Болезни Военный билет Призыв

Респ алания. Алания-северная осетия. Две Осетии: Северная

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ

Осетины – единственный народ Кавказа, живущий по обе стороны Большого Кавказского хребта. Единственный народ Северного Кавказа, говорящий на индоевропейском языке - потомке языка скифов, сарматов и алан. Причастность к аланскому наследию во многом определила национальное самосознание целого народа, древние обычаи сохранились не в этнографических музеях, а в повседневном быту осетин.

8 000 км²

Общая площадь региона

704 000

Официальный язык:

осетинский, русский

Самый крупный город:

Владикавказ

ПРОКРУТИТЕ ВНИЗ

Фото © {{item.copyright}}

ВЛАДИКАВКАЗ

Старинный город в предгорьях Большого Кавказа

Владикавказ, раскинувшийся по берегам Терека, - «город у синих гор», один из самых живописных на Северном Кавказе. Он был основан в 1784 году как русская крепость, замыкающая «Аланские ворота» – Дарьяльское ущелье, самый короткий путь между Северным Кавказом и Закавказьем, известный с древнейших времен. Стратегическое значение крепости отразилось в ее названии: Владикавказ, «владеющий Кавказом». В 1860 году так стали называть и выросший здесь город. 
От старой крепости не осталось ничего, но свое ключевое значение Владикавказ сохранил: обе перевальные дороги через Главный Кавказский хребет по-прежнему начинаются именно в этом месте – знаменитая Военно-Грузинская дорога по Дарьяльскому ущелью и участок Военно-Осетинской дороги, ведущий к современной Транскавказской магистрали.


Второе официальное название столицы Северной Осетии – Дзауджикау, в память о селении Дзауга, на месте которого сейчас стоит город. Исторический центр Владикавказа покоряет красотой многочисленных особняков, почти домашним уютом старинных бульваров и парков. Улочки старого города располагают к неспешным прогулкам и разглядыванию мемориальных досок. Здесь побывали почти все классики русской литературы, здесь родился Евгений Вахтангов, здесь жили Коста Хетагуров, Михаил Булгаков, Ольга Берггольц… 
Многонациональный Владикавказ старается сохранить связь времен и культур. В городе мирно сосуществуют православные и католики, мусульмане и иудеи. Один из самых узнаваемых видов христианского Владикавказа – суннитская мечеть на фоне синих гор. 


КАК ДОБРАТЬСЯ:

2 часа 20 минут на самолете от Москвы

35 часов на поезде от Москвы

22 часа на машине от Москвы

Фото © {{item.copyright}}

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДОЛИНУ ВОДОПАДОВ

Самый популярный туристический маршрут Северной Осетии

{{indexSlide + 1}} / {{slides.length}}

В Северной Осетии разработаны несколько туристических маршрутов, охватывающие знаменитые достопримечательности горных районов республики. Самый популярный из них – «Путешествие в Долину водопадов». Маршрут начинается в селе Кобан - это название известно всем, кто хоть немного интересуется историей и археологией. В 1869 году здесь был обнаружен могильник, предметы из которого дали имя целой культуре, кобанской, зародившейся и существовавшей на Кавказе в XIII – IV веках до нашей эры. 
Далее маршрут проходит через село Даргавс, рядом с ним находится самый известный из средневековых некрополей Северного Кавказа. В отличие от чеченского Цой-Педе и балкарского Эль-Тюбю, осетинский «город мертвых» прекрасно сохранился - все 97 склепов и величественная родовая башня, недавно восстановленная.

В солнечный день в окружении окутанных облаками гор «город мертвых» выглядит очень жизнеутверждающе. Этому способствуют и красота места, и туристы с фотоаппаратами, с любопытством разглядывающие лежащие в склепах древние кости.
 Конечная цель маршрута – Мидаграбинские водопады, чудо природы, открытое для туристов несколько лет назад. Летом гул водопадов слышен за многие километры: с окружающих отвесных скал в чашу долины обрушиваются 14 мощных потоков. В 1995 году исследователи обнаружили, что высота одного из водопадов, Большого Зейгалана, превышает 600 метров. Это открытие изменило список рекордов России: самый высокий водопад страны находится здесь, в горной осетинской долине.

КАК ДОБРАТЬСЯ:

1 час на автомобиле от Владикавказа до поселка Верхний Фиагдон, далее 4 часа пешком


Фото © {{item.copyright}}

НАРТСКИЙ ЭПОС

Легенды и мифы Древнего Кавказа

{{indexSlide + 1}} / {{slides.length}}

«Для Кавказа нартский эпос имеет такое же значение, как для западной цивилизации - легенды и мифы Древней Греции», – сказал американский лингвист, кавказовед Джон Коларуссо. Героические сказания о богатырях-нартах есть почти у всех народов Кавказа, но только в Осетии нартский эпос стал неотъемлемой частью национального самосознания. 
По мнению ученых, древнейшие сюжеты эпоса зародились около 3 тысяч лет назад среди индоиранских племен. Наследниками их культуры стали скифы, позже - сарматы и аланы, с которыми тесно связана история Кавказа. Каждый народ вплетал в древние сказания собственные легенды. За тысячи лет многие герои и сюжеты распространились по всей Европе. Исследователи уверены, что именно из кавказских версий эпоса греки заимствовали сюжеты о Прометее, о хитроумном Одиссее и великанах-циклопах. Нартские сказания содержат узнаваемые параллели со скандинавскими сагами, древнерусскими былинами и легендами кельтов. Сюжеты проникали в Европу вместе с миграциями ираноязычных племен: тех самых скифов, сарматов и алан. 


Республика Северная Осетия - Алания, так звучит официальное название субъекта Российской Федерации. Алания – прямая отсылка к древнему государству алан, чьими потомками считают себя осетины. Нартский эпос, в глубокой древности зародившийся в ираноязычной среде и столь прочно укоренившийся в Осетии, - одно из подтверждений этой преемственности. Даже слово «нарт» имеет иранское происхождение и переводится как «мужчина», «герой». А осетины – единственный народ Северного Кавказа, говорящий на языке иранской группы индоевропейских языков, наследнике языка скифов и алан.
Еще десять лет назад теория происхождения осетин от алан считалась незыблемой, ее подтвердили лингвисты и историки. Однако недавние исследования дали неожиданный результат: генетически осетины не связаны ни со скифами, ни с сарматами, ни с аланами, оставаясь при этом наследниками их культуры и языка. Загадка, которую современная наука пока объяснить не может.

Фото © {{item.copyright}}

УАСТЫРДЖИ

Святой покровитель мужчин, путников и воинов

{{indexSlide + 1}} / {{slides.length}}

Гигантский всадник вырывается из скалы у въезда в Алагирское ущелье, словно пытаясь взлететь над дорогой. Копыта могучего коня нависают над Транскавказской магистралью, связывающей Северную Осетию с Южной. Для туристов это необычная достопримечательность, для осетин – святилище: у подножия скалы устроена площадка, где можно остановиться и помолиться Уастырджи - покровителю мужчин, путников и воинов. 
Монументальное изваяние в Алагирском ущелье – один из редких в Осетии памятников Уастырджи. Зато плакаты и щиты с изображением благородного воина в шлеме и бурке, восседающего на белом коне, встречаются в Осетии повсюду. Особенно много их вдоль дорог, с обязательным пожеланием «Уастырджи де "мбал!», в приблизительном переводе - «Да пребудет с тобой в пути святой Георгий».


Как языческое божество, герой нартского эпоса оказался христианским святым и получил его имя?В Осетии, крестившейся в составе Аланского царства еще в начале Х века, с новой христианской верой органично слились более древние традиционные верования, и этот мощный симбиоз существует уже одиннадцать веков. 
Защитник всего народа, посредник между богом и людьми, Георгий-Уастырджи – самый почитаемый небожитель в Осетии, его святилища самые многочисленные. Наиболее известное находится в Дзивгисе, но главное – Реком в Цейском ущелье. Женщинам запрещено появляться в Рекоме, им даже запрещено произносить имя Уастырджи. Осетинки называют его «лæгты дзуар» - покровитель мужчин или, в широком смысле, всех людей.

КАК ДОБРАТЬСЯ:

1 час на автомобиле от Владикавказа


Фото © {{item.copyright}}

ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ

Обрядовое блюдо осетин, покорившее всю Россию

{{indexSlide + 1}} / {{slides.length}}

«Вынеси-ка ты нам пирогов, маслом политых, сочным сыром обильно начиненных!» - так звучал один из обязательных пунктов меню нартского пиршества. Пироги, шашлык ахсырфамбал, черное пиво алутон, крепкая медовуха ронг - эти блюда и напитки осетинской кухни столь же древние, как сказания о богатырях-нартах. Пироги в Осетии – и повседневная, и обрядовая пища. Ритуальное значение они приобретают в дни большой радости (по религиозным, национальным или фамильным праздникам) или большого горя (похороны и поминки). 
Главный осетинский пирог – со свежим сычужным сыром. Он даже называется по-особому, «уалибах». Названия всех остальных пирогов – с картофелем, мясом, листьями свеклы, черемшой, капустой, тыквой - оканчиваются на «джин», то есть просто «содержащий что-либо».

В знаменитом обряде «три пирога» участвуют только пироги с сыром, приготовленные с соблюдением определенных правил. Например, даже в наши дни многие осетинки не позволяют себе печь уалибах с непокрытой головой. 
«Три пирога» на осетинском столе символизируют небеса (бога), солнце и землю. Пироги разрезают, не сходя с места и не вращая тарелку, на восемь частей – двумя крестами. На поминках на главный стол тоже ставят три пирога, выпивают первую рюмку - за бога - и убирают один пирог, средний. Ведь мертвым солнце не нужно. 
Каждая осетинская хозяйка может рассказать о древних обычаях и правилах, связанных с пирогами. Чтобы услышать эти истории и попробовать настоящие осетинские пироги, достаточно просто приехать в Осетию.

Фото © {{item.copyright}}

КУРТАТИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Путешествие во времени: древние селения, советские памятники и современный монастырь

{{indexSlide + 1}} / {{slides.length}}

Куртатинское (Фиагдонское) ущелье начинается всего в 20 километрах от Владикавказа. Горы здесь не подавляют величием – они словно приглашают собой любоваться, даря взамен чувство полного умиротворения. По горным склонам разбросаны многочисленные древние памятники – родовые башни, дома, склепы, святилища, крепости… По сравнению с подобными историческими местами в Ингушетии и Чечне Куртатинское ущелье выглядит весьма обитаемым: помимо пары тысяч человек, постоянно живущих в горных селениях, здесь бывает много туристов и паломников. Сказывается не только культурная значимость ущелья, но и его транспортная доступность.
По ущелью проложен туристический маршрут «Путешествие в страну нартов», но самые известные достопримечательности при наличии машины можно осмотреть самостоятельно. Обязательные остановки – древние башенные селения Дзивгис, Цимити, Халгон и Лац.

В Дзивгисе на 30 человек населения приходится 17 древних памятников, включая знаменитую скальную крепость XIII-XVI веков и храм Св. Георгия той же эпохи. Невозможно пропустить башню Курта и Тага, стоящую на высоком скальном выступе рядом с дорогой. Курта и Тага – легендарные братья, основатели Куртатинского и Тагаурского обществ, один из которых дал имя всему ущелью. Совсем рядом – неожиданный среди местных древностей советский «мемориальный уголок»: первый в СССР памятник Ленину, бюст Иосифа Сталина и очень трогательный мемориал павшим в Великой Отечественной войне.
Туристический маршрут обычно заканчивается посещением святых мест: в Хидикусе это современный Свято-Успенский Аланский монастырь, самый высокогорный в России, а в соседнем Харисджине – развалины церкви Св. Иоанна Крестителя и святилище Мады Майрам.

КАК ДОБРАТЬСЯ:

На автобусе от Автовокзала №1 из Владикавказа до села Верхний Фиагдон (проезжает мимо Тропы чудес)

1 час 20 минут на автомобиле


Фото © {{item.copyright}}

КАЗБЕК

Высшая точка Северной Осетии


{{indexSlide + 1}} / {{slides.length}}

Казбек и Эльбрус – самые знаменитые вершины Кавказа. Казбек, как и Эльбрус, двуглавая гора, высота его главной, Восточной вершины 5034 метра. Обе горы – спящие вулканы: последнее извержение Казбека случилось в 750 году до н.э., Эльбруса – в 50 году нашей эры. Обе горы считаются простыми для восхождения, и обе чрезвычайно коварны. И Эльбрус, и Казбек входят в список восьми кавказских пятитысячников, семь из которых находятся в Кабардино-Балкарии и лишь один, Казбек, – в Северной Осетии, чем жители республики очень гордятся. Впрочем, половина Казбека принадлежит Грузии, но это нисколько не ограничивает туризм: достаточно оформить пропуск в погранзону. 
Первыми покорили Казбек в 1868 году иностранцы – англичане Фрешфилд, Мур, Такер и француз Девуассу. С тех пор гора пользуется огромной популярностью у любителей горных походов и начинающих альпинистов со всего мира – к вершине проложены маршруты со стороны Северной Осетии и Грузии, категории сложности от 1Б до 3Б. 


Российские маршруты начинаются в Геналдонском (Кармадонском) ущелье и идут мимо печально знаменитого ледника Колка: в 2002 году сход ледника, известный как Геналдонская катастрофа, унес больше сотни жизней. Среди жертв – Сергей Бодров-младший и его съемочная группа. За последние 200 лет Колка срывался четыре раза, и многие ученые видят причину в воздействии на ледник спящего вулкана Казбек.
Классическое восхождение на Казбек занимает около недели, включая подъем и спуск с остановками в промежуточных лагерях. Само восхождение к вершине от штурмового лагеря на высоте 4200 метров занимает один световой день.

БЛИЖАЙШИЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ:

50 минут на автомобиле от Владикавказа до поселка Степанцмида, далее пешком


Фото © {{item.copyright}}

ДИРИЖЕРСКАЯ ШКОЛА

Северная Осетия – родина выдающихся дирижеров


{{indexSlide + 1}} / {{slides.length}}

Первой осетинкой у дирижерского пульта была Вероника Дударова, она же - первая в СССР женщина-дирижер, больше 50 лет руководившая крупнейшими симфоническими оркестрами страны. Но о существовании особой, осетинской дирижерской школы заговорили позже, когда Валерий Гергиев - художественный руководитель Мариинского театра, и Туган Сохиев - ныне главныйо дирижер Большого театра - уже были известны всему миру, а Северная Осетия продолжала исправно открывать новые имена: Тимур Зангиев, Георгий Албегов, Хетаг Тедеев, Дана Муриева… Для объяснения этого феномена даже придумали шутку о «дирижерских палочках», обнаруженных в крови осетин. 
Особая дирижерская школа в Северной Осетии действительно существует. В первую очередь, это люди - выдающиеся педагоги Анатолий Брискин, работавший с молодыми Гергиевым и Сохиевым, и Тамерлан Хосроев, помогающий раскрыться новым талантам.

Во-вторых, это уникальные условия, созданные в Осетии для молодых дирижеров. Здесь даже самые юные ученики имеют возможность работать с настоящим оркестром, с детства привыкают управлять огромным живым коллективом: ведь помимо музыкальной, это еще и серьезная психологическая нагрузка. 
Воспитанниками осетинской дирижерской школы можно считать не только уроженцев Осетии, но и в широком смысле всех, кто «обкатывал» свои студенческие программы во Владикавказе, не имея такой возможности в других местах: это Теодор Курентзис, Алим Шахмаметьев, Александр Сладковский и многие другие.

На передаче «Что Где Когда» после вопроса из Осетии чёрный ящик открывали с собаками.
Народный юмор

К сожалению, любое упоминание о Северном Кавказе вызывает панику у среднестатистических россиян. Чеченские войны так запугали наших сограждан, что в каждом кавказце им мерещиться ваххабит-головорез. Люди с опаской глядят на кавказцев в метро, сторонятся их на вокзалах и в аэропортах. Совершенно зря, ведь подавляющее большинство населения этой территории - милые и адекватные люди. А особенно - осетины, которые в русских души не чают.

Большинство представителей этой нации, кстати, являются православными. Именно они первыми добровольно пошли на союз с Россией и никогда не имели сепаратистских настроений. Все, что говорят про кавказское гостеприимство - чистая правда, и нам надо с большим доверием относиться к этим людям. Ни о какой вражде между осетинами и русскими не может быть и речи. Правда, плохо местные жители относятся к смешанным бракам, но это везде в России.

Святилище Дзывгъисы дзуар. Фото by lidk-a (http://fotki.yandex.ru/users/lidk-a/)

Первые упоминания об аланах, коренном населении Республики Северная Осетия – Алания, относятся к первому веку до н.э. Позднее на этой территории возникла Алания. Она занимала обширные пространства от Кавказа до Украины и Поволжья. Аланы неоднократно страдали от набега гуннов. Не прошло мимо аланов Великое переселение народов, в результате которого большая часть местного населения ушла в Западную Европу, Крым, бассейны Дона и Днепра.

Знаменитая грузинская царица Тамара является внучкой царя Алании Худдана. После монгольского нашествия аланское царство перестало существовать. Эту территорию между собой поделили грузины и независимые осетинские княжества, погрязшие в междоусобной войне. Присоединение Северной Осетии к России состоялось в 1774 году. Владикавказ стал первой российской крепостью на Северном Кавказе. Тысячи осетин служили добровольцами в Императорской Армии. В их числе были даже 40 генералов.

Во времена Великой Отечественной войны на территории Северной Осетии проходили ожесточенные бои с фашистскими захватчиками. Республика была оккупирована 1-ой танковой армией генерала Клейста. Очередной вооруженный конфликт случился в Северной Осетии уже в начале 90-х. На этот раз осетины взялись за оружия не против фашистов, а чтобы противостоять своим соседям - ингушам. Ингуши претендовали на Пригородный район Северной Осетии, что, разумеется, не понравилось осетинам. В настоящий момент конфликт себя не исчерпал, но новые столкновения не происходят, и слава Богу. В ходе двухсторонней встречи в декабре 2009 года между президентами республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания была подписана Программа совместных действий по развитию добрососедских отношений между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия в 2010 году.

Не прошли мимо Северной Осетии и чеченские войны. Осетины православные и всегда были мирно настроены к русским, за это, наверное, и поплатились. Чеченцы неоднократно организовывали в республике теракты на государственных объектах, самый ужасный из них произошел в школе города Беслана. Тот страшный день 1 сентября 2004 года навеки останется в памяти осетинского народа.

Памятная стена школы №1. Фото by Konstantin Farniev (http://fotki.yandex.ru/users/everfastman/)

Географическое положение

Республика Северная Осетия находится на северном склоне Большого Кавказа. Горы занимают чуть меньше половины территории региона, остальная часть - равнины и низменности. На севере находится Ставропольская равнина, на юге - Главный или Водораздельный хребты, в центральной части республики - Осетинская наклонная равнина.

Население

Население Северной Осетии по последним данным составляет 704 тыс. человек, чуть меньше половины из них проживают в столице - Владикавказе. По национальному составу республика очень богата. Здесь проживают осетины, русские, грузины, армяне, ингуши, калмыки, азербайджанцы и другие народности.

В многонациональном обществе не избежать межнациональных конфликтов. Взрослые люди, к счастью, не берутся за оружие, но, например, осетины с ингушами находятся в очень холодных отношениях. В местных школах дети часто сбиваются в группы по национальному принципу, но это наблюдается не только на Северном Кавказе, а во всей стране, где представлены много национальностей в одном месте.

Вечерний Владикавказ на фоне горы Казбек. Фото by muradiish (http://fotki.yandex.ru/users/muradiish/)

Путешествую по Северной Осетии, совершенно не имеет смысла брать с собой палатку. В горных селах всегда приютят и накормят путника, кем бы он ни был.

Некоторые местные традиции могут показаться русским дикостью, но списать их можно на национальный колорит. Например, свадьбы здесь смотрятся просто незабываемо: огромный шумный эскорт, стрельба в воздух. Местные шутят, что на очередном этапе гонки «Ралли «Париж-Дакар» победил свадебный эскорт из Осетии.

Криминал

Неспокойные времена, когда в Северной Осетии могли украсть средь бела дня человека на улице, слава Богу, канули в Лету, но и сейчас в регионе недостаточно спокойно. С точки зрения статистики Алания никак не выделяется в общероссийском уровне преступности, но иногда случаются инциденты, заказные убийства и даже теракты. Так, например, в 2008 году во Владикавказе средь бела дня расстреляли бывшего мэра Казбека Пагиева. Вместе с ним убили и личного водителя чиновника.

В 2011 году во Владикавказе мусульманским фанатиком был убит известный поэт и общественный деятель Шамиль Джикаев. Его тело было найдено полицейскими примерно в 15.00 в районе поселка Редант. Полиция выехала на место, которые указали неизвестные лица, позвонившие в дежурную часть. Возле опоры канатной дороги лежал труп с отрезанной головой, едва державшейся на шее.
Нельзя не отметить и место коррупции в Северной Осетии. Взятки берут везде, но здесь особенно. Видимо, сказывается кавказский менталитет:

В 18-м веке Осетия вошла в состав России, а Чукотку Екатерина вторая не приняла.
- Ну, правильно, чего они приперлись со своими шкурками? Надо ж было как мы - цветы, шампанское, конфеты… Ну, какая женщина устоит, а?

Уровень безработицы

В Северной Осетии неплохо дела с работой обстоят только в столице республики - Владикавказе. Там располагаются предприятия металлургической промышленности: “Электроцинк”, “Победит”, “Кристалл”. Многие местные жители подрабатывают частным извозом. Туристический поток в республику еще не налажен. Советские здравницы никому не нужны, русские бояться ездить на Северный Кавказ.

По статистическим данным в Алании изготавливается 65% всей фальсифицированной российской водки, но на самом деле этот процент может доходить и до 90%. Шутка ли, в осетинской деревни можно купить Хеннеси Х.О. за 250 рублей.

Официальная средняя зарплата в республике равна 18000 рублей, но на деле она примерно равна 12000.

Стоимость недвижимости

Малые поселки Северной Осетии - настоящий рай для сквоттеров. Здесь есть достаточное количество брошенных квартир и домов. В самом Владикавказе брошенных зданий мало. Хорошая однокомнатная квартира в главном городе республики будет стоить чуть меньше миллиона рублей. При желании, можно найти варианты и за 700 тысяч.

Климат

Климат в Алании умеренно континентальный. Из-за разности высот, в разных районах он отличается. На Моздокской равнине климат засушливый, часты суховеи. В январе средняя температура равняется −4,4 °C, в июле - +24 °C, осадков в год выпадает всего 400-450 мм в год. В Центральном и Предгорном районе климат мягче, поскольку близко находятся горы. Летом сюда часто проникают тропические циклоны с сильными дождями, которые нередко сопровождаются грозами.

Горы Северной Осетии. Фото by yperv602009 (http://fotki.yandex.ru/users/yperv602009/)

Города Республики Северная Осетия - Алания

Главный город республики. В столице Алании проживает 330 тысяч человек, в основном это осетины и русские. Этот город дал России много деятелей культуры. Один Валерий Гергиев чего стоит. Сейчас город переживает не лучшие времена, но положительная тенденция есть.

Моздок - второй по величине город Северной Осетии. В отличие от Владикавказа, здесь преобладает русское население. Русских больше половины. Долгие годы Моздок относился не к Алании, а к Ставропольскому краю, и был передан в состав Северной Осетии во время Великой Отечественной войны. Здесь проживает примерно 40 тысяч человек. Работы очень мало.

Она основана еще в 1924 г. Коренное население - осетины, однако на данной территории проживают и другие национальности.

Давайте разберемся, где Северная Осетия находится, то есть каково ее географическое положение. Данная республика является частью Северо-Кавказского федерального округа. Отсюда следует простой вывод, что вся территория государства расположена на Кавказе. Если быть точнее в формулировке, то на северном склоне крупной горной системы - Большой Кавказ. Рельеф здесь распределяется следующим образом: равнины и низменности занимают большую часть местности, а нагорье - меньше половины.

Всего на территории республики проживает около 700 тыс. человек. Из них более 60 % - городское население. В экономическом плане стратегическим партнером является Россия. Республика Северная Осетия - Алания (полное ее название) в списке субъектов Федерации по площади занимает 80-е место (менее 8 тыс. кв. км) Столица государства город Владикавказ. Он находится на юге России на берегах у подножия Кавказских гор.

Кратко о главном

Владикавказ был основан в Екатерининскую эпоху. Такое название - «Владей Кавказом» - от Павла Сергеевича Потемкина в 1784 году получила крепость, возведенная в качестве российского форпоста в южной части современного города. Статус города будущая столица Осетии Северной получила в 1860 году.

Сейчас насчитывает немногим больше 300 тыс. человек, большую часть которых составляют осетины, русские и армяне.

Владикавказ (по-осетински Дзауджикау) расположен в центре Кавказа. Здесь короткие зимы и долгое теплое лето. Город окружен живописными местами и природными богатствами в виде лечебных минеральных источников и высококачественной питьевой воды.

Транспорт

В настоящее время г. Владикавказ может гордиться отлично развитой транспортной сетью. Здесь есть международный аэропорт с регулярными рейсами в Москву. Также именно с этих мест начинается знаменитая Военно-Грузинская дорога. Она является важным путем сообщений между двумя государствами - Россией и Грузией. Однако на 4 года (2006 - 2010) правительство было вынуждено временно закрыть ее. Но с марта 2010 г. движение возобновили. Также здесь есть и Владикавказская железная дорога, которая связывает город с Ростовом-на-Дону.

Культура

Любителей интеллектуально-культурного отдыха столица Осетии Северной (Владикавказ) порадует многочисленными театрами, концертными залами, музеями, библиотеками, среди которых старейшая на Северном Кавказе - Республиканская. Из памятников архитектуры - Русский театр, универмаг, Дворец металлургов, Дом правительства, и, конечно же, визитные карточки Владикавказа - суннитская мечеть Мухтарова и православный храм Рождества, называемый еще Осетинской церковью.

Мечеть построил на левом берегу Терека азербайджанский меценат нефтепромышленник Муртуз-Ага Мухтаров. В советскую эпоху это здание использовалось для размещения филиала Музея краеведения. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы является старейшим православным храмом, которым может гордиться г. Владикавказ. До 90-х гг. XX века церковь служила усыпальницей для видных граждан республики. Также во Владикавказе расположен построенный недавно Свято-Георгиевский собор, являющийся главным кафедральным собором Владикавказской епархии.

Памятники

В городе воздвигнуто множество памятников деятелям культуры, искусства, национальным героям. Среди них - необычный памятник А. С. Пушкину. Поэт изображен сидящим в бричке, запряженной волами, в которой он путешествовал по Кавказу.

Во время Великой Отечественной войны в городе и его окрестностях шли кровопролитные бои. В 2007 году столица Осетии Северной получила почетное звание Одним из национальных героев осетин является генерал ставший 2 раза Героем Советского Союза. В его честь на набережной Терека установлен самый узнаваемый памятник Владикавказа - конная статуя Плиева.

Развитие города

Для отдыха местных жителей и туристов в городе имеется множество парков. Самый популярный среди них - Парк культуры и отдыха поэта К. Л. Хетагурова. К услугам посетителей здесь ресторан, площадки для тенниса, мини-гольфа. Еще один известный парк - Олимпийский, построенный в 2014 году, главной достопримечательностью которого является светящийся музыкальный фонтан. В самом центре Владикавказа, в его исторической и культурной части, расположена трамвайно-пешеходная зона - проспект Мира, практически все здания которого являются архитектурными и культурными памятниками.

С мая по октябрь для маленьких горожан и гостей города работает Северо-Кавказская малая железная дорога имени Валентины Терешковой. Столица Осетии Северной имеет красивейшую набережную реки Терек.

Оздоровление и спорт

Самые популярные виды спорта во Владикавказе и Северной Осетии - футбол и борьба. Все осетины болеют за местный футбольный клуб «Алания», который стал в 1995 году чемпионом России.

Недалеко от города находится поселок Редант, поблизости от которого размещены известные санатории «Осетия», «Редант», турбазы, дендрарий.

Географическая энциклопедия

Северная Осетия - Алания. Цифрами обозначены: 1. Дагестан 2. Чеченская Республика 3. Северо Осетинский заповедник Сокращения: В.Ф. — Верхний Фиагдон Д. — Даргавс С. — Садон Северная Осетия, Республика Северная Осетия Алания, расположена на юге… … Словарь "География России"

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - (Республика Северная Осетия Алания), в Российской Федерации. Площадь 8 тысяч кв. км. Население 678,6 тыс человек, городское 67% (2001). Основное население осетины (53%), русские (29,9%), ингуши (5,2%), армяне (2,2%) и др. (2001). 8 районов, 6… … Энциклопедический словарь

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ, Республика Северная Осетия Алания, субъект Российской Федерации; расположена на юге Европейской части России. Входит в Северо Кавказский экономический район. Пл. 8 тыс. км2. Население 663,2 тыс. чел. (1998). Столица г.… … Русская история

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - (Республика Северная Осетия) в Российской Федерации. 8 тыс. км². Население 651,5 тыс. жителей (1993), городское 69%; осетины (335 тыс. человек, перепись 1989), русские, ингуши, армяне и др. 8 районов, 6 городов, 7 поселков городского типа… … Большой Энциклопедический словарь

северная осетия - сущ., кол во синонимов: 1 республика (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Северная Осетия - Республика Северная Осетия Алания в составе Российской Федерации. Название Осетия усвоено русск. языком не ранее конца XVI в. В русск. летописях неоднократно упоминаются ясы ираноязычные кавк. аланы, предки совр. осетин; они же в монголо тюрк.… … Топонимический словарь

Северная Осетия - республика в составе Российской Федерации. Название Осетия усвоено русским языком не ранее 16 го века. В русских летописях неоднократно упоминаются ясы – ираноязычные кавказские аланы, предки современных осетин; они же в монголо тюркских… … Топонимический словарь Кавказа

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - Республика Северная Осетия Алания, входит в Рос. Федерацию. Пл. 8 тыс. км2. Нас. 634 тыс. чел. (1989); 53% осетины, среди др. народов наиб. многочисленны русские, армяне, грузины, украинцы, кумыки. Столица Владикавказ. В 1989 на 1000 чел.… … Российская педагогическая энциклопедия

Северная Осетия - Sp Šiáurės Osètija Ap Северная Осетия/Severnaya Osetiya rusiškai Sp Alãnija Ap Алания osetiškai L RF respublika … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Книги

  • Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений , М. Блиев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Обстоятельная книга Марка Блиева погружает читателя в историю с древнейших времен, включая вековые… Купить за 485 руб
  • Северная Осетия. Фотоальбом , Х. А. Гокоева, Т. А. Дзатцеева. Красочный фотоальбом расскажет читателю об истории Северной Осетии, природе, людях. Книга отпечатана на мелованной бумаге и проиллюстрирована множеством… Купить за 450 руб
  • Калмыкия, Северная Осетия, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская Республикики, Ставропольский край. Автомобильная карта , . Вашему вниманию предлагается двусторонняя полноцветная складная карта республики Калмыкия, Северная Осетия, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ставропольский…

Явившись поворотным событием в истории осетинского народа, присоединение к России создало реальные условия для преодоления феодальной раздробленности, достижения национального единства, обеспечения безопасности и прогрессивного развития в российском сообществе народов. Осетины получили доступ к ценностям русской и мировой культуры

Территория Республики Северная Осетия-Алания была освоена человеком еще в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия способствовали занятию земледелием и скотоводством, зарождению горного дела и производства меди. На рубеже II-I тысячелетий до нашей эры сложилась переходная от бронзы к раннему железу "кобанская культура", памятники которой многочисленны.

С VII в. до н. э. на Северный Кавказ проникают ираноязычные племена скифы, а с IV в. н. э. – родственные им сарматы, из которых на рубеже нашей эры выделились аланы, прямые предки современных осетин. Этноним "осетины" происходит от общего самоназвания средневековых алан "ас" (по русским источникам – "ас" или "яс", грузинским – "овс" или "ос", отсюда название страны "Овсети" или "Осети" – "страна овсов/осов". Ныне общее самоназвание осетин "ирон", страны – "Ирыстон", а по их диалектной принадлежности – "ир" на востоке республики и "дигора" - на западе.

Участвуя в Великом переселении народов, значительная часть алан ушла в Западную Европу, остальная же часть переселилась в междуречье Кубани и Терека, а также в горы.

В IX-X в.в. сложилось раннефеодальное государство – Алания. Проникавшее к аланам с V в. из Византии, а позже из Грузии христианство стало в X в. их официальной религией. В Западной Алании (верховья р. Кубань) была образована Аланская архиепископская кафедра, подчиненная Константинопольской патриархии, развернулось крупное церковное строительство – в ущельях Большого Зеленчука, Теберды и Кубани сооружаются монументальные купольные храмы восточно-византийской архитектуры. Одновременно в восточной части Алании активизируется миссионерская деятельность христианской Грузии, сооружаются типично грузинские по композиции церкви. Древнейшим памятником раннехристианской Алании, сохранившимся и функционировавшим до наших дней (1945 г.), является Суанский храм вблизи с. Коста-Хетагурово в Карачаево-Черкессии.

В X-XII в.в. Алания являлась мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Тесные политические и торговые связи поддерживались с Грузией, Киевской Русью, Византией. По территории Алании проходил и оказал глубокое влияние на ее экономическое развитие существовавший со II в. до н. э. до XVI в. н. э. знаменитый "Шелковый путь" (перемещение китайского шелка и других восточный товаров через Среднюю Азию, Северный Кавказ до Западной Европы). В VIII-XII в.в. началось формирование алано-оcской (осетинской) народности.

Страшный удар по аланам нанесло монголо-татарское нашествие, вызвавшее резкое сокращение численности населения, разрушение и уничтожение многих памятников материальной культуры. Немалая часть аланского этноса вынуждена была переселиться в Европу, Византию и на Дальний Восток. Оставшиеся были загнаны в горы, почти полностью потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановилось развитие многих сфер жизни общества. Окончательный разгром алан завершил Тимур, неоднократные нашествия которого на Аланию состоялись в конце XIV века.

В результате аланы оказались запертыми в горах центральной части Северного Кавказа, а их земли на равнине стали собственностью кабардинских феодалов и тюркоязычных племен. С конца XIV века в Северную Осетию начинает проникать ислам, что связано с близостью мусульманской Кабарды и ее влиянием ввиду земельной зависимости от нее приграничного осетинского населения (ныне мусульмане составляют не более одной четверти верующих республики). С XV по ХVШ вв. северные осетины жили в горных ущельях между верховьями р.р. Терек и Урух (Ираф) и составляли четыре обособленных общества – Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское. К объективным трудностям, связанным с природными условиями, добавляются неоднократные эпидемии. Так, в начале ХIX в. вследствие чумы численность жителей сократилась до 26 тысяч человек.

Тяжелые экономические условия и необходимость обеспечения своей внешней безопасности определили ориентацию Осетии на Российское государство. Начиная с середины ХVШ в., осетины стали поднимать вопрос о принятии их в российское подданство. Патриотически настроенные представители всех горных обществ Осетии, возглавляемые видным дипломатом своего времени Зурабом Елихановым (Магкаевым), начиная с конца 30-х годов ХVШ в., последовательно осуществляют ряд энергичных мер для достижения этой цели. В результате длительных переговоров с российским правительством, проведенных прибывшим в феврале 1750 г. в Санкт-Петербург осетинским посольством во главе с З. Елихановым (Магкаевым), было достигнуто принципиальное согласие России на вхождение в ее состав Осетии. В 1774 г., после подписания Россией Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией, Осетия вошла в состав Российского государства. В 1784 г. вблизи осетинского аула Дзауджикау, расположенного у входа в Дарьяльское ущелье, была основана крепость Владикавказ (преобразована в город в 1860 г.).

Явившись поворотным событием в истории осетинского народа, присоединение к России создало реальные условия для преодоления феодальной раздробленности, достижения национального единства, обеспечения безопасности и прогрессивного развития в российском сообществе народов. Осетины получили доступ к ценностям русской и мировой культуры (в конце XVIII в. были напечатаны первые книги на осетинском языке с использованием алфавита на основе русской графики). Построенные русскими войсками с участием местного населения Военно-Грузинская дорога через Крестовый перевал (1799 г.) и Военно-Осетинская дорога через Мамисонский перевал (1888 г.) вывели Осетию из вековой изоляции и открыли ей транспортное сообщение с центром России и Закавказьем.

С начала XIX в. осетинам было разрешено переселение с гор на равнину. Это позволило перейти к более высокой культуре земледелия, несколько снять социальную напряженность и повысить уровень жизни, особенно безземельных и малоземельных крестьян-переселенцев.

Культура осетин в первой половине XIX в. отмечена организацией школ миссионерского, военного, а затем и гражданского характера, послуживших впоследствии основой развития просвещения в Осетии. В это же время осетинская письменность была переведена с грузинского алфавита на русский. Важным событием явилось составление русским ученым академиком А. Шегреном более совершенного алфавита осетинского языка и создание им "Осетинской грамматики", вышедшей в свет в 1844 г.

В результате серьезных сдвигов в социально-экономическом развитии осетинского общества получила стремительное развитие общественно-политическая мысль. Вторая половина XIX в. – начало XX в. отмечены появлением ярких имен в культуре, литературе, этнографии, публицистике и исторической науке. С 80-х годов началась общественно-политическая деятельность выдающегося поэта и публициста, основоположника осетинской литературы, революционера-демократа К.Л. Хетагурова. В апреле 1871 г. во Владикавказе был открыт русский драматический театр, ныне ставший академическим и носящий имя Е.Б. Вахтангова, уроженца Владикавказа и одного из постановщиков театра. С 1904 г. во Владикавказе и ряде селений возникают и активно работают самодеятельные осетинские театральные группы, на базе которых в 1933 г. был создан Северо-Осетинский драматический театр.

Осетины охотно служили в российской армии, активно участвовали во всех военных кампаниях, проводившихся Российской империей. Наиболее знаменательным является их участие русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. Отдельному осетинскому дивизиону было вручено Георгиевское знамя с надписью "За отличие в турецкую войну 1877-1878 г.г.". До 1917 года 33 осетина стали генералами российской армии и 22 – полными кавалерами ордена Святого Георгия. Осетинская военная интеллигенция немало сделала также для развития национальной культуры, обогащения ее духовными ценностями других народов и достижениями науки, оказания поддержки деятелям культуры и талантливой учащейся молодежи.

Интенсивное развитие капиталистических отношений в России во второй половине XIX в. не могло не сказаться на социально-экономическом развитии Осетии. В 50-годы XIX в. зарождается горнодобывающая промышленность с участием иностранного капитала на основе разработки Садонских рудников; построен Алагирский серебросвинцовый завод. Развивается местное мелкотоварное производство. Все большее значение приобретает торговля товарами из России, а Владикавказ становится торговым центром всего Северного Кавказа. Были построены железнодорожные линии Владикавказ – Ростов-на-Дону и Владикавказ – Петровск (нынешняя Махачкала).

17 ноября 1920 г. на съезде народов Терека была провозглашена Горская АССР, в которую Северная Осетия вошла как Осетинский (Владикавказский) округ. 7 июля 1924 г. Северная Осетия была выделена в Северо-Осетинскую автономную область. 5 декабря 1936 г. преобразована в Северо-Осетинскую АССР.

Массовые политические репрессии, насильственные методы осуществления крупномасштабных политических и экономических преобразований в первые десятилетия Советской власти не миновали и Северную Осетию. Многие руководящие работники республики, активные участники революции и социалистического строительства, видные деятели науки и культуры, отдельные социальные группы были репрессированы.

Вместе с тем подавляющее большинство населения республики, искренне приняв идеалы нового строя, включилось в активный труд по их осуществлению. Благодаря этому в Северной Осетии была создана мощная экономическая база. Большое развитие получили тяжелая и легкая промышленность, коллективизировано сельское хозяйство, осуществлена культурная революция, в результате которой Северная Осетия еще в 40-е – 50-е годы стала республикой сплошной грамотности, выращены национальные кадры во всех отраслях хозяйства и культуры, сформировалась мощная техническая, научно-педагогическая и творческая интеллигенция.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. свыше 89 тысяч граждан республики были призваны в действующую армию, из них более 48 тысяч человек погибли в боях. С конца октября 1942 года по 1 января 1943 года значительная часть Северной Осетии была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В начале ноября 1942 года враг был остановлен под Владикавказом, а затем в результате многодневных ожесточенных боев изгнан с территории республики. За проявленные мужество и героизм на фронтах войны 75 уроженцев Северной Осетии (из них 35 – осетины) были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе генералы И.А. Плиев и И.И. Фесин – дважды, 9 человек награждены орденом Славы трех степеней, тысячи жителей республики отмечены орденами и медалями за воинскую и трудовую доблесть. В военные и послевоенные годы 50 уроженцам Северной Осетии присвоены звания генералов и адмиралов, в том числе М. Воробьеву – маршала инженерных войск, И. Плиеву и Г. Хетагурову – генерала армии, Х. Мамсурову, Ю. Мамсурову, Н. Науменко, Э. Цоколаеву – генерал-полковника.

В послевоенный период экономика и культура республики получили значительное развитие. Восстановлены разрушенные и введены в строй новые предприятия, преимущественно передовых отраслей промышленности, транспорта и связи. Существенно расширена сеть зрелищных учреждений, библиотек, детских садов, средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, укреплена материальная база всех 4 вузов республики, построены новые учреждения медицины, в том числе ряд из них специализированные больницы – детская, скорой помощи, физиотерапевтическая, онкологическая, психоневрологическая.

В результате демократических преобразований в СССР, начавшихся в 1985 г., распада Советского Союза в 1991 г., перехода Российской Федерации к капиталистическим рыночным отношениям в Северной Осетии произошли серьезные политические и социально-экономические изменения. В ноябре 1994 г. была принята новая Конституция, республика получила новое название – Республика Северная Осетия-Алания, была введена президентская форма правления; конституционно признаны многоукладность экономики, идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей; осуществлена демократизация избирательной системы; созданы реальные условия для свободы вероисповедания. Была проведена приватизация и акционирование значительного количества малых, средних и некоторых крупных промышленных предприятий, системы торговли, бытового обслуживания и банковской сферы. Вместе с тем, в результате разрушения сложившихся экономических связей с регионами бывшего СССР произошел значительный спад промышленного и сельскохозяйственного производства, возросло количество безработных, резко снизился уровень жизни большинства населения республики.

Сепаратистские тенденции конца 80-х – начала 90-х годов привели к появлению локальных вооруженных конфликтов во многих регионах бывшего СССР. Так, в 1989 г. был развязан грузино-осетинских конфликт, унесший сотни человеческих жизней. Десятки тысяч граждан были вынуждены покинуть свои дома и искать убежища на территории России. Свыше 40 тысяч беженцев из Южной Осетии и Грузии приняла Северная Осетия.

В конце октября – начале ноября 1992 года произошел осетино-ингушский вооруженный конфликт, вследствие которого погибли сотни безвинных граждан, экономике республики был нанесен значительный ущерб, а тысячи ее граждан стали беженцами.

Последствия этих конфликтов не могли не отразиться на общей социально-экономической обстановке в республике.

Потребовались огромные усилия, чтобы преодолеть последствия военно-политических потрясений. Процесс постконфликтного строительства, несмотря на неизбежные трудности, стал непреодолим, что создает благоприятные условия для развертывания в полном объеме созидательных возможностей народа республики.

Русская Цивилизация