Болезни Военный билет Призыв

Российско-японские отношения. Отношения России и Японии в XXI веке

История российско-японских отношений официально ведет свой отсчет с 7 февраля 1855 г., когда обе страны установили дипломатические отношения. Первая половина ХХ века, особенно период с 1917 по 1945 гг., известны в истории отношений двух стран драматическими событиями: Русско-японская война (1904-1905 гг.), участие Японии в интервенции на российском Дальнем Востоке (1918-1922 гг.), вооруженные столкновения у озера Хасан (1938 г.) и в районе Халхин–Гола (1939 г.), выполнение Советским Союзом союзнического долга по разгрому милитаристской Японии в августе 1945 года.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии, провозгласившая прекращение состояния войны и нормализацию дипломатических отношений. Однако наличие территориальной проблемы не позволило заключить мирный договор. Японская сторона на переговорах потребовала вернуть ей острова южнокурильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, После многократных предварительных переговоров в итоге был достигнут компромиссный вариант, который зафиксировали в 9-й статье декларации: «СССР и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между СССР и Японией переговоров по заключению Мирного договора. При этом СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией» Совместная декларация открыла большие возможности для разностороннего сотрудничества.

В соответствии с условиями Совместной декларации, 6 декабря 1957 г. в Токио был подписан первый в истории советско-японских отношений Торговый договор, в котором было зафиксировано взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в вопросах торговли и судоходства. Со временем стали совершенствоваться договорные формы торговых отношений двух стран. Первые ежегодные соглашения о товарообороте и платежах были заменены трехлетними, а с 1966 г. пятилетними соглашениями, что позволило поставить торгово-экономические отношения на стабильную основу.

С 1968 г. СССР и Япония начали осуществлять экономическое сотрудничество в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Между двумя странами были заключены крупномасштабные (генеральные) соглашения, суть которых заключалась в том, что японская сторона поставляла в СССР машинное и технологическое оборудование, дорожно-строительную технику и др. Поставки осуществлялись в кредит, который затем погашался за счет экспорта деловой древесины, пиломатериалов, угля и другой продукции советских предприятий. За два десятилетия было заключено девять таких соглашений, среди которых сотрудничество двух стран в разработке лесных ресурсов Дальнего Востока, о строительстве Порта Восточный, о разведке месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин и др. Для периода1960–80-х гг. характерно поступательное развитие советско-японских торгово-экономических отношений. Товарооборот между ССР и Японией возрос со 147 млн. долл. в 1960 г. до 5 млрд.581 млн. долл. в 1982 г., т.е. более чем в 30 раз. Япония стала одним из крупнейших торговых партнеров СССР среди промышленно развитых стран.

После распада СССР и появлением на политической карте мира другой России (Российской Федерации) начался новый этап российско-японских отношений. Весьма интенсивно в 1990-е гг. развивались политико-дипломатические контакты двух стран в формате «дипломатии визитов». 27 декабря 1991 г. Япония признала Россию в качестве государства-правопреемника бывшего СССР. В это время российское правительство активно стремилось к сотрудничеству с Западом, США и Японией, нередко забывая о национальных интересах России и аппелируя к абстрактным «общечеловеческим ценностям». 11-13 ноября 1993 г. состоялся первый официальный визит президента РФ Бориса Ельцина в Японию. Его главным политическим итогом стало подписание «Токийской декларации» и принятие пакета из 16 документов, охватывающих практически все стороны двусторонних отношений. Токийская декларация открыла новый период российско-японских отношений. Она определила основные направления российско-японского сотрудничества на многие десятилетия вперед. Для японской стороны наибольшее значение имела ст. 2 «Декларации» в которой Россия подтвердила готовность продолжить «переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения» вопроса о принадлежности островов Шикотан, группы Хабомай, Кунашир и Итуруп, «исходя из исторических и юридических фактов». Тем самым Токийская декларация вольно или невольно подала японцам надежду на возвращение островов Курильской гряды, утраченных Японией после II мировой войны, что в дальнейшем осложнило развитие российско-японских отношений. В отличие от новой российской дипломатии, прежняя советская дипломатия не связывала проблему заключения мирного договора с Японией с решением территориального вопроса.

Среди политических итогов середины 1990-х гг., повлиявших на дальнейший ход российско-японских отношений важное место занимали две встречи «без галстуков» президента Ельцина и премьер-министра Хасимото: первая в Красноярском крае 1-2 ноября 1997 г., вторая - 18-19 апреля 1998 г. в Японии, в местечке Кавана. Стороны решили приложить все усилия к заключению мирного договора между двумя странами к 2000 г. Кроме того, на первой встрече была принята (а на второй расширена и уточнена) программа российско-японского сотрудничества до 2000 г. – так называемый «План Ельцина-Хасимото». План включал в себя инвестиционное сотрудничество России и Японии, содействие интеграции российской экономики в мировую, участие Японии в реализации программы по подготовке российских управленческих кадров, сотрудничество в области энергетики и использовании атомной энергии.

«Дипломатии визитов» вновь активизировалась в 2000 г., поскольку на этот срок ранее было намечено подписание японо-российского мирного договора и решение вопроса о Курильских островах. Однако к этому времени политическая ситуация в России и настроения в российской элите изменились. Идея возвращения Японии Курильских островов стала абсолютно не популярной в российском обществе. В феврале 2000 г. в ходе своего визита в Японию министр иностранных дел РФ И.Иванов дал понять японской стороне, что подписание мирного договора на основе решения территориального вопроса не состоится. Новый президент России В.Путин (2000 г.) также не хотел связывать себя обещаниями, данными прежними политическими лидерами. Разумеется, что такая позиция России вызвала разочарование в Японии.

Президент России В.В. Путин трижды посещал Японию с официальными визитами, имел многочисленные встречи с высшим руководством этой страны. Подобные встречи на высшем и высоком уровнях способствуют развитию и укреплению связей во многих других областях. Приоритетное направление в российско-японских отношениях отводится сотрудничеству в сфере энергетики и торгово-экономическим связям. Очевидна заинтересованность японской стороны в сотрудничестве с Россией в области энергетики (нефтегазовые проекты серии Сахалин, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» и т.д.), что может стать фактором развития всего комплекса двусторонних отношений.

В последние годы наблюдается оживление российско-японской торговли, хотя данный процесс протекает весьма неровно, находясь в зависимости, как от мировой экономической конъюнктуры, так и от политических взаимоотношений Москвы и Токио. По итогам 2004 г. российско-японский товарооборот практически удвоился по сравнению с 1990-ми гг., превысив 8 млрд. долл., за 2005 г. достиг 10,7 млрд. долл., т.е. возрос на 40 %, в 2008 г. превысил 30 млрд. долл. Однако уже в 2009 г., на фоне мирового финансового кризиса обозначился спад российско-японской торговли. Товарооборот между странами составил 12 млрд. долл.

В 2013 г. товарооборот достиг рекордной цифры - 34,8 млрд. долл., что позволило Японии занять 8-ое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-ое по импорту и 9-ое по экспорту.

Сегодня доля Японии в российском товарообороте составляет 3,7%. По данным Федеральной таможенной службы России, за период с января по сентябрь 2014 г. внешнеторговый оборот России с Японией составил 20,8 млрд. долл., сократившись на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом российский экспорт составил 13,3 млрд. долл. (+12,7%), импорт – 7,5 млрд. долл. (-20,1%) .

Что касается структуры российско-японской торговли, она по своему характеру является «колониальной» - сырье в обмен на промышленные и высокотехнологичные товары. Основу российского экспорта в Японию составляют нефть и нефтепродукты – 37,9 %; алюминий – 14,1 %; химикаты и минеральные удобрения – 14 %; уголь – 11,9 %; рыба и морепродукты – 9,5 %; и др. В импорте из Японии в Россию преобладают транспортные средства: автомобили (легковые, грузовые), автобусы, мотоциклы, катера – 70,5 %; продукция машиностроения – 11%; электробытовые товары и средства связи – 3,7 %; запчасти к автомобилям, включая автошины, – 2,1 %; и др.

В последние годы Япония придает важное значение энергетическому сотрудничеству с Россией. Японские компании давно участвуют в крупномасштабных проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по разработке и добыче нефти и газа на шельфе о-ва Сахалин. Ряд газовых компаний Японии совместно с компанией «Сахалинская энергия» участвовали в строительстве завода по сжижению природного газа, который вступил в строй в 2009 г., и продукция этого завода уже идет в Японию и другие страны АТР. Россия и Япония планировали заключить соглашение в 2012 году, благодаря которому японский бизнес сможет участвовать в проекте «Сахалин-3».

Япония заинтересована в строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и завода по сжижению природного газа в Приморье. Японские компании проявляют также интерес к разработке Эльгинского месторождения каменного угля в Якутии, строительству мощных угольных и зерновых терминалов на российском Дальнем Востоке.

Интерес к сотрудничеству с Россией стали проявлять и японские авто-производители «Тойота» и «Ниссан», построив под Санкт-Петербургом автосборочные заводы, с 2009 г. выпускают свои автомобили. «Тойота» также совместно с российским автопроизводителем «Соллерс» во Владивостоке с 2012 г. выпускает легковые автомобили. В 2013 г. Автопроизводитель Toyota Motor Corporation объявил, что совместное предприятие ООО «Соллерс-Буссан» начало производство внедорожника Toyota Land Cruiser Prado на заводе во Владивостоке. Выразили готовность наладить производство автомобилей в России и другие японские компании: «Судзуки», «Исудзу», «Мицубиси моторс».

Деловые круги двух стран готовы сотрудничать и в других важных отраслях: в области информационных технологий и связи, биотехнологии, медицины, освоении космоса и океана, атомной энергетики и др. Однако, Россия как торговый партнер Японии значительно уступает многим странам АТР, особенно КНР и США, товарооборот которых в несколько раз превышает объем российско-японской торговли.

Важное место в российско-японских отношениях занимают культурные и гуманитарные связи. Они начались задолго до установления дипломатических отношений двух стран. Уже в конце ХIХ в. в Японии проявляли интерес к русской классической литературе. Там появились переводы произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, а в последующие годы Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. писателей.

Наиболее активно культурные и общественные связи двух стран развивались в период с 1957 по 1991 гг. В 1957 г. было положено начало гастролям в Японию артистов балета Большого театра СССР. В последующие годы эти гастроли по городам Японии стали традиционными. Большой популярностью в Японии пользовались выступления артистов московского цирка, симфонических и камерных оркестров и многих других коллективов и отдельных исполнителей.

В свою очередь в Советском Союзе большим успехом пользовались выступления артистов классического театра Кабуки, японских эстрадных коллективов и национальных ансамблей, пианистов, скрипачей и многих других деятелей искусства.

Большую роль в развитии добрососедских отношений двух стран сыграли общественные организации, именуемые в народе обществами дружбы. Наиболее активными среди них в Японии были Общество Япония – СССР, а в Советском Союзе Общество СССР-Япония. При содействии этих обществ осуществлялась значительная часть всех культурных мероприятий двух стран.

Особо следует отметить роль российского Дальнего Востока, на который приходился большой объем культурных и общественных мероприятий. В Хабаровске, Находке, Южно-Сахалинске действовали отделения общества «СССР-Япония», в который входили представители культуры, образования, науки, экипажи торговых судов Дальневосточного и Сахалинского морских пароходств.

В 1960-е годы между СССР и Японией зародилась новая форма сотрудничества – связи городов-побратимов. Пионерами стали города Находка и Майдзуру, подписавшие 21 июня 1961 года Совместное заявление о побратимских связях. За три десятилетия побратимские и дружественные связи заключили 18 советских и 19 японских городов, в том числе 12 городов Восточной Сибири и Дальнего Востока и 13 городов западного побережья

Японии и Хоккайдо. Среди них: Хабаровск и Ниигата, Находка и Отару, Иркутск и Канадзава, Южно-Сахалинск и Асахикава и др. Между дальневосточными и японскими городами-побратимами успешно осуществлялись прибрежная торговля, деловое сотрудничество, спортивные мероприятия, выставки детского рисунка и фотографий и др.

Российско-японские культурные и общественные связи продолжают традиции прошлых лет. Начиная с 1995 г. в Москве ежегодно проходит фестиваль японской культуры «Японская осень», а в Японии с 2003 г. фестиваль российской культуры. Программы фестивалей обширны и разнообразны: концерты классической музыки, демонстрация кинофильмов, различные выставки, выступления артистов балета и цирка и др.

Большие изменения произошли и на региональном уровне – появились новые отделения обществ дружбы, увеличилось число городов – побратимов, разнообразными стали формы сотрудничества. Например, у Владивостока сейчас три японских побратима – Ниигата, Хакодате и Акита. Кроме этого, Приморский край заключил соглашения о дружественных связях с японскими префектурами Осака, Тояма, Симане и Тоттори.

Новым явлением в развитии культурных связей стало открытие Японских центров во Владивостоке, Хабаровске и Южно-Сахалинске. В них проходят обучения бизнесмены, для которых читаются лекции по экономике, маркетингу, финансам, торговле. При каждом центре работают курсы японского языка.

За последние годы значительно расширились международные связи вузов российского Дальнего Востока с учебными заведениями стран АТР. Например, ДВФУ представляет Российскую Федерацию в Ассоциации университетов стран АТР, в которую входят Токийский, Осакский и Киотоский университеты. Кроме этого ДВФУ имеет свой филиал в г. Хакодате, которому Министерство просвещения и науки Японии присвоило статус зарубежного университета. В целом, российско-японские отношения демонстрируют положительную динамику в своем развитии. Особенный прогресс наблюдается в сфере торгово-экономических и культурных связей. Это отвечает интересам народов России и Японии.

Таким образом, современная региональная политика Японии в АТР отличается разнонаправленностью, преемственностью и постоянством в ключевых вопросах. Главным внешнеполитическим партнером и союзником Японии на протяжении многих десятилетий остаются Соединенные Штаты. Японская дипломатия откликается на новые проблемные ситуации регионального или международного характера. Внешняя политика Японии сориентирована на расширение сотрудничества с ключевыми игроками АТР - Китаем, Россией, Республикой Корея, а также на решение северокорейской ядерной проблемы, как главной угрозы безопасности в регионе.


Отношения от первых контактов до конца Второй Мировой войны

Россия и Япония – соседи, но контакты между ними стали налаживаться около трех столетий назад. В 1702 году в селе Преображенское под Москвой состоялась встреча Петра I и Дэмбэя – японца с корабля, потерпевшего кораблекрушение у Камчатки. В российском архиве сохранилась его подпись. В 1733 г. в Петербург прибыли ещё два японца – Содза и Гондза. Им была устроена встреча с царицей Анной Иоанновной, и они были переведены в Академию наук в Санкт-Петербурге, где было организовано регулярное обучение японскому языку. В указе от 17 апреля 1732 года императрица особо подчеркивала «о том, что касается до японских островов и о коммерции с Японею, поступать … со всякою с теми японскими народы – ласкою». В 1791 году ещё один японец – Дайкокуя Кодаю, с корабля потерпевшего крушение был привезен в Санкт-Петербург и принят Екатериной II. Доброе отношение к Кодаю помогло завязать непосредственные нити знакомства с Японией. Для его возвращения в 1793 году в Японию была направлена экспедиция Адама Лаксмана. Грамота, полученная А. Лаксманом от японских властей, стала, по существу отправной точкой для начала отношений между Россией и Японией как двух соседей. В 1803 г. император Александр I направил экспедицию посланника Н. П. Резанова и И. Крузенштерна, которая прибыла в Японию в 1804 году. Хотя миссия Н. П. Резанова не принесла ожидаемых российской стороной результатов, она дала импульс взаимному изучению и сближению двух стран. В результате экспедиции на основе научно-географических исследований была составлена карта японских берегов, которой пользовались многие мореходы мира.

Важнейшим для Российско-японских отношений стал 1855 год, когда в Японии побывала миссия вице-адмирала Е. В. Путятина. В результате переговоров был подписан первый русско-японский договор (Симодский трактат), ставший результатом миссии Е. В. Путятина. Первая статья договора гласила: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Трактат был ратифицирован императором России Александром II и японским правительством в 1856 г.

Капиталистическое развитие Японии в последней трети ХIX века значительно ускорилось. Реформы 1870-1890 годов вырвали страну из международной изоляции, приобщили к мировому хозяйству, способствовали крупным переменам в социальном и политическом развитии. Экономический потенциал Японии возрос: в стране увеличилось количество монополий, банков, выросла сеть железных дорог, возросла производительность сельского хозяйства. Государство путем субсидирования поощряло развитие промышленности, отдавая, однако предпочтение фирмам, работавшим на оснащение армии и флота. Это привело к росту военного потенциала Японии, а вместе с тем и к бурному развитию военной промышленности, однако, узость японского внутреннего рынка, отсутствие достаточной сырьевой базы сделали экспансию на Дальний Восток объективной внешнеполитической линией. Таким образом, в начале ХХ века внешнеполитическая экспансия в Японии приобрела первостепенное значение как национальная стратегия и путь к модернизации общества.

Первым объектом экспансии на материке стала Корея. «Конфликты на корейском полуострове вылились в японо-китайскую войну 1894-1895 годов, окончившуюся разгромом китайской армии и подписанием Симоносекского мирного договора 1895 года».

Война Японии против Китая обострила японо-русские противоречия на Корейском полуострове и в Южной Маньчжурии. Оба государства нуждались в новых сферах влияния, не желая уступать их друг другу. В 1896 году Россия подписала с Китаем договор об оборонительном союзе и о постройке через территорию Маньчжурии Китайско-восточной железной дороги (КВЖД). В 1897 году царские министры во главе с министром финансов С. Ю. Витте добились от китайского правителя Ли Хун-Чжана согласия на аренду Ляодунского полуострова и создание военно-морской базы в Порт-Артуре. Это позволило России иметь для своего Тихоокеанского флота на китайском побережье незамерзающий порт. В период русско-китайских переговоров 1901-1902 годов Россия добилась закрепления своих интересов в Маньчжурии. Такая усиленная политика России в Китае не могла не волновать японские политические круги и не способствовать обострению отношений между государствами.

Россия и Япония открыто шли навстречу войне друг с другом. Но в отличие от «новой» Японии, «царская Россия была плохо подготовлена к войне, что объяснялось технико-экономической, государственной и культурной отсталостью страны». Основным препятствием для ведения войны являлась неподготовленность русской армии. Не смогли смягчить напряженность отношений между Японией и Россией ни переговоры в Петербурге, ни последующий обмен предложениями министров иностранных дел в 1902-1903 годах. 27 января 1904 года последовало нападение миноносцев на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде в Порт-Артуре». Так началась русско-японская война, определившая характер взаимоотношений этих двух сторон на протяжении всего ХХ столетия.

В это время при создавшейся революционной обстановке господствующие классы России стали торопить царское правительство с заключением мира с Японией. «В окончании войны было заинтересовано и японское правительство. Слишком большое напряжение сил привело к крайнему истощению всех ее ресурсов. Страна была накануне финансового краха и первая заговорила о необходимости мира, развив активную деятельность в этом направлении. Россия, как и Япония, «вела приготовления к конференции, заранее разрабатывая основы будущего мирного договора и формулировки его возможных условий».

В итоге по заключенному мирному договору Япония получала господствующее положение в Корее и Южной Манчжурии, что было использовано в последующем японским империализмом для нападения на Китай и русский Дальний Восток. Портсмутский мир лишал Россию выхода в Тихий океан. Потеря Южного Сахалина ставила под угрозу связи Владивостока с Камчаткой и Чукоткой. Эти связи могли быть в любое время нарушены японцами. Русско-японская война закончилась поражением царизма в силу экономической, политической и военной отсталости России. В победе Японии большую роль сыграла помощь, которую оказали ей такие крупнейшие капиталистические державы как США и Великобритания.

«После русско-японской войны приток японцев на Южный Сахалин и Курилы резко усилился. Это было связано с развитием рыболовных концессий, которые Петербург предоставил Японии на Камчатке. К 1913 году на островах постоянно проживало от 4 до 6 тысяч человек. В 1914-1918 годах Курильские острова и Южный Сахалин пережили экономический рост. I Мировая война лишила Европу балтийской рыбы. В связи с этим быстрыми темпами стали развиваться добыча трески, сельди, камбалы; новую волну набирал китовый промысел. В 1920-1930 годы на Курилах и Сахалине был создан в зоне Охотского моря крупный рыбоперерабатывающий комплекс, превратившийся в высокоорганизованный конвейер. На островах возникли современные рыбоконсервные заводы, которые в свою очередь контролировались крупнейшими концернами «Мицуи» и «Мицубиси».

Кроме них действовал лесокомбинат на Кунашире, несколько китокомбинатов. По соглашению с СССР на центральные Курилы были завезены песцы и лисицы. Началась новая волна звероводства, появились зверопитомники, заказники, фермы. К 1939 году на островах уже насчитывалось 133 населенных пункта по 50-100 домов». Бурный экономический рост островов в начале ХХ века способствовал повышению к ним интереса со стороны Японии. Южный Сахалин и Курилы все больше стали втягиваться в систему хозяйства Японии, давая ей ощутимые прибыли. Несомненным был и тот факт, что экономическое развитие островов привлекало все большее количество рабочих, что привело к увеличению численности населения в этом регионе. Несмотря на это, японское правительство считало, что Россия своими уступками в Портсмутском мирном договоре не сполна возместила понесенные ею в войне убытки. «Оно планировало отрезать Россию от Тихого океана, захватить богатые пространства Сибири и Дальнего Востока, окончательно присвоить остров Сахалин».

После установления в России советской власти в 1917 году страна оказалась в политической изоляции. В 1920-е годы СССР удалось заключить ряд договоров с зарубежными государствами, тем самым, ликвидировав политическую изоляцию. Так как СССР являлся не только близким соседом, но и выгодным рынком сбыта товара, то, заключив в 1925 году Конвенцию о рыболовстве, Япония, боясь отстать от ведущих держав мира, так же открыла для себя путь экономической экспансии в СССР.

Японское правительство готовило вторжение на Камчатку. Но уже в 1922 году Красной Армии удалось освободить оккупированные японцами территории Дальнего Востока, а в мае 1925 года с помощью мирных переговоров вернуть Северный Сахалин.

Но, несмотря на внешнеполитическое урегулирование взаимоотношений, уже в 1927 году японцы разработали план захвата Дальнего Востока, частичной реализацией которого стала оккупация Маньчжурии в 1931-1933 годах. Это было связано с тем, что в 1928-1931 годах в стране произошла замена гражданского кабинета на военный, начался процесс милитаризации страны.

В результате внутренних реформ военно-экономическая мощь Советского Союза возросла, и бои у озера Хасан и реки Халхин-Гол доказали это. Внешнеполитическая обстановка к началу II Мировой войны начала изменяться.

Территориальные приобретения на Западе СССР в 1940 году не могли не побудить И. В. Сталина уже с начала Великой Отечественной войны начать решать вопрос о спорных территориях не только Сахалина, но и Курильских островов.

Подписанные в ходе Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций документы прямо показывали нечеткость ряда формулировок в отношении намерений союзников о передаче СССР требуемых территорий, в особенности Курильской гряды. Заручившись поддержкой союзников при решении вопроса взаимоотношений с Японией, Сталин вместе с плюсами (выход в Тихий океан, возможность создания военно-морских баз на Курилах, укрепление дальневосточных рубежей) получил и большой минус – постоянные испорченные отношения с одним из сильнейших государств мира. Это привело к новым трудностям в отношениях СССР и Японии.

Таким образом, за свою почти 250-летнюю историю российско-японские отношения претерпели значительные изменения. Начавшись как дружеские в самом начале XVIII века, к августу 1945 г. они приобрели враждебный характер. Попытки завоевания японцами Сахалина и северных Курил привели к охлаждению отношений и сделали «территориальный вопрос» главной неразрешенной проблемой в отношениях двух стран.

Советско-японские отношения в 1945-1991 годах

Япония, восстановив свои силы после капитуляции, стала предъявлять требования на занятые СССР территории Курильских островов и Южного Сахалина, опираясь на Портсмутский мирный договор. «В 1948-1950 годах кабинет премьер-министра Сигеру Иосида разработал пакет документов по территориальному вопросу, который представил в Вашингтон», откуда последовал ответ, что проигравшая Япония не может на что-либо претендовать.

Видя растущее недовольство Японии послевоенным распределением территорий, в 1951 году была проведена Сан-францисская мирная конференция, итогом которой стало подписание мирного договора. Это был последний крупный международный документ, непосредственно касающийся II Мировой войны. По нему Япония отказывалась от претензий на остров Сахалин.

Осенью 1954 года в Японии произошла смена политических сил, и уже в январе 1955 года премьер-министр Японии Хатояма указал, что «Японии следует предложить СССР нормализовать отношения с ним. В соответствии с этим 3 июня 1955 года в посольстве СССР в Лондоне начались официальные переговоры между Японией и СССР, призванные прекратить состояние войны, заключить мирный договор и восстановить дипломатические и торговые отношения. Несмотря на то, что попытки вынудить СССР пойти на территориальные уступки не имели каких-либо международно-правовых оснований, японская делегация в Лондоне продолжала добиваться удовлетворения своих притязаний. Более того, в японском проекте договора, представленном 16 августа 1955 года, вновь было выдвинуто положение о передаче Японии Южного Сахалина и всех Курильских островов. Н. С. Хрущев 21 сентября 1955 года заявил, что «Хабомаи и Шикотан настолько близко подходят к Японским островам, что надо учесть интересы Японии». Как показали последующие события, японская сторона не захотела или не смогла под давлением США должным образом оценить «щедрый жест» Н. С. Хрущева, который считал, что предусмотренная им уступка уже принадлежавших СССР территорий побудит японцев заключить на этих условиях мирный договор. Но позиция японской стороны была непреклонной. В итоге, не найдя компромиссного решения, 20 марта 1956 года переговоры были прерваны на неопределенный срок.

22 апреля 1960 года СССР было заявлено, что территориальный вопрос между СССР и Японией решен в результате II Мировой войны «соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться». Таким образом, позиция советской стороны полностью свелась к отрицанию существования территориальной проблемы между государствами.

Заключение в 1960 военного союза Японии и США вынудило СССР отказаться от подписания мирного договора и соответственно передачи Японии 2-х островов Курильской гряды: острова Хабомаи и острова Шикотан, так как советское правительство осознавало, что эти острова могут стать непосредственными военными базами не только Японии, но и крупнейшей державы мира – США. Это ослабило бы дальневосточные рубежи СССР.

Таким образом, был упущен реальный шанс восстановления мирных взаимоотношений и разрешение территориального вопроса со стороны Японии. Политика послевоенных лет на Дальнем Востоке не привела ни к каким результатам и не оставила предпосылок для дальнейшего сотрудничества СССР и Японии. Возникла явная необходимость заключения мирного договора с четкой расстановкой границ.

Новый этап в международных отношениях между Россией и Японией в целом был связан с именем М. С. Горбачева. СССР начал активно сдавать позиции в Европе, что выразилось в аннулировании Варшавского договора, выводе советских войск из Германии, согласии на воссоединение 2-х немецких государств. «Начало» перестройки в СССР ознаменовалось и крупными кадровыми переменами в союзном МИД. В 1985 году на место представителя жесткой внешнеполитической линии А. А. Громыко был назначен Э. Шеварднадзе. Уже в январе 1986 года он посетил Японию, где провел консультации с японским министром иностранных дел С. Абэ. На встрече был обсужден ряд вопросов, хотя Э. А. Шеварднадзе не признал наличие территориальной проблемы. Однако был заключен коммюнике, где содержались основные принципы условий мирного договора. Таким образом, консультации, хоть и не включили в себя обсуждение территориальной проблемы, но имели большое значение для обеих стран, поскольку означали возобновление прямого политического диалога между СССР и Японией.

«Для окончательного разрешения территориальной и иных проблем во взаимоотношении СССР и Японии состоялся официальный визит президента СССР М. С. Горбачева в Японию с 16 по 19 апреля 1991 года. Было проведено 6 раундов встреч с премьер-министром Т. Кайфу, чтобы выработать единую позицию по спорным вопросам. Было заключено совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 года, где говорилось, что были проведены обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, включая проблему территориального размежевания островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Кроме того, оговаривалось, что будет использован весь позитив, начиная с 1956 года, когда Япония и СССР совместно декларировали прекращения состояния войны и восстановление дипломатических отношений».

То есть, со сменой идеологии и изменением внешнеполитического курса советская сторона официально признала наличие территориального вопроса в отношениях между СССР и Японией. Были четко определены спорные территории: острова Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир. Тем не менее, о возвращении Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора ничего не было сказано.

Кроме того, на встрече в Токио советская сторона предложила расширить культурные связи населения как двух государств. По советской инициативе был установлен безвизовый въезд на Южные Курилы японских граждан.

Советско-японское заявление прекратило жесткую конфронтацию в территориальном вопросе между Японией и СССР, поставив взаимные отношения на новые стартовые позиции. Этот факт подтвердил и состоявшийся «с 11 по 17 октября 1991 года визит в СССР министра иностранных дел Японии Т. Накаяма, после чего была создана постоянная организационная структура для обсуждения территориальной проблемы».

Несмотря на это, японская сторона, не сумев добиться выдвинутых ею требований по «северным территориям», заблокировала предоставление экономической и финансовой помощи со стороны Японии в виде инвестиций в советскую экономику.

Таким образом, российско-японские, а затем советско-японские, отношения на протяжении всего XX века очень сильно изменялись. Две войны подорвали взаимное доверие, но, несмотря на это, советское руководство было готово идти навстречу Японии в решении «территориального вопроса», но в свое время Япония не оценила этого шага и «территориальный вопрос» вновь остался нерешенным, перейдя к новому, уже российскому, руководству в XXI век.



    Российско-китайские отношения - Российско китайские отношения … Википедия

    Российско-японские торгово-экономические отношения - В 2004 году в российско японских торгово экономических связях сохранилась наблюдающаяся с 1999 года тенденция к росту. Объем товарооборота достиг рекордного уровня и превысил $8,8 миллиарда (на 48,4% больше, чем в 2003 году). Российский экспорт в … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Русско-японские отношения

    Российско-Американская Компания - Российско Американская Компания … Википедия

    Дипломатические отношения России - Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

    Русско-японские договоры и соглашения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-российские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-русские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-советские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Межгосударственные отношения России и Японии - Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены 26 февраля 1925 года и прерваны 9 августа 1945 года, когда СССР объявил Японии войну. 19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Россия и Япония: меч на весах. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1929-1948) , Василий Молодяков. Российско-японские отношения тридцатых-сороковых годов прошлого века обычно рисуются сплошным кошмаром, лейтмотивом к которому звучит песня о коварных самураях, переходящих границу у реки под… Купить за 180 руб
  • Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1899-1929) , Василий Молодяков. Книга посвящена малоизвестным, а то и замалчиваемым страницам в истории российско-японских и советско-японских отношений первой трети XX века. В своем исследованииавтор показывает, как…

«При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».

Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом -– Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.

Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию.

Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.

Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.

В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.

Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.

Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства.

В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации

Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.

В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики.

Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х годов создали предпосылки для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.

1999 год для российско-японских отношений прошел под знаком последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с продолжением конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.

В середине феврали 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И. С. Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное послание В. В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.

Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.

3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.

Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.

После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юридической силы.

Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.

Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией».

Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.

Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.

Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.

Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.

Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.

Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».

Даже на уровне языка в этой стране существует различие в названии мужа и жены. Считается, что японский мужчина живет вовне дома, а женщина - в доме, что отражено во фразах «мужчина вовне, женщина внутри». Но в последние годы отношения между мужчиной и женщиной у японцев претерпели серьезные изменения.

Как было раньше

Начиная с древних времен, мужчине в Японии предписывалось больше социальных функций, чем женщине. Японский мужчина вовлечен в огромный социум - в профессиональные группы, в кланы, в которых он добивается лучшего места в иерархии. Место женщины - в доме. Но такой расклад вещей вовсе не означал патриархат, распространенный, например, в Китае. Во многих семьях наследование имущества шло по женской линии. И если мужчина был главным в городе, регионе или хотя бы на предприятии, то женщина была главной в доме.

Между мужчиной и женщиной в Японии долгие столетия было четкое разделение сфер влияния. Он - хозяин в мире, она - хозяйка в доме. Ни о каком разделении ответственности за сферы друг друга не было и речи. Жена не имела право вмешиваться в дела супруга, а муж почти не имел права голоса в доме и даже в распределении финансов. И тем более мужчине не подобало заниматься домашними делами - убираться, готовить или стирать.

Брак в Японии издавна делился на два типа - договорной брак и брак по любви. Первый брак заключали родственники новобрачных, второй брак мог иметь место только в том случае, если мужчина и женщина категорически отказывались принять выбор родителей. Вплоть до 1950-х годов договорных браков в Японии было больше, чем браков по любви, примерно в три раза.

Как стало сейчас

Процессы активного вовлечения женщины в общественную жизнь затронули и Японию. Только развитие равенства между полами имеет весьма оригинальный сценарий, довольно не похожий на европейский.

В большей степени это развитие затронуло семью и брак, сферу личных отношений. Область карьеры претерпевает гораздо более медленные изменения.

Женщина получила возможность работать и достигать видных позиций в компаниях. Однако для того, чтобы построить карьеру, японке все еще требуется намного больше усилий, чем японцу. Например, отсутствует система социальных гарантий для женщин во время беременности и после родов. Декретный отпуск способен серьезно повредить женской карьере, и ее никогда не примут после длительного перерыва на ту же должность. Родив ребенка, женщина должна будет начинать карьеру почти с нуля, даже если она будет делать это в рамках той же самой компании.

Эта социальная несправедливость привела к существенному росту осознанного одиночества. Не только в Европе и России люди стали избегать официального брака и предпочитать жить без партнера. Новым отношениям между мужчиной и женщиной в Японии присуща та же черта: стремление к одиночеству и холостому образу жизни. Мужчинам не интересно стало заключать брак с карьеристкой, ведь они не могут заниматься домом. А женщине не хочется обещать мужчине уход за домом и ребенком, если она не уверена, что хочет бросить ради этого успешно построенную карьеру.

Зато получив относительную независимость от мнения рода, японцы и японки стали чаще жениться по любви. С 1950-х годов количество браков по любви существенно увеличилось, и в 1990-х годах их было уже в пять раз больше, чем договорных. При рассмотрении вопроса о договорном браке родственники и родители жениха и невесты стали больше внимания обращать на мнения потенциальных супругов. Если мужчина и женщина категорически не нравятся друг другу, или кто-то из них влюблен в другого, такой брак уже не заключается, и они имеют право выбирать, с кем им строить семью.

Если и дальше взгляды на отношения между мужчиной и женщиной будут меняться от традиционных к либеральным, то Японию ждет все то же самое, что уже есть в Европе и США. Возраст вступления в брак увеличится, количество детей в семье уменьшится, рождаемость сократится. Ведь прежде чем решиться на брак, многие женщины будут стараться построить карьеру и обеспечить себе будущее.

И все-таки у Японии есть свой особый колорит и своя культура, которая может повлиять на то, какими будут отношения между мужчиной и женщиной в будущем. Например, трудно представить, чтобы в этой стране стала популярной эгалитарная семья, как это имеет место быть в Европе. Эгалитарная семья - это такая, в которой нет четкого разделения функций между мужчиной и женщиной. Женщина может зарабатывать на жизнь, пока мужчина занимается домом и детьми, потом они меняются ролями. Лидерство на кухне, в постели или в обеспечении семьи переходит то от мужа к жене, то обратно. Вероятнее всего, в Японии сохранится тот расклад, который есть сейчас в семьях, где работают оба супруга. Жена будет кроме работы заниматься домом, а мужчина так и останется «крупным мусором в доме», как обозначает его один из иероглифов, намекая на то, что в доме мужчина ничего не должен делать, мешаясь и путаясь под ногами суетящейся жены.