimatio, от лат. subli-mo - высоко поднимаю, возношу) в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 ; в разработанной им концепции психоанализа С. рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо) , противоположный вытеснению. В социальной психологии С. связывается с процессами социализации. Проблемам С. уделяется значит. в психологии творчества, детской психологии, психологии спорта и др.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СУБЛИМАЦИЯ

(от лат. sublimare возносить)

утончение, . В психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную , большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СУБЛИМА́ЦИЯ

(позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. у него выступал как провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий "). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гёте, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гёте, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии.

Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго.

Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. выявляет себя как инвертированный или как "игра на понижение"; учитывая тот факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом творч. как создание нового качества ускользает от прямого исследования.

Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris Ε., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1.

Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СУБЛИМАЦИЯ" в других словарях:

    - (хим.) операция, состоящая в отделении летучих плотных тел, напр. нашатыря, пирогаллола, бензойной кислоты, от нелетучих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СУБЛИМАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    сублимация - (от лат. sublimo возношу) процесс и один из основных защитных механизмов психики преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».… … Большая психологическая энциклопедия

    Сублимация - Сублимация ♦ Sublimation Изменение состояния (от наиболее тяжелого к самому легкому) или направленности (от самой низкой к самой высокой). Слово «сублимация», первоначально обозначавшее нравственное возвышение, было взято на вооружение… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского sublimo возношу), возгонка, переход вещества из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости. Сублимация фазовый переход 1 го рода. Процесс сублимации идет с поглощением энергии, называемой теплотой сублимации. Обратный … Современная энциклопедия

    - (лат. sublimo возвышать, возносить) Психологическая категория, активно вошедшая в гуманитарные науки XX в. во фрейдистской (см.: Фрейд) интерпретации. Согласно Фрейду, С. это психический процесс, в результате которого энергия природных… … Энциклопедия культурологии

    - (от лат. sublimo высоко поднимаю, возношу), возгонка, переход в ва из крист. состояния непосредственно (без плавления) в газообразное; происходит с поглощением теплоты (фазовый переход I рода). С. одна из разновидностей парообразования, возможна… … Физическая энциклопедия

Сублимация , сублимирование (от лат. Sublimare - возносить) - процесс, механизм и результат преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующиеся заменой сексуальной цели на цель "более отдаленную и более ценную в социальном отношении" (Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций). Автор этого понятия, З. Фрейд, в общем, характеризовал С. как процесс, происходящий с объектом либидо, суть которого заключается в отвлечении от сексуального и переориентации влечения на цели, далекие от сексуального удовлетворения (Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности).

В качестве основных форм проявления действия С. З. Фрейд выделял различные творческие процессы (творческую деятельность).

З. Фрейд считал, что способностью к С. обладают все люди, но при этом многие из них обладают данной способностью лишь в незначительной степени (Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции). В общем С. может быть понята как один из фундаментальных защитных механизмов личности.

В. И. Овчаренко

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. sublimare – возносить), в психоанализе З. Фрейда – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации является...

Философский словарь

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

Философский словарь

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. "Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати...

Философский словарь

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один...

Философский словарь

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в...

Философский словарь

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но...

Новейший философский словарь

СУБЛИМАЦИЯ (СУБЛИМИРОВАНИЕ) - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характеризующийся заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную в социальном отношении С - процесс, происходящий с объектом либидо, и состоит в том, что влечение...

Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина

1) Сублимация - (от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

2) Сублимация - (от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

3) Сублимация - (от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

4) Сублимация - - по непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

5) Сублимация - термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

6) Сублимация - - переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

7) Сублимация - (от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

8) Сублимация - (лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Сублимация

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

(от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

(лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

В психологии сублимацией называется зрелый тип защитного механизма, когда социально неприемлемые импульсы сознательно превращаются в социально приемлемые действия или поведение. Например, человек, испытывающий крайний гнев, может заняться кикбоксингом в качестве средства, помогающего "выпустить пар". считал, что сублимация является признаком зрелости, которая позволяет людям функционировать в социально приемлемый способ.

Фрейд использовал это слово в концепции духовного перенаправления либидо. Таким образом, это понятие имеет корни в психоаналитической теории. Согласно Фрейду, концепция сублимации оказывала существенное влияние на развитие личности, а также культуры, во все времена.

Происхождение

Первым мыслителем, использовавшим это слово в психологическом смысле, был немецкий философ Фридрих Ницше. Фрейд считал это механизм защиты наиболее продуктивным по сравнению с другими, которые он определил (репрессии, смещение, отрицание, реактивное формирование, интеллектуализация и проекция). Сублимация представляет собой процесс превращения либидо в "общественно полезные" достижения, прежде всего, искусство. Психоаналитики часто называют только сублимацию по-настоящему успешным механизмом защиты.

Межличностный психоанализ

Гарри Стек Салливан, пионер в области межличностного психоанализа, определил сублимацию, как невольную замену прямого удовлетворения, которое противоречило бы идеалам человека или мнению социальных цензоров и других важных людей, окружающих его, социального одобренным частичным удовлетворением. Замена может быть не совсем тем, что мы хотим, но это единственный способ, с помощью которого мы можем получить хотя бы часть нашего удовлетворения, и чувствовать себя в безопасности при этом. Салливан документально подтвердил, что все сублиматорные вещи более сложны, чем прямое удовлетворение потребностей, к которым они применяются. Они не влекут за собой нарушение сознания.

Сексуальные сублимации, также известные как сексуальные трансмутации, - это попытка, особенно в некоторых религиозных традициях, преобразовать сексуальные влечения или "сексуальную энергию" в творческую энергию. В этом контексте сублимация является переносом сексуальной энергии, или либидо, в физический акт или иные эмоции, чтобы избежать конфронтации с сексуальным влечением, которое само по себе противоречит вере человека или его религиозным убеждениям. Она основана на идее, что "сексуальная энергия" может быть использован для создания духовной природы, которая в свою очередь, может создать более чувственные работы, вместо одной "сырой" сексуальности. Классическим примером в западных религиях является священнический целибат.

Различные школы описывают общие сексуальные побуждения в качестве носителей духовной сущности, и существуют разнообразные имена жизненной энергии - жизненные ветры (праны), духовная энергия, Оджас, Шакти, туммо, или кундалини. Считается также, что сексуальная сублимация может способствовать пробуждению мистического в человеке.

Каждый из нас слышал слово «сублимация». Многие для того, чтобы казаться высокообразованными и начитанными, употребляют его в своей речи совершенно неуместно, не понимая значения этого слова. Ни для кого не секрет, что родоначальником этого понятия был З.Фрейд, который применил его в своей концепции искусства. Узнать значение сублимации можно из философского словаря, энциклопедии по психологии и медицине. Разберемся, что означает этот термин простыми словами.



Что такое сублимация?

Сублимация (от латинского «sublimo» – одухотворяю, возношу ввысь) – способность психики человека привлекать и использовать внутренний защитный механизм, связанный со снятием возникающего биологического напряжения, скопившейся нерастраченной энергии посредством ее трансформации, преобразования в созидательную, активную, творческую, позитивную, социально приемлемую деятельность.

Когда говорят, что человек сублимирует свою энергию, это означает, что он переключается с физических и биологических потребностей на достижение социально значимых и культурных целей. Понятие сублимации включает в себя следующие компоненты:

  • перенаправление энергии с желания достичь низменных целей на достижение высоких, одобренных обществом целей (от сексуальных потребностей, инстинктивных человеческих желаний к творчеству, духовности);
  • эмоциональную перестройку человека;
  • психологическое раскрепощение, освобождение от биологических инстинктов;
  • трансформация скопившейся энергии в приемлемый обществом вид человеческой деятельности.




Психоаналитическая теория Фрейда

В конце XIX – начале ХХ века – величайший австрийский психолог и психоаналитик – использовал в своем учении понятие сублимации как первоисточника, первопричины, лежащей в основе всех культурных и художественных творений и произведений. По его мнению, смысл трансформации заключается в том, что физиологические потребности человека, которые являются врожденными, первичными (природное сексуальное влечение) переходят в другие цели, не связанные с сексуальным удовлетворением. Человек переключается на другие виды деятельности, нравственно-положительные, соответствующие моральным нормам и принципам, и получает такое же удовольствие, только плодами перенаправления энергии являются продукты творчества. Фрейд рассматривал сублимацию в качестве исключительно хорошей защиты, способствующей конструктивному поведению человека, востребованной деятельности и поиску социально адаптивного разрешения внутренних противоречий и конфликтов. Сегодня эта концепция стала значительно шире – кроме первичных потребностей, перенаправление энергии распространилось на любые неприемлемые импульсы, нежелательные, травмирующие и негативные переживания, не зависящие от их природного происхождения.

Пример: склонность к садизму трансформируется в общественно полезную хирургическую деятельность, сексуальная похоть – в занятия изобразительным искусством, склонность к агрессии – в занятия боевыми видами спорта, склонность к насилию – в профессиональную деятельность в силовых органах, нездоровый интерес к смерти – в работу патологоанатомами в моргах, вуайеризм – в стриптизерскую деятельность, пироманство – в работу в цирках и организациях, занимающихся созданием праздничных фейерверков и т.д. З.Фрейд применял основные положения этой теории в своей психоаналитической практике.

Сублимация Юнга

Карл Юнг, известный швейцарский психиатр, последователь Фрейда, критиковал фрейдовскую теорию сублимации. Он считал, что сублимация имеет эзотерическое происхождение и относил ее к мистическим явлениям. Юнг придавал этому термину абсолютно противоположное значение, указывая на невозможность научно обоснованного доказательства концепции Фрейда. Юнг не отрицал сексуальной подоплеки в любом виде общественной деятельности, но считал, что человек трансформирует скопившуюся от сексуального неудовлетворения энергию не преднамеренно и принудительно, а бессознательно, и для этого требуются алхимические преобразования – огонь и Первоначальная Материя.




С сублимированием сексуальной энергии связано понятие либидо. Это половой инстинкт, сексуальное влечение, которое имеет психологическое начало. Эта энергия самая мощная и доступная. Когда она реализовывается, то улучшается самочувствие человека, окружающий мир наполняется яркими красками, возрастает творческий потенциал, улучшаются человеческие взаимоотношения. Когда сексуальная энергия трансформируется в творчество, то человек говорит о том, что у него появилась муза, вдохновившая его, – это тот объект, который помог трансформировать неудовлетворенное либидо. В истории можно встретить немало примеров некоторых гениев, которые сознательно отказывались от удовлетворения естественных человеческих потребностей для великих свершений в творчестве (картины Леонардо да Винчи, Ивана Крамского). Но психотерапевты не одобряют подобного поведения с точки зрения физического и психического здоровья.


Демонстрацией самого известного примера сексуальной сублимации является итальянская кинокомедия режиссеров Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа «Укрощение строптивого», где главный герой, которого играет Адриано Челентано, убежденный женоненавистник, привыкший к грубой фермерской работе, колет дрова, высвобождая свою неуемную сексуальную энергию. Для него сексуальной сублимацией является тяжелый физический труд.

Современная трактовка

Современная точка зрения, касающаяся интерпретации понятия «сублимация» состоит в том, что сублимировать означает перенаправлять любые тайные стремления и неодобряемые обществом внутренние импульсы на такие формы поведения, которые поддаются контролю и положительно оцениваются социумом. В основе тайных стремлений и желаний лежит либидо человека.



Когда человека охватывает нежное чувство, когда его влечет к другому человеку, в нем очень часто просыпается какой-либо талант: в написании поэзии, изображении живописи или создании музыкальных произведений. Статистика свидетельствует о том, что все творческие шедевры создавались в тот момент, когда их творцов накрывала волна влюбленности.

  • Необходимо избавиться от внутренней зажатости, раскрепоститься;
  • Нужно работать над собственной креативностью, развивать свое воображение, направлять все усилие на открытие внутреннего потенциала;
  • Концентрация на бессознательном, избавление от комплексов, всего того, что мешает проявиться тайным желаниям;
  • Относитесь к себе с максимальным уважением и любовью, верьте в собственные силы и настройтесь на достижение небывалых высот;
  • Запомните, впитайте это чувство эмоционального подъема, того энтузиазма, который охватывает вас при одной только мысли об объекте вашего желания, доверьтесь интуиции.



Что это с точки зрения науки?

Современная наука трактует понятие сублимации гораздо сложнее и глубже, нежели просто находя ее связь с сексуальными желаниями человека. С научной точки зрения, это защитный механизм человеческой психики. Сублимация позволяет высвободить энергию человека через спорт, науку, творчество, религию. Гениальный режиссер Альфред Хичкок говорил, что единственное его оружие для победы над собственными страхами – это создание творений кинематографии. Энергию можно вложить во что угодно – хоть в мытье посуды, главное, чтобы это занятие приносило моральное удовлетворение. Термин «сублимация», кроме психологии, психоанализа и философии, применяется и в других науках и сферах человеческого знания:

  • Химия (переход твердого вещества в газообразное состояние, не побывав в жидком);
  • Пищевая промышленность (извлечение льда из замороженных продуктов);
  • Полиграфия (перемещение картинки с одной поверхности на другую).

Важно! Человек – загадка для самого себя. Несмотря на все попытки познать себя, ему так и не удалось это сделать.

Сублимация – это помощник в процессе высвобождения дремлющих в человеке творческих сил и направлении их в созидательное русло. Но использовать ее нужно с известной долей осторожности, не отказываясь от своего природного предназначения.