Болезни Военный билет Призыв

Репетиторы по предмету: Начальная школа. Подготовка к ВПР в начальной школе: трудности и решения. Преимущества подготовки к школе со “Школой на дом”

Начальное общее образование

Линия УМК Г. Г. Ивченковой. Окружающий мир (1-4)

200 заданий для тематического контроля

Окружающий мир

Подготовка к ВПР в начальной школе: трудности и решения

О проблемах подготовки к ВПР в начальной школе и возможностях решить затруднения рассказала Рауза Шамилевна Мошнина, завкафедрой начального образования АСОУ, профессор, соавтор пособий по подготовке к ВПР по предмету «Окружающий мир».

Материал подготовлен на основе вебинара «Подготовка к ВПР: проблемы и их решение»

Сейчас для части учителей начальной школы ВПР уже прошли, и, кажется, можно расслабиться, в отличие от тех, кто перешел в 4 класс. Рауза Шамилевна Мошнина, завкафедрой начального образования АСОУ, профессор, соавтор пособий по подготовке к ВПР по предмету «Окружающий мир», порекомендовала начинать подготовку к ВПР уже с 1 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений. Это в корне меняет фон обучения. Необходимо не столько натаскивание и воспроизведение, сколько навык порождения собственных суждений и поиска способов действия.

«Порой задание дается в такой форме, с которой ребенок не встречался и не мог встретиться: он должен подумать и понять сам».

Этот факт учителям принять трудно: десятилетиями методика строилась на повторении и воспроизведении изученного содержания.

Хотя по документам цель ВПР - «обеспечение единства образовательного пространства РФ за счет предоставления единых материалов и единых критериев», в образовательном сообществе ВПР - форма итогового контроля, так и следует понимать.

Однако успех приходит только к тем учителям, кто сумел наладить формирующее оценивание, то есть такую форму обратной связи, при которой ребенок видит, как он продвигается в освоении навыков - как предметных, так и метапредметных (УУД). Напомним про УУД: это общекультурное, личностное и познавательное развитие, сводимое к желанию и умению учиться самостоятельно. То есть знания, умения, навыки - для решения практических проблем и для творческой деятельности.

Прошедшая ВПР показывает: упражнения обучающего характера дети выполняют, а вот представить и оформить результаты затрудняются. Как научить демонстрировать полученные результаты? Уже издано много пособий по подготовке к ВПР, но в основном это тренажеры, обеспечивающие автоматизм навыка - далеко не то, что обеспечивает успех на ВПР. На примере пособий для подготовки по предмету Окружающий мир» , лектор показала, какими могут быть задания на демонстрацию полученных результатов в каждом классе начальной школы.

Задания да/нет. Задания с выбором одного правильного ответа. Задания с выбором рисунка. С выбором нескольких правильных ответов. На установление соответствий. Заполнение пропусков. Задания по карте.

Итак, рисунок, таблица, слова - в заданиях задействованы все виды представления информации.

Это, во-первых, типовые задания для разных предметов, и детей надо приучать к принятым формулировкам. Во-вторых, они помогают обнаруживать непонимание, а значит, быстро его прояснять. Наконец, на их основе можно конструировать образовательный процесс.

Использовать задания пособий можно по усмотрению учителя: брать в свой план на любом этапе урока, давать как домашнюю работу и как самостоятельную, применять во внеурочной работе, для диагностики кругозора детей, наконец, в качестве контрольных заданий. В основном это задания базового уровня, но есть и повышенной трудности. В любом случае, пособие осуществляет прежде всего функцию формирования умений, а не только контролирующую.

Автор прокомментировала некоторые задания из пособий. Для первоклассников они напоминают задания популярных детских журналов, и только при пояснении мы понимаем, сколько полезного в них заложено: и оценка информации, и логическое поведение, и оформление. Отдельный навык учителя - понимать цели и возможности разных заданий. И бывает так, что говорить по поводу задания приходится не только о том, что спрашивается, но и актуализировать жизненный опыт (детей или свой). Тот факт, что успехи детей по ОМ на ВПР ниже, чем по русскому и математике, объясняется не только двумя часами в расписании, но и неготовностью учителей свободно разговаривать, расширяя горизонты познания. А ведь чтобы ребенок не терялся перед заданием со многими данными, понимал, чего от него хотят, мы должны обучать пониманию через интерпретацию данных, то есть - сами демонстрировать примеры такой деятельности.

Что касается подготовки непосредственно четвероклассников, то, по мнению Раузы Шамилевны, учитель правильно сделает, если объявит цель (продемонстрировать свои успехи на ВПР) в начале учебного года, призвав учеников к совместной работе. Очень смелая и очень ценная идея - заранее познакомить детей с критериями оценки работ на ВПР, научить их видеть предмет проверки в своей работе - за что ставят баллы.

Другой вопрос - выведет ли младших школьников к успеху знание техники построения экзамена и повышенная рефлексия с самого первого класса. Решает учитель.

Людмила Кожурина

Отправляя своего ребенка в школу, нужно позаботиться о том, чтобы для него это не являлось большой проблемой. Если его уровень знаний не дотягивает до нужного. Тогда надо постараться, подтянуть его до поступления в школу. Доказано многими психологами, что ребенок, который имеет на начальном этапе недостаточный уровень знаний, в дальнейшем может потерять интерес ко всему процессу обучения.

Следовательно, успев сделать все во время, можно не переживать за такой исход. Помимо этой проблемы, существует еще одна. Многие московские школы, проводят определенный вступительный экзамен. А это значит, чтобы ребенок поступил в нужный класс, он должен иметь определенный багаж знаний. Самым проблемным предметом, на таком экзамене, становится математика. Она, конечно же, является элементарной, но для ее изучения, нужно потратить много времени.

Есть два варианта, с помощью которых, можно подтянуть нужный уровень. Первое, это самостоятельное занятие со своим ребенком. Тут есть как свои преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно записать – свободный график и экономность в таком процессе. Вам не надо ждать пока к вам придет преподаватель, и самому расставить график обучения. Более того, никому не нужно платить деньги. Но есть и минусы в таком изучении материала. Во-первых, без знаний педагогики и психологии, невозможно качественно преподнести маленькому ребенку нужную информацию. Помимо этого, он будет воспринимать вас как родителя, а не учителя. А это накладывает определенный отпечаток на сам процесс обучения.


Поэтому, не имея должного опыта преподавания, лучшим будет обратиться за помощью к специалистам, которые за короткий промежуток времени, подтянут до нужного уровня вашего ребенка. Конечно, это стоит приличных денег, и в некоторых случаях может стать большой проблемой для семьи. Например, стоимость репетитора по математике в Москве, может варьироваться от минимального размера до космических масштабов. При этом под минимальным размером, понимается приличная сумма денег, которая недоступна многим москвичам. Но нужно понимать, что в век технологий, с помощью Интернета можно найти подходящий вам вариант и дешевле.

Например, с помощью интернет ресурса Preply , найти подходящую анкету специалиста можно вполне реально. Более того, цена на такого педагога будет на порядок ниже, а эффективность обучения не потеряется. Ребенок же, будет воспринимать человека со стороны как учителя, что позволит более ответственно подходить ему к процессу обучения.

Как показывает практика, родители, которые обратились за помощью к правильным репетиторам по математике, уже через несколько занятий ощутили улучшение в знаниях своего ребенка. После прохождения полного курса, результат был заметен и позволил не только поступить в начальную школу, но и показывать там хорошие результаты.

Таким образом, за год до поступления в школу, нужно узнать, какие знания есть у вашего ребенка, и какая программа будет в школе. Сравнив это, можно сделать вывод, нужна ли вам помощь специалиста или нет. А учитывая, тенденцию присущую московским школам, то начинать подготовку лучше раньше, чем за год.

Подготовка детей к школе как одна из важнейших проблем предшкольного и начального образования

«Мы живем в быстро меняющемся обществе,

И наша школа должна успевать за его развитием,

А в идеале и опережать его, потому что будущее

Рождается сегодня. Это уже стало аксиомой»

А.Асмолов

Каждый раз, когда набираешь первоклашек, у меня сердце полно вопросов и тревог:

А какие они мои будущие первоклассники? (Непоседы, капризы Коли, застенчивые и тихони Оли…)

Как они примут меня как учителя, как человека – мои ученики?

А какие у них мамы, папы – мои родители? (Одни – старательные, внимательные, всегда в курсе школьной жизни, другие – и в школу забывают заходить…)

Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Еще задолго до этого дня родители приобретают все необходимое своему ребенку. И вот, 1 сентября, нарядные, торжественные и радостные дети идут вместе с родителями в школу. Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения:

Ребенок неусидчив;

Плохо пишет;

Не умеет толково ответить на вопросы учителя. Это иногда объясняется отсутствием у ребенка способностей, его ленью, а причина в том, что ребенок не был своевременно подготовлен к школе.

Поэтому сегодня назрела необходимость говорить о проблемах предшкольного образования.

Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнего возраста. Конечно, таких карапузов готовить к школе несколько преждевременно, но всего через пару лет они попадут под прицел предшкольного образования, и тогда… Что очень важно, не опоздать бы, а с другой стороны – не перенапрячь бы не окрепший еще интеллект, психику и физические возможности малышей.

В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня более 40% детей 5-6 летнего возраста – это «неорганизованные» дети, или по другому сказать «домашние», по разным причинам не посещавших ДОУ. Трудности ожидают не только их самих, но и учителей, сталкивающихся с неадаптированным к школе «контингентом», Высокий уровень тревожности, несформированность эмоциональной сферы, недостаточная социализированность этих детей находят выход либо в агрессии, либо в апатии. Неприятие со стороны одноклассников, проблемы с учебой способны вызвать у ребенка «аллергию на школу» и привести к психосоматическим расстройствам. Выход – есть: это предшкольная подготовка.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование, где бы ребенок его не получал: в детском саду, в школе, дома, в группах при центрах развития или даже при домоуправления, - это не «натаскивание» для поступления в первый класс, а формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развивать любознательность, творческую активность и восприимчивость к миру.

Доверьтесь специалистам, ответим мы им,- они научат вашего ребенка всему, что понадобится ему для успешной учебы в школе, и при этом не лишают его детства.

Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку к школе. В настоящее время им предоставлено самостоятельно выбирать программу для обучения детей. И причем, таких программ много. Разнообразие программ нередко мешает нам, педагогам, сориентироваться, что же необходимо 5-6 летнему малышу знать и уметь для поступления в 1 класс. Например, программа «Радуга» предлагает ознакомление с дробями, изучение которых предусмотрено лишь в 4-5 классах, программа по экологии знакомит детей с человеческими органами и их расположением. Подобных примеров много. Но надо ли это дошкольнику?

И что получается, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение слушать учителя, товарища, организовывать свою деятельность.

Поэтому и назрела необходимость в каких-то альтернативных формах подготовки в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, институтах.

На мой взгляд, сегодня лишь одна образовательная система стремится реализовать принцип преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в его полноте и целостности – это «Школа 2100».

В условиях перехода к предшкольному образованию «Школа-2100» решает важную и актуальную на сегодня проблему преодоления детьми возрастного кризиса, сопровождающего приобретения ими нового социального статуса «Я - ученик». «Школа-2100» не только подчеркивает важность учета возрастных новообразований в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, но и акцентирует внимание на последовательном и поступательном развитии личности.

Известно, что наиболее интенсивно развитие личностных качеств и психологических новообразований осуществляется в дошкольном возрасте. Именно в этот период запускаются основные психологические механизмы, предопределяющие качественные характеристики развития памяти, мышления, воображения, творческих способностей. Если взрослые упускают этот благоприятный период, они неизбежно сталкиваются с явлением, название которому в свое время дал педагог – практик Б.Никитин: «НУВЕРС»- Необратимое Угасание Возможностей Естественного Развития Способностей. И избежать ошибок в воспитании ребенка позволяет правильно избранное концептуальное направление в педагогической деятельности (т.е. выбор программы).

Одним из ведущих принципов в Образовательной системе «Школа-2100», определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности. В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится по технологии проблемно-диалогического обучения, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специального адаптирования к возрасту детей.

Педагог не только передает своим воспитанникам готовые знания, но и организует такую их деятельность, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Этот подход позволяет обеспечивать преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Можно смело утверждать: именно такой подход к образованию позволяет разжечь факел творчества ребенка, направить его стремления к исследованию неизвестных горизонтов познания.

Итак, решить проблему готовности детей к школе возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит шире опираться на уровень развития ребенка, сформированном в дошкольном детстве.

Список литературы

  1. Бунеев Р.Н. Поговорим о проблемах предшкольного образования журнал «Начальная школа»: Плюс до и после. № 10/04 – ООО «Баласс», 2004
  2. Денякина Л. М. Некоторые размышления о предшкольном образовании, журнал «Начальная школа»: Плюс до и после. № 5/07 – ООО «Баласс», 2007
  3. Майер А.А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития журнал «Начальная школа»: Плюс до и после. № 12, 2008

В последнее время появилась тенденция приёма в школу на основе собеседования. Директор может лично познакомиться с ребёнком и оценить уровень его знаний и возможностей. Также при личном разговоре с дошкольником специалисты выясняют может ли ребёнок ответить на тот или иной вопрос, умеет ли он описать картинку и т. д.

Есть такое понятие как «школьная зрелость». Оно объясняет готовность вашего малыша к школьной жизни. Так что не стоит отправлять ребёнка в школу в 5 лет будь он к этому не готов. Ничего хорошего с этого не получится.

Как же правильно проложить основу знаний для своего чада и подготовить его к школе?

При садике существует подготовительная группа, но одной её будет недостаточно. Родителям тоже нужно уделять время для развития умственных способностей и мышления будущего школьника.

Если же ваш малыш не посещал детский сад, нужно рассчитать на подготовку к школе приблизительно год. В том случае, если вы решили отдать маленького в гимназию, для этого стоит посвятить год интенсивной подготовки.

Главное в подготовке вашего крохи к начальной школе:

1. Научите ребёнка элементарным вещам: его имя, фамилия, возраст, город и адрес проживания.

2. Нужно постоянно развивать мышление малыша. Отвечайте на все поставленные вам вопросы и задавайте их сами, чтобы малыш учился построению правильных предложений.

3. Читайте с ребёнком книги по возрасту. Это могут быть как сказки, так и научная литература. Попросите, чтобы малыш пересказал прочитанное, описал то, что видит на картинке.

5. Занимайтесь со своим ребёнком рукоделием. Лепите из пластилина различные фигуры, это могут быть даже цифры и буквы. Почему бы не совместить приятное с полезным?! Делайте аппликации, рисуйте. Интересным занятием для вашего крохи будет готовка печенья. Конечно же, он не будет замешивать тесто и следить за духовкой, но поможет в изготовлении фигурок из теста.

6. Предложите вашему ребёнку придумать историю по картинках. Это занимательное и полезное занятие для аналитических навыков крохи.

7. Настольные игры научат ребёнка следовать правилам. Если у вас нет необходимых развиваюших игр, вы можете посетить наш каталог товаров для детей - раздел "Настольные игры ".

8. Не думайте, что при просмотре учебных мультфильмов ребёнок воспринимает и запоминает всю полученную информацию. Уделяйте больше времени на общение и игры.

9. Не забывайте об активных играх и прогулках. Помните о физ.минутках дома, во время обучения.

10. Развивайте в вашем детёныше самостоятельность. Гуляя на улице, учите различным правилам безопасности. Расскажите, что дорогу нужно переходить на пешеходном переходе и только когда на светофоре горит зелёный свет.

11. Уделяя время учёбе, не зацикливайтесь на каком-то одном роде занятий: чтение либо решение задач. Ведь важно гармонично развивать малыша во всех направления. Так что, когда ребёнку легче даётся чтение, уделите больше внимание другим видам учёбы.

12. Создайте режим дня. Можете его записать со своим дошкольником на листе бумаги. Для будущей учёбы в школе это будет очень полезно. Ребёнок будет понимать, что и когда он должен делать, а вы рационально использовать время.

13. Занятия не должны продолжаться больше 30 минут, потому что ваше чадо теряет концентрацию и интерес к учёбе. Чередуйте занятия с играми либо какими-то поделками.

14. При подготовке ребёнка к школе, важно не только его позитивно настроить к учёбе и убедить, что ничего плохого в этом нету, но и постараться отпустить крохи из-под своей чрезмерной опеки, разрешить ему обходиться без вас, для начала, в элементарных ситуациях.

Подготовка малыша к школе это очень важный вопрос для многих думающих о будущем родителей. Где-то к возрасту малыша 5-6 лет, папы и мамы задаются вопросом о том, как лучше подготовить его к процессу обучения. Что же первостепеннее: заняться учением или позволить ещё чуть-чуть отдохнуть? В таком нелёгком выборе должно преимущественно учитывать характер ребенка. И несомненно, корректно выставить приоритетные установки, заострив внимание на самом важном.

Преддверие школьной жизни — включение во взрослую атмосферу. У ребенка перестраивается мироощущение а также, социальная позиция. Учащемуся ребенку крайне важно быть истинным членом общества. Хорошее освоение учебной информации рассматривается ребенком как счастливые события, в то время как плохие оценки – горем. Что без сомнения трудный психологический удар для формирующейся психики малыша. Исходя из этого, подготовка к школе обязана содержать в себе не только усвоение первых сведений, но еще и здоровый уровень интеллектуального роста.

Без сомнения, легко уметь читать и считать -это убедительное превосходство. Тем не менее это не самое значимое. Намного злободневней задача — заниматься воспитанием дошкольника разносторонне. Углублять такие стороны личности, как способность к запоминанию, пространственную ориентацию, дружелюбие, старательность, тактичность. А также уделять внимание физиологическому и ментальному становлению ребенка. И браться за этот подход к воспитанию желательно с самого рождения. Ранее развитие ребёнка можно определить как определяющий момент нормального естественного взросления. Начиная с 2-3лет рекомендуется начинать играть с детишками в разные развивающие игрушки и игры. Отличным решением для 2-3х-летних детишек станут развивающие плакаты и коврики различной целевойориентации. В частности, звуковой напольный коврик «Спортивная арифметика» обучит ребёнка начальной арифметике весело и быстро. Цель развивающей игры в том, чтобы достать рукой или ногой до той чувствительной клетки с цифрой на живом напольном коврике, какая отвечает картинке, загорающейся на блоке управления. Что весьма помогает усовершенствованию четкости телодвижений, а также скорости реакции. Похожими сторонами обладают также и другие живые коврики, такие как «Веселые классики» и Забавные кроты. А музыкальные коврики сформируют у крохи остроту слуха и ознакомят со звучанием различных инструментов. Они отлично сгодятся для распевания песенок, спортивной гимнастики и жизнерадостной игры с товарищами. А также, веселое и полезное проведение досуга — это игра всместе c ребёнком с обучающими конструкторами. Они многообразны. С их помощью малыш узнает основы физики и может сделать собственную модель.

Трудно разыскать взрослого человека, у которого не существовало бы в детстве самых любимых сказок. Родители посвящали нас в увлекательные и поучительные сюжеты. А мы сочувствовали волшебным персонажам, слушая и запоминая картинки на страницах. У нынешних дошколят появилось еще больше возможностей погрузиться в необычайную ауру дивных стихов и сказок. Разделы развивающих книг для «Говорящей ручки» изданы специально для того, чтобы с помощью игры, освоить чтению и развить верную грамотную речь. Читая сказки и басни, дети обретают уроки доброты и храбрости. Тренируются определять свои личные идеи и открывают массу неожиданных возможностей и решений. И повышают личностный потенциал и улучшают воображение. Абсолютно все книжки для ручки «Знаток» озвучиваются профессиональными актерами и издаются с яркими запоминающимися рисунками. Персонажи многих книг расскажут, как же следует себя вести во всевозможных обстоятельствах, действуя справедливо и по совести.

А для маленьких детишек выходит подборка книг «Познаем мир». Где в понятной и интересной форме рассказывается обо всем на свете. Временах года, птицах и зверях, обитателях морей и океанов. А еще о разнообразных специальностях, правилах дорожного движения и времени. Более того, ребята найдут ответы на задания, поставленные в конце книги по темам.

Еще в помощь взрослым будет и Говорящая Азбука, книжка в доступной манере познакомит кроху с алфавитом и буквами. Азбука обучит рассказывать стихотворения, сама научит загадывать загадки и Азбука споет песенки и считалки про каждую букву. Любознательные читатели-ученики смогут проанализировать свои познания алфавита, преодолев интересные тесты. Хорошим подспорьем для подготовки к школе может стать собрание из двух книжек и, а также тетрадей — упражнений Русский язык-дошкольникам. В собраниях возможно малышу запомнить тысячу шестьсот упражнений c наглядными пояснениями и услышать огромный список стихов. И не только выучить море актуальных данных о звуках и буквах, но и обучиться грамотно и правильно знать буквы и слоги родного Алфивита.

Все без исключения дети, да и многие люди постарше хотели бы жить в волшебном мире, это предвосхещение непознанного захватывает душу трепетом и нетерпением. Вот почему и взрослые и малыши очень любят цирк и фокусников. Что уж и сказать о том, когда это магическое действие рождается на наших глазах! А что если вдруг мы все тоже превратимся в магов и волшебников?! Настоящий маг и волшебник Акопян Амаяк решился раскрыть все свои премудрости своим молодым последователям. Наборы Магия фокусов для дошкольников ошеломят всех родственников и знакомых. Какие-то приемы могут получаться с самого начала, а с другими вероятно потребуется поработать. Во всех наборах «Магия фокусов» присутствуют интереснейшие и известнейшие хитрости из разных стран и еще указания по их выполнению. Тут есть и трюки с картами и монетами, шарами и кубиками. И множество прочих, не менее занимательных загадок. Если ребенок восторженно наблюдает за выступлениями магов в цирке и по телевизору, будьте спокойны – подборка магических фокусов для юных волшебников будет желанным сюрпризом для него.

Детские годы очевидно самая необыкновенная пора в начале пути всякого малыша. Но родителях лежит гигантская ответственность за воспитание ребёнка. С первых секунд рождения и фактически практически до самого становления, мамы и папы обязаны оберегать, а также отдавать все хорошее своему ребенку. И несомненно, главное правило воспитания всесторонне развитой и счастливой индивидуальности -это принятие и любовь родителей.