Болезни Военный билет Призыв

Психоаналитический подход в психокоррекции. Психоаналитические подходы

З.Фрейд – венский невропатолог, автор психоанализа, сделал предположение о существовании двух важнейших сфер – это Сознание и Бессознательное. По мнению Фрейда поведение людей, их адаптация в социуме определяется бессознательной сферой, т.е. данная структура «Сознательное-Бессознательное» представляет собой модель «Айсберг», где верхушка –сознательное, то что под водой-бессознательное. Фрейд считал, что в бессозн. Попадают вытесненные из сознание мысли, желания, запрещенные обществом виды поведения, переживания, потребности и чувства. Поэтому можно сделать вывод, что поведением человека управляют бессознательные(запрещенные) мысли и ереживания. Фрейд предположил, что существуют 2 жизненноважные жнергии: 1)энергия Либидо – стремление человека к развитию, воспроизведению, энергия жизни, а так же несет в себе эротическую или сексуальную составляющую. 2) энергия Танатос – определяет стремление человека к разрушению, агрессии и отвечает за влчение к смерти.

Эти энергии должны одновременно существоватьи протекат в организме человека. Основное внимание по мнению Фрейда надо уделять эенегии Либидо. Фрейд во много предопределил изучение процессов социализации человека в обществе, счтал что с рождение и с течение жизни поведение предопределено функционированием энергии Либидо. Фиксация любой энергиимешает социализации и приводит во взрослом возрасте к дизадаптации.

Структура личности:

Ид («оно») – включает бессознательную сферу,. Принцип «удовольствия»-человек стремится здесь и сейчас реализовать свои желания и потребности. Главное: энергоспособность, именно эта структура аккумулирует энергию Либидо и опред. Психическое и физическое здоровье человека.

Эго («Я») – отвечает за сознательную жизнь человека и определяет его существование в социуме. принцип «реальность». Основные стратегии «приближения - избегания», т.е. в случае возникновения опасности человек выбирает стратегию избегания и наоборот. Осн. Функция: стремление контролировать Ид, поэтому именно Эго создает препятствия для бессознательных особенностей поведения человека, однако структура нуждается в энергии Либидо, поэтому Ид иногда проявляет себя – оговорки, ослышки, ошибочные действия, сновидения.

Супер-Эго («сверх Я») – внутриличностная совесть. "Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества.

23. Гештальтпсихология – основные феномены и закономерности. Л. Фестингер. Понимание личности в гештальтпсихологии.

    Гештальтпсихология – основные феномены и закономерности. Л. Фестингер. Понимание личности в гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология – новое направление, альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Г.пс-ия высказала мнение: человек на самом деле существует не за счет поведения, а благодаря сознательно деятельности, т.е. способности к рассуждениям и мыслительным операциям, поэтому человек является разумным. Сам создает свою картину мира, т.е. восприятие мира каждым человеком зависит от самого человека, т.е. большинство живут «вне реальности». А значит говорить о единой реальности нельзя, она для каждого своя. Гештальт рассматривает одну из важных особенностей человека – восприятие играет основную роль в жизнедеятельности людей. В случае искажения восприятия изменяется и поведение. Поведение определено след. Феноменом: «Фигура - Фон» - человек выделяет из окруж. Мира наиболее значимый объект или явление, которое становится для него своеобразной фигурой, поэтому этот объект занимает все внимание человека. Все остальное оказывается размытым и представляет своеобразный фон. Особенностью поведения человека явл. Их умение и способность перемещать свое внимание со значимой фигуры на др. объекты и в результате поведение оказывается социальным и соответствующим требованиям общества. Данный процесс получил название Гештальта. А перемещение внимания с одной фигуры на др. является показателем завершенного Гештальта. Курт Левин определил соц-псих. Феномен «незавершенного действия». Большинство людей стараются тем или иным способом завершить свои дела. Исследования Левина о незавершенных действия позволили сформулировать принципы:

      Селективность – люди выделяют для себя наиболее значимый объект в результате прошлого опыта, эмоционального состояния, ситуации в которой происходит выбор. Объект инвидуален.

      Целостность восприятия – человек стремится достраивать события и явления до его целостного состояния. В случае неспособность восстановить целостность человек испытывает стресс и напряжение.

      Незавершенный Гештальт – человек по каким-либо причинам оказывается неспособным завершить действие, т.е. происходит формирование незавершенного Гештальта, в последствии человек определяет свое поведение стереотипным стремлением к завершению Гештальта.

      «Здесь и сейчас» - поведение человека должно определяться ситуацией и условиями настоящего времени. Человек не должен жить прошлым или будущим, т.к. это искажение реальности.

Основные цели в психоаналитической практике направлены на коррекцию и реабилитацию невротических состояний клиентов. По З. Фрейду, основы невроза складываются в детстве (до 6 лет) и затем оказывают влияние на всю последующую жизнь. Сами невротики не способны самостоятельно преодолеть свои неврозы и поэтому страдают в процессе своей жизнедеятельности. Психоаналитическое консультирование и психотерапия предполагает достижение трех основных целей:
1) освобождение либидоносных импульсов; 2) усиление основанного на реальности функционирования Эго, расширение его за счет присвоения большей части бессознательного (Оно), то есть Эго должно иметь энергию либидо в своем распоряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либидоносных импульсов посредством их подавления; 3) изменение содержания Супер-Эго в направлении его очеловечивания, смягчения жестких моральных стандартов.
Психоаналитическая работа с клиентом - это процесс перевоспитания Эго. В детстве либидоносные импульсы жестко подавлялись и Эго детей в тот период не могло сопротивляться этой жесткости воздействия Суперэго, так как оно (Эго) было слабым. Эго взрослых клиентов с помощью психоаналитиков на основе определенных методов становится более сильным и развитым, что позволяет снять подавление, добиться понимания процесса (инсайта) и научиться принимать реалистические решения. З. Фрейд полагал, что психоаналитическое лечение является эффективным при разных нервных болезнях - при истерии, повышенной тревожности, ... (навязчивых состояниях). С другой стороны, психоанализ противопоказан при психотизме клиентов. В общем смысле психоаналитические методы должны побуждать ослабленное Эго клиентов к интерпретации (пониманию) с целью заполнения провалов в их психике и осуществления переноса власти их Суперэго на психоаналитиков. В процессе психоаналитических сеансов происходит стимуляция Эго клиента для борьбы с каждым из требований Оно (Ид) и для преодоления сопротивления, возникающего в связи с выдвиганием этих требований. Методы психоанализа восстанавливают порядок в Эго клиента, как писал З. Фрейд, «посредством обнаружения материала и импульсов, которые пробились у бессознательного». Рассмотрим основные психоаналитические методы.

Еще по теме Психоаналитический подход.:

  1. К психоаналитическому подходу относятся теории и идеи:
  2. Теории воображения. Психоаналитический подход к воображению.
  3. 10. Понятие о личности. Основные подходы к изучению личности (психоаналитический, поведенческий, гуманистический, деятельностный). Структура личности.

Но многое мы не можем осознать даже ценой величайших усилий. Эта часть души называется «бессознательным». Здесь находится все то, что тревожит и ранит нас, что неприемлемо для нашего «Я». Даже усилием воли самостоятельно мы не можем осознать, «вспомнить» это. И психоанализ помогает нам проделать эту работу.

Бессознательные мотивы человека постоянно стремятся вырваться наружу, но поскольку это противоречит здравому смыслу, подсознание выступает неким цензором, который их блокирует, не давая реализовываться. В связи с этим человек находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта и подвержен невротическому состоянию. Фрейд подчеркивал, что нет четкой границы между нормой и аномалией и каждый человек потенциальный невротик .

Поскольку человеку необходима защита от бессознательных чувств, психика вырабатывает определенные механизмы психологической защиты.

Вытеснение – самый неэффективный механизм. В процессе вытеснения бессознательные мотивы не получают выхода, разрядки, они просто вытесняются в подсознание. Там они трансформируются и могут всплывать в сознании человека в виде символов – в снах, в описках, в оговорках, в ошибках памяти (эффект де жа вю).

Регрессия – реализация бессознательных чувств и избегание конфликта посредством каких-либо действий и мыслей. Человек начинает грызть ногти, портить одежду, верить в злых духов и т.д. То есть возвращается к более ранним, детским поступкам.

Рационализация – попытка объяснить свои бессознательные действия и поступки разумными вещами.

Проекция – это приписывание другому человеку чувств, мыслей, желаний, которые присущи самому. Если субъект проекции оправдывает приписанные ему чувства, то бессознательные чувства человека получают разрядку, и человек чувствует себя удовлетворенным, так как может осознать реальность своих желаний. На основе механизма проекции возникли проективные методики.

Сублимация – это реализация сексуальных и агрессивных желаний человека в творческой деятельности. Потому что именно в процессе творения, человек может достичь катарсиса. Фрейд все достижения творчества и искусства человечества считал продуктом сублимации. На основе сублимации возникла арт-терапи .

Цели коррекции.
- помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений.

Овладение поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента.

Техники коррекции.
Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения.

Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность.

И наконец, с помощью четвертой группы методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения.

Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости человека, а также личность психолога .

Позиция психолога. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям.

Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса психоанализа.

Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований.

Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы.

В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю) .

Основные стадии психоанализа
Первая стадия - поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок, описок человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.

Вторая стадия - вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и их источниках. Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться.

Третья стадия - переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так называемое "переклеивание ярлыков". Например, из "врага" в "неприятного человека", из "подруги" в "знакомую" и т.д. На этой стадии особое значение имеет внимательное и заботливое отношение психолога к клиенту, помощь клиенту в изменении его системы установок.

Четвертая стадия - эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию.

Пятая стадия - забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих стадиях .

Психоанализ как психокоррекционный процесс включает следующие процедуры:

Конфронтацию;
- прояснение (кларификацю);
- интерпретацию;
- проработку.
Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа.

Кларификация состоит в четкой фокусировке значимых деталей.

Интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные.

Проработка наиболее трудоемкая часть психоаналитической работы, так как требуется большое количество времени и усилий для преодоления сопротивления, которое выступает помехой на пути преобразования личности.

Наиболее важной из этих процедур является интерпретация, все остальные ей подчинены: они либо ведут к ней, либо делают ее более эффективной.

Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник:

1. Метод свободных ассоциаций.
2. Толкование (интерпретация) сновидений.
3. Интерпретация.
4. Анализ сопротивления.
5. Анализ переноса .
1. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты:

Содержание высказываний;
- последовательность высказываний;
- блокировка высказываний.
2. Толкование (интерпретация) сновидений клиента, которое сам Фрейд называл "самым коротким путем в подсознательное". Во время сна ослабляются "Super Ego" - защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания. Сновидения - это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Именно эту функцию сновидения Фрейд обозначил как "работа сновидения" .

Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

3. Интерпретация представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры:

1 Идентификацию (обозначение).
2. Разъяснение (собственно толкование).
3. Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Основные правила интерпретации
Идти от поверхности вглубь.
Интерпретировать то, что клиент способен уже принять.

Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

4. Анализ сопротивления. Основные функции этой техники - обеспечить осознание клиентом своих защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление "Еgо" является главной помехой осознания личных проблем. Главное правило психоаналитика заключается в использовании для интерпретации наиболее очевидных защитных механизмов. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление "Еgо" (ибо психологическая защита необходима), а именно осознание защиты как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна.

5. Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос трактуется в качестве непременного атрибута психотерапиии специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.д.).

Анализ "невроза переноса" - ключевой момент, так как он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента таким образом, что фигура психолога становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами первых лет жизни клиента. Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании .

В современном мире, с его интенсивным образом жизни, люди все чаще сталкиваются с проблемами психологического характера. Психоаналитики работают практически со всем спектром психологических проблем, за исключением требующих медикаментозного (психиатрического) лечения. Сегодня к ним все чаще обращаются те, кто стремится глубже понять свой внутренний мир и открыть новые пути развития своей личности. Это люди, как правило, с высокой внутренней культурой. Саморазвитие - часть их жизни. Они готовы глубже понимать себя, открывать бессознательное значение своих переживаний или беспокоящих их жизненных ситуаций. Тот, кто хочет пройти личный анализ, должен признавать свои психологические проблемы и трудности и понимать, что их источник находится внутри самого человека (а не только во внешнем мире) .

Понятие "психоанализ" и "психоаналитический подход" в широкий психологический (и культурный) обиход ввел Зигмунд Фрейд, в связи с чем до сих пор для многих людей "психоанализ" означает подход Зигмунда Фрейда: представление об Ид, Я, Сверх-Я, главенство либидо и эдипов комплекс. Сегодня, однако, так говорить уже нельзя, поскольку в настоящее время достаточно большое число авторитетных специалистов с разными теоретическими представлениями причисляют себя к психоаналитическому течению, и психоанализ Фрейда сегодня является только одной из разновидностью психоанализа. Чаще его именуют - классический психоанализ, или фрейдизм.

Рядом с Фрейдом основную линию психоналитического подхода представляют Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Густав Юнг (аналитическая психология, юнгианская психотерапия). Представители неофредизма, в частности Гарри Салливан, Карен Хорни и Эрих Фромм, уже исходили из социальной детерминированности психики человека, однако это также представители психоанализа.

Что объединяет сегодня всех исследователей, так или иначе придерживающих психоаналитического взгляда на происходящее в человеке и с человеком? Психоанализ и психоаналитический подход сегодня - это объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает. Понятно, что сегодня это огромное число специалистов, психологов-практиков используют подобные объяснения.

Например, мы проанализировали поведение человека и поняли скрытые от него самого внутренние выгоды.

Мама ругается на дочь "бездельница", но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. - Это был психоанализ, психоанализ внутренних выгод.

Или, мы смогли узнать о значимых или повторяющихся событиях жизни нашей пациентки, которые с высокой вероятностью сформировали ее сегодняшние привычки, установки и эмоциональные реакции.

Оказывается, мама всегда говорила дочери "Мужчинам доверять нельзя", и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами. Ее сегодняшнее поведение нам стало понятно - это был тоже психоанализ, при этом социальный психоанализ и одновременно психоанализ проблемных верований.

Самые разнообразные детские запечатления (в том числе никак не связанные с сексуальными переживаниями) либо детские решения и привычки могут накладывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, раскопать эти детские влияния - задача психоанализа.

Тема важности материнской любви в детстве - важнейшая тема психоанализа. Можно и нужно спорить, влияют ли детские обиды и то, что вы кого-то не простили, на вашу жизнь сегодня - но нужно отдавать себе отчет, что это психоанализ. В данном случае - психоанализ детских корней во взрослой жизни.

При всей распространенности подобных объяснений психоанализ - не синоним бесспорного. Разговоры о родовой травме и ее влиянии на жизнь взрослого человека - вариант очень спорного психоанализа.

Примеры психоанализа

Психоанализ Адлера: растерянность на рынке

Оценка аналитического подхода

Как теоретический подход, психоанализ дает богатый и ценный материал для понимания поведения как детей, так и взрослых. Как практический подход, направленный на изменение подхода, аналитический подход бывает полезен, играет свою определенную роль, хотя в большинстве случаев работа с настоящим дает и более быстрые, и более реальные результаты.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Этапы развития психологии

I этап -- психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V-IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап -- психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап -- психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX -- начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски -- “поведение”. Задача психологии -- ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика -- это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Как эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе. И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек -- результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологическое строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью.

Человек -- существо социальное.

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир -- поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью -- человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий.

«Человек есть мера всех вещей», -- глубоко подметил древнегреческий философ Протагор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром -- он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать -- отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть -- способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид -- существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек -- существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки -- биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука -- психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

естественнонаучный гуманистический психология поведение

Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (Freud). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале XX века. В частности, Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего - подавленными желаниями, т. е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на выбор профессии или на творчество (Freud, 1901).

Рис. 2.17. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основатель психоанализа. Изучение психических расстройств привело Фрейда к созданию теории подсознательного, основанной на динамике влечений.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. А между тем, по Фрейду, именно они побуждают людей действовать - именно благодаря их энергии (Либидо ) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости (см. документ 2.12). Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

Фрейдизм часто критиковали, иногда очень резко, указывая, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее нельзя отрицать, что выдвинутые Фрейдом концепции ниспровергли целый ряд представлений, особенно касающихся детства и сексуальности. Кроме того, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.

Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума. Это относится, в частности, к Эриксону (Erikson), теорию которого мы рассмотрим в главе, посвященной развитию личности.

Гуманистический подход

Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на природу человека.

По Роджерсу (Rogers, 1961), в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Рис. 2.18. Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) - один из самых известных представителей гуманистической школы. Его терапевтический метод основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно идти к реализации своих способностей.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Другой психолог - Маслоу (Maslow, 1962; рис. 2.19) - выдвинул гипотезу, согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.

Рис. 2.19. Американский психолог Абрам Маслоу (1908-1970) - создатель иерархической теории потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности (см. документ 2.13).

Главная претензия, предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле; например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи, направленные на благоденствие человечества, не сознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист.