Болезни Военный билет Призыв

Презентация ученый бредихин его открытия. Школьная энциклопедия. Устремленный к звездам

, Западно-Сибирский край , СССР

Дата смерти: Гражданство: Род деятельности: Жанр: Язык произведений: Дебют:

«Новый человек», 1956

Награды:

Палкин, Эркемен Матынович (14 февраля 1934 - 19 апреля 1991) - алтайский поэт, писатель и общественный деятель.

Биография

Эркемен Палкин родился 14 февраля 1934 года в селе Ело (ныне Онгудайский район Республики Алтай) в семье колхозника. Образование получил в (1957). На следующий год вступил в Союз писателей СССР . Долгое время возглавлял Союз писателей Горно-Алтайской автономной области . Заслуженный работник культуры РСФСР.

Литературные произведения

Первая книга Палкина - поэтический сборник «Новый человек» - вышла в 1956 году. Позднее вышли и другие его сборники - «Родные люди», «Новое время», «Радости», «Утро Родины», «Дыхание Земли». Его перу также принадлежат поэмы «Наташа», «Амыр», «Ненасытный», «Чёрное пламя», «Душа», «Сердце», «Белый камень», «Синее небо», «Алтайские горы». Тематика поэзии Палкина многообразна - образ простого человека, научно-технический прогресс, духовное совершенствование, нравственность, родная природа, экология. В творческом наследии Палкина значителен пласт лирических стихотворений.

Проза Палкина представлена романом «Алан» (1978) о жизни алтайской деревни в послевоенные годы. Роман был тепло встречен критикой и читателями и переведён на русский и тувинский языки.

Творчество Э. Палкина включено в школьные программы на национальной литературе и изучаются в университете .

Произведения Э. Палкина переведены на русский, украинский, казахский, киргизский, башкирский, латышский, тувинский, хакасский и якутский языки.

Общественная деятельность

Неоднократно избирался депутатом городского, областного, краевого Совета народных депутатов. Был членом Горно-Алтайского горкома и Горно-Алтайского обкома КПСС . Работал в Президиуме правления Союза Писателей СССР и РСФСР. Член комитета Союза писателей по зарубежным связям. Побывал на Кубе , в Эпиопии Монголии .

Награды

  • Медаль «За доблестный труд»

Память

Именем Эркемена Палкина названа в январе 1994 года одна из центральных улиц Горно-Алтайска .

Напишите отзыв о статье "Палкин, Эркемен Матынович"

Ссылки

  • Литературы народов России: XX в.: Словарь / Под ред. Н. С. Надъярных. - М .: Наука, 2005. - С. 41-42. - 365 с. - 1100 экз. - ISBN 5-02-010208-3 .

Отрывок, характеризующий Палкин, Эркемен Матынович

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.

14 февраля исполняется 80 лет выдающемуся алтайскому писателю Э.М. Палкину . Писатель более 30 лет активно работал в алтайской литературе, из них около двух десятков лет возглавлял Горно-Алтайскую писательскую организацию. Несмотря на насыщенную творческую деятельность Эркемен Матынович вел большую общественную работу. Неоднократно избирался членом Горно-Алтайского обкома и горкома КПСС, депутатом городского, областного и Алтайского краевого Совета народных депутатов. Сегодня о творческом пути писателя анализирует доцент кафедры алтайской литературы и НХК ГАГУ, к.ф.н. Маргарита Сергеевна Дедина.

Творчество каждого писателя представляет собой особый мир, отражающий своеобразное видение окружающего пространства, философское осмысление и восприятие времени и себя. В формировании личности писателя, безусловно, определяющее значение имеют и национальный образ мира, и историческая эпоха, влияющая на его мировоззрение и мироощущение. Эркемен Палкин является одним из ярчайших представителей поколения алтайской интеллигенции Горного Алтая середины ХХ века, которые внесли неоценимый вклад в развитие, как литературы, так и культуры всего алтайского народа в целом.

Эркемен Палкин родился 14 февраля 1934 года в селе Ело Онгудайского района. После окончания областной национальной школы в 1952 году поступил в Литературный институт им. М. Горького. Он был и редактором областного радиокомитета, и директором Горно-Алтайского отделения областного книжного издательства, и заместителем редактора газеты «Алтайдын Чолмоны », и ответственным секретарем Горно-Алтайской писательской организации СП РСФСР. Член Союза писателей РФ Э.М. Палкин избирался депутатом городского, областного, краевого Советов народных депутатов, членом горкома и обкома КПСС, членом ревкомиссии правления СП РСФСР, членом рабочего комитета по связям писателей стран Азии и Африки, членом редсовета издательства «Современник ». В разных регионах он представлял алтайскую литературу. При его содействии в Украине, Латвии, Башкирии, Якутии, Москве, Барнауле, Бийске проводились Дни алтайской литературы. Членом Союза писателей СССР он стал уже через год после окончания института в 1958 году, членом КПСС - в 1960 году. В качестве члена Союза писателей СССР он побывал на Кубе, в Эфиопии и Монголии. Яркая общественно-политическая жизнь писателя способствовала формированию личности и особому мироотражению в литературном творчестве.

Художественный мир Эркемена Палкина как писателя охватывает поэзию, прозу, публицистику, критические статьи, переводы... Творческое наследие писателя давно живет по канонам классической литературы. Его произведения изучают в школе и в вузе. С.С. Каташом издано монографическое исследование «Эркемен – человек ласковый » и написан литературный портрет писателя, вошедший во второй том «Истории алтайской литературы ». Отдельные этапы становления и развития творческого мастерства Эркемена Матыновича исследованы Г. Кондаковым, В. Чичиновым, С. Каташевым, Р. Палкиной, Н. Киндиковой, Е. Чандыевой и т.д.

Особенностью лирики раннего творчества Эркемена Палкина стало детальное описание картины мира, направленное на окружающую его действительность. В более зрелый период он начинает пристально вглядываться во внутренний мир лирического героя, тяготеть к философским размышлениям о вечных общечеловеческих ценностях, о судьбах родной земли и своего народа. Литературоведы, обращавшиеся к творчеству писателя, справедливо отмечали, что в своих творческих пристрастиях он постоянен. Тема родины, родного края и отчизны – для него первостепенны. Лейтмотив кровной связи с родной землей сквозной линией пройдет через все творчество писателя. Горный Алтай стал для Эркемена Палкина неисчерпаемым, божественный источником творческого вдохновения и жизненной энергии. Где бы ни находился лирический герой поэта, Горный Алтай для него изначальный и непоколебимый эталон чистоты, величия и красоты:

Где б ни был, всюду слышу я
Твой клич призывный,
Отчизна вечная моя,
Алтай мой дивный!
(Перевод И. Фонякова)

Удивительная красота родного края описывается поэтом детально, с огромной любовью: здесь присутствует и широкий панорамный взгляд, и пристальное внимание к деталям: цветочку, олененку или неприметному ручейку, журчащему среди травы... В какой бы чужой стороне ни был его лирический герой, он мысленно возвращается на Алтай. На побережье Рижского взморья, к примеру, он восклицает:

И ты меня поймешь, надеюсь, море,
Твоих ветров я слышу разговор,
Стою у волн твоих, а вижу горы,
А слышу звон ручьев у синих гор…
(Перевод Л. Решетникова)

Это стихотворение было написано в начале 1960-х годов, когда поэт был только в начале своего творческого пути. На этом этапе для лирики Эркемена Палкина характерно патетически возвышенное восприятие, воспевание тех социальных перемен, которые происходили в Горном Алтае, создание образа современника, как деятельного, жизнелюбивого строителя новой жизни. Для правильного восприятия его ранних стихов необходимо взглянуть на них сквозь призму идеалов того поколения. Для них это были не пустые слова, а безусловная и единственно правильная истина, ради которой и жили, и творили, и работали:

В краю моем, где все до боли мило,
Как здесь, у моря, дышится легко.
Цветет земля. Проснулась в людях сила.
И смотрим мы, и видим далеко.
И впереди - дороги без предела.
Зовут они меня, вперед маня.
И до всего на свете есть мне дело.
И всем друзьям есть дело до меня.
И, я своей дорогою шагая,
О том пекусь, чтоб жизнь в любом краю
Была светла, как мне в родном Алтае.
Того желаю всем. О том пою.
(Перевод Л. Решетникова)

Не случайно первый сборник стихов назван «Јаны кижи» («Новый человек »). В одноименном стихотворении новый человек – это новорожденный, только появившийся на свет, которому предстоит сделать первый шаг, многое познать и понять; с другой же стороны, он понимается как человек нового времени, новой жизни, перед которым открывается множество путей. Лирический герой поэта полон надежд, время - это его союзник в пути за знаниями, новыми впечатлениями. В связи с этим у раннего Эркемена Палкина становится постоянным образ-символ дороги: это узкая тропинка, затем широкая проселочная дорога, широкий Чуйский тракт, наконец, железная дорога, поезд, уносящий «в большой мир». Особое значение здесь принадлежит образу Москвы. Эркемен Палкин в стихотворении «Мое слово тебе, Москва! » писал:

Москва, спасибо. От земли родной
Я шел к тебе и как с горы высокой
Увидел жизнь. И ты передо мной
Открыла беспредельную дорогу
(перевод Л. Чикина)

Много лет спустя, в 1989 году, он напишет стихотворение «Лето. Больница. Москва », где опишет другой образ Москвы – незнакомой, тихой и задумчивой. Встреча с ней всколыхнула боль по ушедшим годам, испытанным и пережитым чувствам, прошедшей жизни...

Образ-символ дороги, как судьбы, наиболее ярко представлен в первой поэме Эркемена Палкина – «Амыр ». Известно, что эта поэма стала дипломным проектом при окончании Литературного института им. М. Горького. Лирический герой поэмы очень близок, а в некоторых главах сливается с образом автора. Главной доминантной мыслью поэмы становится то, что каким бы не было мучительным расставание со своей малой родиной, но оно необходимо для дальнейшего развития. Невозможно, по мысли автора, вечно оставаться в родной колыбели, поскольку учеба в Москве, знакомство с другими людьми, культурой иных народов позволяет шире взглянуть на мир, дает другие возможности для творчества и для работы.

От восторженного восприятия перемен в Горном Алтае, которые окрыляли и вдохновляли молодого поэта, в позднем творчестве Эркемена Палкина возникает тема ответственности за научный прогресс, мотивы вины перед природой, экологическая тематика. Если лирический герой поэта 1960-70 гг. – это строитель другой, лучшей жизни, человек труда, созидатель, то в конце 1980-х гг. поэт обостренно ставит проблему нравственного разрушения общества. В стихотворении «Милиционерден jаан милиционер » - дорога, мчащаяся «Волга » и одинокий старик символически обобщают человеческие отношения. Фигура пешего старика, случайно встретившегося на пустой дороге, мимо которого проехали, порождает целый поток мыслей. Во-первых, он же не просил остановиться и подвезти, руку не поднял, значит, совесть проехавших в машине чиста. Но, с другой стороны, – кто он – этот незнакомец, с какими он помыслами, а вдруг это сама судьба испытывала, явившись в образе человека? На дороге стремительного, торопливого движения только ли старика оставили без помощи (ведь видели, ждал), или еще что-то важное ускользнуло, улетело, осталось без внимания. От чего так зачерствела душа, и где же уважение к старости, мудрости?

Едва уловимое ощущение чего-то неправильного смягчается попыткой найти компромисс, оправдать свой поступок: да, плохо поступили, да затерялось где-то сострадание, милосердие, уважение - но такова жизнь – остался старик на дороге один, глядя вслед пронесшегося мимо автомобиля. В стихотворении «Кый темдек » («Восклицательный знак ») компромисса нет, сама природа восклицательным знаком взывает к человеку, безжалостно вырубающему заповедные леса.

В художественном мире Эркемена Палкина особое отношение к категории времени и судьбы. Еще в ранней лирике он писал:

Время, славное время, как стремительно ты!
В будущее увлекаешь
все надежды и мечты!
Думы мои горячие, желанья, еще не
исполненные,
Вспыхивают в душе, как резвые эти молнии…
(перевод А. Смердова)

Романтическая патетика в поздней лирике сменяется спокойной размеренной грустью. Зрелая лирика Эркемена Палкина наполнена элегической задумчивостью, философской глубиной:

Я прожил жизнь почти до половины,
А все пред ней, как юноша, в долгу.
Задумаюсь – и cнятся мне долины,
Родные горы в дымчатом снегу…
(Перевод И. Фонякова)

В зрелой лирике Эркемена Палкина все сильнее ощущение щемящего чувства чего-то утраченного, прошедшего, забытого. Об этом он потрясающе написал в стихотворении «Белые цветы », когда лирический герой вдруг встречает ту, с которой когда-то был знаком. Здесь от картины шумящего зеленью лета, от умиротворяющего ощущения летнего зноя, реки ароматов, вдруг приходит осознание утраченной юности, любви неизведанной, нераспознанной, прошедшей мимо, в кульминации акцентированной образом полыни, «запахшей сурово и горько». Завершается стихотворение мыслью о необратимости времени, которое, несмотря ни на что, продолжает свое неторопливое движение, и лирический герой восклицает, обращаясь к нему:

О время, ты право, о годы, вы правы,
Проносится ветер, касаясь волос,
Восходят на пастбищах новые травы,
И новая юность спешит на покос
(Перевод Л. Решетникова)

Шуми же ветвями зеленое лето,
Светило, свети с голубой высоты,
И самого чистого, белого цвета,
Качайтесь у самого сердца, цветы!..
(Перевод Л. Решетникова)

Интересно, что переводчик, удивительно точно уловив основную мысль стихотворения, доминантным образом здесь выделил именно белые цветы. В оригинале у поэта они обозначены как голубые (наряду с белым символ божественного начала, чистоты и величия у Эркемена Палкина, например, его философская поэма «Кок тенери » («Голубое небо »). Через все творчество Эркемена Палкина проходит лейтмотивом образ белого цветка, символа чистоты, возвышенной любви и недостижимой мечты. Перешагнув 50-ти летний рубеж, в 1984 году писатель издал сборник избранной лирики, назвав его «Белые цветы ».

Сквозной для лирики Эркемена Палкина стал образ суунчи (радости), который стал символом и истинной любви, и материнства, и залогом настоящей жизни, прожитой не напрасно. О смысле человеческой жизни поэт рассуждает в стихотворении «Јус jаш» «Сто лет », напечатанном в последнем, уже вышедшем в свет после смерти писателя сборнике «Земля – Мать, Солнце – Отец » (1991):

Јурегерди ару, чек тудугар,
Јус jашка ол jолды бойы табар.
Айаска, улуска суунигер, jууктагар,
Анча кире jурумеер узаар.
Сердце держите чистым и открытым,
Дорогу к столетию оно найдет само.
Радуйтесь, приближайтесь чистому небу и людям,
Жизнь ваша продлится.

Размышления о судьбе человека, об образе современника гротескно выражены в его сатирической лирике. В 1968 году в сборнике «Суунчилер » («Радости ») были изданы его басни. Согласно канонам жанра, в них иносказательно, через образы растений и животных, автор выражает наиболее злостные человеческие пороки, такие как зависть, злоба, безразличие, лень. Особенно интересна его сатирическая поэма «Алып Јутма », направленная против пьянства, остро актуальная и сегодня.

Проза Эркемена Палкина продолжает исследование человека, его личности, отношения с обществом, социумом. Его волнует судьба поколения, судьба его родной земли, самого дорогого места на свете – Алтая и его народа. Писатель остро ставит вопросы сохранения алтайского языка, фольклора, развития и обогащения литературы… Это его рассказы, повести, впоследствии объединенные в роман, и, наконец, его статьи, рецензии, очерки, фельетоны, зарисовки-размышления, изданные в сборнике «Бичигенер jакшы, Эрте! » («Сердцу милый край ») в 1997 году.

Ушел из жизни он слишком рано, в 1991 году. Ему было только 57 лет. Всей своей жизнью, всем своим творчеством он доказал свою преданность Алтаю, его людям, и завещал своим потомкам любить свою родину, беречь ее и быть истинными патриотами родной земли.

> Федор Бредихин

Биография Федора Бредихина (1831-1904 гг.)

Краткая биография:

Образование : Московский университет

Место рождения : город Николаев, Херсонская губерния, Российская империя

Место смерти : Санкт-Петербург, Российская империя

– русский астроном: биография с фото, открытия и вклад в астрономию, основатель русской астрофизики, протуберанцы Солнца, кометы и пятно Юпитера.

Федора Александровича Бредихина (1831 - 1904) можно без преувеличения назвать основателем русской астрофизики. Это направление астрономии, которое занимается исследованием физических свойств и состава небесных тел. Несмотря на то, что со времени прихода к управлению государством Петра І в России проводилось некоторое наблюдение за небесными телами, но как полноценной науки астрофизики еще не было.

Первые годы своей деятельности он работал в Московской обсерватории. Именно этому учреждению обязана своим появлением отечественная астрофизика.

Основание Московской обсерватории приходится на 1831 г. Ее построили в районе "трех гор" рядом с Пресненской заставой, являвшимся в то время окраиной города и малонаселенном пунктом. В обсерватории имелись наиболее современные на тот момент астрономические инструменты, например, четырехдюймовый телескоп, оснащенный всеми необходимыми приспособлениями. В 1859 г. его заменили десятидюймовым рефрактором.

Одиннадцать лет спустя, приступив к работе в 1859 г. Бредихин очень настойчиво и прилежно ежедневно при ясных погодных условиях проводил наблюдения за Солнцем, делая зарисовки огромных выбросов раскаленного газа (протуберанцев) над его поверхностью. Большую ценность имели выполняемые им наблюдения над поверхностями Марса и Юпитера. Много времени ученый уделил изучению широко известного "красного пятна" в атмосферных слоях Юпитера, о природе возникновения которого до сих пор еще ничего не известно.

Научные труды Бредихина, основанные на многолетнем изучении комет, были признаны его коллегами во всем мире. В те времена кометы тщательно изучались. Их считали "хвостатыми звездами", совершающими движение по определенной орбите вокруг Солнца. Из-за того, что их орбиты являются очень вытянутыми эллипсами, имеющими громадную протяженность, период их обращения вокруг светила может составлять тысячи и даже десятки тысяч лет.

Комета обладает значительно разреженной головой, хвостом и твердым ядром, которое с приближением к Солнцу начинает выделять частицы вещества, из которых образуется хвост. В те времена было также известно, что на эти частицы воздействуют две силы: притяжение к обладающему огромной массой Солнцу и отталкивание, природа которого еще не была изучена. Хотя к тому времени у ученых было накоплено много материалов о наблюдении за природой комет, они нуждались в обработке и обобщении. Не было теории, которая объяснила бы происхождение комет и суть наблюдаемых в них явлений.

В годы работы в Московской обсерватории Бредихиным были проведены тщательные наблюдения за 50 кометами. Занимаясь вычислением и сравнением скорости движения частиц хвостов комет и величины силы отталкивания, которую испытывают кометы при приближении к Солнцу, он заметил, что при всем достаточно большом разнообразии хвостов этих небесных тел, из них можно выделить три типа. В первом типе хвостов сила отталкивания, производимая Солнцем, во много раз (несколько десятков) больше силы притяжения. Эти хвосты имеют вид практически прямой линии, направленной в противоположную светилу сторону по прямой, которая соединяет Солнце и ядро кометы.

Второму типу хвостов соответствует отталкивание, которое в 0,5 - 2,2 раза превышает по мощности силу солнечного притяжения. Для них характерен вид кос, имеющих искривления, обращенных в противоположном Солнцу направлении и повернутых в обратную сторону относительно движения кометы.

Третий тип комет, выделенный Бредихиным, обладает короткими прямолинейными хвостами, значительно отклоненными от прямой линии, которая соединяет Солнце и ядро кометы. Действующая на такой хвост сила отталкивания ненамного превышает величину силы притяжения.

Хотя в то время отсутствовала точная информация о составе кометного хвоста, ученый совершенно правильно предположил, что существование разных типов хвостов комет можно объяснить отличиями в их составе.

Кроме классификации хвостов комет, Бредихин создал и в деталях разработал механическую теорию процессов, которые происходят в кометах. Она и сейчас лежит в основе кометной астрономии благодаря точному объяснению форм комет.

О природе сил отталкивания, оказывающих воздействие на кометные хвосты, стало известно, когда выдающийся русский физик П.Н. Лебедев доказал осуществление давления лучами любого света на освещаемое ими тело. Таким образом, отталкивающая сила, воздействующая на кометный хвост, возникает в результате давления, которое производят лучи Солнца.

Признание получили и научные труды Бредихина, в которых он исследовал происхождение метеоров. Эти небесные тела, которые называют "падающими звездами", являются небольшими твердыми частицами, попадающими из космоса в атмосферу нашей планеты. Соприкасаясь с воздухом, они раскаляются с излучением при этом яркого света, из-за чего происходит их разрушение. При малом размере они превращаются в пыль, не достигая поверхности Земли.

По мнению Бредихина, метеоры появляются в результате распада комет. При наблюдении за кометами он обнаружил у некоторых из них измененные хвосты, имеющие выступы в виде конуса, расположенные по направлению от ядра кометы в сторону Солнца. Исследуя это явление, ученый предположил, что они состоят из большого количества мелкого твердого вещества, образованного распадом кометного ядра.

Это предположение оказалось верным - как доказано, сталкиваясь движущимися в космосе состоящими из камня метеоритами, ядро комет распадается с образованием массы небольших метеоритов, которые сопровождают комету при ее движении по орбите.

Труды ученого были признаны учеными всего мира, и он был избран в 1877 г. членом-корреспондентом Академии наук России. Затем его избрали почетным членом ряда иностранных ученых обществ. После избрания в 1890 г. действительным членом Академии наук России Ф. А. Бредихин получил должность директора Пулковской обсерватории.

Заняв высокую должность, Бредихин стал бороться с преобладанием иностранцев в научных кругах страны. Многие ответственные посты были заняты иностранцами, преимущественно немцами. Об этом докладывал Ф.А. Бредихин в отчете за 1891 г. по работе руководимой им Пулковской обсерватории. Он утверждал о необходимости предоставления доступа к научным занятиям в обсерватории и занятию в ней должностей выпускникам русских университетов.

Эта идея была осуществлена им в начале своего управления обсерваторией. На смену иностранным представителям пришли молодые одаренные отечественные астрономы. Наиболее знаменитым из них является Аристарх Аполлонович Белопольский.

Бредихиным были развернуты широкие исследования в области астрофизики. Наибольшее внимание уделялось систематическому наблюдению за протуберанцами и солнечными пятнами. В обсерватории появились новые виды астрофизического оборудования, например, звездный спектрограф, позволяющий изучать состав звезд, и астрограф - телескоп, оборудованный фотокамерой, используемый для получения фотоснимков небесных тел.

За небольшой срок руководства Пулковской обсерваторией - пять лет, Бредихин основал в учреждении плодотворно работающий астрофизический отдел, действующий и в наше время. На протяжении последних девяти лет жизни ученый занимался теоретическими исследованиями, наибольшее внимание уделяя кометной астрономии.

Ф.А. Бредихин всегда находился на передовом рубеже русской науки, способствуя ее развитию и процветанию и настаивая на воспитании собственных научных кадров. Он не поддерживал различные идеалистические научные течения, выступая против них совместно с выдающимся отечественным биологом Тимирязевым, известным во всем мире физиком Столетовым, а также многими другими русскими деятелями науки.

На протяжении своей научной деятельности Бредихин создал и опубликовал более 150 научных трудов, которые и сейчас представляют особую ценность для астрономии. Об этом говорил на состоявшихся в 1904 году похоронах ученого профессор Цераский, занимавший должность директора Московской обсерватории, утверждая, что при каждом появлении на небосклоне кометы - небесной странницы, наблюдающие за ней по всему земному шару, люди будут вспоминать славное имя ученого.

БРЕДИХИН, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1831–1904), русский астроном. Родился 26 ноября (8 декабря) 1831 в г.Николаеве в старинной дворянской семье; все его родственники со стороны отца и со стороны матери были моряками. Среднее образование получил в Ришельевском лицее в Одессе. В 1851–1855 учился в Московском университете. По окончании аспирантуры в 1858 читал лекции, в 1862 защитил магистерскую диссертацию, еще через три года получил степень доктора. В 1865 стал ординарным профессором Московского университета, в 1873 – директором университетской обсерватории. В 1890–1895 возглавлял Пулковскую обсерваторию.

Исследования Бредихина охватывают многие области астрономии, но широкую известность он получил благодаря работам по астрофизике комет. Ученый развил теорию кометных форм Бесселя, создал механическую теорию кометных форм, которая позволяла описывать движение вещества не только вблизи головы кометы, но и в ее хвосте. В основе этой теории лежало положение, согласно которому хвосты состоят из частиц, вылетающих из ядра кометы в направлении Солнца и затем начинающих двигаться от Солнца под действием его отталкивающих сил. В 1877 Бредихин создал классификацию кометных хвостов, применяющуюся до сих пор. Примечательно, что эта классификация появилась в то время, когда природа межпланетной среды еще не была выяснена, а сведения о самих кометах практически отсутствовали. Согласно Бредихину, хвосты I типа направлены прямо от Солнца. Сейчас установлено, что они являются плазменными и состоят из ионов, которые уносит от кометного ядра солнечный ветер. Хвосты II типа изогнуты и отклоняются назад по отношению к орбитальному движению кометы. Они образованы пылевыми частицами, непрерывно вылетающими из ядра и ускоряющимися под действием светового давления. Хвосты III типа появляются тогда, когда выброс пыли из ядра приобретает характер взрыва: облако пылинок растягивается вследствие того, что пылинки разных размеров под действием давления света получают разное ускорение. Бредихин был также одним из немногих, кто в то время наблюдал спектры голов комет.

Естественным продолжением исследований комет были работы Бредихина по метеорной астрономии. Ученый развил выдвинутую Дж.Скиапарелли теорию образования метеорных потоков в результате распада ядер комет. Для накопления наблюдательных данных организовал систематические наблюдения метеоров. Результаты, полученные им в 1874–1903, были изложены и обобщены в работе Этюды о происхождении космических метеоров и образовании их потоков (1903).

Бредихин занимался и многими другими областями астрофизики. При его непосредственном участии начались систематические наблюдения хромосферы Солнца с помощью протуберанц-микроскопа, фотографирование солнечных пятен и факелов, исследования переменных звезд и планетарных туманностей. Ученый внес вклад в инструментальную оптику и гравиметрию. Большой интерес вызвала его статья по истории астрономии Процесс Галилея по новым данным (1871). В ней на основе тщательного независимого анализа архивных данных был сделан вывод о подделке инквизицией документов, обосновывавших обвинение против Галилея. Бредихин участвовал в создании Московского математического общества (1864), в 1886–1890 был президентом Общества испытателей природы, состоял членом Русского астрономического общества, был действительным членом Немецкой академии исследователей природы «Леопольдина» и т.д.


Русский астроном, акад. Петербургской АН (1890). Р. в Николаеве. Окончил Московский ун-т в 1855 и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. В 1857 начал работать в Московском ун-те. В 1868-1869 находился в научной командировке в Италии, где знакомился с работами Итальянского об-ва спектроскопистов. В 1873-1890- директор обсерватории Московского ун-та, в 1890-1895-директор Пулковской обсерватории.

Научные исследования Бредихина охватывают многие разделы астрономии. Выполнил ряд наблюдений на меридианном круге, производил микрометрические измерения положений малых планет, исследовал ошибки микрометрического винта и так называемые личные ошибки наблюдателя. Бредихин является создателем московской астрофизической школы. При его непосредственном участии были начаты систематические наблюдения хромосферы Солнца протуберанц-спектроскопом, фотографирование солнечных пятен и факелов, исследования поверхности Луны, Марса и Юпитера. В 1875 вслед за У. Хёггинсом начал изучение химического состава излучающих газовых туманностей. Внес немалый вклад также в инструментальную оптику и гравиметрию. Однако главным направлением его исследований было изучение комет (начатое еще в 1861). Развил и усовершенствовал теорию кометных форм Бесселя, создал механическую теорию кометных форм, которая позволила описать движение вещества не только вблизи головы, но и в хвосте кометы. В основе этой теории лежало положение, согласно которому хвосты комет состоят из частиц, вылетающих из ядра кометы в направлении Солнца и затем начинающих двигаться от Солнца под действием его отталкивающих сил. Определив ускорения нескольких десятков кометных хвостов, Бредихин в 1877 создал классификацию форм хвостов, по которой они делятся на три основных типа. В 1884 выделил четвертый тип (аномальный). Классификация кометных хвостов Бредихина принята и в настоящее время. На основе своей теории кометных форм Бредихин сделал ряд выводов о химическом составе хвостов различных комет, но они не подтвердились. Одним из первых начал изучение спектров голов комет. Развил и расширил выдвинутую Дж. В. Скиапарелли теорию образования метеорных потоков в результате распада ядер комет. Свои исследования обобщил в работах «Этюды о происхождении космических метеоров и образовании их потоков» (1903), «О хвостах комет» (2-е изд. 1934). Большое значение для развития отечественной астрономии имела деятельность Бредихина на посту директора Пулковской обсерватории. Он широко открыл двери обсерватории для русских астрономов. Вел большую общественную работу.

Президент Об-ва испытателей природы (1886-1890), член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1883), Итальянского об-ва спектроскопистов (1889), член Бюро долгот в Париже (1894) и других научных обществ.