Болезни Военный билет Призыв

Русский язык правила для поступления в вуз. Пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы - Розенталь Д.Э

ПОСТУПАЮЩИМ В ВУЗЫ

Д.Э.РОЗЕНТАЛЬ

ПОСОБИЕ

ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ

для поступающих в вузы

Москва

«ОНИКС 21 век»

«Мир и Образование»

ББК81.2Рус-922

Подготовка текста и научная редакция

Л. Я. Шнейберг

Розенталь Д. Э.

Р64 Пособие по русскому языку для поступающих в вузы /

Д. Э. Розенталь. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС

21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. -

416 с. -^ (Поступающим в вузы).

ISBN 5-329-00232-Х (ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)

ISBN 5-94666-091-8 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)

Пособие содержит теоретические сведения по русскому

языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунк-

туации, лексике и стилистике, фамматическому разбору. Оно

поможет повторить и закрепить знания и умения, получен-

ные в средней школе.

Пособие предназначено для поступающих в вузы, учите-

лей русского языка и преподавателей подготовительных

курсов вузов.

УДК 811.161.1

ББК 81.2Рус-922

ISBN 5-329-00232-Х

(ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)

ISBN 5-94666-091-8

(ООО «Издательство «Мир и Образование»)

© Розенталь Ю. Д., наследник, 2004

© ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век».

Оформление обложки, 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) лексика и стилистика, 4) грамматический разбор.

Упражнения в первых двух разделах построены на действующих «Правилах русской орфографии и пунктуации». Материал дается в принятой системе, соответствующей школьной программе, что позволяет сохранить нужную последовательность и преемственность, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным случаям.

В области орфографии - это правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), одного или двух и в суффиксах прилагательных и причастий, пра-

вописание наречий, частиц не и ни, употребление прописных букв.

В области пунктуации основное внимание уделено упражнениям на постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях.

Значительная часть упражнений имеет обобщающий характер и построена по принципу сопоставления ана-логичных и контрастных явлений. Приводятся не только связные тексты, но и отдельные предложения и даже разрозненные слова и словосочетания, правописание которых не связано с более широким контекстом. Особый характер имеют повторительные упражнения в виде диктантов: предполагается, что учащиеся напишут текст под Диктовку, а затем сами сверят написанное с напечатанным. Это позволит закрепить правописные навыки и навыки самопроверки. Каждый раздел завершается повторительными упражнениями.

Необходимые объяснения, частично воспроизводящие, частично расширяющие знакомые учащимся сведения, даются в виде правил (более общего содержания), справок (более частного значения) и специальных приложений. Для справок приводится обширный перечень наречий, вводных слов, фразеологических выражений

с союзом как и т. д.

Материал для лекеико-стилистических упражнений (третий раздел пособия) отобран с учетом типичных ошибок в письменных работах лиц, поступающих в вузы:

многолетние наблюдения показывают, что нередко при орфографическом и пунктуационном «благополучии» экзаменационных работ существенным их недостатком

является низкая стилистическая грамотность. К разделу приложен довольно подробный справочный материал по грамматической стилистике. В целях повышения культуры устной речи даются некоторые сведения и упражнения орфоэпического характера.

Последний раздел пособия ставит своей задачей использовать грамматический разбор (морфологический, синтаксический, пунктуационный) как средство экономного повторения теоретического материала, а также закрепления навыков орфографии и пунктуации. Материал этого раздела может быть использован для подготовки к устному экзамену по русскому языку в вуз.

О Р Ф О Г Р А Ф И Я

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

§ 1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

П р а в и л о. В неударяемом слоге корня пишется та же

гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или

однокоренного слова. Например: примерять (мерить) платье - "

примирять (мир) противников.

П р и м е ч а н и е. Гласные о - а в неударяемых корнях

глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несо-

вершенного вида на -ывать (-ивать). Например: опоздать (позд-

ний), хотя опаздывать.

Упражнение 1. Объясните различное написание выделенных

1. Прежде чем начнешь гладтъ белье, хорошо нака-

ли утюг. - Осторожно наколи на булавку бабочку, рас-

правив ей крылья. 2. Лектор спокойно обежал глазами

присутствующих. - Даже в возбужденном состоянии

отец не обижал маленьких детей. 3. Пастух отварил себе

немного картофеля и принялся за скудный ужин. -

Приезжий быстро отворил дверь и вошел в комнату.

4. Волнуясь, молодой человек все время поправлял углы

пристежного воротника. - Кучер покрикивал на при-

стяжного коня, запряженного с правой стороны. 5. Биф-

штекс оказался до того пересушенным, что посетитель

столовой так и не прожевал его. - Некоторое время на-

зад в нашем городе проживал известный художник. 6. На

корме парохода развевался какой-то незнакомый флаг. -

Физически и духовно ребенок развивался очень быстро.

7. Пробираясь вперед, партизаны топорами разредили

чащу леса. - Успешно завершившиеся переговоры раз-

рядили напряженность обстановки. 8. Прочно скрепите

бревна скобами, ведь сплав леса идет по горной реке. -

Идите без шума, не скрипите сапогами. 9. По свидетель-

ству одного старожила, раньше в этих местах дичи было

больше. - Группа деревенских ребят сторожила лоша-

дей в ночном. 10. Он готов был пойти на извинение,

лишь бы оно не умаляло его достоинства. - Выжженная

земля, поникшие цветы, засыхающие деревья - все

кругом жаждало влаги, умоляло о дожде.

Упражнение 2. Подберите проверочные слова к приведенным

Долина, зарождение, испарение, обнажать, обога-

щаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь,

ознаменование, поглощать, посвящение, просвещение,

раскаленный, слипаться, сокращение, соревнование,

увядать, угрожать, удаляться.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв...тить доб-

рым людям и всему миру (Г.). 2. В то время все науки

преподавались на латинском языке (Черн.). 3. Влажный,

промозглый воздух еще не успел разр...даться после ночи

и был тяжел (Ч.). 4. Маменька обв...ла удивленными гла-

зами свою комнату (Ч.). 5. Она накинула на голову зеле-

ный газ, обв...ла его концы вокруг шеи (Бун.). 6. Все по-

гл...щается бездонной тр...синой нашей жизни (М. Г.).

7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл...щен-

ного за день жара (Сераф.). 8. По складу его ума, по его

привычкам и вкусам ему лучше всего было поев...тить

себя кабинетным занятиям (Купр.). 9. Отец подр...жал

деду в обращении с братьями, с мамой, со мною (Гладк.).

10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав...вая

внизу сугроб (Шишк.). 11. Толпа не понимала, как это

могло случиться, что столь быстро разр...дилось общее

гневное настроение (Фурм.). 12. Летчик обл...котился о

перила и смотрел, как разгорается рассвет (Пауст.).

§ 2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В

случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре.

1. Аб...жур, б...калея, Б...НТИЛЯЦИЯ, вер...ница, Б...СТИ-

бюль, гор...зонт, д...зентерия, к...литка, к...морка,

К...нифоль, к...р...катица, к...щей, лот.,.рея, м...взолей,

облигация, п...ром; п...риод, периферия, пласт...лин,

пол...клиника, р...мштекс, рот...принт, т...р...ватый,

экск...ватор, эск...латор, эст...када,

2. Алл...даровать, б...лагур, бахр...ма, б...чёвка, вел...-

сипед, в...тчина, вин...грет, гастр...ном, д...легация,

д...сциплина, к...блук, К...БЫЧКИ, к...лач, к...р...вай,

к...чан, к.-.лчан, ман...фест, м...тель, од...леть, пиг...-

лица, прив...легия, провол...ка, св...репый, сков...ро-

да, сн...гирь, CH...TQK, т...бурет, торм...з, ун...верситет,

ур...ган, ф...нарь, экспл...атация, ярм...рка.

3. Аккомпанемент, б...нзин, б...тон, б...дон, б...дя-

га, бр...олин, в...тага, в...трушка, в...трина, гард...роб,

Г...Г...МОНИЯ, д...зинфекция, д...стилляция, иде...логия,

ижд...вение, камф...ра, к...бура, к...нфорка, к...рниз,

к...рнишон, л...леять, мач...ха, нав...ждение, об...яние,

об...няние, п...л...садник, папор...тник, п...скарь, пред-

в...рительный, пр...зидиум, проп...ганда, рен...гат,

ст...пендия, т...бун, экзам...натор, эл...ксир.

§ 3. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

Корень гар гор-

П р а в и л о. В корне гар гор- под ударением пишется а,

без ударения - о (ср.: загар - загорать).

И с к л_ ю ч е н и я: пригарь (привкус гари) и некоторые

специальные слова.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную

крышу, подг...рели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно наг...рела,

фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал

(Кор.). 3. Мрачно шагали пог...рельцы, стаскивая в кучу

уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под праздник

уг...рел со всей семьею Пров (Д. Бедн.). 5. Был ноябрьс-

кий мутный день, с утра в доме г...рело электричество

(Эренб.). 6. Заг...релись огни в окнах соседних дач (Гайд.).

1. Все еще никак не мог разгореться день (Саян.). 8. Сло-

жив все бумаги в походный несг...раемый ящик, он по-

шел в свою землянку (Овечк.).

Корень зар зор-

Правило. В корне зар зор- под ударением пишется та

гласная, которая слышится, без ударения - а (ср.: зарево -

зорька - зарница).

И с к л ю ч е н и я: зоревать, зарянка.

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснув-

шею землей з...рницы вспыхнул огонек (Ник.). 2. В сла-

бом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и за-

гадочным (Л. Андр.). 3. Зарево ярче оз...ряло снежный

лес (А. Н. Т.). 4. Все поднялись рано, с з„.рей (Аре.).

Корень кос кос (н)-

Правило. В корне кос кос(н)- пишется о, если дальше

следует я, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться - кос-

Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Муму принялась есть с обычной своей, вежливос-

тью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья (Т.). 2. Вой-

на только к...снулась железным пальцем Даши (А. Н. Т.).

3. Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.).

4. Кусты сибирской яблони к...сались ветвями стекол

маленьких окон (Марк.).

Корень клан клон-

П р а в и л о. В корне клан- - клон- под ударением пишется

та гласная, которая слышится, без ударения - о (ср.: кланяться -

наклон - наклониться).

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Под самым окном, накл...нясь над водой, росла

развесистая береза (Акс.). 2. После обеда никто и ничто

не могло откл...нить Обломова от лежанья (Гонч.). 3. Учи-

тельница по-прежнему сидела, низко склонившись над

толстой книгой (Гладк.). 4. Наклонившись к окну, По-

ляков подставил лицо ветру (Рыб.). 5. Конечно, без по-

терь дело не обойдется, ибо уклониться от боя мы не

сможем (Степ.). 6. Бойченко подошел к старушке и по-

КЛ...НИЛСЯ ей поясным поклоном (Ант.).

Корень лаг лож-

П р а в и л о. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож-

пишется о (перед ж), например: предлагать - предложить.

И с к л ю ч е н и е: полог (по смыслу уже не связывается с

корнем лаг лож-).

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пол...гаю также неуместным вникать в настоящие

причины нашего столкновения (Т.). 2. Написанные им

доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчетливо-

стью, краткостью и ясностью изложения (Писемск.).

3. Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушитель-

ном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Ев-

ропы (М. Г.). 4. Судить о причине этого взрыва можно

только предпол...жительно (Купр.). 5. Ниже, в ста шагах

от него, расположилась батарея и зеленые ящики

(А. И. Т.). 6. Существование комбината немыслимо без

основных слагаемых - сырья, топлива и воды (Пауст.).

7. Пленного ул...жили на траву возле озерка (Казак.).

8. Матросы нал...жили временные заплаты на пробойны

Корень мак мок- »

П р а в и л о. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих

значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); ко-

рень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах)

со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нужно вареник сперва обм...кнуть в сметану (Г.).

2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м...кает

в эту соль очищенный картофель (Д. Т.). 3. Мухов просу-

шил промокательной бумагой подписи (Сераф.). 4. Мы

очень скоро БЫМ...КЛИ до последней нитки (Аре.). 5. Чай

впитывает запахи, как пром...кашка чернила (Шуст-).

6. На нем кожаная фуражка, синее непромокаемое паль-

то (Кат.). 1. Профессор завинтил ручку и пром...кнул

зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображаю-

щим танк (Доброе.).

Корень плав плов плыв-

П р а в и л о. В корне плав- гласный а может быть ударяемым

и безударным (ср.: плавать - плавучий). Корень плов- содержит-

ся в словах пловец и пловчиха, корень плыв- в слове плывуны.

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва

пошевеливая пл...вниками, большие, темные, издыха-

ющие рыбы (Купр.).2. Мы ставим большой ПОПЛ...БОК с

флагом на якоре, буй, отмечаем этим найденное рыб-

ное место (Пришв.). 3. Это были удары, направленные к

тому, чтобы лишить судно пл...вучести (Нов.-Пр.). 4. В

одном месте было много ПЛ...ВНИКОБОГО леса, прине-

сенного сюда во время наводнения (Аре.). 5. Пл...вунная

гуща смягчила падение {Леон.). 6. Непроницаемая тьма

Ш1...ВЦОВ отовсюду окружала (И. Суриков). 7. Оливковые

жуки-пл...вунцы ныряют в воде и нападают на стаи маль-

ков (Пауст.).

Корень равн-- ровн-

П р а в и л о. Корень равн- имеется в словах со значением

«равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень

роен- в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сров-

нять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять

(сделать ровным); выравненный (сделанный равным) - выров-

ненный (сделанный ровным).

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И ты с собой его р...внял! (Я.). 2. Широкие тени

ходят по р...внине, как облака по небу (Ч.). 3. Тихон Ильич

подстриг волосы, подр...внял и укоротил бороду (Бун.).

4. Закончив раскопки, мы зар...вняли канавки, выры-

тые в фанзе (С. Обручев). 5. Ты, как мать, пор...вняла

славой дружной семьи от великих до малых все народы

свои (Исак.). 6. Снег лежал еще кое-где на этом выр...в-

ненном поле аэродрома (Лид.). 1. Роты без взаимного

сговора подтянулись, выр...внялись в рядах (Пере.). 8. Они

были р...весники, жили на одной улице, в школе сидели

за одной партой (Горб.). 9. На речке, сравнявшейся от

весенних вод с берегами, заиграл ветерок (Марк.). 10. По-

р...внявцщсъ с избой Семена, девушки замедлили шаг и

стали смотреть на освещенные окна (Ант.). 11. Тракторы

р...вняли катками большую, на два километра длиной,

площадку, где предполагалось вести сварку труб (Аж.).

Корень рост /юс-

Прав и л о. В корне рост- - рос- пишется в перед после-

дующим сочетанием cm (также перед щ), в остальных случаях

пишется о (ср.: расти - наращение - выросший).

И с к л ю ч е н и я: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток,

ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cm).

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1, Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз,

а смеряешь - прир...щение самое ничтожное (Гарш.).

2. Едва началась война 1914 года, как она уже переросла

в мировую (Серг.-Ценск.). 3. Оригинальный вид имеют

зар...сли тростников е длинными листьями (Аре.). 4. Не-

легко выр...стать плодовое дерево: много оно требует

труда и забот (Эренб.). 5. Алексей забрался в густую

пор...ель молодого сосняка, присел под деревом {По-

лев.). 6. Одинокая кривая береза р...сла на откосе (Ант.).

Корень скак скоч- " <

П р а в и л о. В безударном корне скак скоч- перед «г

пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать - подскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Скажите, кто из вас согласен ск...кать за дочерью

моей? (П.). 2. Дениска хотел показать, что он может про-

ск...кать на одной ноге какое угодно расстояние (Ч.).

3. Варавка в два прыжка подск...чил к нему (М. Г.).

4. Подскакали всадники с факелами, соек,..чили на-

земь (А. Н. Т.). 5. Из рощи выск...кал на иноходце тата-

рин с бельмом на глазу (Фед.). 6. Алеша БСК...ЧИЛ на ноги

и побежал догонять демонстрантов. Переск...чил ров

(Горб.). 7. Из-за рощи ВЫСК...ЧИЛ грузовик с пустыми сна-

рядными ящиками (Сим.).

Корень твар твор-

Правило. В корне твар твор- под ударением пишется

гласная в соответствии с произношением, без ударения - о (ср.:

тварь - творчество - творить).

И с к л ю ч е н и е: утварь.

Упражнение 15. Образуйте приставочные глаголы от глагола

Корни бер вир-, дер дир-, мер мир-,

пер- - пир-, ntcp- - тир-

следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать,

стирать); в противном случае пишется е (беру, деру, умереть,

запереть, стереть).

Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сердце ее сильно билось и зам...рало (П.). 2. Засе-

ку, кричит бывало, зад...рудо смерти! (Григ.). 3. Ст...ра-

ла одна Лина, а кухарка пошла на реку полоскать белье

(Ч.). 4. Николай кончил говорить, снял очки, вытер их,

посмотрел на свет и стал выт...рать снова (М. Г.).

5. Товарищи относились к нему с невольным почтени-

ем, более сильные не смели его зад...рать (Верес.). 6. Один

за другим стали собираться в чум заспанные тунгусы

(Шишк.). 7. Можно было ждать - соб...рется дождь (Фед.).

8. У опушки дремлют кони, подл...рая боком ель (Исак.).

9. Определив состав косяков, начали подб...рать к ним

табунщиков (Кож.). 10. Стояла она, оп...раясь на палку

(Никол.). 11. По ее лицу текли не то слезы восторга, не

то ручейки пота, - она не от...рала их (Горб.). 12. Она

стояла у новой машины и тщательно прот...рала ее

Корни блеет блист-, жег жиг-,

стел стил-, чет чит-

П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше

следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать),

в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить,

И с к л ю ч е н и я: сочетание, сочетать.

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Лучи полдневного солнца приж...гают грибные

шляпки (Акс.). 2. Какая-то женщина принесла ведро воды

и стала, охая и прич...тая, обмывать лицо Рыбина (М: Г.),

3. В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно

кто в темной комнате заж...гал спичку о стену (М.-Сиб.).

4. Вода забл...стела, как расплавленный металл (Шишк.).

5. Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст...лая сол-

нце (Коч.). 6. Парк уже бл...стал чинным порядком (Фед.).

1. Впереди расст...лалась ставропольская степь в радуге

летних красок (Баб.). 8. Тотчас что-то бл...снуло с пронзи-

тельным визгом (Пауст.).

Корни с чередованием а(я) - им, а(я) - ин

П р а в и л о. В указанных корнях им и ин пишутся, если

нимать, начать-начинать, примять - приминать).

Упражнение 18. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Закл...наю вас всем, что есть святого на свете, -

скажите мне правду! (Т.). 2. И это обхождение стола и

пож...мание рук всем присутствующим показалось ему

нынче особенно неприятным и смешным (Л. Т.). 3. Ан-

тонио стал подробно и занимательно рассказывать об

американских борцах (Купр.). 4. Форма горы отчасти на-

пом...нает колпак4 какими покрывают домашние чай-

ники (И. Андроников).

Упражнение 19 (повторительное). Перепишите, вставляя про-

пущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися

гласными в корнях.

I. Сквозь волнистые туманы проб...рается луна (П.).

2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или

жаркое перег...рело, или вода не бл...стит, как хрусталь

(Гонч.). 3. Картина была чудесная: около огней дрожало

и как будто зам...рало, уп...раясь в темноту, круглое

красноватое отражение (Т.). 4. Молодые деревья р...ели

очень тесно, ничей топор еще не к...снулся до их строй-

ных стволов (Т.). 5. И голод и холод выносит, всегда терпе-

лива, р...вна (Н.). 6. Костоправ попался плохой, ср...стал

ногу небрежно (С.-Щ.). 1. Все почтительно прекл...нили

головы (Дост.). 8. Гости Анны Павловны долго еще го-

ворили о положении отечества и делали различные

предпол...жения об исходе сражения, которое на днях

должно было быть дано (Л. Т.). 9. Мы с Павлом при-

б...рали мастерскую, а вечером меня заставляли рас-

т...рать краски (М. Г.). 10. Наружность [артиста] сначала

как будто невыразительная, ничего не говорящая, но

всегда готовая претвориться в самый неожиданный

сказочный образ (Купр.). 11. На р...внине заг...рались

огоньки, скользили по каналам (А. Н. Т.). 12. Мастер-

ство и сердце - вот два равновеликих слагаемых, кото-

рые в своем соч....тащш и создали живопись Репина

(К. Чук.). 13. Здесь скопилось много гш...вучего льда (Аре.).

14. Ольга Николаевна обм...кнула ручку в чернильницу

и сделала надпись на фотографии (Лид.). 15. Как раз в

это время на луговину, где г...рел костер, БЫСК...ЧИЛ

из-за барака игривый жеребец (Кож.). 16. Я скомандо-

вал: «Р...вняйсь! Ползунов, подр...вняй ряды!» (А. Бек).

17. Алексей по ходу изложения его мыслей тут же де-

монстрировал листы ватмана с чертежами и схемами

(Аж.). 18. Заг...релась над степью з...ря, на траве засвер-

кала роса (И. Суриков).

Упражнение 20 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку, потом сверьте написанное с напечатанным. Подчеркните

чередующиеся гласные в корнях.

Утренняя заря разгорается. Скоро луч солнца кос-

нется верхушек деревьев и позолотит блестящее зерка-

ло озера. В багряном пламени развевается флаг над лаге-

о зову горниста юные обитатели лагеря поднима-

ются, аккуратно застилают свои постели, собираются

на спортивной площадке и готовятся к зарядке. По ко-

манде «Равняйсь!» ребята как бы замирают, и зарядка

начинается. В воздухе мелькают загорелые руки, корот-

ко стриженные головы ритмично наклоняются, а кон-

чики пальцев рук касаются земли.

После зарядки дети врассыпную бегут к озеру, ог-

лашая берег звонкими возгласами. Малыши, не умею-

щие плавать, купаются у самого берега, а умелые плов-

цы добираются до плавучего плота с шалашом, но, ус-

лышав запрещение вожатого, нехотя возвращаются.

цем: обтирание укрепляет и закаляет тело. А какой ап-

петит развивается после купания! Каким необычайно

вкусным кажется печеный картофель, но особенно вкус-

ны оладьи, если макать их в сметану.

После завтрака следует потрудиться на открытом

воздухе: выровнять и посыпать песком дорожки роскош-

ного цветника, чтобы они не промокали от выпадаю-

щих довольно часто дождей. Надо прополоть клумбы,

представляющие собой причудливые, искусные соче-

тания всевозможных цветов. Можно отправиться на

опытный участок, где юннатами выращены овощи, ко-

торые раньше не росли на песчаной почве лагеря, а

теперь произрастают с большим успехом. Юные огород-

ники увлекаются огородничеством и собираются посвя-

тить себя любимому делу в зрелом возрасте.

На высоком уровне проходят в лагере и спортивные

состязания. Отдых и труд здесь разумно сочетаются.

§ 4. ГЛАСНЫЕ О - "Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ

П р а в и л о. После щипящих в корне пишется е (ё), соот-

ветствующее в произношении звуку о, если в родственных сло-

вах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный - чер-

неть, чёрт - черти); при отсутствии таких соотношений пи-

шется о (шов, крыжовник).

Упражнение 21. Вставьте пропущенные буквы. Объясните на-

Б...ч...вка, веч...рка, деш...вый, ж...ваный, ж...лоб,

ж...лтый, ж...лудь, ж...лчь, ж...рнов, ж...сткий, зач...т,

кош...лка, печ...нка, пощ...чина, прич...ска, пч...лка,

пш...нка, пш.-.нник, расч...ска, реш...тка, саж...нки,

сч...т, уч...ба, уч...т, ч...боты, ч..лка, ч...лн, ч...рствый,

ч...рточка, чеч...тка, ш...пот, щ...голь, щ...лка, щ...тка.

Упражнение 22. Составьте предложения с приводимыми сло-

вами (в каждой паре первое слово глагол, второе - имя суще-

ствительное).

Ожёг - ожог, пережёг - пережог, поджёг - под-

жог, прожёг - прожог.

Упражнение 23. В приводимом ниже перечне выделите одно-

коренные слова. Значение незнакомых слов выясните в толко-

вом словаре.

Артишок, бесшовный, джонка, чоканье, шок, шор-

ник, крыжовник, крюшон, мажорный, шомпольный,

прожорливый, шорный, изжога, трущоба, чащоба, чо-

каться, чопорный, чохом, шомпол, шорничать, шоко-

вый, шов, шорох, чох, чокнуться, крыжовенный, тре-

щоточный, трущобный, шоркать, жом, жор, жох,

шоры, чопорность, мажор, обжора, трещотка.

Упражнение 24. Вставьте пропущенные буквы. Составьте пред-

ложения с приводимыми ниже иноязычными по происхожде-

нию словами.

Ж...кей, ж...нглёр, маж...рдом, Ш...БИНИЗМ, ш...ки-

ровать, ш...колад, ш...ссе, ш...тландский, ш...фёр.

Упражнение 25. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Выбор написания объясните соответствующими правилами.

1. Но я привык к его язвительному спору и шутке с

ж...лчью пополам (П.). 2. В густой тени лесных трущ.„б

таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины

(Акс.). 3. Слышно было только, как звякали о стволы и

тупо стучали о пыжи ш...мполы заряжаемых винтовок

(Гарш.). 4. Кухарка подала к столу полную тарелку кры-

ж...внику (Ч.). 5. Стены домов однообразно опутаны pern...

тками ^железных балконов и лестниц (М. Г.). 6. Изда-

ли Нью-Йорк кажется огромной челюстью, с неров-

ными ч...рными зубами. Он дышит в небо тучами дыма

и сопит, как обж...ра, страдающий ожирением (М. Г.).

7. Наутро болела голова, мучила изж...га (М. Г.). 8. В Ше-

пелеве испокон веков жили ш...рники (Пришв.). 9. По

сумрачным углам затаились пугающие ш...рохи и чьи-

то вздохи (Шшик.). 10. Елена Дмитриевна метнула на мужа

злой взгляд: ее ш...кировало небрежное его отношение

к гостям (Гла$к.). 11. Конфетчики наливали в формочки

расплавленный ш...колад (Н.Ляшко). 12. Мать прислала

ей полную кош-.лку продуктов (Фад.). 13. В то время у

моторных вагонов были не звонки, а электрические

трещ...тки (Пауст.). 14. Я говорил ш...потом, чтобы не

потревожить лежавшего танкиста (Горб.). 15. Доб ый

ж...рнов все смелет (поел.).

Название: Пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы.

Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.
Пособие предназначено для поступающих в ВУЗы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов ВУЗов.

Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) лексика и стилистика, 4) грамматический разбор. Упражнения в первых двух разделах построены на действующих «Правилах русской орфографии и пунктуации». Материал дается в принятой системе, соответствующей школьной программе, что позволяет сохранить нужную последовательность и преемственность, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным случаям. В области орфографии - это правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), одного или двух и в суффиксах прилагательных и причастий, правописание наречий, частиц не и ни, употребление прописных букв. В области пунктуации основное внимание уделено упражнениям на постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях.

Содержание
Предисловие 5
ОРФОГРАФИЯ
Правописание гласных в корне 7
§ 1. Проверяемые безударные гласные 7
§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9
§ 3. Чередующиеся гласные 9
§ 4. Гласные о-е после шипящих в корне 18
§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20
§ 6. Буква э 20
Правописание согласных в корне 22
§ 7. Звонкие и глухие согласные 22
§ 8. Двойные согласные 23
§ 9. Непроизносимые согласные 26
Употребление прописных букв 27
§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27
Буквы ъ и ь 33
§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33
§ 12. Буква ь как знак мягкости 33
§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34
Правописание приставок 37
§ 14. Гласные ы и и «после приставок 37
§ 15. Приставки на зи приставка с- 37
§ 16. Приставки пре- и при- 40
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43
§ 17. Гласные о и е после шипящих 43
§ 18. Гласные после ц 46
Правописание имен существительных 49
§ 19. Окончания имен существительных 49
§ 20. Суффиксы имен существительных 53
Правописание имен прилагательных 62
§ 21. Окончания имен прилагательных 62
§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64
Правописание сложных слов 74
§ 23. Соединительные гласные о и е 74
§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75
§ 25. Правописание сложных существительных 77
§ 26. Правописание сложных прилагательных 80
Правописание имен числительных 88
§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88
Правописание местоимений, 91
§ 28. Отрицательные местоимения 91
§ 29. Неопределенные местоимения 94
Правописание глаголов 97
§ 30. Личные окончания глаголов 97
§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100
§ 32. Суффиксы глаголов 103
Правописание причастий 109
§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109
§ 34. Правописание не и ни причастиях и в отглагольных прилагательных 114
Правописание наречий 125
§ 35. Гласные на конце наречий 125
§ 36. Наречия на шипящую 127
§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127
§ 38. Слитное написание наречий 129
§ 39. Дефисное написание наречий 137
§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139
Правописание предлогов и союзов 150
§ 41. Предлоги 150
§ 42. Союзы 152
Правописание частиц 157
§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157
§ 44. Частицы не и ни 159
Правописание междометий и звукоподражательных слов 184
§ 45. Дефис в сложных междометиях 187
Повторительные упражнения по орфографии 185
ПУНКТУАЦИЯ
Простое предложение
Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193
§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193
Тире между членами предложения 194
§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194
§ 48. Тире в неполном предложении 199
§ 49. Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных 198
Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200
§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200
§ 51. Однородные и неоднородные определения 200
§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203
§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205
§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207
§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208
§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217
§ 57. Обособленные определения 217
§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223
§ 59. Обособленные обстоятельства 231
§ 60. Обособленные дополнения 238
§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247
§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247
§ 63. Обращение 258
§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262
Сложное предложение
§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265
§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272
§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284
§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294
Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304
Прямая речь
§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312
§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении 314
Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318
ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА
Лексико-фразеологические упражнения 327
§ 71. Многозначность слова 327
§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331
§ 73. Значение слов и выражений 341
§ 74. Употребление иноязычных слов 345
Грамматико-стилистические упражнения 346
§ 75, Употребление форм имен существительных 346
§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348
§ 77. Употребление форм имен числительных 348
§ 78. Употребление местоимений 349
§ 79. Употребление форм глагола 349
§ 80. Строй простого предложения 350
§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352
§ 82. Согласование определений и приложений 353
§ 83. Некоторые случаи управления А 355
§ 84. Предложения с однородными членами 357
§ 85. Причастные обороты 358
§ 86. Деепричастные обороты 359
§ 87. Сложное предложение 360
Приложение к разделу «Грамматико-стилистические упражнения» 361
Повторительные упражнения по лексике и стилистике 382
Вопросы произношения 387
§ 88. Ударение в некоторых словах и формах 387
Грамматический разбор
Морфологический разбор 392
§ 89. Разбор по составу слова 392
§ 90. Разбор по частям речи 392
Синтаксический разбор 397
§ 91. Простое предложение 397
§ 92. Сложное предложение 406
Пунктуационный разбор 409
§ 93. Объяснение знаков препинания 409

Название : Пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы.

Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.
Пособие предназначено для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Правило . В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренногослова. Например: примерять (мерить) платье - примирять (мир) противников.
Примечание . Гласные о - а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать(-ивать). Например: опоздать (поздний), хотя опаздывать.

Содержание
Предисловие 5
ОРФОГРАФИЯ
Правописание гласных в корне 7
§ 1. Проверяемые безударные гласные 7
§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9
§ 3. Чередующиеся гласные 9
§ 4. Гласные о-е после шипящих в корне 18
§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20
§ 6. Буква э 20
Правописание согласных в корне 22
§ 7. Звонкие и глухие согласные 22
§ 8. Двойные согласные 23
§ 9. Непроизносимые согласные 26
Употребление прописных букв 27
§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27
Буквы ъ и ь 33
§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33
§ 12. Буква ь как знак мягкости 33
§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34
Правописание приставок 37
§ 14. Гласные ы и и «после приставок 37
§ 15. Приставки на зи приставка с- 37
§ 16. Приставки пре- и при- 40
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43
§ 17. Гласные о и е после шипящих 43
§ 18. Гласные после ц 46
Правописание имен существительных 49
§ 19. Окончания имен существительных 49
§ 20. Суффиксы имен существительных 53
Правописание имен прилагательных 62
§ 21. Окончания имен прилагательных 62
§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64
Правописание сложных слов 74
§ 23. Соединительные гласные о и е 74
§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75
§ 25. Правописание сложных существительных 77
§ 26. Правописание сложных прилагательных 80
Правописание имен числительных 88
§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88
Правописание местоимений, 91
§ 28. Отрицательные местоимения 91
§ 29. Неопределенные местоимения 94
Правописание глаголов 97
§ 30. Личные окончания глаголов 97
§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100
§ 32. Суффиксы глаголов 103
Правописание причастий 109
§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109
§ 34. Правописание не и ни причастиях и в отглагольных прилагательных 114
Правописание наречий 125
§ 35. Гласные на конце наречий 125
§ 36. Наречия на шипящую 127
§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127
§ 38. Слитное написание наречий 129
§ 39. Дефисное написание наречий 137
§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139
Правописание предлогов и союзов 150
§ 41. Предлоги 150
§ 42. Союзы 152
Правописание частиц 157
§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157
§ 44. Частицы не и ни 159
Правописание междометий и звукоподражательных слов 184
§ 45. Дефис в сложных междометиях 187
Повторительные упражнения по орфографии 185

ПУНКТУАЦИЯ
Простое предложение
Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193
§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193
Тире между членами предложения 194
§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194
§ 48. Тире в неполном предложении 199
§ 49. Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных 198
Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200
§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200
§ 51. Однородные и неоднородные определения 200
§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203
§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205
§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207
§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208
§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217
§ 57. Обособленные определения 217
§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223
§ 59. Обособленные обстоятельства 231
§ 60. Обособленные дополнения 238
§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247
§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247
§ 63. Обращение 258
§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262
Сложное предложение
§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265
§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272
§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284
§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294
Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304
Прямая речь
§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312
§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору
словаря или употребляемых в ироническом значении 314
Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА
Лексико-фразеологические упражнения 327
§ 71. Многозначность слова 327
§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331
§ 73. Значение слов и выражений 341
§ 74. Употребление иноязычных слов 345
Грамматико-стилистические упражнения 346
§ 75, Употребление форм имен существительных 346
§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348
§ 77. Употребление форм имен числительных 348
§ 78. Употребление местоимений 349
§ 79. Употребление форм глагола 349
§ 80. Строй простого предложения 350
§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352
§ 82. Согласование определений и приложений 353
§ 83. Некоторые случаи управления А 355
§ 84. Предложения с однородными членами 357
§ 85. Причастные обороты 358
§ 86. Деепричастные обороты 359
§ 87. Сложное предложение. 360
Приложение к разделу «Грамматико-стилистические упражнения» 361
Повторительные упражнения по лексике и стилистике 382
Вопросы произношения 387
§ 88. Ударение в некоторых словах и формах 387
Грамматический разбор
Морфологический разбор 392
§ 89. Разбор по составу слова 392
§ 90. Разбор по частям речи 392
Синтаксический разбор 397
§ 91. Простое предложение 397
§ 92. Сложное предложение 406
Пунктуационный разбор 409
§ 93. Объяснение знаков препинания 409

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы - Розенталь Д.Э. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

М.: Оникс 21век: Мир и Образование, 2004. - 416с.

Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.

Пособие предназначено для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Формат: djvu

Размер: 8,3 Мб

drive.google

Я перевел книгу из pdf втекстовой формат и немного отформатировал (выделил жирным шрифтом параграфы, добавил и убрал интервалы, получилось более-менее читабельно. В книге 387 упражнений и она, как мне кажется, может пригодиться как ученикам, так и учителям. Такие упражнения можно распечатывать и раздавать ученикам, устраивая пятиминутные контрольные. Нацпроект "Образование", кажется, продвигается успешно, значит в каждой школе есть компьютер, принтер, ксерокс и достаточно бумаги. Можно работать. Правда весь текст я, конечно, дословно не проверял, поэтому надо взять любой обычный вариант книги и подкорректировать. Это все-таки гораздо легче и быстрее, чем набивать весь текстсамим.

Формат: doc / zip

Размер: 5 50 Кб

/ Download файл

Существует и другая редакция этой же самой книги под названием "Сборник упражнений по русскому языку" Розенталя Э.Д. Какой Вам пользоваться - дело вкуса. На первый взгляд - большой разницы нет. Там на 32 стр. больше за счет диктантов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) лексика и стилистика, 4) грамматический разбор. Упражнения в первых двух разделах построены на действующих «Правилах русской орфографии и пунктуации». Материал дается в принятой системе, соответствующей школьной программе, что позволяет сохранить нужную последовательность и преемственность, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным случаям. В области орфографии - это правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), одного или двух и в суффиксах прилагательных и причастий, правописание наречий, частиц не и ни, употребление прописных букв. В области пунктуации основное внимание уделено упражнениям на постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях.

Значительная часть упражнений имеет обобщающий характер и построена по принципу сопоставления аналогичных и контрастных явлений. Приводятся не только связные тексты, но и отдельные предложения и даже разрозненные слова и словосочетания, правописание которых не связано с более широким контекстом. Особый характер имеют повторительные упражнения в виде диктантов: предполагается, что учащиеся напишут текст под Диктовку, а затем сами сверят написанное с напечатанным. Это позволит закрепить правописные навыки и навыки самопроверки. Каждый раздел завершается повторительными упражнениями. Необходимые объяснения, частично воспроизводящие, частично расширяющие знакомые учащимся сведения, даются в виде правил (более общего содержания), справок (более частного значения) и специальных приложений. Для справок приводится обширный перечень наречий, вводных слов, фразеологических выражений с союзом как и т. д.

Материал для лексико-стилистических упражнений (третий раздел пособия) отобран с учетом типичных ошибок в письменных работах лиц, поступающих в вузы: многолетние наблюдения показывают, что нередко при орфографическом и пунктуационном «благополучии» экзаменационных работ существенным их недостатком является низкая стилистическая грамотность. К разделу приложен довольно подробный справочный материал по грамматической стилистике. В целях повышения культуры устной речи даются некоторые сведения и упражнения орфоэпического характера. Последний раздел пособия ставит своей задачей использовать грамматический разбор (морфологический, синтаксический, пунктуационный) как средство экономного повторения теоретического материала, а также закрепления навыков орфографии и пунктуации. Материал этого раздела может быть использован для подготовки к устному экзамену по русскому языку в вуз.

Содержание

Предисловие 5

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне 7

§ 1. Проверяемые безударные гласные 7

§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9

§ 3. Чередующиеся гласные 9

§ 4. Гласные о-е после шипящих в корне 18

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20

§ 6. Буква э 20

Правописание согласных в корне 22

§ 7. Звонкие и глухие согласные 22

§ 8. Двойные согласные 23

§ 9. Непроизносимые согласные 26

Употребление прописных букв 27

§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27

Буквы ъ и ь 33

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33

§ 12. Буква ь как знак мягкости 33

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

Правописание приставок 37

§ 14. Гласные ы и и «после приставок 37

§ 15. Приставки на зи приставка с- 37

§ 16. Приставки пре- и при- 40

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43

§ 17. Гласные о и е после шипящих 43

§ 18. Гласные после ц 46

Правописание имен существительных 49

§ 19. Окончания имен существительных 49

§ 20. Суффиксы имен существительных 53

Правописание имен прилагательных 62

§ 21. Окончания имен прилагательных 62

§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64

Правописание сложных слов 74

§ 23. Соединительные гласные о и е 74

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

§ 25. Правописание сложных существительных 77

§ 26. Правописание сложных прилагательных 80

Правописание имен числительных 88

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

Правописание местоимений, 91

§ 28. Отрицательные местоимения 91

§ 29. Неопределенные местоимения 94

Правописание глаголов 97

§ 30. Личные окончания глаголов 97

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

§ 32. Суффиксы глаголов 103

Правописание причастий 109

§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109

§ 34. Правописание не и ни причастиях и в отглагольных прилагательных 114

Правописание наречий 125

§ 35. Гласные на конце наречий 125

§ 36. Наречия на шипящую 127

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 38. Слитное написание наречий 129

§ 39. Дефисное написание наречий 137

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139

Правописание предлогов и союзов 150

§ 41. Предлоги 150

§ 42. Союзы 152

Правописание частиц 157

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

§ 44. Частицы не и ни 159

Правописание междометий и звукоподражательных слов 184

§ 45. Дефис в сложных междометиях 187

Повторительные упражнения по орфографии 185

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

Тире между членами предложения 194

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

§ 48. Тире в неполном предложении 199

§ 49. Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных 198

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

§ 51. Однородные и неоднородные определения 200

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

§ 57. Обособленные определения 217

§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 59. Обособленные обстоятельства 231

§ 60. Обособленные дополнения 238

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247

§ 63. Обращение 258

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору

словаря или употребляемых в ироническом значении 314

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения 327

§ 71. Многозначность слова 327

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

§ 73. Значение слов и выражений 341

§ 74. Употребление иноязычных слов 345

Грамматико-стилистические упражнения 346

§ 75, Употребление форм имен существительных 346

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 78. Употребление местоимений 349

§ 79. Употребление форм глагола 349

§ 80. Строй простого предложения 350

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

§ 82. Согласование определений и приложений 353

§ 83. Некоторые случаи управления А 355

§ 84. Предложения с однородными членами 357

§ 85. Причастные обороты 358

§ 86. Деепричастные обороты 359

§ 87. Сложное предложение. 360

Приложение к разделу «Грамматико-стилистические упражнения» 361

Повторительные упражнения по лексике и стилистике 382

Вопросы произношения 387

§ 88. Ударение в некоторых словах и формах 387

Грамматический разбор

Морфологический разбор 392

§ 89. Разбор по составу слова 392

§ 90. Разбор по частям речи 392

Синтаксический разбор 397

§ 91. Простое предложение 397

§ 92. Сложное предложение 406

Пунктуационный разбор 409

§ 93. Объяснение знаков препинания 409

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

УДК 808.2(075.8)

А. Е. Курбыко, Г. В. Параскевич, М. Ф. Сморщок

Русский язык: Пособие для поступающих в

Р89 вузы/ Э. И. Борисоглебская, В. П. Гурченкова,

А. Е. Курбыко и др. - 4-е изд., перераб. и доп. -

Мн.: Выш. шк., 1998. - 445 с.

ISBN 985-06-0380-1.

Написано в соответствии с программой вступительных экза-

менов по русскому языку. В четвертом издании по сравнению с

третьим несколько изменен иллюстративный материал, пере-

работаны и расширены упражнения, дан дополнительный раздел

«Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации»,

предлагаются новые тексты диктантов.

Третье издание вышло в 1996 году.

Может быть использовано не только абитуриентами, но и

всеми желающими повысить свою грамотность и культуру

УДК 808.2(075.8)

ББК 81.2 Рус - 922

® Издательство «Вышэйшая школа», 1996

ISBN 985-06-0380-1 © Изменения. Коллектив авторов, 1998

Предисловие

Настоящая книга представляет собой пе-

реработанное и дополненное издание пособия

для поступающих в вузы, вышедшего в 1996

Как и" предыдущее издание, пособие со-

стоит из двух основных частей. В первой

части излагается на более высоком уровне,

чем в школьных учебниках, теоретический

материал, освещающий все программные

разделы по русскому языку (лексику и фра-

зеологию, фонетику и орфоэпию, графику и

орфографию, словообразование, морфоло-

гию, синтаксис и пунктуацию). Во второй

могут абитуриентам повторить и закрепить.

пройденное, выработать более прочные на-

выки письма.

При отборе материала особое внимание

обращалось на вопросы, которые представ-

ляют определенные трудности для учащихся

в процессе обучения, а также на ошибки во

время вступительных экзаменов: подход к

определению слова как части речи (особенно

в тех случаях, когда слова, совпадая по

внешнему облику, различаются грамматиче-

скими признаками); разграничение членов

предложения, формально не различающихся

(дополнение - несогласованное определение;

составное глагольное сказуемое - обстоя-

тельство цели, дополнение, выраженное ин-

финитивом; составное именное сказуемое -

согласованное определение и др.), а также

видов придаточных предложений, присоеди-

няемых одинаковыми союзами или союзны-

ми словами.

Повысить уровень грамотности и культу-

ру речи, в чем нуждаются многие выпуск-

ники общеобразовательных школ, помогут

разделы «Культура речи и стилистика»,

«Говорите правильно», где приводятся слова

и грамматические формы, в которых часто

допускаются ошибки, а также раздел «Пиши-

те правильно», где даны трудные в орфогра-

фическом отношении слова. Кроме того, в

особый раздел включены тексты диктантов

средней и повышенной трудности.

Поскольку пособие рассчитано на само-

стоятельное повторение абитуриентами про-

граммного материала по русскому языку,

после каждого раздела даются вопросы для

самоконтроля, приводятся схемы и образцы

всех видов разбора (фонетического, словооб-

разовательного, морфологического, синтак-

сического). Некоторые трудные упражнения

/снабжены ответами.

В четвертом издании по сравнению с

третьим частично изменен иллюстративный

материал, переработаны и добавлены неко-

торые упражнения. Полностью обновлены

тексты раздела «Диктанты».

Пособие может быть использовано как

абитуриентами, так и всеми желающими по-

высить свою грамотность и культуру.

Введение

§ 1. Русский язык - национальный язык русского народа

и средство межнационального общения

Национальный русский язык - это истори-

чески сложившийся язык русской нации, который

включает в себя все многообразие языковых средств,

используемых говорящими на этом языке как на род-

Русский язык в самом широком смысле слова пред-

ставляет собой совокупность всех слов, грамматических

форм, особенностей произношения всех русских людей

(независимо от места их проживания, культурного

уровня, профессии, возраста, образа жизни, темпера-

мента и т. п.), включая диалекты, просторечие и жар-

Высшей формой национального русского языка яв-

ляется литературный язык. Это язык госу-

дарственных учреждений, науки, прессы, школы, теат-

ра, радио, кино и телевидения, т. е. язык, обработан-

ный мастерами слова, -"строго нормированный в

произношении и правописании, в употреблении слов и

грамматических форм. Литературный язык, как нор-

мированный, в известной мере противопоставляется

диалектам - народным говорам и наречиям Рос-

сии, ограниченным территориально, с их лексически-

ми, фонетическими и грамматическими особенностями,

просторечию - отклонению от норм литератур-

ного языка, не ограниченному территориально (типа

ихний, завсегда, лаболатория, напополам), и ж а р г о-

н у-языку, социально ограниченному (воровской жар-

гон, молодежный жаргон, школьный жаргон и др.).

Литературный язык нужно беречь от всего того, что

может повредить ему: от наплыва заимствованных без

нужды слов, жаргонной лексики, просторечных явле-

ний, штампов канцелярско-делового стиля.

Русский язык - это средство и межнацио-

нального общения не только для народов такого

многонационального государства, как Российская Феде-

рация, но и для государств бывшего Советского Союза.

§ 2. Русский язык в международном общении

Русский язык принадлежит к числу наиболее рас-

пространенных и богатых языков мира и признан од-

ним из шести официальных и рабочих языков Органи-

зации Объединенных Наций - наряду с английским,

французским, испанским, китайским и арабским, ко-

торые считаются мировыми.

Для признания языка мировым учитываются рас-

пространенность его в мире и совершенство самого

языка (разносторонность словаря, богатство его выра-

зительных средств, определяющих яркость и полноту

выражения мысли, пригодность для науки, философии

и художественной литературы).

На шкале фактической распространенности языков

на земном шаре русский язык занимает третье место в

мире (после английского и китайского). Понятие рас-

пространенности применительно к мировому языку

определяется не количеством владеющих этим языком

как родным или официальным, а максимальным ис-

пользованием его за пределами стран, для которых он

является государственным языком.

Русский язык, как английский и другие мировые

языки, отличается большой информативностью. Он

является иностранным языком, изучаемым в учебных

заведениях большинства стран. На нем создана при-

знанная во всем мире богатейшая литература.

Знаток не одного десятка языков Ф. Энгельс в

статье «Эмигрантская литература» писал: «Знание рус-

ского языка - языка, который всемерно заслуживает

изучения и сам по себе, как один из самых богатых и

сильных языков мира, и ради раскрываемой им лите-

ратуры, - теперь уж не такая редкость...»

Для мирового языка важно не стать похожим на все

другие языки мира, но быть способным передать все,

что на них можно выразить. Такие достоинства русского

языка подмечены не только русским поэтом и уче-

ным М. В. Ломоносовым, который находил в нем

«великолепие ишпанского, живость французского, кре-

пость немецкого, нежность итальянского», «богатство и

сильную в изображениях краткость греческого и латин-

ского языков», но и выдающимся писателем, членом

французской академии П. Мериме: «Русский язык -

язык, созданный для поэзии, он необычно богат и

примечателен главным образом тонкостью оттенков...

Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью,

он довольствуется одним словом для передачи мысли,

когда другому языку потребовались бы для этого целые