Болезни Военный билет Призыв

Предназначение поэта и поэзии в лирике. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. («Пророк», «Поэт и толпа»). Влияние поэзии на людей

Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик

В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада». Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.

На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.

Краткие характеристики главных действующих лиц

Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.

Раневская Любовь Андреевна главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.

В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич , центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.

Аня, дочь Раневской . Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по- юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.

Краткие характеристики второстепенных персонажей

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» разделены на главных и второстепенных лишь по времени их участия в действиях. Так Варя, Симеонов-Пищик Дуняша, Шарлотта Ивановна и лакеи практически не говорят о имении, и их мировосприятие через сад не раскрывается, они от него как бы оторваны.

Варя – приемная дочь Раневской. Но по сути она экономка в имении, в чьи обязанности входит забота о хозяевах и слугах. Она мыслит на бытовом уровне, а ее желание посвятить себя служению богу ни кем не воспринимается всерьез. Вместо этого ее пытаются выдать замуж за Лопахина, которому она безразлична.

Симеонов-Пищик – такой же помещик как и Раневская. Постоянно в долгах. Но его позитивный настрой помогает преодолевать его сложную ситуацию. Так, он ни капли не раздумывает, когда поступает предложение сдать свои земли в аренду. Тем самым решив свои финансовые трудности. Он способен приспосабливаться к новой жизни, в отличии от хозяев вишневого сада.

Яша – молодой лакей. Побывав за границей его уже не прельщает его Родина и даже мать, пытающаяся с ним встретиться уже не нужна ему. Высокомерие его главная черта. Он не уважает хозяев, у него нет привязанности ни к кому.

Дуняша – молодая ветреная девушка, живущая одним днем и мечтающая о любви.

Епиходов – конторщик, он хронический неудачник, о чем прекрасно знает. По сути его жизнь пуста и бесцельна.

Фирс – самый старый персонаж, для которого отмена крепостного права стала величайшей трагедией. Он искренне привязан к своим хозяевам. И его смерть в пустом доме под звук вырубаемого сада весьма символична.

Шарлотта Ивановна – гувернантка и циркачка в одном лице. Главное отражение заявленного жанра пьесы.

Образы героев «Вишневого сада» объединены в систему. Они дополняют друг друга, тем самым помогая раскрыть главную тему произведения.

Тест по произведению

При первом прочтении «Вишневого сада» читатель, как правило, редко обращает внимание на Шарлотту. Сначала создается впечатление, что этот персонаж просто допол-няет общую картину комичности и непонимания. Но между тем, именно Шарлотту, с ее особо интересными высказываниями, Чехов считал одной из ключевых фигур драмы, и настаивал, что ее сможет сыграть только очень талантливая актриса, отмечая при этом, что «тут должна быть актриса с юмором».
О функциях Шарлоты писали такие известные литературоведы, как А. П. Скафты-мов" и З. С. Паперный². В частности, ими было замечено, что Шарлотта далеко не однобо-кий комический персонаж, а действительно глубокий психологический образ. Однако, на мой взгляд, оригинальные находки литературоведов в полной мере не касались вопроса о роли персонажа в произведении, а также вопроса о том, как комичность и трагичность уживается в образе Шарлотты.
Учитывая наблюдения и выводы известных чеховедов, я проведу свое собственное исследование, проясняющее роль Шарлоты в пьесе «Вишневый сад».
Что известно читателю о шарлоте? Шарлота – гувернантка у Раневских, сирота, не знавшая своих родителей, воспитанная у «одной немки».
Впервые мы встречаем имя Шарлотты в афише драмы, и уже тогда оно поражает нас своей нелепостью. Шарлота Ивановна – весьма странное сочетание французского имени и русского отчества. И в воображении читателя сразу создается образ комического персонажа. Но такова ли Шарлотта на самом деле? Попробуем в этом разобраться.
Впервые Шарлотта появляется в первом действие:

Входят…Аня и Шарлотта с собачкой на цепочке, одетые по дорожно-му.
Гаев: Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?
Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.
Пищик (Удивленно). Вы подумайте!

Создается впечатление, что Шарлотта не участвует в диалоге персонажей, произ-носит свою реплику «мимо», как может показаться на первый взгляд. Возможно, все вре-мя предшествующего диалога Шарлотта ведет разговор с Пищиком, и именно эту фразу, оторванную от контекста, и слышат зрители. Но вероятно, это и есть ответ на замечание Гаева, иносказательное и обращенное вовсе не к нему. «Моя собака и орехи кушает», - го-ворит Шарлотта. «Моя собака терпит, ест даже орехи, и не жалуется, а вы жалуетесь на порядки, Вам нужно набраться терпения», - таков, как мне представляется, подтекст этой фразы. Но ее высказывание обращено к Пищику, скорее всего как к человеку, который обратит на нее внимание, который выслушает ее, а не проигнорирует, как скорей всего поступил бы Гаев.
Следующая сцена первого действия в котором мы вновь встречаем Шарлотту Ива-новну, во многом проясняет отношение к ней остальных обитателей дома Раневских.

Шарлотта Ивановна в белом платье, очень худая, стянутая, с лорнет-кой на поясе проходит через сцену.
Лопахин: (хочет поцеловать ее) …
Шарлотта: Если позволить вам поцеловать руку, то вы потом поже-лаете в локоть, потом в плечо…
Лопахин: Не везет мне сегодня. … Шарлотта Ивановна, покажите фо-кус!
………
Шарлотта: Не надо. Я спать желаю.

Странно, но этот эпизод не упоминается, даже вскользь в работах А. П. Скафтымо-ва и З. С. Паперного, а ведь именно он позволяет понять, как именно относятся к Шарлоте домочадцы, что Шарлотту воспринимают не иначе, как шута, готового смешить своих хо-зяев когда им того захочется. А Шарлотта с этой позицией абсолютно не согласна. Она явно считает себя «выше», и на просьбу повеселить Лопахина и Анну Андреевну отвечает достаточно резко («не надо, я спать желаю») - после этого, просьбы сразу затихают, и Шарлотта спокойно удалятся.
Шарлотту в доме почти никто не замечает, но все же уважают ее мнение и желание. Сама же она олицетворяет собой протест против равнодушного обращения с нею как с че-ловеком. Она ставит себя наравне с хозяевами, а требует хорошего обслуживания и доро-гой еды, как рассказывает Аня в начале первого действия.
Внешне Шарлотта действительно комична, потому что этого ждут от нее окру-жающие, но в душе человека царят совсем другие чувства. И даже ее фразу «Если позво-лить вам поцеловать руку, то вы потом пожелаете в локоть, потом в плечо…» можно понять двояко. Во-первых, она, как может показаться, подчеркивает комичность Шарлот-ты, а во-вторых, поясняет, как сама Шарлотта воспринимает такое с ней обращение: «Стоило мне позволить вам увидеть во мне шута, как вы все настойчивей и настойчивей пытаетесь меня им сделать, забывая, что я в первую очередь человек, такой же, как и вы», - как будто говорит она.
Следующая сцена, в которой появляется Шарлотта, является ключевой для пони-мания этого персонажа. Именно в этой сцене зрителю открывается прошлое Шарлотты Ивановны, и особо ярко подчеркивается ее одиночество.

Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамейке. Шарлотта в старой фуражке; она сняла с плеч ружье и поправляет пряжку на ремне.

Комичность образа, не сочетающаяся со словами. Шарлотта всегда выглядит дос-таточно комично, но комична она лишь в глазах своих хозяев, воспринимающих ее в каче-стве «циркачки» и «фокусницы». В таком странном наряде можно так же увидеть и про-тест Шарлотты «Вы хотели, чтобы я была шутом? Вот, я шут, в клоунской одежде…» - как бы говорит она своим видом.
Но как человек она несчастна. И эту «наоборотность»* (как очень остроумно заме-тил З. С. Паперный) подчеркивает комизм, возникающий при соотнесении в тексте пьесы описания ее внешности, костюма и глубоких размышлениями о собственной судьбе.

Шарлотта (в раздумье) У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немец-кая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А от-куда я и кто я - не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. (Дос-тает из кармана огурец и ест.) Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем... Никого у меня нет.

И сразу обращает на себя внимание реакция со стороны слушателей, точнее, ее от-сутствие. Шарлотту, кажется, вообще не замечают. Она страдает от одиночества, и изли-вает душу в этой «исповеди», но ее слова остаются незамеченными.Епиходов продолжает петь а Дуняша, начинает с ним спор. И даже презрительное замечание Шарлотты не при-влекает к себе внимания окружающих.

Епиходов (играет на гитаре и поет). «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги...» Как приятно играть на мандолине!
Шарлотта. Ужасно поют эти люди... фуй! Как шакалы……………
Епиходов... За границей всё давно уж в полной комплекции.
Яша. Само собой.
Епиходов. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собст-венно говоря, но, тем не менее, я всегда ношу при себе револьвер. Вот он... (Показывает револьвер.)
Шарлотта. Кончила. Теперь пойду. (Надевает ружье.) Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины. Бррр! (Идет.) Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно... (Уходит не спеша.)

Кажется, что Шарлотта уже привыкла к тому, что на нее не обращают внимания, и спокойно, не пытаясь привлечь чьего-нибудь внимания, принимает тот факт, что ее не за-мечают.
Шарлотта изображена в переломный момент своей жизни, когда человеку хочется найти свое место в мире, найти близких, родственников и единомышленников, а у Шар-лотты их нет, что служит причиной глубоких душевных переживаний героини. Она пыта-ется найти друзей, или просто людей, которые смогли бы ее понять и поддержать. А не выдающихся философов-самоучек, которые своими высказываниями пытаются произве-сти впечатление на девушку. Эта сцена перекликается с самой первой, где Шарлотта по-является с собачкой. Больше ни у кого в доме нет животного, только у Шарлотты - собака, возможно, ее единственный друг. Этот факт только подчеркивает одиночество героини.
Далее следует сцена бала, единственное действие, где изображение Шарлотты приобретает живость и веселость, прежде всего в сцене демонстрации фокусов, развле-кающих гостей. Шарлотта здесь на время забывает о своих проблемах, она попадает в «стихию» своей роли, навязанной ей миропорядком, и занимается тем, что ей нравиться, тем что она прекрасно умеет делать.

Выходят в гостиную: в первой паре Пищик и Шарлотта Ивановна…

(думаю, стоит обратить внимание на то, что Шарлотта в комнату входит именно с Пищи-ком. Не будь этого персонажа в пьесе, Шарлотта осталась бы одна, и скорей всего появи-лась бы в зале когда соберутся все гости, в качестве циркачки, которую пригласили для развлечения)

Шарлотта (подает Пищику колоду карт). Вот вам колода карт, задумайте какую-нибудь одну карту.
Пищик. Задумал.
Шарлотта. Тасуйте теперь колоду. Очень хорошо. Дайте сюда, о мой милый госпо-дин Пищик. Ein, zwei, drei! Теперь поищите, она у вас в боковом кармане...
Пищик (достает из бокового кармана карту). Восьмерка пик, совершенно верно! (Удивляясь.) Вы подумайте!
Шарлотта (держит на ладони колоду карт, Трофимову). Говорите скорее, какая карта сверху?
Трофимов. Что ж? Ну, дама пик.
Шарлотта. Есть! (Пищику.) Ну? Какая карта сверху?
Пищик. Туз червовый.
Шарлотта. Есть!.. (Бьет по ладони, колода карт исчезает.) А какая сегодня хоро-шая погода!
Ей отвечает таинственный женский голос, точно из-под пола: «О да, погода велико-лепная, сударыня».
Вы такой хороший мой идеал...
Голос: «Вы, сударыня, мне тоже очень понравился».
Начальник станции (аплодирует). Госпожа чревовещательница, браво!

В данном эпизоде Шарлотта выполняет роль, отведенную ей в этом семействе – развлекает окружающих. Стремясь развлечь гостей, она в своей речи пародирует акцент, ?(СТИЛЬ!!!)? хотя в замечаниях для актеров Чехов отмечает: “Шарлотта говорит не на ломаном, а на чистом русском языке”.

Пищик (удивляясь). Вы подумайте! Очаровательнейшая Шарлотта Ивановна... я просто влюблен...
Шарлотта. Влюблен? (Пожав плечами.) Разве вы можете любить? Guter Mensch, aber schlechter Musikant.

В ее речи впервые появляется азарт, веселость, возможно наигранные, но все же чувствуется оживление. И во время этого оживления, она как бы «невзначай» отвергает признание Пищика, не воспринимая его в серьез. (Ни признание, ни человека) Как человек он ей не интересен, но все же он единственный, кто за постоянными шутками видит в Шарлоте человека. Он чуть ли не один во всем доме ее не игнорирует.

Шарлотта. Прошу внимания, еще один фокус. (Берет со стула плед.) Вот очень хороший плед, я желаю продавать... (Встряхивает.) Не желает ли кто покупать?
Пищик (удивляясь). Вы подумайте!
Шарлотта. Ein, zwei, drei! (Быстро поднимает опущенный плед.)
За пледом стоит Аня; она делает реверанс, бежит к матери, обнимает ее и убегает назад в залу при общем восторге.
Любовь Андреевна (аплодирует). Браво, браво!..
Шарлотта. Теперь еще! Ein, zwei, drei!
Поднимает плед; за пледом стоит Варя и кланяется.
Пищик (удивляясь). Вы подумайте!
Шарлотта. Конец! (Бросает плед на Пищика, делает реверанс и убегает в залу.)
Пищик (спешит за ней). Злодейка... какова? Какова? (Уходит.)

Это, пожалуй, первая сцена в пьесе, где Шарлотта оживает. В ее словах и движениях появляется резвость и веселость. И даже ремарку «делает реверанс и убегает в залу» можно противопоста-вить с другой: «Идет... Уходит не спеша.»…
И наконец, сцена отъезда, которой очень много внимания уделено в исследованиях Паперного² и Скафтымова".
Входит Лопахин. Шарлотта тихо напевает песенку. Гаев. Счастливая Шарлотта: поет! Шарлотта (берет узел, похожий на свернутого ребенка). Мой ребеночек, бай, бай...
Слышится плач ребенка: «Уа, уа!..» Замолчи, мой хороший, мой милый мальчик.
«Уа!.. уа!..» Мне тебя так жалко! (Бросает узел на место.) Так вы, пожалуйста, найдите мне ме-сто. Я не могу так.
Лопахин. Найдем, Шарлотта Ивановна, не беспокойтесь.
Гаев. Все нас бросают, Варя уходит... мы стали вдруг не нужны.
Шарлотта. В городе мне жить негде. Надо уходить... (Напевает.) Все равно...

Вот что пишет по поводу этой сцены Паперный:

Продажа вишневого сада для нее крах, она потеряла место, угол в доме, судьба совершила с ней очередное salto-mortale. И то, что она в четвертом действии «тихо напевает», конечно, никак не может говорить о том, что ей хорошо. И вся эта сцена построена на переходе слов и явлений в свою противоположность. Один из узлов отъезжающих превращается в «ребеночка», даже слышно, как он кричит: «Уа!.. Уа!..», а потом ребеночек снова становится узлом, и Шарлотта бросает его на прежнее место. Так и сама Шарлотта: то она пела, казалась «счастливой», то просит найти ей «место».

И Скафтымов:

В IV акте развертывается картина последних прощальных минут перед отъездом из проданной усадьбы. Бездомная одинокая жизнь Шарлотты теперь отягоща-ется новой и уже совершенной бесприютностью. Она теперь никому не нужна. В момент лирического прощального разговора Ани и Любови Андреевны Шарлотта появляется, «тихо напевает песенку». Гаев на это замечает: «Счастливая Шар-лотта: поет!». Шарлотта, действительно, не нарушает тона обычной для нее шутливой забавы, берет узел, похожий на свернутого ребенка, и дает сценку «чревовещания»: «мой ребеночек, бай, бай… (слышится плач ребенка: уа, уа!) и т.д. Потом бросает узел и говорит: «Так вы, пожалуйста, найдите мне место. Я не могу так…». И эта реплика сразу делает для зрителя прозрачным ее состояние одинокой молчаливой тревоги.

Как можно заметит оба литературоведа огромное внимания придают этому отрыв-ку, считая его ключевым в понимании характера героя. Они оба замечают, что Шарлотта поет. Но потому ли, что просто пытается казаться веселой. Если так, то возникает вопрос: Зачем? Она уже не останется гувернанткой у Раневских, как бы себя не вела. Тем более, на фоне общей грусти и уныния ее «веселость» может только раздражать. По моему мне-нию, Шарлотта погружена в свои размышления и не отдает отчета в том что поет.
А. Скафтымов замечает «Шарлотта, действительно, не нарушает тона обычной для нее шутливой забавы, берет узел, похожий на свернутого ребенка, и дает сценку «чре-вовещания»». Я попробую с ним не согласится, и так как я уже начала искать скрытый смысл во всех высказываниях Шарлотты, то, пожалуй, продолжу эту традицию.
Как уже было сказано ранее, Шарлотта изображена в переломный момент сво-ей жизни, когда рушится мир вокруг нее, и когда хочется найти близких и родных, иметь собственную семью. Возможно Шарлотта представляет сверток младенцем именно пото-му, что ее предшествующие размышления были связаны с домом, с семьей, с детьми…
Шарлотта в этой сцене - это глубоко несчастный человек. Ее ничего не держит в этом семействе… ее здесь не ценят, ей противен тон, в котором с ней общаются, но все же, за счет этой семьи она существовала долгое время, и сейчас ей некуда пойти. Поэтому она и просит «найти ей место».
Создается образ одинокой женщины, переживающей тяжелый период своей жизни, немного уставшей, умной, талантливой и гордой.
Станиславский, рассказывая актерам о роли Шарлотты просил их не замыкать-ся на словах, он хотел, чтобы актеры в первую очередь поняли саму героиню, и тогда уже играли ее. Думаю, что Станиславский хотел, чтобы актриса поняла, что за внешней ко-мичностью Шарлотты скрывается совсем другой, далеко не комичный образ.

Прежде всего живите образом, не трогая и не баналя слов роли. За-притесь и играйте, что в голову придёт. Представьте себе такую сцену: Пищик делает предложение Шарлотте, и она невеста... Как она будет себя вести. Или Шарлотту прогнали, и она опять поступила куда-то в цирк или кафешантан. Как она делает гимнастику, или как она поёт шансонетку. Причёсывайте себя на раз-ные манеры и ищите в себе самой то, что Вам напомнит о Шарлотте... Не за-будьте сыграть Шарлотту в драматический момент её жизни. Добейтесь, чтоб она искренно заплакала над собой.

Итак, как я попыталась рассказать в этой работе, Шарлотта – далеко не второсте-пенный персонаж пьесы, который служит только для создания фона комедии, и внесения в пьессу дополнительных комических эпизодов. Шарлотта – это самостоятельный персо-наж, живущей своей жизнью. Шарлотта добавляет в драму новый конфликт, конфликт внешней комичности с глубокими душевными переживаниями, который дополняет и без того многогранный общий конфликт в душе каждого из персонажей.
В лице Шарлотты, Чехов создает глубокий образ человека, раскрывает его характер, показывает его проблемы и знакомит с историей его жизни. (А ведь Шарлотта чуть ли не единственный персонаж, о прошлом которого рассказано в драме).

" Скафтымов А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М.: Ху-дожествен. литерат., 1972. С. 366.

² Паперный З. «Вопреки всем правилам…». Пьесы и водевили Чехова. М.: Ис-кусство, 1982. С.221-222.
* Поэтому реплика Гаева: «Счастливая Шарлотта: поет!» - ударяет по сердцу своей «наоборотностью». Гаевская фраза значит одно, но вызывает у зрителя совсем другое, иную, прямо противоположную реакцию. (полная цитата)

«Это лучшая роль, остальные мне не нравятся» - такую характеристику Шарлотты в пьесе «Вишневый сад» Чехова давал автор в своем письме. Чем же эта эпизодическая героиня была для Чехова столь важна? Нетрудно сказать.

По тексту пьесы Шарлотта не имеет никаких социальных маркеров: ни возраст, ни национальность, ни происхождение её не известны ни зрителю, ни ей самой: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет…»; «Кто мои родители, может, они и не венчались… не знаю». Она практически не включена в систему социальных связей, а также в ситуацию, обуславливающую главный конфликт - продажу имения. Точно так же не включена она ни в один умозрительный хронотоп пьесы - прошлого в усадьбе, настоящего на дачах, будущего в «новом прекрасном саду». Она находится вне пространства пьесы и одновременно параллельно ему. Положением аутсайдера обусловлены и две принципиально важных черты Шарлотты Ивановны в «Вишневом саде». - во-первых, абсолютное одиночество («Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет»), а во-вторых - абсолютная свобода. Присмотревшись, можно заметить, что действия Шарлотты не подчинены никаким внешним условиям, но лишь её собственным внутренним импульсам:

«Лопахин. Шарлотта Ивановна, покажите фокус!
Любовь Андреевна. Шарлотта, покажите фокус!
Шарлотта. Не надо. Я спать желаю. (Уходит)».

Важность образа Шарлотты в пьесе «Вишневый сад» заключается, во-первых, в её роли свободного стороннего наблюдателя с правом непредвзятого суждения (внезапные и алогичные на первый взгляд реплики Шарлотты, не относящиеся к непосредственному контексту) и неподчинения условностям. Во-вторых - в изображении человека, чьё поведение не определено средой - «эссенции» человеческой сути. И с этой точки зрения мы не можем недооценивать этот, на первый взгляд, эпизодический образ в пьесе.