Болезни Военный билет Призыв

Род падеж вопросы. Как объяснить родительный падеж

Вам понадобится

  • Существительные в родительном и винительном падежах.
  • Знание определения падежей.
  • Знание вопросов, определяющих падежи.

Инструкция

Родительный падеж
Согласно определениям в , родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;

Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;

Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например, «желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;

Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;

Если существительное является объектом измерения, или родительной даты, например «ложка сметаны» или «День Парижской Коммуны».

Винительный падеж
Согласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;

Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать »;

В редких случаях образуется как зависимость от , например «обидно за друга».

Чтобы никогда не перепутать существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском языке соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или крайне затруднительно. Допустим, запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одущевленного существительного во множественном числе:

Неподалеку я заметил людей (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было людей (не было кого? - Р.п.)
Как видите, склоняется в обоих падежах слово одинаково.

Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:

Неподалеку я заметил столб (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было столбов (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного, имеющего родительный падеж.

Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.

2. Если вам определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в , тогда падеж вашего существительного – винительный.

В большинстве случаев различение форм родительного и винительного падежа не представляет никаких трудностей: нужно только обратить внимание на падежные окончания. Если же окончания обеих форм совпадают, нужно действовать по следующему алгоритму.

Инструкция

Если перед вами неодушевленное , то вам следует задать вопрос к этому . Существительные в

Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).

Любой падеж определяется по вопросу.

На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?

Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:

  • кого? - одушевлённое существительное
  • чего? - неодушевлённое существительное

В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.

Обстоятельственные вопросы родительного падежа

Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:

  • откуда?
  • когда?
  • зачем?

Определение значения родительного падежа по вопросу

Классифицировать значения удобнее всего в таблице:

Существительные в родительном падеже имеют значение:

времени действия

образа действия

места действия

причины действия

цели действия

после обеда

среди дня

до вечера

без печали

без энтузиазма

без огонька

из города

возле школы

из-под куста

с радости

из любопытства

из-за обиды

для работы

для учёбы

Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

Как правильно:

  • среди турок или среди турков?
  • двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
  • килограмм мандарин или мандаринов?

Если у кого-то от этих вопросов возникает нормально.

Самая большая головная боль - форма родительного падежа множественного числа.

Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание - сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.

Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.

Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.

Существительные женского рода во родительного падежа

У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)

Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

  • В им. п. -а с шипящ. перед ней: баржа - барж, кража - краж, лужа - луж, лыжа - лыж, туча - туч (без ь).
  • В им. п. -а,-я не после шипящ.: вафля - вафель, туфля - туфель, домна - домен, кочерга - кочерёг, няня - нянь, розга - розог, свадьба - свадеб, сплетня - сплетен, простыня - простынь, усадьба - усадеб.
  • В им. падеже - ия: лекция - лекций, армия - армий, пародия - пародий, фамилия - фамилий, экскурсия - экскурсий.
  • В им. п. - ья или -я: ладья - ладей, статья - статей, кегля - кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.

  • В им. п. - ня: вишня - вишен, спальня - спален, колокольня - колоколен (здесь без мягкого знака); деревня - деревень, кухня - кухонь, яблоня - яблонь (здесь с мягким знаком).
  • В им. п. - ь: мать - матерей, дочь - дочерей, тетрадь - тетрадей, ночь - ночей, площадь - площадей, кровать - кроватей, кость - костей, плеть - плетей, постель - постелей, печь - печей (окончание -ей).

Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа

В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии -ев, -ов.

  • В им. п. -о: окно - окон, решето - решет, зеркало - зеркал, судно - суден; село - сёл, весло - вёсел; яблоко - яблок Но: шило - шильев, дно - доньев, личико - личиков (окончание -ев, -ов).
  • В им. п. -е: поле - полей, блюдце - блюдец, полотенце - полотенец.
  • В им. п. -ие, -ье: гнездовье - гнездовий, завоевание - завоеваний, кушанье - кушаний, побережье - побережий, снадобье - снадобий, угодье - угодий. Но: платье - платьев, устье - устьев, низовье - низовьев (окончание -ев).

  • В им. п. -ьё: ружей. Но: копий, отребий.

Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.

Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган,

нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней

нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев

при собирательном значении - эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет

предметы

чулок, сапог, валенок, опорок, погон,

путей, корней

кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков,

единицы измерения

100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат

семь пядей, 100 рублей

10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов

названия продуков

нет макарон

много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов,

Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.

Прилагательные и причастия в родительном падеже

Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.

Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:

  • Какого? - муж. и сред. рода
  • Какой? - женск. рода

Например:

  • зари (какой?) алой, вечерней - окончание -ей, -ой;
  • моря (какого?) глубокого, сверкающего - окончания -ого, -его;
  • корабля (какого?) большого, плывущего - окончания -ого, -его.

К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:

  • каких?
  • что делающих?
  • что сделавших?

Например:

Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.

Название: Родительный падеж.

Родительный падеж - один из косвенных падежей, обычно выражающий притяжательные отношения, а также имеющий целый ряд других функций.

Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого?, чего?.
И имеют окончания:
В первом склонении: -ы, -и;
Во втором склонении: -а, -я;
В третьем склонении: -и.

Родительный падеж имеет следующие основные значения:
1. Родительный принадлежности, обозначающий лицо, которому принадлежит что-либо (книга брата, картина художника, стихи Лермонтова);
2. Родительный отношения, выясняющий значение, в котором употребляется управляющее слово, и показывающий отношение одного предмета к другому (директор лицея, крыло самолета, правило игры).
3. Родительный качества (признака), определяющий внешние или внутренние качества одушевленных и неодушевленных предметов (дисциплинированность школьника, доброта матери, синева неба, запах цветов).

4. Родительный количества, меры, сравнения (десять школьников, метр полотна, светлее солнца).
5. Родительный объекта, входящий в сочетания, в которых управляющее имя является носителем глагольных значений, а управляемая форма обозначает объект действия (рубка леса, взятие Берлина, исполнение желания).

Существуют ошибки, связанные с употреблением родительного падежа, которые сводятся в основном к замене его другими падежами. Вот несколько примеров:
1. Замена родительного падежа винительным с предлогом за: «Борцов и Венасов - певцы за человеческое счастье» (вместо человеческого счастья).
2. Замена родительного падежа с предлогом для винительным падежом с предлогом на: «Отличная дисциплина имеет значение не только на учителей» (вместо для учителей)...
3. Замена родительного падежа с предлогом от творительным падежом с предлогом с: «Чувства и мысли Лермонтова неотделимы с чувствами и мыслями своего народа» (вместо неотделимы от мыслей и чувств).
4. Замена родительного падежа с предлогом с предложным падежом с предлогом на: «Современные люди расценивают труд на финансовых позициях» (вместо с финансовых позиций).
5. Замена родительного падежа без предлога родительным падежом с предлогом от или против: «Русские люди хорошо помнят преступления захватчиков, совершавших убийства и грабежи против мирного населения» (вместо мирного населения).
Кроме того, грубой стилистической ошибкой считается скопление родительных падежей, зависящих один от другого: «В целях дальнейшего улучшения дела повышения квалификации обслуживающего персонала...». Такое скопление создает неясность мысли и вызывает неприятное чувство у слушающих и читающих.

Дата публикации: 11.12.2011 08:22 UTC

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019

Одним из косвенных падежей в русском языке является генитив (иными словами, родительный падеж). Основная функция этого падежа - это выражение притяжательных отношений.

Своими корнями слово «родительный» уходит в Древнюю Грецию. Ведь именно здесь для указания имени родителя (отца) использовался такое понятие, как «родительный», например: «Ахилл, сын Пелея».

Каждый школьник знает, что слова в родительном падеже отвечают на такие вопросы, как «Кого? Чего?». В прошлом произошло слияние двух индоевропейских форм, вследствие чего этот падеж стал неотъемлемой частью славянских и балтийских языков. Форма родительного падежа в современных текстах часто употребляется с определенными предлогами: с, от, из .

Генитив в русском языке имеет определенные функции. Одной из них является притяжательная функция: «улица поселка»; «день празднования». Вторая функция родительного падежа - разделительная: «кое-кто из них»; «больше сахара». Третьей функцией генитива является отложительная, например: «обезопаситься от краж»; «что с нее взять».

Еще в праславянском языке отмечается слияние склонения имен с основой на -о - с именами с основой на -и -. В результате этого появились слова, которые уже имеют две формы родительного падежа, оканчивающиеся на -у(ю) (в единственном числе). Вследствие того, что вторая форма взяла на себя определенные функции, ее даже стали выделять в особый падеж, который называют разделительным (или количественно-определенным).

Часто подобная вторая форма употребляется в разговорной речи и используется для указания количественного значения: «чашка чаю», «добавил чесноку», «ложка меду». Такие формы можно назвать факультативными, так как вместо них вполне можно употреблять привычные для нас формы в родительном падеже.

Ни один из древних индоевропейских падежей не был так четко определен в семантическом отношении, чтобы можно было сказать, что он имеет лишь одну функцию или употребление, от­личающее его от остальных падежей. Родительный падеж совме­щает в себе две функции, соответствующие двум отдельным фин­ским падежам - родительному и партитиву. Однако первую можно определить только в самом общем виде - как принадлежность к чему-либо, отношение к чему-либо, связь с чем-либо (англ. belonging to, belonging together, appertaining to, connexion with, relation to, association with 1); в английском языке употребление этого падежа весьма ограничено. И все же он передает та­кие различные отношения, как Peter’s house „дом Петра“, Pe­ter’s father „отец Петра“, Peter’s son „сын Петра“, Peter’s work „работа Петра“, Peter’s books „книги Петра“ (те, кото­рые ему принадлежат, и те, которые он написал), Peter’s ser­vants „слуги Петра“, Peter’s master „хозяин Петра“, Peter’s ene­mies „враги Петра“, an hour’s rest „часовой отдых“, out of harm’s way „от греха подальше“ и т. д. Некоторые грамматисты пыта­ются классифицировать эти разнообразные случаи употребления­ родительного падежа; однако особое значение нередко зависит не от употребления родительного падежа, а от собственного значения каждого из двух соединенных слов, и поэтому их особенности всегда без труда понимаются слушателем. Здесь нужно упомянуть также „субъектный“ и „объектный“ родительный, о котором шла речь выше (стр. 194).

В английском языке сохранились только случаи употребления родительного, служащего средством связи двух существительных, - одно из существительных при этом является адъюнктом к дру­гому („приименной родительный“) - и развившиеся отсюда случаи употребления родительного падежа, когда он является пер­вичным словом: например at the grocer’s „в бакалейной лавке“. В древних языках родительный падеж употребляется и в других сочетаниях: с определенными глаголами, где он был своего рода дополнением; с некоторыми прилагательными и т. д. Взаимоотно­шения между подобным употреблением родительного и обычным дополнением можно наблюдать в немецком языке, где некоторые глаголы, например vergessen „забывать“, wahrnehmen „замечать“, „воспринимать“, schonen „щадить“, „обходиться бережливо“, ра­нее употребляемые с родительным, теперь сочетаются с винитель­ным падежом. Es в предложениях Ich kann es nicht los werden „Я не могу от этого отделаться“, Ich bin es zufrieden „Я этим удовлетворен“ первоначально выражало родительный падеж, но теперь оно воспринимается как винительный.

Переходим ко второму значению древнего индоевропейскою родительного падежа - партитивному, которое нельзя отделить от так называемого genitivus generis. В латинском языке партитивный родительный обычно употребляется в сочетании с первич­ными словами (существительными и т. п.), например: magna pars milituni „большинство воинов“, major fratrum „старший из братьев“,. multum temporis „много времени“. Такое употребление соответ­ствует другим значениям этого падежа, поскольку и здесь и там он является адъюнктом. Однако встречаются и другие случаи упо­требления партитивного родительного, когда он выполняет более независимую функцию в предложении. Родительный падеж часто употребляется как дополнение к глаголу и, таким образом, кон­курирует с винительным; ср. др.-англ. bruceю fodres „отведает пищи“, гр. phagein tou artou „поесть хлеба“; ранне-ново-нем. (на­пример, у Лютера) wer des wassers trincken wird, русск. Дайте мне хлеба. В русском языке употребление родительного падежа в качестве дополнения (с утратой партитивного значения) распро­странилось на все существительные мужского рода множественного числа, обозначающие живые существа. Партитив может быть так­же подлежащим предложения и, таким образом, конкурировать с именительным падежом. Это часто наблюдается в финском языке, а спорадически и в языках нашей семьи: ср. русск. отрицательные:­ предложенияНет хлеба, Не стало нашего друга. Аналогичные явления встречаются и в романских языках, где предлог de заме­нил прежний родительный падеж даже в его партитивном употреб­лении. В этом значении de теперь часто называют „партитивным артиклем“. Интересно отметить, что существительное с партитив­ным артиклем может быть не только дополнением к глаголу (J’y ai vu des amis), но и подлежащим предложения (Се soir des amis vont arriver; Il tombe de la pluie), предикативом (Ceci est du vin) и стоять после предлогов (avec du vin; aprиs des dйtours; Je le donnerai а des amis). Если употребление в качестве подлежащего является относительно редким, то это объясняется тем, что гово­рящие вообще не любят употреблять неопределенное подлежащее (см. стр. 175; в предложениях Voici du vin; Il у а du vin; Il faut du vin сочетания с du первоначально были дополнениями).

Выражение партитивного понятия „некоторое количество чего-либо“, таким образом, как бы пересекает обычную падежную систему, поскольку партитив используется в тех функциях, для которых во многих языках существуют специальные падежи (имени­тельный, винительный); и это остается в силе независимо оттого, вы­ражается ли партитивность при помощи специального падежа, как в финском, или при помощи родительного падежа, как в греческом, или, наконец, при помощи французского сочетания с предлогом de.

Если бы различие между разными падежами представляло со­бой действительно различие по значению, то есть если бы каждый падеж выражал какое-нибудь одно понятие, то был бы совершенно немыслим тот разнобой, который мы наблюдаем в отношении одной и той же конструкции, а именно - так называемой „абсолютной конструкции“ (нексус-субъюнкт, как я ее называю): отложительный падеж (в латинском языке), дательный (в древнеанглийском), родительный (в греческом), винительный (в немецком), именитель­ный (в современном английском). Это можно объяснить истори­чески, но никак не логически, на основе какого-то предполагае­мого собственного значения данных падежей.

Нерациональность старой системы падежных различий можно пояснить следующим рассуждением. Дательный и родитель­ный падежи до некоторой степени представляются антонимичными: это видно из того, что, когда они были заменены предложными группами, вместо дательного падежа стали употреб­лять предлоги to, ad, а вместо родительного - предлоги, обозна­чавшие противоположное движение, - of (слабая форма от off), de. И все же дательный падеж (или его заменитель) часто совпадает по значению с родительным, как, например, в народном немецком обо­роте dem Kerl seine Mutter „мать этого парня“, франц. Се n’est pas ma faute а moi, sa mиre а lui, а также в народном la mиre а Jean (старофранц. je te donrai le file a un roi u a un conte, Aucassin et Nicolette). C’est а moi означает „Это мое“. В норвежских диа­лектах сочетания с til и еt („к“, „у“, „при“) и в фарерском - соче­тания c hjб („у“) в большинстве случаев заменили устарелый ро­дительный падеж 1 .