Болезни Военный билет Призыв

Приставка с перед звонкими согласными. Правила приставок "бес" и "без". Правописание приставок "без" и "бес"

Русские приставки на з-/с- пишутся так, как слышатся , то есть, по фонетическому принципу.

Из этого принципа выведено правило: если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-:

óПомни!

Многие рeжутся на незнании глухих и звонких согласных.

Ч, Щ, Ц – всегда глухие .

Проверяйте себя произношением!

чересч ур

.Различай!

GЛовушка!

ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.

Ы/И после приставок на согласную.


.Различай №1!

В сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь ) И сохраняется, так как первая часть является не приставкой, а корнем!

.Различай №2!

Подымать, изымать – но поднимать, взимать, взирать, снимать.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

.Различай!

óПомни! Это правило включает множество иностранных слов или слов, происхождение которых не всегда понятно. Тебе придется их выучить!

Алгоритм действий.

1. В каждом варианте определить, по какому правилу сгруппированы слова.

2. Найти в вариантах ответов исключения, вставить пропущенные орфограммы.

3. Остальные пропущенные буквы вставить по правилу.

FПодсказка. Не начинай с правила на ПРЕ- и ПРИ-. Оно является самым сложным, поэтому оставь его на «десерт».

ÑРазбор задания.

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

1) нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться

2) пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный

3) ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция

4) дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

В первом варианте представлены слова с неизменяемой на письме приставкой, во втором – приставки ПРЕ-/ПРИ-, в третьем – приставки на З-/С-, в четвертом – Ы/И после приставок на согласную.

Оставим правописание ПРЕ- и ПРИ-.

Вариант №1.

Нед..четы пропущена буква О в неизменяемой приставке НЕДО-, не…знакомленный – откидываем НЕ-, остается неизменяемая приставка О-, з…рождаться – приставка ЗА-.

Вариант №3.

Начнем с иноязычной приставки ДИС- в слове ди..пропория. Эта приставка не изменяется на письме. В остальных словах проставляем, что слышим: раСхаживать, иЗвержение.

Вариант №4.

Ищем нерусскую приставку. В слове дез..нформация находим ДЕЗ-, значит после нее пишем И-. В слове про..нформировать используется приставка, оканчивающаяся на гласную, поэтому И- в корне мы также сохраняем. А в слове небез..звестный русская приставка БЕЗ- меняет И- на Ы-.

Вариант №3.

В трех предыдущих вариантах мы не вставили одинаковых орфограмм. Таким образом , правильный ответ №3. Проверяем его. Пр..вращение (=пере йти из одного состояния в другое), пр..образовать (=пере делать), пр..искусный (=очень, пре-).

? Потренируйся.

1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) п..дписать, с..гласие, поз..вчера

2) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить

3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

4) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

2. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) не..деланный, в..драгивать, и..давать

2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

3) пр..увеличивать, пр..страстие, пр..мелькаться

4) раз..скать, без..сходный, по..грать

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) з..частую, н..илучший, поз..вчера

2) пред..стория, без..дейный, не..звестный

3) пр..ложение, пр..озерный, пр..огромный

4) во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

FПодсказка.

Посмотри задание А10, чтобы вспомнить признаки причастия и спряжения глаголов. Вспомни суффиксы причастий!

GЛовушка!

Если у формы есть приставка ВЫ-, то ее следует откинуть в первую очередь, так как она перетягивает ударение на себя!

FПодсказка.

Если сомневаешься, какой суффикс в инфинитиве, то запомни, что кроме глагола КЛЕИТЬ все остальные заканчиваются на –ЯТЬ:

GЛовушка!

Для верного определения начальной формы глагола:

J «Запоминалки»

.Различай №1!

.Различай №2!

ЕНН А-НН
завеш-енн-ый (от глагола завесить = закрыть занавеской) завеш-анн-ый (от глагола завешать = повесить на всем пространстве)
навеш-енн-ый (от глагола навесить = повесить, надеть на что-л.) навеш-а-нн-ый (от глагола навешать = повесить в большом количестве)
обвеш-енн-ый (обвесить = обмануть при покупке) обвеш-а-нн-ый (обвешать = увешать со всех сторон, всюду)
развеш-енн-ый (развесить = разделенный на части по весу товар) развеш-а-нн-ый (развешать = повесить по разным местам)
свеш-енн-ый (свесить = спускать вниз) свеш-а-нн-ый (свешать = определить вес)
(за-, пере-, по-, с-)меш-енн-ый (от приставочных образований глагола месить =мять, перемешивая) (за-, пере-, по-, с-)меш-а-нн-ый (от приставочных образований глагола мешать =переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо)
(вы-, за-, при-, про-)стрел-енн-ый (от выстрелить, застрелить, пристрелить, прострелить) (на-, об-, от-, пере-, при-, рас-)стрел-я-нн-ый (от настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять = настроить прицельно)
выкач-енн-ый (выкатить) выкач-а-нн-ый (выкачать)

Алгоритм действий.

1. Определите время причастия или глагола.

2. Поставь в начальную форму.

3. Если время настоящее или будущее, вспомни спряжение и вставь гласную.

4. Если время прошедшее, то вставь гласную, которая находится перед –ТЬ в инфинитиве.

ÑРазбор задания.

1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
Рассмотрите примеры:
РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

Упражнение

1. Посреди леса, на ра_ чищенной и ра_ работанной поляне, во_ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе_ шумно ра_ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра_ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра_ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в_ глянуть на молнию, когда, ра_ кроивши черные, как уголь, тучи, не_ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во_ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в_ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра_ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе_ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе_ умным лицом, и_ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во_ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра_ стилаются скатертями, то и_ виваются и и_ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чре_ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе_ престанно, и мы со всево_ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе_ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра_ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
12. Вид своего ра_ рушающегося двора, вид сильно и_ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои_ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
13. Любопытство начинало меня бе_ покоить, и я надеялся, что пунш ра_ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
14. Целый день гробовщик ра_ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и_ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра_ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и_ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в_ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
21. Один только кабинет иногда может ра_ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе_ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе_ ценны, когда вы в_ помните, что _ десь ра_ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра_ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Правописание приставок без-(бес-), из-(ис-), раз-(рас-), низ-(нис-), вз-(вс-), воз-(вос-), через-(черес-) будет рассмотрено в этой статье. Принято считать, что с буквами "с" и "з" мы имеем различные варианты написания одних и тех же морфем. В самом деле, например, "ис" и "из" имеют одинаковое значение: движение наружу. Поэтому приставка одна, это лишь два ее варианта.

Общее правило при написании "з" и "с" в приставках

При написании "з" и "с" в них общее правило следующее: "з" пишется на конце интересующей нас морфемы, если следующая приставка или корень начинается со звонкой согласной либо с гласной; а "с" - перед глухой согласной. Эту формулу проще всего заучить следующим образом: звонкая со звонкой, глухая с глухой. Хотя в данной формулировке с научной точки зрения немного некорректно употреблены термины, ее легко запомнить, и на практике удобно применять. Этому принципу следует, в частности, "без" и "бес". Правило распространяется и на все перечисленные в начале статьи морфемы.

Вспомним, какие согласные являются глухими, а какие - звонкими

Произношением обусловлена вариативность согласных в данных приставках. [C] произносится перед глухими согласными, и пишется "с", а [з] - перед звонкими, а также гласными, и пишется "з". На конце приставки звук озвончается или оглушается под влиянием соседних гласных или согласных.

Невозможно использовать эти правила приставок (бес- и без-), если вы не знаете, какие буквы являются звонкими согласными, а какие - глухими. Многие считают, например, что "ц" обозначает звонкий звук. И это неслучайно. Он, действительно, звучит несколько звонче других глухих согласных, но при этом остается глухим. Звонкие согласные - это "р", "н", "м", "л", "й", "з", "ж", "д", "г", "в", "б". Глухие - "щ", "ч", "ц", "х", "с", "ш", "т", "к", ф", "п".

Примеры использования общего правила

Примеры можно привести следующие. "Безоблачный" пишется с "з", поскольку буква эта находится перед гласным. "Бесполезный" - с "с", так как она в позиции перед глухим. "Безжалостный" - "з" пишется, поскольку находится перед звонким. "Распаковать" - "с" перед глухим. "Исцарапаться" - то же самое. "Раздавать" - "з" в позиции перед звонким. "Низвергаться" - то же самое.

Запомните следующие слова, в написании которых часто допускаются ошибки: исцарапаться, безвкусный, безжалостный, безжизненный, мировосприятие, мировоззрение, исподтишка, исподнизу, исподлобья, исчезнуть, чересчур.

Почему и когда возникло это правило?

Данное правило происходит из фонетического принципа письма. Фонетический принцип требует написания в соответствии с произношением. Конечно, он является подчиненным, оправдывающим правописание некоторых слов и форм, установленным спонтанно, по произволу, в отсутствие общих правил.

Впервые правила написания приставок "бес" и "без", "рас" и "раз" и др. сформулированы были в 1755 году в "Российской грамматике" Михаила Ломоносова.

Однако Михаил Васильевич в своем труде писал "мне кажется", то есть оставлял носителям языка. Да и сам он не всегда придерживался этого принципа. Поэтому правило почти до конца 19 века имело рекомендательный характер. Приставки люди писали без всяких правил, "по произволу", как слышали. Со временем сложилась сама собой традиция в случаях оглушения писать "с", а в случаях озвончения - "з".

Использование приставок с "з" и "с" в 19 веке

Филологи 19 века при разработке первых орфографических правил ввели следующее ограничение: "Приставки чрез- и без- пишутся всегда через "з": "чрезполосный", "безмерный", "безпечный". Остальные (рас-, воз-, из- и другие) "з" сохраняют перед "с", а также звонкими согласными, а перед глухими следует писать "с": "разсказъ", "изжить", возбранить", "воскликнуть", "исходить". Как видите, стало намного труднее запомнить, в каких случаях и приставках следует употреблять "з". Нужно было писать иначе, чем слышится. Правило в этом варианте просуществовало недолго. Произошедшая в его сильно упростила.

Реформа Луначарского

Уже почти сто лет не прекращаются споры по поводу написания приставки без-(бес-), с момента, когда Луначарский в 1921 году в русский язык внедрил приставку "бес". Было принято писать ее согласно фонетическому принципу (звонкая со звонкой, а глухая с глухой). Лишь один вариант (без-) существовал до этой реформы. Остальные приставки, которые оканчивались на "с" и "з", в большинстве случаев к тому времени уже было принято писать так, как мы привыкли сегодня.

Споры вызывало то, что приставка бес- совпадала с существительным "бес". Противники этой реформы считают, что с ее введением были впущены в русский язык бесы, которые непременно погубят православие и весь русский народ. Следовательно, необходимо изменить правописание приставок "без" и "бес". Правило это, однако, существует уже почти столетие.

Изменилось также во время этой реформы написание еще одной приставки - через-(черес-). Был лишь один вариант ее до реформы Луначарского (фото его представлено ниже), и слово "чересчур" люди того времени писали как "черезчур".

История употребления приставки без-(бес-)

Для русского сознания было сначала непривычно, что два варианта имеет приставка без- и бес-. Правило это усвоилось все же довольно быстро. Причина была в том, что в России, которая была к моменту введения реформы "необразованной", не знакомы большинству населения страны были нормы правописания. Людям не оставалось впоследствии ничего делать, как просто принять их и изучать правила приставок бес- и без-, через- и черес- и др. Однако многие в последующие годы считали, что эта модернизация введена была специально для того, чтобы превозносить и восхвалять то есть беса. А ведь мудрые старики говорили о том, что нельзя называть имени его вслух, иначе он придет к тебе. В народе неукоснительно соблюдалась данная мудрость. Она являлась на осознанном уровне привычкой разговора, нормой речи.

Бес- против без-

Пожалуй, самой коварной приставкой является приставка без- и бес- в русском языке. Правило предполагает двойное ее использование, которое значительно меняет смысл некоторых слов. Они действительно как будто начинают восхвалять нечистого, если рассматривать нижеперечисленные как двукоренные: "бессердечный", "бескорыстный", "бессловесный", "бессовестный", "бесславный", "бесполезный".

Некоторые представители старого поколения до сих пор осторожно пользуются приставкой бес- для словообразования. В деревне сегодня бабушки продолжают говорить внукам: "Не зови к себе его, не кличь беду на голову".

Некоторые считают, что влияние этих слов подкосило моральные принципы, душевные устои, завещанные предками. Слова с приставкой бес- вносят неосознанно отрицательный смысл в душу, ассимилируясь и закрепляясь в словарном запасе. Даже когда исконный смысл их не осознается, все равно они передают на слушателей свое воздействие. Получается растущая цепочка негативного влияния, опутывающая всех людей. Некоторые считают, что одной из причин возникновения жестокости в различных слоях населения является именно приставка без- и бес-. Правило должно измениться таким образом, чтобы исчез второй вариант, как полагают они.

Слова-перевертыши

С внедрением двух вариантов интересующей нас приставки в морфологию русского языка возникли в словаре так называемые "слова-перевертыши". То есть пишется одно, а слышится при этом другое, понимается сознательно третье.

Ярким примером, в котором реализуется правило написания приставки без-(бес-), стало слово "без-сердечный", которое означало по правописанию старорусского языка не имеющего сердца, жестокого человека. Все здесь по смыслу было правильно - четкую характеристику давала отрицающая приставка. А в современном варианте написания слово это превратилось в "бессердечный", то есть получился сердечный бес, добрый и хороший.

В нашем языке существует множество любопытных перевертышей, возникновение которых определило правописание приставок без-(бес-) (правило, существующее сегодня). Лингвисты считают, что это просто игра слов, совпадение. Однако некоторые наши соотечественники склонны полагать, что это запланированная акция, для того чтобы озлобить людей друг против друга. Они смогли увидеть следующие неоднозначные образы, которые возникли, когда появилось два варианта, где сегодня имеется приставка: без- и бес-. Правило написания ее привело к тому, что появились такие слова.

"Бессильный" - здесь смысловая подмена приводит на уровне подсознания человека в без-сильное состояние перед бесом.

"Бесполезный" - попытка противостоять ему оказывается абсолютно без-полезной.

"Бесстрашный" - заменив одну букву, мы превратили сильное слово, которое обозначало храброго человека, в призывающее бояться беса.

"Бесцельный" - мы остаемся без цели и без чести, а он - и целеустремленный, и честный.

Понятие о человеке, ставшем таковым из-за замены в приставке одной буквы, становится весьма неприглядным. И все лишь благодаря тому, что существует современное правило написания приставки без-(бес-) в русском языке. Человек этот без без чести, без сострадания и без пути. А вот бес - цельный, честный образ, который в этом и ином мире будет властвовать над людьми. Так жизнеутверждающий, звонкий звук "з" потерял вместе с людьми силы перед "с", слабым звуком, как считают некоторые наши соотечественники.

Споры, которые вызывает правило написания приставки без-(бес-) в русском языке

Правило это до сих пор некоторыми ставится под сомнение. Они обращаются к дореволюционным источникам. В словаре Даля (портрет его представлен ниже), например, мы находим четкое разграничение правила приставок бес- и без- с традиционной, славянской точки зрения.

Однако лишь откорректированные Луначарским варианты слов содержат все словари последнего столетия. Некоторые считают, что он принципиально изменил значение множества из них, внеся недопонимание и сумятицу в русский язык. Низвергнув написание приставки без-, исконно славянское, революционеры исказили образ русича - сильного, славного. Так ли это было на самом деле, мы теперь вряд ли узнаем. Правила приставок бес- и без- пока еще никто не отменял, поэтому следовать им придется, хотим мы того или нет. Спор продолжается и сегодня. А тем временем в школах изучаются современные нормы правописания, в том числе тема "Приставка без- и бес- в русском языке". Правило (5 класс впервые знакомится с ним) следует непременно соблюдать для того, чтобы писать грамотно.

437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.

Без болезненный - приставка без- стоит перед звонким согласным б, поэтому на конце пишется буква з.
Бес платный - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Бес козырка - приставка бес- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Воз наградить - приставка без- стоит перед звонким согласным н, поэтому на конце пишется буква з.
Вос петь - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Вз махнуть - приставка вз- стоит перед звонким согласным м, поэтому на конце пишется буква з.
Вс крикнуть - пристака вс- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Низ вергаться - приставка низ- стоит перед звонким согласным в, поэтому на конце пишется буква з.
Из гибаться - приставка из- стоит перед звонким согласным г, поэтому на конце пишется буква з.
Ис портить - приставка ис- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.

438. Запишите слова с приставками на -з/-с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

439. Запишите 7-8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются записанные вами слова?

Разгром (сущ.), растопить (гл.), бездарный (прил.), бестолковый (прил.), излечить (гл.), исписать (гл.), издание (сущ.), ископаемые (сущ.).

В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется -з, перед глухими - -с.

440. Запишите слова в две колонки: 1) с з в конце приставки; 2) с с в конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?

441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.

Сегодня в школе все уроки по рас п исанию. Учитель раз д ает ученикам тетради. Мы рас к рыли учебники на первой странице. Дежурные после уроков с т ерли все с доски. Нам нужно поработать над ис п равлением ошибок в самостоятельной работе. Писать нужно раз б орчиво. Петя никак не мог вс п омнить и рас с казать, что он делал вчера. Учитель математики попросил нас внимательно рас с мотреть таблицу. Чтобы правильно решить задачу, нужно вос п ользоваться правилом.

442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.

Жечь
ж - [ж] - согл., зв., тв.
е - [э] - гл., ударный.
ч - [ч"] - согл., глух., мягк.
ь - нет звука.
4 б., 3 зв.

443. Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на -з; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).

444. Диктант. Обозначьте приставки.

445. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещенными в рамке.

Мы написали удвоенные согласные буквы в словах: ввинтить, поддержать, оттаять, ссыпать, иззябнуть, рассчитать, расстроить, потому что в этих словах корень начинается на ту же согласную, на которую заканчивается приставка.

446. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены три в начале строк?

Задания базового и повышенного уровней для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 5 классе.

Правописание приставок, оканчивающихся на – З, -С

Задания базового уровня

    Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Ра...будить пораньше, бе…платный проезд, во…наградить за труд, в…крикнуть от неожиданности, в…махнуть рукой, плавный и…гиб, …бежать с пригорка, бе…брежный океан, глубокая ра…щелина, …дешний житель, ра…считать заранее, бе…предельный простор, бе…жалостный человек, новое...дание, и…менить мнение, бе...смысленный ответ.

Ключ: Разбудить пораньше, бесплатный проезд, вознаградить за труд, вскрикнуть от неожиданности, взмахнуть рукой, плавный изгиб, сбежать с пригорка, безбрежный океан, глубокая расщелина, здешний житель, рассчитать заранее, беспредельный простор, безжалостный человек, новое здание, изменить мнение, бессмысленный ответ.

    Укажи строку, в которой во словах пишется буква С

1) и…коренить, ...делка, и…подлобья;

2) ра...жаловать, и...жарить, бе…численный;

3) без...молвный, и…черкать, ра…чет;

4) ра…цвет, ра…бросать, и..мельчить

Ключ: 1)

    Укажи строку, в которой во словах пишется буква З

    в…лететь, чере…чур, во…двигнуть;

    бе…донный, и…лечиться, и…вестие;

    бе…сменный, и…следовать, ра…линовать;

    горяча, бе…заботный, ра..чет.

Ключ: 2)

    Выдели корень в данных глаголах, подбери к ним однокоренные слова с приставкой РАС-. Укажи части речи, к которым они относятся.

Списать –

Спутать –

Спускаться –

Стирать –

Ключ:

С пис ать – расписать (гл)

С пут ать – распутать (гл)

С пуск аться – распускаться (гл)

С тир ать – растирать (гл)

    Подчеркни слова с предлогом С и с приставкой С. Ответь письменно на вопрос: в чем разница их правописания?

С гнёзд замахали крикливые цапли,

С листьев скатились последние капли;

Солнце, с прозрачных сияя небес,

С сердца куда-то слетела забота,

Вижу, опять улыбается кто-то .

(А. Фет)

Ключ:

С гнёзд замахали крикливые цапли,

С листьев скатились последние капли;

Солнце, с прозрачных сияя небес ,

В тихих струях опрокинуло лес.

С сердца куда-то слетела забота,

Вижу, опять улыбается кто-то .

Предлоги со словами пишутся раздельно, а приставки – слитно.

Задания повышенного уровня

    Найди ошибки. Запиши словосочетания правильно.

Бесчувственный человек, безшумная техника, расстановка сил, безжизненный взгляд, зжигать мусор, восстановление сил, зделать работу, расделить на три части, рассердиться на друга, восдать по заслугам, разпределить по группам.

Ключ:

Бесчувственный человек, бесшумная техника, расстановка сил, безжизненный взгляд, сжигать мусор, восстановление сил, сделать работу, разделить на три части, рассердиться на друга, воздать по заслугам, распределить по группам.

2. Запиши примеры из данных предложений в два столбика.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

Ключ:

    Замени существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) . Запиши прилагательные в в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Ключ:

Беззаботный

Беззвездное

Беззвучный

Безвкусный

Безводная

Бесцветная

Бесконечная

Бесшумное

Бесплатный

Беспомощный

Беспредельный

Бесформенное