Происхождение человека и общества. Великая тайна - человек. Управлению членораздельной речью
Урок : Обществознание – 10 класс
Тема: Происхождение человека и становление общества
Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о происхождении человека и становлении человеческого общества. Показать учащимся, что развитие человечества – это результат биологической и социокультурной революции.Развивающие: Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.
Воспитательные: Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Тип урока: Изучение нового материала.
Учебник: Обществознание: профильный уровень для 10 кл. общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебни кова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение, 20 07. 416 с.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
План урока
1. Мотивация к изучению нового материала.
2. Наука о происхождении человека.
3. Становление общества.
4. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
5. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.
3. Работа по плану урока.
1. Мотивация.
Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?
Сегодня исследования процесса становления человека
идут по трем главным направлениям.
Во-первых
, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.
Во-вторых
, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
В-третьих
, уточняется общая теория антропогенеза
(процесса выделения человека из мира животных)
как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез)
и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез).
Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, - результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.
2. НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
1. Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами.
2. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». (идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка).
3. Работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное)
4. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.
Процесс становления человека
1. Космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.
2. Археологи обратили внимание, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.
3. Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека (период смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад).
4. Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.
5. Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.
Фактор, ускоривший эволюцию гоминидов
1. Стресс.
Интересно: Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание.
3. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
1. «Что было раньше - человек или общество?» - вопрос, который интересовал ученых. С одной стороны, очевидно, что в человеке немало природного, а с другой, по словам философа Н. А. Бердяева, - «человек есть принципиальная новизна в природе». В этом выражении подчеркнуто, что человек не только существует в мире по природным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения. Эту же мысль высказывал немецкий просветитель Иоганн Гердер, называя человека «вольноотпущенником природы».
2. В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества.
Согревались в холодные дни,
Сражались за самку,
Продолжали род и воспитывали потомство.
более устойчивый человеческий коллектив - общество.
простое:
Основаны на кровном родстве;
Совместное владение имуществом;
Коллективный труд;
Не знали имущественного расслоения.
сложное:
Усложнение трудовой деятельности с помощью усовершенствованных орудий техники и технологии,
Специализации трудовых усилий.
3. По существу, границы восприятия опыта предков и фарватер деятельности индивида как бы очерчивались существовавшими табу (запретами),
выступавшими в качестве руководства к действию. Табу - система запретов на совершение определенных действий, нарушение которых, по первобытным представлениям, карается сверхъестественными силами. Ряд исследователей связывают возникновение табу с потребностями общества обуздать естественные инстинкты индивидуумов, подчинить их интересам коллектива.
4. Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о фантастическом родстве между группами людей и так называемыми тотемами -
видами животных и растений (реже - с неодушевленными предметами), увязывался в определенную систему, получившую название тотемизма. Среди исследователей ведутся споры о природе тотемизма. Одни полагают, что это была первоначальная форма религии, другие - что это была примитивная система классификации окружающих предметов и явлений.
5. Одновременно с изменившимися условиями тесно связан рост популяции людей и распространение их по Земле. Достаточное количество пищи и относительная безопасность существования позволяли людям больше времени уделять заботе о потомстве.
6. Управление жизнью человеческого коллектива, в котором связи между его членами строились не только на кровном родстве, но и на совместной деятельности, обмене, соподчинении, требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений - общество. Именно в обществе были созданы ценности, которые не под силу создать индивиду. К числу таких ценностей относятся язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и др.
4. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Что же такое человечество? Словарь определяет это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного.
Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.).
утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей».
Николай Николаевич Трубников(14.02.1929 -19.05.1983)
Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.
«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».
Г. Лессинг
Два понимания термина «человечество».
К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.).подразумевается единая судьба народов, населяющих земной шар. Отмечается, что, несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля - единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян»
Во втором случае речь идет о собирательном понятии,
которое выражает высокую степень абстракции. Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур.
Вывод: Однако все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.
5. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью.
2. Формирование сугубо человеческой, социальной памяти (Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив)
3. В отличие от генетической памяти
память социальная
наследует не биологические признаки, а
совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека
.
4. Упомянутая выше трудовая теория происхождения человеческого в человеке не дает полной и ясной картины появления такого феномена, как культура человечества. Трудятся и другие живые существа на Земле. Недаром даже в пословицу вошло трудолюбие пчелы или муравья. Но только человек осмысленно творит вторую природу - культуру.
5. Существует точка зрения, согласно которой исторически первой формой культурного творчества человека была магия. Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.
6. Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят. В этом отношении человек превосходит всех «умельцев» животного мира, созидая особый мир образов. Прежде чем действовать, человек создает образ своего действия. Образ - одно из важнейших средств культуры.
Вывод: Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.
4. Закрепление изученного материала. Работа в группах.
1. Подтвердите или опровергните мнение французского мыслителя Ж. П. Сартра, который подчеркивал, что человечество состоит из всех живших ранее, живущих ныне и еще не родившихся людей.
2. Выскажите собственное мнение в следующей дискуссии.
а) Ряд антропологов, ссылаясь на сохранившиеся каменные орудия, связывают появление Человека разумного с созданием и использованием орудий труда.
б) Другие ученые полагают, что моторно-сенсорные координации, необходимые для производства элементарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо остроты мысли.
3. Используя данные современных наук, согласитесь или опровергните одну из гипотез, объясняющих происхождение человека. Человек стал человеком: 1) благодаря жизни в воде; 2) в результате мутации в клетках мозга гоминид (семейство отряда приматов включает как ископаемого человека, так и современных людей), вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды либо инверсиями геомагнитного поля; 3) в результате теплового стресса среди гоминид появился мутант.
5. Домашнее задание.
Прочитать параграф 5-6, Ответить на задание письменно.
Раскройте философский смысл следующего высказывания И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей». Каково ваше отношение к данной точке зрения?
Обществознание, профильный уровень
Урок17-18-19
Глава II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Д.З: § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80),
таблица (в тетради)
© А.И. Колмаков
- рассмотреть современные теории происхождения человека, сравнить их с официальной теорией Дарвина;
- изучить процесс становления общества, определить человечество как результат биологической и социокультурной революции, проследить процесс становления культуры;
- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
- Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
- человечество;
- антропогенез;
- социальная память;
- гоминиды;
- социогенез;
- антропосоциогенез;
- тотем;
- исторический тип;
- культура
«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг
Изучение нового материала
- Наука о происхождении человека.
- Становление общества.
- Человечество как результат биологической и социокультурной революции .
- Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Вспомните: как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?
АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека
СОЦИОГЕНЕЗ – процесс формирования общества
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – двуединый процесс формирования человека и общества.
Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.
Как на Земле появился вид современных людей
Дриопитеки
Австралопитеки
Человек умелый
Человек разумный
Неандертальцы
Древнейшие люди
проблемы, связанные с изучением происхождения человека:
1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;
2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются
на сегодняшний день;
устанавливаются недостающие звенья;
3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации
предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;
4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.
2-я версия
Homo erectus
(1-1,3 млн. лет назад)
Homo sapiens
(150-200 тыс. лет назад)
Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека
- Процесс прямохождения
- Роль рук как естественных орудий труда
- Космические факторы
- Изменения в земной коре
- Радиация
- Стресс
- Отбор на высокий интеллект связанный с отбором на выживание при родах
Человечество – общность народов, населяющих Землю.
биологическое
социальное
биосоциальное
Формы организации человеческого сообщества
Община
Общество
Человеческое стадо
Производящее хозяйство
Преимущественно оседлый образ жизни
Увеличение численности людей на Земле
Создаются ценности – язык, искусство, мораль, религия и т.д.
Непостоянный коллектив
Поведение сходно с поведением высших животных
Совместное добывание пищи (охота)
Совместное воспитание потомства
Усложнение трудовой деятельности
Влияние обычаев
Система табу
Влияние тотемов
Взгляды философов на человечество
Философ
Взгляды
Философы античности
Философы- просветители
Ж.Ж. Руссо
И. Кант
В.С.Соловьёв
Г. Лессинг
Н.Данилевский
О. Шпенглер
Н.Трубников
Существо биологическое
Существо социальное
Как шло формирование общества людей?
- первые коллективы – человеческое стадо;
- постепенное усложнение человеческого общества
Переход от присвающего к производственному хозяйству
Переход от кочевого к оседлому образу жизни
Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества
Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.
«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?»
Человеческое стадо
Первоначальное общество
- Усложнение трудовой деятельности;
- Влияние обычаев;
- Система табу;
- Влияние тотемов;
- Основаны на коллективном родстве;
- Предполагали совместное владение имуществом;
- Коллективный труд;
- Не знали имущественного расслоения.
- Охотились сообща;
- Согревались в холодные дни;
- Сражались за самку;
- Сходны с поведением высших социальных животных;
- Воспитывали потомство;
- Непостоянный коллектив.
Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.
Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество .
Два взгляда зарождения культуры
Магия
Образ
В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.
Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.
Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.
Люди никогда не жили вне культуры
природа
культура
река
канал
наконечник
камень
парфюм
запах
стон
слово
КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданная человечеством в процессе освоения природы.
Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас - моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.
Проверь себя
1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?
3) Укажите основные признаки понятия «человечество».
4) В чём состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?
5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Форма урока: практическая работа с использованием интернет-ресурсов.
Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных концепциях происхождения человека и становления общества.
Задачи урока.
Образовательные:
- познакомится с понятиями антропогенез и социогенез;
- охарактеризовать основные концепции на проблему происхождения человека и становление общества;
- научить самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме.
Развивающие:
- развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
- сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
- сформировать навыки самообразования;
- сформировать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
- привлечь учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
- стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.
Оборудование урока: персональные компьютеры, рабочий лист (Приложение 1), используемые интернет-ресурсы (Приложение 2).
Ход урока
I. Определение темы, целей и задачи урока
На прошлых уроках мы познакомились с основными историческими этапами развития мировой философской мысли, а также со взглядами наиболее выдающихся философов на проблему развития человека и человеческого общества.
Сегодня мы переходим к изучению следующей главы, которая называется “Человек и общество”.
Подробный разговор о сущности человека и общества еще впереди, а сегодня нам необходимо познакомиться с двумя новыми понятиями: антропогенез и социогенез.
А также рассмотреть основные концепции происхождения человека и общества.
До сих пор нет единой точки зрения на проблему происхождения человека и общества. Существует несколько теории. И задача нашего сегодняшнего урока состоит в том, что нам необходимо получить представление о наиболее известных концепциях по данной проблеме.
Изучение данной темы будет проходить в виде практической работы с использованием интернет-ресурсов, которые позволят вам получить наиболее полное представление о разнообразии взглядов на данную проблему.
План нашей работы будет следующим:
- Вам необходимо, изучить предложенный теоретический материал (Приложение 2) и выполнить задания практической работы.
- По ходу изучения нового материала заполнить рабочий лист (Приложение 1).
II. Изучение нового материала
Учащимся предлагается самостоятельно изучить подобранные учителем интернет-ресурсы (Приложение2) и выполнить задания практической работы.
Задания
I. Концепции антропогенеза.
Прочитайте теоретический материал " Концепции антропогенеза "
Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок
1. Что такое антропогенез?
Из каких научных дисциплин он состоит?
2. Составьте таблицу: "Основные теории и концепции происхождения человека".
Используйте также дополнительный материал:
Что такое креационная модель?
Посмотрите м/ф "Сотворение"
Идея глобального эволюционизма
Синтетическая теория эволюции
Название теории | Суть теории | Приверженцы теории |
1. Креационизм | ||
2. Глобальный эволюционизм | ||
3. Синтетическая теория эволюции | ||
4. Трудовая концепция антропогенеза | ||
5. Гипотеза фетализации | ||
6. Концепция Г. Вейнерта | ||
7. Концепция Б.Ф. Поршнева |
II. Становление общества.
Прочитайте теоретический материал "Становление общества".
Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок.
1. Что такое социогенез?
2. Составьте таблицу: "Основные гипотезы происхождения общества".
III. Домашнее задание, инструктаж.
Домашнее задание: параграф 7 (учебник: Обществознание: профильный уровень, под ред. Л.Н.Боголюбова), устно ответить на вопросы после параграфа.
Обратить внимание на отрывок из книги российского философа А.Г. Спиркина “Человек и человечество”, выполнить вопросы и задания к источнику.
Текст с заданиями 21-24.1 . С чего начинать работу с текстом?
Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.
Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
2. Нужно ли определять главную идею текста?
Определите основную идею текста.
3.
В каком порядке отвечать на вопросы?
Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
5. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно:
- внимательно прочитать задание;
- понять, что именно требуется для успешного ответа;
- уяснить, из каких частей складывается задание;
- стараться выполнить все задание;
- если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
- не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
- старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
- сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Переходим по ссылке: практикум 10-1 . Отвечаем под каждым вопросом. Каждый для себя определяет цвет и не забывайте подписываться.
Тема: «Природное и общественное в человеке.
Происхождение человека и становление общества».
Вспомните:
как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?
Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Во-первых, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.
Во-вторых, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
В-третьих, уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез ) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез ).
Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, - результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.
НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы.
Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка. Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.
По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво "перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.
Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.
Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.
Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека.
Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.
Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.
Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение.
Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.
Существует также мнение, что фактором, ускорившим эволюцию гоминидов, явился стресс, вызванный целым комплексом внешних и внутренних причин. Внешние влияния могли действовать через внутренние механизмы самосохранения и передачи наследственной информации. Эти изменения также вызывали перестройку основных видов деятельности, в которых трудовая деятельность и общение постепенно приобретали специфически человеческие формы.
Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.
Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре.
Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Подробный разговор об обществе еще впереди. Однако в связи с проблемой становления человека необходимо хотя бы кратко рассмотреть, как шло формирование общества, которое давало возможность человеку проявлять и развивать свои истинно человеческие качества.
«Что было раньше - человек или общество?» - вопрос, который интересовал ученых. С одной стороны, очевидно, что в человеке немало природного, а с другой, по (словам философа Н. А. Бердяева, - «человек есть принципиальная новизна в природе». В этом выражении подчеркнуто, что человек не только существует в мире по природным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения. Эту же мысль высказывал немецкий просветитель Иоганн Гердер, называя человека «вольноотпущенником природы».
В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первоначально люди жили в нестабильных коллективах, именуемых человеческим стадом. Отношения в таком коллективе во многом были сходны с поведением высших социальных животных: сообща охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство. Однако постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Люди создали новую форму коллективной, совместной жизни - общество.
Первоначальные общества иногда называют простыми. Они были основаны на кровном родстве и предполагали совместное владение имуществом, коллективный труд, не знали имущественного расслоения. Постепенно структура общества становилась более сложной. Одной из важнейших предпосылок этого явилось усложнение трудовой деятельности с помощью усовершенствованных орудий техники и технологии, специализации трудовых усилий.
Большую роль в становлении отношений человеческого сообщества с природой и с другими людьми играл обычай. Существует даже мнение, что роль обычая в сфере общения аналогична роли орудий труда в отношении внешней природы. По существу, границы восприятия опыта предков и фарватер деятельности индивида как бы очерчивались существовавшими табу (запретами), выступавшими в качестве руководства к действию. Табу - система запретов на совершение определенных действий, нарушение которых, по первобытным представлениям, карается сверхъестественными силами. Ряд исследователей связывают возникновение табу с потребностями общества обуздать естественные инстинкты индивидуумов, подчинить их интересам коллектива.
Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о фантастическом родстве между группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже - с неодушевленными предметами), увязывался в определенную систему, получившую название тотемизма. Среди исследователей ведутся споры о природе тотемизма. Одни полагают, что это была первоначальная форма религии, другие - что это была примитивная система классификации окружающих предметов и явлений.
С переходом от присваивающего к производящему хозяйству, а потом и к оседлому образу жизни постепенно расширялись и усложнялись отношения между людьми.
Одновременно с изменившимися условиями тесно связан рост популяции людей и распространение их по Земле. Достаточное количество пищи и относительная безопасность существования позволяли людям больше времени уделять заботе о потомстве.
Управление жизнью человеческого коллектива, в котором связи между его членами строились не только на кровном родстве, но и на совместной деятельности, обмене, соподчинении, требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений - общество. Именно в обществе были созданы ценности, которые не под силу создать индивиду. К числу таких ценностей относятся язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и др.
Успешная продуктивная деятельность общества связывалась все больше не только с мускульной силой и умелостью, но и со знаниями, с обращением к опыту предков.
На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Что же такое человечество? Словарь определяет это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного.
В истории философии возможно наиболее древним было понимание человечества как общей судьбы, берущей начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.).
Другое понимание человечества отождествляет человечество с тем или иным культурным ареалом (область распространения). Так, в античной культуре существовало деление на «эллинов» и «варваров».
Наконец, существует точка зрения, согласно которой историческое понимание человечества как единства сложилось постепенно, в определенное историческое время. Сторонники этой точки зрения полагают, что народы постепенно входят в человечество. Эта точка зрения была характерна для философов-просветителей.
С трудов философов-просветителей сложилась традиция рассматривать человечество как развивающееся сообщество. Ж.-Ж. Руссо в качестве фактора развития считал совершенствование нравственных способностей человека. И Кант предлагал соотносить любой поступок конкретно-
го человека с идеей человечества как целью самой по себе. Человечество обладает гораздо большим потенциалом, «задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. А по мнению русского философа В. Соловьева (1853-1900 гг.), основанием для единства человечества стала религия.
«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».
Г. Лессинг
Вместе с тем ряд мыслителей утверждали, что понятие «человечество» вообще бессодержательно и никакой реальности не выражает. Напротив, человеческий род разделен многочисленными социально-культурными барьерами. Так, Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.), русский философ, утверждал, что совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе Н. Я. Данилевский видел высшее и окончательное выражение социального единства.
Достаточно резко отзывался о понятии человечества немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.). Он утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей». Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть».
Оригинальная точка зрения на человечество принадлежала русскому философу Н. Н. Трубникову, который связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.
~ Итак, если обобщить все многоголосие мнений о человечестве, в современной научной литературе складывается два понимания термина «человечество». В первом случае подразумевается единая судьба народов, населяющих земной шар. Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля - единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.), В. И. Вернадский (1863-1945 гг.). Предполагается, что межкультурные связи приведут к выработке единой общепланетарной культуры.
Во втором случае речь идет о собирательном понятии, которое выражает высокую степень абстракции. Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур.
Однако все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.
СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью. В процессе культурного освоения мира менялись и сам человек, и общество. Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив приводило к формированию сугубо человеческой, социальной памяти.
В отличие от генетической памяти память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.
Упомянутая выше трудовая теория происхождения человеческого в человеке не дает полной и ясной картины появления такого феномена, как культура человечества. Трудятся и другие живые существа на Земле. Недаром даже в пословицу вошло трудолюбие пчелы или муравья. Но только человек осмысленно творит вторую природу - культуру.
Существует точка зрения, согласно которой исторически первой формой культурного творчества человека была магия. Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе. Первые произведения наскальной живописи не только правдиво
передавали сцены охоты, образы животных, но и, вероятно, служили магическим целям. Однако этимологически слово «культура» происходит не от слова «культ», а от CULTURA (лат.) - обработка, возделывание, уход.
Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят. В этом отношении человек превосходит всех «умельцев» животного мира, созидая особый мир образов. Прежде чем действовать, человек создает образ своего действия.
Образ - одно из важнейших средств культуры.
Так или иначе, человек способен совмещать сугубый практицизм и возвышенное духовное творчество, на первый взгляд совершенно бесполезное, однако необходимое ему самому и другим людям. Человечество в равной мере может считать своим общим достоянием не только достижения техники и технологии, но и достигнутые им духовные вершины. И вероятно, только человек, прежде чем созидать, задумывает, мучительно ищет красоту, сохраняет и передает по наследству истину, дорожит добром и справедливостью.
Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.
Основные понятия: человечество.
Термины: антропогенез, социальная память, гоминиды.
1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?
Укажите основные признаки понятия «человечество».
В чем состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?
Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
Задания.
А2. Человек в отличие от животного способен
Проявлять эмоции
Заботиться о потомстве
Предварительно обдумывать свое поведение
Совершать привычные действия
А3. Верны ли следующие суждения об антропогенезе?
А. Антропогенез – процесс развития человека от первобытности до современности
Б. Антропогенез – процесс развития человека от момента рождения до смерти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны