Болезни Военный билет Призыв

Русский народ – не от иранцев, а таджики – не арийцы. Истинные арийцы: братья афганцы, таджики и узбеки


Братские арийские народы:
В процентах указана доля R1a от общей численности этноса

Русские 53%
Поляки 60%
Украинцы 54%
Белорусы 47%
Чехи 40%
Словаки 45%
Киргизы 50%
Таджики 60%
Пуштуны 70% (Афганистан)
Белуджи 70% (Пакистан)
Пенджабцы 80% (Пакистан-Индия)
Индия в целом 30%, верхние касты 72%

Карта современного расселения R1a
По современным данным, гаплогруппа R1a появилась в эпоху верхнего палеолита в Центральной Азии, предположительно в Алтайском регионе. Это соотносится с теми данными, что в том же регионе и в ту же эпоху обитали носители предковой гаплогруппы Р, от которой в результате серии SNP (Single Nucleotide Polymorphism), или снипов в Y-хромосоме, последовательно образовались гаплогруппы Q и R, далее R1, и далее R1a и R1b. Часть носителей гаплогруппы Q ушли через Берингов перешеек в Америку примерно 25-20 тысяч лет назад, прибыв туда по разным данным между 16 и 12 тысяч лет назад. Гаплогруппа R1a образовалась примерно 20 тысяч лет назад (хотя некоторые исследователи опускают время образования R1a до 18-15 тысяч лет назад), и на протяжении многих тысячелетий продвигалась на запад, пройдя Тибет, Индостан (примерно 12 тысяч лет назад), Иранское плато, Анатолию (примерно 10 тысяч лет назад, где лингвистами впервые зафиксированы прото-индоевропейские языки между 9 и 7 тыс лет назад), и между 10 и 8 тыс лет назад прибыла на Балканы, неся свои прото-индоевропейские языки. Поэтому старый спор лингвистов, что является "прародиной" индо-европейских языков, Анатолия или Балканы, получает определенный ответ ДНК-генеалогии - обе, в той же степени, что ни одна из них. Языки при длительных миграциях по континентам и на протяжении тысячелетий не имеют прародины, их развитие - длительный процесс конвергенции и дивергенции, и влияния многих прочих факторов.

Носители гаплогруппы R1a обитали в Европе на протяжении нескольких тысячелетий, но распространение их (пра-индоевропейского, или арийского) языка в Европе на другие европейские гаплогруппы того времени - Е, F, G, I, J, K - остается неизвеcтным. Они могли полностью или частично перейти на ИЕ языки, или сохранять свои древние языки. После прибытия в Европу эрбинов, носителей гаплогруппы R1b (4800-4500 лет назад для разных регионов Европы) почти все перечисленные выше гаплогруппы "старой Европы" или были истреблены, или частью бежали из Европы. Поэтому для перечисленных выше гаплогрупп современные их носители показывают "бутылочные горлышки" популяций в Европе, обычно в интервале 4800-3600 лет назад.

Носители гаплогруппы R1a примерно 4600 лет назад передвинулись из Европы на Русскую Равнину (как культуры боевых топоров/шнуровой керамики, а также фатьяновская культура в понятиях археологии), и примерно 4500-4200 лет назад разделились на четыре арийские ДНК-генеалогические линии. Одна, потомки которой ныне представлены субкладом R1a-Z280 и дочерними субкладами, осталась на Русской равнине, и впоследствии частью мигрировала обратно на запад, в Европу, большей часть в ходе 1-го тыс до н.э. и первой половины1-го тыс нашей эры. Три арийские линии, в основном субклада L342.2 и дочернего L657, мигрировали через Кавказ в Месопотамию (альтернативный вариант - из Средней Азии, см. ниже) и далее в Сирию, Ирак, Аравийский полуостров, это так называемые митаннийские арии; другое направление миграции - в Среднюю Азию и далее на Иранское плато (авестийские арии); третье направление - на Южный Урал и далее в Индию (индо- арии); все эти три основных направления миграции происходили в диапазоне 4200-3500 лет назад. Еще одна миграция ариев в те времена, которая фактически является продолжением миграции их на Южный Урал, продвинулась в Зауралье, образовав, например, карасукскую культуру (3800-3400 лет назад), и далее в Алтайский регион, на юг Сибири, в Монголию и далее до Северного Китая, внеся заметный вклад лексики, например, в древнекитайский язык. Часть из тех ариев влилась в состав тюркоязычных народов алтайского и северо-западного китайского региона.

Учитывая интерес к ариям и вклад их в современную цивилизацию, гаплогруппа R1a получила название "арийской". В настоящее время до 72% состава высших каст в Индии имеют гаплогруппу R1a, которая особенно распространена среди браминов. Для сравнения, ни один из 367 тестированиях браминов не имел гаплогруппы R1b. Даже по одной этой причине гаплогруппа R1b не может рассматриваться как арийская. Более того, наука не имеет никаких данных, что до 1-го тыс до н.э. носители гаплогруппы R1b (эрбины) вообще говорили на индоевропейских языках. Как ни странно, это постулируется многими лингвистами при полном отсутствии каких-либо доказательств. Есть основания полагать, что ИЕ языки вошли в среду эрбинов только в начале-середине 1-го тыс до н.э. посредством быстрого распространения ИЕ языка кельтов, которые поначалу были носителями гаплогруппы R1a и прибыли с востока в ходе миграций носителей гаплогруппы R1a (см. выше). В настоящее время гаплогруппа R1a среди этнических русских достигает 63%, в первую очередь на юге России. На севере она разбавляется гаплогруппой N1 (в первую очередь южно-балтийской гаплогруппой N1c1) и ее доля падает до 40-30% среди этнических русских. В Белоруссии, Украине, Польше для гаплогруппы R1a среди мужского населения достигает 50%.

Высокое содержание гаплогруппы R1a-L342.2 имеет место среди таджиков, киргизов, узбеков, описаны ДНК-генеалогические линии R1a-L342.2 у башкиров, евреев. У всех этих народов общий предок линий R1a-L342.2 жил сравнительно недавно, от 2100+/-250 лет назад (киргизы) до 1300+/-150 лет назад (евреи) и до 1125+/-200 лет назад (башкиры). Субклад L342.2 указывает, что все эти линии имеют арийское происхождение, и появились в ходе миграций ариев через Месопотамию (евреи), Приуралье и Северный Казахстан (башкиры), Среднюю Азию (таджики и киргизы) во временном диапазоне 4500-3500 лет назад.

Прочитал сегодня в ленте друзей любопытный пост о том, кто же всё-таки, из нынешних народов, по мнению генетиков, может оказаться ближе всего к тем самым арийцам. Не без удивления обнаружил, что таджики это и есть чуть ли не самые истые арийцы. Вот ведь она как жизнь-то повернулась.

Оказывается те самые индоарийцы, которые размножились в благоприятных условиях северной Индии, сформировались на территории от Минусинской котловины и Алтая, до Каспийско-Черноморских степей и Дуная. Они-то и являются предками протоевропейской (палеоевропеоидной) расы - носительницы характерных признаков европейскости - высокого роста, брахицефалиии или мезоцефалии, массивного телосложения, выступающего носа и т.д. А индикатором этой расовой линии является наличие гаплогруппы R1 в Y - хромосоме.
Что характерно, протоевропеоиды, расселяясь по евразийским просторам вторгались в собственно европейские области, немногочисленное население которых было, скорее всего, иной расовой общностью, с несколько иными, антропоморфными признаками. То есть, коренные европейцы были, скорее всего, не палеоевропеоидами, такой вот оксюморон. Местные средиземноморские племена вынуждены были либо ассимилироваться, либо отступить, отдавая угодья, позволявшие выжить.
Хотя внешние признаки расовой идентичности, разумеется важны, но учеными принимаются во внимание не только и не столько они, а в первую очередь комплекс генетических признаков соответствующих палеоевропеоидной расовой линии.
Но как же был бы разочарован Гитлер и многие другие идеологи чистой «светловолосой арийской расы» коли узнали бы мнение современной науки, которая заявляет о том, что население Германии, по совокупности генетических признаков, является потомком палеоевропеоидной расы в меньшей степени, чем народы проживающие восточнее и южнее. То есть в формировании германства приняли значительное участие неевропейские этно-расовые линии, а внешний тип среднеевропейских народов, сформировавшийся при воздействии климата и образа жизни, лишь одна из характеристик, не самая важная, как выясняется. И глядя в корень германского происхождения, можно узреть различные племенные группы «разбавившие» немецкую этничность: от бастранов и кельтов, до гуннов и даков. То есть гитлеровцы оказались неправы даже и в этом, уж если обманывались то во всем, и конечно же проиграли, хватаясь за несущественное и принося в жертву существенное, гуманистическое.

А существуют ли, по мнению учёных, более «чистые» расовые линии в генетическом плане? Как ни странно - да. Ну во-первых совсем неудивительный пример - кашмирцы. Среди них доминируют представители, являющиеся носителями той самой гаплогруппы R1, таковых в Кашмире около трёх четвертей, от числа общего населения.
Далее пойдут более удивительные примеры. В генетическом плане нынешние таджики являются одной из самых неизмененных расовых линий, идущих напрямую от палеоевропеоидных предков. Среди таджикского населения таких представителей около двух третей. Хотя удивить этим можно только нас сегодняшних, привыкших относиться к таджикам с усмешкой, они же некогда имели высокую культуру, связанную с индоиранской древностью и традицией.
Прочие народы, населяющие нынешние индоевропейские просторы содержат меньший процент носителей коренной палеоевропеиодной генетики. Однако процент этот увеличивается с запада на восток, а не наоборот, как думали идеологи Рейха. То есть, если по данным генетической антропологии среди русских носителями тех самых групп аллелей праиндоевропейсва являются чуть больше половины населения, то среди чехов, скажем, их уже чуть меньше половины, среди литовцев около трети. Остальной же их генетический материал составлен иным, пестрым набором хромосомных признаков.
Является ли принадлежность к данной (палеоевропеоидной) этно-расовой линии чем-то исключительным? Едва ли. Существует множество иных, не менее выдающихся и замечательных. Я разве что могу порадоваться, выбивая из рук нынешних националистов козырь. Сейчас я имею в виду тех, кто кричит о «загрязнении» российских просторов таджиками, что они-де если укоренятся, то станут смешивать свою кровь (абы какую) с тутошней (ого-го какой). А на самом-то деле, всё правильно исторически, и всё путём. То есть, коренные индоевропейцы вновь пополняют ряды прочих европейцев (в данном случае россиян), так что пускай едут себе, и живут. Тут уж и генетика на их стороне.

Там вообще-то много, ещё и про западных украинцев есть

Исмаил Самани – основатель таджикской нации

اسماعیل سامانی

Исмаил Самани – великий персо-таджикский эмир, известный миру как «Амир Адил» (Справедливый Командующий), основатель государства в Средней Азии, правитель Мавераннахра.

Исмаила Самани считают отцом таджикской нации и гордостью всего персо-язычного народа.

БИОГРАФИЯ

Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани (ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد سامانی) родился в апреле 849 г. в семье эмира Ахмада ибн Асада, потомка Самани Худо, основателя династии Саманидов.

Исмаил вошел во всемирную историю добродушным и набожным мусульманином. С детства он умом и сердцем принял Ислам и одновременно боготворил историю своего народа, принадлежащего к арийской расе.

Именно в эпоху правления Саманидов на смену Зороастризму в Центральную и Среднюю Азию пришел Ислам.

Важнейшей догмой зороастризма является постулат: “добрые помыслы, добрые речи, добрые дела”.

Этим жизненным принципом руководствовался эмир Исмаил в своей жизни. Известный ученый Низам -аль – Мульк в своей работе «Сиясатнома», говоря о достоинстве правителя Мавераннахра, написал, что у эмира” была чистая вера в Бога, и он был щедр к бедным”.

Современники Исмаила рассказывали, что правитель зимой часто садился на лошадь и разъезжал по городам и селениям, чтобы узнать, как живет простой народ. Это говорит о том, что Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани не господствовал, а честно и жертвенно служил своему народу.

Государство Саманидов в Центральной и Средней Азии

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был талантливым, энергичным и очень проницательным правителем.

В IX – X веках территория современного Таджикистана была частью обширного и мощного государства Саманидов, которое включало в себя крупные исторические области Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), а также Харасан (территорию к югу – западу от Амударьи).

Столицей государства Саманидов был древнейший город Средней Азии – Бухара.

Города Бухара и Самарканд в период правления Исмаила ибн Ахмада превратились в крупнейшие центры культуры, развития ремесел и торговли, науки, литературы и искусства.

В рамках государства Саманидов завершился процесс формирования таджикской нации. Главную роль в этом процессе отводится западноиранскому языку, который пришел на смену восточноевропейским языкам. В саманидскую эпоху дари (фарси) стал языком государственным. На основе западноиранского языка развивались персо-таджикская культура, наука, литература, искусство.

Именно во времена правления Исмаила ибн Ахмада Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке.

Исмаил ибн Ахмад придавал большое значение идеологии ислама. Он оставил миру и мусульманам ценное историческое наследие. Это построенные во времена его правления большие города на территории Средней Азии, такие как Бухара, Самарканд, Мерв, Афшана, Худжанд, Герат, Балх, Гисар,Тирмиз. А также ряд городов на территории современного Ирана. Он возвел Большую соборную мечеть, специальную мечеть для приезжих, строил медресе, библиотеки, ханаки - приюты для странствующих суфиев, намазгох, эмирские бани, покровительствовал искусствам, поощрял развитие архитектуры.

Основные архитектурные сооружения, сохранившиеся и до наших дней, возведены во времена расцвета таджикской науки и культуры в эпоху существования Саманидской империи. .

На строительство мечетей и храмов науки и искусства выделялись лучшие земли и выдавались крупные денежные средства. Искусный и мудрый правитель побуждал свой народ к знанию и грамотности. Мусульмане, следуя исламской традиции, приступили к поиску знаний по всему миру. Исмаил ибн Ахмад Самани издал указ о бесплатном обучении, создав просветительские центры в Бухаре и Самарканде.

Другую задачу, которую осуществил Эмир Исмаил Самани, это укрепление основ национального таджикского языка. Мы, таджики, всегда стремились к познанию мира. И опыт этот переносили в науку, литературу, искусство. Особенно трепетно таджики относятся к своему родному языку. Тысячелетиями мы бережно хранили его, передавая из поколения в поколение, подобно реликвии, не искажая и не привнося ничего чужеземного.

Арабские завоеватели практически уничтожили оригинальный язык таджиков – дари. Однако благодаря Исмаилу Самани таджикам удалось вернуть языку первозданность и былое великолепие.

Изначально язык называли “порси”. Великий Эмир Исмаил Самани приказал очистить “порси” от уличного жаргона, арабских диалектов, которые ничего не имеют общего с языком литературным, и назвал таджикский литературный язык «фарсии-дари» (государственный персидский язык).

Благодаря Исмаилу Самани от Хурасан до Ирана персо-язычный народ стал писать, читать, разговаривать на литературном языке “фарси-дари”.

В настоящим время “фарси – дари” – государственный язык в Таджикистане, Афганистане и Иране.

Отличительная особенность персидского языка от многих языков современного мира - заключается в том, что «фарси- дари» сохранил свою первозданность. На сегоднящный день «персидский дари» остался в чистом виде только среди таджиков: Сегодня персоязычные народы Ирана, Афганистана признают, что таджикский язык,фарси – дари, хранит чистоту языка наших общих предков (”Арици”).

Современные иранцы на 30% используют в своей речи арабский и турецкий языки. Жители Афганистана в разговорной речи до 15% употребляют поштунский язык. А жители Самарканда и Бухары в разговорной речи смешивают свой родной язык с турецким, узбекским языком до 25%.

И только жители Таджикистана, разговаривая на языке «фарси-дари», используют язык в чистом древнем виде.

Персо-язычными народами считаются жители Ирана, Таджикистана, Афганистана, Бухары и Самарканда.

Другой глобальный проект, осуществленный во времена правления династии империи Саманидов, – это привлечение ученых, людей науки и искусства ко двору. Двери дворца Эмира всегда были открыты для гостей, рассказывающих о новостях развития мировой культуры.

При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Имена таких самородков как Ибн-Сино, Абу-Райхан, Беруни, Ал-Хорезми, Имам Термези, Фараби, Рудаки, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории столицы таджикской империи Саманидов, и дала жизнь эти гениям таджикская земля.

Поэтому с большим почтением и уважением таджики должны относиться к древней исторической эпохе правления династии Саманидов, времени, когда сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

Таджикистан – наследник государства Саманидов,

а сами таджики – прямые потомки арийцев.

История говорит о том, что таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура таджикского народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность. Таджики сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, на которых, в свою очередь, и построена вся культурная жизнь нации. Таджики обитали в Центральной Азии в те времена, когда большинство современных наций не существовало.

Таджикистан – единственный прямой наследник государства Саманидов, и свидетельством тому служат памятник Эмира Самани, воздвигнутый в столице, и государственный денежный знак – “сомони».

Таджики являются прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев, сведения о которых содержатся в “Авесте” – собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-ой половине Первого тысячелетия до нашей эры.

Предки современных таджиков, бактрийцы и согдийцы, были основным населением древнейших государств Средней Азии – Бактрии и Согда. Бактрия включала центральную, южную и восточные части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд – бассейн Зеравшана Кашкадарьи, и области, лежашие севернее Гиссарского хребта.

Предками таджиков являются и древние жители Ферганской долины (области Давань), а также племена саков, обитавших на Памире, Тянь-Шане, по Сырдарье.

Имя “таджик” и название “Иран” появились почти в одно время. Это произошло в период правления династии Сомонидов (персы до этого называли себя “персами”, таджики – согдийцами, бактрийцами, хоразмийцами). Персы и есть таджики. Таджики – это название нации, синоним “Арийцы”. Персы – это название народа “ Арицы”.

Наречение согдийцев, бактрийцев, хоразмийцев именем “таджик” принадлежит Эмиру Самани с целью объединить арийские народы. “Таджик”- это значит носитель “короны”.

ДАТА СМЕРТИ

В ноябре 907 года, после продолжительной болезни, великий и справедливый Исмаил Самани покинул этот мир, обретя жизнь вечную. Но любовь к Эмиру продолжает жить в сердцах мусульман всего исламского мира.

После смерти Исмаила Самани очередным эмиром стал его сын.

Мавзолей Исмаила Самани находится в парке Саманидов в Бухаре. Он считается одним из самых элегантных памятников Центральной Азии. Несмотря на нашествия тюркоязычных племен и попытки уничтожить фамильную усыпальницу Саманидов, Аллах хранил символ исламской культуры. Враги разрушали, возведенные эмиром города: Бухару, Самарканд, Марв, Харезм, жгли библиотеки, но народ всегда отстаивал Мавзолей.

В настоящее время фамильная усыпальница Саманидов является местом паломничества персоязычных народов всего мира. Правительство Таджикистана в рамках торжеств, посвященных 1100 – летию со времени основания государства Саманидов, переименовало пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони, основателя и первого правителя государства Саманидов. А в центре города Душанбе, на месте памятника В.И.Ленину, сегодня высится памятник Исмаилу Самани – основателю таджикской нации.

Своими благородными и богоугодными деяниями Исмаил ибн Ахмад Самани придавал и придает таджикскому обществу высокий моральный дух и единство, которые служили и служат для таджикского народа источником созидательной энергии

Хайреддини Абдулло – руководитель отдела по культуре и духовному воспитанию ООД “ТТМ”

2006 год был объявлен в Таджикистане Годом арийской цивилизации. По данному поводу в этой республике целый год проходили многочисленные мероприятия, призванные нести народу страны и всему миру истину про глубокие корни таджикской культуры и про её преемственность от древних ариев.

Возвращение к истокам

Возвращение к национальным истокам объявлено основой государственной идеологии Таджикистана при президенте Эмомали Рахмоне (сам он назывался до 2007 года Рахмоновым, но переименовал себя и повелел всем своим подданным, чьи фамилии также имели русифицированные окончания, переписать их на иранский манер). При этом Рахмон синкретически сочетает в этой своей доктрине ислам и уважение к древней религии иранцев – зороастризму.

«Во времена арабского ига, – пишет Рахмон в своей книге “Таджики в зеркале истории”, – завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покорённого народа. Были сожжены авестийские рукописи, книгохранилища, храмы, …силой меча вытесняли религию наших предков и насаждали свою… Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, …переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык… Таджики и после завоевания их кочевниками продолжали выполнять роль цивилизаторов по отношению к своим покорителям».

В сентябре 2006 года, на торжественном заседании в Душанбе, посвящённом празднованию 15-летия независимости Таджикистана и Году арийской цивилизации, Рахмон, в частности, сказал: «Арийская цивилизация заложила основы истории наших предков, зарождения и формирования традиций государственности, культуры, других национальных ценностей, более того, она сыграла роль исторической арены для формирования самосознания и познания мира… Сегодня в мировой науке термин арийский в основном используется как этническое имя и название языка индоиранских народов… Арийская цивилизация приобрела мировую славу ещё до VII века, т.е. до появления исламской религии».

С тех пор любое торжественное государственное мероприятие в Таджикистане не обходится без апелляции к арийским истокам. Соответствующим образом построена вся учебная программа по истории, где ведущую роль играют высказывания Рахмона.

Нет дыма без огня

Насколько обоснованны притязания современного Таджикистана на наследие древней индоиранской культуры? Необходимо признать, что этническая преемственность здесь действительно прямая. Таджики – народ иранской группы. В современной науке термины «арийцы», «арии» применяются лишь к той ветви индоевропейской семьи, которая включает в себя иранскую и индоарийскую языковые группы (некоторые выделяют ещё дардскую группу, к которой относят некоторые малочисленные народности Гималаев, Каракорума и Гиндукуша).

Иранцы – древние обитатели Средней Азии. Самое позднее, с начала II тысячелетия до н.э. они заложили в этом регионе основы земледельческой цивилизации, основанной на ирригации с использованием рек, текущих с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т.д., иранские народы населяли Среднюю Азию до начала VI века н.э., когда сюда начали вторгаться тюркские кочевые племена.

Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам (мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее). Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков (сартов) из Таджикистана и таджиков из Узбекистана.

У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев (впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана). Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Исторические и современные параллели

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов (носивший тогда ещё такую фамилию) обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара. Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов.

Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани (893-907) основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики – сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама. Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации – ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом.

А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности.

В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви. Она тоже очень активно пропагандировала наследие древних персидских империй Ахеменидов, Аршакидов (парфян) и Сасанидов, припадала к зороастрийским духовным истокам. Само официальное название страны Иран происходит от Ариана – страна арийцев. Так Персия стала называться после её переименования, по указу шаха, только в 1935 году. Всё это возвращение к арийским истокам, как известно, завершилось в Иране в 1979 году исламской революцией. Единственное, но принципиальное отличие современного Таджикистана от того Ирана: Иран до 1979 года был бурно развивающейся и модернизирующейся страной, а Таджикистан старательно поддерживает имидж бедной страны, чтобы получать помощь от международных организаций.

Взгляд на таджиков - Истинные арийцы. Памирцы в шутку называют себя “истинными арийцами”. Внешне это в большинстве своем люди европеоидного вида, светлокожие, более рослые и крупные, чем остальные таджики, с меньшими признаками монголоидной примеси. Но встречаются и смуглые, с пшеничным цветом лица и более скуластые, что объясняется близостью Китая и Киргизии. Среди памирцев чаще встречаются довольно рослые, иногда под два метра, и просто долговязые мужчины. По внешности и говору коренные и укоренившиеся жители довольно легко определяют, откуда родом тот или иной житель Таджикистана. В каждой практически памирской семье, как, впрочем, и среди остальных горных таджиков, есть светловолосые и светлоглазые. Нередко памирские дети рождаются со светлыми волосами, растут рыжими и русыми, а потом темнеют. Особенно часто светловолосые встречаются в Язгуляме и Вандже, Дарвазе, а также чуть ниже, за пределами собственно Памира, в Гарме. В священной книге зороастрийцев Авесте отмечено, что после Всемирного потопа земля разделилась на 7 каршваров (кишваров - на современном таджикском) - краев и около двадцати стран. При этом “арийский простор” распространялся от Тигра и Ефрата до Индиийских гор и Чина с запада на восток и от Волги (Рангха) и Дона (Дануш) с севера на юг. Территория современного Таджикистана входила в Восточный каршвар и именовалась Согдом и Бахтришем. Собственно, и сегодня Согдийскую область от Душанбе отделяют два перевала, Анзобский и Шахристанский, а от современного райцентра Бохтар на юге еще один - Фахрабадский. Очевидно, Памир входил в восточный Бахтриш на границе с Гандарой и Хиндушем, упомянутыми в Авесте. Исследователи Авесты подчеркивают, что общее название “арии” (“ориен”, “ариан”) является переводом слова “иранцы” - “эрон”. Согласно Авесте, это название произошло от имени царя Арья, сына Траэтаоны (Фаридуна). Соответственно, ариями назывались иранские племена, исповедовавшие зороастризм. Подлинные арийские-зорастрийские источники утверждают, что все человечество произошло от одного отца и одной матери - Мартья и Мартьянак и их многочисленных потомков, разделившихся на людей десяти видов и двадцати пяти рас. А непосредственно арии, согласно зороастрийским жрецам Персии, произошли от потомков Мартьи и Мартьянак - Хаошьянга Парадата и Гузак. И населяли они страну Арианам Ваэджа, состоявшую из земель Тура (Туран, Средняя Азия), Сарима (верховья Тигра), земли Хинду и Чинестана (Китай). Вот что пишет в книге “Заратустра. По следам восточных иранцев Тем не менее, в языке таджиков и языках большинства народов Европы много общих “родовых пятен”. Таджики шутят, что все народы Европы произошли от них. При этом таджики вспоминают, что их предки, ираноязычные саки и скифы, жили в Сибири и якобы именно скифы дали название великой сибирской реке Обь (в переводе с таджикского, как уже упоминалось - вода). Но скифы там действительно жили, о чем свидетельствуют, в частности, Пазырыкские курганы на Алтае. А Иртыш в таджикской картографии именуется Шахоб - Царская вода. Вот и таджикские реки имеют этот корень: Варзоб, Ягноб, Тагоб. Восточно-иранские и таджикские топонимы и гидронимы разбросаны по всей территории Центральной Азии. Это река Мургаб в Туркмении, казахская железнодорожная станция на границе с Россией - Хазарасп (Тысяча лошадей), узбекский город металлургов Ангрен - Охангарон (Кузнецы), в Узбекистане Шахрисябз (Зеленоград по-таджикски), в Туркмении Чарджоу (Четыре ручья) и даже Кушка - Гушты (Мясное). Согдийские названия носят Самарканд и Бухара, Мерв, Хорезм, Хива, Мары, Фергана и Наманган. Еще две тысячи лет назад крупнейшие таджикские реки Аму-Дарья и Сыр-Дарья впадали не в Арал, а в Каспийское море. Македонцы, пришедшие в начале 4-го века до н.э. в Согдиану, нашли эти реки судоходными. Это была довольно протяженная водная часть Великого Шелкового пути. По ней саки, согды, бактрийцы, сарматы возили китайские, персидские и европейские товары. И Александр Македонский, пришедши в Согдиану, нашел их судоходными. Если теперь перенести взгляд на самый юго-запад России и на Балканы, то мы обнаружим, что Дон (в Авесте - Дануш) - также восточноиранское слово, означающее - вода, река. Этнографы отмечают, что от этого же корня происходят названия всех крупных рек к западу от Дона: Днепр (у скифов - Донапр), Днестр (Донастр), Дунай. Прямые потомки скифов, как мы знаем, - аланы. В Осетии также вода, река называется - дон. К примеру, Кармадон. Факт близкого родства памирских языков и осетинского для лингвистов давно является аксиомой. Древнекитайские и древнегреческие историки писали, что Скифия доходила до их границ. Это, однако, более или менее обозримая история в 2-3 тысячи лет. Дели Бюрадер - Сердце Брата Но если мы попробуем заглянуть очень далеко, то без сопоставления языков не обойтись. Есть более древние очевидные приметы родства индоевропейских языков. Общеизвестные для языковедов примеры обозначения ближайших родственников: брат - brother-bruder-бародар (тадж.), вирод (памирск), мать - модар (тадж), mother - mutter. Или такое редкое слово с единственным однокоренным в русском языке словом “разговеться”: говядина - гов (корова по-таджикски) - cow, в праиндоевропейском было “говенда”. Или бык - бука (тадж.). В русском “тахта”, в таджикском - “тахт” (престол, деревяшка), “пойтахт” - столица. В таджикском “жизнь” будет “зист”, “мертвый” - “мурда”. Очевидно родство такого ряда: див - дэв - део - тео - Зевс. Такие “родовые пятна” знающий человек видит сплошь и рядом. В русском и таджикском счете: два - ду, пять - пандж. Мы знаем, что в древнерусском “пять” писалось и звучало как “пянть”. Русское “тятя” в памирском - “татик”, в таджикском - “дада”. Русское “мы” в таджикском - “мо”. О родстве языков свидетельствуют и общие по сути глагольные флексии “-ям”, “-ам”, “-и” - “-и”, “-ем” - “-ем”, “-ете” - “-ед”, “-ят”- “-янд”. Древнерусское “азм” означает дословно то же самое в современном памирском шугнанском - “я есть, я сам”. Примеров исконного родства и взаимовлияния масса. Аорсы, русы и индийское кино Интересно для любого таджика и филолога обратить внимание на такой ряд: Аорс, аорслан, арус, эрзя, урус, русый, рушан, Роксана. Первое слово “аорс” - название одного из сарматско-аланских племен. Оно переводится как “светлые, русые”. Греки описывали аорсов как рослых русоволосых воинов. Аорслан - это скифско-аланское имя собственное, означающее - Светлый, русый алан. Аорслан трансформируется в имена собственные Арслан, Руслан и Аслан. Арус в таджикском и персидском - это невеста, поскольку невеста надевает белое и носит также и после свадьбы белые одежды. Рушана и Роксана в таджикском и согдийском - имя собственное - Светлая, Светлана. Эрзя - название финно-угорского племени, с которым имели контакты сарматы и которому они дали название - светлые, русые. Не исключено, что некогда славные, а потом ушедшие в тень с карты истории аорсы участовавали в формировании восточнославянских, и не только, племен и их самоназвание трасформировалось в - русы. Топонимы с корнем “рус” встречаются и за пределами России, Русенборг, к примеру. Историки же показывают, что сарматские ответвления дали название сербам - серви, хорватам и вообще приняли непосредственное участие в формировании славян. Считается, что славянские имена Шеремет (сармат) и Корбут (хорват) имеют скифские корни. У таджиков и узбеков же есть имя Шермат. Тем временем на юг от Памира, на территории современных Пенджаба (Пять рек, Пятиречье), Синда и Гуджарата во втором веке до нашей эры осели предки памирцев саки-тиграхауды, в частности гуджары. Этнографы полагают, что саки стали родоначальниками привилегированных индийских каст: джат, раджпур и гуджар. Мне довелось побывать на афганском Памире и убедиться в верности утверждений, что языки потомков саков и скифов живут и сегодня на севере и Афганистана, и Пакистана, и даже Китая. Кроме того, в Пакистане, Китае живут несколько миллионов персов и персоязычных людей. Вот, видимо, откуда у таджиков эта безумная любовь к индийскому кино, песни из индийских фильмов мальчишками и девчонками заучивались наизусть. Впрочем, половина слов из хинду таджикам вполне понятна. Как таджики открыли Америку Словом, окружающий таджиков мир не так уж чужд и чужероден. И многие из них это понимают. Бытует шутка, что заядлыми путешественниками среди таджиков были гармцы. Гарм находится в Припамирье и славится своими яблоками и грушами. А сами гармцы славятся не только строгостью нравов, трудолюбием, приверженностью канонам ислама, но и предприимчивостью, торговой жилкой. Так вот эта байка гласит: едут по Чукотке гармские на нартах и видят на Аляске к берегу другие нарты подъезжают. Один кричит другому: “Брат, купи мои гармские яблоки!” А тот ему отвечает: “А ты купи мои груши, яблоки я уже продал, брат”. К слову, таджикские читатели Фенимора Купера сделали из романа “Последний из могикан” вывод, что племя диловаров было таджикским по происхождению. Купер перевел слово “диловар” - “отважный сердцем”. Так же переводится таджикское мужское имя Диловар. “Выходит, - говорят мои земляки, - что мы открыли и заселили Америку раньше испанцев, португальцев, французов и англичан”. Еще одним литературным совпадением на первый взгляд являются имена сказочных таджикского и русского героев Рустама и Руслана, а также отцов их Золизара и Елизара. Но таджики-то знают, что Рустам Золизарович был описан в поэме Фирдоуси “Шахнаме” на тысячу лет раньше Руслана Елизаровича и тоже воевал с нечистой силой, проходил испытания соблазнами, искал свою возлюбленную и ходил в Причерноморье. Добрая мысль, доброе слово, доброе дело Если вы попросите любого таджика перечислить три основных правила жизни, то услышите формулу, завещанную Заратустрой: “Добрая мысль, доброе слово, доброе дело”. Заратустра, конечно же, не был материалистом, но эта последовательность напоминает нам, что мысль материализуется в слове, а слово - в деле. И, следовательно, храни ум свой в чистоте, имей чистые помыслы, начни благородное действие с себя. Очисться, чтобы не осталось места ни для чего больше, кроме высшего промысла. Зороастрийские источники свидетельствуют, что Заратустра отличался удивительными магическими способностями. Он обладал даром предвидения, предсказав за двести лет приход Александра Македонского, совершал чудеса, был способен оживить и убить взглядом и словом, наказывал дивов и духов зла и всю жизнь противостоял жрецам-магам, которых мы сегодня назвали бы черными магами. На зороастрийские верования таджиков наслоились поздние исламские, но и сегодня они верят в существование злых духов - Аджина, в фей - Фаришта, в дэвов, гурий и пери. А мистицизм суфийских орденов уходит корнями в зороастризм. Верования и культура иранцев оказали немалое влияние на арабов и ислам. Все мусульманские народы России перед намазом-молитвой пять раз в день произносят обязательное предпослание к молитве “ният” - “намерение” на персидском-таджикском. Пройдя через сады Персии, ислам стал плодоносить, превратившись в мировую религию. Зороастризм же был первой религией единобожия. Английская исследовательница Мэри Бойс назвала его “первой религией откровения, давшей жизнь иудаизму, христианству и исламу”. Для предков таджиков постулаты зороастризма также не могли быть полностью отринуты после принятия ислама в восьмом веке. Сегодня сложно определить, что в таджикском менталитете сохранилось от зороастризма, что привнесено исламом, а что существовало до того и другого. Общее, пожалуй, - бережное отношение к природе, трепетное отношение к воде и поддержание ее в чистоте. В воду нельзя было плюнуть, осквернить ее кровью или трупом животного или справить нужду. Сельский мальчишка или мужчина не будет искать дерево, чтобы окропить его, а присядет в траве. Нельзя этого делать лицом к кладбищу. После посещения кладбища человек, не заходя в дом, вымоет обувь. Зороастризм был (и остается в Иране и Индии) весьма подробно регламентирующей жизнь человека религией. Это касается и отношений между родственниками, между мужем и женой, между человеком и животными, отношения к пище, к природе и т. д. Насилие считалось тяжким грехом. Например, порицалось вступление в половую связь против воли супруги, особенно в неурочное время. Культивировалось терпимое и уважительное отношение к животным. Но главным грехом считались ложь и лицемерие, поклонение лживым ценностям и божкам. “Очень приятно, Царь” Об именах, которые дают памирцы и другие таджики своим детям, можно написать отдельную книгу. На Памире кроме Царь-винограда можно встретить моего хорошего приятеля Гелоса - Черешню, или Кадамшо - Поступь Царя, или Шафтолушо - Персик Царя. Приставка “Царь” - отличительная особенность мужских памирских имен. У моего друга Аслишо на его страницах в социальных сетях висит постоянный статус “Очень приятно, Царь”. Считается, что, давая странные имена, родители оберегают ребенка от судьбы и злых духов. При этом обычно детям дают два имени. Одно публичное, второе - только для семейного пользования. И еще неизвестно, какое имя главнее. Были у меня приятели, которые носили имена Панчшанбе и Чоршанбе - Четверг и Среда (дословно - пятый и четвертый дни после субботы, а Душанбе - второй день от субботы, Понедельник), или Борон - Дождь, или Шамол - Ветер. Часто имя дают в связи с днем или временем года, когда родился ребенок. Но у таджиков можно встретить самые необычные имена: Бахор - Весна, Гулбахор - Цветок весны, мужское имя Тилло - Золото, женское Зарина - Золотая, Табар - Топор, Теша - Тяпка, Дости - Коса, Серп (с серпом), Хурдак - Малыш, Младший, Сангак - Камешек. Много и удивительно красивых женских имен. Перечисляя их, попадаешь в Райский сад - Фирдавс, где есть Гулнор - Цветок граната, Гулноз - Каприз (нежность) цветка, Наргис - Нарцисс, Лола - Тюльпан, Садбарг - Роза (дословно “Сто лепестков”), Нилуфар - Лотос, Кувшинка; Бунафша - Фиалка, есуман - Жасмин. Есть имена, связанные с названиями драгоценных камней, которыми богаты горы Таджикистана. Зумрад - Изумруд, Нигина - Перстень, Лали - Рубиновая, Гавхар - Жемчуг. Много имен с корнем “гул” - цветок, “дил” - сердце. При этом таджикское “л” звучит полумягко, почти как “ль”. Например, имена Гулчехра - Ланиты цветка, Гулрух - Лик цветка, Гулбахор - Цветок весны, Гуландом - Изящная, Грациозная. Или Дилбар - Уносящая сердце, Дилором - Покой сердца, Дилафруз - Восхитительная, Возлюбленная - звучат так, словно к имени пристегнут маленький колокольчик. Много имен, сохранившихся с древних времен и свидетельствующих об индо-иранских корнях. Манучехр (Манушчитра) - Рожденный на священной горе Мануш, Хуршед - Солнце, Дариуш - Дарий, Бахром (Варахрама) - Марс. Есть женские имена, связанные с названиями небесных светил: Ситора - Звезда, Парвина и Сурайе - Плеяды, Сириус; Зухра - Венера. Именные коды Разве не поэт народ, дающий такие прекрасные имена своим дочерям? Разве лишен он чувства юмора, так шутя с судьбой, давая иногда такие странные имена своим сыновьям? Таджики очень изобретательны при наречении своих детей. Тем более, что список этот, пополнявшийся тысячи лет, содержит множество имен доисламских: зороастрийских, арабских мусульманских, тюркских. В таджикских семьях всегда традиционно было много детей. Таджики говорят, что каждому рождающемуся Бог уже определил свою долю добра. Часто имена даются в честь уже умершего предка. Имен живущих предков, а в горах и в долинах немало долгожителей, давать не рекомендуется. Это считается дурным тоном по отношению к живому человеку. Поскольку имя обладает своим кодом, своей силой и своей судьбой - так здесь считают, - назвать внука именем живого деда означает отнять часть силы у деда, списать его со счетов, поторопить. Кроме того, у таджиков принято давать детям такие странные, казалось бы, имена как Бобо - Дед, Додо (Дада) - Отец, Биби - Бабушка. Взрослый отец обращается к сыну и называет его дедушкой. Причем такие дети пользуются в семье особым положением и вырастают в особой любви и уважении. Дело в том, что у таджиков, так же, как и у других народов, не принято называть отца и мать или бабушку и дедушку по имени. И если ребенка назвали в честь предка, то, называя его Додо, вы подразумеваете, что его зовут, допустим, Бахром. Но даже если ребенка официально называют в честь умершего деда, дома отец и мать все равно будут звать его Бобо, прибавляя слово “джон” - “душа”, “дорогой”: Бободжон. Старики Вообще семья, родственные отношения являются для таджиков главной из традиционных ценностей. Почитание старших воспитывается с детства. Когда входит старший, все обычно встают. Это хорошо заметно и в общественном транспорте, где молодые без предупреждения и просьбы уступают место старшим мужчинам и женщинам и просто девушкам без намерения понравиться и познакомиться. А девушки в свою очередь - взрослым мужчинам. А если входит женщина с ребенком, им обоим уступят место или она возьмет дитя на колени. Стоящая мать при сидящем ребенке в транспорте - большая редкость. Ребенок привыкнет, что он сидит, когда перед ним стоит его мать. Слово деда в семье непререкаемо. Это потом, оставшись наедине, бабушка имеет право и возможность проесть ему плешь, но озвучивает последнее слово все равно дед. Обычно в сельской местности таджики живут компактно, большими семьями во главе с дедом, в одном дворе. При рождении сыновей отец сажает вдоль границы участка пирамидальные тополя, которые потом пойдут на строительство дома для молодоженов, на балки перекрытий под крышей. Может быть, потому что глава семьи всю жизнь работает, чтобы прокормить, вырастить и поставить на ноги детей, что живет и работает для семьи, в Таджикистане нет брошенных одиноких стариков. По обычаю, с родителями остается младший из сыновей. Его жена и дети обязаны заботиться о стариках, а те, в свою очередь, помогают воспитывать детей в уважении к традициям. Если в семье одни дочери или сами сыновья живут отдельно, кто-то из внуков, по договоренности, живет со стариками и помогает им. Забота о стариках касается не только своих родителей. У таджиков принято заботиться и о соседях и одиноких стариках. Праздничные или поминальные угощения разносят тем, кто, по мнению членов семьи, нуждается в заботе или просто является хорошим соседом.