Болезни Военный билет Призыв

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье

Тема 2. «Культура Руси 13- 15 веков»

    Лекционный материал.

    Задания для самостоятельной работы.

    Литература

    Лекционный материал.

На середину 12 века приходится начало распада Киевской Руси на отдельные княжества. В середине XII века Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (перевозя с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). Почти в каждом княжестве начинают формироваться свои архитектурные и живописные школы.

К 13 веку некогда могущественный и великий Киев потерял свое былое величие и политическое значение, а само древнерусское государство распалось на множество княжеских земель. Юго-Западная, Северо-Восточная и Новгородская земля погрязли в междоусобицах, раздорах и спорах. Братоубийственные разборки не остановила даже надвигающаяся на Русь беда – орда монгольских кочевников.

Все достижения древнерусской цивилизации оказались под угрозой уничтожения. Несмотря на отчаянное и героическое сопротивление большинства русских городов, которое они оказывали в основном поодиночке, Русь на два с половиной века оказалась под гнетом восточных завоевателей.

После того как монголы разгромили Галицкого, Киевского и Черниговского князей на реке Калке, хотя силы русских превосходили ордынцев, бежавшие за Днепр князья не только бросили остатки своего войска, но и порубили свободные ладьи, а монголы перебили всех, кто не успел переправиться. Владимирский князь Юрий Всеволодович не пришел на помощь рязанцам, когда хан Батый осадил Рязань, но и поплатился за это жестоко. Ордынцы не только захватили и разграбили Владимир, пока князь уже сам пытался получить помощь от северных княжеств, но и сожгли заживо во Владимирском соборе всю его семью. Позже погиб в битве и сам князь. Для русской культуры, как и для экономики, монголо-татарское иго имело катастрофические последствия. Регулярные набеги приводили к новым опустошениям. Дань выплачивалась не только в виде денег и драгоценностей, но и уводом в рабство наиболее видных, искусных ремесленников, что привело к утрате многих приемов и навыков, а некоторые виды ремесла были полностью утрачены. И хотя историк 20 века Лев Гумилев называет иго монголо-татарских полчищ набегом на Русь, но за этот период были полностью разрушены такие культурные и политические центры как Киев, Переславль, Чернигов, Рязань, Владимир, Суздаль. Те же, что остались целыми, так же пострадали – ордынцы забирали в полон искусных мастеров: оружейников, камнерезов, шорников, кузнецов.

Многие мастеровые умельцы погибли, защищая свои города, поэтому некоторые прикладные ремесла даже исчезли совсем. Например, в ювелирном деле были утеряны некоторые техники, присущие только древнерусскому искусству. Ощутимо за время монголо-татарского ига пострадало древнерусское зодчество. Жестокие варвары-кочевники предавали огню не только крепостные сооружения, но и прекрасные в архитектурном отношении русские церкви, соборы и монастыри. Постройки горели вместе с вековыми древнерусскими, византийскими иконами, фресками замечательных русских живописцев, ценнейшими рукописными книгами, являвшимися памятниками древнерусской словесности. В огне погибло не только большинство древних русских книг, но и прервалось летописание. В упадок пришла живопись и многие прикладные художественные ремесла. Больше, чем на полвека прекратилось на Руси каменное строительство из-за отсутствия мастеровых, материалов для постройки и полного обнищания княжеской казны. Русская культура в результате монгольского нашествия потеряла несоизмеримо с тем, что смогла перенять у завоевателей. В этом смысле очень точно выразился Александр Сергеевич Пушкин, который заметил, что “татары это не мавры. Завоевав Русь, они не подарили ей ни алгебры, ни нового Аристотеля”.

Некоторые историки, например Г.В.Вернадский, считают, что монгольское иго полностью уничтожило элементы демократии в политическом устройстве городов. Была введена смертная казнь, телесные наказания, обязательная воинская повинность. Из положительных моментов завоевания, если так можно вообще выражаться, принято говорить о созданной монголами почтовой конной службе. Но ощутимо снизилась грамотность, и даже среди князей появились по выражению летописца “некнижны” и “неграмотны”.

Фактическое вхождение в состав монгольского государства навязало русской истории иные, отличные от западноевропейских, принципы государственного устройства – в частности, привило принцип всеобщего подчинения и единоначалия (принципиально отличный от системы вассалитета, развившейся в Западной Европе).

Разорение русских земель в начале 13 века, памятником которому стал "Плач и пленении и конечном разорении русской земли", стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской культуры.

Только к концу 13 века русские земли смогли оправиться от разорения.

Первыми стали Новгород и Псков, до которых не дошли войска Орды. Эти торговые города-"республики" с вечевым управлением создали своеобразный вариант культуры, который сформировался не без некоторого участия их западных соседей – балтийских стран.

В северо-восточных землях в начале следующего 14 столетия главенствующая роль начинает переходить от Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетие пришлось отстаивать свое первенство у Твери.

Москва входила с состав Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в Москве, перенеся сюда таким образом резиденцию главы церковной власти русских земель (интересно, что переезд митрополита Максима из Киева во Владимир состоялся совсем незадолго до этого – в 1299 году). В конце 14 века в Москву была перевезена главная святыня "старой" столицы - икона Владимирской Богоматери. Владимир стал образцом для московского княжества. Подчеркивая преественность, московские князья проявляют заботу о восстановлении Владимирских святынь – в начале 15 века Андрей Рублеви Прохор с Городца расписывают древний Успенский собор, а в середине того же столетия под наблюдением Василия Дмитриевича Ермолина был отремонтирован (т.е. собран заново из старых каменных блоков) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века, получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением. Однако в знаменитых резных поясах звенигородского Успенского собора на Городке заметны балканские влияния; многолепестковые розы на его фасаде и заостренная килевидная форма завершающих его объем закомар указывают на влияние готической архитектуры. Килевидная форма арок позднее (от XVI до XIX вв.) станет знаком "московского" и шире – "русского" направления в архитектуре.

Живопись конца 14 – начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и мировой) культуры – творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана (с которой мы знакомы по фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде) отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии учению исихазма. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, - ближе к поздневизантийской живописи балканских стран 15 века.

На конец 14 века приходится важнейшее событие русской истории – в 1380 г. в битве на Куликовом поле объединенное князем Дмитрием Ивановичем под "рукой Москвы" воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительную роль в этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Имя преподобного Сергия, ставшего затем в сознании русских людей защитником и покровителем Московского государства, имеет огромное значение для культуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200 монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало основой для т.н. "монастырской колонизации" малоосвоенных северных земель. Житие Сергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того времени – Епифанием Премудрым; для собора Сергиева монастыря Андрей Рублев написал знаменитую икону Троицы – величайший шедевр русского средневековья.

Середина 15 века отмечена тяжелой междоусобной войной за московский великокняжеский престол. Только к концу этого столетия Ивану III удалось объединить русские земли вокруг Москвы (что стоило разорения Новгороду и Пскову) и окончательно покончить с подчинением Орде – бескровное стояние войск на реке Угре (1480), получившей потом поэтическое имя "пояса Богородицы", отметило появление самостоятельного государства во главе с московским князем.

I. Этапы культурного развития эпохи

Развитие культуры XIII-XV вв. разделяется на ряд этапов.

1. От вторжения Батыя до середины XIV в.

Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с не пострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые центры: Москва и Тверь.

2. Вторая половина XIV в. - первая половина XV в.

Хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений.

3. Вторая половина XV в. и начало XVI в.

Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

II. Материальная культура. Занятия и быт

Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой комплекс деревянных срубов, среди которых встречались "белые избы", в которых стояли печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах - слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались на Руси XIII-XV вв. хлебом и различными мучными изделиями, крупами (гречневой, овсяной, пшенной). Употребляли разнообразные овощи: репу, морковь, капусту, огурцы, свеклу, лук. Наряду с мясом (бараниной и говядиной) ели много речной рыбы, особенно в постные дни.

Одежды представителей разных слоев населения различался больше материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать - бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя и даже горностая. Крестьянской обувью были лапти, в городах носили кожаные сапоги.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. - кованые пушки. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паникадила, пряжки. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева. Представление о ней дают археологические находки в Новгороде, в почве которого дерево не гниет.

III. Фольклор

Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных произведений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV вв. сохранили множество черт былинного эпоса времен Киевской Руси. Более того, в ряде исторических песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар.

Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Такова, например, песня о Щелкане Дюдентьевиче, основанная на истории восстания 1327 г. в Твери. Песня рассказывает о победе тверичей, ничего не говоря о последовавшей каре.

Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

IV. Письменность и литература

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце XIII в. "Слово о погибели Русской земли".

Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

V. Общественная мысль

XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Терпимость Ивана III к ереси объяснялась и тем, что иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена "Повесть о белом клобуке", созданная в окружении известного преследователя ереси новгородского архиепископа Геннадия. Повесть утверждала, что белый клобук (традиционный головной убор новгородского архиепископа) был получен от самого папы Сильвестра и потому "честнее" царского венца.

В противовес "Повести о белом клобуке" было создано "Сказание о князьях владимирских", провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.

После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением иосифлянского большинства духовенства отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. В 1504 г. еретики были сожжены по приговору церковного собора. После этого и отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что "священство преболе царства", то теперь писал, что царя следует "почитати, а не сваритися с ним".

VI. Архитектура

Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. - Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во 2-й четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV - начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

VII. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона "Троица". На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах.

    Задания для самостоятельной работы

2. 1. Подготовить письменно сообщение на тему «Из истории древнерусских городов (Москва, Суздаль, Владимир, Новгород):

План: 1. История возникновения; 2. Исторические факты и события; 3. Архитектурные памятники; Исторические места; Памятники культуры

2. 2. Подготовить презентацию (в программе Power Point) на тему «Русская средневековая иконопись. Андрей Рублев и Феофан Грек)

    Литература

    Бреков И. Б. "Мир истории: Русские земли в 13-15 вв. " Москва, "Молодая гвардия" 1988 г. 208С.

    Карамзин Н.М. История государства российского.Книга 2.- Ростов на Дону:,1997. 512 С.

    Ключевский В. О. "Курс русской истории", Москва, том 2, 1993г.608С

    Любимов Л. "Искусство древней Руси" Москва 1986г.

    Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.

    Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. И., 1967. Т.1.

    История русского искусства. Под ред.И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В,Н.Лазарева. М., 1953 (т.1.), 1954 (т.2), 1955 (т.3.), 1959 (т.4).

    Комеч А.И. Древнерусское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987. С.304-359.

    Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. М., 1978.

    Очерки истории русской культуры XIII-XV веков. М, изд.МГУ, 1970. Т.1,2.

    Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.

источники: лавреньтьевская летопись,великлкняжескии свод,тверской великокняжескии свод,троецкая летопись,договорные грамоты,самая раняя грамота-семиона гордого со своими братьями,жалованые грамоты-их мало.новгородская земля лучше освящена источниками.говорил о личных качествах московских князей карамзин-из всех выделял ивана калиту-набожность.милосердие,собиратель земель русских.Соловьев-постепенно поолитическии центр переходит во владимм обл затем в москву.борьба твери с москвой.Ключевскии0причины возвышения москвы,выделение географических причин.он плохо относился к московским князьям,все хитрицы,свои цели.самый жулик-ив калита.Щерепнин «оброзование русского централизованого государства» москва-центр ремесел и торговли.высоко ценилкалиту.москва-ключевое место в обороне сев-вост руси.Любавскии поставил под сомнение роль традиционной торговли,находится в неудобном месте.Тверь на волге.НЕ НАДО ПЕРЕВАЛАКИВАТЬ СВОИ ТОВАРЫ,проще и дешевле.Москва стала центром торговли после того как она стала политическим центром.Борисов- «тезис о роли церкви»обращ внимание на то что союз москвы с митрополит властью складывался медлено.церковь гдето поддерживала ивана.Горскии «Русь и орда»подробно проследил взаймоотношения твери и москвы с ордой.привлечение служилого населения из других земель -толчок для усиления московских князей.Зелин «витязь на распутье»впервые высказал мнение что главная причина победы москвы это необьективные факторы-тезис об оборонном значении сомнителен.торговые пути тоже,полезные ископаемые -не могла похвалиться.запас пушного зверя -мало.бедная земля-главные причины создание мощнослужилого слоя дворянства.у москвы оказалось больше войнов.Фенел считал что 1 из причин-ордынская поддержка.орде москва была нужна как барьер на пути литовцев во время ивана калиты.Рязанская земля сущ и в до монгольское время как самостоятельная земля.постродала оч сильно.находилась на окрайне.население сместилось к северу.столица ни когда больше не возродиласб.сейчас рязань-раньше переяславль.сохроняла не зависимость ездят самми в орду.также рязанская земля дробится.в 70ых гг олег добивается великого князя.ориентация на мамая в куликовской битве-определило судьбу.дм донской не наказыывал его.конец 14в ряз князья признают москву старшим братлм.рязань дольше всех оставалась независимой.1521 при василии 3 потеряла независимостьВеликая Владим земля.самая сильная основана на летописании владимерском.после монгольского нашествия ситуация меняется.разрушено 44% меньше городов.процесс востановления городов происходил быстро.1-ая причина владимер князья не участв в войне.20-30гг силы не растратили.единственное достижение-получили контроль над новгородом еще в домонгольское время.далеко от литвы+.зависимость от орды-фактор помог усилится владимерскому княжеству.орда признала именно вел влад князей.киевск ликвидировала.орда признала 2ух уравниваемую систему.младшие братья признавали зависимость от владимирских.Изменение демографических ситуаций.в до монгольское время окрестности владимера суздаля хорошо заселены.окрайны плохо.ярославль более менее.опасность из центра население уходит в окрайны.где необжитые места.в результате формируются новые города.усиливается дробление.в до монгольское время было 6 княжеств.к концу 13 в-14 княжеств в составе владимерского(стародубское,тверское,галиц-дмитриевское,москва). 1 из самых долго нах влад князей-Д.М.Переяславскии-междуусобная война в его правление постоянна. С род братом Городецким.остальные формируются вокруг 1 или 2ого.



Первый московскии князь-Даниил Александрович(сын невского)ведет оч осторож политику.в 90 ых он ориентируется на ногая а его противник на тохту..все заканчивается в пользу тохты.но на москве это ни как не отразилось.

В н 14 в на первое место выходит тверь.недостаток-князья перечили орде.1317 г женидьба Юрия даниловича на кыпчаке. Событ 1327г -востание в твери круп ордынскии отряд направлен в тверь.ив данил выступ как союзник орды.главная заслуга калиты -мир-достигнуто своевременой уплатой дани.отношение с церквью.ив данил стройт в москве храмы.москва-становится духовным центром.не желеет денег выкупает несчастных русских пленников.карамзин-восторг.но и экономич +.междуусобиц при нем нет он признаный лидер.



Напористость и настойчивость москов-ских князей сыграла не маловажную роль.

Черепнин – прослеживаются тенденции к возвышению владимирской земли еще в до монгольское время. Москва – это центр складывающий великорусскую народность.

Любавский – Москва кК торговый центр становится торговым центром после того, как стала центром Руси.

Борисов – оспорил союз московских князей с церковью. Для первой половины 14 века никаких общих дел правительство с церковью не имело.

Зимин – оспорил все тезисы Карамзина и подтвердил Любавского. Московские князья применяли систему войска.

Горский – сопоставляется с Зиминым, но полагает, что это долгий процесс, нок этому периоду земли уже пали под властью Москвы.

Захватив в 1300 году у рязанского кня-жества Коломны. В ходе этого похода Даниил побеждает каких-то татар. Теперь у москвы есть свободный выход в оку.1302-даниил занимает переяславль залецкии.умер бездетным.к концу жизни данила тер московского княжества увеличилась в 2 р.москва выходит на 2ое место.Захват Переславля. Их князь 1302 году умирает бездетным. Даниил захватывает владения, объясняя это завещанием. Эти меры позволяют увеличить территорию в два раза. Спокойная, выдержанная политика»тихой экспан-сии».1303году Даниил умирает. Княжить остается его сын Юрий.

1304 году умирает князь владимирский. Начинается тяжба между Михаилом Тверским и Юрием московским. Михаил пытается произвести централизацию, опираясь на венную силу. Захватывает Новгород. Юрий был вызван в орду и прожил там несколько лет до 1317 года. Это помогло ему. За это врем он понравился всем в орде, затем он женился на сестре хана Узбека – Камчат-ке.(1317) но между Москвой и Тверью возник спор за Новгород. Закончилось это военными действиями и разгромом московск-татарского войска. Жена Юрия попала в плен к Тверичам. Вследствие этого Михаил был вызван в орду и там казнен. Камчатка в плену умерла.

1322 – ярлык снова попадает к Твер-скому князю Дмитрию Михайловичу. 1324 – Дмитрий убивает в орде Юрия. Его казнят, а ярлык отдают его брату Александру. В Мо-скве Иван Колита. 1327 – в Тверь едет Чолк хан, с отрядом. Закончилось это тверским восстанием, при котором Чолк хана и его отряд перебили.

Иван Колита использовал это в своих целях. Татары разбили Тверь, но не тронули Москву. Затем дележ владимирского княжества. Одна часть досталась московскому князю, другая Суздальскому. 1332 – суздальский князь умирает и его владение переходит Калите. Следовательно Узбек доверяет ему собирать дань со всех русских земель для отправки ее в орду. При Иване население растет, а следо-вательно и сила и экономика.

Развитие Феодализма

Образование Московского царства (спорные вопросы). Татищев – на осн. «естественного права» и добровольного договора, рассматривал эту пробл. в контексте восстановл. в Сев.-вост. Р. самодержавия..//Карамзин-создание единого гос. это рез-т деятельности отдельных князей и царей.. восстановлением гос-ти Р. обязана монарх уст-ву. // историки бурж. направ-я - процесс централизации - это борьба разл общ.-полит. форм. С.М.Соловьев развил эту схему.// Ключевский В.О.- рус. гос-во выросло из «удельного порядка», из «вотчинных» князей-потомков Даниила Московского.

Классы и сословия в Московском государстве.

Феодалы. - группы: служилых князей, бояр, слуги вольных и детей боярских.//Служилые князья сост. верхушку класса феодалов, занимали руковод. посты и явл. на войну со своей дружиной.//Бояре, эконом господ-ую групп, занимали командные посты в гос-ве.//Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские - несли служ-бу великому князю.//Низшую группу - "слуги под дворским", к-рые набирались из княже-ских холопов. Они получ. от князя.//В XV в. в положении феод. происходят сдвиги - измен состав и положение боярства. /// Крестьяне. делилось на 2 категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлеж помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. =>, черно-тяглые крестьяне жили в домениальных владениях. XV в. прикрепление черносошных крест. к земле. Старожильцы - это в основном люди, исстари живущие у того или иного феод. и несшие в его пользу обычные феод. повинности, а также тягло гос-ву. Им противопоставлялись новопорядчи-ки.//Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. - люди, взявшие у феод. деньги в долг. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.//Одной из групп завис. людей - половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. (бедняки, не имевшие земли.).//В конце XV в. Появ. бобы-ли. - получали у феод. жилище, иногда и землю.//Холопы:. Большие холопы - верхуш-ка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Полные и докладные холопы работали в хоз-ве феод. в качестве прислуги, ремесленников, земле-пашцев.// Городское население. В крепости - детинце - жили в мирное время преимущест-венно представители княжеской власти, гарни-зон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть гор. населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому "чёрному" люду.

Землевладение в моск. гос-ве (проблемы, поиски, решения) Происхож. и развитие феод-ма –процесс образ. Феод. земельной собств. и зависимого крест-ва. Проследить этот процесс в 15-16в, нам помогают Судебники 15-16вв. Средством укрепления центр. власти было распростр. поместного землевладения, в Судебнике 1497г были заложены новые правовые нормы относит. этой категории землевладения. XVI в усилилось поместное землевлад. в общей структуре феод. земельной собственности. К сер. 16 сократился фонд черносошных земель, т.к. в поместную раздачу шли земли конфискованные или черносошные. Судебник 1550 года лишает крупных феод. иммунитетных прав. Получили подтверждение и развитие нормы еще сохраненного в Юрьев день крест. выхода. При этом упрочивалась власть феод. над населением поместий и вотчин: первые по аналогии с холопьим правом были названы «государями» крестьян, что свидетельствова-ло о сближении в правосознании положения бесправного холопа с крестьянином. Подоб-ные нормы прогнозировали крепостническую будущность землевладельца. В конце XVI в. поместная земельная собственность стала доминирующей формой. Земли приобрета-лись посредством купли, выслуги, наследо-вания и захвата. Но великокняжеская власть стремится ограничить последний источник приобретения земельной собственности, так как в данном случае при захвате земли у черных крестьян ущемлялись интересы великого князя. В области наследственного права Судебники расширяют круг наследни-ков, но это также зависит от характера при-обретения землевладения. Также в середине XVI века серьезным ударом по вотчинному землевладению было ограничение родового выкупа. Что способствовало становлению нового слоя собственников, приобретавших землю. Также законодат. были установлены разрешения законом сделки и существовав-шие в то время операции с землей: обмен, купля, залог. Что в достаточной мере свиде-тельствует о возросшей мобилизации земли. А.Я. Дегтярёв показал, что на раннем этапе основная масса поместий переходила от отца к сыну. Ю.Г. Алексеев и А.И. Копанев счи-тают, что на раннем этапе развития поместной системы элементы условности владения поместьем сказывались сильнее, чем на последующих. Дискус. вопросы закрепощ. Кр-ян в Рос. Сторонники «указной» теории считали, что указ о закрепощении крестьян был со временем утерян. Теорию «указного» прикрепления разделяли - Н.М. Карамзин, C.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.И. Сер-геевич. Законодательное прикрепление кре-стьян к земле, по мнению С.М. Соловьева, было проведено ради общегосударственной пользы ввиду обширности и малона-селенности территории России, недостатка рабочих рук на землях помещиков, обеспечи-вавших оборону страны.

Критиками теории «указного» закрепощ. кр-ян выступили М. П. Погодин, В. О. Ключев-ский, М. А. Дьяконов, П. М. Милюков. На-званные историки отрицали значение прави-тельственных распоряжений в деле установ. Крепост. права и сформулировали теорию «безуказного» закрепощ. рус. кр-ва. B.О. Ключевский усматривал эконом. истоки закрёпощ. в крестьянской задолженности, чрезвычайно усилившейся во второй полови-не XVI в. По мнению В.О. Ключевского, долговая зависимость сближала великорус-ского крестьянина с кабальным холопом и лишала его права выхода в Юрьев день. Крестьянин прикреплялся не к земле, а к личности землевладельца. М.А. Дьяконов, исследуя положение различных категорий сельского населения Моск. Р., уделил особое внимание категории «старожильцев» в воз-никн. к-рой, по его мнению, сущ-ю роль сыграла задолжность крестьян. Теория «без указного» закрепощения обрела закончен-ность, когда П.М. Милюков сформулировал три основных фактора закрепощения: при-крепление крестьян к тяглу, «старожильство» и рост крестьянской задолженности. В совет. Ист-фии проблема заповедных лет была детально исследована в трудах Б. Д. Грекова, С.Б. Веселовского, В.И. Корецкого.

20. Политический строй Руси. 14-15вв .

Кривошеев «Русь и монголы» - ломка отно-шений после нашествия не произошла. В конце 15в. Увеличивается роль князей. Не-большая плотность населения. Начинается формирование сословий. Падение первичной государственности. Возникновение государ-ства нового типа.

Кобрин и Юрганов: Зависимость от Орды – коренные изменения. В домонгольской Руси 2 типа взаимоотношений: вассальные – от-ношения подданства, нет договоров и княже-ские. Начинается преобладание подданских отношений, т.к. князья получали власть из рук хана. Новая волна боярства не обладала прежней самостоятельностью. Боярские фамилии по имени отца, а не по месту про-живания. Боярство – служилые люди князя, получали поместья. Города во время Орды защищались князьями – подчинение городов князю. Вассальные отношения сохранились среди киевских князей. Удельные князья имели территориальную самостоятедбность и самостоятельную внешнюю политику. Младшие братья во время похода могли подчиняться боярам великого князя. «Дого-вор Дмитрия Донского с Владимиром Ста-рицким» - обязательная служба удельного князя. «Завещание Дмитрия Донского» - завещает своё владение как вотчину своему сыну Василию. «Договор Василия 2 и Суз-дальско-Нижегородского князя Ивана Ва-сильевича» - появление термина господарь великий князь. Если князь отступается от господаря, лишается вотчины. Суздальский князь обязывался служить великому князю и его сыну.

Разорение русских земель в начале 13 века , памятником которому стал "Плач о пленении и конечном разорении русской земли" , стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской культуры.

· Владимиро-Суздальская Русь (Ярославль ) Первая треть XIII в.

Москва входила с состав Владимирских земель , будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси.

Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века , получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением .

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .
  • Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и .

«Задонщина» , автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

  • В XIII-XV века х на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии» , рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Архитектура.

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор , построенный псковскими мастерами .

Московский Кремль

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Эти данные сохранились в древних летописях. В начале 14 века городом стал править Иван Калита. Князь Калита решил украсить и укрепить свой город. Он повелел построить Кремлю новые стены. Их срубили из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в одно сильное государство. Москва стала его столицей. Произошло это при московском князе Иване III. С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Фиарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. И вот под руководством итальянских зодчих на Боровицком холме началось новое строительство . Чтобы не оставлять город без крепости строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую - из кирпича

СОБОРЫ КРЕМЛЯ.

Здесь же на Соборной площади находятся два собора: Архангельский и Благовещенский. Архангельский собор (ещё его называют Собор святого Архистратига Михаила), был построен в 1333 г. по приказу великого князя Ивана Калиты на месте старого деревянного, время создания которого до сих пор под вопросом.

Архангельский собор предназначался как последнее пристанище великого князя. В 1340 г. его предназначение было исполнено, и с тех пор всех царей, за некоторым исключением, вплоть до начала правления Петра I хоронили здесь.

Благовещенский собор . Таким как мы его видим сейчас, собор построили в 1484-89 гг. В Благовещенском соборе проходило венчание, крещение царских особ. У собора девять куполов , символизирующих образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Внутри на стенах собора изображены знаменитые древнегреческие философы со свитками в руках, а также иконостас знаменитого иконописца Андрея Рублёва.

Успенский собор – наиболее известный из соборов Кремля. Был заложен в 1326 г. митрополитом Петром. В те времена это был небольшой храм всего с одной башней. Он был посвящён Пресвятой Богородице . В 1327 г. Успенский собор был достроен и освящён, но митрополит Пётр не дожил до этого дня. Его похоронили в новопостроенном соборе, в им самим сделанном гробу. С тех пор всех патриархов хоронят в Успенском соборе. В 1453 г. царь Иван III решил построить новый Успенский собор, но в 1474 г. почти достроенный собор обрушился , по некоторым сведениям во время землетрясения (!). После этого происшествия Иван III пригласил итальянского мастера (Аристотеля Фиораванти) для строительства собора. Итальянцы были лучшими строителями в то время. Новый Успенский собор был построен в 1479 г. Через год после этого произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Это отразилось в архитектуре собора. Если посмотреть на его купола, то легко можно найти их сходство с воинскими шлемами того времени. Форма купола шлемовидная.

5.1. Монголо-татарское нашествие.

5.2. Монголо-татарское иго.

5.1. Осуществлялось в 1237 – 1241 гг. в ходе трёх походов монгольских войск под руководством хана Батыя. В результате страшному опустошению подверглась большая часть русских княжеств (исключение – Полоцкая и, частично, Новгородская земля).

Причины поражения Руси: феодальная раздробленность, воспрепятствовавшая объединению военных усилий русских княжеств; подавляющая мощь военного потенциала монголов (численность войска, передовая осадная техника).

Последствия нашествия:

А) демографический кризис;

Б) упадок ремесла и торговли;

В) замедление процесса феодализации (класс феодалов в своей массе погиб в боях);

Г) перемещение политического центра русских земель из Киева во Владимир;

Д) обособление Северо-Восточной Руси от Юго-Западной, в течение XIII – XV века включённой в состав Великого княжества Литовского;

Е) утрата политической независимости русскими княжествами.

5.2. Под монголо-татарским игом (1243 - 1480) понимают форму политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды, проявлением которой стало, во-первых, присвоение ордынскими ханами права наделения русских князей властными полномочиями (путём раздачи ярлыков ), во-вторых, ежегодная выплата Русью (всеми категориями населения, кроме духовенства) установленной дани – ордынского выхода , в-третьих, использование русских войск в военных операциях монголов.

Для обложения русского населения данью (в размере полугривны серебра - рубля), в 1250-х гг. была проведена его перепись – Число . Сбор дани осуществлялся баскаками или арабскими купцами-откупщиками, произвол которых вызвал восстания в русских городах в 1262 г. С этого времени сбор дани и доставку её в Орду осуществляли русские князья, а после Тверского восстания 1327 г. – великий князь владимирский.

Отдельные очаги сопротивления монголам со стороны русских князей имели место в XIII веке. Со второй половины XIV в., в княжение московского князя Дмитрия Донского (1359 - 1389) Северо-Восточная Русь во главе с Москвой, пользуясь политическим кризисом в Орде, вступила с ней в открытое противоборство, выиграв генеральную Куликовскую битву с войсками Мамая (1380). Однако нашествие Тохтамыша в 1382 г. не позволило Дмитрию Донскому ликвидировать иго окончательно. В XV веке Золотая Орда вступила в стадию распада. На её обломках возникли Большая Орда, Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Попытка хана Большой Орды Ахмата восстановить прежнее господство монголов над объединившейся Русью, завершилось поражением монголов на р. Угре от войск Ивана III в 1480 г., что считается датой окончания ига монголо-татар.


6. Специфика формирования единого российского государства (XIV – первая половина XV века).

6.1. Предпосылки объединения русских земель.

6.2. Причины возвышения Москвы. Её борьба с Тверью за великокняжеский ярлык. Объединительная политика московских князей.

6.3. Феодальная война второй четверти XV века.

6.1. Выделяют следующие предпосылки:

А) необходимость объединения усилий княжеств для ликвидации монгольского ига;

Б) укрепление торговых связей между русскими землями;

В) общность правового, культурного и религиозного пространства.

Г) рост феодального класса княжеств, побуждавший сильных князей в целях новых вотчинных раздач поглощать территории слабых соседних княжеств.

6.2. Причинами возвышения Московского княжества историки называют:

А) выгодность географического положения: расположенное в глубине Северо-Восточной Руси, на пересечении торговых путей, княжество было достаточно надёжно защищено лесами и приграничными княжествами от татарских набегов, что способствовало притоку на эту территорию населения с разоряемых окраин и быстрому развитию экономики. Высокая плотность населения, развитое хозяйство, активная торговля способствовали богатству местных князей, притоку к ним на службу феодалов, следовательно – росту военной мощи княжества;

Б) гибкую политику московских князей по отношению к монголам: союз с монголами при Иване Калите в первой половине XIV века (подавление антиордынского Тверского восстания 1327 г .) обеспечил Москве победу в борьбе за ярлык на Великое княжение владимирское над Тверским княжеством , получение права сбора дани на территории Северо-Восточной Руси - нового источника княжеского дохода; предоставил Руси мирную передышку для мобилизации сил против захватчиков. Именно со времён Ивана I Калиты (1325 - 1340) московские князья путём покупки и захвата приступили к планомерному расширению собственной территории, ликвидировав к середине XV века большинство княжеств Северо-Восточной Руси. В княжение Дмитрия Донского , после отказа Твери от борьбы за ярлык и победы в Куликовской битве 1380 г. , Москва превратилась в признанный центр складывающегося Русского государства;

В) Поддержка московских князей со стороны Русской православной церкви: в 1325 г. митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву, превратив её в религиозный центр Руси. В 1362 г. благодаря митрополиту Алексию I великокняжеский ярлык был вновь передан московским князьям.

6.3. Феодальная война – закономерное явление, предшествующее складыванию средневековых централизованных монархий. Причиной феодальной войны в России 1433 – 1453 гг. между потомками Дмитрия Донского – великим князем московским Василием II Тёмным и его дядей галицким князем Юрием Дмитриевичем (впоследствии, его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой ) за право на великое княжение Московское явилось столкновение двух принципов престолонаследия – древнего лествичного (по старшинству в роду) и нового династического – от отца к сыну. В ходе многолетней борьбы за власть Василий II неоднократно терпел поражения от своих более талантливых родичей, терял Московский стол и всё же сумел удержать власть, благодаря поддержке московского боярства и городских низов, видевших в удельных князьях источник феодальных смут. С окончанием феодальной войны процесс объединения русских земель вступил в завершающую фазу. Власть московских князей приобретает деспотический характер.

7. Становление единого Российского государства (конец XV – начало XVI вв.)

7.1. Завершение процесса объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы в правление Ивана III и Василия III.

7.2. Начало борьбы за западнорусские земли с Великим княжеством Литовским.

7.3. Формирование системы центрального и местного государственного управления. Местничество. Судебник 1497 г.

7.1. В правление великих московских князей Ивана III (1462 - 1505) и Василия III (1505 - 1533) к Москве были присоединены Ярославское, Ростовское, Тверское и Рязанское княжества, Новгородская и Псковская республики, что означало окончание объединительного процесса в Северо-Восточной Руси и складывание единого Российского государства .

7.2. Одновременно с ликвидацией независимых княжений в Северо-Восточной Руси великие московские князья с конца XV века приступили к решению задачи включения в состав своей державы всех бывших территорий Древнерусского государства, основная часть которых к этому времени оказалась захвачена Великим княжеством Литовским. В ходе 5 русско-литовских войн Ивану III и Василию III удалось присоединить к Московскому государству княжества бассейна р. Оки, Черниговскую, Северскую и Смоленскую землю.

7.3. На рубеже XV – XVI века Российское государство представляло собой самодержавную монархию с исключительно мощной великокняжеской властью, обладавшей верховными полномочиями в сфере законодательства, суда и управления. Власть великого князя не являлась абсолютной по причине незавершённости процесса централизации управления и наличия аристократического органа власти – Боярской думы , состав которой не зависел единственно от воли князя и совместно с которой осуществлялось верховное управление государством. В конце XV века центральный аппарат управления был представлен двумя учреждениями: Дворцом (или Большим дворцом) и Казной . Первый управлял личными землями великого князя, вторая – сочетала функции финансового, внешнеполитического ведомства и государственной канцелярии. Именно Казна стала базой приказной системы управления, сменившей в XVI веке дворцово-вотчинную . По мере присоединения к Московскому государству новых территорий, для их управления образовывались местные дворцы: Смоленский, Сибирский, Казанский.

Местная администрация Российского государства на рубеже XV – XVI века была представлена великокняжескими наместниками в уездах и волостелями в волостях , обладавшими финансовыми, полицейскими и судебными функциями. Указанные должностные лица являлись кормленщиками , т.е. содержались за счёт местного населения, получая положенную часть собираемых налогов и судебные пошлины.

Главным принципом государственной службы с конца XV века становится местничество – замещение государственных должностей не на основании профессиональных качеств и заслуг служилого человека, а на основании знатности рода и службы предков. Местничество было помехой во многих делах, и в 1550 г. при Иване IV, его применение в армии было ограничено.

В 1497 г. был составлен первый свод законов единого государства - Судебник Ивана III , в основе – памятник уголовного права. Судебник закреплял правило Юрьева дня, смертную казнь, регулировал судопроизводство, установив в качестве барьера для судебного произвола обязательность участия в наместничьем суде представителей населения – «лучших людей».

1) Феодальная раздробленность.

2) Татаро монгольское нашествие

3) Развитие Москвы

4) Образование Русского централизованного гос-ва.

1. Причины раздробленности:

Усиление хозяйственной и военной мощи отделение русских земель

Рост городов и увеличение населения в них

Основной эконом структурой становится вотчина, окрепшие феодальные кланы стремились иметь власть близкую своим интересам на местах

Обособлению земель способствовало и то что они отличались друг от друга природными и экономическими условиями

Потеря Киевом своего влияния была обусловлена перемещением основных торговых путей в средиземноморье, сев запад и центр Европу

Киев был вынужден вести постоянную борьбу с кочевниками

Постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, и закрепление территории за определенными ветвями этого рода, которые приобрели фактическую самостоятельность

Любеческий съезд 1097 закрепил феод раздробленность подтвердив что за каждой из ветвей Рюриковичей закрепилось своя вотчина и киевский князь не мог вступить в чужие владения

2. Вторжение татаро-монгол началось с северо вост. Руси в 1237 г они вторглись в Рязанское княжество, в 1238 - Владимиро- Суздальское, затем продолжили свое движение на северо - запад и юг Руси чтобы открыть путь в Европу.

В 1242г - татаро-монголы спустились в низовья Волги и образовали здесь Золотую Орду

Последствия завоевания:

1) Экономические:

Разорение земель

Упадок с/х

Разрушение городов, основная часть которых так и не была восстановлена

Наиболее трудоспособное население ремесленники уводились в Орду, что вело к прерыванию традиций в области ремесла

Происходит выкачивание больших мат-ных средств в виде дани (выход)

2) Политические:

Политическая изоляция Руси

Тормозилось консолидация Русских земель

Утверждаются деспотические начала власти

Южные и запад земли Руси включены в княжество Литовское. Север-вост. и сев-запад Русь находится в зависимости от золотой Орды.

3) Этнические:

Исчезает древнерусская народность

На сев-вост. и сев-западе начинает формироваться велико-русская народность в результате массовой иммиграции из Киев Руси в Междуречье Оки и Волги где происходит смешение с финно-угорскими племенами (чудь, меря, морда)

Уже в 14 в. «Великая Русь» обозначалась территории как Великороссе, в отношении Украины употреблялся термин «Малая Русь»

В результате завоевания между Ордой и Русью установились данческие отношения.

Все население переписали - «сочли в число» и были установлены фиксированные размеры дани «выход». Контроль сбора дани первоначально осуществляли представители хана баскаки, а с 14 века вводится ярлык на великое княжение.



3. Причины возвышения Москвы:

Выгодное природно-географическое положение

Удаленность от Золотой Орды

Расположение на торговых путях

Политика Московских князей

Начиная с Ивана Колиты ярлык на великое княжение с небольшими перерывами находился у московских князей, что давало право на сбор дани

При Иване Колите Москва стала духовной столицей Руси (сюда переехал митрополит)

Московские князья вели политику на расширение земель княжества. Новые территории скупались или присоединялись силой оружия

Московские князья при Дмитрии Донском возглавили борьбу с Золотой ордой. После победы на Куликовском поле. Москва в сознании людей стала восприниматься как оплот борьбы с игом.

4. В правлении Ивана 3 происходит образование русско центр. Гос-ва которое выражалось: 1) В объединении всех русских земель под властью Ивана 3. Особое значение в этом процессе имело присоединение главных политических оппонентов Новгородского и Тверского княжеств.

2) Создание единого централизованного аппарата управления. Власть принадлежала царю, который не имел всей полноты власти, а управлял государством с помощью боярской думы. Начинают формироваться центральные госведомства, финансами ведала казна.

Важным этапом в создании гос. Стало принятие общерусского свода законов «Судебника» 1497г.

3) Освобождение от татаро-монгольского ига в результате стояния на реке Угре 1480г.