Болезни Военный билет Призыв

Правление всеволода ярославича кратко. Записи о погребении Всеволода. Благоверный князь Всеволод Псковский

Слабость с обеих сторон - такова, как известно, особенность всех ссор.

Ф. Вольтер

Если попытаться в нескольких словах описать то состояние, в котором находилась Русь во время, когда ею управлял князь Всеволод, то его можно характеризовать, как одну большую междоусобную войну. В летописях сохранилось описание киевского князя, по которым он характеризовался, как человек благородный, но слабый характером.

Начало правления

В первый год своего правления, 1077 год, князь Всеволод решал проблемы дележа власти между собой, своими детьми и детьми Изяслава. Всеслав правил в Киеве. Старшего сына Изяслава, Святополка, отправили княжить в Новгород. Другому суну Изяслава Ярославича, Ярополку,в правление был оставлен город Владимир-Волынский. Своему же сыну, Владимиру Мономаху, князь Всеволод отдал Чернигов.

Первым выступил против Всеволода, князь Тмутараканский Роман Святославич, который объявил о своих правах на престол. Роман, вместе со своим братом Олегом, собрал крупное войско, которое состояло не только из славян, но и из наемных половцев, и двинулся на Киев. В результате Великий князь вступил в тайные переговоры с половцами, по результатам которых был подписан мирный договор. Половецкие наемники захватили Романа и Олега и двинулись с ними на север. В ходе похода Роман был убит. Олег доставлен на остров Родос. Летописцы говорят о том, что целых два года пробыл там Олег и только потом смог вернуться в Тмутаракань и вернуть себе престол.

Усугубление ситуации в стране

Продолжилось правление новой междоусобной войной, которую начали Ростиславичи. В 1084 году они воспользовались тем, что правителя не было в городе, а в самом городе справляли праздник Пасхи, они собрали войско и захватили Владимир-Волынский. Князь Всеволод пришел в ярость, узнав об этом. Он приказал своему сыну Владимиру собрать войско и силой вернуть город законному владельцу. Черниговский князь волю отца выполнил: захватил город и жестоко наказал захватчиков.

Следующую войну развязал уже сам Ярополк. Под влиянием своих советников он пошел войной на Всеволода, который вновь приказал своему сыну Владимиру собирать войско и идти на мятежника. Встретившись с войском Владимира Мономаха, Ярополк не отважился вступить с ним в битву, испугался и бежал, оставив свою дружину. По данным летописцев отправился Ярополк в Польшу с тем, чтобы просить там помощи у польского короля. Этот план не удался. Уважая правление киевского князя, польский король отказал Ярополку, и войско не дал. Так князь Владимира Волынска вынужден был вернуться в Киевскую Русь в 1087 году и просить прощения у своего дяди. Князь Всеволод поверил своему племяннику и вернул ему в правление город Владимир-Волынский. Правление Ярополка было не долгим. Всего через несколько дней после возвращения князя в город, он был убит своим же собственным слугой. Причины этого убийства летописцы не раскрывают.

На этом междоусобные войны прекратились, но обрушилась на Русь новая беда. Страшная жара привела к тому, что по все стране полыхали пожары. Сгорали поля. Начался страшный голод. Зимой 1092 года только в одном Киеве за три зимних месяца погибло от гола и болезней более 7000 человек. Усугублялось положение постоянными набегами половцев, которые грабили и сжигали русские деревни.

Князь Всеволод ослаб телом от бед, свалившихся на страну. В 1093 году, предчувствуя скорую смерть, он вызвал из Чернигова своего старшего сына Владимира Мономаха, у которого на руках и умер.

), во святом крещении Гавриил , святой благоверный князь.

Князь Всеволод был доблестным воином,. победоносно ходил на ямь (в ) и на чудь , но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

При осаде Пскова Стефаном Баторием в году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы Божией Матери святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова.

22 апреля года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный храм собора.

Он имел сыновей Ивана, Мстислава и Владимира, и дочь Верхуславу, выданную в 1137 г. за одного из польских князей.

Тропарь, глас 4

Из млада явился еси богомудре княже Гаврииле, божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан: веру непорочну соблюд, и многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей Троице молися, державы росския начальником сохраненым быти, и всем нам спастися .

Кондак, глас 8

Многомудренно преселився во град Псков блаженне княже Гаврииле, плод благий Богови в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми, и якоже Давид незлобием: того ради получил еси жизнь вечную на небесех. Всегда зря Святую Троицу, моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему .

Тропарь (Обретение мощей)

Наста днесь всечестный новый праздник,обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, веселящи изрядно всех благочестивых множества, темже, вси вернии, сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием: блаженне княже Гаврииле, имея дерзновение ко Христу Богу, моли спастися празднующим любовию память твою.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Источник информации: "Правители России" Валентина Валькова, Ольга Валькова с. 38-40

Отец - Ярослав I Владимирович, Великий князь Киевский.

Мать - жена Ярослава, Шведская принцесса Ингигерда, в крещении Ирина.

Всеволод - младший и любимый сын князя Ярослава родился в 1030 году.

В 1055 году отец отправил его княжить в Переяславле. Почти с самого начала своего правления он столкнулся с набегами половцев и сумел заключить мир с их князем, которого звали Болушь. Этот мир продлился недолго, и уже зимой 1061 года войска Всеволода были разбиты половцами, благополучно бежавшими с награбленной добычей.

Поддерживал старшего брата Изяслава, ставшего по завещанию отца Великим князем Киевским. Однако в 1073 году поддался на уговоры другого своего брата, Святослава, помог ему завоевать великокняжеский престол и выгнать Изяслава из Киева.

После неожиданной смерти Святослава в самом конце 1076 года начал было править в Киеве, но по возвращении из ссылки старшего брата Изяслава в 1077 году добровольно уступил ему великокняжеский стол.

После трагической смерти Изяслава в одном из междоусобных сражений (в 1078 году) стал Великим князем Киевским.

Почти все годы правления Всеволода были омрачнены междоусобными войнами между различными представителями княжеских семейств. У Всеволода не было достаточно авторитета, силы или желания для того, чтобы их прекратить, хотя он делал подобные попытки.

Положение усугублялось постоянными набегами половцев, грабивших по обоим берегам Днепра, даже взявших несколько городов (Песочен на реке Супое, Переволок около устья Ворсклы) и нигде не встречавших отпора.

Кроме того, в 1092 году на страну обрушилась страшная засуха, вызвавшая многочисленные пожары, голод и болезни. По словам летописца, только в Киеве начиная с 14 ноября 1092 года и по 1 февраля 1093 года умерло 7 000 человек. (См.: Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 58.)

В последние годы жизни Всеволод все меньше внимания уделял делам правления. Он отослал от себя многих старых советников и доверился молодым фаворитам; нарушил старую традицию, перестав собственноручно вершить суд на княжеском дворе в присутствии вельмож и народа. В отсутствие сильной центральной власти удельные князья, княжеские наместники и прочие чиновники грабили простой народ не меньше половцев.

Судя по летописи, Всеволод был добрым и справедливым человеком. О нем писали, что он управлял Киевом "как государь, имеющий в себе все добродетели, как-то: человеколюбие, разум, кротость, ласковость и милость", но при этом замечали, что князь, "претерпевая беспрестанные беспокойства от половцев, от поляков и от несогласия собственных удельных князей, был несчастлив". (Исторический словарьроссийских государей, князей, царей, императоров и императриц. 1793. Репринтное воспроизведение. М., 1990. С. 55.)

Однако, несмотря на все эти прекрасные качества, правителем он был малоспособным, как писал Н. М. Карамзин, "христианин набожный, человеколюбивый, трезвый и целомудренный от самой юности; одним словом, достохвальный между частными людьми, но слабый и следственно порочный на степени государей". (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 59.)

Всеволод умер в 1093 году, завещав Киевское княжество своему сыну Владимиру Мономаху. Похоронен вместе с отцом, князем Ярославом, в киевской церкви Св. Софии.

Жена: Византийская царевна Анна, дочь императора Константина Мономаха.

КНЯЗЬ ВСЕВОЛОД ЯРОСЛАВИЧ

(1078 - 1093 гг.)

Всеволод был третьим по старшинству сыном Ярослава Мудрого. Родился он в 1029 году, а после смерти отца, последовавшей в 1054 году, получил в удел Переяславль, Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье. После второго изгнания Изяслава и вокняжения в Киеве Святослава, Всеволод перебрался в Чернигов, значительно расширив свои владения. (О событиях тех лет я рассказал в статьях «Князь Изяслав» и «Князь Святослав Ярославич» , размещенных на этом сайте). После гибели великого князя Изяслава в битве с племянниками, Всеволод Ярославич занял киевский стол, посадив в Чернигове своего сына Владимира Мономаха, а в Смоленске и в Владимире (Волынском) своих племянников Святополка и Ярополка Изяславичей. Сыновья Святослава Ярославича сочли себя обделенными.Чего, впрочем, следовало ожидать. Конечно, Изяслав, согнанный с киевского стола братом Святославом вправе был отыграться на его сыновьях, но у Всеволода, активного участника государственного переворота, такого права не было. Правда, он мог поставить в вину Олегу Святославичу поход на Чернигов, который стал роковым для Изяслава, но сам-то Всеволод от смерти брата только выиграл. Тем не менее, Всеволод повторил ошибку брата, что аукнулось для Руси новой бедой.

В этот раз поход на Чернигов возглавил старший из сыновей Святослава князь Роман Тьмутараканский. Черниговский удел был завещан Ярославом отцу Романа и Олега, так что претензии последних были вполне обоснованы. Роман вел за собой рать из хазар, половцев, ясов и касогов. О половцах я уже подробно писал в статье «Князь Изяслав», а потому не буду здесь повторяться. Что касается хазар-иудеев, то они составляли значительную часть населения Тьмутаракани еще со времен Хазарского каганата. К слову, речь идет именно о населении, исповедующем иудаизм, а отнюдь не о евреях. И хотя население Тьмутаракани было этнически разнородно, господствующим там был русский язык. (Читайте статьи «Хазарский каганат» и «Русский каганат» ). И Тьмутаракань, и донские земли, и приазовские, и прикубанские земли являлись со времен Святослава Владимировича частью Варяго-русской империи и входили в Черниговский удел, о котором вели спор сыновья Святослава Ярославича с дядькой Всеволодом и его сыном Владимиром Мономахом. Отпадение этих земель от единого прежде государства свершилось как раз в результате политики Киевских князей и смены религии. С Варяго-русской империей после принятия христианства произошло приблизительно то, что случилось с Хазарским каганатом после реформы Обадии, когда верхушка каганата приняла иудаизм. Таким образом не только амбиции князей, но и религиозные противоречия были причиной захлестнувших Русь усобиц. Нельзя сбрасывать со счетов и межплеменные противоречия, которые давали знать о себе еще и в тринадцатом веке, когда сиверцы, населявшие Рязань, враждовали с кривичами, составлявшими население Владимира. Причем сиверцы были потомками тех самых русов, которые создали Русский каганат и вошли в состав Варяго-русской империи только после того, как их государство было разгромлено венграми во времена Вещего Олега. С того времени до начала правления Всеволода не прошло еще и ста лет, так что прежние различия и разногласия еще были свежи в памяти донской знати. Половцы же, вытесненные из Сибири тюрками, еще не успели освоиться на Дону, но, видимо, не чувствовали себя чужими среди родственных им по обычаям и языку народов Южной Руси. А поскольку половцы придерживались древней ведической религии, которая господствовала в Подонье и Приазовье, то их участие в межрелигиозных столкновениях вряд ли кого-то должно удивлять. К слову, половцев использовали в своих целях не только Святославичи, но и Всеволодовичи, в частности Владимир Мономах. Правда, в последнем случае половцы являлись простыми наемниками. Трудно сказать, были ли Святославичи последовательными христианами, но то, что в Тьмутаракани их, кроме иудеев-хазар, окружали еще и приазовские и донские язычники, сомневаться не приходится. Что касается Всеволода, женатого на византийской принцессе, и его сыновей, в первую очередь Владимира Монамаха, то в их приверженности христианству константинопольского толка сомневаться не приходится. Надо полагать, у Всеволода и у Владимира Монамаха были крепкие в том числе и родственные связи в Византии. Более того, по мнению Льва Гумилева, именно Всеволод возглавлял провизантийскую партию на Руси, а потому его восшествие на великий стол было встречено в Константинополе, переживающем нелегкие времена, с чувством глубокого удовлетворения. Хазары-иудеи Тьмутаракани тоже тяготели к Византии и, надо полагать, были недовольны усилением языческой партии, на которую неизбежно должны были опираться Роман и Олег Святославичи. Именно поэтому поход 1079 года, грозивший Всеволоду, еще только осваивающемуся на великом столе, большими неприятностями, завершился совсем не так, как это виделось Святославичам.

Противостояние под Переяславлем не переросло в битву. Надо полагать, это обошлось Всеволоду в немалую сумму, но так или иначе, а половцы поворотили коней. Роман Святославич был предательски убит хазарами-иудеями на обратном пути, а его брат Олег был переправлен в Византию. Сделано это было конечно с согласия императора, который, возможно, рассчитывал создать из сына Святослава пугало для его дядьки Всеволода, если тот начнет проводить политику неугодную Константинополю. Этот переворот, приведший к власти в Тьмутаракани иудеев, судя по всему, не был бескровным и стоил жизни многим соратникам Святославичей. Не был он, конечно, сюрпризом и для Всеволода, который прислал в Тьмутаракань своего посадника боярина Ратибора.

Столь благополучный исход усобицы, грозивший новому великому князю крупными неприятностями, еще не означал, что отныне Всеволод Ярославич может спать спокойно. Тьмутаракань недолго оставалась без князей-изгоев; через год бежали туда из владимиро-волынских волостей сын самого младшего из Ярославичей, давно уже умершего, Давыд Игоревич, и сын Ростислава Владимировича (о судьбе которого читайте в статье «Князь Изяслав») Володарь. Они прогнали посадника Ратибора и сели в Тьмутаракани. Однако правили недолго. В Византии к власти пришел новый император Алексей Комнин, который отпустил на волю плененного Олега Святославича. Вряд ли император снабдил Олега войском, но у того, похоже, хватало в Тьмутаракани сторонников. Во всяком случае, князь Олег без труда отстранил от власти Давыда и Володаря и перебил хазар-иудеев, своих непримиримых противников. Что касается Давыда и Володаря, то им пришлось убираться из Тьмутаракани обратно на Волынь.

Приют Володарю и его родному брату Рюрику дал сидевший во Владимире-Волынском Ярополк Изяславич. Однако Ростиславичам жизнь на чужих хлебах не понравилась, и они «выбежали» из Владимира в 1084 году. «Выбежали», чтобы через короткое время вернуться, но уже с дружиной. Откуда у безземельных князей взялась дружина, летописец скромно умалчивает. На мой взгляд снабдить Ростиславичей деньгами и людьми могли два человека: Олег Святославич Тьмутараканский и старый союзник их отца Ростислава Владимировича князь Чародей - Всеслав Полоцкий.

Если верить нашим историкам, то все эти усобицы князей носят беспорядочный характер – один князь захотел удел и взял, другой ему позавидовал и развязал усобицу. Этакое хаотичное перемещение жадных до власти и наживы князей по бескрайним просторам Руси. Однако если попристальней всмотреться в события, происходящие в годы правления Ярославичей, то вырисовываются интересные закономерности. Христианскому Киеву противостоят на севере Полоцк, а на юге Тьмутаракань. И если в Полоцке бессменно правит Всеслав Чародей, то на юге князья меняются, тем не менее угроза, исходящая оттуда остается. Из чего несложно сделать вывод – несмотря на успехи христианства в центре империи, окраины остаются по сути языческими и антивизантийскими. Кратковременный успех хазар-иудеев в Тьмутаракани не в счет. Им даже поддержка князя Всеволода не помогла удержать лидерство ни в городе, ни в округе. Более того, они расплатились жизнями за попытку союза с христианскими Киевом и Константинополем. В конце концов, князья не воюют в одиночку и для того, чтобы взять практически бескровно хорошо укрепленный город, надо, во-первых, иметь многочисленную и хорошо обученную дружину, а во-вторых, сторонников в этом городе, которые откроют вам ворота.

Всеволод послал против Ростиславичей сына своего Монамаха, который прогнал их из Владимира и вернул город Ярополку. Вот что пишет об этом событии Соловьев:

« В летописи об этом сказано так, как будто бы все сделалось вдруг; но из собственных слов Мономаха видно, что борьба с Ростиславичами кончилась нескоро, потому что он ходил к Изяславичам за Микулин, в нынешнюю Галицию и потом два раза ходил к Ярополку на Броды, весною и зимою.»

Давыду Игоревичу, союзнику Володаря по тьмутараканской авантюре повезло больше, чем Ростиславичам. Он ушел с дружиною в низовья Днепра и принялся грабить греческих купцов. Что, естественно, не могло не вызвать беспокойства в Киеве. Дабы прекратить грабежи Всеволод вынужден был дать речному разбойнику во владение волость на Волыни с городом Дорогобужем. Такая щедрость великого князя за счет его удела не понравилась все тому же Ярополку Изяславичу. Ярополк обиделся до такой степени, что стал собирать войско против Всеволода. Великий князь вновь отправляет на Волынь своего старшего сына, но теперь уже против недавнего союзника.

Ярополк бежит в Польшу, а расторопные Ростиславичи захватывают под шумок Червенские города, отданные в свое время князем Изяславом польскому королю Болеславу за помощь в борьбе против Святослава и того же Всеволода. Похоже, Ярополк подобно своему отцу Изяславу был главой папистской партии и именно этим было вызвано решение Всеволода разместить у него под боком беспокойного князя Давыда Игоревича. Да и захват Ростиславичами Червенских городов вряд ли произошел без ведома великого князя и помощи Владимира Монамаха. Всеволод таким образом умудрился убить разом трех зайцев: во-первых, приструнить расшалившихся западников, во-вторых, вернуть Червенские города, в-третьих, пристроить беспокойных Ростиславичей. Через год Всеволод прощает беглого Ярополка, который вновь возвращается во Владимир, дабы служить противовесом окрепшим Ростиславичам, старший из которых, Рюрик, уже прочно сидит в Перемышле.

Однако Ярополк не оправдал надежд великого князя. Судя по всему, его сжигала обида на неблагодарных Растиславичей. Он вознамерился прибрать к рукам Звенигород, но был убит на пути к нему одним из своих дружинником с подходящим именем Нерадец. Тот зарубил саблей лежащего на возу князя, после чего бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу. Прямых доказательств вины Ростиславичей в убийстве Ярополка не было, тем не менее, Всеволод в 1084 году лично возглавляет поход против них. Поход закончился,судя по всему, ничем, поскольку Ростиславичи сохранили за собой, захваченные с бою волости.

Всеволоду, замирявшему Волынь, приходилось все время оглядываться, то на Всеслава Полоцкого, то на Олега Тьмутараканского, которые тоже не сидели сложа руки. Бесчисленные усобицы разоряли селян и горожан. Зато большую силу взяли ближние к князю дружинники, на которых он под уклон годов все более перекладывал ношу государственных забот. Что вызывало законное раздражение бояр прежде всего киевских. Пожалуй, именно во времена Всеволода наметилось противостояние местного боярства, постоянно проживавшего в своих городах, и дружинников, перемещавшихся вместе с князем. Вот что пишет по поводу обостряющихся социальных противоречий академик Рыбаков:

«Великокняжеская власть широко применяла право суда и сбора вир для непомерного обогащения. Многочисленная армия младших дружинников – «уных» - разъезжала по стране, собирая правые и неправые штрафы, обогащалась сама и разоряла народ. Великий князь Всеволод, пренебрегая советами «смысленных» знатных бояр, совещался с этими «уными», которые пополняли его казну… К внутренним противоречиям добавились внешние факторы: в 1092 году была страшная засуха, «так что земля выгорела и многие леса загорались сами собой и болота». Вспыхивали эпидемии то в Полоцкой земле, то в Киевской, где количество умерших исчислялось тысячами… В том же засушливом 1092 году «рать велика бяше от половець и отвсюду». Половцы штурмовали пограничную линию по Суле и захватили русские села как на левом, так и на правом берегу Днепра. В этой обстановке умер в 1093 году одряхлевший и больной князь Всеволод, последний из Ярославичей.» (Рождение Руси)

Неудачная политика отца, аукнулась его сыну. Киевское боярство предпочло видеть на великом столе не Мономаха, а сына Изяслава Святополка, княжившего в Смоленске.

Назад Вперед

годы правления: 1078-1093 )

  ВСЕВОЛОД ЯРОСЛАВИЧ (в крещении - Андрей) (1030-13.04.1093) - киевский князь в 1078-1093 гг.

Четвертый сын киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого. После смерти отца получил г. Переяслав-Южный, Ростов, Суздаль, Белоозеро и земли в Верхнем Поволжье. В 1055 г. Всеволод Ярославич воевал с торками, отразил нападение половцев, договорившись с ними о мире. В 1060 г. вместе с братьями Изяславом Киевским, Святославом Черниговским и полоцким князем Всеславом Брячиславичем нанес ощутимое поражение торкам, которые более не пытались угрожать Руси. Но уже в следующем году Всеволод потерпел поражение от половцев. В 1067 г. он участвовал в походе Ярославичей на князя полоцкого Всеслава Брячиславича, захватившего Новгород; союзники разорили Минск и разгромили Всеслава в сражении на Немиге, а затем обманом взяли его в плен. В сентябре 1068 г. Всеволод и его братья были разбиты половцами в сражении на р. Альта. Вместе с Изяславом Ярославичем он бежал в Киев, где стал свидетелем восстания горожан против Изяслава и утверждения на киевском столе освобожденного восставшими из темницы Всеслава Брячиславича. В 1069 г. Всеволод и Святослав выступали посредниками на переговорах киевлян с Изяславом.

Всеволод был одним из составителей "Правды Ярославичей". В 1072 г. участвовал в переносе мощей святых князей Бориса и Глеба в построенную в Вышгороде каменную церковь. Союз братьев был непрочным. Уже в марте 1073 г. Всеволод помог Святославу выгнать Изяслава из Киева. Вместе со Святославом Всеволод помогал польскому королю Болеславу в его борьбе против чехов. В январе 1077 г., после смерти Святослава, Всеволод занял Киев, но уже в июле этого года уступил стольный город Изяславу Ярославичу, опиравшемуся на поддержку поляков, а себе взял Чернигов. В 1078 г. он был изгнан из Чернигова сыном Святослава Олегом и племянником Борисом Вячеславичем. Всеволод обратился за помощью к Изяславу. В битве на Нежатиной Ниве Олег и Борис потерпели поражение, а Всеволод не только возвратил Чернигов, но и приобрел Киев, так как в этой же битве пал Изяслав. Став киевским князем, Всеволод, отдал Чернигов своему сыну Владимиру Мономаху. Княжение его не было спокойным. Дети и внуки его умерших братьев Владимира, Святослава и Игоря Ярославичей были лишены им владений и постоянно воевали с ним, требуя возвращения наследственных уделов. В 1079 г. Всеволод Ярославич отразил нашествие половцев, которыми руководили Олег и Роман Святославичи. Хитрый киевский князь подкупил кочевников, и они изменили братьям, причем Роман был убит. В том же году Всеволоду удалось присоединить к своим владениям Тмутаракань - убежище князей-изгнанников, но уже в 1081 г. молодые князья Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич вновь заняли эту отдаленную область. В эти годы помощником стареющего Всеволода стал его старший сын Владимир Мономах. У Всеволода Ярославича также было две дочери: Янка (Анна) Всеволодовна и Евпраксия Всеволодовна оставившие свой след в истории Европы. Всеволод Ярославич был весьма образованным человеком, знал пять языков. В старости он предпочитал советоваться с молодыми дружинниками, пренебрегая советами более опытных бояр. Любимцы Всеволода, получив важные должности, начали творить злоупотребления, о которых больной князь ничего не знал, но которые вызывали недовольство им среди киевлян.