Болезни Военный билет Призыв

Рабы на плантации. Американские рабы и российские крепостные. Освобождение рабов в США

Еще в 1619 году английские колонисты завезли в Виргинию африканских невольников. Так описывал прибытие первого судна с рабами американский автор Джей Сондерс Реддинг:

«С убранными парусами и опущенным флагом на округлой корме оно пришло вместе с морским приливом. По словам всех, это и в самом деле было странное, пугающее, таинственное судно. Никто не знает, был ли то торговый, пиратский или военный корабль. Порт назначения — английское поселение Джеймстаун, что в колонии Виргиния. Судно прибыло, с него велась торговля, и вскоре оно исчезло. Возможно, ни один корабль в современной истории не перевозил более зловещего груза. Какой же был груз? Двадцать рабов».

В первое время рабы получали свободу за примерное поведение и хороший труд.

Например, в 1635 году невольник Антонио Джонсон из Анголы освободился, изменил имя на Энтони и сам стал рабовладельцем — причем в его подчинении оказались даже белокожие рабы из стран Европы.

Однако вскоре положение невольников стало резко ухудшаться. Некоторые историки отмечают, что в середине XVII века из-за цвета кожи африканцев черный начал считаться признаком безвкусицы — в противовес белому, символизирующему красоту. А в 1691 году в Виргинии был принят закон, говоривший о том, что белые мужчины и женщины должны быть немедленно изгнаны, если они «вступают в брак с негром, мулатом, индейским мужчиной или женщиной, зависимым или свободным».

Рабы бегут

Среди рабов существовало огромное количество мятежников. Например, в газетных объявлениях за 1736-1801 годы содержатся сведения о побегах 1138 мужчин и 141 женщины. В связи с этим в виргинских кодексах о рабах было зафиксировано:

«Ввиду того что невольники часто убегают и прячутся, притаившись на болотах, в лесах и в других укромных местах, убивая свиней и нанося иной ущерб жителям...

если раб не возвращается немедленно, то любой может убить или уничтожить таких рабов теми методами и способами, которые он... сочтет нужным. ...Если же раб будет пойман... должно быть... признано законным суду графства назначить такое наказание указанному рабу, будь то расчленение или иное... какое они (эти суды) сочтут уместным, в целях перевоспитания любого такого неисправимого раба и устрашения прочих от подобных деяний».

Север упраздняет рабство

В 1776 году была принята Декларация независимости — исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании. Томас Джефферсон, третий президент США и один из авторов Декларации независимости, внес в документ пункт, предусматривающий уничтожение рабства. Однако богатые плантаторы добились исключения этого пункта из окончательного текста — таким образом в молодом свободном государстве сохранилось рабство.

Однако вскоре рабство было запрещено на севере США. Вместе с тем

на юге эксплуатация невольников достигла пика своей изощренности — плантаторы «разводили» темнокожих рабов для последующей продажи.

В 1808 году в США был введен запрет на ввоз рабов извне. В то же самое время внутренняя работорговля стала одной из самых престижных профессий — она приносила больше прибыли, чем, например, производство и экспорт хлопка.

В 1850 году в США был принят закон, разрешавший поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство было уже отменено. Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Эмерсон воскликнул: «Подумать только, этот грязный закон принят в XIX веке людьми, умеющими читать и писать. Клянусь небом, я не стану выполнять его!»

Преступления греховной страны

В 30-е годы XIX века активизировались американские аболиционисты — сторонники ликвидации рабства. Аболиционисты были разбиты на две группы: первую возглавлял поэт и публицист Уильям Ллойд Гаррисон, вторую — писатель и оратор Фредерик Дуглас. Гаррисон выступал за ликвидацию рабства без применения силы, Дуглас же считал, что нужно спасать невольников вооруженным способом.

Одним из первых белых аболиционистов, боровшихся за отмену рабства, был Джон Браун. Он предпринял неудавшуюся вооруженную попытку освободить рабов в 1859 году и был обвинен в измене штату Виргиния, убийстве белых людей и подстрекательстве черных к бунту.

«Я должен сказать несколько слов, — заявил Браун в своей последней речи на суде. — Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, то есть моего намерения освободить негров. Я верю, что мои действия… были правильными».

Аболициониста признали виновным, и через 42 дня Браун был казнен. В последний день жизни он написал: «Я, Джон Браун, ныне совершенно уверен, что преступления этой греховной страны не могут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».

Либерия — земля свободы

Американские аболиционисты в 1816 году купили земли на побережье Африки и основали государство Либерия — «Землю свободы» в переводе с латыни. В эту страну перевозились невольники, выкупленные борцами с рабством. Впрочем, уровень жизни в Либерии не самый высокий: с 1990 года эта страна регулярно входит в список наименее развитых стран мира ООН .

Рабы и Fallout 4

В компьютерной игре Fallout 4 действует организация «Железная дорога», помогающая сбегать разумным киборгам от их хозяев. Это — аллюзия на «подземную железную дорогу» — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски невольников из рабовладельческих штатов Юга на Север. «Подземная железная дорога» имела «кондукторов» — сопровождающих беглых рабов, и «станции» — жилье, предоставляемое сочувствующими для отдыха и укрытия.

Особенно отличилась американская аболиционистка и беглая рабыня Гарриет Табмен — она совершила 19 «путешествий по дороге» и освободила примерно 300 невольников.

Кстати, когда Табмен было 13 лет, надсмотрщик потребовал ее помощи в избиении беглого раба.

Девушка отказалась и стала на пути надсмотрщика — и тогда тот метнул в ее голову двухфунтовую гирю.

Как появился «Анти-Том»

«Негр сдох — подумаешь, какая важность», — утверждал работорговец с Юга Саймон Легри, антигерой знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», написанного в 1852 году. Кстати, после публикации книги, направленной против рабовладения в США, Бичер-Стоу получила не только огромное количество писем с угрозами, но и посылку с отрезанным ухом чернокожего человека.

Показательно, что книготорговец из города Мобил штата Алабама, выставивший «Хижину дяди Тома» на продажу, вынужден был покинуть родные места под давлением общественности.

Хотя на сегодняшний день раб Том занимает 11-е место в американском списке «101 самая влиятельная несуществующая личность», в те годы возник целый жанр литературы «Анти-Том». Романы этого жанра защищали позицию, что рабы не могут жить без надзора хозяев.

Война за уничтожение рабства

В 1861 году в США началась Гражданская война между Севером и Югом. Главной причиной конфликта было рабство и стремление южных штатов распространить его на северные вопреки желанию последних. Авраам Линкольн, шестнадцатый президент США, понял, что страна станет или полностью рабовладельческой, или полностью свободной. Если раньше политический деятель выступал за постепенное освобождение рабов, то теперь он пришел к выводу, что рабство следует упразднить раз и навсегда.

Вскоре Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», объявившую невольников, проживающих на находящихся в состоянии мятежа против США территориях, свободными. Так Гражданская война превратилась в войну за уничтожение рабства.

Полностью рабство было отменено после завершения Гражданской войны и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Текст Тринадцатой поправки звучит следующим образом:

«Раздел 1. В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено.

Раздел 2. Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства».

Интересно, что в штате Кентукки поправка была ратифицирована лишь в 1976 году.

Американские рабы и российские крепостные

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Американские аболиционисты тут же начали проводить параллели между российскими крепостными и рабами в США, утверждая, что последних тоже нужно немедленно освободить. Более того, западные журналисты активно писали, что еще Александр Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» называл крепостных рабами, тем самым сравнивая положение невольников в двух странах.

«Царский престол, коего сила во мнении граждан коренится, отличествовати долженствует внешним блеском, дабы мнение о его величестве было всегда всецело и нерушимо, — утверждал российский прозаик в анонимно изданном романе. — Оттуда пышная внешность властителей народов, оттуда стадо рабов, их окружающих. Согласиться всяк должен, что тесные умы и малые души внешность поражать может. Но чем народ просвещеннее, то есть чем более особенников в просвещении, тем внешность менее действовать может».

Российские издания того времени были проникнуты антирабовладельческими настроениями.

«Эмансипация негров, считавшаяся в прошлом году утопией или преступлением, является теперь искренним желанием значительной части северных граждан, — писал петербургский ежемесячный журнал «Русское слово» в ноябре 1861 года. — Уже теперь никто не подвергает сомнению справедливость этой меры».

Кстати, «Прокламацию об освобождении рабов» издание встретило следующими строками: «Наконец наступил великий день для Америки — и эдикт об эмансипации негров, ожидаемый с таким нетерпением, был обнародован в Вашингтоне. Что же касается до мнения света, Линкольн смело может рассчитывать на сочувствие всех благомыслящих современников и быть уверенным, что потомство глубоко будет уважать его память».

Среди всех современных межрасовых проблем, наиболее известны проблемы взаимоотношений негров и белых в Соединенных Штатах Америки. На многих правых сайтах можно встретить обсуждения данной ситуации и попытки ответа на вопросы: как дошли американцы до жизни такой и кто виноват. В поисках ответов, авторы обычно окунаются в историю 20 века, или, максимум, до финала Гражданской войны в США. На самом деле, по мнению автора, подобный подход в принципе не может дать полноценного ответа. Чтобы действительно понять некоторые корни проблемы, нужно окунуться еще глубже в историю.

Необходимо заметить, что вся негритянская проблематика, к счастью, не имеет прямого отношения к современной политике России, но правильное понимание истории афроамериканского вопроса позволяет лучше понять некоторые опасности современной государственной политики.

Начнем с математики
Рабство
Север и Юг
Белые и черные
Предвестие бури
Война
Альтернативная победа Юга
Мораль

Начнем с математики

Но вернемся к нашим баранам. В настоящее время в США живет более 35 миллионов негров, что составляет более чем 12% населения страны. Из истории известно, что этот процент не был неизменным, и очень сильно варьировался. По первой переписи 1790 года негров в США было 750 тысяч, что составляло более 19% населения. Процент черных в обществе не сильно менялся до 1840 годов, после чего стал заметно падать. Перед Гражданской войной, негров было 4 440 тысяч, или около 14% населения. После Гражданской войны процент негров в обществе падал на протяжении почти ста лет! Упав к 50 году до менее чем 10%. После чего начался небольшой относительный рост и в наше время, как уже говорилось, негров в США более 12%.

При этом, за 70 лет рабства количество негров увеличилось почти в 6 раз! С 750 до 4440 тысяч. За 70 лет прошедших после окончания гражданской войны их количество увеличилось немногим более чем 2,5 раза! Это может показаться парадоксальным, но на самом деле все просто. Увеличение числа негров в годы рабства шло в основном не за счет естественного прироста, а за счет завоза новых рабов.

Представим, что рабовладение, было запрещено в 1790 году. Очевидно, что приток негров в США сразу прекратиться. Добровольно они туда не поедут, а везти насильно никто не будет, т.к. их никто не купит. В таком случае весь прирост негров будет происходить за счет естественного размножения, как и происходило после Гражданской войны. (К концу 20 века иммиграция негров стала играть небольшую роль, но она не очень значительна и мы ей пренебрежем, для простоты). Итак, если предположить, что прирост будет примерно таким, как и был после отмены рабства, то к 1860 году их было бы около 2 миллионов, т.е. более чем в два раза меньше чем в реальной истории . А вполне возможно, что их было бы еще меньше, поскольку те поколения были мало приспособлены к климату США и имели существенный перекос в сторону мужчин. При продолжении тренда в наше время, современные США имели бы в два с лишним раза меньше негров чем сейчас, и составляли бы не более 6% населения. Очевидно, что при таких условиям, в США было бы намного меньше расовых проблем. При этом в некоторые периоды истории 20 века их численность могла бы быть и менее 4%,что вообще могло бы направить историю отношений негров и белых в ином направлении. Есть же в США малочисленные группы индейцев, которые не вызывают каких-либо серьезных проблем и столкновений.

Рабство

Но история сложилась по иному. В 1784 году предложение Т. Джефферсона об отмене рабства было отклонено в Конгрессе с большинством в один голос. Наверное нынешним американским ненавистникам негров стоило бы иметь под рукой портреты всех голосовавших за рабство, чтобы плевать на них при каждом обострении межрасовых проблем. Но они это не делают.

Может быть отмена рабства была в принципе невозможна? Сейчас об этом трудно судить, но многие штаты рабство отменили, и только выиграли от этого. В начале 19 века рабство постепенно стали запрещать в различных европейских колониях. Была запрещена работорговля (хотя контрабандно она велась еще долго). Негры Гаити сами отменили рабство, а когда французы начали этом сопротивляться вырезали всех белых до единого. Особого счастья это неграм-гаитянцам не принесло, но должно было заставить задуматься всех умных людей. Стоит ли оно того? В общем шансы на запрет рабства вскоре после обретения независимости США были вполне реальны. Но не сложилось. Американский юг стал рабовладельческим.

Может быть плюсы от рабства на юге были так велики, что окупили все существующие проблемы? Ну что ж. Рассмотрим происходившее на Юге и Севере США в ту эпоху. Некоторые поклонники южан, верят, что жизнь там была счастлива, и создана чуть ли не идеальная для белых государственная система. Но достаточно взглянуть на статистику иммиграции в США, чтобы усомниться в этом. Как известно, количество переселенцев из Европы было огромным. Однако почти все они, а конкретно 7 из каждых 8 ехали в северные штаты. На Юг белые ехали очень редко. Более того, немало белых уроженцев Юга отправлялись в поисках лучшей жизни на Север.

Север и Юг

На территории США сложились фактически две разные социально-политические системы, Север сумел создать четвертую экономику мира! Там было огромное по тем времена количество промышленных предприятий, строились железные дороги, выпускались станки, пароходы. Все законы были рассчитаны на помощь бизнесу в том числе мелкому и среднему. Именно Север создал Америку такой, какой она стала. Именно Север, и колонизация белыми фермерами Запада составили представление об Америке как стране невероятных возможностей для простого человека. Именно это привлекало в страну массы европейцев: рабочих, изобретателей, предпринимателей. Там создавались капиталы, бурлила экономическая жизнь, внедрялись новые изобретения, развивалась промышленность.

А что же Юг? Юг стал типичной "сырьевой сверхдержавой". Одним из флагманов промышленной революции была текстильная промышленность, требовавшая огромного количеств хлопка. И большая часть этого хлопка поставлялась в Европу с Американского Юга. Вся жизнь южных штатов была подчинена выращиванию и продаже хлопка. Транспортная система Юга была чисто колониальной, направленной в первую очередь на обеспечение вывоза хлопка за рубеж. В годы Гражданской войны это сыграет с ними злую шутку. Вывоз хлопка приносил плантаторам огромные барыши, которые они тратили на строительство дворцов, закупку во Франции шампанского, кружев, товаров роскоши и тд . Если плантатор хотел получить еще больше денег, он покупал больше рабов, занимал больше земли, и растил больше хлопка. Промышленностью они не занимались. Зачем? Ведь все можно купить за границей.

Естественно, что между двумя частями Соединенных Штатов было немало конфликтов. Север стремился развивать свою промышленность, и требовал законов позволяющих ей развиваться. Юг же наоборот, хотел лишь свободы торговли хлопком, и свободного доступа товаров из-за границы . Еще в первой половине века дело чуть не дошло до попытки выхода Южной Каролины из состава Союза. Тогда действующий президент США, южанин и сам уроженец данного штата, торжественно поклялся, что сам поведет туда войска и перевешает мятежников. Дело удалось уладить.

Белые и черные

Но кто же получал эти основные дивиденды, от короля-хлопка и почему белые не особо приживались на Юге?

Основными выгодополучателями были семьи плантаторов. Если считать всех владельцев рабов и членов их семей, то их было примерно 2 миллиона из 9 миллионого населения Юга. Это в случае, если учитывать тех, кто имел хотя бы одного раба. Примерно 8000 семей имели более чем 50 рабов. Они владели примерно 75% всех рабов. Именно они получали основные дивиденды от сложившейся системы.

А чем занимались остальные белые, не имевшие рабов? Когда-то на Юге было развито фермерство, но ко временам Гражданской войны, оно в основном проиграло конкуренцию рабовладельческим плантациям и их осталось сравнительно мало. У белых была возможность пойти устроиться надсмотрщиками на плантации, чем некоторые и занимались. Но это давало довольно ограниченное количество мест, менее 20 тысяч. Промышленных предприятий было очень мало. При этом белые ремесленники испытывали серьезную конкуренцию от негров. Некоторые рабовладельцы ухитрялись содержать своих рабов на 2 цента в день. Это было, правда несколько экстремально, обычно негры обходились дороже, например, на фабриках в Миссисипи негр обходился в 12 центов в день, но белый работал за 30 центов. Поэтом белым пришлось остаться без работы. Кроме того. в тех случаях, когда рабочие пытались добиться повышения зарплаты и улучшения условий труда, их вполне могли демонстративно выгнать и заменить неграми-рабами. Например морское министерство, без тени сомнения, на строительстве дока в Норфолке заменило белых работников рабами, когда выяснилось, что это дешевле. Белые писали жалобы, протестовали, но никого это не волновало.

На Севере где существовала развитая промышленность, уже формировался средний класс, да и рабочие, получавшие относительно приличные зарплаты, создавали необходимый спрос на всевозможные товары и услуги. Поэтому предприимчивый человек мог попытаться создать какой-бы то не было бизнес, справедливо рассчитывая, что найдет значительное количество платежеспособных покупателей. Но на Юге этого не было. Как можно было создать там небольшой бизнес? Плантатор, наиболее платежный клиент, заказывает товары в Париже, для услуг пользуется рабами. Негры и рабы денег не имеют и спроса не создают. А сравнительно небольшое количество белого среднего класса не давало возможности раскрутиться как на Севере. Вот и ехали белые южане, не имевшие плюсов от рабовладения на Север. За удачей и счастьем.

Необходимо обратить внимание еще на некоторые особенности подобной экономики. Поскольку на различные работы ставили рабов, то у людей формируется убеждение о многих видах работ, как о чем-то недостойном белого человека, который должен быть "джентльменом". Вырабатывается презрение к труду. Такой человек скорее пойдет на любую подлость и преступление, чем опустится до "недостойной" работы.

Но нравственность страдала не только от этого. Расовое смешение на Юге было довольно заметно. К 1860 году около 10% рабов было на самом деле мулатами, потомками белых и негров. В этом нет ничего удивительного. Рабовладельцы всегда пользовались своими рабынями для сексуальных утех. Некоторые из них своих детей отпускали на волю, но было немало таких, которые без зазрения совести держали в рабстве, и даже продавали собственных детей. Отдельные авторы утверждают, что даже специально разводились на продажу наложницы, которых получали от многочисленных скрещиваний негров и белых. При правильном подходе, они были достаточно белыми по антропологическим признакам, но имели достаточный процент негритянской крови, чтобы их на законном основании держать в рабстве.

Общественная система Юга имела, естественно свое научное и идеологическое обоснование . Выходили книги типа "Место негра в природе", "Каннибалы-все!", проводились исследования, которые доказывали расовую неполноценность негров. Однако система временами давала сбои. Некоторые авторы договаривались до того, что неполноценными могут быть не только негры, и "справедливо" сделать рабами и часть белых. Кроме того. было определенное количество рабовладельцев мулатов, а даже негров.

А что негры? Как они реагировали на происходящее? Реагировали как и полагается. Не было ни одного года, без серьезного заговора или попытки восстания. Причем проблемы могли возникнуть без всякой особой причины, просто в текучке жизни. В 1831 году шесть негров просто убили своих хозяев косами и топорами. Уже через несколько часов их было несколько десятков. Несмотря на то, что вскоре белым удалось подавить это выступление, паника была такая, что даже к Вашингтону подвозились орудия для обороны. И таких случаев было немало. Вполне естественно, что белым приходилось жить в условиях постоянной боевой готовности. Оружие было у всех. Регулярно проводились рейды милиции, патрули и тд. Что интересно, в этом участвовали даже те белые, которые не имели ни одного раба.

Можно сказать, что рабовладельцам удалось провести в жизнь принцип - "приватизация прибыли, социализация издержек". Поскольку главные дивиденды от рабства имели они лично, а бороться с проблемами приходилось всем миром. Вообще рабовладельцы неплохо устроились. По тогдашним законам, рабы тоже имели голос, только неполный 3/5 от белого. Иными словами 50 рабов имели 30 голосов. Правда распоряжался этими голосами их хозяин. Стоит ли удивляться, что рабовладельцы, составлявшие не особо большой процент населения безраздельно царили в политике.

Предвестие бури

Вот так и жили. К началу Гражданской войны на Юге располагалось лишь 10% американской промышленности. И 12 миллионов населения (4 миллиона негров и более 8 миллионов белых) из более чем 30 миллионного населения США. (Причем не все штаты Юга вошли в Конфедерацию, поэтому реальное соотношение в период войны было еще хуже.) Фактически это было два государства в одном. То что мы привыкли связывать с США было на Севере. А Юг по мнению многих историков больше походил на государства Латинской Америки, по типу Бразилии, Мексики и тд. Разве что язык был английский, да к Северу США ближе. Внутри самих Соединенных Штатов все больше нарастали противоречия. Презиравшие труд, белые южане, называли северян - "грязными механиками, мерзкими операторами, криворукими фермерами" и тд. Северяне, видимо не отставали.

Что интересно, расизма было немало и на Севере. Попавшие туда негры подвергались дискриминации, их могли прогнать из города, линчевать и тд. Но при этом, северяне были против рабства, потому что считали существование рабства угрозой для своей свободы. В 1850 годах к Союзу должен был присоединиться новый штат - Канзас. Вопрос о том, будет ли он рабовладельческим или свободным должны были решить его новые жители. И так случилось, что в этом штате схлестнулись две волны переселенцев, белые фермеры-северяне, и рабовладельцы-южане. Дело дошло до войны местного значения. Обе стороны формировали боевые отряды, нападали на поселения врага, вели настоящие военные действия. Важно то, что обе стороны считали компромисс невозможным. Или в штат придут рабовладельцы, заселят его неграми, и массе белых фермеров и работников там не будет места. Или штат станет свободным, с сельским хозяйством основанным на свободном фермерстве и тогда рабовладельцы не смогут установить в нем свою гегемонию. Совместное существование свободных фермеров и рабовладельческих плантаций всеми считалось невозможным. Победили белые, т.е. фермеры. Штат стал свободным.

Но рабовладельцы нанесли новый удар. Был принят новый закон. Если раньше раб сбежавший на Север был в сравнительной безопасности, то по этому закону он должен был быть возвращен на Юг. Причем закон был сформулирован очень интересно. Там ничего не говорилось о рабстве, но говорилось о том, что "ограничивать возможность владения имуществом неконституционно". Поскольку рабы были имуществом, получалось что рабство теперь возможно везде на территории США. Это вызвало массу проблем, и невероятно озлобило Север.

Когда в городе Бостон рабовладельцы решили схватить беглого раба, это чуть не вылилось в боевые действия. Чтобы вывести из города одного негра в него пришлось вызывать морскую пехоту, артиллерию, и другие вспомогательные силы. Только не подумайте, что Бостон был населен друзьями негров. Всего за несколько лет до этих событий, аболиционистов в этом городе могли просто убить, без суда. А всяческие избиения негров и противников рабства, вымазывание их дегтем и погромы газет был вполне обычным делом. Ну не любили жители негров. Но после того, как приняли новый закон, северяне поняли, что они все могут оказаться во власти рабовладельческой олигархии, и настроение резко сменилось. В тех самых местностях, где раньше били и убивали сторонников негров, начали бить и убивать сторонников рабства. Это были последние годы перед Гражданской войной.

Война

Стало ясно, что Север и Юг в старом виде больше не уживутся. Кто-то должен навязать свою волю другому. Президентом был выбран Линкольн и южане начали подготовку к войне. Провели они ее по высшему уровню. В их руках какое-то время еще оставались важные государственные посты. В результате почти все запасы оружия оказались на Юге. Там же оказалась и основная часть золотого запаса и валюты. Многие воинские части были расположены так, что после начала мятежа должны были или перейти на сторону Конфедерации или капитулировать. На Юге оказалась часть военных кораблей, правда небольшая, здесь южане мало что могли. Южная милиция была подготовлена намного лучше северной. Была хорошо морально-идеологическая подготовка к борьбе. На Севере раскинули мощную шпионскую сеть. Пожалуй даже идеальный стратег, вряд ли сумел бы подготовиться лучше.

Была, с точки зрения южан, хорошо учтена и политико-экономическая ситуация. Хлопок был важнейшим сырьем тогдашней экономики, его недостача приводила к мощнейшему промышленному кризису на Севере и в Европе. Кроме того, для европейских стран было выгодно иметь дело с независимым Югом, а не с частью США. Все это должно было заставить Европу признать Конфедерацию и помочь ей в борьбе. Север должен был быть повержен.

Но как выяснилось, во всех их планах крылась ошибка в днк. Гражданская война вызвала очень серьезный промышленный кризис в Великобритании, однако, к тому времени, когда он проявился, всем стало ясно, что как ни плох для них недостаток хлопка, вмешательство в дела Америки может привести к межконтинентальной войне с абсолютно неясными последствиями. Поэтому Европа предпочла не оказывать помощь Конфедерации. Вера в мощь сырьевой хлопковой сверхдержавы оказалась пшиком.

На фронтах войны южане благодаря подготовке и лучшим боевым качествам первое время одерживали победы, однако оказалось, что никакой разовый мощный военный удар не может уничтожить населенное и мощное государство. А серию мощных ударов и наступлений у Юга организовать не было возможности. Север превосходил Юг по белому населению в 4 раза, по промышленному производству в 9 раз! Что интересно, даже Линкольн был выбран голосами только северян. Их вполне хватило для победы. Север имел более развитую и отвечающую потребностям войны транспортную сеть, он производил больше продовольствия, вооружений и боеприпасов. Южане в течении войны пытались наладить производство оружия и продовольствия, но результаты не были удовлетворительны, армия Юга всегда испытывала нехватку. Север без труда набирал армии превосходящие южан, они прекрасно снабжались продовольствие и оружием. Уже не первых этапах войны, в целом благоприятных для южан, северяне заняли важные стратегические пункты, позволявшие им душить Юг в блокаде. Вскоре была парализована транспортная система Юга, а когда был оглашен закон о свободе рабов, шансов у южан не осталось вообще. Может возникнуть вопрос: почему же Север, несмотря на свое превосходство разгромил Юг только за 4 года? Это было время, за которое Север не спеша реализовал свое превосходство. Ведь не стоит забывать, что для южан война была делом жизни и смерти, они бросили на нее ВСЕ свои ресурсы, все свои силы. Север же в процессе войны занимался и другими делами. В частности в самый разгар боевых действий было начато строительство первой трансконтинентальной железной дороги. Продолжала развиваться промышленность и экономика. На войну уходила только часть энергии Севера. Остальная, как и прежде направлялась в развитие.

Гражданская война показала, что серьезные перекосы общественного, политического и экономического развития нельзя исправить никаким героизмом, никаким умением, никаким мастерством.

Альтернативная победа Юга

А что если Юг бы все-таки победил? Необходимо заметить, что полный разгром Севера был невозможен ни при каких обстоятельствах. Южане это сами поняли, в те редкие моменты когда вторгались на территорию Союза. Отношение северян к войне сразу менялось, они начинали воспринимать ее более серьезно, и южанам приходилось отступать. После чего на Севере опять воцарялся привычный раздрай. Но вполне возможно представить, что Югу удалось отстоять свои границы, и Конфедерация стала действительно независимой. В такой случае, южане постарались бы ничего не менять в своей жизни, вернулись в свои поместья и дома, повесили бы ружья на стену и рассказывали бы детям о своем героизме. Вполне возможно, что они продолжали бы завозить рабов из Африки и вскоре их количество превысило бы количество белых. При этом белые бедняки, не находя себя в Конфедерации эмигрировали бы в США. Чтобы понять их дальнейшую историю можно посмотреть на Бразилию, которая очень похожа на описываемый мир. Недаром часть южных плантаторов, после Гражданской войны уехала именно в Бразилию. Некоторые источники называют число южан уехавших туда в 20 000! В настоящее время Бразилия страна сильного расового смешения и огромных социальных проблем и контрастов. Кстати, местность где поселилось большинство американцев, так и называют - Американа.

Впрочем, как в Бразилии, скорее всего бы не стало. В реальной истории уже через несколько десятилетий после Гражданской войны США начали экспансию в латиноамериканские страны, нигде не встречая серьезного сопротивления. В нашей же альтернативной реальности, страна для экспансии (Конфедерация) была бы под боком. Вряд ли южане развили бы свою промышленность. Но со временем хлопок конфедерации перестал быть таким важным сырьем, и значение Юга в мировой торговой системе заметно упало бы. А северяне развивали бы свою промышленность и принимали иммигрантов как в реальной истории. Через некоторое время начался бы новый конфликт. Но на этот раз контраст был бы выше. Перепад в количестве населения и уровне промышленного развития был бы еще выше. Северяне бы вторглись на Юг с многозарядными ружьями, пулеметами, дальнобойной артиллерией, бронепоездами, полевым телеграфом и новыми видами консервированных продуктов. А что южане смогли бы им противопоставить?

Мораль

Статья получилась слишком большой и автор считает необходимым явно вывести из всего вышеописанного мораль. Вернее, вывести можно довольно много моралей. Самый простой вывод подтверждает известный тезис - "Нет негров - нет расизма!". Если бы американцы с юга не завозили насильно негров в свою страну, то не было бы множества современных проблем. Просто негров было бы намного меньше. А уж после того, как негров в таком количестве завезли многие из последующих событий стали предопределены.

Кроме того, завоз неполноправных работников не принесет длительной пользы современному государству. Он может обогатить сравнительно небольшую кучку, которая обычно находиться у власти. Всем же остальным гражданам от этого только вред. Наличие подобных работников обрушивает рынок труда, не дает трудящимся бороться за свои права и улучшать свою жизнь. Это воспитывает в гражданах презрение ко многим видам труда и падение нравственности. Кроме того, наличие таких бесплатных, или почти бесплатных работников подрывает внутренний платежеспособный спрос, и не дает возможности развиваться внутреннему бизнесу. Развивается лишь предпринимательство связанное с эксплуатацией негров/чурок, а также бизнес направленный на экспорт. В итоге возникают все предпосылки к обеднению граждан и к созданию экономики полуколониального типа. Никакие инновации, никакое техническое развитие с такими работниками невозможно. Страна сделавшая ставку на подобных рабочих идет к промышленному и политическому краху. В то же время, все это как нельзя лучше помогает созданию олигархии со всеми вытекающими последствиями.

Особо хочется выделить всю нищету и тщетность сырьевых сверхдержав. Длительное развитие по этому пути может казаться очень эффективным. Но это только внешний блеск. При любом серьезном внешнеполитическом столкновении все ставки ее политиков будут биты, а страна потерпит поражение.

Для длительного и перспективного развития, страна должна иметь свой емкий внутренний рынок, что возможно только в случае наличия своей развитой промышленности, своего мелкого и среднего бизнеса, свободы граждан и отсутствия возможности бесплатной эксплуатации.

PS. Все изображения из Википедии


Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть к труду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев.

Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные Штаты Америки, образовалось в результате революционной войны североамериканских колоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря на провозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», первая американская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила в неприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальному решению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданская война 1861-1865гг.

Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующее разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трёх групп были более или менее равными.

Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов.

Америка обладала бескрайними земельными пространствами, и с самого начала английской колонизации существовали реальные условия для развития сельского хозяйства по свободно предпринимательскому пути. Земли Нового Света, в особенности на Юге и в средней полосе, были плодородными, а климат благоприятным.

Появление африканских негров в британских колониях Северной Америки обусловливалось необходимостью разрешения остро вставшей перед первыми поселенцами проблемы рабочей силы. Возможность приобретения в собственность земельных участков и превращения колонистов в мелких землевладельцев привела к тому, что в условиях колонизации Северной Америки установилась абсолютная зависимость работника от работодателя «посредством принудительных мер», учреждения прямого рабства как единственной, естественной основы колониального богатства.

«Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобритании возникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразу синонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судах рабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введения негритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонисты широко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых.

«Пуритане и роялисты в равной мере не стеснялись порабощать себе подобных, будь они белой или какой–либо другой расы».

Своекорыстная политика британского правительства, попытки насадить крупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произвол губернаторов и королевских чиновников, насильственное размещение в американских колониях возрастающих контингентов английских войск, налоги, всё это вызывало резкое недовольство английских поселенцев. Напряжённость в отношениях между английскими властями вылилась в вооружённое столкновение. Так началась война северо-американских колоний за независимость. Её называют первой буржуазной американской революцией. Она освободила американцев от власти короля и английской аристократии, установила республиканский строй, открывший простор для буржуазного прогресса и частной инициативы.

Активное участие народных масс, в том числе и негритянских явилось решающим условием, обеспечившим победу первой американской буржуазной революции.

4 июля 1776г. Конгресс принял декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларация стала первым документом, в котором обосновывались права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.

Автор Декларации Томас Джефферсон внёс в проект пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации.

Таким образом, в молодом, свободном государстве, ещё только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство.

Основы общественного и государственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждый штат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и управляющимся своим выборными представителями. И в частном, и в союзном устройстве штатов строго был проведён принцип разделения властей.

«Принятая в 1787г. Конституция узаконивала рабство и укрепляла его экономические и политические позиции во вновь образованном государстве – Соединенные Штаты Америки».

В дальнейшем, на основании Конституции, законодательные органы страны и отдельных штатов приняли сотни актов, укрепивших в США институт рабства.

В годы первой Американской революции рабство было запрещено на севере США. Американские демократы, впрочем, как и многие умеренные основатели США, уповали на достаточно скорую смерть рабства и в южных штатах, возлагая особые надежды на фундаментальную естественную причину – методично нараставшую убыточность рабовладения. Однако экономические перипетии рубежа XVIII –XIX вв. нанесли по их надеждам сокрушительный удар.

Стремительное развитие промышленного переворота в Англии, происходившего в первую очередь в лёгкой промышленности, вызвало беспрецедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце XVIII века, хлопкоочистительной машины резко повысило производительность и рентабельность плантационной рабовладельческой системы.

В первой четверти XIX в. вследствие бурного развития ткацких фабрик в самих США плантационное рабство получило ещё один стимул для своего роста. Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и был поименован ни много ни мало «королём». Об отмирании, а тем более ликвидации «короля-хлопка», а следовательно, плантационного рабства, в таких условиях не могло быть и речи.

Эксплуатация рабов становилась всё более изощрённой, а плантаторы обрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистическим формам эксплуатации рабочей силы на Юге, необходимо, прежде всего, отнести специализацию ряда штатов на «разведении» рабов для последующей продажи и саму работорговлю. «Разведение» чернокожих рабов в южных штатах для последующей продажи приобрело особенно широкий размах, превратившись в настоящую индустрию, после прекращения с 1808г., как это предусматривалось федеральной Конституцией, ввоза рабов в США извне. Правительство США не осмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, более того, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, что приносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка.

В отношении рабства на Юге допускались только апологетические высказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства, взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на Севере США. В 1830-1840-х гг. наибольшей известностью среди идеологов рабства пользовался Д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кэлхун, является первоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальных отношений и политической организации: отмени его, и тут же случится апокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу рабства безрассудны: плохое оно или хорошее, рабовладение должно быть сохранено.

Таким образом, в США сложилась особая ситуация: рабство существовало в стране, которая развивалась по капиталистическому пути, не испытывая пережитков феодализма, - в стране, где торжественно провозглашались лозунги свободы, человеческого достоинства и неотчуждаемых прав гражданина. Поэтому рабство здесь возникло в такой форме, которой прежде история не знала.

Борьба за отмену рабства имеет почти столь же длинную историю, как и само рабство. Во всяком случае, в XVIII веке сторонников отмены этого института в США уже хватало. Главным образом они были уроженцами Севера, где к началу XIX века, в основном по экономическим причинам, рабство было отменено. Среди южан противники рабовладения тоже встречались. В разное время против рабства выступали такие знаменитые граждане Юга, как Вашингтон, Тайлер и Ли (отец генерала Ли - военного вождя Конфедерации, который также не испытывал к рабовладению горячей любви). Однако на протяжении почти всей первой половины XIX столетия аболиционизм оставался уделом фанатиков и одержимых вроде Джона Брауна. Массового движения не было. Более того, прорабовладельческие симпатии были очень сильны и в северных штатах, например, в Иллинойсе, где в 1840 году проживал 331 раб. Схожая ситуация была и в Индиане, где население высказывалось в пользу легализации рабства. В Огайо суды присяжных часто выносили решения в пользу рабовладельцев, требовавших возвращения беглых рабов.

В 1848г. партия Фри сойл, выступившая с оппозицией двухпартийной системе по вопросу о рабстве, выдвинула гораздо более мягкие требования. Эта партия, сформулировавшая крылатый лозунг «Свободная земля, свободный труд, свободные люди», который вскоре стал девизом всех противников рабства, в конкретной программе ограничивалась требованием запрета распространения рабства на новые территории. Но фрисойлеры не могли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов.

В 1854-1856гг. в США произошла перегруппировка партийно-политической системы, вигов вытеснила новая Республиканская партия. В течение двух лет Республиканская партия, явившаяся с идеологической точки зрения преемницей Фри сойл, решительно потеснила Американскую партию в качестве третьей политической силы, отняла значительную часть сторонников у Демократической и Вигской партий и взломала двухпартийную систему «демократы – виги».

В 1854г. Конгресс США принял закон Канзас-Небраска. Закон Канзас-Небраска был предложен С. Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приёме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Законопроект Дугласа наносил сокрушительный удар по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приёма новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретает силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небраске, ни в Канзасе.

Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства, ни жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Канзас-Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельчкеского Юга.

1854год, превратив рабство из «фигуры умолчания» в главный вопрос национальной политики, способствовал быстрой поляризации сторонников и противников рабства, а также их радикализации.

Закон Канзас-Небраска не был случайностью, а подвёл итог длительным, подспудно развивавшимся экспансионистским устремлениям южных рабовладельцев. Рабовладельческой системе становилось всё более тесно – и географически, и экономически, и политически. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком пространстве.

Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники Демократической партии. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для легализации рабства даже в свободных штатах.

С 1854г. оппозицию рабству возглавила Республиканская партия, вытеснившая из двухпартийной системы вигов. Республиканцы предполагали в перспективе отмену рабовладения на территории США в целом и исходили из того, что бесконечное сосуществование свободы и рабства невозможно. И хотя непосредственного требования о ликвидации рабства на Юге Республиканская партия вплоть до 1862г. не выдвигала, её антирабовладельческая стратегическая линия просматривалась чётко. Во второй половине 1850-х гг. она была выражена Линкольном с помощью крылатой библейской фразы: «Дом, разделившийся внутри себя, не устоит». Линкольн раз за разом повторял, что США не смогут существовать, оставаясь наполовину свободными и наполовину рабовладельческими.

Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении чёрных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках А. Линкольна. Он неоднократно заявлял, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на чёрных, но он же, идя на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную позицию в вопросе о том, какими реальными гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобождённые рабы.

Нарастание радикальных начал в позиции республиканской партии сопровождалось углублением консервативной реакции со стороны рабовладельческих штатов. Стремительно нараставшие агрессивность и реакционность рабовладельческого класса имели следствием не только углубление пропасти между Югом и Севером, но и возникновение раскола в Демократической партии, являвшейся главной политической защитницей рабовладения на общенациональном уровне. Накануне президентских выборов 1860г. демократы разделились, по сути, на две партии: южная фракция отстаивала легализацию прав рабовладения в любой части США, даже независимо от волеизъявления местных жителей, а северная фракция во главе с С. Дугласом доказывала, что рабовладение может быть санкционировано только волеизъявлением избирателей. Раскол демократов стал важной причиной победы на президентских выборах 1860г. Республиканской партии во главе с А. Линкольном. В ответ на победу республиканцев южане заявили о выходе их Союза и образовании собственного государства.

Конфликт Севера и Юга, приобретший характер антагонизма двух разнородных общественно-политических систем, завершился Гражданской войной 1861-1865гг. Гражданская война, в свою очередь, разделилась на два этапа.

На первом этапе 1861-1862гг. – Линкольн и его правительство подчёркивали, что война ведётся с целью восстановления единства федерального Союза, а не ликвидацию рабства.

Линкольн отвергал право выхода какого-либо штата из Союза, а в отношении рабства ограничивался требованием запрета его на новых территориях. Но и эти формулировки были для южан, обратившихся к энергичным и успешным военным действиям, совершенно неприемлемы.

На втором этапе – конец 1862-1865гг. – Линкольн стал призывать к отмене рабства в США, что резко повлияло на характер войны. В войне наступил перелом, и она завершилась полным разгромом южных рабовладельцев.

В книге В. Кремера, Г. Тренклера «Лексикон популярных заблуждений» отмечено следующее: Причиной гражданской войны, которая велась между южными и северными штатами Америки в 1861-1865 годах, не была проблема освобождения рабов (по крайней мере, она не была непосредственной причиной). Война была вызвана решимостью Севера во что бы то ни стало предотвратить раскол страны и отделение южных штатов. К началу войны у президента Линкольна была только одна забота – единство нации. Об освобождении рабов в южных штатах, стремившихся стать независимыми, он вовсе не думал или считал это второстепенным.

Сам Линкольн отнюдь не относился к аболиционистам. Он неоднократно обещал южным штатам, стремившимся к независимости, не вмешиваться в их дела, в том числе и в вопросы рабства. Чтобы сохранить единство нации, он обещал южанам, что закон о выдаче беглых рабов будет действовать и на севере, где рабства не было. Как раз в этом - в защите центрального правительства от центробежных региональных интересов - видел Линкольн свою главную задачу. Ему самому рабство было противно, но ради его отмены он никогда не начал бы войны.

Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество - а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу - теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и - война тем самым была выиграна.

Первого января 1863г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в четырёх лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США: им воспользовались 100тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера.

В январе 1865г. Конгресс США одобрил тринадцатую поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всех США (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.

Среди всех реформ Реконструкции наиболее весомыми оказались политические. Две поправки к федеральной Конституции, оказавшиеся одними из самых демократических за всю американскую историю.

Четырнадцатая поправка, вступившая в силу в 1868 г. провозглашала равенство юридических и политических прав всех американцев, независимо от цвета кожи, позволяла федеральному правительству «наказывать» штаты за её нарушение. На основании этой поправки федеральное правительство могло ввести в любой штат войска для защиты прав чернокожих.

Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870г., развивала предыдущую и запрещала федерации и штатам лишать граждан той или иной расы избирательного права. На основании этих поправок, как и других демократических законов, чёрные американцы существенно расширили свои права и возможности не только в политической, но также в социальной и экономической сферах. В результате выросли, хотя и остались существенно ниже, чем у белых, заработки и доходы чернокожих рабочих, арендаторов, фермеров. Чернокожие стали приобщаться и к классу собственников, хотя здесь их успехи были гораздо скромнее, чем у белых. Их белые защитники добивались отмены «чёрных кодексов», подавления организаций Ку-клукс-клана, других проявлений расизма.

К началу 1870-х гг. опасность реставрации рабовладельческого строя на Юге была ликвидирована, а утверждение буржуазно-либерального миропорядка гарантировано. Произошла смена политических, а в значительной мере также экономических и социальных элит. Место бывшего рабовладельческого класса занял новый политический класс, по преимуществу из рядов активистов Республиканской партии и её радикального крыла.

Эта сложная и быстрая трансформация означала, помимо всего прочего, радикальную метаморфозу мировидения белых друзей чёрной расы. Утвердившись в рядах экономической и политической элиты, они всё более действовали и мыслили в соответствии с интересами своей экономической и политической выгоды и всё меньше руководствовались идеальными соображениями, которые были присущи многим из них в предшествующий период. Обязательства перед чёрной расой, которая помогла им стать новой элитой, их всё более тяготили. Погружённость в собственные интересы стала всепоглащаюшей. Имена бывших идеалистов всё чаще всплывали в связи с громкими скандалами, связанными с коррупцией, грязными экономическими махинациями. На смену Революции пришёл Термидор – завершающая фаза большинства революционных эпох. Американский термидор не отменил основопологающих социально-экономических и политических сдвигов революционной эпохи, а подчинил их преимущественно интересам элит, возвысившихся благодаря революции.



Африканских рабов на территорию современных Соединенных Штатов Америки начали ввозить в XVII веке. Первое постоянное поселение английских колонистов в Америке — Джемс-таун — было основано в 1607 году. А через двенадцать лет, в 1619 году колонистами была приобретена у португальцев небольшая группа африканцев ангольского происхождения. Хотя формально эти чернокожие не являлись рабами, а имели длительные контракты без права расторжения, именно с этого события принято отсчитывать историю рабовладения в Америке. Вскоре система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 году в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 года в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей. Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д.

Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе на юге Северной Америки, где устраивались крупные земледельческие хозяйства — табачные, рисовые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге.

Ввозимые в Америку черные рабы были в своем большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной Африки, а также Северной Африки и о-ва Мадагаскара. Среди них были негры племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы, банту и др.

До конца XVII века торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 году эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей. Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 года, когда Англия добилась права асиенто — исключительного права торговли неграми-рабами.

В Африке было создано агентство работорговцев, которые сгоняли рабов и готовили их к продаже. Эта организация достигла дальних точек Африки, на нее работали много людей, включая вождей племен и деревень. Вожди либо продавали своих соплеменников, либо устраивали нападения на враждебные им племена, брали пленников, а потом их продавали в рабство. Пойманных негров связывали по двое и вели через леса к побережью.

Вдоль западного побережья Африки от Зеленого мыса до экватора выросли фактории, куда партиями сгоняли рабов. Там, в грязных, тесных бараках ожидали они прихода невольничьих кораблей. Когда приходило судно за «живым товаром», агенты начинали договариваться с капитанами. Каждого негра лично показывали. Капитаны заставляли негров двигать пальцами, руками, ногами и всем телом, чтобы удостовериться, что у него не было переломов. Даже зубы проверялись. Если зубов не хватало, то за негра давали меньшую цену. Каждый негр стоил примерно 100 галлонов рома, 100 фунтов пороха или же 18−20 долларов. Женщины до 25 лет, беременные или нет, стоили полную цену, а после 25 лет теряли четверть стоимости.

Когда сделки заканчивались, рабов начинали в лодках перевозить на корабли. Перевозили по 4−6 негров за один раз. На борту корабля негров разделяли на три группы. Мужчин загружали в один отсек. Женщин в другой. Детей оставляли на палубе. Везли рабов на кораблях, специально сконструированных, чтобы «напихать» в трюм побольше живого товара. Небольшие парусники того времени ухитрялись перевозить за один рейс по 200, 300, даже по 500 рабов. А на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 рабов. Как говорили сами работорговцы, «негр не должен занимать в трюме места больше, чем в гробу».

2 В пути

Суда находились в пути 3−4 месяца. Все это время рабы находились в ужасных условиях. В трюмах было очень тесно, негры были скованы кандалами. Воды и пищи было очень мало. Рабов и не думали выводить для отправления нужды из трюма. В темноте невольничье судно легко было отличить от любого другого — по исходящему от него тяжелому зловонию. Молодые негритянки часто подвергались изнасилованиям со стороны капитана и команды. Неграм коротко подстригали ногти, чтобы они не могли разодрать друг другу кожу. Большое количество драк возникало между мужчинами, когда они пытались разлечься немного поудобней. Тогда в дело шел хлыст надсмотрщика.

Рабы массами гибли во время перевозок. На одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге — задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству.

3 Америка

По прибытию в Америку рабов сначала подкармливали, лечили, а потом уже продавали. Впрочем, некоторые старались купить рабов побыстрее: ведь по мере того, как невольник отдыхал от «путешествия», стоимость повышалась. Цены на рабов менялись со временем. Например, в 1795 году цена составляла 300 долларов, к 1849 году она возросла до 900 долларов, а накануне гражданской войны достигла 1500−2000 долларов за одного раба.

Рабов ввозили главным образом для табачных и хлопковых плантаций южных штатов. Их выгоняли на работу партиями, они работали до 18−19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали собак. Средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX веке — 7 лет. Немного лучше были условия у тех рабов, которые служили прислугой, кухарками, нянями.

Рабы не имели никаких прав и свобод и считались имуществом владельца, с которым хозяин может делать все, что угодно, без какого-либо преследования со стороны закона. Принятый в 1705 году «Кодекс рабов Вирджинии» запрещал рабам покидать плантации без письменного разрешения. Он санкционировал порки, клеймение и нанесение увечий в качестве наказания даже за незначительные прегрешения. Некоторые кодексы запрещали обучать рабов грамоте. В Джорджии это преступление каралось штрафом и/или поркой, если провинившийся был «рабом-негром или цветным свободным человеком». Бежавшему и пойманному рабу отрезали уши, за невыполненную работу отрубали руки и ноги его детям. Рабовладелец мог, при желании, убить своего раба, правда трудоспособных рабов убивали редко.

Рабам запрещали передвигаться группами более чем в 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший негра вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью. В случае, если негр пытался защищаться или ответить на удар, он подлежал казни. За нахождение вне дома после 9 часов вечера негров в Виргинии подвергали четвертованию.

Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко они поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле. Но и на плантациях, где жили негры, привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага — плантаторов. За период с 1663 по 1863 года было зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров. Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам.

Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Негры бежали в леса, к индейцам, на Север, где к концу XVIII века рабство было упразднено. Не менее 60 тыс. беглецов достигло северных штатов в период с 1830 по 1860 г.

Конечно, условия жизни каждого конкретного раба зависили от его хозяина. В 1936—1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. В результате было опубликовано «Собрание рассказов бывших рабов». По этим рассказам очень хорошо видно, что негры жили по-разному, кому-то везло больше, кому-то меньше. Вот рассказ 91-летнего Джорджа Янга (Ливингстон, штат Алабама): «Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не давали. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там мы радовались и кричали, и нас никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую — к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской — такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: «Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!» А если кто не шел, его били».

А вот воспоминание Найси Пью (85 лет, Мобил, штат Алабама): «Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»

Принятый в 1705 году "Кодекс рабов Вирджинии" гласил: "Все рабы из числа негров, мулатов и индейцев в доминионе... считаются недвижимым имуществом. Если раб сопротивляется своему хозяину... применяющему к таковому рабу исправительные меры, и если в ходе исправления раб оказывается убитым... хозяин освобождается от всякого наказания... как будто ничего подобного не случилось вовсе."
Этот кодекс также запрещал рабам покидать плантации без письменного разрешения. Он санкционировал порки, клеймение и нанесение увечий в качестве наказания даже за незначительные прегрешения.
Некоторые кодексы запрещали обучать рабов грамоте. В Джорджии это преступление каралось штрафом и/или поркой, если провинившийся был "рабом-негром или цветным свободным человеком".
Хотя участь американских рабов была тяжелой, материальные условия, в которых они трудились, во многом были сопоставимы с теми, что испытывали в те же времена многие европейские рабочие и крестьяне. Но существовала и разница. Рабы были лишены свободы.




Первые негры были привезены в Америку в качестве законтрактованных (indentured) работников, но очень скоро система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 г. в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 г. в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей.
Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д. Так негры стали рабами.
До конца XVII в. торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 г. эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей.
Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 г., когда Англия добилась права асиенто - исключительного права торговли неграми-рабами. Негров ловили, покупали, на них обменивали товары, их грузили в зловонные трюмы кораблей и везли в Америку.





Рабы массами гибли в бараках факторий и во время перевозок. Но хотя на одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге - задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству, - торговцы рабами получали баснословные барыши: спрос на негров был так велик, а рабы были так дешевы и так быстро окупали себя.
Негры были настолько дешевы, что плантаторам было выгоднее за короткий срок замучить раба на непосильной работе, чем эксплуатировать его дольше, но осмотрительнее. Средняя продолжительность жизни раба на плантациях в некоторых районах Юга не превышала шести-семи лет.
Несмотря на запрещение ввоза рабов в 1808 г., работорговля не прекратилась. Она просуществовала в скрытой форме вплоть до официального освобождения негров во время гражданской войны 1861-1865 гг. Негров ввозили теперь контрабандой, что еще больше увеличивало смертность при перевозке.
Подсчитано, что с 1808 по 1860 г. в Соединенные Штаты было доставлено контрабандой около полумиллиона рабов. Предметом торговли стали, кроме того, негры, специально выращиваемые на продажу в некоторых рабовладельческих штатах Юга (особенно в Южной Каролине и Виргинии).





Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко негры поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле.
Но и на плантациях, где жили негры привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага - плантаторов. Так, уже в 1663 и 1687 гг. были раскрыты крупные заговоры негров в Виргинии, а в 1712 г. гарнизону Нью-Йорка с большим трудом удалось предотвратить захват города восставшими рабами - неграми.
За период с 1663 по 1863 г., когда рабство негров было отменено, зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров, в том числе такие крупные, как восстания под руководством Като (1739) в Стоно (Южная Каролина), Габриэля, иногда называемого по имени хозяина Габриэлем Проссером (1800), в Хенрико (Виргиния), Денмарка Вези (1822) в Чарлстоне (Южная Каролина) и Ната Тёрнера (1831) в Саутгемптоне (Виргиния).
Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам. "Вся общественная система в южных штатах, - замечает Ф. Фонер, - держалась на прямом подавлении негров силой оружия".





Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Бегство требовало от негра большой смелости и мужества, - ведь если беглого раба ловили, ему отрубали уши, а иногда, если он оказывал вооруженное сопротивление, и руки, или клеймили его раскаленным железом.
Особенно массовыми стали побеги рабов с плантаций во время революции 1774-1783 гг. Негры сыграли важную роль в борьбе американских колоний против английского владычества.
Джордж Вашингтон, долгое время не решавшийся вербовать негров в солдаты, в 1776 г. был вынужден прибегнуть к этой мере ввиду наступления англичан и общего тяжелого положения в стране. По некоторым подсчетам, в армии Вашингтона было не менее 5 тыс. негров.







Изобретение хлопкоочистительной машины (джина), во много раз ускорившей очистку хлопка, вызвало подъем хлопководства и значительно увеличило спрос на рабов, а начало промышленного переворота в Европе, а затем и в Соединенных Штатах, еще более усилило спрос и на хлопок, и на рабов.
Цена на раба с 300 долларов в 1795 г. возросла до 900 долларов в 1849 г. и до 1500-2000 долларов накануне гражданской войны. Резко усилилась интенсификация рабского труда и эксплуатация рабов.
Всё это привело к новому обострению и к новому подъему освободительного движения негров. Волна восстаний негров, охватившая в первой половине 19 в. весь юг США, была связана, кроме того, с революционным движением негров в Вест-Индии в конце 18-го и в начале 19-го в.




К середине XIX в. рабство изжило себя. Изобретение прядильных машин, введение различных технических усовершенствований повысили производительность труда в промышленности и резко увеличили потребность в хлопке. Труд рабов, даже при условии жесточайшей его эксплуатации, оставался малопроизводительным, продуктивность его не соответствовала новым требованиям промышленности.
Однако плантаторы не собирались добровольно отказаться от власти. В 1820 г., в результате Миссурийского компромисса, они добились установления границы рабства по 36°30" северной широты. В 1850 г. под нажимом плантаторов Конгресс принял новый закон о беглых рабах, гораздо более суровый, чем закон 1793 г.



Предгрозовой вспышкой гражданской войны в Соединенных Штатах была гражданская война в Канзасе, за которой последовало восстание Джона Брауна (1859). Браун (1800-1859), белый фермер из Ричмонда (Огайо), видный аболиционист и деятель "тайной дороги", задумал совершить поход в Виргинию, поднять всеобщее восстание рабов и образовать в горах Мэриленда и Виргинии свободный штат как базу для борьбы за освобождение всех рабов.
В ночь на 16 октября 1859 г. Браун с небольшим отрядом в 22 человека (из них пять негров) двинулся на г. Харперс- Ферри и захватил арсенал. Однако поход Джона Брауна оказался недостаточно подготовленным. Оставшись без поддержки, отряд Брауна был окружен и после ожесточенного сражения разгромлен.
Тяжелораненный Джон Браун был захвачен в плен, обвинен в государственной измене и подстрекательстве рабов к мятежу и приговорен к повешению. В своей последней речи на суде Браун отверг все предъявленные ему обвинения и признал себя виновным только в одном - в намерении освободить рабов.
Казнь Джона Брауна вызвала взрыв возмущения во всем мире, и приблизила кризис, который разразился в 1861 г. Первый удар нанесли плантаторы: в 1860 г., после избрания президентом А. Линкольна, представителя Севера, они объявили о выходе ряда южных штатов из состава Союза, а в начале 1861 г. атаковали войска северян у форта Самтер. Так началась гражданская война Севера и Юга.








После победы северян и освобождения негров важнейшим вопросом стал вопрос о перестройке всей политической и экономической жизни на Юге, вопрос о реконструкции Юга. В марте 1865 г. было учреждено Бюро по делам беженцев, освобожденных негров и покинутых земель.
Однако негры были освобождены без выкупа, но и без земли, без средств к существованию. Крупное плантационное землевладение не было уничтожено, политическая власть рабовладельцев была лишь на некоторое время поколеблена, но не сломлена.
И хотя негры сами с оружием в руках принимали участие в борьбе за свое освобождение, хотя свыше 200 тыс. негров сражалось в армии северян и 37 тыс. из них пали в этой войне, - негры не получили ни настоящей свободы, ни, тем более, равноправия.
Освободившись от рабства у плантаторов, они попали в кабалу к тем же плантаторам и были вынуждены на кабальных условиях работать у своих прежних хозяев наемными рабочими или арендаторами. "Рабство отменено, да здравствует рабство!", - так определил положение один из реакционных деятелей той эпохи.





После убийства Линкольна 14 апреля 1865 г. и прихода к власти Э. Джонсона, проводившего политику уступок по отношению к плантаторам, реакция в южных штатах вновь подняла голову. В 1865-1866 г. в различных штатах Юга были введены так называемые "черные кодексы" (Black codes), по существу восстанавливавшие рабство негров.
Согласно закону о подмастерьях (Apprentice law), все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей (poor minors), отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.
Негры допускались только к самым тяжелым и грязным работам. Во многих штатах существовали законы о бродяжничестве (Vagrant laws), по которым негры, не занятые на постоянной работе, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады или насильственно возвращались на работу к прежним плантаторам.
Законы о бродяжничестве применялись крайне широко, и им всегда давалось толкование, угодное плантаторам. В южных штатах процветала система кабального пеонажа, использования труда арестантов, которые часто приковывались к одной цепи и должны были выполнять работы по прокладке дорог или другие тяжелые работы, проводившиеся в том или ином штате.



В 1867-1868 гг. конгресс утвердил законы о реконструкции Юга, в соответствии с которыми южные штаты разделялись на пять военных округов и там вводилась военная диктатура, осуществляемая войсками северян. Штаты избирали свои временные органы власти на основе всеобщего избирательного права (включая негров), причем конфедераты, бывшие активные участники мятежа, лишались права голоса.
Негры оказались избранными в законодательные учреждения ряда штатов. Так, Г. Эптекер указывает, что в штате Миссисипи после выборов 1870 г. в палате представителей было 30 негров, а в сенате - пять.
Но основная задача революции - перераспределение земли, уничтожение плантационного хозяйства, а тем самым и политической и экономической мощи и засилия рабовладельцев, - решена не была. Это дало возможность реакции в южных штатах собрать силы и перейти в наступление.
Начали создаваться многочисленные террористические группы, совершавшие убийства, избиения и другие акты насилия против негров и их белых союзников и разжигавшие расовую ненависть.




Добившись осуществления своих целей и боясь дальнейшего углубления революции, буржуазия Севера пошла на сделку с рабовладельцами для организации единого фронта против рабочего и фермерского движения и национально-освободительной борьбы негритянского народа.
К 80-м годам XIX в. оформился сговор между крупными капиталистами Севера и плантаторами Юга, который носит в истории название компромисса, или предательства, Хейса - Тильдена (1877).
Хейс - кандидат в президенты от республиканской партии, партии северной буржуазии, получил поддержку плантаторов и был избран президентом после того, как обещал вывести с Юга войска северян. Этим компромиссом закончился период реконструкции.



Большинство негров в качестве издольщиков продолжало работать на хлопковых полях и на фермах, часто принадлежавших прежним хозяевам или их детям. Система издольщины, сложившаяся в южных штатах после гражданской войны, полностью отдавала арендатора на милость землевладельца.
У издольщика не было никакой собственности, ни земли, ни средств производства, ни скота, ни денег, ничего, кроме рабочих рук. Издольщики жили в глубокой нищете, платя плантатору за право пользоваться землей половину, а иногда и две трети урожая.