Болезни Военный билет Призыв

Процессы памяти их характеристика кратко. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Заучивание и его организация. Физиологические основы памяти

  • Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

    Память – это сквозной психический процесс. Сквозной означает то, что он присутствует на всех уровнях психического отражения и без памяти невозможно существование другого процесса. Определение памяти дается через процессы памяти.

    Память – это интегральная следовая форма психического отражения, заключающаяся запоминание, сохранение и последующим воспроизведение человеком своего опыта. В этом определении представлены все процессы памяти, но пропущено забывание.

    Основные процессы памяти.

    Запоминание – это процесс ввода информации в память. Обычно оно присутствует в трех формах. Первое – это запечатление, которое представляет собой быстрое, прочное введение информации. Запечатление происходит в результате однократного предъявления. Обычно запечатлевается эмоционально значимая информация, окрашенная яркими переживаниями, нужная человеку для построения его жизни.

    Непроизвольное запоминание – как вторая форма запоминания происходит автоматически и человеку не надо для этого прилагать никаких усилий. Экспериментально было установлено, что если человек занимается какой-либо деятельностью, то он автоматически фиксирует в памяти именно тот материал, который нужен для выполнения этой деятельности.

    Третья форма – произвольное запоминание , которое часто заменяют термином мнемическая деятельность. Именно произвольное запоминание является высшей формой памяти. Для произвольного запоминания человек может использовать следующие приемы: Группировка, которая используется в связи с разделением запоминаемого материала на группы. Выделение опорных пунктов в запоминаемом тексте, которое чем-то напоминает маркировку содержания абзацев. Структурирование, которое помогает расположить части изучаемого материала в определенной последовательности. Мнемотехнические приемы. Например, метод мест. Перекодирование как прием непроизвольного запоминания заключается в представлении информации в образной форме. Достраивание позволяет связать фрагменты текста или информации со своим непосредственным опытом, и в этой связи прочнее его запомнить. Ассоциирование применяется для запоминания лиц и людей.

    Произвольное запоминание наиболее продуктивно, так как это деятельность, преследующая определенную цель. Студенческая сессия – это марафон на произвольное запоминание.

    Факторы, влияющие на запоминание.

    1. Установка. Существуют разные варианты установок: запомнить надолго, запомнить до экзамена, запомнить в основном, запомнить буквально, запомнить основные мысли и так далее. Основная особенность установки – она должна быть четкой, позитивной, бодрящей. Вроде бы мелочь, но экспериментально установлено, что наличие установки очень облегчает процесс запоминания.

    2. Объем материала. Как ни странно, но лучше запоминать материал большими объемами. Объемный материал запоминать трудно, но вспоминается больше. Учить нужно не абзацами, а параграфами. При воспроизведении выстраивать логически и прослеживать связующие формы.

    3. Осмысленность запоминаемого материала. Для взрослого человека приоритетна логика и мышление, поэтому запоминается только осмысленный, понятый материал. Механическое запоминание совершенно не осмысленное и не характерно для взрослого человека.

    4. Эффект «края», или «краевой эффект памяти. Суть в том, что начало и конец любого материала запоминается лучше. Часто этот эффект используют при написании учебников. В этом варианте информация будет повторена трижды. Это не для того, чтобы студент понял, а для того, чтобы запомнил.

    «Краевой эффект» памяти состоит еще в том, что информация о незнакомом человеке лучше. О знакомом человеке мы лучше запоминаем последнюю информацию.

    5. Распределение во времени. Суть в том, что материал лучше запоминается не концентрированно, а распределено. Сначала делаем первый подход к материалу информации, потом второй, а потом третий. Все подходы через промежуток в 24 часа.

    6. Окружающая обстановка и местоположение . Человек устроен таким образом, что в какой ситуации он воспринимает информации, в той ему лучше и воспроизводить. Например. Если студент готовиться к экзамену лежа, то и сдавать ему лучше в такой же позиции.

    7. Фактор повторения. Во время повторения важно оторваться от текста и не подглядывать. Иначе при воспроизведении материала будет требоваться «опора для глаз». Воспроизведение должно быть свободным. Прочитал, выделил опорные пункты и рассказал. Важно, чтобы глаза не искали текст, не упирались в него. Хорошо писать шпаргалки. Это дает возможность в маленьком ресурсе излагать большой объем информации.

    8. Концентрация внимания. Когда мы вводим информацию – часто бываем, рассеяны, нам трудно сосредоточиться и удержать внимание на выбранной теме. Только при полной концентрации внимания можно получить при запоминании положительный результат. Для усиления концентрации также используются различные приемы.

    Сохранение - как второй процесс памяти. Это процесс динамический, если информация введена в память, это не означает, что она там просто лежит мертвым грузом. С поступившей информацией всегда происходят преобразования. Именно процесс сохранения информации предполагает самостоятельную жизнь материала, введенного в память. Выделяют способы организации введенной информации. Например. Происходит построение когнитивных карт . Когниция – это мышление, связь с разумом. Построение когнитивных карт заключается в том, что выстраивается пространственная организация материала, устанавливаются близкие и отдаленные темы и понятия. Эти понятия – близкие по смыслу. Другие понятий – противоположные по смыслу. Так происходит выстраивание системы понятий, которое может быть схематически изображено. В свое время Леонардо да Винчи использовал построение и рисование этих когнитивных карт. Таким образом, в нашей памяти этот материал по системе ассоциирования выстраивается в определенные потоки.

    Другой способ – это ассоциативная организация материала. Ассоциация означает связь, соединение. Она предполагает группировку. У нас бывают ассоциации по пространственной смежности. Или ассоциации по временной смежности. А так же по схожести признаков, причинно-следственные, по контрасту и так далее.

    Третий способ организации материала называется иерархическим . Это означает выстраивание ряда видовых отношений, то есть выделение общих, или частных категорий.

    Вся эта организация памяти связана с работой интеллекта. Эта бессознательная обработка материала.

    Психологи задавались вопросом: Сколько времени информация сохраняется в памяти? Ответить на этот вопрос в настоящее время достаточно сложно. Есть взгляд, что материал сохраняется всю жизнь. Под гипнозом у человека удается вызвать рудиментарные рефлексы, которые есть у новорожденного ребенка, а потом проходят. Когда делают операции на головной мозг, человек может видеть картинки из прошлого. Так было установлено, что в уме хранится много самой разнообразной информации. Вывод: наша память устроена так, что информация не забывается.

    Каждый человек имеет интеллектуальные накопления, а потом выдает это за свой образ мысли. Именно из набранных комбинаций идет выстраивание собственных мыслей. Бывают два типа хранилища. Эпизодическое хранилище , где хранятся как в альбомах эпизоды нашей жизни. И есть семантическое хранилище , там хранятся правила языка, правила математических операций, интеллектуальные структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит объяснительным каркасом.

    Когда мы были маленькими, у нас не было речи, а впечатления были. Эти впечатления хранятся в семантической памяти, как в библиотеке, но как бы утрачен пароль, к ним нет доступа. Волевыми усилиями нам доступна информация только того периода, когда мы уже владели речью.

    Психоанализ использует приемы для того, чтобы поднять эти воспоминания, и вызвать реакции из эпизодической детской памяти. Этот материал энергетически очень насыщенный. И так, мы можем влиять только на введение и извлечение информации, а что с ней происходит не ясно.

    Забывание – как процесс памяти. Это очень необходимый процесс для работы памяти. Это процесс исключения информации. Человек в этом процессе начинает обобщать и уходить от мелких, незначительных деталей. Также забывание необходимо для того, чтобы справиться с травматическими ситуациями в своей жизни.

    Итак, забывание необходимый процесс и на него так же влияют некоторые факторы. Первое – возраст . С возрастом человек прекращает впускать информацию, потому что голова уже достаточно перегружена. Человек как бы отграничивается от стимулов внешней среды. Есть исследования, которые доказывают, что когда человек перестает воспринимать информацию из внешнего мира и концентрируется на своем внутреннем мире, он начинает вырастать в мудрости. Внутри уже все есть для этого, надо только в это поверить.

    Второе – характер информации . Человек забывает ту информацию, которая не используется. Очень сильно влияет на забывание характер предшествующих и последующих событий. Например. Если вас выбили из колеи, а вы пришли что-то учить, то это не получится. Или, если вы что-то выучили, но произошло какое-то экстремальное событие, то эта информация тоже может стереться.

    Существует такая форма забывания – как активное забывание . Это явление исследует психоанализ, называя его вытеснением . Здесь речь идет о том, что забывание бывает мотивировано. В тех случаях, когда человек не может справиться с какой-то травматической ситуацией, психика убирает эту информацию из поля сознания, вытесняет.

    Воспроизведение – последний процесс памяти, который предусматривает воссоздание сохраненного в памяти материала. Выделяют разные формы. Узнавание – это актуализация материала с опорой на предмет. ТО есть в поле зрения появляется какой-то предмет и человек начинает присматриваться к нему, пытаясь узнать. В узнавании обязательно присутствует объект.

    Собственно воспроизведение – это тогда, когда от нас требуется дать ответ на основе собственной памяти.

    Припоминание . В случае припоминания у человека есть уверенность, что он знает, но никак не может припомнить и воспользоваться этой информацией. Припоминание может быть мучительным и болезненным процессом, потому что есть информация, есть в ней потребность, но нет доступа к этой информации. Чтобы актуализировать припоминание, используют два приема. Во-первых, делается попытка выстроить ассоциативные связи и по ним осуществить припоминание. Во-вторых, можно просто прекратить процесс припоминания, и необходимая информация сама всплывет в памяти.

    Подготовка на экзамене . После того, как вытащен билет, рекомендуется писать все, что приходит в голову по ассоциациям. Делаются наброски, а потом материал логически упорядочивается. Далее необходимо слушать то, что отвечают другие и вписывать это в свой ответ, взяв то, что необходимо. Именно то, что отвечают другие студенты, может стать опорой для припоминания, это освежает собственную память.

    Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

    Запоминание

    Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

    Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

    От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

    Сохранение

    То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

    Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

    Узнавание и воспроизведение

    Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

    Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

    Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

    Забывание

    Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

    Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

    Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

    Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

    Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).

    Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа.

    Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической. Так, например, для преподавателей, лекторов, политиков, артистов мнемическая деятельность есть одна из важнейших.

    Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.

    Различают несколько форм сохранения, названия которых совпадает с соответствующими видами памяти: реконструктивное, репродуктивное, эхоическое и эпизодическое.

    Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в дёталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.

    Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта. Вспомним шуточную сценку встречи двух женщин:
    Вы не заметили, проходил ли здесь мужчина - блондин, голубые глаза, с дипломатом, очень высокого роста? - В светло-синем костюме? Да, заметила.

    Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизодов, касающихся времени, места и условий ее приема.

    Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.

    Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Воспроизведение и запоминание являются процессами несовместимыми: человек может в данный М0М6Н1 времени осуществлять или один процесс, или другой.

    Существуют разные виды воспроизведения:
    - узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
    - реминисценция - мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
    - припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);
    - воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.

    Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Конфабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.

    Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней:
    - высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта;
    - среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное);
    - низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.

    Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья. Так, Жан-Жак Руссо и Эдгар По высоко ценили возможность забывать и даже придумывали для этих целей приемы. Эдгару По принадлежат слова: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите то, что вы должны запомнить».

    Организация запоминания влияет на сохранение информации, а качество сохранения определяется воспроизведением.

    Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. В момент высокого эмоционального напряжения процесс запоминания может протекать, как мгновенное запечатление - импритинг.

    Произвольная память основана на запоминании со специальной установкой. Непроизвольное запоминание происходит, когда специальная мнемнческая задача отсутствует, и оно сопровождает другую деятельность, но в процессе интенсивной мыслительной деятельности может быть более эффективным, чем произвольное.

    Запоминание способно протекать с различной глубиной понимания, но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, Различают логическое (смысловое), основывающееся на логических связях, и механическое запоминание, основывающееся на единичных временных связях.

    Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана и т. п.

    Сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». Раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

    Под влиянием систематического обучения память развивается: увеличиваются объем и скорость запоминания и воспроизведения, используются логические связи и понятия.

    Забывание - биологически целесообразный для организма процесс, противоположный сохранению, обусловленный угасанием временных нервных связей, утративших свое значение. Материал забывается быстрее в ближайшее время после заучивания, при этом бессмысленный материал забывается значительно быстрее. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным.

    В зависимости от материала, сохраняемого памятью, ее делят на когнитивную (процесс сохранения знании, получаемых в процессе обучения, которые постепенно превращаются в опыт, убеждения человека), эмоциональную (сохранение в сознании переживаний и чувств, что является условием развития способности к сочувствию) и личностную (сохранение в сознании образа самого себя, обеспечивающее преемственность целей, убеждений и т. д.).

    По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную.

    Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление образовавшихся в мозгу связей, протекающее преднамеренно и непреднамеренно. Формы воспроизведения: узнавание (проявление памяти как воспроизведения образа при повторном восприятии объекта), воспоминание (проявление памяти, осуществляемое в отсутствие восприятия объекта), припоминание (активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач), реминисценции (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым).

    1. Понятие о памяти.

    2. Виды памяти.

    3. Процессы памяти.

    4. Развитие и совершенствование памяти.

    1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.

    Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину как мать девяти муз, покровительниц известных в то время искусств и наук.

    От имени богини происходят и современные научные выражения, имеющие отношение к памяти: «мнемическая задача», «мнемические процессы», «мнемическая направленность» и т. п.

    Трудно представить мир без памяти.

    Значение памяти очень велико, однако не следует все успехи или, наоборот, неудачи списывать на счет этого познавательного процесса.

    Человеку трудно сказать: «Я не умею рассуждать» или тем более «Я глуповат», но он легко произносит: «Опять этот склероз» и т. п.

    Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

    Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

    Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями.

    Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:

    1) ассоциации по сходству;

    2) ассоциации по контрасту;

    3) ассоциации по смежности.

    В основе многих поэтических сравнений лежат ассоциации по сходству («река текла, как дождь», «плачет метель, как цыганская скрипка»). В жаркий летний день мы вспоминаем, как хорошо было зимой кататься на лыжах, а зимой – как весело проводили время на пляже.

    Подобного рода ассоциации – это ассоциации по контрасту.

    Студент на экзамене представляет тетрадь с конспектом и ту страницу, где расположен материал билета, видит таблицу или схему и т. п.

    Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (пол – тряпка, ручка – тетрадь).

    Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей.

    Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», а если просят назвать часть лица, отвечают «нос».

    Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они позволяют автоматически и быстро воспринимать необходимую в данный момент информацию.

    Итак, память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической жизни человека.

    2. Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям.

    1. Время хранения материала:

    1) мгновенная (иконическая) – благодаря этой памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации;

    2) кратковременная (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме.

    Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам.

    В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ;

    3) оперативная (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;

    4) долговременная (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок.

    в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п.

    У человека ДП и КП неразрывно связаны.

    Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию;

    5) генетическая память стала выделяться исследователями сравнительно недавно.

    Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания.

    2. Ведущая роль того или иного анализатора:

    1) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).

    Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти;

    2) эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз.

    Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, согласно современным исследованиям уже на первом году жизни, хорошо развит у детей дошкольного возраста.

    Характеризуется следующими особенностями:

    а) особая прочность;

    б) быстрое формирование;

    в) непроизвольность воспроизведения;

    3) зрительная – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.

    У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок.

    О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос – образ), т. е. память, обладающая фотографической точностью.

    У многих людей эйдетическая память хорошо развита в дошкольном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди искусства) она сохраняется на протяжении всей жизни.

    Например, В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев могли запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение после всего лишь одного восприятия;

    4) слуховая – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков.

    Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п.

    Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память – это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.;

    5) обонятельная – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;

    6) вкусовая – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;

    7) осязательная – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.

    Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами).

    Существует целый ряд профессий, где именно эти виды памяти являются востребованными.

    Например, дегустаторы должны обладать хорошей вкусовой памятью, парфюмеры – обонятельной.

    Очень редко бывает, когда у человека преобладает какой-либо один вид памяти.

    Гораздо чаще в качестве ведущей выступает зрительно-слуховая память, зрительно-двигательная, двигательно-слуховая.

    Помимо приведенных классификаций память может различаться по таким параметрам, как скорость, длительность, прочность, точность и объем запоминания.

    Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности.

    3. в составе памяти выделяются следующие процессы:

    1) запоминание;

    2) воспроизведение;

    3) сохранение;

    4) забывание.

    Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации.

    Запоминание подразделяется на:

    1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);

    2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) – логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

    Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений:

    1) делать установку на запоминание;

    2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать);

    3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.);

    4) процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд.

    5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного;

    6) вызвать интерес к запоминаемому;

    7) необычность материала улучшает запоминание.

    Воспроизведение (восстановление) – процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

    Выделяются следующие формы воспроизведения:

    1) узнавание – появление чувства знакомости при восприятии;

    2) воспоминание – восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке);

    3) реминисценция – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

    4) припоминание – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

    Сохранение – удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

    Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже.

    Такое явление в психологии называется эффектом края.

    Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.).

    Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить.

    Это явление получило название эффекта Зейгарник.

    Забывание – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.

    Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальнейшем, также быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой.

    Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации.

    Иногда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти.

    Такое явление называется амнезией.

    Большое внимание анализу механизмов забывания уделил З. Фрейд (основатель психоанализа).

    Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить неприятные ситуации своей биографии.

    Он забывает о тех вещах, которые могут напомнить психологически неприятные обстоятельства.

    Итак, память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания.

    4. Процесс развития памяти осуществляется по следующим направлениям:

    1) онтогенетически более ранняя механическая память постепенно замещается логической;

    2) с возрастом запоминание становится более осознанным, начинается активное использование мнемотехнических приемов и средств;

    3) преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным.

    Основываясь на перечисленных направлениях, можно определить следующие пути и средства совершенствования памяти.

    1. Правильно использовать процесс повторения.

    Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала.

    Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания.

    Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а затем – через 24 ч.

    Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном.

    2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда.

    Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце.

    3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий:

    1) мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой;

    2) оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ;

    3) мысленно воссоздать этот образ.

    4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории.

    5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п.

    При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал.

    6. Последовательную цепочку событий или предметов можно запомнить, если эти предметы мысленно расставлять по пути ежедневного следования на работу или учебу.

    Идя по данному пути, мы эти предметы вспоминаем.

    Любые приемы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения.

    Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.

    Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

    Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

    Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

    Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память - еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

    Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

    «Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

    Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

    5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности

    Из книги Психология автора Робинсон Дейв

    Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

    Из книги Предназначение Души. автора Ньютон Майкл

    Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

    Память Прежде чем продолжить свой анализ того, что Субъекты, находящиеся в состоянии гипноза, видят в Мире Душ, я хотел бы предоставить больше информации о категориях памяти и ДНК. Есть люди, которые Убеждены, что все воспоминания хранятся в ДНК. Таким образом они

    Из книги Романтические эссе автора Лурия Александр Романович

    Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

    Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

    Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

    Память Прежде чем произведение будет создано, писатель должен подготовить для него необходимый материал. Он долго наблюдает за окружающей действительностью, многое переживает в собственной жизни. Впечатления внешнего и внутреннего мира образуют в совокупности

    Из книги Сундук старого принца автора Гнездилов Андрей Владимирович

    Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

    Память Темно в долинах памяти, словно в осеннем сумеречном лесу, где в печальной наготе застыли стволы деревьев, а яркие цветы и буйная зелень листьев обратились в шуршащий под ногами ковер. Нет пути назад. Никакие заклятия не вдохнут жизнь в отцветшие сады, в отзвучавшие

    Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

    § 6. Память Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения -

    Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

    Память В когнитивной психологии под памятью понимают психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации. Механизм памяти представляет собой три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и воспроизведение

    Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

    4.4. Память Понятие памяти. Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его

    Из книги автора

    Память? А что память? «Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших». * * *Вы можете обнаружить, что ваша

    Процессы памяти и их характеристика

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Процессы памяти и их характеристика
    Рубрика (тематическая категория) Искусство

    Память - ϶ᴛᴏ психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизводстве человеком разнообразной информации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, память - это сложный психический процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом.

    В составе памяти можно выделить отдельные процессы. Основные из них - запоминание, сохранение , воспроизведение, узнавание и забывание.

    Деятельность памяти начинается с запоминания.

    Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

    Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. К примеру, после прогулки по лесу или после посœещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.

    В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздей­ствия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их проч­ности бывает различна. Лучше всœего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всœе, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности. По этой причине даже непроизвольное запоминание, в определœенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим от­ношением к окружающему.

    В отличие от непроизвольного запоминанияпроизвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчинœенную задаче запомнить. Вместе с тем, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.

    Принято выделять осмысленное и механиче­ское запоминание.

    Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является зазубривание, заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания является многократное повторе­ние материала.

    В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Два положения из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что сле­дуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. По этой причине ос­мысленное запоминание всœегда связано с процессами мышления и опирается глав­ным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

    Осмысление материала достигается следующими приемами:

    o выде­ление в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана;

    o выделœение смысловых опорных пунктов;

    o сравнение;

    o метод повторения: концентрированное и распределœенное;

    o метод воспроизведения во время заучивания;

    Преимущества произвольного запоминания со всœей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования извест­ного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что уста­новка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта͵ не являет­ся сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В опреде­ленных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запом­нить), оказалось определœенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

    Сохранение - это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. В головном мозге происходит установление нервных связей между клетками, благодаря чему образуется нервный путь.

    Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, ʼʼстиранияʼʼ следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала памяти. По этой причине сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.

    Забывание - весьма целœесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всœегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально ʼʼзасоренʼʼ множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.

    Рис. 1 ʼʼКривая забыванияʼʼ Эббингауза
    Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавания. Забывается прежде всœего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и в связи с этим не получает достаточного подкреплении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всœего это так называемое угасательное торможение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается при отсутствии подкрепления. Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени нерав­номерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприя­тия, а в дальнейшем забывание идет медленнее (рис.1). Подтверждением это­го может служить эксперимент, прове­денный американским психологом М. Джонсом. Эксперимент сводился к следующему: до начала лекции по пси­хологии Джонс предупредил студен­тов, что в конце они получат листочки с вопросами по содержанию лекции, на которые нужно дать письменные от­веты. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко и доступно.

    Письменный опрос был проведен пять раз через разные интервалы времени. Результаты получились следующие: сразу пос­ле лекции студенты правильно воспроизвели 65 % базовых мыслей лекции, спу­стя три-четыре дня после лекции - 45,3%, спустя одну неделю - 34,6%, спустя две недели - 30,6% и спустя восœемь недель - 24,1 %.

    Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (к примеру, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспо­минание). Сущность реминисценции состоит по сути в том, что воспроизведение ма­териала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объёма, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и млад­ших школьников.

    Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.

    Итак, воспроизведение - процесс воссоздания образа предметов, явлений окружающей действительности, воспринятых ранее, но не воспринимаемых в данный момент.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии пред­метов и явлений.

    Как и запоминание, воспроизведениедолжна быть непреднамеренным (непро­извольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведе­ние происходит неожиданно для нас самих. К примеру, проходя мимо школы, в ко­торой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспро­изведения является появление персеверирующих образов, которые характеризу­ются исключительной устойчивостью.

    При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспо­минаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта͵ к примеру когда мы задаемся це­лью вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, сло­ва ʼʼидут сами собойʼʼ.

    Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определœенных волевых усилий. В этих случаях достижение поставленной цели - вспомнить что-либо - осуществляется через достижение промежуточных целœей, позволяющих решить главную задачу. К примеру, для того чтобы вспомнить ка­кое-либо событие, мы стараемся вспомнить всœе факты, которые в какой-либо мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно но­сит сознательный характер.
    Размещено на реф.рф
    Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем всœе, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мыш­ления.

    Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспо­минаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что всœе это требует от нас определœенных волевых уси­лий. По этой причине припоминание является в то же время и волевым процессом.

    Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После основательного знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести всœе запомнившиеся объекты. После этого ему предлагали уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 - незнакомых. Нужно было среди 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания - 35 объектов.

    Отсюда следует, что узнавание не должна быть показателœем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания нужно ориентироваться на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему всœе знакомо. Знакомо - значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а вос­произведения. По этой причине при заучивании крайне важно проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раздала, доказать теорему, решать задачу.

    Процессы памяти и их характеристика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Процессы памяти и их характеристика" 2017, 2018.