Болезни Военный билет Призыв

Психометрия. Упражнения на развитие психометрических способностей. Понятие, сущность и задачи психометрии

Психометрия (психометрика) -- дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон , известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой . Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта .

Психометрист Луис Тёрстоун , основатель и первый президент Психометрического общества, в 1936 году разработал теоретический подход к измерению, который известен как закон сравнительных суждений . Этот подход тесно связан с психофизическими теориями Эрнста Вебера и Густава Фехнера . Также, Спирмен и Тёрстоун внесли большой вклад в развитие факторного анализа .

Карл Пирсон , Генри Кайзер , Джордж Раш , Джонсон О"Коннор , Фредерик Лорд , Ледьярд Тюкер , Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии.

Область психометрии.

Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным.

Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности , оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

Определение понятия «измерение» в социальных науках.

Определение измерения в социальных науках имеет долгую историю. В настоящее время широкое определение, предложенное Стэнли Смит Стивенсом (1946), гласит, что измерение «приписывание чисел объектам или событиям по некоторому правилу». Это определение было представлено в работе, в которой Стивенс предложил четыре уровня измерения.

Хотя это определение имеет широкое распространение, оно отличается от более классического определения измерения, принятого в физике, которое гласит, что измерение -- это численная оценка и выражение одной величины по отношению к другой (Мишель, 1997).

Действительно, определение Стивенса было выдвинуто в ответ Британскому Комитету Фергюсона, председатель которого, А. Фергюсон, был физиком. Комитет был назначен в 1932 году Британской ассоциацией для содействия развитию науки в исследовании возможности количественной оценки сенсорных восприятий. Хотя ее председатель и другие члены были физиками, комитет также включал нескольких психологов.

Доклад Комитета подчеркнул важность определения измерения. В то время как ответ Стивенса заключался в том, чтобы предложить новое определение, которое окажет значительное влияние на эту область, это был не единственный ответ на доклад.

Другой, кардинально отличающийся, ответ призывал принять классическое определение, как это отражено в следующем заявление: "Измерение в психологии и физике, ни в каком смысле не различны.

Физики могут проводить измерения тогда, когда они могут найти операции, с помощью которых можно обнаружить необходимый критерий. Психологи могут не беспокоиться о таинственных различиях в значении «измерения» в двух науках".

Эти различные точки зрения отражены в альтернативных подходах к измерению.

Например, методы, основанные на ковариационной матрице, как правило, используют числа, такие как сырые баллы, как измерение.

Такой подход неявно влечет за собой определение Стивенса, которое требует только то, что номера присваиваются по некоторому правилу.

Таким образом, основной задачей исследований, как правило, считается открытие связей между показателями, и факторов, положенных в основу этих связей.

С другой стороны, когда используется измерительная модель такая, как модель Раша, номера не присваиваются на основе правил.

Вместо этого, в соответствии с заявлением Риз выше, конкретные критерии для измерения указаны, а цель состоит в построении процедур или операций, которые предоставляют данные, отвечающие соответствующим критериям.

Измерения оцениваются на основе моделей, и испытания проводятся для того чтобы удостовериться в том, были ли выполнены соответствующие критерии.

Психометри́я (психометрика) - дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом психодиагностики [ ] . В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно:

  1. создание инструментов и построение процедур измерения;
  2. развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон , известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой . Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта .

    Карл Пирсон , Генри Кайзер, Джордж Раш , Джонсон О’Коннор , Фредерик Лорд , Ледьярд Тюкер, Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии.

    Область психометрии

    Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности , оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

    Определение понятия «измерение» в социальных науках

    Определение измерения в социальных науках имеет долгую историю. В настоящее время широкое определение, предложенное Стэнли Смит Стивенсом (1946), гласит, что измерение «приписывание чисел объектам или событиям по некоторому правилу». Это определение было представлено в работе, в которой Стивенс предложил четыре уровня измерения. Хотя это определение имеет широкое распространение, оно отличается от более классического определения измерения, принятого в физике, которое гласит, что измерение - это численная оценка и выражение одной величины по отношению к другой (Мишель, 1997).

    Действительно, определение Стивенса было выдвинуто в ответ Британскому Комитету Фергюсона, председатель которого, А. Фергюсон, был физиком. Комитет был назначен в 1932 году Британской ассоциацией для содействия развитию науки в исследовании возможности количественной оценки сенсорных восприятий. Хотя её председатель и другие члены были физиками, комитет также включал нескольких психологов. Доклад Комитета подчеркнул важность определения измерения. В то время, как ответ Стивенса заключался в том, чтобы предложить новое определение, которое окажет значительное влияние на эту область, это был не единственный ответ на доклад. Другой, кардинально отличающийся, ответ призывал принять классическое определение, как это отражено в следующем заявление: "Измерение в психологии и физике ни в каком смысле не различны. Физики могут проводить измерения тогда, когда они могут найти операции, с помощью которых можно обнаружить необходимый критерий. Психологи могут не беспокоиться о таинственных различиях в значении «измерения» в двух науках ". (Риз, 1943, стр. 49)

    Эти различные точки зрения отражены в альтернативных подходах к измерению. Например, методы, основанные на ковариационной матрице, как правило, используют числа, такие как сырые баллы, как измерение. Такой подход неявно влечет за собой определение Стивенса, которое требует только то, что номера присваиваются по некоторому правилу. Таким образом, основной задачей исследований, как правило, считается открытие связей между показателями, и факторов, положенных в основу этих связей.

    С другой стороны, когда используется измерительная модель такая, как модель Раша, номера не присваиваются на основе правил. Вместо этого, в соответствии с заявлением Риз выше, конкретные критерии для измерения указаны, а цель состоит в построении процедур или операций, которые предоставляют данные, отвечающие соответствующим критериям. Измерения оцениваются на основе моделей, и испытания проводятся для того, чтобы удостовериться в том, были ли выполнены соответствующие критерии.

    Нормирование тестов

    Нормирование тестов - составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале.

    Существуют 4 основные стратегии приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (например, случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о., чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку). При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения. Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве «связывающего» теста, который позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале. При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются несколько «анкерных заданий», выполняющих функцию такого «связывающего» теста.

    Требования к тестированию

    Надежность и валидность имеют отношение к обобщаемости показателей тестов - определению того, какие выводы по тестовым показателям являются обоснованными. Надежность касается выводов о согласованности измерения. Согласованность определяется по-разному: как временная устойчивость, как сходство между предположительно эквивалентными тестами, как однородность в рамках одного теста или как сравнимость оценок, выносимых экспертами. При использовании метода «тест-ретест» надежность теста устанавливается путём повторного его проведения с той же группой спустя определенный промежуток времени. Затем два полученных набора показателей сравниваются с целью определения степени сходства между ними. При использовании метода взаимозаменяемых форм, на выборке обследуемых проводятся два параллельных измерения. Привлечение экспертов («оценщиков») к оценке качества параллельных форм теста дает меру надежности, наз. надежностью оценщиков. Этот метод часто применяют, когда есть необходимость в экспертной оценке.

    Валидность характеризует качество выводов, получаемых на основе результатов проведения измерительной процедуры.

    Валидность рассматривается как способность теста отвечать поставленным целям и обосновывать адекватность решений, принятых на основе результата. Недостаточно валидный тест не может считаться инструментом измерения и использоваться на практике, поскольку зачастую полученный результат может серьёзно влиять на будущее тестируемого.

    Выделяется три вида валидности тестов.

    Конструктная (концептуальная) валидность . Её требуется определить, если тест измеряет свойство, имеющее абстрактный характер, то есть не поддающееся прямому измерению. В таких случаях необходимо создание концептуальной модели, которая бы объясняла данное свойство. Эту модель и подверждает или опровергает тест.

    Критериальная (эмпирическая) валидность . Показывает, насколько соотносятся результаты теста с неким внешним критерием. Эмпирическая валидность существует в двух видах: текущая критериальная валидность - корреляция результатов теста с выбранным критерием, существующим в настоящее время; прогностическая критериальная валидность - корреляция результатов с критерием, который появится в будущем. Определяет, насколько тест предсказывает проявление измеряемого качества в будущем, учитывая влияние внешних факторов и собственной деятельности тестируемого.

    Содержательная валидность . Определяет, насколько соответствует тест его предметной области, то есть измеряет ли он качество, для измерения которого предназначен, у репрезентативной выборки. Чтобы поддержать содержательную валидность теста, необходимы его регулярные проверки на соответствие, так как реальная картина проявления определённого качества может меняться у выборки с течением времени. Оценка содержательной валидности должна произвдится экспертом в предметной области теста.

    Процесс валидизации теста должен представлять собой не сбор доказательств его валидности, а комплекс мер по повышению этой валидности.

    Большинство процедур анализа заданий предполагают: а) регистрацию числа испытуемых, давших правильный или неправильный ответ на определенное задание; б) корреляцию отдельных заданий с др. переменными; в) проверку заданий на систематическую ошибку (или «необъективность»). Долю испытуемых, справившихся с заданием теста, наз., возможно не вполне точно, трудностью задания. Способ улучшить задания - подсчитать процент выбора каждого варианта ответа на задание с множественным выбором; полезно также вычислить средний тестовый показатель испытуемых, выбравших каждый вариант. Эти процедуры позволяют контролировать, чтобы варианты ответов выглядели правдоподобными для неподготовленных испытуемых, но не казались правильными наиболее знающим. Отбор заданий, которые сильно коррелируют с показателем полного теста, максимизирует надежность как внутреннюю согласованность теста, тогда как отбор заданий, которые сильно коррелируют с внешним критерием, максимизирует его прогностическую валидность. Описательная аналоговая модель этих корреляций называется характеристической кривой задания ; в типичных случаях - это график зависимости доли испытуемых, правильно отвечающих на вопрос, от их суммарного тестового показателя. Для эффективных заданий эти графики представляют собой положительные восходящие кривые, не снижающиеся по мере прироста способности.

    Современный

    Гуманитарный

    Университет

    Дистанционноеобразование

    Рабочий учебник

    Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________

    Факультет ____________________________________________________________________

    Номер контракта ______________________________________________________________

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    ПСИХОМЕТРИЯ: МЕТОДЫ ОДНОМЕРНОГО И МНОГОМЕРНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ

    МОСКВА 1999

    Разработано А.В.Мощенко, докт. психол. наук

    КУРС: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    Юнита 1. Общая характеристика психологического исследова ния Юнита 2. Процедуры получения и описания эмпирических данн ых Юнита 3. Метод наблюдения в психологической практике Юнита 4. Стандартные способы обработки и представления да нных

    Юнита 5. Психометрия: методы одномерного и многомерного шкалирования

    Юнита 6. Корреляционные исследования и квазиэксперимента льные планы

    Юнита 7. Эксперимент: внутренняя и внешняя валидность Юнита 8. Психодиагностика: виды надежности и валидности пр оцедур

    Рассматриваются теория и практика психологических измерений, типы измерительных шкал, виды многомерного статистического а нализа, подбор и адаптация психологических методик.

    Для студентов Современного Гуманитарного Университета

    Юнита соответствует образовательной профессиональной п рограмме ¹1

    ___________________________________________________________________________________

    (С) , 1999

    Современный Гуманитарный Университет

    стр. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

    1. Типы измерительных шкал и их описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.1. Теория психологических измерений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.2. Номинальная измерительная шкала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.3. Порядковая измерительная шкала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.4. Интервальная измерительная шкала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.5. Измерительная шкала отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.6. Практика психологических измерений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

    2. Виды многомерного статистического анализа. . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.1. Многомерное шкалирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.2. Факторный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.3. Применение факторного и кластерного анализов. . . . . . . . . . . . . 42 2.4. Дисперсионный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 2.5. Регрессионный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 2.6. Достоверность различий средних величин. . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

    3. Подбор и адаптация психологических методик. . . . . . . . . . . . . . . 47 3.1. Требования к структуре и содержанию методик. . . . . . . . . . . . . . . 47 3.2. Применение измерений в тестировании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 3.3. Алгоритм подбора и адаптации методик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 3.4. Проверка распределения признака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 3.5. Стандартизация показателей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 ГЛОССАРИЙ*

    * Глоссарий расположен в середине учебного пособия и пред назначен для самостоятельного заучивания новых понятий.

    Современный Гуманитарный Университет

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Типы измерительных шкал и их описание. Теория психологических измерений. Номинальная измерительная шкала. Порядковая и змерительная шкала. Интервальная измерительная шкала. Измерительная ш кала отношений. Практика психологических измерений.

    Виды многомерного статистического анализа. Многомерное шкалирование. Факторный анализ. Применение факторного и к ластерного анализов. Дисперсионный анализ. Регрессионный анализ. Дос товерность различий средних величин.

    Подбор и адаптация психологических методик. Требования к структуре и содержанию методик. Применение измерений в тестировании. Алгоритм подбора и адаптации методик. Проверка распределения приз нака. Стандартизация показателей.

    Современный Гуманитарный Университет

    ЛИТЕРАТУРА

    *1. Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.

    или *2. Крылов В.Ю. и др. Математические методы в современной психологии.

    Дополнительная

    *3. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.,

    *4. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. М., 1976.

    *5. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.

    *6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Отв. ред. С.Б.Крымский. Киев, 1989.

    7. Еремеев Б.А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста: Учеб. пособие. СПб., 1996.

    *8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мате матической статистики. М., 1998.

    9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебное пособие для вузов. М., 1998.

    *10. Парамей Г.В. Применение многомерного шкалирования в психологических исследованиях // Вестник Московского уни верситета. - Сер. 14, Психология. 1983. ¹ 2.

    __________________________________________________________________________________________________

    Примечание. Знаком (*) отмечены работы, использованные при составлении тематического обзора.

    Современный Гуманитарный Университет

    ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

    Алгоритм

    Построение

    порядковой шкалы методом

    балльных оценок

    исследования

    Выполнение расчетов медианы (Med)

    Получение оценки квартилей (Q1 и Q2)

    Построение порядковой шкалы

    корреляции

    1. Введение исходных данных в электронную

    между двумя

    порядковыми

    таблицу статистической системы “Stadia”

    Вхождение в меню и выбор метода

    исследования

    Вычисление

    коэффициента

    ранговой

    корреляции Спирмена (r)

    статистической

    значимости

    корреляции

    Современный Гуманитарный Университет

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

    1. ТИПЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ШКАЛ И ИХ ОПИСАНИЕ

    1.1. Теория психологических измерений

    À. Психометрические основы измерений.

    Психометрия (психометрика) - область психологической диагностики, обосновывающая требования к измерительным психодиагнос тическим методам, процедуры их разработки и применения, статистического анализа методик, адаптации их к новым условиям, интерпретации тес товых данных.

    Первоначально психометрия была направлена на измерения лишь временных характеристик психических процессов, затем об ласть измерений расширилась. Общая психометрия - раздел психометрии, направленный на решение задач измерения психологических характерист икстимула, в частности выявление общепсихологических (присущих всем людям) функциональных зависимостей между свойствами стимулов и субъективными реакциями. Понятие “стимул” здесь используется в широком смысле, как любой шкалируемый объект. Например, объективная прибавка веса г ирьки, положенной на руку, и порог субъективного ощущения увелич ения тяжести.

    Комплекс сведений о дифференциально-психологических из мерениях составляет предмет дифференциальной психометрии. В этой области психометрии числовые значения (ранги, баллы, шкальные оце нкии т. д.)

    приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциальная психометрия - раздел психометрии, направленный на анализ качественных

    è количественных индивидуальных различий по психическим свойствам, способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мыш ление и т.д.), характеристикам поведения, мотивам, эмоциональным особе нностям личности

    è äð.

    По отношению к психодиагностике и дифференциальной псих ологии психометрия выступает как методологическая дисциплина. В практическом аспекте психометрия служит обоснованием психометрическ их тестов, в которых наиболее ярко (по сравнению с другими методами пс иходиагностики) выражена направленность на количественную измерительну ю функцию теста. Знание психометрии дает необходимую критичность в поним ании ограниченности методик, в понимании тех допущений, которы е сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опросника, батареи тестов.

    Специфика измерения в психологии заключается в том, что здесь сама процедура измерения взаимодействует с объектом изм ерения, рождается в этом взаимодействии и зависит от его характеристик, меняясь вместе с ними. В физических измерениях объект измерения пассивен и не влияет на измерительный инструмент. Человек всегда активен и может применять такую тактику, которую психолог при разработке методики вовсе не предусматривал.

    При обследовании испытуемый может быть в ситуации клиента и в ситуации экспертизы. В первой ситуации он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить или фальсифицировать результаты. Во второй ситуации испытуемый старается выдержать экзамен, а для этого он осознанно контролирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете. Поэтому в ситуации экспер тизы к

    диагностическому инструменту предъявляются более жесткие требования к

    ____________________________________________________________________________________________________

    * Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходи мо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

    Современный Гуманитарный Университет

    его репрезентативности и защищенности от фальсификации, что соответствует условиям применения психодиагностических методик в цел ях профессионального психологического отбора. В соответствии с этим необходимо соблюдение достаточно строгих правил для корректного применения теста на новой популяции или в новых целях. Психолог должен провести серию предварительных психометрических экспериментов, направленных на перепроверку надежности, валидности и репре зентативности методик, так как их применение без проверки приводит к серьезным диагностическим ошибкам, в том числе попыткам осуществления прогноза по результатам теста, не проверенного на прогностическую валидность и забывая, что в этом случае ставится только текущий диагно з.

    Диапазон действия теста, как правило, довольно узок и факт ически сводится к той популяции, на которой проведена эмпирико-статистическая разработка теста, обеспечивающая его надежность, валидно стъ, репрезентативность тестовых норм.

    В последнее время появляются и развиваются новые разделы психометрии, в частности теория и практика многомерных те стов, методы факторного, дисперсионного, регрессионного анализов и др. Их задачей является построение сложных субъективных шкал. Они позво ляют обнаружить скрытые закономерности, переменные и характеристики вну тренней структуры исследуемых психологических явлений.

    Б. Основные понятия теории измерений.

    Основными понятиями теории измерений являются: измерени е, индикатор, показатель, индекс, ряды распределения, измери тельная шкала.

    Измерение - приписывание, согласно определенным правилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпиричес ких индикаторов и математических символов.

    Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта по его признакам, а также другим, недоступным прямому наблюдению и измерению, характеристикам.

    Показатель - обобщенные по заданным логическим и математическим правилам данные исследования, характеризующие изучаемо е явление (объект), которые используются для проверки гипотез, обоснования в ыводов исследования.

    Индекс - специально созданный показатель, который выражает связь, комбинацию индикаторов, служит обоснованию и проверке определенной частотной гипотезы.

    Ряды распределения – ряды чисел, получаемые в результате группировки признаков.

    Атрибутивные ряды – это ряды распределения, отражающие результат группировки объектов по качественным признакам.

    Вариационные ряды – это ряды распределения, отражающие результат группировки объектов по количественным признакам.

    Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры экс перимента.

    Как самостоятельный метод, измерение служит для выявлени я индивидуальных различий поведения субъектов и отражения ими ок ружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структ уры индивидуального опыта.

    Измерение включается в контекст эксперимента как метод р егистрации состояния объекта исследования и, соответственно, измене ния этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

    Существуют исследования, проводимые по плану временных п роб. Они,

    Современный Гуманитарный Университет

    как правило, сводятся лишь к измерениям особенностей пове дения испытуемых через различные промежутки времени. Время выс тупает в этом случае как единственная переменная, воздействующая на об ъект.

    Â чем же заключается суть психологического измерения? В п сихологии различают три основные процедуры психологического изме рения. Основанием для различения является объект измерения.

    Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от дру гого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личн ости. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или р азличия людей. Психологическое измерение становится измерением испытуемых.

    Во-вторых, исследователь может использовать измерение ка кзадачу для испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: друг их людей, стимулы или предметы внешнего мира. Часто эта процедура о казывается

    измерением стимулов.

    Â -третьих, существует процедура так называемого совместн ого измерения стимулов и людей. При этом предполагается, что “стимулы” и “испытуемые” могут быть расположены на одной оси. Поведен ие испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.

    Внешне процедура психологического измерения ничем не от личается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в пс ихологической исследовательской практике “измерение” и “эксперимент” часто используются как синонимы. Однако при проведении психологического экс перимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результа том психологического измерения является всего лишь отнесен ие испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точк е шкалы или пространству признаков.

    Â строгом смысле слова психологическим измерением можно назвать лишь измерение поведения испытуемых, то есть измерение в первом значении этого понятия.

    Психологическое измерение стимулов является задачей, ко торую выполняет не экспериментатор, а испытуемый в ходе обычног о психологического или психофизического эксперимента. В этом случае измерение используется только как методический прием наряду с друг ими методами психологического исследования; испытуемый же выполняет роль “измерительного прибора”. Поскольку результаты таких из мерений интерпретируются на основе той же модели измерений, а обр абатываются с применением тех же математических процедур, что и результ аты измерения поведения испытуемых, в психологии принято употреблять п онятие “психологическое измерение” в двух различных смыслах.

    Â настоящее время под измерением понимается конструиров ание любой функции, которая отображает эмпирическую структуру в символическую структуру. Это может быть любая структура, с помощью которой можно измерить характеристики объектов, заменив их другими, бол ее удобными в обращении (в том числе - числами).

    Основой психологических измерений является математическая теория измерений - раздел математической психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном взаимодействии с развитием процед ур психологического измерения (психометрией).

    С математической точки зрения измерением называется опе рация установления взаимно однозначного соответствия множест ва объектов и символов (как частный случай - чисел). Символы (числа) прип исываются

    Современный Гуманитарный Университет

    вещам по определенным правилам. Правила, на основании кот орых числа приписываются объектам, определяют вид шкалы измерения. Числовая система является множеством элементов с реализованными в нем отношениями и служит моделью для множества измеряемых об ъектов.

    Различают несколько типов таких систем и соответственно несколько типов шкал. Способы измерения объектов задают тип шкалы. Ш кала в свою очередь характеризуется видом преобразований, которые м огут быть отнесены к результатам измерения. Если не соблюдать это правило, то структура шкалы нарушится, а данные измерения нельзя будет осмысленно инт ерпретировать.

    Измерительная шкала - основное понятие, введенное в психо логию в 1950 г. С. Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня используетс я в научной литературе.

    Измерительная шкала (лат. scala - лестница) - основной инструмент психологического измерения, который в качестве эталона с лужит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующи х исследователя.

    Ï. Суппес и Дж. Зиппес дали классическое определение шкалы: “Пусть

    À - эмпирическая система с отношениями (ЭСО), К - числовая с истема с отношениями (ЧСО), Г- функция, которая отображает А в подсистему К. Назовем шкалой упорядоченную тройку А; К; Г”.

    Обычно в качестве числовой системы К выбирается система действительных чисел или ее подсистема. Множество А - это совокупность измеряемых объектов с системой отношений, определенной н а этом множестве. Отображение Г- правило, приписывающее каждому объекту определенное число.

    В настоящее время определение Суппеса и Зиппеса уточнено. Вопервых, в определение шкалы вводится О - группа допустимы х преобразований. Во-вторых, множество А понимается не только к ак числовая система, но и как любая формальная знаковая система, котор ая может быть поставлена в отношение с эмпирической системой. Таким обр азом, шкала - это четверка А; К; Г; О. Согласно современным представлениям, внутренней характеристикой шкалы выступает именно группа допустим ых преобразований О, а Г является лишь привязкой шкалы к конкретной ситуации измерения.

    В. Нольмерное шкалирование.

    Во многих психологических исследованиях возникает зада ча определения единственного или специального значения психологическо й переменной, аналогично, например, задаче нахождения экстремума функц ии в математике. Такое специальное значение психологической переменной называется порогом. Впервые в психологии эта проблема была поставлена Э. Герб ертом как задача определения порога сознания - критической точки перехода от совершенно неосознанного до ясного сознания. Основной вк лад в создание процедур пороговых измерений был сделан Г. Фехнером (1860), ра зработавшим первые методы пороговых измерений. Последующее развитие экспериментальной психологии показало, что порог являет ся универсальной психологической характеристикой, и пороговые измерения получили широкое распространение, особенно в исследованиях познавательн ых процессов - восприятия, внимания, памяти.

    Â связи с их специфичностью пороговые методы обычно отдел яют от остальных методов шкалирования психологических перемен ных (Вудвортс, Шлоссберг, 1958; Торгерсон, 1958). Однако это основание, разделяющ ее психологические измерительные процедуры на пороговые м етоды и методы шкалирования, является чисто содержательным, поэтому оно менее существенно, чем формальное основание, которое объединяе т их вместе.

    Â терминах теории измерений определение порога есть нахо ждение

    Современный Гуманитарный Университет

    Психометрия

    Психометри́я (психометрика) - дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

    Начало психометрии

    Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон , известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой . Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики

    Психометрия – способность ряда экстрасенсорного восприятия, которая способствует получению информации о человеке методом прикосновения к его предмету на расстоянии другим человеком. Это использование обычных органов чувств ради получения информации, как правило, не доступной через эти органы чувств.

    Психометрия в своем роде является искусством толкования психических вибраций находящихся в объекте. Пример этому наши возникшие ощущения, полученные при прикосновении к чему-то или кому-то. Умение считывать историю предмета или историю тех, кому этот предмет принадлежал, иногда называют «душевной связью».

    Человек с развитым экстрасенсорным восприятием способен получить интуитивное впечатление о местонахождении человека, касанием его предмета одежды или другого принадлежащего ему объекта. Сам объект способен хранить информацию не только о фактах жизни человека, но и о его эмоциях и действиях в событиях.

    С помощью развитого экстрасенсорного восприятия можно получить информацию о том, что было или о том, что будет или о настоящем, то, что происходит в данный момент. На самом деле с точки зрения парапсихологии эти состояния существуют в одном, потому что между тем, что было или будет — нет ощутимых границ. Одаренный психологической чувствительностью человек способен воспринимать информацию, которая скрытая от чувств обычного человека.

    Психометрия – рудиментарная форма интуиции, которая существует в нас, как продолжение пяти органов чувств, но при отсутствии практики использования мы её теряем.

    Истинно одарённым психометрическими способностями людям, как правило, нужно прикоснуться к предмету, принадлежащему изучаемому человеку. Этим предметом может быть любой предмет, полученный лично из рук изучаемого человека. Идеально подойдет кольцо, коснувшись его, психометрист получит информацию о владельце этого кольца.

    Если между читателем и темой существует взаимопонимание, экстрасенсорное восприятие работает лучше. При этом важно чтобы читатель вообще ничего не знал о предмете изучения.

    Для лучшего понимания экстрасенсорного восприятия стоит обратиться к более точным наукам. Поэтому, исходя из обоснованных физических явлений об окружающей нас энергии, выходит, что «частичка» каждого человека излучается во внешнее окружение, цепляясь за объекты в виде плёнки.

    Таким образом эта плёнка электромагнитной энергии сохраняется на предмете навсегда или до того времени, пока не будет заменена излучением энергии другого человека.

    К примеру, если взять камень с места преступления, можно с точностью определить какие события происходили в радиусе его нахождения, ведь СК-наукой установлено, что каждый объект способен постоянно хранить в себе всю информацию.

    Вот это и будет феномен психометрии.

    Упражнения на развитие психометрических способностей

    Упражнения основаны на принципах СК-науки.

    1. Для начала возьмите 20 нарезанных кусочков разных за цветом и формой бумаги и разложите их в одинаковые конверты с белой непросвечивающей бумаги.
      Затем прикладывайте е по очереди конверты ко лбу, при этом сосредоточившись называйте его содержание – цвет и форму.
    2. Для этого упражнения нужно ассистенту раскрыть все 20 конвертов и на каждой бумажке нарисовать разные геометрические фигуры. Сложив бумажки обратно в конверт, повторяем предыдущее упражнения, также прикладываем, поочередно конверты ко лбу, только называем теперь цвет, форму бумаги и изображенную геометрическую фигуру на ней.
    3. Ассистент вкладывает в конверт небольшие объекты(дерево, металл, сахар, кость и т. д.)- ваша задача назвать цвет, форму, ощущения(запах, вкус, осязание)прикладывая конверт ко лбу.
    4. Ассистент подает вам предметы незнакомого вам человека, ваша задача, прикладывая их ко лбу увидеть образ этого человека, описать его яркие жизненные события.
    5. Попросите ассистента написать на белых кусочках бумаги любые слова и положить их в конверты. Ваша задача, прикладывая сначала ко лбу, а затем, касаясь только пальцами читать содержание.
    6. Нужно учиться, идентично читать содержимое закрытой книги на любой странице, положив на ее обложку пальцы.
    7. Положив пальцы на книгу в течении 5-10 секунд нужно увидеть основное краткое её содержание.