Болезни Военный билет Призыв

Предложения с орфограммами ча ща. Диктанты с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями чу, щу чу, щу пиши с буквой у.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку (берутся в основном слова, где написание не расходится с произношением) с использованием правил написания слов с сочетанием ча, ща, чу, щу . При диктовке четко проговариваются все встретившиеся орфограммы, незнакомые учащимся.

Зрительные диктанты

  1. Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок.
  2. Туча, свеча, овчарка, чайник, пища, щавель, площадь, чаша, пищали, грачата, прощай.
  3. Щука, чулан, щурился, чулок, стучу, тащу, угощу, научу, полощу.

Слуховые диктанты

Чижи
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Гроза
Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. (16 слов)

Встреча
Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! (22 слов)

Обыкновенная роща
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Идет дождик
Тихо кругом. Под водой спят кувшинки. Только рыбы видят их красоту. Ива опустила веточки. Она грустит. Грустит и пес Чапа. (20 слов)

Объяснительные диктанты

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, живой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и , ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу ;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

  • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
  • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
  • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение ). Таблица словарных слов. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Слова учителя:

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка.

– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

III. Самоопределение к деятельности.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща , жи раф, ши шка, чу гун, щу ка, ча йник. Учащиеся произносят данные слова.

(Проблемная ситуация)

– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

– Запишите слова в три столбика.

– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

– Кто назовёт тему нашего урока?

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

– Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

– Звуки [ж ], [ш ] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч а], [рощ а]. (по вариантам)

– Какие в этих словах звуки [ч’] , [щ ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у ).

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

Упр. 1 с. 115.

Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

– Прочитайте.

– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу ?

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

Физминутка для глаз.

Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

Упр. 2 с. 116.

– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

– Выполните задание самостоятельно.

– Прочитайте сведения о языке.

– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

Упр. 3.

– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

– Напишите слова-названия предметов.

V. Физкультминутка.

Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте) .
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте) .
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками) .
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками) .
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту) .

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 4 (с.117).

– Прочитайте.

– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

Савелий: «Машина – это автомобиль»

– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.


– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

– Запишите составленное стихотворение.

– Сделайте самопроверку текста по шаблону.

Упр. 6 (с. 118).

– Прочитайте.

– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

4. Запись под диктовку.

У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

VII. Рефлексия.

Игра «Фотограф».

На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: ча сы, снежи нка, ши на, чу чело, щу пальце, ча шка, ща вель, чаща, площа дь . После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

– Подчеркните изученные орфограммы.

– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

– А кому нужно ещё потренироваться?

VIII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!

– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

§ 1 Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова в безударной позиции

Сегодня в уроке поговорим о нескольких орфограммах русского языка. Вспомним, что орфограммой называется правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Т.е., если мы выбираем букву - значит, встретились с орфограммой. Вы можете возразить, что же тут выбирать?! Всем известны правила: ЖИ -ШИ пиши с буквой И; ЧА -ЩА пиши с буквой А. Оказывается, и здесь есть над чем задуматься.

Например: шипы, горошина, тишина, ужин, ошибаться.

В этих словах, как и во многих других нельзя утверждать, что после Ж и Ш пишется И. Потому что здесь ЖИ-ШИ не под ударением!

Мало знать, что нужно писать И, а не Ы! Нужно ещё доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: ШИПЫ, а не ШЕПЫ; ГОРОШИНА, а не ГОРОШЕНА; УЖИН, а не УЖЕН!

Иногда это можно доказать, используя правило проверки безударного гласного в корне слова, изменив форму слова так, чтобы этот звук попал под ударение, например:

ШИПЫ - ШИП

Или можно подобрать родственное слово, чтобы безударный звук попал под ударение, например:

ОШИБАТЬСЯ - ОШИБКА

А в некоторых случаях - надо обратиться к словарю «Пиши правильно», например:

гороШИна, тиШИна, уЖИн

Рассмотрим другие слова:

ч(а, е, и)стица, ч(а, е, и)инка, щ(а, е, и)дить, щ(а, е, и)вель

В правописании безударного гласного в этих словах легко ошибиться, так как надо выбрать одну из трех букв. Применяем правило проверки безударного гласного:

ч[и]стица - часть, ч[и]инка - чай, щ[и]дить - пощада.

На месте звука [и], который мы, как правило, произносим в данных словах, необходимо писать букву А.

Написание слова щ[и]вель надо проверить по словарю «Пиши правильно». Щ[и]вель пишется с буквой А, и следует обратить внимание на правильное произношение этого слова, с ударением на второй слог: щаВЕЛЬ.

Написание каких сочетаний проверялось? Проверялось написание сочетаний ЧА-ЩА.

Итак, если сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова находятся в безударной позиции, то мы не можем однозначно сказать, что пишется буква И или А, надо применить правило проверки безударного гласного или проверить по словарю «Пиши правильно».

§ 2 Правописание ЧУ-ЩУ в корне слова в безударной позиции

Рассмотрим слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ: чужой, испорчу, чумазый, чищу, в рощу, щурёнок. Сочетания ЧУ-ЩУ в этих словах находятся в безударном положении, но не требуют проверки. Почему?

Звук [у] даже в безударной позиции нельзя спутать с другими звуками! Звук [у] ВСЕГДА хорошо различим! Поэтому там, где звук [у], нельзя ошибиться в написании.

Следовательно, написание сочетаний ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА в безударной позиции надо проверять. Сочетания ЧУ-ЩУ пишутся с буквой У независимо от ударной и безударной позиции.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  3. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/ Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

(А. Пушкин)

Горные вершины

Спят во тьме ночной.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Бальмонт)

ЗАГАДКИ

1. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь… (тишина).

2. Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

3. Я захожу во все заливы,

Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)

ЧАСЫ

В доме поломались часы. Раньше они били каждый час. А теперь молчат. Мама отнесла их часовщику. Он заменил пружину. Теперь снова весело стучат колёсики и бегут стрелки.

28 слов.

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зимняя стужа. Крыши домов побелил иней. Лужи покрылись льдом. Солнце закрыла тёмная снежная туча. Вот падают на землю первые снежинки. Скоро земля покроется пушистым ковром. Затрещат сильные морозы. Засвищут вьюги. Закружит метель. Всё живое будет прятаться в тепло.

41 слово.

ЖАРКИЙ ДЕНЬ

День был летний и душный. Синева неба по краям сгущалась. Глаза принимали её за грозовую тучу. К вечеру зной уменьшился. Повеял свежий ветерок. Мы отправились в берёзовую рощу. Там всё дышит прохладой. Журчание маленького ручейка обещает нам хороший отдых.

41 слово.

НАШИ ДРУЗЬЯ

Природа служит людям. Животные — наши меньшие братья. С ними надо дружить. Человек должен защищать зверей и птиц. Ведь они тоже защищают нас. Синицы спасают наши сады от червяков. А стрижи за лето могут уничтожить огромное количество комаров и мошек.

41 слово.

ЧИЖИ

Зимой у меня жили два чижика. К весне чижи заскучали, затужили и замолчали. Взял я клетку и пошёл в берёзовую рощу. Я зашёл в чащу и открыл дверцу. Птички исчезли в вершинах деревьев. Больше я их не увижу. Но я не грущу. Мои чижи весну встречают.

47 слов.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнугь слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, ту.

1. В поле хозяйничает ветер. 2. Я тщательно вытер доску. 3. Скрипка звучала очень нежно. 4. Мы услышали чудесную мелодию. 5. Лучи солнца проникают в лесную чащу. 6. Завтра нужно сходить к врачу. 7. В мае расцветают ландыши. 8. Воздух дышит прохладой. 9. Завтра я навещу больную бабушку. 10. Я принёс из магазина свежий хлеб.

ПОСЛОВИЦЫ

1. Доброе молчанье лучше ворчанья. 2. Хочешь есть калачи — не лежи на печи. 3. Держи ухо востро. 4. И лютого зверя укрощают терпением и любовью. 5. Душу и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи. 6. Свой обычай в чужой дом не носи. 7. Чужие грехи перед очами, а свои за плечами. 8. Горьким лечат, а сладким портят.

64 слова.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

28 слов.

I. Шиповник, кувшин, житель, этажи, снежинки, жираф, пушистый, свежий, душистый, скажи, суши, лежи, дружить, шипеть.

II. Случай, внучата, встреча, чайка, часовщик, замечательный, площадь, пища, случайный, мчаться, угощать, трещать.

III. Чугун, щука, щупальцы, в рощу, чудеса, чулки, угощу, верчу, кручу, стучу, возвращу, щурюсь, грущу.

НА РЕКЕ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

28 слов.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

30 слов.

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком — торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

ЗАГАДКИ

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру — лучше,

Я бы строить дом пошёл —

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

Задания

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.