Болезни Военный билет Призыв

Русский язык и литература. Литература. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова

Сочинение

«Поэт и гражданин» - драматические раздумья Н. А. Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии и обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить пороки смело», обличать зло - к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира -

Чему достойнее могла служить бы лира?..

(«Элегия»)

В поисках нравственного идеала лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В подвижническом облике «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.

Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал...

(«Памяти Добролюбова»)

По существу, Некрасов является первым на Руси «гражданским поэтом», сознательно и свободно, в силу внутреннего побуждения, подчинившим свою лиру целям гражданского служения. Только лишь отчасти предшественником его можно назвать Лермонтова , несколько стихотворений которого проникнуты гневом и едкой насмешкой поэта-сатирика. Но собственный внутренний мир творчества у Лермонтова был слишком велик и заставил его откликаться не на «злобы дня» окружающей жизни, но на главнейшие факты его духовной творческой жизни. Точно так же Фет , Тютчев , Майков , Ал. Толстой , Щербина и др. в своей лирике отражали собственную внутреннюю жизнь: идеи, художественные образы, чувства и настроения, промелькнувшие в душе. Наоборот, Некрасов не замкнулся в своей личной внутренней жизни, но как бы сделал свою душу зеркалом окружающей жизни. Факты, трагические или веселые, повседневной людской жизни, будили в нем то жгучее возмущение и боль, то радость, и служили возбудителями творческой работы.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872

В стихотворении «Поэт и гражданин » Некрасов так определяет задачи поэта:

Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви!

Муза Некрасова чутко прислушивается к человеческой жизни, к человеческому горю, к обездоленным, униженным, несчастным, которые в муках жизни проклинают и свою долю, и свою жизнь.

Муза Некрасова – «Муза мести и печали», она не знает ласковых и прекрасных песен, но в ответ на стоны и рыдания людей издает страстные и рыдающие звуки. Поэт сам говорит:

Нет, музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной...
...Рано надо мной отяготели узы
Другой неласковой и нелюбимой музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков.

И мы видим, что во всех его значительных произведениях тема по существу одна – страдания людей. Поэта отличает его необычайная чуткость к чужому страданию, он одарен особенно острым чувством людских страданий, и эти чувства заслоняют совершенно его личную внутреннюю жизнь и заставляют отдаться целиком стихии человеческой жизни, служить этой жизни своим пером, своей душой.

В ответ на стоны мучимых и обездоленных муза поэта издает звуки негодования, вооружается едкой, бичующей сатирой. Поэту, с чуткой любящей душой, приходится казаться вечно грозным и карающим, он держит в руках не ветку мира, но меч обличения и гнева. Отсюда печальные тернии в судьбе такого поэта, изображенной Некрасовым в стихотворении, посвященном

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...» Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

«Вчерашний день, часу в шестом…»

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники». У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать: Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе.В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели

“Поэт и гражданин” – драматические раздумья Н. А. Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии и обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить пороки смело”, обличать зло – к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее могла служить бы лира?..
(“Элегия”)
В поисках нравственного идеала лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В подвижническом облике “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.
Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал…
(“Памяти Добролюбова”)

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с Read More ......
  2. Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после поступления, в 1811 году, в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием “лицейского духа” атмосферы вольномыслия и оппозиционности формировалось политическое мировоззрение юного поэта. Пушкин, несомненно, был в первых рядах лицейских вольнодумцев. В 1814 году Read More ......
  3. Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ! Н. А. Некрасов. Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние Read More ......
  4. Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отразившееся в его послании “К Косовскому”, (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат советовал поэту “навсегда” остаться Read More ......
  5. В поэзии Некрасова 60-70-х гг. XIX в. важное место занимает так называемая “покаянная лирика”. Для этого были веские причины. Так, в 1866 г., надеясь предотвратить закрытие журнала “Совре­менник”, Некрасов решился на отчаянный шаг: он прочел приветственные стихи одному из самых Read More ......
  6. Наконец, большое место в сборнике заняла лирика интимная. Было бы неверно, однако, в ряду гражданских стихов рассматривать любовную лирику Некрасова только как дань, которую поэт отдал традиционной “вечной” теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. “Когда из Read More ......
  7. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов. Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, Read More ......
  8. Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” – это драматическое раздумье автора о соотношении высокой гражданственности с Read More ......
Гражданская лирика Н. А. Некрасова

19 век дал миру целую плеяду блестящих поэтов - Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Боратынского и Батюшкова... Особое место в истории русской поэзии 19 века занимает поэзия Н.А. Некрасова, имя которого не затерялось среди имен его современников. Лирика Некрасова легко узнаваема по тематике произведений, особой их лиричности, характерам героев.

Мелкопоместный дворянин по происхождению, Некрасов еще в детстве видел деспотизм и крепостническое самодурство отца по отношению к крестьянам. Достоевский писал о том, что Некрасов - это “раненное в самом начале жизни сердце... Эта незаживавшая рана и была началом и источником всей страстной, страдальческой его поэзии на всю жизнь...”.

Важнейшей темой Музы Некрасова стала судьба бесправного мужика, русской женщины-крестьянки, городского нищего люда - народа.

В 1848 г. поэт написал стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, в котором назвал крестьянку родной сестрой своей Музы. Сюжет прост: на Сенной площади, где производились публичные наказания, бьют женщину. За что подвергается она пытке? Неизвестно, да и не это важно. Важен сам факт чудовищного унижения, который можно считать метафорой всей поэзии Некрасова, художественным обобщением.

В стихотворении 1854 г. “Несжатая полоса” перед читателем предстает печальная картина: поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоска. Хозяин надорвался на работе и тяжко заболел. Поэт рассказывает об этой обычной крестьянской судьбе с болью. Образ русского мужика, задавленного непосильной работой, - не только образ конкретного человека, о котором говорится в стихотворении. Это символ всей тогдашней деревни - подневольной, нищей, разоренной, темной. Несжатая полоса - не просто хлеб, не убранный хозяином вовремя, а символ народного горя, бесправия, угнетения.

Тот же образ деревенской России, щемящий, трагический, видит читатель в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Сам поэт был свидетелем того, как к роскошному подъезду министра государственных имуществ М.Н. Муравьева (Некрасов напротив снимал квартиру) приходили просители. Наблюдения писателя легли в основу стихотворения огромной обличительной силы. Мужики в изображении Некрасова теряют единичность, конкретность - это весь деревенский люд, вся деревенская Русь:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди...

Приметы, подмеченные поэтом, - “загорелые руки, лица”, “армячишка худой на плечах, по котомке на спинах согнутых” - характеризуют всех ходоков. Ни один из группы не выделен. Мужиков несколько, но все они сливаются в образ одного человека - “русые головы”, “кровь на ногах”, “крест на шее” - крест один на всех. Крест в стихотворении - не просто деталь, он собирает группу просителей в единый символический образ страдания и подвижничества.

Не будучи допущенными к вельможе, крестьяне обращаются к Богу как к высшему принципу, к высшему судье: “Суди его Бог”. И то, что они уходят с “непокрытыми головами”, оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и страдальческий.

В 1864 г. Некрасов написал стихотворение “Железная дорога”. Поэт рассказал в нем о строителях Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Мужики, на костях которых дорога сооружается, олицетворяют многомиллионную народную массу, ведь сошлись они сюда “с разных концов государства великого”. Терпеливо и безропотно несут они на себе бремя судьбы. Изможденный непосильным трудом и болезнями белорус (этот образ особенно ярко выделяет Некрасов) - типичный представитель трудовой народной массы. Некрасов уважительно, с восхищением называет строителей дороги “божьими ратниками”, “детьми труда”, привычку народа трудиться - “благородной”. Но отношение поэта к народу в стихотворении неоднозначно.

В 4 части стихотворения писатель возмущается тем, что мужики кричат “ура” и благодарят купца, который выставил им бочку вина и простил недоимку, а на самом деле обобрал, обманул их. Кажется, “роковые труды” мужиков кончены, но финальная картина, которая должна быть светлой и радостной, такого впечатления на читателя не производит. Напротив, она становится самой горькой.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Позиция Некрасова-гражданина отличается трезвостью, определенностью: у него не было отчаяния, но не было и заблуждения относительно ближайших перспектив крестьянской революции. Он жил надеждой на лучшее будущее народа, и это особенно чувствуется в тех стихотворениях писателя, которые посвящены детям - “Крестьянские дети”, “Дедушка”, “Школьник”.

В 1843 г. Некрасов знакомится с В.Г. Белинским, начинает сотрудничать в журнале “Современник” (1847). Круг общения писателя в те годы - А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев. В 1859 г. произошел разрыв писателей либерального образа мыслей и революционных демократов. Некрасов остался с Добролюбовым, Чернышевским, в журнале начали сотрудничать новые писатели-демократы - Успенский, Решетников, Помяловский, Слепцов, Якушкин.

Гражданский идеал, который мы видим в стихотворениях Некрасова, создан поэтом на основе личных впечатлений, личного общения поэта с этими людьми. Своим учителем Некрасов считал В.Г. Белинского, образцом гражданского, общественного служения для писателя был Добролюбов. Он умер в 1861 г. (в возрасте 25 лет), и это было настоящим горем для Некрасова. Ему посвящено стихотворение “Память Добролюбова”.

О своей гражданской позиции, о смысле творчества и всей жизни Некрасов пишет в “Элегии” (1874). Строки этого стихотворения - “Я лиру посвятил народу своему” - можно считать эпиграфом всего творчества поэта. В его поэзии много противоречий, особенно в “Последних песнях” - цикле стихов, написанных незадолго до смерти (1877). Он всю жизнь боролся - и сознавал бесплодность борьбы, свою беспомощность, переживал приступы решимости и безволия - все это отразилось в его стихах, главным достоинством которых является гуманизм.

Он понимал, что исходом этой борьбы будет его гибель, и хоть поэт не смог изменить многое в русской жизни - литературной и общественной - он многое сделал для пробуждения совести русского общества. На его поэзии воспитывалась русская интеллигенция 2 половины 19 века.

В творчестве Н.А. Некрасова обновились традиционные жанры русской поэзии - он ввел гражданские мотивы в жанр элегии, политические мотивы в романс (“Еще тройка”), социальную проблематику в балладу (“Секрет. Опыт современной баллады”). Некрасов творчески использовал русский фольклор - в его произведениях чувствуются песенные ритмы и интонации (“Мороз Красный Нос”, “Коробейники”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Песня Еремушке”). Для его лирики характерны анафоры, параллелизмы, повторы, гиперболы - традиционные приемы устного народного творчества. В его поэзии более, чем у кого-либо, развиваются трехсложные размеры стиха - дактиль и анапест (“Еду ли ночью по улице темной”),преимущественно глагольные рифмы. Некрасов поэтически обыгрывал пословицы, широко использовал постоянные эпитеты, простую разговорную речь, народную фразеологию.