Болезни Военный билет Призыв

Проблемы в общении. Можно ли научиться общаться? Проблемы в общении с людьми

Базой межличностных взаимоотношений является общение. Оно необходимо, так как человек - существо разумное, живущее в социуме, и ему требуется постоянное развитие.

Общение - процесс взаимодействия людей, вызванный их потребностями и направленный на удовлетворение этих нужд. Общение связано с огромными потоками различной информации. Происходит интенсивный обмен ей между людьми. Более того, увеличивается количество людей, работа которых сопряжена с общением. Общение бывает разным, в зависимости от ситуации, средств общения и самих оппонентов.

Трудности, возникающие в процессе общения, тоже имеют место быть. Появляются они внезапно, совершенно у разных людей. Зачастую такая проблема настигает тех, кто очень застенчив, не уверен в себе, живет с чувством страха быть непонятым и высмеянным. Нередко подобные сложности наблюдаются у людей уже взрослых, сформировавшихся, с устойчивыми взглядами на мир. Люди постоянно живут под гнетом навязанных обществом эталонов и стандартов поведения, стереотипов общения. Коммуникативный, раскрепощенный человек, который постоянно находится в центре внимания и событий, - новая модель успешной, деловой личности.

Откуда берутся проблемы с общением и какую роль играет в этом семья

Сложности при общении связаны с психологическими особенностями темперамента и нервным состоянием.

  • Пассивность.
  • Нежелание контактировать с целой группой, а лишь с 1–2 людьми.
  • Создание своего собственного мира и постоянное пребывание в нем.

Такие люди выявляются уже в раннем возрасте. Внешние факторы оказывают огромное влияние на коммуникабельные способности человека.

Изначально стандарты и нормы поведения берутся из семьи. Враждебность, скрытность, некорректное выражение своих потребностей, желаний и многие другие, неконструктивные поведенческие действия членов семьи моментально перенимаются детьми. Закладывается неправильный стереотип поведения. Принципы воспитания формируют определенное отношение ко всему окружающему, приобретаются навыки взаимодействия с социумом.

То, как ребенку позволяют проявлять эмоциональные состояния, как относятся к его желаниям и выполняют их, как позволяют самостоятельно расчертить границы в общении со старшими - все это закладывает фундамент, на котором по мере взросления человек выстраивает свой поведенческой тип. В процессе воспитания семья нередко травмирует нервную систему ребенка, вплоть до психологических патологий, что обязательно сказывается в более зрелом возрасте. В процессе дальнейшего развития и взросления имеющиеся проблемы коммуникативного характера лишь укореняются. Школа, постоянные насмешки, неудачное общение со сверстниками, боязнь выступать перед публикой - все это разрушает внутреннюю гармонию.

Развитие психологических барьеров

Человек начинает воспринимать себя как личность, не умеющую общаться, идти на контакт, и уже не пытается измениться. Происходит созревание неуверенного в себе индивида с заниженной самооценкой. Появляются комплексы и психологические, внутренние ограничения, мешающие свободно проявлять себя в миру и вступать с ним в нормальное взаимодействие.

Человек постоянно сторонится людей, предпочитает виртуальное общение, пытается скрыть страх и комплексы, прибегнув к алкоголю и различным наркотическим веществам. Те, в свою очередь, временно позволяют расслабиться и выйти на контакт с окружающим миром. Зачастую проблемы с общением связаны с неумением красиво и грамотно излагать свои мысли, поддержать разговор, в спорной ситуации отстоять свое слово. Общение теряет непосредственный и спонтанный характер. Человек начинает переживать, волноваться. Он старается общаться не тогда, когда этого требует ситуация, а когда к этому готов его разум.

Люди с проблемами подобного рода имеют дисгармонию в своих мыслях, ощущениях, состояниях. Не чувствуют себя единым целым. Перестают себя любить и воспринимают изгоем. Исчезает вера в себя как в самодостаточную личность. Существует масса людей, имеющих блестящее красноречие, которое часто выручает их. Безусловно, это прекрасное умение красиво и внушительно говорить, но даже это качество не помогает до конца раскрепоститься. Корень зла находится гораздо глубже. В наличии физических недостатков, давних обид, неприятных ситуациях в прошлом. Существует масса причин, по которым человек захлопывается, перестает верить в себя. Все эти моменты фиксируются в его подсознании с раннего детства, когда кого-то назвали слишком толстым, неудачником, слабым, некрасивым.

Встречаются люди, которые сами по себе не любят общаться, предпочитают молчать, компенсируют общение различной деятельностью. Им не интересно, что происходит вокруг, они не желают делиться с кем-либо своими мыслями и идеями. И что самое удивительное, такие люди не чувствуют дефицита общения, так как не испытывают в нем потребность. Такие ситуации тоже таят в себе проблему, связанную с общением. Человек должен постоянно находиться в процессе развития. Живя в окружении подобных себе, очень сложно быть вне общения.

Ответы психологов

Здравствуйте! Много сочувствия по поводу Ваших сложностей и переживаний. Благодаря Вашему описанию вспомнила, что когда у меня тоже были похожие процессы. Исследовать и менять свой внутренний мир, полный тревоги и как следствие изменить отношения с окружающими Вы можете только в сопровождении и с поддержкой психотерапевта. Понимаю, что Вам нужны будут усилия над собой и решимость, чтобы начать терапию, но кроме Вас эту работу никто не сделает. К сожалению, нет волшебной таблетки или рекомендации, выполнение которой может все изменить. Желаю Вам смелости и терпения на нелегком пути к удовлетворению своих потребностей в безопасности и во взаимодействии с другими людьми. Готова быть Вам полезной в очной работе. С уважением и желанием поддержать, Татьяна.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Здравствуйте, уважаемая незнакомка!

Ваш - запрос не на одну консультацию, тем более заочную. Процесс, который Вы описываете, похож на глухую стену - он формировался годами, кирпичик за кирпичиком. Иногда Вы пытаетесь кричать, чтобы Вас услышали те, кто находится за этой Стеной, но она очень плотная, прочная, и Вам очень сложно. Когда Вы пытаетесь разбить ее, больно становится Вам самой. Стену надо разбирать так же, как она выстраивалась - кирпичик за кирпичиком. Это вполне возможно - ведь это Ваша стена. Возможно, когда-то давно эта Стена оберегала Вас от каких-то опасностей, от чего-то страшного. Но теперь Вы уже взрослая. Стена отслужила свою службу.

С уважением, Ольга

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, А*****!

Знаете,у меня когда-то было что-то похожее на ваш процесс - трудности в общении, отстранённость, замкнутость. При этом была плохо осознаваемая потребность быть в контакте с близкими людьми. Много позже, уже занявшись психологией, я поняла, что причина этой отстранённости была в том, что мне совершенно неинтересны были окружающие меня люди, а прежде этого я сама была неинтересна себе. Когда я начала узнавать и исследовать себя, понимать себя, моё самоотношение изменилось. Я стала ценить себя, любить и уважать, интересоваться собой, и тут же появились интерес и уважение к другим людям. Наши процессы в отношении других и себя абсолютно идентичны. Так что начните менять отношение к себе, и ваши отношения с другими тоже изменятся. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Искусство общения с людьми - одно из самых значимых искусств для счастливой жизни человека.

Ошибки в общении и проблемы межличностного общения прямо влияют на качество семейной жизни, любовных отношений, на карьеру, успехи в бизнесе, на количество и качество друзей.

Это важно?! Качество вашей жизни для вас имеет значение? Или пусть все идет, как идет?

Допустим, ваша жизнь может нестись по дороге успеха, радости и счастья со скоростью 100 киломеров в час. А каждая ошибка в общении , ошибка в коммуникации с другими людьми , снижает эту скорость на 5 процентов. Конечно, если человек совершает только одну ошибку в общении с людьми (например, постоянно перебивает), то это не особо сказывается на качестве жизни. Просто разница между 100 процентами счастья и радости и 95 - это, не столь заметна и ощутима. Так что если вы совершаете 1-2 ошибки в общении, то его качество, конечно, снижается, но оно все еще на очень высоком уровне.

Если постоянно совершается 5-7 ошибок в общении , то качество жизни все еще на удовлетворительном уровне. Жить можно! И даже, временами, весьма радостно!

А если человек совершает 10 разных ошибок при общении с людьми? Уровень радости и успешности уже в два раза ниже. Зато в два раза больше ссор, конфликтов, разводов, слез. Но жить все еще можно. Приятного и не приятного при общении получается, примерно пятьдесят на пятьдесят. То гармония и взаимопонимание, то битье посуды и раздел имущества. Не скучно - это точно. Но и не очень успешно.

Но 50 на 50 - это еще весьма хорошо. Это соотношение присуще людям, которых мы считаем довольно счастливыми.

Обычное же соотношение это 15-20 на 85-90. То есть, 15-20 процентов вполне себе успешного и эффективного общения на 85-90 процентов разрушительного. Или, как минимум, не созидательного. Т.е. в 85-90 процентах случаев люди общаются так, что или ухудшают отношения с теми, с кем взаимодействуют, или оно остается на привычно низком уровне.

Но что эти проценты значат на практике?! Как это соотносится с вашей жизнью?! Напрямую! Неэффективное и неумелое общение влияет на качество вашего окружения.

Если человеку неведомо искусство общения с людьми , вокруг него будут такие же люди. Те, которые делают больно своими словами, не умеют строить отношения, разрушают чужие жизни.

Естественно, что те, кто умеют эффективно коммуницировать и выстраивать успешное общение , не станут поддерживать дружеские, деловые, семейные связи с теми, кто общаться не умеет, и открывая рот, создает только неловкость и дисгармонию.

Думаете, мы преувеличиваем?! А было у вас такое, что чье-то слово заставляло вас плакать или переживать потом много дней?

А может, вспоминаете что-то, сказанное вам еще в юности, что до сих пор причиняет боль? Может, какие-то слова про ваш рост, вес, форму или размер груди? Или как вас сравнивали с бывшей или с мамой?! Или говорили что-то не очень приятное о том, какая вы в постели? Или в работе? Или в ведении хозяйства? Или в воспитании детей?

Было так, что люди вам делали больно и вы это до сих пор помните? А было так, что кому-то делали больно вы? Ну, признайтесь, было?! Самому себе-то можно признаться.

Это происходило потому что мы или те, кто сказал что-то неудачно, такие плохие люди?! Да нет, наверное. Как правило, даже не было и в мыслях обидеть кого-то. Это просто ошибки в коммуникации , которые ведут к проблемам в общении .

Главная проблема межличностного общения - это отсутствие взаимопонимания. Один неловко шутит над тем, что дорого другому, и все. Доверие и симпатия могут упасть до нуля.

Мама пошутила по поводу того, что у дочки тонкие (или толстые, или х-образные, или еще какие-то ноги), и нанесла травму, о которой та будет помнить много лет. Она хотела навредить своему ребенку?! Да нет, конечно. Она любит дочку, она хорошая мама. Просто она дура.

Но девочке не легче, от того, что мама не умеет коммуницировать и допускает элементарные ошибки в общении . Травма нанесена. И девочка будет с ней жить. И, скорее всего, таких травм за детство у нее наберется не один десяток. И это только от родителей! А еще есть такое прекрасное место, как школа, и такие чудесные люди, как учителя и сверстники. А они тоже постараются нанести максимальный психологический урон.

Теперь понимаете, как это относится к жизни каждого из нас?! Вы готовы продолжать жить, как жили, или хотели бы задуматься над теми проблемами в общении с людьми , которые создаются из-за ошибок и неэффективной коммуникации ?!

Иначе говоря, вы хотели бы перестать ежедневно травмировать окружающих и самих себя?! Ну, ладно, даже если вам все равно до окружающих, может, хотя бы ради родных, близких и любимых стоит что-то исправить, чтобы перестать им наступать на их психологические мозоли?

А ради себя?

Есть ли люди, которые явно общаются более умело, чем вы и весьма вам симпатичны? Вы хотели бы уметь с ними разговаривать на одном языке и вообще быть на равных? Тогда стоит улучшать качество общения .

Качество межличностного общения - это ваша лестница вверх к счастливой жизни!

Это ваш автомобиль, который может быть красивым, шикарным и комфортным и нестись со скоростью 100 километров в час без малейших усилий и по отличной дороге. Но для этого надо, чтобы все четыре колеса были на месте и в норме, чтобы бензин был залит надлежащего качества, чтобы каждая деталь работала!

А пока... пока качество об щения большинства людей - это старый ушастый запорожец, который с трудом разгоняется до 30 километров в час, скрипит, кряхтит и двигается на пределе сил.

Или вы не припоминаете никаких проблем в общении и не очень представляете, о чем речь?

Ну, что ж, давайте перечислим некоторые сложности общения , ошибки в общении , наиболее часто допускаемые людьми.

Угрозы и запугивание, манипулирование партнером, давление на его болевые точки.

Обвинения, оскорбления.

Насмешки над важными для человека вещами, качествами, людьми.

Саркастические комментарии.

Может, нам удастся проявить остроумие, но какой ценой?

Частое ворчание и вечное выражение недовольства и несогласия.

Систематическое перебивание собеседника.

Неумение говорить комплименты.

Неумение принимать комплименты, отвечать на комплименты.

Извращение слов собеседника, приписывание партнеру собственных измышлений.

Навешивание ярлыков.

Сокрытие информации, ложь.

Одного обмана бывает достаточно, чтобы убить доверие надолго или навсегда.

Обвинения, попытки вызвать у партнера чувство вины.

Негативные определения, личные оскорбления (ленивый, недалекий, туповатый, несексуальный).

Негативные комментарии к действиям человека.

Что будет, если сказать девушке, что она танцует, как корова?! Или даже просто задать ироничный вопрос: "Это ж где ты так танцеать научилась?". Все, вы испортили человеку настроение надолго. А еще посеяли у него неуверенность в себе и желание вам отомстить и тоже сказать какую-то гадость. Оно того стоило?!

Требования и ультиматумы.

Ох, как неразумно ставить ультиматумы. Там, где можно было договориться к обоюдной выгоде, возникает разрыв и воронка от взрыва, куда проваливается и где исчезает все хорошее, что прежде вас связывало.

Жалобы и сетования на превратности судьбы.

Тоже ошибка. Ответьте, пожалуйста, вы любите людей, которые на все жалуются? Даже на погоду, природу, молодежь и нравы? Не уподобляйтесь. Мало кто любит нытиков и жалобщиков.

Прерывание собеседника высказываниями своего мнения. 1-2 раза и по делу - это приемлемо. Постоянно и по пустякам - нет!

Стремление показать свое превосходство.

-
Попытки самоутвердиться, унижая других.

Неумение похвалить и поддержать.

Вы много знаете людей, общение с которыми вас вдохновляет? То-то и оно.

Отсутствие выражения тех добрых чувств и мыслей, которые у нас бывают.

Люди, к сожалению, скорее покритикуют, чем скажут что-то хорошее.

Замалчивание недопониманий и конфликтных вопросов.

Обычно такое замалчивание через некоторое время приводит к взрыву.

Отсутствие позитивной невербальной коммуникации (улыбки, кивки, демонстрация поддержки и понимания).

Бестактность.

Неуместные вопросы (о зарплате и т.п.)

Что делать? Определить, что, как вам кажется, надо улучшить. Какие ошибки в общении вы совершаете? Что бы вам хотелось улучшить в коммуникации с людьми , какие прблемы общения решить ? Подумайте. Прежде, чем что-то улучшать, надо решить, что именно.

А мы постараемся каждой проблеме и ошибке общения посвятить отдельную статью. Уж очень это важные вопросы.

Давайте мы вам на нескольких примерах покажем, как отсутствие элементарных навыков искусства общения ведет к грустным результатам.

Первая история:

Молодой человек долго ухаживал за девушкой, добивался ее, вожделел всячески, и вот в тот вечер, когда все уже могло свершиться, они сидели в кафе. Попили кофе, поели мороженное, собирались пойти к нему домой. Когда принесли счет, парень достаточно грубо поговорил с девушкой-официанткой. Обидел ее чем-то абсолютно на пустом месте.

Просто так. Это ж для него просто обслуживающий персонал.

И тут уж его спутница поняла, что отдаваться она ему больше не хочет и не будет. Все то хорошее, что он демонстрировал, было лишь демо-версией этого парня, и ей по одному этому эпизоду с официанткой, стало ясно, что это не тот человек, с которым она хотела бы иметь что-то общее вообще, а уж секс тем более.

Или другая история: к одному молодому человеку, пришла девушка, которая в этот вечер решила ему отдаться. Приятный молодой человек, красивая сексуальная девушка. Оба симпатизировали друг другу и могли иметь отличные отношения, регулярный приятный секс, если бы... Если бы ни один пустячок.

Мужчина сделал кофе, разлил по чашкам, они присели на кровать, улыбались, пили кофе, предвкушая то, что сейчас произойдет. Затем девушка, видимо, решив занять позицию в отношениях повыше, сказала с приказной интонацией:

Убери чашки.

Молодой человек их убрал, но в эту минуту он решил, что ничего у них не будет. Ход мыслей у него был примерно таким:

Да ну ее на фиг. Еще ничего не было, а она позволяет себе такие интонации! Что будет после секса? Ну, нет, пусть с ней спит тот, кто готов будет терпеть подобный тон.

Пустячок. Всего-то не та интонация и не с тем человеком. И все. И вместо отношений - большое жирное ни фига.

А вот еще пример проблемы в общении , возникшей из-за неудачного высказывания молодого человека. Он в присутствии своей девушки, у которой была красивая, но небольшая грудь, сказал кому-то:

У женщины должны быть большие сиськи!

Или еще случай: девушка встречает подругу, которая идет со своим новым молодым человеком, здоровается с ней, обнимает, улыбается и говорит:

Давно тебя не видела! Ты изменилась. Поправилась, вроде, немного?

Нормально?!

Вот вам примеры того, как можно за одну минуту и одной неудачной фразой, взглядом или интонацией выбросить в мусор то, что могло бы быть приятными отношениями.

Одному очень умному, но неискушенному в тонкостях общения герою сериала "Теория Большого Взрыва", его друг сказал в ответ на очередной не слишком корректный комментарий:

Знаешь, Шелдон, у тебя не так много друзей, чтобы ты мог вот так легко их оскорблять.

Ваши друзья, отношения, психологическое состояние партнера, психологические травмы и переживания детей и просто окружающих людей - ваша ответственность.

Вы создаете результаты. Вы строите вокруг себя рай или концлагерь. Это ваша ответственность и ваш выбор. Постройте что-то хорошее!

Наверное, каждый человек, даже самый общительный, время от времени испытывает трудности в общении с новыми людьми или даже со старыми знакомыми. Как бороться с этими трудностями и не дать им испортить ваше удовольствие от общения?

Специалисты по проблемам общения разделяют трудности в общении на две группы . Первая группа - субъективные; они переживаются одним из собеседников, но не всегда очевидны для другого и могут не проявляться в конкретной ситуации общения. Вторая группа - объективные; они проявляются в конкретной ситуации общения, очевидны для обоих собеседников и мешают им достичь поставленных целей, оставляя ощущение неудовлетворенности общением.

Примером субъективной проблемы в общении является застенчивость. А к объективным трудностям относятся трудности, которые связаны с уровнем коммуникативной грамотности одного или обоих собеседников.

Трудности в общении могут быть вызваны четырьмя основными группами причин . К ним относятся:

  • неадекватная оценка партнера по общению;
  • неадекватная самооценка;
  • использование неподходящих для данной ситуации способов общения;
  • постановка нереальных целей общения.

Трудности, вызванные первыми двумя группами причин, чаще всего являются субъективными, в то время как вторая группа причин обычно приводит к возникновению трудностей объективного характера.

Как решать проблемы в общении? Решение любой проблемы начинается с определения ее причин . Вам нужно понять, что именно вызывает ваши трудности в общении, а уже потом бороться с ними - если это в ваших силах. Вы можете справиться с трудностями, за которые несете ответственность лично вы или оба собеседника, но если проблемы вызваны поведением второго собеседника, вы мало что сможете сделать, если он сам не захочет пойти вам навстречу.

Очень сложно дать универсальный совет тем, кто хочет справиться с трудностями в общении. Список проблем, возникающих в процессе общения, и их причин очень длинный , каждой из проблем можно посвятить отдельную статью. Кому-то нормально общаться мешает , а кому-то - излишняя болтливость. Кто-то не умеет кратко и четко формулировать свои мысли, а у кого-то плохо получается слушать и слышать собеседника. С каждой из этих проблем нужно бороться по-своему.

Если говорить в общем, то для того чтобы избежать большинства трудностей в общении , нужно развивать свое . Общение - это не просто взаимный обмен фразами; очень большое значение имеет невербальная составляющая общения - не то, что говорят собеседники, а то, как они это говорят. Поза, жесты, мимика, интонации - все это оказывает большое влияние на исход общения.

Часто трудности в общении возникают потому, что один или оба собеседника пренебрегают элементарными , начиная с выбора темы разговора и грамотностью и чистотой речи. Эти правила кажутся чем-то само собой разумеющимся, и именно поэтому о них часто забывают.

Чтобы предотвратить барьеры в общении, важно помнить, что в коммуникации принимают участие как минимум два человека, а успех общения зависит от всех собеседников. Успешное общение строится на уважении к партнерам по коммуникации - это самое главное, о чем вам нужно помнить.

Перечисленные выше советы касаются в основном объективных трудностей. Субъективные проблемы в общении, как мы уже говорили, у каждого свои, поэтому и подход к их решению должен быть индивидуальным. Если вы не можете справиться со своими проблемами самостоятельно, не бойтесь обратиться к специалисту : умение попросить помощи - вовсе не признак слабости, как многие думают. Для того чтобы осознать свою проблему и взяться за ее решение, нужна немалая смелость.