Болезни Военный билет Призыв

Решение симметрических систем уравнений с двумя переменными. Симметрические системы уравнений. Используемые технологии обучения

Главная > Решение

Рациональные уравнения и неравенства

I. Рациональные уравнения.

    Линейные уравнения.

    Системы линейных уравнений.

    Возвратные уравнения.

    Формула Виета для многочленов высших степеней.

    Системы уравнений второй степени.

    Метод введения новых неизвестных при решении уравнений и систем уравнений.

    Однородные уравнения.

    Решение симметрических систем уравнений.

    Уравнения и системы уравнений с параметрами.

    Графический метод решения систем нелинейных уравнений.

    Уравнения, содержащие знак модуля.

    Основные методы решения рациональных уравнений

II. Рациональные неравенства.

    Свойства равносильных неравенств.

    Алгебраические неравенства.

    Метод интервалов.

    Дробно-рациональные неравенства.

    Неравенства, содержащие неизвестное под знаком абсолютной величины.

    Неравенства с параметрами.

    Системы рациональных неравенств.

    Графическое решение неравенств.

III. Проверочный тест.

Рациональные уравнения

Функция вида

P(x) = a 0 x n + a 1 x n – 1 + a 2 x n – 2 + … + a n – 1 x + a n ,

где n - натуральное, a 0 , a 1 ,…, a n - некоторые действительные числа, называется целой рациональной функцией.

Уравнение вида P(x) = 0, где P(x) - целая рациональная функция, называется целым рациональным уравнением.

Уравнение вида

P 1 (x) / Q 1 (x) + P 2 (x) / Q 2 (x) + … + P m (x) / Q m (x) = 0,

где P 1 (x), P 2 (x), … ,P m (x), Q 1 (x), Q 2 (x), …, Q m (x) - целые рациональные функции, называется рациональным уравнением.

Решение рационального уравнения P (x) / Q (x) = 0, где P (x) и Q (x) - многочлены (Q (x)  0), сводится к решению уравнения P (x) = 0 и проверке того, что корни удовлетворяют условию Q (x)  0.

Линейные уравнения.

Уравнения вида ax+b=0, где a и b - некоторые постоянные, называется линейным уравнением.

Если a0, то линейное уравнение имеет единственный корень: x = -b /a.

Если a=0; b0, то линейное уравнение решений не имеет.

Если a=0; b=0, то, переписав исходное уравнение в виде ax = -b, легко видеть, что любое x является решением линейного уравнения.

Уравнение прямой имеет вид: y = ax + b.

Если прямая проходит через точку с координатами X 0 и Y 0 , то эти координаты удовлетворяют уравнению прямой, т. е. Y 0 = aX 0 + b.

Пример 1.1 . Решить уравнение

2x – 3 + 4(x – 1) = 5.

Решение. Последовательно раскроем скобки, приведём подобные члены и найдём x: 2x – 3 + 4x – 4 = 5, 2x + 4x = 5 + 4 + 3,

Пример 1.2. Решить уравнение

2x – 3 + 2(x – 1) = 4(x – 1) – 7.

Решение. 2x + 2x – 4x = 3 +2 – 4 – 7, 0x = – 6.

Ответ: .

Пример 1.3 . Решить уравнение.

2x + 3 – 6(x – 1) = 4(x – 1) + 5.

Решение. 2x – 6x + 3 + 6 = 4 – 4x + 5,

– 4x + 9 = 9 – 4x,

4x + 4x = 9 – 9,

Ответ: Любое число.

Системы линейных уравнений.

Уравнение вида

a 1 x 1 + a 2 x 2 + … + a n x n = b,

где a 1 , b 1 , … ,a n , b -некоторые постоянные, называется линейным уравнением с n неизвестными x 1 , x 2 , …, x n .

Система уравнений называется линейной, если все уравнения, входящие в систему, являются линейными. Если система из n неизвестных, то возможны следующие три случая:

    система не имеет решений;

    система имеет ровно одно решение;

    система имеет бесконечно много решений.

Пример 2.4. решить систему уравнений

Решение. Решить систему линейных уравнений можно способом подстановки, который состоит в том, что какого-либо уравнения системы выражают одно неизвестное через другие неизвестные, а затем подставляют значение этого неизвестного в остальные уравнения.

Из первого уравнения выражаем: x= (8 – 3y) / 2. Подставляем это выражение во второе уравнение и получаем систему уравнений

X = (8 – 3y) / 2, 3(8 – 3y) / 2 + 2y = 7.Из второго уравнения получаем y = 2. С учётом этого из первого уравнения x = 1.Ответ: (1; 2).Пример 2.5. Решить систему уравнений

Решение. Система не имеет решений, так как два уравнения системы не могут удовлетворяться одновременно (из первого уравнения x + y = 3, а из второго x + y = 3,5).

Ответ: Решений нет.

Пример 2.6. решить систему уравнений

Решение. Система имеет бесконечно много решений, так как второе уравнение получается из первого путём умножения на 2 (т.е. фактически есть всего одно уравнение с двумя неизвестными).

Ответ: Бесконечно много решений.

Пример 2.7. решить систему уравнений

x + y – z = 2,

2x – y + 4z = 1,

Решение. При решении систем линейных уравнений удобно пользоваться методом Гаусса, который состоит в преобразовании системы к треугольному виду.

Умножаем первое уравнение системы на – 2 и, складывая полученный результат со вторым уравнением, получаем – 3y + 6z = – 3. Это уравнение можно переписать в виде y – 2z = 1. Складывая первое уравнение с третьим, получаем 7y = 7, или y = 1.

Таким образом, система приобрела треугольный вид

x + y – z = 2,

Подставляя y = 1 во второе уравнение, находим z = 0. Подставляя y =1 и z = 0 в первое уравнение, находим x = 1.Ответ: (1; 1; 0).Пример 2.8. при каких значениях параметра a система уравнений

2x + ay = a + 2,

(a + 1)x + 2ay = 2a + 4

имеет бесконечно много решений? Решение. Из первого уравнения выражаем x:

x = – (a / 2)y + a / 2 +1.

Подставляя это выражение во второе уравнение, получаем

(a + 1)(– (a / 2)y + a / 2 +1) + 2ay = 2a + 4.

(a + 1)(a + 2 – ay) + 4ay = 4a + 8,

4ay – a(a + 1)y = 4(a + 2) – (a + 1)(a + 2),

ya(4 – a – 1) = (a + 2)(4 – a – 1),

ya(3 – a) = (a + 2)(3 – a).

Анализируя последнее уравнение, отметим, что при a = 3 оно имеет вид 0y = 0, т.е. оно удовлетворяется при любых значениях y. Ответ: 3.

Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним.

Уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a, b и c - некоторые числа (a0);

x - переменная, называется квадратным уравнением.

Формула решения квадратного уравнения.

Сначала разделим обе части уравнения ax 2 + bx + c = 0 на a - от этого его корни не изменятся. Для решения получившегося уравнения

x 2 + (b / a)x + (c / a) = 0

выделим в левой части полный квадрат

x 2 + (b / a) + (c / a) = (x 2 + 2(b / 2a)x + (b / 2a) 2) – (b / 2a) 2 + (c / a) =

= (x + (b / 2a)) 2 – (b 2) / (4a 2) + (c / a) = (x + (b / 2a)) 2 – ((b 2 – 4ac) / (4a 2)).

Для краткости обозначим выражение (b 2 – 4ac) через D. Тогда полученное тождество примет вид

Возможны три случая:

    если число D положительно (D > 0), то в этом случае можно извлечь из D квадратный корень и записать D в виде D = (D) 2 . Тогда

D / (4a 2) = (D) 2 / (2a) 2 = (D / 2a) 2 , потому тождество принимает вид

x 2 + (b / a)x + (c / a) = (x + (b / 2a)) 2 – (D / 2a) 2 .

По формуле разности квадратов выводим отсюда:

x 2 + (b / a)x + (c / a) = (x + (b / 2a) – (D / 2a))(x + (b / 2a) + (D / 2a)) =

= (x – ((-b + D) / 2a)) (x – ((– b – D) / 2a)).

Теорема: Если выполняется тождество

ax 2 + bx + c = a(x – x 1)(x – x 2),

то квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0 при X 1  X 2 имеет два корня X 1 и X 2 , а при X 1 = X 2 - лишь один корень X 1 .

В силу этой теоремы из, выведенного выше, тождества следует, что уравнение

x 2 + (b / a)x + (c / a) = 0,

а тем самым и уравнение ax 2 + bx + c = 0, имеет два корня:

X 1 =(-b +  D) / 2a; X 2 = (-b -  D) / 2a.

Таким образом x 2 + (b / a)x + (c / a) = (x – x1)(x – x2).

Обычно эти корни записывают одной формулой:

где b 2 – 4ac = D.

    если число D равно нулю (D = 0), то тождество

x 2 + (b / a)x + (c / a) = (x + (b / 2a)) 2 – (D / (4a 2))

принимает вид x 2 + (b / a)x + (c / a) = (x + (b / 2a)) 2 .

Отсюда следует, что при D = 0 уравнение ax 2 + bx + c = 0 имеет один корень кратности 2: X 1 = – b / 2a

3) Если число D отрицательно (D < 0), то – D > 0, и потому выражение

x 2 + (b / a)x + (c / a) = (x + (b / 2a)) 2 – (D / (4a 2))

является суммой двух слагаемых, одно из которых неотрицательно, а другое положительно. Такая сумма не может равняться нулю, поэтому уравнение

x 2 + (b / a)x + (c / a) = 0

не имеет действительных корней. Не имеет их и уравнение ax 2 + bx + c = 0.

Таким образом, для решения квадратного уравнения следует вычислить дискриминант

D = b 2 – 4ac.

Если D = 0, то квадратное уравнение имеет единственное решение:

Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два корня:

X 1 =(-b + D) / (2a); X 2 = (-b - D) / (2a).

Если D < 0, то квадратное уравнение не имеет корней.

Если один из коэффициентов b или c равен нулю, то квадратное уравнение можно решать, не вычисляя дискриминанта:

    b = 0; c  0; c / a <0; X1,2 = (-c / a)

    b  0; c = 0; X1 = 0, X2= -b / a.

Корни квадратного уравнения общего вида ax 2 + bx + c = 0 находятся по формуле



Квадратное уравнение, в котором коэффициент при x 2 равен 1, называется приведённым. Обычно приведённое квадратное уравнение обозначают так:

x 2 + px + q = 0.

Теорема Виета.

Мы вывели тождество

x 2 + (b / a)x + (c / a) = (x – x1)(x – x2),

где X 1 и X 2 - корни квадратного уравнения ax 2 + bx + c =0. Раскроем скобки в правой части этого тождества.

x 2 + (b / a)x + (c / a) = x 2 – x 1 x – x 2 x + x 1 x 2 = x 2 – (x 1 + x 2)x +x 1 x 2 .

Отсюда следует, что X 1 + X 2 = – b / a и X 1 X 2 = c / a. Мы доказали следующую теорему, впервые установленную французским математиком Ф. Виетом (1540 – 1603):

Теорема 1 (Виета). Сумма корней квадратного уравнения равна коэффициенту при X, взятому c противоположным знаком и делённому на коэффициент при X 2 ; произведение корней этого уравнения равно свободному члену, делённому на коэффициент при X 2 .

Теорема 2 (обратная). Если выполняются равенства

X 1 + X 2 = – b / a и X 1 X 2 = c / a,

то числа X 1 и X 2 являются корнями квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0.

Замечание. Формулы X 1 + X 2 = – b / a и X 1 X 2 = c / a остаются верными и в случае, когда уравнение ax 2 + bx + c = 0 имеет один корень X 1 кратности 2, если положить в указанных формулах X 2 = X 1 . Поэтому принято считать, что при D = 0 уравнение ax 2 + bx +c = 0 имеет два совпадающих друг с другом корня.

При решении задач, связанных с теоремой Виета, полезно использовать соотношения

(1 / X 1) + (1/ X 2)= (X 1 + X 2)/ X 1 X 2 ;

X 1 2 + X 2 2 = (X 1 + X 2) 2 – 2 X 1 X 2 ;

X 1 / X 2 + X 2 / X 1 = (X 1 2 + X 2 2) / X 1 X 2 = ((X 1 + X 2) 2 – 2X 1 X 2) / X 1 X 2 ;

X 1 3 + X 2 3 = (X 1 + X 2)(X 1 2 – X 1 X 2 + X 2 2) =

= (X 1 + X 2)((X 1 + X 2) 2 – 3X 1 X 2).

Пример 3.9. Решить уравнение 2x 2 + 5x – 1 = 0.

Решение. D = 25 – 42(– 1) = 33 >0;

X 1 = (- 5 + 33) / 4; X 2 = (- 5 -33) / 4.

Ответ: X 1 = (- 5 + 33) / 4; X 2 = (- 5 -33) / 4.

Пример 3.10. Решить уравнение x 3 – 5x 2 + 6x = 0

Решение. Разложим левую часть уравнения на множители x(x 2 – 5x + 6) = 0,

отсюда x = 0 или x 2 – 5x + 6 = 0.

Решая квадратное уравнение, получаем X 1 = 2 , X 2 = 3.

Ответ: 0; 2; 3.

Пример 3.11.

x 3 – 3x + 2 = 0. Решение. Перепишем уравнение, записав –3x = – x – 2x, x 3 – x – 2x + 2 = 0, а теперь группируемx(x 2 – 1) – 2(x – 1) = 0,(x – 1)(x(x + 1) – 2) = 0,x – 1 = 0, x 1 = 1,x 2 + x – 2 = 0, x 2 = – 2, x 3 = 1.Ответ: x 1 = x 3 = 1, x 2 = – 2.Пример 3.12. Решить уравнение7

(x – 1)(x – 3)(x – 4)

(2x – 7)(x + 2)(x – 6)Решение. Найдём область допустимых значений x:X + 2  0; x – 6  0; 2x – 7  0 или x  – 2; x  6; x  3,5.Приводим уравнение к виду (7x – 14)(x 2 – 7x + 12) = (14 – 4x)(x 2 – 4x – 12), раскрываем скобки.7x 3 – 49x 2 + 84x – 14x 2 + 98x – 168 + 4x 3 – 16x 2 – 48x – 14x 2 + 56x + 168 = 0,11x 3 – 93x 2 + 190x = 0,x(11x 2 – 93x + 190) = 0,x 1 = 011x2 – 93x + 190 = 0, 93(8649 – 8360) 93  17 x 2,3 = = ,

Т.е. x 1 = 5; x 2 = 38 / 11.

Найденные значения удовлетворяют ОДЗ.

Ответ: x 1 = 0; x 2 = 5; x 3 = 38 / 11.

Пример 3.13. Решить уравнение x 6 – 5x 3 + 4 = 0

Решение. Обозначим y = x 3 , тогда исходное уравнение принимает вид

y 2 – 5y + 4 = 0, решив которое получаем Y 1 = 1; Y 2 = 4.

Таким образом, исходное уравнение эквивалентно совокупности

уравнений: x 3 = 1 или x 3 = 4, т. е. X 1 = 1 или X 2 = 3 4

Ответ: 1; 3 4.

Пример 3.14. Решить уравнение (x 3 – 27) / (x – 3) = 27

Решение. Разложим числитель на множители (по формуле разности кубов):

Доклад

Научный руководитель: Кулабухов Сергей Юрьевич, кандидат физико-математических наук, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДТДиМ, г. Ростов-на-Дону.

  • 1. Уравнения называются симметрическими уравнениями 3-й степени , если они имеют вид
    ах 3 + bx 2 + bх + a = 0
    .

    Для того, чтобы успешно решать уравнения такого вида, полезно знать и уметь использовать следующие простейшие свойства возвратных уравнений:

    а) У любого возвратного уравнения нечетной степени всегда есть корень, равный -1.

    Действительно, если сгруппировать в левой части слагаемые следующим образом: а(х 3 + 1) + bx(х + 1) = 0, то есть возможность вынести общий множитель, т.е. (х + 1)(ах 2 + (b – а)x + а) = 0, поэтому,
    х + 1 = 0 или ах 2 + (b – а)x + а = 0, первое уравнение и доказывает интересующее нас утверждение.

    б) У возвратного уравнения корней, равных нулю, нет.

    в) При делении многочлена нечетной степени на (х + 1) частное является снова возвратным многочленом и это доказывается по индукции.

    Пример .

    х 3 + 2x 2 + 2х + 1 = 0.

    Решение.

    У исходного уравнения обязательно есть корень х = -1, поэтому разделим х 3 + 2x 2 + 2х + 1 на (х + 1) по схеме Горнера:

    .
    1
    2
    2
    1
    -1
    1
    2 – 1 = 1 2 – 1 = 1 1 – 1 = 0

    х 3 + 2x 2 + 2х + 1 = (х + 1)(x 2 + х + 1) = 0.

    Квадратное уравнение x 2 + х + 1 = 0 не имеет корней.

    Ответ: -1.

    2. Уравнения называются симметрическими уравнениями 4-й степени , если они имеют вид
    ах 4 + bx 3 + сх 2 + bх + a = 0.

    Алгоритм решения подобных уравнений таков:

    а) Разделить обе части исходного уравнения на х 2 . Это действие не приведет к потере корня, ведь х = 0 решением заданного уравнения не является.

    б) С помощью группировки привести уравнение к виду:

    а(x 2 + 1/x 2) + b(x + 1/x) + c = 0.

    в) Ввести новую неизвестную: t = (x + 1/x).

    Проделаем преобразования:t 2 = x 2 +2 + 1/x 2 . Если теперь выразить x 2 + 1/x 2 , то t 2 – 2 = x 2 + 1/x 2 .

    г) Решить в новых переменных полученное квадратное уравнение:

    аt 2 + bt + c – 2a = 0.

    д) Сделать обратную подстановку.

    Пример.

    6х 4 – 5х 3 – 38x 2 – 5х + 6 = 0.

    Решение.

    6х 2 – 5х – 38 – 5/х + 6/х 2 = 0.

    6(х 2 + 1/х 2) – 5(х + 1/х) – 38 = 0.

    Вводим t: подстановка (x + 1/x) = t. Замена: (x 2 + 1/x 2) = t 2 – 2, имеем:

    6t 2 – 5t – 50 = 0.

    t = -5/2 или t = 10/3.

    Вернемся к переменной х. После обратной замены решим два полученных уравнения:

    1) x + 1/x = -5/2;

    х 2 + 5/2 х +1 = 0;

    х = -2 или х = -1/2.

    2) x + 1/x = 10/3;

    х 2 – 10/3 х + 1 = 0;

    х = 3 или х = 1/3.

    Ответ: -2; -1/2; 1/3; 3.

    Способы решения некоторых видов уравнений высших степеней

    1. Уравнения, которые имеют вид (х + а) n + (х + b) n = c, решаются подстановкой t = x + (a + b)/2. Этот метод называется методом симметризации .

    Примером такого уравнения может быть уравнение вида (х + а) 4 + (х + b) 4 = c.

    Пример.

    (х + 3) 4 + (х + 1) 4 = 272.

    Решение.

    Делаем подстановку, о которой говорилось выше:

    t = x + (3 + 1)/2 = х + 2, после упрощения: х = t – 2.

    (t – 2 + 3) 4 + (t – 2 + 1) 4 = 272.

    (t + 1) 4 + (t – 1) 4 = 272.

    Убрав скобки с помощью формул, получим:

    t 4 + 4t 3 + 6t 2 + 4t + 1 + t 4 – 4t 3 + 6t 2 – 4t + 1 = 272.

    2t 4 + 12t 2 – 270 = 0.

    t 4 + 6t 2 – 135 = 0.

    t 2 = 9 или t 2 = -15.

    Второе уравнение корней не дает, а вот из первого имеем t = ±3.

    После обратной замены получим, что х = -5 или х = 1.

    Ответ: -5; 1.

    Для решения подобных уравнений часто оказывается эффективным и метод разложения на множители левой части уравнения.

    2. Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = А, где а + d = c + b.

    Методика решения подобных уравнений заключается в частичном раскрытии скобок, а затем введении новой переменной.

    Пример.

    (х + 1)(х + 2)(x + 3)(x + 4) = 24.

    Решение.

    Вычисляем: 1 + 4 = 2 + 3. Группируем скобки по парам:

    ((х + 1)(x + 4))((х + 2)(x + 3)) = 24,

    (х 2 + 5х + 4)(х 2 + 5х + 6) = 24.

    Сделав замену х 2 + 5х + 4 = t, имеем уравнение

    t(t + 2) = 24, оно является квадратным:

    t 2 + 2t – 24 = 0.

    t = -6 или t = 4.

    После выполнения обратной замены, легко находим корни исходного уравнения.

    Ответ: -5; 0.

    3. Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = Ах 2 , где аd = cb.

    Метод решения заключается в частичном раскрытии скобок, делении обеих частей на х 2 и решении совокупности квадратных уравнений.

    Пример.

    (х + 12)(х + 2)(x + 3)(x + 8) = 4х 2 .

    Решение.

    Перемножив в левой части первые две и последние две скобки получим:

    (х 2 + 14х + 24)(х 2 + 11х + 24) = 4х 2 . Делим на х 2 ≠ 0.

    (х + 14 + 24/х)(х + 11 + 24/х) = 4. Заменой (х + 24/х) = t приходим к квадратному уравнению:

    (t + 14)(t + 11) = 4;

    t 2 + 25х + 150 = 0.

    t = 10 или t = 15.

    Произведя обратную замену х + 24/х = 10 или х + 24/х = 15, находим корни.

    Ответ: (-15 ± √129)/2; -4; -6.

    4. Решить уравнение (3х + 5) 4 + (х + 6) 3 = 4х 2 + 1.

    Решение.

    Данное уравнение сразу трудно классифицировать и выбрать метод решения. Поэтому сначала преобразуем, используя разность квадратов и разность кубов:

    ((3х + 5) 2 – 4х 2) + ((х + 6) 3 – 1) = 0. Затем, после вынесения общего множителя, придем к простому уравнению:

    (х + 5)(х 2 + 18х + 48) = 0.

    Ответ: -5; -9 ± √33.

    Задача.

    Составить многочлен третьей степени, у которого один корень, равный 4, имеет кратность 2 и корень, равный -2.

    Решение.

    f(x)/((х – 4) 2 (х + 2)) = q(x) или f(x) = (х – 4) 2 (х + 2)q(x).

    Умножив первые две скобки, и приведя подобные слагаемые, получим: f(x) = (х 3 – 6x 2 + 32)q(х).

    х 3 – 6x 2 + 32 – многочлен третьей степени, следовательно, q(x) – некоторое число из R (т. е. действительное). Пусть q(x) есть единица, тогда f(x) = х 3 – 6x 2 + 32.

    Ответ: f(x) = х 3 – 6x 2 + 32.

    Остались вопросы? Не знаете, как решать уравнения?
    Чтобы получить помощь репетитора – .
    Первый урок – бесплатно!

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.


    Введение Проблема моего проекта заключается в том, что для успешной сдачи ЕГЭ требуется умение решать различные системы уравнений, а в курсе средней школы им отведено недостаточно времени, необходимого познать этот вопрос глубже. Цель работы: подготовиться к успешной сдачи ЕГЭ. Задачи работы: Расширить свои знания в области математики, связанные с понятием «симметрия». Повысить свою математическую культуру, используя понятие «симметрия» при решении систем уравнений, называемых симметрическими, а также других задач математики.


    Понятие симметрии. Симме́три́я - (др.-греч. συμμετρία), в широком смысле - неизменность при каких-либо преобразованиях. Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы. Двусторонняя симметрия означает, что право и лево относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.


    Решение задач при помощи симметрии. Задача №1 Двое по очереди кладут одинаковые монеты на круглый стол, причём монеты не должны накрывать друг друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход. Кто выигрывает при правильной игре? (Иначе говоря, у какого из игроков есть выигрышная стратегия?)


    Способы решения симметрических систем. Симметрические системы можно решать методом замены переменных, в роли которых выступают основные симметрические многочлены. Симметрическая система двух уравнений с двумя неизвестными х и у решается подстановкой u = х + у, v = ху.


    Пример №2 3 х 2у – 2ху + 3ху 2 = 78, 2х – 3ху + 2у + 8 = 0 С помощью основных симметрических многочленов система может записана в следующем виде 3uv – 2v = 78, 2u – 3v = -8. Выражая из второго уравнения u = и подставляя его в первое уравнение, получим 9v2– 28v – 156 = 0. Корни этого уравнения v 1 = 6 и v 2 = - позволяют найти соответствующие им значения u1 = 5, u2= - из выражения u = .


    Решим теперь следующую совокупность систем Решим теперь следующую совокупность систем х + у = 5, и х + у = - , ху = 6 ху = - . х = 5 – у, и у = -х - , ху = 6 ху = - . х = 5 – у, и у = -х - , у (5 – у) = 6 х (-х -) = - . х = 5 – у, и у = -х - , у 1= 3, у 2 =2 х 1 = , х 2 = - х 1 = 2, х 2 = 3, и х 1 = , х 2 = - у 1= 3, у 2 =2 у 1 = - , у 2= Ответ: (2; 3), (3; 2), (; -), (- ;).


    Теоремы, используемые при решении симметрических систем. Теорема 1. (о симметрических многочленах) Любой симметрический многочлен от двух переменных представим в виде функции от двух основных симметрических многочленов Другими словами, для любого симметрического многочлена f (x, y) существует такая функция двух переменных φ (u, v), что


    Теорема 2. (о симметрических многочленах) Теорема 2. (о симметрических многочленах) Любой симметрический многочлен от трёх переменных представим в виде функции от трёх основных симметрических многочленов: Другими словами, для любого симметрического многочлена f (x, y) существует такая функция трёх переменных θ (u, v, w), что


    Более сложные симметрические системы – системы, содержащие модуль: | x – y | + y2 = 3, | x – 1 | + | y – 1 | = 2. Рассмотрим данную систему отдельно при х < 1 и при х ≥ 1. Если х < 1, то: а) при у < х система принимает вид х – у + у 2 = 3, - х + 1 – у + 1 = 2, или х – у + у 2 = 3, х + у = 0, откуда находим х 1 = 1, у 1 = - 1, х 2 = - 3, у2 = 3. Эти пары чисел не принадлежат к рассматриваемой области;


    б) при х ≤ у < 1 система принимает вид б) при х ≤ у < 1 система принимает вид - х + у + у 2 = 3, - х + 1 – у + 1 = 2, или - х + у + у 2 = 3, х + у = 0, откуда находим х 1 = 3, у 1 = - 3; х 2 = - 1, у 2 = 1. Эти пары чисел не принадлежат к рассматриваемой области; в) при у ≥ 1 (тогда у > х) система принимает вид - х + у + у 2 = 3, - х + 1 + у – 1 = 2, или - х + у + у 2 = 3, х – у = - 2, откуда находим х 1 = - 3, у 1 = - 1, х 2 = - 1, у 2 = 1. Вторая пара чисел принадлежит рассматриваемой области, т. е. является решением данной системы.


    Если х ≥ 1, то: Если х ≥ 1, то: а) х > у и у < 1 система принимает вид х – у + у 2 = 3, х – 1 – у = 1 = 2, или х – у + у 2= 3, х – у = 2, откуда находим х 1 = 1, у 1 = - 1, х 2 = 4, у 2 = 2. Первая пара чисел принадлежит рассматриваемой области, т. Е. является решением данной системы; б) при х > у и у ≥ 1 система принимает вид х – у + у 2 = 3, х – 1 + у – 1 = 2, или х – у + у 2 = 3, х + у = 4, откуда находим х = 1, у = 3. Эта пара чисел не принадлежит рассматриваемой области;


    в) при х ≤ у (тогда у ≥ 1) система принимает вид в) при х ≤ у (тогда у ≥ 1) система принимает вид - х + у + у 2 = 3, х – 1 + у – 1 = 2, или - х + у + у 2 = 3, х + у = 4, откуда находим х 1 = 5 + √8, у 1 = - 1 - √8; х 2 = 5 - √8, у 2 = - 1 + √8. Эти пары чисел не принадлежат рассматриваемой области. Таким образом, х 1 = - 1, у 1 = 1; х 2 = 1, у 2 = - 1. Ответ: (- 1; 1); (1; - 1).


    Заключение Математика развивает мышление человека, учит посредством логики находить разные пути решения. Так, научившись решать симметрические системы, я поняла, что использовать их можно не только для выполнения конкретных примеров, но я для решения разного рода задач. Я думаю, что проект может принести пользу не только мне. Для тех, кто так же захочет ознакомиться с этой темой, моя работа будет являться хорошим помощником.


    Список используемой литературы: Башмаков М. И., «Алгебра и начала анализа», 2-е издание, Москва, «Просвещение», 1992, 350 стр. Рудченко П. А., Яремчук Ф. П., «Алгебра и элементарные функции», справочник; издание третье, переработанное и дополненное; Киев, Наукова, Думка, 1987, 648 стр. Шарыгин И. Ф., « Математика для школьников старших классов», Москва, издательский дом «Дрофа», 1995, 490 стр. Интернет-ресурсы: http://www.college.ru/

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Математика"

    Готовые презентации по математике используют в качестве наглядных пособий, которые позволяют учителю или родителю продемонстрировать изучаемую тему из учебника с помощью слайдов и таблиц, показать примеры по решению задач и уравнений, а также проверить знания. В данном разделе сайта можно найти и скачать множество готовых презентаций по математике для учащихся 1,2,3,4,5,6 класса, а также презентации по высшей математике для студентов ВУЗов.

    1. Уравнения называются симметрическими уравнениями 3-й степени , если они имеют вид
    ах 3 + bx 2 + bх + a = 0
    .

    Для того, чтобы успешно решать уравнения такого вида, полезно знать и уметь использовать следующие простейшие свойства возвратных уравнений:

    а) У любого возвратного уравнения нечетной степени всегда есть корень, равный -1.

    Действительно, если сгруппировать в левой части слагаемые следующим образом: а(х 3 + 1) + bx(х + 1) = 0, то есть возможность вынести общий множитель, т.е. (х + 1)(ах 2 + (b – а)x + а) = 0, поэтому,
    х + 1 = 0 или ах 2 + (b – а)x + а = 0, первое уравнение и доказывает интересующее нас утверждение.

    б) У возвратного уравнения корней, равных нулю, нет.

    в) При делении многочлена нечетной степени на (х + 1) частное является снова возвратным многочленом и это доказывается по индукции.

    Пример .

    х 3 + 2x 2 + 2х + 1 = 0.

    Решение.

    У исходного уравнения обязательно есть корень х = -1, поэтому разделим х 3 + 2x 2 + 2х + 1 на (х + 1) по схеме Горнера:

    .
    1
    2
    2
    1
    -1
    1
    2 – 1 = 1 2 – 1 = 1 1 – 1 = 0

    х 3 + 2x 2 + 2х + 1 = (х + 1)(x 2 + х + 1) = 0.

    Квадратное уравнение x 2 + х + 1 = 0 не имеет корней.

    Ответ: -1.

    2. Уравнения называются симметрическими уравнениями 4-й степени , если они имеют вид
    ах 4 + bx 3 + сх 2 + bх + a = 0.

    Алгоритм решения подобных уравнений таков:

    а) Разделить обе части исходного уравнения на х 2 . Это действие не приведет к потере корня, ведь х = 0 решением заданного уравнения не является.

    б) С помощью группировки привести уравнение к виду:

    а(x 2 + 1/x 2) + b(x + 1/x) + c = 0.

    в) Ввести новую неизвестную: t = (x + 1/x).

    Проделаем преобразования:t 2 = x 2 +2 + 1/x 2 . Если теперь выразить x 2 + 1/x 2 , то t 2 – 2 = x 2 + 1/x 2 .

    г) Решить в новых переменных полученное квадратное уравнение:

    аt 2 + bt + c – 2a = 0.

    д) Сделать обратную подстановку.

    Пример.

    6х 4 – 5х 3 – 38x 2 – 5х + 6 = 0.

    Решение.

    6х 2 – 5х – 38 – 5/х + 6/х 2 = 0.

    6(х 2 + 1/х 2) – 5(х + 1/х) – 38 = 0.

    Вводим t: подстановка (x + 1/x) = t. Замена: (x 2 + 1/x 2) = t 2 – 2, имеем:

    6t 2 – 5t – 50 = 0.

    t = -5/2 или t = 10/3.

    Вернемся к переменной х. После обратной замены решим два полученных уравнения:

    1) x + 1/x = -5/2;

    х 2 + 5/2 х +1 = 0;

    х = -2 или х = -1/2.

    2) x + 1/x = 10/3;

    х 2 – 10/3 х + 1 = 0;

    х = 3 или х = 1/3.

    Ответ: -2; -1/2; 1/3; 3.

    Способы решения некоторых видов уравнений высших степеней

    1. Уравнения, которые имеют вид (х + а) n + (х + b) n = c, решаются подстановкой t = x + (a + b)/2. Этот метод называется методом симметризации .

    Примером такого уравнения может быть уравнение вида (х + а) 4 + (х + b) 4 = c.

    Пример.

    (х + 3) 4 + (х + 1) 4 = 272.

    Решение.

    Делаем подстановку, о которой говорилось выше:

    t = x + (3 + 1)/2 = х + 2, после упрощения: х = t – 2.

    (t – 2 + 3) 4 + (t – 2 + 1) 4 = 272.

    (t + 1) 4 + (t – 1) 4 = 272.

    Убрав скобки с помощью формул, получим:

    t 4 + 4t 3 + 6t 2 + 4t + 1 + t 4 – 4t 3 + 6t 2 – 4t + 1 = 272.

    2t 4 + 12t 2 – 270 = 0.

    t 4 + 6t 2 – 135 = 0.

    t 2 = 9 или t 2 = -15.

    Второе уравнение корней не дает, а вот из первого имеем t = ±3.

    После обратной замены получим, что х = -5 или х = 1.

    Ответ: -5; 1.

    Для решения подобных уравнений часто оказывается эффективным и метод разложения на множители левой части уравнения.

    2. Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = А, где а + d = c + b.

    Методика решения подобных уравнений заключается в частичном раскрытии скобок, а затем введении новой переменной.

    Пример.

    (х + 1)(х + 2)(x + 3)(x + 4) = 24.

    Решение.

    Вычисляем: 1 + 4 = 2 + 3. Группируем скобки по парам:

    ((х + 1)(x + 4))((х + 2)(x + 3)) = 24,

    (х 2 + 5х + 4)(х 2 + 5х + 6) = 24.

    Сделав замену х 2 + 5х + 4 = t, имеем уравнение

    t(t + 2) = 24, оно является квадратным:

    t 2 + 2t – 24 = 0.

    t = -6 или t = 4.

    После выполнения обратной замены, легко находим корни исходного уравнения.

    Ответ: -5; 0.

    3. Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = Ах 2 , где аd = cb.

    Метод решения заключается в частичном раскрытии скобок, делении обеих частей на х 2 и решении совокупности квадратных уравнений.

    Пример.

    (х + 12)(х + 2)(x + 3)(x + 8) = 4х 2 .

    Решение.

    Перемножив в левой части первые две и последние две скобки получим:

    (х 2 + 14х + 24)(х 2 + 11х + 24) = 4х 2 . Делим на х 2 ≠ 0.

    (х + 14 + 24/х)(х + 11 + 24/х) = 4. Заменой (х + 24/х) = t приходим к квадратному уравнению:

    (t + 14)(t + 11) = 4;

    t 2 + 25х + 150 = 0.

    t = 10 или t = 15.

    Произведя обратную замену х + 24/х = 10 или х + 24/х = 15, находим корни.

    Ответ: (-15 ± √129)/2; -4; -6.

    4. Решить уравнение (3х + 5) 4 + (х + 6) 3 = 4х 2 + 1.

    Решение.

    Данное уравнение сразу трудно классифицировать и выбрать метод решения. Поэтому сначала преобразуем, используя разность квадратов и разность кубов:

    ((3х + 5) 2 – 4х 2) + ((х + 6) 3 – 1) = 0. Затем, после вынесения общего множителя, придем к простому уравнению:

    (х + 5)(х 2 + 18х + 48) = 0.

    Ответ: -5; -9 ± √33.

    Задача.

    Составить многочлен третьей степени, у которого один корень, равный 4, имеет кратность 2 и корень, равный -2.

    Решение.

    f(x)/((х – 4) 2 (х + 2)) = q(x) или f(x) = (х – 4) 2 (х + 2)q(x).

    Умножив первые две скобки, и приведя подобные слагаемые, получим: f(x) = (х 3 – 6x 2 + 32)q(х).

    х 3 – 6x 2 + 32 – многочлен третьей степени, следовательно, q(x) – некоторое число из R (т. е. действительное). Пусть q(x) есть единица, тогда f(x) = х 3 – 6x 2 + 32.

    Ответ: f(x) = х 3 – 6x 2 + 32.

    Остались вопросы? Не знаете, как решать уравнения?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
    Первый урок – бесплатно!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Итак, для u получаем уравнение Вспомним теорему о рациональных корнях многочленов (§ 2.1.5). Рациональные корни нашего уравнения нужно искать среди делителей числа –4. Перебирая все делители, убеждаемся, что рациональных корней у уравнения нет. Однако эта теорема и не была теоремой существования корней. Указанная теорема констатировала лишь следующее: если у многочлена с целыми коэффициентами существуют рациональные корни (но для них имеется ещё возможность НЕ существовать), то эти корни будут иметь некоторый специальный вид. Тот случай, когда рациональных корней нет, эта теорема и не описывала.

    Попробуем найти корни уравнения исходной системы среди иррациональных чисел. Однако для этого придется проявить некоторую изобретательность: стандартная замена для симметрических систем здесь, очевидно не работает.

    Возводя второе уравнение в куб, получим: Таким образом, по теореме Виета, и являются корнями квадратного уравнения Отсюда и Значит,