Болезни Военный билет Призыв

Пролетая над гнездом кукушки роман. Над кукушкиным гнездом, кизи кен

«Пролетая над гнездом кукушки» — роман К. Кизи. Опубликован в 1962 г. Сатирическая антиутопия, ставшая визитной карточкой «контркультуры» — молодежного протеста против морали и вкусов «общества потребления». Действие происходит в психиатрической лечебнице. Психушка — аллегорический портрет Америки второй половины XX века (даже этнический состав пациентов больницы имеет знаковый характер: тут есть и англосаксы, и ирландцы, и негры, есть и индеец), миниатюрная модель постиндустриального общества, где восторжествовали принципы рационального и целесообразного социального строительства. В этой «исправительной колонии» «бракованные» человеческие экземпляры доводятся до такого состояния, когда они не могут представлять угрозы для нормального, целесообразного функционирования общественной машины. Эта психушка — удавшаяся попытка построить идеальное государство, обернувшееся угрюмым пугающим миром, населенным не живыми людьми, а механическими куклами. Сама верховная владычица этого кукольного царства — старшая медсестра Гнусен — мертвое, бесполое существо, тоже кукла, из чьего нутра доносится «запах механизмов».

С приходом в мертвый кукольный социум нового пациента все меняется. Рэндл Патрик Макмерфи — архетипический герой американской контркультуры, литературный сородич Холдена Колфилда нз романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и Дина Мориарти из романа Д. Керуака «В дороге». Он гражданин мира, исключивший себя из социальной иерархии и отвергнувший моральный этикет общества. Он вечный бродяга, кочевник, беглец, не признающий никакой власти над собой. Макмерфи сам себе губернатор, шериф и президент. Он смачно рыгает, зевает, вульгарно жестикулирует, чешется, громко разговаривает, оглушительно хохочет. Он любитель пожрать, не дурак выпить и охоч до женского пола. Словом, это гротескный герой, раблезианское воплощение здоровой живой жизни — той, которая убита, «окуклена» старшей медсестрой Гнусен. Он — шут, носитель смехового взгляда на мир, в том смысле, какой придавал этому понятию М.М. Бахтин. Не случайно Макмерфи — ирландец, традиционный персонаж американских «дурацких» анекдотов.

Рассказчик книги «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи — пациент психушки, притворяющийся немым индеец-полукровка «вождь Бромден». Еще со времен Д.Ф. Купера и Г. Торо фигура индейца в американской литературе стала олицетворением вольной, не стесненной социальными условностями, человеческой судьбы. Подобно марк-твеновскому Геку Финну, Бромден мечтает о бегстве на «индейскую территорию» — в далекий мир детства, грустным напоминанием о котором становится навязчивый мотивчик детской песенки-считалки о гусе, пролетевшем над гнездом кукушки.

«Вся Америка — сумасшедший дом», словно бы говорит автор. Сумасшествие — не как медицинский казус, а как знак социального неблагополучия — традиционная литературная метафора. Но у Кизи она наполняется новым смыслом. Раньше сумасшедшим объявлялся герой, обличавший безнравственность окружающего мира: таковы знаменитые литературные безумцы — Гамлет и Чацкий. У Кизи сумасшествие становится атрибутом самого общества, которое морально калечит своих абсолютно нормальных граждан. Это безумие — признак ненормальности всей системы социального бытия XX века. Кизи в романе «Пролетая над гнездом кукушки» не только изображает кошмарный облик «свихнувшегося» общества, но и показывает, что в создании этого «безумного, безумного, безумного мира» участвуют и облеченная тотальной властью диктатор-медсестра, и сами замордованные пациенты. Вот почему роман Кизи прочитывается и как социальная сатира, и как политическое моралите, раскрывшее причудливую анатомию тоталитарного общества XX века.

Театральная постановка (1963 г.) имела успех во многих странах мира. Одноименная экранизация М. Формена (1975 г.) с Д. Николсоном в роли Макмерфи принесла роману Кизи мировую известность.

Повествование романа ведется от лица мужчины, который скрывается в психиатрической больнице уже много лет. Такой срок не проходит бесследно в сознании Бромдена. Ему кажется, что медсестра имеет власть над всем, кто находится в больнице.

Он думает, что именно она распоряжается временем, заставляя его бежать или замедляться, а также считает, что сознание больных контролируется препаратами, которые дает им медсестра. Бромден сравнивает психиатрическую больницу с комбинатом, на котором чинят сломанные вещи, а потом «брак» выпускают обратно в свет.

Однажды новым пациентом становится Рэндл Макмерфи. Он славится тем, что отсидел практически в каждой тюрьме Америки. Ему надоели жестокие законы колоний, и он притворился психически больным, в результате чего попал в лечебницу. Воспользовавшись тем, что условия для жизни теперь более приемлемы, он рассказывает о том, что хорошо играет в карты, рассчитывая поиметь немного денег с пациентов.

Лечебницу показывают с самых лучших её сторон, чтобы общественность была уверена в том, что в психиатрической больнице действительно всё идеально. Её принципы выставляются на показ, рассказывая, что все решения принимают пациенты на заседании голосования, медицинские работники замечательно ладят с больными. Макмерфи понял, что всё это – полный обман, и пытается добиться авторитета. Создание демократии в больнице – для него полная чушь. Он подговаривает своих товарищей сбежать оттуда и выбраться на свободу. Попытка не увенчается успехом и его отношения с персоналом становятся ещё хуже, чем были.

Однажды Мкмерфи попросил медсестру включить бейсбол, но получил отказ. Данный вопрос решили рассмотреть на дневном голосовании, и большинство поддерживают товарища. Медсестра была не довольная таким исходом и не дает разрешения на просмотр телевизора. Тогда Рэндл сам включает матч и смотрит его со своими друзьями. Такое поведение возмутило персонал и было принято решение перевести его в другое отделение.

После этого он немного затихает и ведет себя спокойнее. Но его товарищ решил взять пример с Макмерфи, и яро пытается бороться за свои права, что в результате приводит к самоубийству. Это событие сильно влияет на Рэндла и он снова становится независимым и буйным. Его конфликты с медсестрой продолжаются и в один прекрасный момент Макмерфи набрасывается на неё и хватает за горло. На помощь пришли санитары, которые оттащили обезумевшего пациента. Ему назначают лоботомию, после которой Макмерфи уже не сможет быть нормальным человеком. Его верный товарищ решает облегчить ему жизнь и душит подушкой. А сам сбегает, вспоминая все, чему его когда-то учил Рэндл.

Картинка или рисунок Кизи - Пролетая над гнездом кукушки

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Золотой петух рассказ Куприна

    Рассказе «Золотой петух» похож на симфонию, здесь столько звука. Он поход и на прекрасную картину – столько здесь света! В рассказе повествуется о маленьком чуде. Вопрос как раз в том и заключается: было ли это обычным делом

  • Краткое содержание Мальчик на вершине горы Бойна

    В Париже, в семье, где все хорошо и беззаботно, растет мальчик по имени Пьеро. Родители его очень любят. Пьеро ни в чем не нуждается, у него множество хороших друзей, даже есть любимый пес.

  • Краткое содержание Булгаков Собачье сердце кратко и по главам

    Профессор Филипп Филиппович Преображенский решает провести сложнейшую операцию по пересадке гипофиза человека собаке

  • Краткое содержание Бунин Косцы

    Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами

  • Краткое содержание Гаршин - То, чего не было

    Сказка эта – то ли сон, то ли видение, навеянные страшной жарой в послеобеденное время. Будто собрались в круг очеловеченные насекомые побеседовать о том, что такое жизнь. У каждого своя точка зрения. Например, жук навозный всю жизнь видит в работе

Легендарный фильм 1975 года — своеобразная проекция на современный мир, в котором все мы заложники сложившейся системы , сломать которую пока никто не решился, пациенты одной большой психиатрической клиники с устоявшимся сводом правил и четко прописанным расписанием.

Кратк ое содержание фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975):

В психиатрическую клинику (на американском сленге гнездо кукушки) поступает новый пациент Рэндл Макмерфи для прохождения экспертизы на наличие психических отклонений. Он — преступник, находящийся под следствием. Вместе с ним в отделении находятся 18 человек, из которых только трое лечатся принудительно , остальные живут в лечебнице по собственной доброй воле .

Первое появление Макмерфи в клинике

Порядки, заведенные в больнице старшей сестрой, очень суровы. Они не пришлись по душе Макмерфи. Унылое царство вечной скорби и однообразия быстро утомляют его. Он развлекает себя, как может: в карты выигрывает сигареты всего отделения на месяц вперед; обучает глухонемого индейца, огромного, как скала, по кличке Вождь игре в баскетбол; угоняет автобус с прогулки и вместе с новыми друзьями плывет на катере рыбачить; делает попытки сбежать, сорвав водяной кран и разбив им окно с решеткой; устраивает ночную вечеринку, после которой совершает суицид один из пациентов.

За все его шалости он получает заслуженное наказание для подобных заведений: из него делают «овощ» — неподвижное нечто, не соображающее безэмоциональное существо. Именно в таком состоянии его дожидается верный друг Вождь, но, увидев безпомощность своего кумира, решает бежать в одиночку. Но, чтобы НИКТО не увидел слабоумие Рэндела, Вождь просто душит его подушкой, срывает водяной кран, разбивает окно с решеткой и уходит из больницы на свободу… В одиночку…

Вождь воплотил мечту Макмерфи и смог покинуть стены закрытого учреждения

УРОКИ «КУКУШКИНОГО ГНЕЗДА»:

В этой «лечебнице душ» все послушные рабы , безропотно исполняющие навязанные бредовые правила. При этом ДОБРОВОЛЬНЫЕ рабы , заключенные в цепи «системы» по собственному желанию, они могут в любой момент уйти на свободу, но не делают этого просто потому, что сами не хотят ничего менять. Им это не нужно, так как жить в стаде, где за них уже кто-то расписал весь их жизненный цикл, намного комфортнее.

Каждый обитатель кукушкиного гнезда имеет право покинуть стены учреждения или хотя бы защитить свои права, но НИКТО об этом даже не задумывается. Их размеренная жизнь похожа на застоявшееся болото.

Макмерфи устанавливает свои порядки, противоречащие уставу клиники

И вот в этом птичьем подворье со своими правилами появляется некто — преступник, которого прислали для прохождения экспертизы на наличие у него психических расстройств.

Он — человек, привыкший играть в этой жизни по своим правилам, грешный и далекий от идеала. Но именно он начинает менять сознание пациентов и пытается сломать систему , заведенный порядок; показывает обитателям, что у них есть, кроме ритуального исполнения привычного уклада, право на личную жизнь и право выбора, как жить. По сути, он не требует ничего сверхъестественного: просит сделать музыку в зале потише, включить телевизор с трансляцией чемпионата мира в неположенное время. И получает жесткий отпор от обычной сестры. Но, в отличие от остальных жильцов американской палаты №6, пытается изменить правила этой самой игры, сломав матрицу.

В лечебнице многие находятся по собственному желанию, их все устраивает

Макмерфи – воплощение всех человеческих пороков. Он алкоголик, картежник, бабник, смутьян, но именно этот грешник ЖИВЕТ своей полной жизнью, при этом отлично осознавая свои пороки. Он ПЫТАЕТСЯ изменить хоть что-то в этой жизни. Грешнее ли он тех безсловесных рабов, которые населяют больничные палаты? Не более ли грешно стать добровольным рабом, не желающим развиваться, предпочитающим вести безликую однообразную жизнь, ограниченную набором правил и решетками на окнах?

Смутьян, явившись не по своей воле в психиатрическую клинику, показал, что за свои права и свободы можно и нужно бороться, но, увы, оказался в плену собственной самоуверенности и заплатил за это дорогую цену: революция всегда пожирает своих героев (именно так можно назвать бунт, организованный обычным преступником) и он пал жертвой от рук своих же последователей.

Макс Тайбер радовался успеху своего приятеля со стороны, не принимая активного участия в действии

Концовка фильма драматична, но несправедлива, впрочем, как и сама жизнь. Главный герой погиб от рук своего верного друга, исполнившего его фантазию: Вождь не просто попробовал, он сделал то, чего не смог сделать его учитель.

Вождь не пожелал, чтобы последователи видели своего гуру немощным

Но ЗАЧЕМ он убил своего друга? Это необъяснимая игра больного разума, даже не знаю кого больше — индейского человека-скалы или режиссера кинофильма. Объяснение, что Вождь сделал это для того, чтобы все остальные верили в непобедимость их лидера и не видели его немощности, как минимум, глупое: обитатели кукушкиного гнезда даже не задумываются о таких вещах, они уже успели забыть своего гуру, стереть из памяти, как будто его никогда и не было. Увы, безмолвие толпы играет на руку владельцам заведения лучше любых лекарств. Преступное молчание убивает надежду на изменения к лучшему быстрее пули. Ибо молчанием предается не только Бог.

Не могу не вспомнить известную цитату: «Не бойтесь друзей - они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов - они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства.»

Вот такой получился фильм, предостерегающий: хочешь сломать систему, будь готов к тому, что ты можешь погибнуть за стадо невменяемых овец. И вполне возможно, что гибель наступит именно от рук тех, ради кого ты пытался изменить жизнь к лучшему. Такой вот печальный, но закономерный финал…

АКТЕРЫ ФИЛЬМА «ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ»:

В фильме были изображены очень колоритные персонажи, которых исполнили не менее интересные актеры. Исходя из того, что картина необычна и немного о мире «зазеркалья человеческой психики», у нас тоже будет непривычный формат показа актерского состава фильма.

Итак, главный герой Рэндл Патрик Макмерфи , виртуозно сыгранный Джеком Николсоном .

Джек Николсон виртуозно прожил жизнь своего персонажа в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» , многие эпизоды были чистой импровизацией

Прожив достаточно бурную жизнь, после 75-го дня рождения, проведенного в обществе нанятых нимфеток, Джек осознал, что что-то настоящее проходит мимо него. И, чтобы наверстать нечто ценное и важное, он начал чаще общаться с детьми, которых у него официально признанных четверо (неофициально — семеро). Последние годы актер уединенно живет на склоне обрыва в районе Маллхоланд Драйв в Лос-Анджелесе. Его дом горел, но пока актер не готов променять свою одинокую жизнь на что-то иное.

Джек Николсон с одной из своих дочерей и двумя внуками

Следующий именитый актер, сыгравший глуповатого Мартини — Дэнни де Вито .

Его жизнь сложилась, в общем-то, счастливо: женившись в юном возрасте на актрисе Рее Перлман и родив в браке троих детей, Дэнни обрел свое счастье. Правда, из-за частых и громких измен де Вито супруга подала на развод, который состоялся в 2012-ом году. Но самая крепкая пара Голливуда приняла решение снова жить вместе, и с весны 2013-го Дэнни и Рея снова неразлучны.

Во время съемок фильма Дэнни очень скучал по невесте Рее и страдал от одиночества, поэтому придумал себе виртуального друга. Он часто разговаривал сам с собой, даже вынужден был обратиться к доктору, опасаясь за свое душевное состояние.

Нестареющий душой Дэнни Де Вито остался предан идеалам семьи

Еще один персонаж — оригинальный парень Макс Тэйбер в исполнении Кристофера Ллойда , прославившегося в трилогии «Назад в будущее» ролью доктора Эммета Брауна.

Роль в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» — дебют актера. Позже он снялся в большом количестве кинолент. Его зловещий голос звучит в мультфильмах и компьютерных играх. Актер был женат четыре раза, детей нет. Племянник Сэм пошел по стопам дяди. Кристофер никого не пускает в свою частную жизнь, любит порыбачить, живет в Лос-Анджелесе.

Кристофер Ллойд прожил замкнутую и одинокую жизнь, несмотря на свою суперпопулярность

Самый вменяемый житель кукушкиного гнезда Дэйл Хардинг в исполнении Уильяма Редфилда .

Блестяще сыгранная Уильямом роль тихого Хардинга, все понимающего, умеющего анализировать, но аморфного человека, принесла актеру известность. Но, увы, в личной жизни он не был счастлив, впрочем, как и его экранный герой. Женат не был, детей не имел. Через год после выхода фильма у Редфилда обнаружили лейкемию, от которой он и скончался спустя несколько месяцев.

Уильям Редфилд — самый невезучий из актеров фильма, умер через год после выхода киноленты

Пожалуй самый настоящий душевнобольной Чарли Чесвик был изображен актером Сидни Лэссиком .

Душевное состояние актера во время съемок вызывало тревогу всей съемочной группы, он слишком эмоционально воспринимал все происходящее, во время финальной сцены Сидни разрыдался и его увели с площадки.

О судьбе самого актера известно очень мало. Невысокого росточка (165 см), полный, с высоким голосом, легко ранимый, он много снимался, но больше не снискал популярности, такой же, как в культовом фильме Формана. Переживая, что актерская фортуна переменчива, всю жизнь проработал диспетчером грузового автотранспорта в крупной компании. Жил со старшей сестрой, женат не был, детей нет. Умер в 80 лет от осложнений диабета.

Сидни Лэссик — один из самых снимаемых, но малоизвестных актеров. Очень боялся, что актерская профессия его не прокормит…

Центральный персонаж истории — сестра Милдред Рэтчед в исполнении актрисы Луизы Флетчер .

Родившаяся у глухонемых родителей (отец был священником, основавшим более 40 церквей для людей с ограниченными возможностями), Луиза научилась говорить благодаря своей тете. Закончила театральные курсы, вышла замуж, родила двоих сыновей. Семейная жизнь не сложилась. Вскоре после выхода фильма «Пролетая над гнездом кукушки» и получения Оскара, развелась. Карьера актрисы складывалась тяжело из-за высокого роста (177 см), зачастую партнеры по фильму выглядели мельче нее.

Луизе Флетчер роль сестры стоила семьи

На съемках фильма Луиза устроила стриптиз для мужской части съемочной группы, доказывая, что она сама мало похожа на свою властную героиню. Позже она объяснила свою выходку так: «Я покажу им, что под одеждой я, между прочим, самая настоящая женщина” Должно быть, тогда я именно так и думала».

Сейчас актрисе 81 год, она редко снимается, живет в Алабаме.

Луиза Флетчер до сих пор жива, воспитывает внуков и продолжает сниматься в кино

Самый запоминающийся персонаж фильма Вождь Бродмен в исполнении актера Уилла Сэмпсона .

Чистокровный индеец-маскоги ростом 203 см, коренной американец, художник и документалист, Уилл только после 40 лет, впервые снявшись в описываемом нами фильме, приобрел известность. Был несколько раз женат, отец девятерых детей. По легенде был авторитетным шаманом и его смерть была напрямую связана с мистикой. Жертвами фильма «Полтергейст-2» (1986), в котором Уилл сыграл роль шамана Тейлора, пали несколько человек, включая 12-летнюю исполнительницу главной роли. Сэмпсон пытался спасти остальных, но, увы, проклятие оказалось сильнее, и в возрасте 53 лет актер умер после операции на легких.

На съемочную площадку Сэмпсон попал благодаря еще одному непрофессиональному актеру, сыгравшему в фильме: Мел Ламберт, авторитетный бизнесмен из местных, случайно попавший на фильм, сыграл капитана порта, возражавшего против задуманной Макмерфи рыбалки. Именно он порекомендовал режиссеру двухметрового художника из племени крики на роль Вождя.

Уилл Сэмпсон — достойный представитель индейского племени, звезда которого загорелась после участия в фильме «Пролетая над гнездом кукушки»

На роль главврача госпиталя был приглашен настоящий доктор из госпиталя в Орегоне Дин Брукс , благодаря чему образ получился очень достоверным. В массовке снимались реальные пациенты клиники и медперсонал.

Настоящий врач клиники, который создал реальную атмосферу психбольницы на съемочной площадке

Также нельзя обойти вниманием актера Брэдфорда Дурифа , сыгравшего самого молодого заикающегося пациента Билли Биббита .

В возрасте 19 лет парень начал играть на сцене, где и был замечен режиссером фильма. Эта роль — его первое появление в большом кино и первые номинации на престижные премии. В послужном списке актера роли злодеев, психопатов и отморозков из-за его специфической внешности. Самая известная — говорящая голосом Брэда кукла Чаки — персонаж еще одного культового фильма ужасов «Невеста Чаки».

Актер был дважды женат и дважды разведен, имеет двоих дочерей Кристину и Фиону, последняя пошла по пути отца и стала актрисой.

Преподаватель режиссуры и актерского мастерства в Колумбийском университете Нью-Йорка. Живет в Лос-Анджелесе.

Режиссеры всегда использовали внешность и зловещий голос Брэда в ролях психопатов и убийц, хотя сам актер в жизни достаточной спокойный человек

Фильм снят по одноименному роману Кена Кизи , права на экранизацию приобрел Кирк Дуглас в 1962-ом году, но не сложилось из-за того, что посланный режиссеру Милошу Форману сценарий был конфискован на таможне и не попал к адресату. На долгие десять лет обида между режиссером и Дугласом-старшим не позволила продолжить работу над кинопроектом. Форман решил, что его обманули, а Дуглас обиделся на невежливость режиссера, не удосужившегося даже ответить именитому продюсеру. Исполнитель роли Спартака очень наделся сыграть Макмерфи на экране. Время шло, а у знаменитого актёра ничего не получалось с финансированием проекта. Но в 1971-ом году Кирк поддался на уговоры сына Майкла и продал ему права на экранизацию. Спустя годы постаревший Керк Дуглас признался: «Когда я посмотрел готовый фильм, который спродюсировал мой сын, глядя на игру Джека Николсона, то не мог найти себе места: — как же хорошо он играет!».

Композитор Джек Ницше создал уникальное сочетание видеоряда и музыкального сопровождения: в самых напряженных моментах фильма звучит нейтральная легкая музыка и, напротив, тревожные нотки сопровождают обычные кадры.

Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» получил «Оскар» в пяти номинациях: за лучшую режиссуру, сценарий, лучший фильм, главные мужскую и женскую роли. «Большой оскаровской пятерки» удалось добиться всего трем лентам в истории награждения: рассматриваемая нами лента, «Это случилось однажды ночью» и «Молчание ягнят».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Над кукушкиным гнездом
Жанр роман
Автор Кен Кизи
Язык оригинала английский
Дата написания 1962 год
Дата первой публикации
Издательство Viking Press и New American Library [d]
Электронная версия

«Над кукушкиным гнездом » («Полёт над гнездом кукушки », «Пролетая над гнездом кукушки », англ. One Flew Over the Cuckoo"s Nest ) - роман Кена Кизи (). Считается одним из главных литературных произведений движений битников и хиппи . Существует несколько переводов романа на русский язык.

История

Заголовком книги послужила последняя строчка детской считалки (Эпиграфом также вынесены две последние строчки):

Русский вариант:

Не моргай. Не зевай, не моргай,
Тетка удила цыплят,
Гуси по небу летят...
В целой стае три гуся...
Летят в разные края,
Кто из дому, кто в дом,
Кто над кукушкиным гнездом...
Гусь тебе кричит: води...

Два-три, выходи.

Роман был адаптирован для театральной постановки Дейлом Вассерманом в 1963 году .

Сюжет

Действие романа происходит в психиатрической больнице . Повествование идёт от индейца по кличке Вождь Бромден, одного из пациентов; Вождь притворяется глухонемым. Одним из главных героев романа является свободолюбивый пациент Рэндл Патрик Макмёрфи , переведённый в психиатрическую больницу из тюрьмы .

Макмёрфи противостоит старшая сестра Милдред Рэтчед - немолодая женщина, работающая в отделении больницы. Старшая сестра, олицетворение системы (Комбинат, как называет её рассказчик Вождь Бромден), личная жизнь которой не сложилась, тщательно укрепляет свою власть над пациентами и персоналом отделения. Макмёрфи принимается рушить устроенный ею порядок и оказывает значительное влияние на других пациентов, уча их наслаждаться жизнью и даже освобождая от хронических комплексов . Он заключает разнообразные пари с другими пациентами, организует в отделении карточные игры, пытается устроить просмотр трансляции бейсбольных игр Мировой серии по телевизору. Вопреки выигранному Макмёрфи голосованию среди пациентов, в котором решающим оказывается голос Вождя, сестра Рэтчед отключает телевизор от сети, но пациенты остаются перед экраном и притворяются, что смотрят бейсбол - это массовое неповиновение заставляет сестру Рэтчед потерять контроль над собой и сорваться.

Позже Макмёрфи узнает, что он - один из немногих пациентов, которые находятся в отделении не добровольно, и более того, сестра Рэтчед в состоянии неограниченно продлевать срок его содержания. После этого Макмёрфи временно прекращает войну с сестрой Рэтчед, держится тихо и не нарушает правил распорядка. Пациент Чезвик, видевший в Макмёрфи могучего союзника в борьбе с царящими в отделении порядками, впадает в депрессию и топится в том же бассейне. Вскоре Макмёрфи возвращается к конфликту, разбив застекленное окно на сестринском посту; он устраивает в отделении игры в баскетбол, а позже - поездку на рыбалку в открытом море с участием десяти пациентов, включая Вождя. Эта поездка, хотя и санкционированная администрацией, становится для её участников счастливым днем вне стен больницы.

Позже Макмёрфи и Вождь вступают в драку с санитарами в душевой, и их отправляют на электрошоковую терапию , которая не производит на Макмёрфи существенного эффекта; Вождь бесповоротно расстается со своей маской глухонемого и свободно общается с товарищами. Ещё позже Макмёрфи устраивает тайный визит двух проституток уже в само отделение; при этом инфантильный Билли Биббит, сданный в больницу деспотичной матерью, лишается девственности с одной из девушек, а другие пациенты вместе с ночным дежурным напиваются так сильно, что утром не в состоянии ни устроить для Макмёрфи запланированный побег, ни скрыть следы ночного веселья. Когда сестра Рэтчед угрожает Билли рассказать обо всем его матери, он перерезает себе горло скальпелем. Сестра Рэтчед обвиняет Макмёрфи в этой смерти - после этого уже Макмёрфи теряет самообладание, избивает сестру Рэтчед и пытается задушить, но её отбивают врачи.

Одним из ярких постмодернистских текстов американской словесности 1960-х, иллюстрирующим, в частности, проницаемость границ между двумя основными постмодернистскими течениями (мега- и метапрозой), и вместе с тем одной из вех литературы США второй половины XX века в целом явился роман Кена Кизи (1935—2001) "Над кукушкиным гнездом" (1962).

Кизи — фигура, скандально знаменитая в американской словесности. Он родился в Ла Хунте, штат Колорадо, закончил Орегонский университет, учился в Стэндфордском университете, но бросил его, с головой втянувшись в рискованное предприятие: в качестве добровольного (и оплачиваемого) испытуемого он принимал участие в экспериментах с ЛСД, проводимых в рамках научной программы исследования возможностей применения наркотика в психиатрической практике. Программа вскоре была закрыта правительством, но Кизи еще на полгода остался в психиатрической больнице в качестве санитара и ночного сторожа. Из этого опыта и вырос роман "Над кукушкиным гнездом", яркий, сложный, технически совершенный, абсолютно оригинальный и невероятно актуальный.

Достоинства книги невозможно объяснить никакими свойствами творческой индивидуальности автора — ни одно из последующих произведений, в которых Кизи безуспешно подражал самому себе, даже приблизительно не соответствовало художественному уровню первого романа непрофессионального писателя. Как будто сама едва наступившая эпоха, тревожная, конфликтная, противоречивая, избрала этого ничем не примечательного молодого человека выразителем ее духа. (Кизи, всегда склонный к эпатажу утверждал, что роман целиком был "продиктован" ему, когда он находился в наркотическом трансе).

Книга К. Кизи стала "библией" 60-х, ее персонажи и автор — героями молодежного движения и контркультуры. В ярко размалеванном автобусе Кизи с компанией друзей, называвших себя "Веселыми проказниками", колесил по США, пропагандируя свободу от любых ограничений, сидел в тюрьме за хранение наркотиков, а в 70-е остепенился и поселился — уже до конца жизни — на своем ранчо. Несмотря на то, что Кизи написал около десятка книг, ("А порой нестерпимо хочется", 1964; "Песня моряка", 1992; "Последний круг", 1994 и др.), в историю американской литературы он вошел как автор одного произведения. Роман "Над кукушкиным гнездом" явился для 60-х тем же, чем "Над пропастью во ржи" Сэлинджера для 50-х годов: он открыл людям глаза на то, что с ними происходит.

Действие разворачивается в психиатрическом отделении одной из больниц Среднего Запада, и персонажи книги — пациенты "психушки". Выясняется, однако, что они вовсе не сумасшедшие. Просто эти люди по разным причинам не могут приспособиться к жизни в обществе. Один из них (Билли Биббит) заика и болезненно застенчив, другой (Хардинг) мучается чувством неполноценности из-за измен своей жены и т.д. Все они "кролики" и не могут постоять за себя, а этот мир "создан для волков", как объясняет новичку Макмерфи "главный псих" отделения Хардинг. В сумасшедшем доме они оказались добровольно. Причем, они вовсе не симулируют сумасшествие, но, странные люди, они настолько не соответствуют здоровому американскому образу жизни, что общество с готовностью избавляется от них.

При более внимательном прочтении уже эта, сама по себе острая и неожиданная ситуация поворачивается новой стороной, обнаруживая обобщающий, иносказательный план повествования. Психиатрическая клиника, описанная в романе, очень современная, с мягкими креслами, с телевидением, радио, с вежливым персоналом и самоуправлением совета больных — это маленькая модель общества потребления, Америки вообще. Не случайно состав пациентов и персонала пестр в этническом и социальном отношении. Здесь и индеец, и американцы шведского, ирландского, шотландского происхождения, негры-санитары и одна из медсестер — японка.

Среди пациентов есть и старики, и молодые, люди с университетским дипломом (Хардинг) и вообще без образования (Джордж-рукомойник). Все они пользуются одинаковыми правами: их прекрасно кормят, водят на прогулки и содержат в чистоте. Многие из них отдают себе отчет в том, что их "свободный выбор" — лишь иллюзия свободы, что их "самоуправление" — фикция, что их жизнь — подобие жизни. Но это плата за комфорт и отсутствие забот. Непомерная плата, как выясняется по ходу действия, ибо здесь ежедневно и ежечасно совершается духовное убийство. Все нестандартные, но живые люди, собравшиеся в клинике, подвергаются чудовищному прессингу, постоянной психологической обработке, цель которой якобы адаптация к условиям общественного бытия, а на деле — стандартизация и нивелировка личности.

Чтобы нивелировать человека, нужно сначала унизить, растоптать его, чему и подчинено все в отделении — железный распорядок дня, вечно грохочущее радио, неусыпный надзор за больными и групповые "терапевтические" обсуждения интимных сторон жизни каждого из пациентов. Наконец, этому служит сама угроза применения радикальных средств "вправления мозгов" — электрошока и лоботомии. Их применяют только к тем, кто не поддается нивелировке и продолжает "выламываться из системы", таким, как главный герой романа Макмерфи. Всего этого достаточно, чтобы держать людей в "кроличьем" состоянии. Они становятся стандартными и легкоуправляемыми. Вот какова она, Америка начала 60-х, — утверждает автор, — взгляните, американцы, и замрите от ужаса!

Сэлинджер показал первые симптомы заболевания. Кизи поставил окончательный диагноз и сделал ряд предписаний. Эти "предписания" связаны с образом Р.П. Макмерфи, сильного и бесшабашного парня с зычным голосом, рыжей шевелюрой и перебитым в драке носом, бабника и балагура. В клинику он направлен на принудительное лечение. Он нестандартен, но по-иному, чем остальные пациенты отделения. Его отличает полная раскрепощенность, безграничный оптимизм и "доверие к себе". Он принципиально не желает подчиняться стандарту и не хочет мириться с тем, что на его глазах унижают и травят других людей, и он начинает борьбу за право человека быть человеком, а не роботом.

Основу сюжета романа и составляют перипетии борьбы Макмерфи с мисс Гнусен, всемогущей старшей медсестрой отделения, воплощением системы. Исход борьбы трагичен: видя, что победить Макмерфи не удастся, его отправляют на лоботомию. Физическая смерть героя воспринимается как избавление его от жалкой участи экспоната-предупреждения: вот что будет с тем, кто затеет бунт!

Книга написана в трагифарсовой тональности. Невероятно смешная местами и жуткая по сути, она не оставляет тем не менее ощущения безысходности. Макмерфи все-таки удалось отстоять товарищей как живых людей, доказать им, что протест возможен. Один за другим "добровольные" пациенты покидают клинику. Структура романа открыта. Он кончается дерзким побегом самого верного из последователей Макмерфи, "принудительного старожила" отделения индейца-полукровки Бромдена, от лица которого и ведется повествование. Основной сюжет несколько осложняется лирическими отступлениями — пассажами-воспоминаниями Бромдена о его индейском детстве и о прошлой добольничной жизни, а также пассажами-снами и галлюцинациями; они, впрочем, очень органичны и не мешают роману читаться "на едином дыхании".

Однако, относительная простота романа обманчива. Это постмодернистский текст, и он буквально насыщен евангельскими, трансценденталистскими, фрейдистскими мотивами и литературными ассоциациями, которые, за редкими исключениями, нигде не выходят на поверхность, но придают книге многомерность. Так, Макмерфи, знавший о своей участи и принявший смертные муки за других людей, явственно ассоциируется с Сыном Божьим Иисусом Христом (евангельский план подтекста ощутим в целом ряде сцен романа). В основе поступков героя лежит эмерсоновский принцип "доверия к себе", важнейший в трансцендентальной этике, и доктрина "гражданского неповиновения" Торо.

Особенно, однако, явственна фрейдистская подоплека романа. Так, Макмерфи интуитивно верно понимает истоки психологического садизма пятидесятилетней старой девы мисс Гнусен — это компенсация подавляемого сексуального инстинкта. Правда, герой не читал ни Фрейда, ни Юнга, или, как он говорит, "не знаком с юнгой Фредом", зато с ними прекрасно знаком автор. И, например, бесподобная, исключительно живая и смешная сцена рыбной ловли во время прогулки на катере, организованной Макмерфи для больных, имеет подспудное символическое значение. Пока герой с девушкой Кэнди, его подружкой "с воли", уединяются в каютке, остальные пациенты увлеченно удят рыбу. Рыба же — распространенный фрейдовский символ любви. (Сексуальное раскрепощение являлось одним из пунктов авторской программы оздоровления общества). Сцена рыбной ловли весома и в евангельском плане повествования. Рыба — это и важный христианский символ. Как известно, изображение рыбы, а не креста, отмечало храмы первых христиан.

В ряду литературных ассоциаций — Шекспир (тема мнимого безумия, образ Джорджа-рукомойника), Э. По (идея проницаемости границ между нормой и патологией), Мелвилл, Ш. Андерсон. Так, мир обитателей сумасшедшего дома — это доведенная до предела ситуация андерсоновского Уайнсбурга. Герои Кизи — это "герои-гротески". Причем, они гротескны даже внешне: двухметровый гигант вождь Бромден, долгие годы притворяющийся глухонемым, тридцатилетний Билли Биббит, выглядящий лопоухим мальчишкой, Хардинг, с его чересчур красивым лицом и нервными руками, которых он стесняется (прямая ассоциация с андерсоновским Уингом Бидлбомом из новеллы "Руки") и его манерой "заворачиваться в собственные худые плечи". Гротескны и все прочие пациенты клиники.

Для понимания авторского замысла очень важны параллели с американским "суперроманом" "Моби Дик, или Белый кит" гениального писателя-романтика Г. Мелвилла. Сигнал к такому восприятию дается с первых же страниц романа, поначалу в комически-сниженном ключе. Целая стая белых китов резвится на подштанниках только что поступившего в больницу Макмерфи. Растиражированное изображение легендарного Моби Дика — это еще и примета времени, порождение современной массовой культуры. Цепочка мелвилловских ассоциаций прослеживается в романе достаточно определенно. Отметим лишь узловые моменты их смысла.

Так, мисс Гнусен, с ее полным бездушием, отсутствием человечности и неограниченными полномочиями, ассоциируется с самим чудовищным Моби Диком, воплощением непостижимых, неподвластных человеку сил. Недаром, постоянно подчеркивается невероятная белизна ее твердой от крахмала униформы, белое лицо, очень светлые глаза "без глубины". Эта белизна воспринимается не как чистота, а как отсутствие цвета, равнодушие, холод, мертвенность. Это белизна Моби Дика, к которой Кизи добавляет еще один аспект — стерильность. Как и Моби Дик, мисс Гнусен воплощает нечто надличное, хотя и более конкретное — воинствующий общественный порядок, идею полной нивелировки человеческой индивидуальности.

Для Макмерфи же она является средоточием мирового зла — как Белый кит для капитана Ахава. И отчаянная борьба между ними напоминает борьбу Ахава с Моби Диком: один из них должен быть уничтожен. Вместе с тем временами акценты смещаются, и уже аскет-фанатик мисс Гнусен начинает напоминать Ахава, а Макмерфи — Белого кита в ином его значении — стихийности, природности и масштабности. В роман же таким образом входит идея амбивалентности добра и зла.

Еще один момент очень важен для понимания авторского замысла. Этнически пестрый состав пациентов отделения явно ассоциируется с многонациональной командой "Пекода", корабля капитана Ахава, который, как мы помним, выступал у Мелвилла моделью США. Мелвилловские ассоциации как бы укрупняют масштаб происходящего. Во многом именно они заставляют воспринимать роман как размышление о судьбе нации и человечества, предупреждение о грозящей им опасности.

Книга К. Кизи органично вписалась в широко развернувшееся в 1960-е, наряду с другими многочисленными движениями этого бурного десятилетия, движение за "приобщение к корням". Так критика обозначила тогдашний всплеск общеамериканского интереса ко всему "индейскому", вызванный стремлением поддержать коренных американцев в борьбе за их гражданские права. В литературе это движение проявилось в повышенном внимании к "индейской теме": к древнему мифопоэтическому творчеству исконных американцев и к современному фольклору их резерваций, к их внутреннему миру.

Различные аспекты "индейской темы" разрабатывались в прозе Джона Барта и Томаса Бергера ("Маленький большой человек", 1964), Трумэна Капоте ("Хладнокровно", 1965) и еще целого ряда писателей, в поэзии Роберта Пенна Уоррена, Денизы Левертов и многих других. В романе К. Кизи "Над кукушкиным гнездом" эта тема предстала в необычном и остром ракурсе, образ же коренного американца оказался особенно впечатляющим.

Книга Кизи, как некое концентрирующее зеркало, не только отразила и заострила проблему коренных американцев, но и показала ее как средоточие всех насущных проблем Америки, вступившей во вторую половину XX века. В "Кукушкином гнезде" данная проблема во всей ее современной сложности заявляет о себе в буквальном смысле: рассказ ведется от лица индейца-полукровки "вождя" Бромдена, контуженого ветерана Второй мировой, давнего пациента психиатрического отделения. Вождь — герой-повествователь и интерпретатор всех событий — предстает здесь яркой и сложной индивидуальностью.

Автор глубоко и тонко исследует "индейские" особенности его психического склада. Наряду с тяжелым этническим и военным опытом в Бромдене живет прапамять его предков, он выступает носителем фольклорной традиции коренных американцев, их мифопоэтического мышления, их гибкого и мудрого восприятия мира. Как выясняется, в Бромдене действительно течет кровь вождей. Его отец "был чистокровный Колумбийский индеец — вождь — твердый и блестящий, как ружейный приклад". Хотя герой — индеец лишь наполовину, но, воспитанный в окружении исконных американцев, он и сам ощущает себя таковым. И его точка зрения — точка зрения индейца.

Мифопоэтическое мышление коренных американцев признает реальностью существование дополнительного, духовного измерения, наличие иных миров наряду с миром предметным и материальным. Границы последнего представляются этому мышлению проницаемыми, что открывает возможность путешествия в "иные миры".

Такими путешествиями, по сути, являются и воспоминания Бромдена о его детстве и юности, которые переживаются им как реальность. Вождь прибегает к ним, когда ему становится невмоготу выносить больничные будни. Удивительно точно иллюстрирует данное представление индейской мифопоэтики эпизод "путешествия" Бромдена в картину, висящую в отделении.

Сны Бромдена — это тоже реальность, это страшный "иной мир", куда он наведывается помимо своей воли. Не случайно, кошмар с подвешенными на крючьях телами и расчлененным на куски Бластиком снится герою именно в ту ночь, когда Бластик умирает. Мир духовный (сон, воспоминание, истинная сущность людей) для него такая же реальность, как и мир вещественный, потому что он индеец. Его же заперли в "психушку" и лечат, именно потому, что он не отделяет явь от своих "галлюцинаций". Получается, что его лечат от того, что он индеец, лечат от тысячелетней духовной культуры его древнего народа, желая подогнать его под стандарт современной американской цивилизации.

Безусловно, душевная гармония Бромдена нарушена, недаром он "шарахается от собственной тени" и ощущает себя "маленьким". Удивительно, однако, не это. Напротив, удивительно, что в стерильном больничном аду, после 200 сеансов электрошока, он сохранил свое поэтическое индейское мировидение, свою живую душу.

Создав живой, достоверный и яркий образ Вождя Бромдена, заставив читателя вжиться в его сложный внутренний мир, Кизи тем самым как бы выпустил индейца на волю из плена литературной традиции и обывательских стереотипов — в живую, а не книжную жизнь.