Болезни Военный билет Призыв

Причины русско турецкой войны при александре 1. Возобновление боевых действий. Историческое значение войны

Петр I (1672 – 1682 – 1689 – 1725).

Петр родился 30 мая 1762 г. и был 14 сыном Алексея Михайловича и первым от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Наталья Кирилловна происходила из семье тогдашнего «западника» боярина Матвеева и, надо полагать, привнесла соответствующую атмосферу во дворец.

Обучением Петра с 5 лет занялся дьяк приказа Большой приход Никита Зотов (обучение традиционное – азбука, богослужебные и библейские книги, Зотов рассказывал Петру о деяниях его отца и предшествовавших монархов, вплоть до Киевской Руси).

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г . на престол вступил его старший сын Федор. После смерти Федора в 1682 п ретендентами на престол были два его брата от разных матерей – царевич Иван (16 лет) и царевич Петр (10 лет).

Иван был старше, но был болезнен и не отличался способностями. По предложению патриарха и стараниями матери со своей роднёй (Нарышкины) царем был провозглашен смышленый и бойкий 10-летний Петр. Однако родня матери Ивана (Милославские) не успокоились и заручившись поддержкой стрельцов, которые в то время требовали улучшения своего положения, возвели в цари Ивана. Иван был объявлен первым царем, Петр – вторым, их регентшей стала сестра Софья. Нарышкины были отстранены от власти: Петр с матерью и родней был «сослан» из Кремля в Преображенское.

В Преображенском. Под руководством русских и иностранных учителей овладевал науками. Потешные полки. Еще в Москве Петр начал игры в войну, привлекая детей бесчисленной челяди, жившей при дворе. В Преображенском масштаб «потех» увеличивается. Вскоре образовались два батальона по 300 человек.

В 1689 Н арышкины и их сторонники отстранили Софью от власти. Все высшие посты были захвачены Нарышкиными и Лопухиными (родственниками первой жены Петра - Евдокии).

Преображенское – Кремль – Немецкая слобода. 17-летний Петр не участвует в делах правления, проводит время в Преображенском, на Переславском озере, где строится его первый корабль, или в Немецкой слободе.

Петра тянет в Немецкую слободу: там у него близкие друзья: генерал Патрик Гордон (55 лет) и Франц Лефорт (35 лет). Они – его окно в мир европейской политики и Европы с ее профессиональными армиями, флотами, мануфактурами, мировой торговлей. Лефорт, Гордон, Петр – большие мастера выпить. Немецкая слобода была разгульным местом – в народе ее прозвали «Пьяной слободой».

В 1690 г. у Петра рождается сын Алексей. На торжественный обед Петр приглашает Гордона. Но патриарх Иоаким против приглашения к царскому столу иноземца-католика. Царю пришлось уступить. Но на следующий день Петр организовал в загородном дворце особый обед для Гордона.



Патриарх с тревогой и осуждением следил за проникновением в Россию не православных иноземцев с их греховными обычаями. Он умрет в 1690, но перед смертью оставит завещание. Во имя Бога он требовал от государей запретить русским людям всякое общение с еретиками-иноверцами, не давать им руководящих должностей: «Какая от них православному воинству может быть помощь? Только гнев божий наводят. Когда православные молятся, тогда еретики спят; христиане просят помощи у Богородицы и всех святых – еретики над всем этим смеются; христиане постятся – еретики никогда. Начальствуют волки над агнцами! Благодатиею божиею в русском царстве людей благочестивых, в ратоборстве искусных, очень много. Опять напоминаю, чтоб… иностранных обычаев и в платье перемен по-иноземски не вводить».

Даже невинные гастрономические особенности иноземцев вызывали осуждение: «подобно скоту» едят траву, именуя ее «салат».

Петр не собирался следовать этим заветам. Через месяц после кончины патриарха он заказал себе немецкое платье: камзол, чулки, башмаки, шпагу на шитой золотом перевязи и парик. Но пока самодержец всея Руси осмеливался носить этот наряд во время визитов в Немецкую слободу.

Новым патриархом стал Адриан – не меньший консерватор. Кандидатура псковского митрополита Маркела, поддерживаемая Петром, не прошла – Маркел слишком образован (говорит на французском и латыни) и борода коротка не по обычаю.

Потешные игры Петра становятся все серьезнее. В начале 1690-х батальоны превратились в полки – Семеновский и Преображенский. Екзерциции проводились почти ежедневно. Офицеры были из Немецкой слободы. Сержанты и солдаты – русские (по началу Петр сам был сержантом). На Яузе построили потешную крепость (по всем правилам фортификационной науки) – Пресбурх.

Оружие во время маневров использовалось настоящее. В 1691 на больших учениях, продолжавшихся несколько дней с участием 10 тыс. человек, Петр получил серьезный ожог от разорвавшейся гранаты. Таким же образом пострадал и генерал Гордон. Были убитые и раненые. От ран скончался князь Иван Долгорукий.

В мае 1692 на Переславском озере спущен на воду первый потешный корабль. Готовя спуск корабля Петр чуть было не пренебрег своей важнейшей обязанностью – не пожелал участвовать в официальном приеме персидского посла двумя государями. Лев Кириллович Нарышкин (дядя) и князь Борис Алексеевич Голицин приехали в Переславль уговаривать царя. Петр согласился. Более того, Петр первый посетил посла, узнав что тот привез московским царям подарок – льва и львицу.

1693 год. Участие в официальных церемониях, потехи, визиты в Немецкую слободу. Петр совершает поездку в Архангельск – царь впервые видит море и совершает первое 6-дневное плаванье. В Архангельске решено приобрести еще 2 корабля.

Весной – летом 1694 Петр совершает второе посещение Архангельска. Оба корабля были спущены на воду. Царь совершает недельное морское путешествие (250 – 300 морских миль).

В начале сентября 1694 г. Петр вернулся в Москву, где уже кипела работа по устройству нового, небывалого по размаху потешного сражения. Три недели между селами Кожухово и Коломенское шли ожесточенные бои, в которых приняли участие 20 тыс. человек: потешные, полки иноземного строя, стрельцы. Погибло 20 человек, 50 было ранено.

Это было последней потехой Петра. Царь задумался об азовском походе.

3. Внешняя политика Петра: войны.

В истории Российского государства было много самых разных правителей: великих дипломатов, замечательных стратегов и гениальных полководцев. Но только один из них сочетал в себе все эти качества - Петр Великий. Его называли гениальным реформатором, сумасшедшим, хулиганом и Антихристом. Как формировалась личность царя Петра, какие факторы повлияли на это?

Необычный царь

Петр Алексеевич Романов сильно отличался от своих предшественников. Несомненно, между ними была глубокая наследственная связь. Но все правители России были хозяевами, которые трепетно оберегали богатство страны для себя и использовали для работы чужие руки. А сын Алексея Михайловича был царем-тружеником в прямом смысле этого слова. Четырнадцать профессий, которыми владел царь Петр Великий - это не красивая сказка, а правда.

Характер первого русского императора

Петр Первый обладал сложным и противоречивым характером. Живость, неуемную любознательность и бойкость мысли он унаследовал по материнской линии. В детстве он был смышленым и красивым мальчиком, сильно отличавшимся от своего соправителя, брата Ивана.

Главными чертами характера Петра были вспыльчивость, порывистость, впечатлительность и недоверчивость. Когда он не мог доходчиво что-то объяснить, то легко впадал в ярость. В таком состоянии он нередко хватался за трость. К слову сказать, отходил царь быстро и уже через несколько минут мог простить провинившегося. Но его простота была обманчивой. Петр Первый просил обращаться к нему без титула, но в случае явного неповиновения приговор был скорым и жестоким.

Как формировалась личность царя Петра Великого? Благодаря чему он так сильно отличался от остальных правителей России? Ответ надо искать в самых ранних годах маленького царевича.

Детство Петра Первого

О том, где родился будущий первый русский император, неизвестно. Называют несколько предполагаемых мест, но точных данных у исследователей нет.

Пытаясь понять, как формировалась личность царя Петра Великого, нужно обратиться сначала к его родителям - тем, кто оказывал непосредственное влияние на него с самого рождения.

В 4 года он лишился отца, который его очень любил. Алексей Михайлович, одаривая сына игрушечными солдатиками и пистолями, зародил в ребенке первый интерес к оружию и военному делу. По свидетельству современников царя, в детстве он не интересовался никакими другими игрушками и забавами, кроме военных.

Отец, желая дать малолетнему сыну правильное военное обучение, приставил к нему полковника Менезиуса в качестве военного наставника. Так и вышло, что военному делу Петр Первый начал обучаться раньше, чем грамоте. Было малолетнему наследнику тогда 4 года. Знакомство с грамотой началось для него в пятилетнем возрасте.

Обучение по церковным книгам для живого и непоседливого ребенка было настоящей мукой, поэтому Никита Зотов, учитель малолетнего царя, обучал его и по популярным тогда «потешным» книгам с картинками. Много внимания наставник Петра уделял изучению военной истории России, рассказывая о князя Владимира и

До десяти лет царевич спокойно и беззаботно жил с матерью под Москвой, в селе Преображенском. Здесь для него было построено земляное укрепление с пушками, где он со своим «потешным» войском, набранным из сверстников, мог заниматься военным делом, играя во взятие крепости.

Детство Петра Первого не было безоблачным. свидетелем которого был малолетний Петр, не мог не оставить отпечатка на психике ребенка, став причиной нервного расстройства будущего императора. Из-за этого лицо царя в минуты сильного волнения искажали судороги.

После прихода к власти сестры Софьи его вновь отправили в Преображенское. Зотова от него удалили, и молодой наследник был предоставлен сам себе. Другого праздный образ жизни бы испортил, но цельная и деятельная натура Петра не дала убить любознательность и желание узнавать новое. Сам он впоследствии говорил, что ему очень не хватает знаний, не полученных в детстве.

Царь Петр Алексеевич учился до самой смерти. В 14 лет он узнал об астролябии и поручил привезти ему ее из Франции. Затем он нашел голландца, который смог в общих чертах показать, как обращаться с прибором. Талантливому юноше этого было достаточно, чтобы дальше разобраться самому. Так было всегда. Увидев или узнав о чем-то неизвестном для него, царь тут же загорался идеей изучить новое дело и не успокаивался, пока не становился его знатоком. Так, увидев заброшенный бот, он выучился плавать на нем и даже заложил собственную верфь.

Окружение

Как формировалась личность царя Петра Алексеевича? Вопрос этот крайне интересен, учитывая тот факт, насколько сильно он отличался от своих предшественников. Окружение юного наследника сыграло огромную роль в воспитании тех качеств, которые были присущи Петру Великому. Ему повезло - сначала отец, а после его смерти старший брат Федор уделял много внимания воспитанию и обучению наследника престола. Учителя, Менезиус и позже приставленный к Петру дьяк Никита Моисеевич Зотов, зародили в нем тягу к знаниям и поддерживали интерес ко всему новому.

Сподвижниками и наиболее близкими для царя людьми были Франц Яковлевич Лефорт, Александр Данилович Меншиков, Павел Ягужинский, Яков Брюс.

Первый русский император - гениальный реформатор или самодур?

Судить о личности Петра Первого сложно. В нем тесно переплелись противоположные черты характера. Вспыльчивость, жестокость, мстительность соседствовали с трудолюбием, любознательностью, неуемной жаждой жизни, веселым нравом. Уникальность личности Петра Алексеевича заключалась в том, что он обладал сильной тягой к знаниям и огромной работоспособностью, при помощи которых стремился преобразить отсталую во всех отношениях Россию и сделать ее великой державой.

Петровские реформы, так же, как и его личностные качества, встречали у современников и потомков не только различные, но и диаметрально противоположные оценки. Одни из его современников, кто близко знал Петра и работал с ним, до небес восхваляли царя, называли его «земным богом».

Другие, кто не знал Петра лично, но чувствовал тяготы, взваленные на народ, считали его «мироедом» или самозванцем (которым немцы подменили подлинного царя во время его заграничного путешествия).

Наконец, раскольники считали Петра антихристом…

Столь же различные оценки и столь же непримиримые противоречия во взглядах на Петра мы находим и в последующее время. В XIX веке «западники» пели Петру восторженную хвалу. «Славянофилы» порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера Святой Руси. Кто же прав в своих оценках и как должна беспристрастная история оценивать Петра и его дело?

С.Пушкарев, приводя широкий спектр мнений о царе, предлагает прежде всего отметить, как великую заслугу Петра, его непрерывное и самоотверженное служение русскому народу, которому он действительно посвящал все силы в течение своей жизни…

Он заботился о снабжении армии всем необходимым, начиная от пушек и боевых припасов и кончая провиантом, фуражом и конскими подковами.

Во флоте Петр служил корабельным плотником, матросом, капитаном и адмиралом. Он, по сути, и создал русский военный флот.

Он служил как законодатель, составляя или редактируя множество указов, регламентов, инструкций для всех правительственных учреждений.

Петр служил высшим администратором, контролером, судьей и прокурором, надзирал за правильностью и законностью подчиненных органов, преследовал злоупотребления и наказывал виновных. Он руководил развитием промыш­ленности, входя во все организационные и технические подробности производства.

В области культуры Петр работал как издатель, как редактор, как переводчик, как корректор и наконец как создатель «упрощенных» литер гражданского шрифта.

Однако, оговаривается С.Пушкарев, служа сам, Петр требовал от всех сословий русского общества добросовестного и усердного служения государству.

В государственном управлении он стремился ввести и укрепить принцип законности.

В самом начале своего правления (в 1700 году) царь указал боярам составить новый свод законов. Те, по выражению Пушкарева, долго сидели, но ничего не высидели и Петр должен был позаботиться о составлении отдельных регламентов или уставов для разных правительственных учреждений.

Он ввел форму присяги на верность государю «и всему государству» и все время внушал слоим чиновникам необходимость «хранения прав гражданских», соблюдения законов и заботы об интересах государства.

Петр жестоко наказывал за взятки, казнокрадство и слу­жебные злоупотребления вплоть до смертной казни таких высоких чиновников, как сибирский губернатор князь Гагарин и оберфискал Нестеров.

Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от своего парода, но велики были и достижения.

Он открыл России морские пути для сношения с другими народами и ввел Россию в среду европейских народов. Созданием первоклассной армии он сделал Россию великой державой. Он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была до того устарелая сложная и запутанная система москов­ских приказов.

Созданием крупной промышленности и особенно успешным развитием горного дела, Петр сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от иных стран.

Наконец, он заложил основы светской русской культуры, которая дала богатые плоды в девятнадцатом столетий.

Но тот же Пушкарев отмечает и немало негативного в деятельности и личности Петра.

К примеру, проводимая Петром европеизация имела на­сильственный, спешный, мало-продуманный, - и потому поверхностный характер, она прикрывала немецкими кафтанами и париками старые московские слабости и пороки.

С другой стороны резкая и внезапная европеизация общественной верхушки оторвала эту последнюю от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в Московской Руш, сделало дворянство и чиновничество иностранцами в собственной стране.

Будучи поклонником законности, справедливости и правового порядка, Петр, однако, не проявлял достаточно выдержки и дисциплины, мало уважал личное достоинство окружающих, а иногда, отдаваясь припадкам раздражения и гнева, проявлял дикую и совершенно излишнюю жестокость, как в дни массовых казней московских Стрельцов.

Отношение Петра к церкви и религии было двойственным. Вот как оценивает личную религиозность Петра Антон Карташев: «Хотя… в Петре немедленно обнаружился интерес к наукам реалистическим, иллюстрированным иностранным книгам, взятым из царской библиотеки, и страстное увлечение военными потешными играми, но в области его личной религиозности навсегда остался стиль традиционного церков­ного благочестия… В письме 1698 года к патриарху Адриану… Петр оправдывает свое вдохновение к морскому делу религиозным идеалом:

«Мы в Нидерландах, городе Амстердаме, благодатью Божию и Вашими молитвами при добром состоянии живы И, доследуя Божию слову, бывшему праотцу Адаму трудим­ся. Что чиним не от нужды, но доброго ради приобретения морского пути, дабы, искусись совершенно, могли, возвратясь, против врагов имени Иисуса Христа победителями и християн там о будующих снободителями благодатью Его быть, все до последнего издыхания желать не, престану». — Когда в 1721 году после торжественного молебна по случаю Ништадтского мира, венчавшего успехом его большую северную программу, Петру, подносили титул императора он сказал: «Зело желаю, чтобы весь наш.народ прямо узнал, что господь Бог прошедшей войной и заключением сего мира сдёлал. Надлежит Бога всею крепостью благодарить. Однакож, надеясь на мир, не надлежит забывать о воинском деле».

Бесспорно, Петру близок был утилитарный взгляд на роль религии в деле государственном, но последний не исключал в Петре глубокого и живого понимания религии.

Один из его заграничных учеников, молодой инженер и затем знаменитый историк В.Н.Татищев, заразившись за границей бурным рационализмом, развязно болтал, издеваясь над Библией и разными церковными непорядками. Петр вызвал его для личного выговора. При этом фигурировала и знаменитая дубинка.

Петр прикрикнул: «Как же ты осмеливаешься ослаблять такую струну, которая составляет гармонию всего тона? Да ты же не с должным еще уважением касался до неких мест Святого Писания - чем уже ты, бездельник, преуспел соблазнить многих бывших с. тобой в компании. Я тебя научу как должно почитать оное и не разрывать цепи все в устройстве содержащей».

И, ударив дубинкой, прибавил: «Не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубного благо­устройству. Не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом общества и Церкви».

Здесь мотивировка религии звучит утилитарно - это характерно для теоретического мировоззрения Петра.

Но его религиозная психика была живая и полная. Не терпя невежественного культового суеверия, Петр сам привычно любил богослужебное благолепие.

С увлечением часто сам читал апостола и интересовался деталями церковного чинопоследования. Он был достаточно умен и талантлив, чтобы модный и свойственный ему рационализм и утилитаризм могли исказить в нем полную православную религиозность».

Мнение С.Пушкарева несколько отличается от суждений А. Карташева. Автор «Очерков русской истории» отмечает, что, будучи лично религиозным человеком, Петр, однако, позволял себе в глупом и неприличном шутовстве «все-шутейшего и всепьянейшего собора», подвергать публичному осмеянию церковные обряды и священные предметы.

Упразднением патриаршества и учреждением Духовной коллегии (под надзором обер-прокурора) Петр лишил церковь ее самостоятельности, превратил ее в «духовное ведомство» и способствовал той бюрократизации русской церкви, которая происходила в восемнадцатом-девятнадцатых веках и которая, внеся в церковную организацию внешний порядок и «благочиние», способствовала падению духовного авторитета церкви среди народа.

А. Керсновский, в свою очередь, отмечает, что достоинства Петра проявились в области внешней политики и на войне, недостатки же отразились на внутренней политике.

Двумя фатальными ошибками великого преобразователя называет Керсновский чрезмерное форсирование европеизации и «вавилонское пленение» церкви.

Первая из этих ошибок невольно влекла за собой ра­болепство перед всем иностранным и недооценку и хулу всего русского, как бы недоверие к собственным достоинствам.

Качества эти совершенно отсутствовали у Петра I лично, но на протяжении двухсот лет они явились самой скверной чертой русского характера - считать каждого мало­грамотного иностранца «барином», а каждого сколько-нибудь грамотного уже «авторитетом».

Особый вред преклонение перед иностранщиной, по мнению Керсновского, принесло в военном деле.

Что касается второй ошибки - упразднения патриар­шества, - то она оказалась роковой для России. Подчинение церкви государству привело при Павле I к «цезаре-поннизму» (император - глава церкви) - полному порабощению власти духовной властью светской со всеми отрицательными явлениями, с этим сопряженными.