Болезни Военный билет Призыв

Примеры патриотизма в первой отечественной. Сила и роль патриотизма во второй мировой войне

1. На «ленте времени» подпиши римскими цифрами века, а под ними напиши годы:

а) начала Отечественной войны, во время которой русскую армию возглавлял М. И. Кутузов; (XIX век)

б) начала Первой мировой войны. (XX век)

2. Первую мировую войну её современники в России называли Второй Отечественной. Объясни (устно), почему её считали Отечественной войной, а также почему она была Второй Отечественной. Приведи примеры патриотизма россиян в этих войнах.

В 1 мировой войне принимало участие большинство россиян, были призваны тысячи дееспособных мужчин. Поэтому современники считали её Отечественной войной. А второй, потому что Первой Отечественной войной была война с Наполеоном в 1812 г.

Подвиги русских в 1 мировой - казак Козьма Крючков один уничтожил 11 немцев и получил 11 ран. Он стал первым Георгиевским кавалером. а затем получил еще награды - полный "георгиевский бант"(4 Г. креста).

Погиб Петр Нестеров в воздушном бою с австрийцами - автор "мертвой петли"

Матрос Петр Семенищев спас корабль от мины и пр.- Георгиевские кресты

13-летний Василий Правдюк за храбрость и мужество - Георгиевские кресты всех четырех степеней.

А. Брусилов организовал Брусиловский прорыв, нанося колоссальный урон противнику (1,5 млн. убитых, раненых и пленных)

3. Кто изображён на портрете? Напиши, что тебе известно об этом человеке.

На портрете изображен царь Николай II. Он вступил на престол в конце 19 века. Хотел править по заветам своих предков. Появились люди, которым не нравилось, что вся власть принадлежит одному человеку. И в 1917 году царь отрекся от престола.

Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, это общество обладает силой, способной решить любую проблему.

Такую, какая была решена советским народом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Германия в XX в. совершила две агрессии против России. Но если первое нападение (1914 г.) являлось военным противоборством с участием Германии и России, то в г. это был крестовый поход против России, поскольку стоял вопрос о жизни и смерти нашего государства, о том, быть ему свободным, независимым или впасть в порабощение, а то и полностью потеряться с исторической поверхности человечества.

У горцев есть поговорка: «Чтобы измерить высоту горы, надо подняться на ее вершину». Именно такой вершиной в проявлении патриотических чувств советского народа явилась ., ставшая убедительной проверкой несокрушимости нашего многонационального государства.

У нашего народа имелось славное патриотическое прошлое символы несгибаемого боевого духа в борьбе против захватчиков: (1240 г.), немцы на Чудском озере («», 1242 г.), монголы на (1380 г.), вновь шведы - в Полтавской битве () и при Гангуте (1714 г.), турки у мыса Тендра (, 1790 г.), у Измаила (, 1790 г.) и у Синопа (адмирал , 1853 г.), поверженные французы (1812-1813 гг.) всего не перечесть.

Немецкие фашисты об этом хорошо знали и стремились сделать все, чтобы разрушить нашу главную героическую традицию бить, уничтожать, гнать врага с родной земли до полной победы. прекрасно понимал, что многовековой патриотизм русского народа даст моральное превосходство над Германией. Поэтому еще до войны относительно русских людей он потребовал: нещадно истреблять, расстреливать при малейшем подозрении на неповиновение, угонять в рабство миллионами (по плану 15 млн человек).

Благородные освободительные цели внезапно начавшейся войны были горячо поддержаны всем советским народом. Лозунг вошел в основной смысл жизни всех наших людей. Массовым проявлением патриотизма стали героические подвиги советских воинов от защиты Брестской крепости до водружения Знамени Победы над рейхстагом и разгрома Японии.

Тридцать двое суток бойцы и командиры , представители 30 национальностей и народностей, вели ожесточенные оборонительные бои группами и в одиночку. Немцы слышали, как из подземных этажей глухо доносилось пение «Катюши». Большинство советских солдат и пало в неравных боях.

Массовый героизм был проявлен под Москвой. «Велика Россия, а отступать некуда !» - это призыв 28 героев-панфиловцев, прозвучавший на всю страну и поддержанный всем народом. Под родился новый патриотический призыв: «За Волгой для нас земли нет!» - и Дом сержанта Павлова мужественно удерживал оборону до полного освобождения города.

Жизнь людей в годы войны была сопряжена со смертью: на фронте - от пули, снаряда, бомбы; в тылу - от тяжелого труда, недоедания, болезней. Советские фронт и тыл в военные годы функционировали как единый организм. Сегодня трудно представить, как можно было за полгода напряженного военного времени перевезти на восток и ввести в строй более 1500 предприятий. Станки устанавливались в цехах без стен.

Поднимали в атаку стихи Константина Симонова, Александра Твардовского, произведения , газетные передовые статьи Ильи Эренбурга под лозунгом «Убей немца!» Немалый вклад в патриотическое воспитание внесли работники кино. Для поднятия боевого духа красноармейцев первоначально создавались сатирические киносборники, где высмеивались немцы во главе с Гитлером. А с 1942 г. появились и . Народ дорожил своими актерами, которые, сами испытывая лишения войны, создавали запоминающиеся патриотические образы, согревавшие сердца людей на фронте и в тылу.

Нередки были случаи, когда судьбы артистов и их героев трагически переплетались. Например, у героини фильма «Радуга» Федосьи гибнет сын от руки немца, и в это же время погибает на фронте сын актрисы Елены Тяпкиной, исполнявшей эту роль. (Фильм «Радуга» был отмечен Сталинской премией, премией Национального совета кинообозревателей США (1944 г.) и в военные годы победно прошествовал по экранам СССР, США, Франции и других стран.

Президент США Франклин Рузвельт в телеграмме Сталину отметил, что он «Радугу» «понял и без перевода, и она будет показана американскому народу в подобающей ей величии». В годы войны высокими чувствами патриотизма были охвачены все от рядового колхозника из самой дальней области до наркомов в Москве.

Непосредственное участие в боевых действиях принимали все, в том числе и те, кого сегодня с иронией называют «золотой молодежью». Многие из ушедших на фронт не вернулись домой. Старший сын И.В. Сталина Яков, сын М.В. Фрунзе Тимур, сын А.И. Микояна Владимир, племянник К.Е. Ворошилова Николай погибли на фронтах Великой Отечественной войны, как и многие другие выходцы из семей высокопоставленных партработников.

Определенной силой антифашистского движения стала патриотично настроенная часть «белой эмиграции», выступившая за победу соотечественников над Германией. Так, А.И. Деникин заявил, что «судьба России важнее судьбы эмиграции». П.Н. Милюков, считая, что Сталин, восстанавливая территорию Российской империи, фактически реализовал «идеалы белого движения», что и побудило его выступить с призывом к русской эмиграции встать на сторону СССР и др. В движении Сопротивления принимали участие русский поэт и историк Борис Вильде (расстрелян фашистами), потомок известного вольнодумца А. Радищева К. Радищев (погиб в концлагере), прямой потомок Е. Пугачева П. Дураков, дочь великого композитора А. Скрябина Ариадна Скрябина, княгиня

Зинаида Шаховская, «красная княгиня» Вера Оболенская (обезглавлена в тюрьме) и многие другие эмигранты. И это неудивительно. Ведь большинство из них было воспитано в системе устойчивых русских духовных ценностей, среди которых патриотизм, чувство любви к всегда стояли на первом месте.

Когда их упрекали, что они, защищая Советский Союз, тем самым защищают Сталина, писатель-эмигрант М. Осоргин ответил: «… когда швыряются бомбы в Московский Кремль, они не в Сталина швыряются, а в сердце России, в ее историческое бытие». нашего народа в годы войны носил многогранный характер. Его характерными чертами являлись: убежденность советских людей в правоте своего дела, беззаветная любовь к Родине; всенародный характер (на борьбу с врагом поднялся весь народ - от мала до велика, недаром эта война названа «народной, священной»); интернациональный характер, который заключался в дружбе народов СССР, их совместном стремлении разгромить врага, коварно напавшего на Родину; в уважении национального достоинства и национальной культуры народов Европы и Азии, готовности оказать им помощь в освобождении от захватчиков;

массовый героизм советских людей на фронте и в тылу; опора на богатейшую многовековую , культурные и героические традиции; высокая жертвенность во имя свободы и защиты Родины.

Степанищев А. Т., Хасанов Р.Ш.

На сегодняшний день проблема и то, как его следует понимать, актуальна как никогда. Она касается каждого гражданина и во многом связана с очень сложной, а подчас и острой политической ситуацией в мире и теми угрозами, которые направлены в адрес нынешней России. Против России с помощью украинской хунты развернута новая «холодная война», которую некоторые международные силы (США и Евросоюз) пытаются подвести к войне «горячей».

Именно эти силы Россию называют «страной-агрессором» (за возврат Крыма весной 2014 года), пытаются задавить нас санкциями и изолировать. Но ничего у них не выходит. Чем больше санкций, тем крепче и сплоченнее российское общество и народ. Им никогда не понять российского менталитета, важнейшей составной частью которого является высокий .

Цель нашего исследования: раскрыть понятие «патриотизм» через различные его трактовки, показать российский патриотизм в истории нашей страны, дать характеристику понятия «антипатриотизм», используя научную и художественную литературу, а также социологические методы исследования (опрос, анкетирование, выборочные методы и обработка данных). Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности.

Это привязанность человека к той, земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Слова «патриот» и «патриотизм» были заимствованы в России в эпоху Петра I из французского языка, где patriote означало «соотечественник». Патриотизм предполагает также гордость за свою страну и во многом основан на чувстве «органической принадлежности» к родине и народу .

Рассмотрев различные источники по данной теме, можно сказать, что понятие это многогранное и единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников определяет патриотизм, как любовь к Родине, Отечеству, но так же есть толкование патриотизма как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Для человека естественна особая душевная привязанность к родным местам, где прошло его детство, где жили и трудились его родители и предки, та относительно ограниченная территория огромного земного шара, с которой связаны основные события его индивидуальной судьбы. Именно на этой территории человек чувствует себя наиболее непринужденно, здесь ему все наиболее понятно и близко.

От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, к окружающим его людям, к состоянию и сохранению культурного наследия страны и ее экологии. Патриотизм включает в себя несколько аспектов: эмоционально-волевой, рациональный, мировоззренческий. Эмоционально-волевой аспект особенно проявляется в критических ситуациях, выражается в волевом импульсе, который объединяет народ, помогает осознать общие цели, подчинить им частные интересы, активизирует совместную деятельность, направленную на преодоление трудностей и препятствий. В исторической памяти россиян немало событий, сопровождавшихся переживанием подобного эмоционального подъема. Часто по этой причине патриотизм ассоциируется с военными подвигами, героизмом, самопожертвованием.

Рациональный аспект патриотизма в повседневной жизни проявляется как осознание необходимости приведения частных интересов в соответствие с общими интересами нации и государства, связан с заинтересованным отношением граждан к событиям и процессам во внешней и внутренней политике и их сознательной активностью, направленной на поддержание и воспроизводство общественных отношений, в основе которых лежат легитимно закрепленные и социально-одобряемые нормы. Мировоззренческий аспект патриотизма заключается в согласовании сложного комплекса эмоций, чувств, переживаний по отношению к Родине, ―большой‖ и ―малой‖, с принципами и постулатами государственной и с разделяемыми в обществе политическими, социокультурными, религиозными идеями, даже несмотря на их противоречивость . В.А.Коробанов считает, что патриотизм - это одно из явлений общественного сознания, которое определяется тремя уровнями. К первому уровню относится подсознательный, создаваемый в виде образов и архетипных представлений о родине - матери.

Второй это активистский, волевой уровень, основанный на чувствах, побуждающих человека к активным проявлениям. Третий, наиболее высокий уровень осознания патриотизма, идеологический. На этом уровне индивид исходит из убеждений, основываясь на патриотических ценностях принадлежности к определенному обществу, действует согласно установленным высшим духовно-нравственным ориентирам . А.Н.Вырщиков, М.П.Бузский выделяют патриотизм государственный, российский, национальный, местный или региональный. В основе государственного патриотизма лежат отношения «личность-государство». Государственный патриотизм выявляется у российских граждан через общие интересы, общие цели. Государство следит за соблюдением прав граждан. А граждане, в свою очередь, выполняют свои обязанности перед государством. Российский патриотизм объясняется эмоциональным миром человека через освоение патриотического опыта, закреплѐнного, в моральных нормах, обычаях, традициях, ценностях. Национальный патриотизм имеет базовой опорой национальную культуру. Он способствует пробуждению чувства любви к Родине, национальной гордости, духа народа, воспитанию национальных традиций. Местный или религиозный патриотизм проявляется в любви к малой родине, духовной культуре своих предков, семье, родным .

Патриотические ценности всегда определяли специфику российского национального характера, его ментальность и политическую культуру российского общества. Российский патриотизм имеет такие особенности, как державность и интернационализм. Россия была и остается великой страной. Россия всегда защищала более слабые государства, всегда проповедовала ответственность за мир в целом. Выступая против национального экстремизма, государственный патриотизм является основной при принятии жестких политических решений, если речь шла о защите государственных интересов, российского общества.

Россия сформировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Интернациональный характер ярко проявлялся в годы войн, когда внешние враги угрожали российской государственности. Российский патриотизм направлен против шовинизма, национализма, фашизма, расизма, политического терроризма, приобретающего все чаще националистические формы. Патриотизм все чаще выступает как важнейший ресурс консолидации россиян, как защита национальных интересов, осуществления социального порядка в обществе, как поддержка политического курса власти. Российский патриотизм нашел свое яркое выражение в лучших образцах нашей художественной литературы. Русские писатели считали, что деятельностью человека движет любовь к Родине. Настоящим патриотом можно назвать А.С..Пушкина, а Пушкин -это «наше все»! Пушкинский патриотизм сложился, в юности, под влиянием войны 1812 г. и вызванного ею всеобщего патриотического подъема.. Он (Пушкин) серьезно и основательно размышлял на тему о патриотизме, не раз резко осуждая проявления антипатриотизма в близкой ему дворянской среде. Об этом говорят следующие его слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую , кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал» . Следует подчеркнуть, что Пушкин никогда не менял своих патриотических настроений в отличие от немалого числа друзей его молодости.

Под влиянием очевидных недостатков российской жизни и под воздействием расхожего понимания либерализма, которое приобрело популярность в дворянской среде, часть прогрессивных деятелей того периода (среди которых были и близкие знакомые Пушкина) утратили остроту патриотического чувства. Патриотизм стал восприниматься как нечто немодное, несовременное, устаревшее. Воззрения Пушкина резко противостояли подобным взглядам . Именно к этому периоду относится стихотворение «Клеветникам России». В нем поэт резко выступает не только против западной прессы, обрушившей на Россию все мыслимые и немыслимые обвинения, но и против тех представителей российского общества, которые, в силу своего по-детски наивного и неосмысленного космополитизма, с удовольствием примыкали к подобным обвинениям. В отличие от последних, зрелый Пушкин отчетливо понимал, что благие и внешне невинные либеральные фразы могут использоваться недругами России в целях ее разрушения, и ни о каком космополитизме не может идти речи в международных отношениях, где непрерывно происходит ожесточенная борьба разноречивых национальных интересов.(как это актуально для современной России!).

Пушкинский патриотизм имеет еще один аспект, о котором нельзя не упомянуть. Он тесно связан с глубоким пониманием значения для жизни человека почтительного отношения к предкам, к домашнему очагу, семейным традициям, к «родным пенатам». Для пушкинского мировоззрения характерна тесная связь патриотизма и семьи в ее широком понимании — как непрерывности ряда поколений. «Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века Самостоянье человека, Залог величия его… Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Без них наш тесный мир — пустыня, Душа — алтарь без божества» . Любовь к Родине поэтически выражена, например, в знаменитой строфе С. Есенина: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» . Большое место занимает тема Родины и у современных авторов: «Над Канадой небо синее, / Меж берез дожди косые, / Хоть похоже на Россию, / Только все же не Россия», — поется в одной из известных бардовских песен.

Патриотизм нашего народа имеет глубокие исторические корни. Россия никому и никогда не угрожала, но всегда давала достойный отпор всем своим врагам, руководствуясь девизом «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!» (Александр Невский). Примерами несгибаемого боевого духа является борьба против шведских захватчиков на реке Неве (1240 г.), немецких (битва на Чудском озере «Ледовое побоище», 1242 г.), разгром татаро-монгол на Куликовом поле (1380 г.), великая Полтавская битва со шведами (1709) и многие многие другие героические страницы. Особый всплеск патриотизма наблюдается во время Отечественной войны 1812 года, когда на борьбу с наполеоновской французской армией встал на защиту весь русский народ.(историческая правда этой войны мастерски раскрыта в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Сильнейшим испытанием для нашего народа и его патриотических чувств стала Первая мировая война1914-1918 гг., унѐсшая миллионы жизней наших солдат и мужественно сражавшихся с превосходящими силами врага.

Но беспримерным образцом российского патриотизма, на наш взгляд, является Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками 1941-1945гг, 70 летие победы в которой мы отмечаем 9 мая 2015 года. Известно, что победа досталась нашему народу очень высокой ценой. .Война унесла 27 миллионов жизней. Общеизвестно, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своему народу, своей стране, ставшее убедительной проверкой несокрушимости нашего многонационального государства. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» вошѐл в основной смысл жизни всех наших людей. «Велика Россия, а отступать некуда позади Москва!» — это призыв 28 героев-панфиловцев, прозвучавший на всю страну и поддержанный всем народом. Под Сталинградом родился новый патриотический призыв: «За Волгой для нас земли нет!». В годы войны не было дивизии, полка, батальона, роты, которые не имели бы своих героев.

Отличались все: от солдат, младших командиров до генералов. Первым множественным проявлением высочайшего патриотизма стали многотысячные очереди добровольцев в военные комиссариаты. Только в Москве за первые три дня войны от жителей поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт. Многие патриоты, забракованные, как тогда говорилось, по состоянию здоровья или имевшие «броню» (обеспечение пребывания в тылу), рвались на линию огня. Летом и осенью 1941 г. было создано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения, численность которых составила до 2 млн человек. С первых дней войны мир узнал о невероятных для многих народов, уже сдавшихся на милость Гитлеру, подвигах советских летчиков о таранах немецких самолетов . В ночном бою впервые в мировой практике пошел на таран мл, лейтенант В.В. Талалихин. Всего за годы войны 636 летчиков таранили вражеские самолеты. При этом более половины пилотов спасали свои машины и продолжали сражаться. Высочайший патриотизм проявили советские воины, закрывавшие вражеские огневые точки своими телами. 134 из них получили звание Героя Советского Союза. Заметим: ни один из гитлеровских солдат не отважился на подобный подвиг за всю мировую войну. Патриотизм, охвативший советских людей на ниве защиты Отечества, ярко проявился в партизанском движении, развернувшемся в тылу врага. Первый отряд из добровольцев был создан в день начала агрессии — 22 июня 1941г. Возвышенный патриотизм в годы войны проявился среди населения оккупированных территорий, которое противодействовало продвижению оккупантов в глубь страны. Удивительный подвиг, совершенный Иваном Сусаниным зимой 1613 г., более 50 раз повторили наши соотечественники в условиях гитлеровского нашествия. Война высветила лучшие патриотические качества советских граждан — тружеников тыла. Жизнь людей в годы войны была сопряжена со смертью: на фронте — от пули, снаряда, бомбы; в тылу — от тяжелого труда, недоедания, болезней.

Советские фронт и тыл в военные годы функционировали как единый организм. Сегодня трудно представить, как можно было за полгода напряженного военного времени перевезти на восток и ввести в строй более 1500 предприятий. Станки устанавливались в цехах без стен. Начинали выпускать самолеты и танки, когда еще не было окон, крыш. Снег покрывал работающих людей, а из цехов не уходили, в цехах и жили. Труд миллионов граждан, облагороженный патриотической идеей защиты Отечества, давал поразительные результаты. Танк Т-34 стал лучшим танком войны. Ужас на врага наводили «катюши». Основным видом стрелкового оружия становился автомат ППШ, новые самолеты завоевывали преимущество в воздухе. В годы войны высокий патриотизм проявили сельские жители. Там рабочую силу составляли женщины, старики и подростки. Урожайность сельскохозяйственных культур по причине войны упала. Тем не менее, за 1941—1944 гг. страна получила более 70 млн т зерна.

Истинный патриотизм проявили миллионы советских граждан, жертвовавших последним куском хлеба ради победы над врагом. Люди добровольно сдавали деньги, облигации, драгоценности, вещи, продукты. Всего в фонд обороны поступило 17 млрд руб. наличными, 131 кг золота, 9 519 кг серебра и т.д. На эти средства было построено 2 500 боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, другое оружие. Массовый патриотизм проявился в донорском движении: в нем участвовало 5,5 млн. человек, сдавших для спасения раненых 1,7 млн. литров крови. В годы войны не молчали патриотические музы. Вместе с рабочими, колхозниками, другими представителями народного хозяйства, бойцами на фронте боролись и приближали Победу деятели искусства: писатели, поэты, композиторы, художники, артисты. Прозой, стихами, музыкой, средствами изобразительного искусства они воспитывали советских людей в духе пламенного патриотизма и ненависти к врагу, «приравняв к штыку перо и слово. Задевали душу слова песен «о четырех шагах до смерти», о материнской слезе у детской кроватки, о любви и верности жен, матерей, подруг, ждущих своих воинов с победой. Высокий дух патриотизма несли в солдатские массы артистические фронтовые бригады. Поднимали в атаку стихи К. Симонова, А Твардовского, произведения Михаила Шолохова, газетные передовые статьи.

Немалый вклад в патриотическое воспитание внесли работники кино. Народ дорожил своими актерами, которые, сами, испытывая лишения войны, создавали запоминающиеся патриотические образы, согревавшие сердца людей на фронте и в тылу. Определенной силой антифашистского движения стала патриотично настроенная часть «белой эмиграции», выступившая за победу соотечественников над Германией. Так, А.И. Деникин заявил, что «судьба России важнее судьбы эмиграции». Таким образом, патриотизм нашего народа в годы войны носил многогранный характер. Его характерными чертами являлись: убежденность советских людей в правоте своего дела, беззаветная любовь к Родине; всенародный характер (на борьбу с врагом поднялся весь народ — от мала до велика, недаром эта война названа «народной, священной»); интернациональный характер, который заключался в дружбе народов СССР, их совместном стремлении разгромить врага, коварно напавшего на Родину; в уважении национального достоинства и национальной культуры народов Европы и Азии, готовности оказать им помощь в освобождении от захватчиков. В истории России были периоды и роста, и спада чувства патриотизма у народа.

Более того, наряду с яркими патриотическими проявлениями, обнаруживаются и опасные черты антипатриотизма. Как правило, он выходит на поверхность общественной жизни в переломные периоды истории и оказывает существенное влияние на историческую судьбу России. Вытравить патриотическую идею из сознания людей, полностью заменив ее классовой, — такую задачу ставили большевики в первый период своего правления с 1917 приблизительно по 1935 — 1937 гг. Антипатриотическая установка была непосредственным продолжением линии большевиков еще дооктябрьского периода и наиболее ярко выразилась в ленинском лозунге поражения своего отечества в Первой Мировой войне.

Это была единственная партия не только в России, но и в Европе, выдвинувшая идею пораженчества. Установка на «мировую революцию», основанная на сугубо классовом, антипатриотическом подходе, оставалась официальной партийной установкой вплоть до середины 1930-х гг. До разрушения СССР патриотизм в нашей стране был высок. В связи с распадом СССР в 90-е гг. XX в.это высокое чувство патриотизма было подорвано К сожалению, снижение патриотизма происходило в связи с разрушением стабильной советской социалистической системы и переходом нашей страны к демократии к рыночным отношениям. Отказ от единой государственной , политический, партийный плюрализм породили в народе потерю привычных ценностей и ориентиров. Крушение тоталитарного режима в СССР привело также и к разрушению общественных организаций, занимавшихся патриотической работой с детьми, школьниками и молодежью. Страна отказалась от «октябрят», «пионеров», «комсомольцев». Тех организаций, в которых с раннего детства в основном и формировалось государственное патриотическое сознание детей и молодежи. Но взамен этих разрушенных организаций дети и молодежь не получили никакой достойной альтернативы. Зато в связи с демократизацией нашего общества мы получили его вестернизацию, которая стала внедрять чуждые нам ранее и считавшиеся неприемлемыми для нашего народа ценности: эгоцентризм, и индивидуализм.

Как следствие такого внедрения: снижение патриотических чувств, равнодушие к чужим бедам, неуважительное отношение к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизм. Но исторические факты свидетельствуют, что в тяжѐлые времена патриотизм объединяет людей, придаѐт им веру в себя и свою страну. В 2009 году группой воронежских ученых было проведено социологическое исследование на тему «Понятие Родины в сознании жителей Воронежской области». Путем анкетирования было опрошено 915 человек. Результаты анкетирования выглядят следующим образом: большинство опрошенных (48%) считают своей родиной Россию. 22% считают, что родина это населенный пункт, где родился и вырос.13% предполагают, что родина там, где их ценят и уважают, где они нужны. 7% считают родиной место, где им хорошо живется. 5% предполагают, что родина - это СССР. 3% называют Родиной то место, где человек может реализовать свои способности. 2% считаю, что родина для них что-то другое . Изучая проблемы российского патриотизма, в своей работе мы провели небольшое социологическое исследование.

Респондентам была предложена анкета на тему «Патриотизм и гражданственность», состоящая из 53 признаков данных понятий, на которые было предложено дать ответы, представленные в 4 вариантах:1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет. Задача перед анкетируемыми была нами поставлена следующая: выбрать из этих 53 признаков те, которые в наибольшей степени (с точки зрения респондентов) являются характеристикой понятий «патриотизм» и «гражданственность». В ходе исследования было опрошено 25 студентов нашего Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I гуманитарно-правового факультета, факультетов бухгалтерского учета и финансов и экономики и менеджмента. Результаты нашего анкетирования таковы: 88% опрошенных испытывают гордость за Россию. 92%. гордятся победой советского народа в Великой Отечественной войне. 76% считают, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы. Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России: у 72%. .68% опрошенных предпочитают соблюдать права гражданина Российской Федерации, испытывают гордость, когда, звучит гимн России. 64% считают обязательной воинскую службу по призыву и уважительно относятся к прошлому историческому опыту своей страны. 60 % респондентов считают своим долгом оказывать помощь пожилым и престарелым людям, готовы вести шефскую или волонтерскую деятельность. У 56% вызывают чувство гордости спортивные достижения России. К сожалению, только 76% считают себя патриотами своей страны.

Только 72% знают символику Российской Федерации. 56%, опрошенных считают, что, проходя службу в армии, юноши становятся настоящими мужчинами. Небезразличны к наследию страны 48% опрошенных. Чувство гордости за технические и научные достижения Российской Федерации вызывают также у 48% . И только 4% хотели бы уехать из России. Таким образом, на основании анализа вышеизложенных анкетных данных, можно сделать вывод о том, что студенты Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I в подавляющем большинстве считают себя патриотами своей страны, любят свое Отечество, готовы помогать пожилым людям, хотят заниматься волонтерской деятельностью, любят и уважают историческое прошлое своей страны. Однако следует констатировать тот факт, что к патриотам не отнесли себя 6 респондентов А это 24% опрошенных. Причиной этого, на наш взгляд, является либо непонимание всей сущности понятия «патриотизм», либо воспитание на совершенно других ценностях. Сейчас стоит задача возродить патриотические ценности у всех наших граждан от мала до велика.

По нашему мнению его возрождение должно базироваться: на объективном освещении нашего исторического прошлого, независимо от времени (великокняжеское, царское, советское, современное), политического, идеологического, экономического состояния государства; на иллюстрациях героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан в войнах по защите Отечества прекрасных примерах для подражания; на выработке непримиримости к современным недоброжелателям и врагам Отечества; на исключении бацилл превосходства одних людей над другими, проявлений шовинизма и национализма в России.

Патриотическое воспитание российских граждан даст положительные результаты только в том случае, если этой работой будут вновь пронизаны все структуры нашего общества: детский сад, школа, семья, армия, вуз, трудовые коллективы, общественные организации. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности - патриота своей страны.

Список литературы

1. Кольцова В.А. Социально - психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе. / Кольцова, В.А. Соснин, В.А // Психологический журнал. -2005. №4.С.89.

2. Цветкова И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) /Социс 2013 №3 с. 45-51

3. Пушкин А. С. Собр. соч. В 10 т. М., 1959 — 1962.

4. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 30 т. Л., 1972 — 1990

5. Франк С. Пушкин как политический мыслитель // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. Публикуется по: «Общественные науки и современность», № 1, 2008, С. 124-132.

6. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 1971.

7. Информационно-тематический портал "Обозник": [сайт] [Электронный ресурс]-Режим доступа:

8. Шаповалов В. Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм. / Шаповалов В. Ф // Общественные науки и современность 2008. №1.С.124-132.

9. Бахтин В.В. Понятие «Родина в сознании жителей Воронежской области./Бахтин, В.В. Стеценко, А.И. Кондакова, Е.С // Альманах современной науки и образования - 2010.№8.С. 126128.

Д.Д. Лябина, студентка Т.Л. Скрыпникова, старший преподаватель.

В самом названии Отечественной войны 1812 подчеркивается ее общественный, народный характер. В Манифесте императора Александра I от 25 декабря 1812 года, извещающем народы России об окончательном изгнании захватчиков с территории страны, сообщалось о намерении построить церковь в память о победе русского народа. По замыслу государя в столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, символизирующий собой главную идею - «сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский….».
Отечественная война 1812 года была справедливой народной войной русских людей против наполеоновского нашествия. Главным источником русской военной силы наряду с однородностью и сплоченностью национальной армии был ее высокий моральный дух и патриотическое воодушевление всего русского народа.
В той войне проявились лучшие качества русского народа. Более чем полумиллионная наполеоновская армия, руководимая крупным полководцем, всей своей мощью обрушилась на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить и эту страну, как до этого подмяла под себя всю Европу. Но русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства. Народ истреблял французских солдат и офицеров всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие вражеские войсковые соединения.
Вся армия переживала необыкновенный патриотический подъем и была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты надевали чистые рубашки и не пили водку. Для них эта битва была священной. «Выигранное» Наполеоном, по мнению историков, Бородинское сражение не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Уничтожались запасы продовольствия, чтобы не достались врагу. В тылу французов действовали сотни партизанских отрядов - большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый местным дьячком, мог за месяц взять в плен несколько сотен пленных… Летописцам той войны известна старостиха Василиса, убившая сотни французов. В историю Отечественной войны вошел поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда.
Тема русского патриотизма глубоко раскрыта в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Великий писатель исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал решающую роль народа в Отечественной войне 1812 года. Войну 1812 года он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.
200-летие победы русского народа в Отечественной войне 1812 года как одно из величайших событий в мировой истории побуждает и нас - в 21-м веке - в полной мере не только гордиться героизмом, мужеством и патриотизмом своих предков, но и более осознанно чувствовать любовь к своей великой Родине.

протоиерей Александр Ильяшенко

В настоящее время нередко можно услышать ошибочные суждения о патриотах Великой Отечественной войны. Глумливое отношение к отечественной истории, к национальным героям пытаются возвести в норму. На наш взгляд, подобные оценки являются унижением памяти павших и оскорблением живых. Гегель в свое время глубоко заметил: “Для лакея нет героя. И не потому, что герой не есть герой, а потому, что лакей есть лакей”. Обесценивается не только героическое поведение, но размываются такие основные понятия, как подвиг и патриотизм.

Патриотизм (греч. patris - родина, отечество), - глубокое чувство любви к родине, готовность жертвенно служить ей, укреплять и защищать ее, это ощущение неразрывной связи со своим народом, с его историей, языком, культурой, бытом и нравами.

Патриот - личность, бескорыстно любящая свою Родину, подчиняющая свою жизнь принципу: общее выше частного; патриот готов, по слову Евангелия, «положить душу свою за други своя».

Великий русский философ прошлого века Иван Александрович Ильин писал, что в основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа. О духовных основах патриотизма высказался святитель Филарет Московский: «Люби своих врагов, гнушайся врагов Божиих, рази врагов Отечества. Плохой сын Отечества земного - плохой сын Отечества Небесного». Приведем слова св. праведного Иоанна Кронштадтского, которые полностью согласуются с мыслью митрополита Филарета: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную».

Алексей Степанович Хомяков

«Что такое Отечество?» - задавался вопросом Алексей Степанович Хомяков. И сам отвечал на него: «Это та страна и тот народ, создавший страну, с которым срослась вся моя жизнь, все мое духовное существование, вся целость моей человеческой деятельности. Это тот народ, с которым я связан вполне жилами сердца и от которого оторваться не могу, чтобы сердце мое не изошло кровью и не высохло».

“Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить свое отечество? Если такой найдется, пусть говорит, - я оскорбил его. Я жду ответа”, - так устами одного из своих персонажей Шекспир обличал тех, кто материальную выгоду, свои шкурные интересы ставил выше таких идеалов, как любовь и верность Родине .

Обратимся к некоторым примерам из мировой и библейской истории.

В 387 (или в 390) году до н. э. галлы, разбив римские войска, осадили Рим, обрекая осажденных на голодную смерть. Сенат «собрался на заседание и поручил военным трибунам заключить мир. Военный трибун Квинт Сульпиций и галльский вождь Бренн согласовали сумму выкупа, и народ, которому предстояло править всем миром, был оценен в тысячу фунтов золота. Эта сделка, омерзительная и сама по себе, была усугублена другой гнусностью: принесенные галлами гири оказались фальшивыми, и, когда трибун отказался мерить ими, заносчивый галл положил еще на весы меч. Тогда-то и прозвучали невыносимые для римлян слова: «Vae Victis! - Горе побежденным!» От позора и унижения своих соотечественников избавил полководец Камилл, который во главе войска подошел к осажденному городу и велел готовить оружие к бою. «Освобождать отечество надо железом, а не золотом, имея перед глазами храмы богов, с мыслью о женах, детях, о родной земле, обезображенной ужасами войны, обо всем том, что священный долг велит защищать, отвоевывать, отмщать!» Эпизод этот приводится античным историком Титом Ливием .

Трагический опыт разных стран и народов, в разные эпохи потерпевших поражение, подтверждает универсальность принципа Vae Victis. «Вот почему важна постоянная работа и по развитию, и по усовершенствованию военного дела; вот почему важно использование всякого опыта, а тем более свежего опыта войны, дабы его не покупать, когда случится, ценой крови. Если государству нужна здоровая семья и здоровая школа, то еще более необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, национально воспитанная и прекрасно обученная. Война явление страшное, но еще более страшное явление - это поражение, и пока человеком не найдено решения для предотвращения войны, надо напрячь все усилия, чтобы это поражение не случилось» .

В библейской книге Неемии читаем: «А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как вдруг мы войдем в середину их, и перебьем их, и остановим дело их. И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои» . Защита Родины, то есть брань «за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои», угодна Богу. Напротив, стать на сторону врага, готового перебить твой народ, означает не помнить и не бояться «Господа великого и страшного».

Интересно отметить, что римское и библейское понимание патриотизма совпадают и по духу, и местами даже дословно. Не является исключением и Присяга, которую принимали бойцы Красной армии: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, принимаю присягу и торжественно клянусь … быть преданным своему народу, своей советской Родине и рабоче-крестьянскому правительству. Я всегда готов по приказу рабоче-крестьянского правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик, и, как воин Рабоче-крестьянской Красной армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом. Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

Приведем пример из нашего недавнего трагического и славного прошлого. Мой дядюшка был студентом Московской консерватории столь блестящим и талантливым, что стал победителем студенческого конкурса пианистов-исполнителей этого учебного заведения в то время, когда там учились музыканты, снискавшие впоследствии мировую славу, такие как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Виктор Мержанов. Он был подающим большие надежды студентом, он был женат, у них был ребенок, и он мог добиваться отсрочки или даже освобождения от призыва на фронт, но он поступил иначе. Не собираясь связывать свою судьбу с армией, он поступает на офицерские курсы, для того только, чтобы в случае его смерти семья получала офицерскую пенсию, которая была больше пенсии за погибшего рядового солдата. В 1942-м году он был отправлен на фронт, который находился тогда сравнительно недалеко от Москвы.

Сохранились его письма с фронта к жене, которые свидетельствуют об удивительной глубине и красоте их чувства, об их высокой духовности: «Быть может, не тосковать, а радоваться следует, как посмотришь кругом, сравнишь свое положение (мы недалеко друг от друга, живы, здоровы, у тебя есть, чем жить) с другими, из которых многие не знают, где их семьи и сыты ли они. Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы - это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет - я всегда с тобой, ибо если в жизни есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее самом лучшем и чистом виде». В августе 1942 года он был убит пулей снайпера.

То, что патриотизм выше ограниченных человеческих представлений о справедливости, демонстрирует пример выдающегося духовника, старца-протоиерея Всеволода Шпиллера. Отец Всеволод, будучи молодым человеком, служил в Белой армии, был вынужден покинуть Родину и после долгих скитаний поселился в Болгарии, где принял священный сан. Казалось бы, он имел личные основания свести счеты с советской властью. Но он не совершил ошибку, которую совершили некоторые его современники, имевшие сходную судьбу, ставшие на сторону фашистской Германии, надеясь, что с ее помощью они свергнут богоборческую, антинародную большевистскую власть. Благодаря особой духовной чуткости, о. Всеволод ясно осознавал, что народ и Родина - одно, а правящая верхушка - другое. «Году в 40-м, а скорее, в начале 41-го появились немцы… У хозяев на первом этаже, по-моему, без всякого принуждения были расквартированы три офицера - врачи, очень милые люди. Они представились, были приняты у нас, и с ними установились добрые и милые отношения… Прекрасно помню один вечер, врезавшийся в детское сознание какой-то щемящей грустью утраты, ощущением значительности, серьезности какой-то большой беды, которую чувствовали все. Мои родители пригласили трех милых немецких врачей на ужин со свечами на столе… Значит, что-то не совсем обычное. Мои родители дали им прощальный ужин… Прощальным вечер был потому, что, не имея никаких личных оснований и желания порывать отношения, мои родители не сочли себя вправе дальше принимать хоть и милых врачей, но - офицеров армии, напавшей на Россию в этот день. С грустью, уважением и полным пониманием гости это приняли и больше у нас не бывали, хотя раскланивались, конечно, и мило, и приветливо» .

В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV века во Франции в лице Жанны д’Арк. Столетняя война французов с англичанами не имела религиозного характера: обе страны принадлежали к одной и той же католической церкви; обе были монархиями; основы быта общественного были одни и те же; война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные насилия, творимые чуждым народом, пробуждали у французов горячее чувство патриотизма и вызвали, наконец, откровение национальной идеи. Жанна д’Арк, славная Орлеанская героиня, впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному патриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле.

Жанна д’Арк. Миниатюра второй половины XV в.

Упомянув имя Жанны д’Арк, необходимо отметить, что глумливое отношение к славе своих предков характерно не только для отечественных смердяковых. Блестящее подтверждение сему - произведение А.С. Пушкина «Последний из свойственников Иоанны д’Арк». В приведенном ниже отрывке речь идет от лица английского журналиста.

«Судьба Иоанны д’Арк в отношении к ее отечеству поистине достойна изумления; мы, конечно, должны разделить с французами стыд ее суда и казни. Но варварство англичан может еще быть извинено предрассудками века, ожесточением оскорбленной народной гордости, которая искренно приписала действию нечистой силы подвиги юной пастушки. Спрашивается, чем извинить малодушную неблагодарность французов? Конечно, не страхом диявола, которого исстари они не боялись… Новейшая история не представляет предмета более трогательного, более поэтического жизни и смерти Орлеанской героини; что же сделал из того Вольтер, сей достойный представитель своего народа? Раз в жизни случилось ему быть истинно поэтом, и вот на что употребляет он вдохновение! Он сатаническим дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и как пьяный дикарь пляшет около своего потешного огня. Он, как римский палач, присовокупляет поругание к смертным мучениям девы… Заметим, что Вольтер, окруженный во Франции врагами и завистниками, на каждом своем шагу подвергавшийся самым ядовитым порицаниям, почти не нашел обвинителей, когда явилась его преступная поэма. Самые ожесточенные враги его были обезоружены. Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени цинизма. Никто не вздумал заступиться за честь своего отечества… Жалкий век! жалкий народ!».

Патриотизм, проявленный разными народами, в разные исторические эпохи имеет общие черты именно потому, что патриотизм - категория духовная, а не идеологическая, или социально-политическая. Идеология, социальное или политическое устройство общества - явления временные, а любовь, самоотвержение, жертвенность - вечные. Именно поэтому защита Родины угодна Богу, особенно, когда она соединяется с защитой веры Христовой.

Всегда были, есть и будут настоящие патриоты, по долгу службы или по призыву совести, во всех обстоятельствах жертвенно, доблестно и мужественно идущие на нелегкий и опасный подвиг, к которому призывают их долг и любовь к своей Родине и к своему народу.

Шекспир. Юлий Цезарь. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1959. С. 276.

Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга V, гл. 48, 49.

Мариюшкин А.Л. Помни войну. В сб.: Философия войны. М.: Изд. центр «АНКИЛ - ВОИН», 1995. С. 139.

Библия. Книга Неемии, гл. 4. стихи 11, 14.

О. Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. Сост. и коммент. И.В. Шпиллера. М.: Реглант, 2004. С. 28, 29.

Пушкин А.С. Последний из свойственников Иоанны д’Арк. Полн. собр. соч. Т. 7. Л.: Наука, 1978. С. 349–352.