Болезни Военный билет Призыв

Развитие речи детей 5 7 лет. Совершенствуем грамматический строй. Подвижная игра «Иголка и нитка»

Особенности речевого развития детей 5-7 лет .

Звукопроизношение . Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л". Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Пропуски, перестановки слогов и звуков, как правило, не встречаются. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок 6-7 лет овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Словарный запас . Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй речи . У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).

Связная речь . Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Если у ребенка наблюдаются стойкие нарушения речи, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Только тесный контакт детского сада с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей дошкольного возраста .

Игры с детьми 5-7 лет .

Игры на развитие фонематического слуха .

Игра «Какой звук первый?»

Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т.е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т.д.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т.е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т.е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т.е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Игра «Цепочка» .

Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет слово на его последний звук и т.д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т.д.

Игры на развитие слоговой структуры слова .

Игра «Хлопушки» .

Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый должен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т.е. сколько гласных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ребенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове.

На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.

Игра «Назови слоги» .

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т.д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т.д.

Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи .

Игра «Что лишнее?»

Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.

Игра «Один или много» .

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном.

При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе.

По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасывая мяч.

Игра «Чья у зверя голова?»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Например: у собаки голова — собачья; у кошки голова — кошачья; у лошади голова — лошадиная и т.д.

Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»

Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, которые подходят к тому или иному действию, расширить словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять.

Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т.д.

Игра «Попробуй, сосчитай» .

Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.

Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом.

Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т.д.

Игры на развитие связной речи .

Игра «Сломанное предложение» .

Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.

Игра «Составь рассказ» .

Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.

Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.

На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Игры, помогающие в обучении чтению .

Игра «Буква из палочек» .

Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.

По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.

Игра «Нужные слова найди» .

Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например:

[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т.д.;

[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т.д.;

[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т.д.;

[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т.д.

Игры, помогающие подготовить руку к письму .

Игра «Спасатель» .

Цель: развить мелкую моторику пальцев и всей руки.

Оборудование: цветной карандаш (фломастер лучше не брать), лист бумаги с нарисованным сюжетом, например, лес и 2—3 героя (например, мышка и лиса).

Ход игры. Игра проводиться за столом. Покажите малышу рисунок и спросите, что на нем нарисовано, что может случиться с мышкой, почему. Затем предложите ребенку помочь мышке спрятаться. Для этого надо аккуратно закрасить мышку.

Сюжет игры нужно постоянно менять, и тогда игра всегда будет интересна малышу.

Игра «Нарисуй узор под диктовку» .

Цель игры: развить мелкую моторику пальцев, графические умения, умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш для каждого ребенка, образец диктанта для взрослого.

Ход игры. Игра подходит как для одного человека, так и для группы детей. Ребята сидят за столами, перед каждым тетрадь и карандаш. В тетради поставлена точка, откуда можно начинать писать. Взрослый диктует, дети пишут под диктовку. Например: две клеточки вверх, одна клеточка направо, две клеточки вниз, одна клеточка направо и т.д. Узоры для диктанта могут быть самыми разными. Для начала следует брать легкие повторяющиеся узоры, затем задание можно усложнять. Под диктовку можно рисовать даже картины, если дети уже хорошо ориентируются на листе бумаги.

Влияние речевых игр и упражнений на развитие речи дошкольников

У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно - перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе учреждений, работающих с дошкольниками. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В Центре внешкольной работы Советского района г. Брянска реализуется комплексная образовательная программа «Школа развития дошкольников «Ступеньки» по подготовке дошкольников к школе. Основным разделом программы является - развитие речи. На протяжении 2-х лет на занятиях по развитию речи мы используем комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение.

Игровые упражнения для детей 5 – 6 лет.


I. Воспитание звуковой культуры речи.
Игра «Ловим звук». Правила игры: рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому принципу). Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п». Панда, попугай, бегемот и т. д.).

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек (кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца …(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки (ленточки, колечки от пирамидки и т.п.).

Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки (яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.
- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон …(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает), рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова..(мычит).
IV. Развитие связной речи.
Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»
Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры: педагог обращается к детям примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?» Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку – подсказку. - «Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе, чтобы пойти на прогулку?» Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не хватает носков, валенок и т. д.)

Игровые упражнения для детей 6-7 лет.


I. Звуковая культура речи.
Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила игры: на столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название которой начинается на данный звук, и помещают её на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.
II. Формирование грамматического строя речи.
Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры: педагог рассказывает детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова, к какому – либо заданному слову. С каждым, словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
III. Обогащение словарного запаса.
«Слово за слово». Правила игры: педагог определяет тему, например: животные на букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.
IV. Развитие связной речи.
Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры: дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься - отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги
по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп - какое - то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Что значат и что могут дать несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора! Буду все время постоянно следить за собой… Превращу жизнь в сплошной урок!

К. Станиславский.

Особенности речевого развития ребенка 5-7 лет

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

Дети на шестом году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм - монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объёмом информации.

Ребёнок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Более того, он уже пробует установить причинно-следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. Речь ребёнка шестого года жизни достаточно развёрнута. С помощью распространённых предложений он старается сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто его слушает, то есть искренне заинтересован в результате своего общения. Стремление более точно выразить свою мысль побуждает к использованию всё большего количества слов. К своим высказываниям ребёнок относится критически, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. Кроме того, пытаясь более точно передать свою мысль, более чётко описать то или иное явление, тот или иной предмет, ребёнок шестого года жизни начинает раскрывать и передавать своё отношение к тому, о чём говорит.

В этот период активизируется пассивный словарь ребёнка, расширяется активный словарь. Это происходит не только за счёт увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счёт постепенного овладения суффиксальным и приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. В речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлечённые, абстрактные понятия. Дети шестого года жизни уже усваивают чётко обозначающие понятия, причём конкретизируя их: «цветы», указывая, что цветы бывают полевые (василёк, ромашка) и садовые (роза, тюльпан).

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развёрнутые ответы.

Хотя словарь детей шестого года жизни заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности, неправильно подбирают слова. Характерны возможные затруднения при разборе слов, противоположных по значению, близких по значению (антонимов , синонимов) в группах существительных, прилагательных, глаголов, а также ошибки в уточнении признаков предметов и действий. Неточно могут употребляться также союзы, предлоги.

Наряду с другими сторонами речи на шестом году жизни активно развивается грамматический строй . Дети овладевают развёрнутой, распространённой фразовой речью, словообразованием , употребляют предложно-падежные конструкции. Объём высказываний расширяется за счёт уточнения и развития навыков согласования, употребления падежных окончаний. Это не значит, что речь ребёнка свободна от ошибок. Могут встречаться неправильные согласования, особенно при изменении существительных в косвенных падежах, изменении несклоняемых существительных, ошибки при употреблении глаголов совершенного и несовершенного видов.

Несмотря на то что в этот период совершенствуется связная речь и ребёнок способен устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами, явлениями, тем не менее зачастую он уделяет больше внимания главному, очевидному, тогда как более мелкие, неглавные детали остаются неупомянутыми.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно. Так, шипящие звуки могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением могут быть и нарушения в формировании звуков, то есть могут неправильно произноситься некоторые звуки, например л - губами. Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков. Недостатки звукопроизношения устраняются с помощью специальных логопедических занятий, включающих тренинг артикуляционной моторики, слухового и фонема тического восприятия, постановку и автоматизацию звуков.

У некоторых детей движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции как одного из условий исправления звукопроизношения. На шестом году жизни ребёнок может выполнять тесты на выделение слов или слов с заданным звуком из группы, подбирать слова на заданный звук. Однако некоторые звуки различаются недостаточно чётко, сливаются, например, по мягкости - твёрдости, по месту образования. Поэтому требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия.

На шестом году жизни дети успешно используют интонационно-мелодические средства передачи своего отношения к высказываемому. Им знакома вопросительно-повествовательная интонация, они могут делать акцент на том или ином слове, точно передавать свои чувства, выражать своё отношение к тому или иному предмету, явлению, событию.

Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным, однако возможные стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у них необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И, наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро, взахлёб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко - и словопроизношения. Торопливость может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая на шестом году жизни, также может затруднить звукопроизносительные возможности ребёнка.

Выразительность речи играет огромное значение.

Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда - формально. Реакция ребенка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Однако в этом возрасте дети могут защищаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами.

Помогите сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой и привлекательной для уха слушателя.

Что значат и что могут дать несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора! Буду постоянно следить за собой… Превращу жизнь в сплошной урок!

Таким путем я разучусь говорить неправильно.

Оказывается, у ребёнка в 3 года словарный запас должен составлять от 1000 до 2000 слов. Какие ещё существуют нормы речи для малышей 3-5 лет и детей 5-7 лет? Поможет разобраться эксперт Наталия Пятибратова.

Этапы развития речи у детей

Начиная с первых произнесённых малышом звуков, родители начинают сверять его словарный запас с рекомендациями специалистов. Этапы развития речи у детей, действительно, имеют возрастную градацию. У крох это гуление, после - произношение звуков, а спустя время - и слогов.

Затем развитие речи у ребёнка - это уже умение связывать слова в предложения. Поначалу простые, которые с каждым месяцем и годом будут сложнее.

Чтобы детская речь развивалась полноценно, взрослым необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще читать ему, обсуждать темы, которые интересны крохе. И вы начнете замечать, что речь его становится богаче, ярче, в ней появляются сложные конструкции, а ребёнок умеет не только задавать вопросы, но и полноценно участвовать в диалоге.

Особенности развития речи у детей 3-5 лет

  • Обычно речь ребёнка 3-х лет понятна постороннему человеку и достаточно развернута. Малыш уже использует фразы, а иногда и сложные предложения. Он умеет рассказывать о себе, о недавних событиях, о том, что видит на картинке, пересказывает своими словами знакомую сказку («Колобок», «Репка»).
  • Звукоподражания заменяются полными словами («машина» вместо «би-би»).
  • Ошибочное произнесение некоторых звуков допустимо, но в целом должно уйти характерное для начинающих говорить малышей смягчение согласных.
  • Ребёнок употребляет предлоги - «до», «после», «под», «над» и т.д. Бывают и ошибки в грамматике, чаще всего используется настоящее время, так как понимание категорий прошедшего и будущего времен ещё не сформировалось полностью.
  • Словарный запас: замечательно, если в речи ребёнок использует синонимы («большой», «огромный», «гигантский»).
  • В этом возрасте дети часто занимаются словотворчеством - сами образовывают новые слова («я намакаронился» - наелся макарон, «копатка» - вместо «лопатка», так как ею копают).
  • ь поддержать несложный разговор, понимать обращённую к нему речь и называть предметы сам.

Развитие речи у детей, или Когда нужен логопед…

Необходимо обратиться к логопеду за помощью в развитии речи у детей, если:

  • есть сильное отставание по каким-либо параметрам;
  • ребёнок не говорит совсем;
  • малыш не отвечает на простые вопросы или не понимает, что ему сказали.
Специалист определит, в каком направлении вам следует работать над речью малыша, подберет для него комплекс упражнений. Чем раньше вы начнете занятия, тем быстрее речь ребёнка придет в норму, исправлять речевые ошибки легче в юном возрасте.

Особенности развития речи у детей 5-7 лет

  • Словарный запас ребёнка 5-ти лет может составить 2500-3000 слов. А школьник 7-ми лет «увеличит» эту цифру, как минимум, до 3500.
  • Речь малыша в целом правильная. Если есть неверное произношение или отсутствие каких-либо звуков, нужно начинать работу с логопедом, чтобы в школу ребёнок пошел с чистой речью.
  • Ребёнок грамматически правильно изменяет слова и соединяет их в предложения. Он также начинает понимать, что слова бывают мужского, женского и среднего рода.
  • Малышу вполне по силам образные и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), например, «голодный, как волк», «расти не по дням, а по часам». Если он не понимает переносного значения, ему следует его объяснить.
  • Произнесение большинства знакомых слов должно быть правильным, возможны ошибки в незнакомых и сложных словах (например, ребёнок может путать «экскаватор» и «эскалатор»). Важно исправлять неточности сразу, чтобы не закреплялось неправильное произношение.

Родители, поощряйте интерес ребёнка к развитию речи, к тайнам родного языка! Не ленитесь отвечать на его бесконечные вопросы о том, что значит то или иное слово. Таким образом у маленького человека разрабатываются языковое и речевое внимание, а также логика и память. С их помощью он будет лучше учиться в школе и стремительней развиваться.

Задачи развития речи детей 5-7 лет

1. Развитие лексической стороны речи.

Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. При этом можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Следует попросить малыша описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы; в них в детстве играли родители, они по-прежнему интересны их детям.

Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.

По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка. Так, для развития различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и др.) слова»; «Вежливые слова», «Веселые слова», «Грустные слова», «Спортивные слова» и др. При этом следует дать установку на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это - зимние слова».

В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.)».

Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами (игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» на закрепление слов-антонимов; игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова», «Скажи по-другому» на закрепление слов-синонимов).

Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их (например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?»).

Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях.

Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие качество предмета или явления.

Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет. Уточнить представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделить назначению представленного предмета.

Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовидовых отношениях (например, мебель - стол, стул, кровать, кресло и т. п.; цветы - мак, роза, ромашка и т. п.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения - цветы, деревья, трава, кусты и пр.; жилище - дом, изба, дворец и т. п.; движение - бег, прыжки, ходьба, ползание и т. п.).

Ознакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например, упал и шлепнулся; красивый и великолепный и др.).

Продолжать знакомить детей с антонимами. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).

Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи. Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов. Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов, фразеологические обороты.

2. Формирование грамматического строя речи.

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.

В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

Играть с ребенком в речевые игры, рекомендованные педагогами детского сада. Например, «Поиграем-посчитаем» (взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например, ведро; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (одно ведро, два ведра, пять ведер и т. п. до десяти).

Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений. Например, игра типа «Молчун и говорун»: один игрок задает основу предложения (молчун), а другой (говорун) расширяет основу как только может. (Стоит дом. - В зеленом лесу стоит деревянный дом. - На опушке огромного зеленого леса стоит деревянный дом с узорчатыми ставнями. И т. д.)

В дошкольном образовательном учреждении

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Показать детям правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание обратить на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-.

Обращать внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел - зашел).

Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.

Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.).

Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.).

Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.

Продолжать работу по составлению разных типов предложений.

Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений.

Обучать детей составлению сложносочиненных предложений с противительным союзом а; сложноподчиненных предложений.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.

Для развития фонетического слуха делить слова на слоги и определять их последовательность.

Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.

Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

В дошкольном образовательном учреждении

Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводить артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных, хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, речевого внимания и т. п.

Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы - зубы - язык - голосовые связки - воздушная струя).

Вводить понятие «гласные - согласные звуки» на основе анализа их артикуляции. Закреплять понятие «твердые - мягкие согласные звуки».

Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (например, мак, лук, лак, суп и др.).

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки ([ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л], [щ] и [с], [ц] и [с]. Особое внимание уделять словам, где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина).

Развивать фонетический слух. Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).

Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).

4. Развитие связной речи детей.

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.

Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).

Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через:

составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.);

рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и других художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т. п.);

работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть), чем закончится эта история).

Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров - комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т. п.).

Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

В дошкольном образовательном учреждении

Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.

Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).

Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности.

Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.).

Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и с другими детьми.

Монологическая речь. Начинать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

Описание. Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.

Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определением двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбором последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.

Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и пр.).

Повествование. Упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок).

Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований.

Закреплять умения детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста.

Продолжать упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).

Комбинированные высказывания. Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.