Болезни Военный билет Призыв

Практическая риторика. Тезис и аргументы

Конкретизируйте (расширьте) фразу.

Образец. По двору ходил петух. - По вытоптанному и засы­панному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плет­нем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.

1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздуш­ный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.

7. Прочитайте слова в кавычках по правилам их произнесения в устной речи. Используйте сочетания так называемый, так сказать, в кавычках либо особую ироническую интонацию.

1. Сегодня «герои нашего времени» работают в банках и крими­нальных структурах. 2. Скоро появились милиционеры с дубинка­ми - основные «борцы за демократию» в наше время. 3. Жулики работали под «крышей» областной администрации.

8. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.

Образец: здесь целесообразно пояснить - здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заклю­чению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сде­лать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интел­лектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интен­сифицировать работу в этом направлении.

9. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению спе­циалистов... 3. Считается целесообразным... 4. Вследствие этого... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесения сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение ново­го материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из которых соот­ветствовало бы признаку разговорности, а второе - не соответствовало.

10. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на не­сколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух.

I. В принципе имеется несколько важных причин, объясняю­щих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из: специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

II.Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...».

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.

Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:

Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сто­рон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в соб­ственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!

И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:

Если кто имеет вопросы, прошу задавать!

В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.

Вы имеете, товарищ? - ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.

Имею, - ответил Чуфыркин и облокотился на спинку пе­реднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. - Ты из меня всю кровь выпил.

Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.

Сижу - и не понимаю, жив я или уже помер, - объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.

Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? - оратор обидчиво скривил рот и побледнел.

В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, - объяс­нил Чуфыркин.

Я не понимаю, - заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. - Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?

Имею, - подтвердил Чуфыркин, - объясните «резюми­рую».

То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?

Что означает, объясни!

Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резю­мирую»?

Совершенно непонятно, - вдруг крикнул чей-то измучен­ный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.

Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это, видите ли, товарищ, слово иностранное...

Что обозначает? - повторил Чуфыркин.

Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. - Понима­ете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выво­ды, так сказать... Одним словом, понимаете?..

Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объяс­ните, - продолжал Чуфыркин настойчиво.

И кто такой камер-лакей? В какой камере? Председатель взвился, начал звонить. - Не сразу, товарищи, прошу по очереди!

-«Аккредитовать» не понимаю!

Ну, что значит аккредитовать? - растерялся оратор. - Ну, значит, послать к нам своих послов

Так и говори!! - раздраженно забасил кто-то на галерее.

-«Интервенцию» даешь! - отозвались задние ряды. Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:

И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать использовать!

Здорово! - отозвался зал. - Вот так припаял! Шкраб, он умеет!

В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председа­тель оглушительно прозвонил и выкрикнул:

Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?

Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.

Что не учел оратор?

Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?

Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступления?

Что такое шкраб?

Отредактируйте выступление докладчика с соблюдением правил под­готовки устного выступления.

12. Проделайте работу по комплексной орализации текстов. Прочи­тайте тексты и упростите их, подготовив для устного выступления. Из­мените их в соответствии с требованиями к устному выступлению - сделайте фразы более простыми, замените сложные и книжные слова на разговорные, уберите длинноты, опустите ненужные детали и подроб­ности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.

Образец. В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собрав­шая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки - сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодо­рожного района) - прибор для восстановления кинескопов.

Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творче­ства детей и юношества «Раду­га» прошла областная научно-техническая выставка, собрав­шая представителей двенадца­ти сельских и городких райо­нов Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села
Было представлено около 150 экспонатов На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами
Особенно отличился Михаил Калган, который занимается на Аннинской станции юных тех­ников, он сконструировал ма­ленькую стиральную машину Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калган из Анны сконструировал маленькую стиральную машину
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска пред­ставили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурли­новки - сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) - прибор для вос­становления кинескопов Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства - зарядное устройство и генератор сетевых им­пульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воро­нежа - прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талант­ливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями

I. Наши хирурги смогут резать без крови. На Пермском заводе имени Дзержинского начинается серийный выпуск уникального электроскальпеля. По свидетельству специалистов, этот своеоб­разный инструмент не имеет аналогов в России. Особенность элек­троскальпеля в том, что он позволяет проводить бескровные опе­рации. Система «заваривания» сосудов токами высокой частоты работает в автоматическом режиме с учетом плотности тканей внутренних органов. Клинические испытания электронного по­мощника показали его полную надежность при проведении самых сложных операций.

(Из газет)

II. Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма.

НАСА (Национальное агентство по астронавтике и аэронав­тике США) совместно с компанией «Локхид Мартин» ведет раз­работку пассажирского космического лайнера многократного ис­пользования «Венчур стар», который позволит радикально сни­зить стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки и людей. Тогда можно будет организовать полеты в космос для богатых туристов. Первый полет корабля многоразового использования намечен на 2003 год.

Компания «Спейс эдвенчурс» предлагает программу «Шаги в! космос». Программа будет стоить 95 тысяч долларов и включать суборбитальный полет в течение не менее 45 минут. Компания «Зигрем спейс вояджиз» разрабатывает систему «Спейс круи-зер», напоминающую роскошный самолет, рассчитанный на шестерых пассажиров. На его борту они смогут подняться на вы­соту более 100 км и провести 2,5 минуты в невесомости. Частная компания «Сивилиен остренот» предлагает более дешевый вари­ант космического полета - всего за 3,5 тысячи долларов. В космос смогут подняться пилот и шесть пассажиров.

Американский эксперт по космическим полетам Патрик Кол­линз считает, что становление рынка космического туризма воз­можно в ближайшее время. Объемы рынка прогнозируются аме­риканцами примерно в миллион туристов ежегодно. "

(Из газет)

III. Ум есть - силы не надо.

Обнаружен скелет неандертальца, жившего 300000 лет назад. Его рост значительно выше, чем было принято считать раньше, - 177 сантиметров. Вес тоже приличный - около 100 килограм­мов. Такой скелет предполагает внушительную мышечную массу. У многих сородичей рост еще больше - как у баскетболистов, достигает 2 метров. Ученые считают, что продолжительность жиз­ни неандертальца составляла не менее 50 лет. По прежней теории, они жили значительно меньше. Их мозг лишь на 7 % отличался от нашего. Неандертальцы были не так примитивны, как принято думать. Они хоронили предков, оберегали могилы.

Почему же худосочные кроманьонцы превзошли мощных не­андертальцев и дали начало человеческой цивилизации? Прокля­тьем неандертальцев стала их физическая мощь. Кроманьонцы же от безысходности выкручивались, помогали друг другу, искали более сложные формы социальной организации, развивали речь и прочие средства коммуникации. Верзилы-неандертальцы жили по индивидуальным законам - и проиграли. Тщедушные крома­ньонцы строили общество - и выиграли.

(Из газет)

13. Выполните упражнения по отработке выразительности речи.

I. Произнесите фразу Это стоит пять рублей с интонацией, показывающей, что это огромные деньги, а затем фразу Это стоит 1000 долларов с интонацией, как будто это стоит три рубля.

II. Произнесите фразы с разными интонациями (по О.А.Баевой).

1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доб­рожелательность, равнодушие, гнев, восторг.) 2. Умница! Моло­дец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4. Спасибо, как это вы догадались! (Искренность, восхищение, гнев.) 5. Ничем не могу вам помочь! (Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы.) 6. Вы поняли меня? (Добро­желательность, учтивость, официальность, угроза.) 7.-До встречи! (Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, без­различие.) 8. Это я! (Радость, торжество, виноватость, угроза, за­думчивость, таинственность.) 9. Я не могу здесь оставаться (сожа­ление, значительность, обида, неуверенность, решительность.)

III. Прочитайте каждое предложение быстро , а затем, отделяя однородные члены предложения выразительными паузами. Как влияют паузы на выразительность текста? Какой смысл подчеркивают паузы?

1. В нашей истории было много замечательных полководцев: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жу-_ ков... 2. Как медленно тянулись эти месяцы ожидания возвраще­ния домой: март, апрель, май, июнь и, наконец - июль! 3. Все-таки как богата Россия на талантливых артистов! Ведь именно на русской сцене зрители могли видеть Комиссаржевскую, Качало­ва, Раневскую, Яншина, Ефремова, Евстигнеева, Леонова...

IV. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации (по О.А.Баевой).

1. Рад вас видеть. 2. Спасибо за работу. 3. Я в восторге. 4. Спаси­бо, мне было приятно ваше внимание. 5. Приятно было с вами поговорить. 6. Спасибо за комплимент. 7. Очень вам признателен. 8. С удовольствием. 9. Мне это очень нравится.


V. Прочтите с заданной интонацией.

1. Прочтите эту фразу как серьезный жизненный совет и как ироническую шутку. Как правильнее?

Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

(А. С. Пушкин)

2. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы:

Вы делитесь с собеседником радостью;

Вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил;

Вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, кото­рый о вас заботится;

Вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел сво­ими просьбами;

Вы возмущены, говорите об этом с гневом - вы ему запре­тили звонить по этому вопросу, а он опять звонил;

Вы сообщаете об этом с тревогой - вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий;

Вы демонстрируете собеседнику свое безразличие к собесед­нику - его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.

3. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вложенный в них писателями. Следуйте комментариям писателей.

1. «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел...» - сказал он мне простым, кающимся голосом (Л.Тол­стой). 2. «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» - сказала она тихо, но решительно (Л.Чарская). 3. «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» - кри­чала или даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как вет­ряная мельница своими крыльями (Ш.Перро). 4. «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» - сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень с души упал (В.Дра­гунский). 5. «Ну, я вижу - с тобой каши не сваришь!..» - с сожа­лением протянул Мишка (В.Драгунский).

4. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так,как вы хотите. Следуйте заданиям (по Л.А.Введенской).

Перестаньте

Выразите тревогу

Выразите обиду

Произнесите как выражение кокетства Вы раздражены Вы притворяетесь Вы требуете категорично Вам это все надоело

Бабушка приехала

Сообщите факт

Сообщите важную новость

Удивите собеседника этой но­востью

Порадуйте новостью собесед­ника

Огорчите собеседника

Вызовите у собеседника за­висть

Продемонстрируйте свое раз­дражение.

Мы пойдем в зоопарк

Вопрос-просьба

Радостно сообщаете новость друзьям

Вопрос-уточнение (идем в зоопарк или в кино, в парк на аттракционы)

Предложение младшему бра­ту или сестренке

Неудовлетворенность

Решимость

Предупреждение

Упрямство

Оставьте их

Снисходительность

Предупредительность

Безразличие

Снег пошел

Вопрос-удивление

Восхищение и радость

Огорчение от смены погоды

Грусть (вы не любите зимний холод)

Безразличие

VI. Анафора - довольно сильный риторический прием, который эф­фективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональных выступлениях всех типов.

1. Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафори­ческому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст- аргументация.

Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку. - Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека. Мы все любим ходить ё театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством. Мы все любим слушать музыку, которая нам нравит­ся, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захо­чется.

Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, театры на гране закрытия, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отве­чает только самым невзыскательным вкусам.

Нам необходим телевизионный и радиоканал «Культура», кото­рый дал бы нам возможность приобщиться к лучшим образцам кино, театра и музыки.

1. Я понимаю ваши сомнения, возражения, все недостатки предлагаемого мной метода, но это все-таки лучше, чем то, что мы
имеем до сих пор. 2. Мы все нуждаемся в спокойствии, в благополучии, в уверенности в завтрашнем дне. 3. Мешают нам наша безответственность, недисциплинированность, неуважение друг к другу. 4. Нам нужно изучить прошлый опыт нашей страны, опыт других стран, которые прошли через реформы, подобные нашим, а также возможные последствия реформ для нашей страны. 5. Всем нам хочется жить в нормальных условиях, полноценно питаться, нормально отдыхать, иметь возможность получить хорошее образование.

2. Постройте свое выступление на анафоре.

1.Вредит нам наша...

Вредит нам...

Вредит нам...

Однако нам поможет наша...

Нам поможет наша...

Нам поможет наша...

Мы сделаем Россию великой страной!

2. Мы верим в... нашей страны...

Мы верим в способность нашего народа...

Мы верим в возможность...

Мы верим в то, что наша страна...

Мы верим в то, что в нашей стране...

Россия будет великой страной!

Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим, что именно молодежь сделает нашу Россию вели­кой страной!

4. Нам надо опираться на...

Нам надо опираться на...

Нам надо опираться на...

Нам надо опираться на...

И тогда все у нас получится!

3. Произнесите панегирик (хвалебную речь) России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.

Образец. Нам давно пора избавиться от комплекса националь­ной неполноценности. - У нас прекрасные ученые, которые...

У нас замечательные...

У нас прекрасные...

У нас великолепные...

Наши... лучше американских...

Мы великолепно умеем собираться в решительный момент...

Мы прекрасно умеем...

Да здравствует Россия!

VII. Эпифора, как и анафора, - сильный риторический прием, который эффективен в эмоциональной публицистической речи. Мысль, выраженная с помощью приема эпифоры, обычно воспринимается эмоционально и хорошо запоминается слушателями.

Постройте свое выступление на эпифоре.

1. Почему у нас за все надо платить?

Плати.

Плати.

Плати.

Плати.

Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?

Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.

2. Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?».

Что это за система, что мы должны на все спрашивать разре­шения у чиновника?

Надо тебе... спроси разрешения у чиновника,

Хочешь... - спроси разрешения у чиновника,

Решил - спроси разрешения у чиновника,

Захотел - спроси разрешения у чиновника.

Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими закона­ми автоматически? Почему у нас фактически не действует прин­цип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено»?

VIII. Градация - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.

1. Используйте градацию .

Об р а з е ц. Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее пре­ступление.

1. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Началь­ство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не просто симпатичная, она... она просто...

2. Вы завершаете свое публицистическое выступление . Постройте заклю­чительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова! и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените кон­струкцию фразы.

1. Это не просто... это... это это, наконец, просто - !..
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, не-

предусмотрительность, невнимательность к выполнению своих: должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность.)

Надо полностью исключить возможность повторения подоб­ных ситуаций в будущем!

2. Я не просто... тексты современной поп-музыки.., я их.., я
их... я их... я их просто!..

(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, 1 видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, неГ испытываю интереса.)

Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

3. Такое поведение депутата Думы не просто.., оно.., оно..,
оно.., оно!..

(Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопу-j стимо в его положении, преступно.)

Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!

Ваше мнение

Почему излишне «красивые» выступления обычно вызывают раздра­жение аудитории?

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Как готовиться к устному выступлению

Существует четыре основных способа подготовки к публично­му выступлению.

1. Экспромт - выступление без подготовки.

2. План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием ос­новных идей, которые должны быть изложены.

3. Текст выступления - текст, который затем в процессе вы­ступления полностью зачитывается.

4. Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и вос­производится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от под­готовленности-лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, которые не вполне уверены в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится пуб­лики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П.Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект - это тот иде­ал, к которому должны стремиться все лекторы.

Нужно уметь пользоваться своими записями во время выступ­ления. Разные ораторы пользуются своими записями по-разному. Лучше всего иметь при себе записи, но пользоваться ими по воз­можности реже.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам предстоит выступить с не­большим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.

Если необходимо посоветоваться, то только по целому вы­ступлению.

Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей ста­дии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д.Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1-2 вопроса, не более. Так вам будет легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступле­ния слушателям. Всегда важно, выступая, иметь резервные зна­ния - материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны быть готовы все это рассказать, но в выступлении сознательно ограничить себя, рассказать только часть того, что вы знаете. Д.Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уве­ренность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно».

С избытком подбирайте материал: это придаст вам уверенно­сти.

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мыслен­но на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: сначала скажу о..., потом о..., за­тем о... и, наконец, расскажу о...

Д. Карнеги советует также заранее высказывать самому себе от­ношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т.е. свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушате­лям: Очень важно иметь в виду...; Самое главное в том, что я хочу сказать...; Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что... и т.д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в раз­говорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступ­ления друзьям, родственникам. Основные мысли надо прогово­рить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сфор­мулировать их.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз - распределите это на несколько дней, делайте перерывы в подго­товке, чтобы потом рассмотреть выступление с новых позиций, готовьте свое выступление по блокам - так вы быстрее его за-! помните и сможете лучше отредактировать.

Выбор темы и определение основного

Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, по­скольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защи­щать или опровергать.

Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ.

Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, разделить объем понятия, т. е. выделить составляющие того поня­тия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составля­ющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.

Например, в теме «Проблемы современного студенчества» мо­гут быть выделены такие вопросы: проблема платного/бесплатно-го образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, возможность совмещения учебы и работы, обязательность посе­щения занятий, получение работы по окончании учебы, цели Щ учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.

Структура публичного выступления

Публичное выступление обязательно должно иметь продуман­ную структуру, содержащую определенную последовательность ча­стей. Это необходимо для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

Структура - это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная ком­позиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается ос­новная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель - подготовить ауди­торию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель - объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель - напом­нить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обоб­щение (цель - сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель - вызвать реакцию слушателей).

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять вся­кое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.

Обозначение структурных частей выступления

Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать осо­быми средствами. Примерами таких средств выделения логиче­ских частей выступления являются: начну с, теперь о, и наконец, о, в заключение отмечу, что и др. Аналогично могут использоваться: во-первых, во-вторых, в третьих. Структурные части выступления можно также обозначать интонационно - паузами, снижением тона.

Исследования показали, что числительные (первое, второе, третье) как показатели логической структуры изложения вос­принимаются аудиторией очень хорошо. Однако больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «мно­го»: начиная с четырех сознание человека воспринимает перечис­ляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т.д.

Место важной информации

Большое значение имеет подача наиболее важной, существен­ной информации. В каком месте выступления давать ее? В конце XIX в. психолог Г. Эббингауз установил закон края: лучше запоми­нается информация в начале и в конце. С учетом этого эффективно применение так называемой рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что...; Итак, мы установили, что...

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот совет Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клоч­ках бумаги - так будет легче их собрать и расклассифицировать».

Не надо, вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т.д., поскольку нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках - оптимальный способ подготовки. В верхней части ли­сточка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе все записи на одну тему (например, «Платное образование», «Рус­ский характер», «Правила общения» и т.д.). Не надо вести предва­рительные записи на хорошей бумаге - это отвлекает от сущно­сти. Записи должны быть разного формата, размера - так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме про­читанного, которые тоже следует записывать на листочках. П. Со-пер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, боль­ше, чем если прочтете 10 000 слов и не запишете ни одного... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание».

Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим об­разом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Он должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что смо­жете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно - это может понадобиться впоследствии.

2. Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут запи­саны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первич­ного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходи­мое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему мате­риал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, кото­рая указывает на данный пункт, это означает, что вам нужно до­бавить сюда материал.

5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать, потому что вступление и заключение дол­жны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступи­тельные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

6. Разрабатывая план основной части выступления, проследи­те, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным. Ис­пользуйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму во­просу) либо задавайте вопросы типа: Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое ут­верждение были подкреплены вспомогательными фактами, рас­положенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Надо также помнить некоторые требования к языку составляе­мого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулирован­ные как уже готовые и обдуманные вами мысли.

Как пользоваться конспектом?

Разные лекторы пользуются с


Теоретическая часть

  1. В чем заключается эффективность устной речи?
  2. Каковы общие требования к публичному выступлению?
  3. В чем заключается работа над речевой формой публичного выступления?
  4. Расскажите о четырех основных способах подготовки к публичному выступлению.
  5. Какова структура публичного выступления?
  6. Вступление, его виды и функции. Как вы думаете, что может быть отражено во вступлении в судебную речь?
  7. Как вы думаете, почему нежелательны в судебной речи вступления: а) интригующее; б) трафаретное; в) банальное; г) экстравагантное; г) слишком длинное или слишком короткое.
  8. Расскажите о приемах захвата внимания аудитории.
  9. Функции концовки публичного выступления. Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; подытоживающее повторение; иллюстрация; кульминация; комплимент аудитории; юмористическая концовка; благодарность за внимание.
  10. Какова роль заключения судебной речи?
  11. О чем обычно говорилось во вступлении и в заключении судебных речей русских дореволюционных судебных ораторов? Приведите примеры.
  12. С какими функциями судебной речи связан тот факт, что с возрождением в России суда присяжных вступление в судебную речь и заключение становятся необходимыми композиционными частями?
  13. Каковы основные принципы ответа оратора на вопросы аудитории?

Практическая часть

1 . Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели) .

Выступление кандидата на выборах перед избирателями; разговор декана со студентом в его кабинете; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; устный отчет о проделанной работе на собрании; выступление на митинге; рассказ родителям о делах в академии; представление курсу почетного гостя; тост, который произносит отец на юбилее своего начальника; рассказ друзьям о происшествии во время экскурсии; выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих преподавателей; поздравление ректором выпускников вуза; новости, которые читает диктор в программе «Время»; инструкция о том, как как играть в какую-либо игру; речь перед студентами о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку в библиотеке; аннотация книги для сокурсников; рассказ попутчикам о себе (в поезде дальнего следования).

2 .Определите, какая форма публичного выступления используется: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.

Отчет Председателя Правительства РФ о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление 3 студентов с подготовленными материалами (по 3 мин) на семинаре; выступление психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы студентам и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в студенческой группе с обзором новых поступлений.

3. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените, книжные фразы и слова разговорными и т.д.

Образец. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники - весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно стоят в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. — Каждую зиму все мы ждем с большим опасением - а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах!

1. Учеба - основной вид деятельности студентов, который занимает у них три четверти свободного времени. Поэтому именно во время учебного процесса в значительной степени осуществляется формирование нравственной культуры студентов. В ходе обучения не только закладываются теоретические и практические основы избранной профессии, но и формируется определенное отношение к ней, конкретная жизненная позиция, которая и определяет их профессиональный облик. 2. Часто приходится слышать рассуждения о том, что за последние годы в стране создано немало юридических вузов, и не нужно больше наращивать выпуск таких специалистов. Напротив, мы еще сильно отстаем как от США, так и от просвещенной Европы. У нас на 140 млн. населения всего 60 тыс. адвокатов. Если сделать элементарный арифметический расчет, нетрудно убедиться, на сколько тысяч россиян приходится всего один адвокат . 3. Творческо-поисковая работа студентов - важный шаг на пути к научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей практической деятельности в области юриспруденции. Актуально звучат сегодня слова великого французского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня, сказанные четыреста лет назад: «…самое главное - это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».

4 . Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Образец. Речь вести - не лапти плести. — Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты можешь хорошо выступить без подготовки - это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести - не лапти плести.

1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая - что стрелять не целясь. 8. Живое слово дороже мертвой буквы.

5. Дайте простое, доступное определение следующим словам и составьте с ними предложения.

Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция , априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (газават), диаспора, ди-джей, дискжокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, Интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис, шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита.

6 . Предложите разные способы словесного выражения приводимых идей.

Образец: Нам нужна демократия. — Варианты: Демократия необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество .

1. Необходимо защищать природу. 2. Нам необходимо провести выборы. 3. Давайте проведем субботник. 4. С коррупцией надо бороться 5. Государство должно заботиться о неимущих. 6. Человек в жизни должен занимать активную позицию. 7. Обществу необходима доброта.

7. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы .

Образец: Надо меньше есть жирной пищи. — Надо меньше есть, масла, свинины и т.д.

1. Здесь можно купить головные уборы. 2. Улицы заполонил транспорт. 3. Здесь можно купить спиртные напитки. 4. На даче негде купить самые необходимые продукты питания. 5. Летом надо больше есть растительной пищи. 6. Люди стали намного больше платить за коммунальные услуги. 7. Здесь можно найти себе недорогую обувь.

8. Конкретизируйте (расширьте) фразу.

Образец: По двору ходил петух. — По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.

1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздушный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.

9. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.

Образец: здесь целесообразно пояснить — здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы можете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; руководство уделяет недостаточно внимания; мы внесли предложение; ставить под вопрос.

10. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух .

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Cледует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации последствий произошедшего, создав специальную комиссию специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

11.
Начните свое выступление со следующего приема из нижеперечисленных. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.

Обращение к событию, времени, месту; обращение к борьбе, конфликту, противоречиями между людьми, различиями во мнениях; ссылка на общеизвестный, общедоступный источник информации; риторический вопрос; ссылка на свое эмоциональное состояние; возбуждение любопытства; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование знаменитости; исторический эпизод; постановка проблемного вопроса и ответ на него; изложение цели и задачи выступления; обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Темы для выступлений : (можете выбрать свою тему)

  • За что я люблю нашу Академию.
  • Рыночная экономика в России.
  • Рост разводов в современном обществе.
  • Положение пенсионеров в стране.
  • Реформа коммунальной сферы.
  • Проблемы платного здравоохранения.
  • Проблема платного образования.
  • Проблема алкоголизма в России.
  • Компьютер в нашей жизни.
  • Современное телевидение.
  • Друг познается в беде.
  • В чем преимущество юридического образования.
  • Самые трудные минуты в моей жизни.
  • Москва с высоты Воробьевых гор.
  • Что представляет для меня свобода.

Образец выполнения задания . Тема «За что я люблю свой город»

Обращение к событию, времени, месту : «Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе — Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?»

Возбуждение любопытства : «Я был в двух десятках городов — и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?»

Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям : «Москвичи убеждены, что лучший город страны — это Москва, петербуржцы — что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание «четвертой столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».

Демонстрация какого-либо предмета : «Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: «Воронеж». Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно не так».


Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами : «У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».

Цитирование знаменитости, исторический эпизод : «Великий русский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации : «Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».

Риторический вопрос : «Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».

12.
Предложите начало выступления, построенное на антитезе (противопоставлении двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления .

Образец: Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и… — Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся .

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а… 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а… 3.Наука воздействует на наш разум, а… 4. Одним учеба доставляет радость, другим… 5. Одни люди привыкли жаловаться на то, что им не хватает денег, другие…

13. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные?

1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал … З. Вот и все, что я хотел вам сказать. 4. До свидания. 5. Я закончил. 6. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 7. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 8. Благодарю за внимание. Приятно было у вас выступать. 9. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 10. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 11. Итак, будем работать - и все у нас получится. 12. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! 13. Если есть вопросы, я готов на них ответить. 14. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали.

14. Закончите свое выступление обращением к Минск, 2000.

  • Михальская А.И. Основы риторики.- М., 2003.
  • Рождественский Ю.В. Теория риторики.- М.,2005.
  • Стернин И.А. Практическая риторика. — М.,2003.
  • Петров О.В. Основы судебного красноречия: учеб. пособие.- М.: Изд-во Проспект, 2006.
  • Порубов Н.И. Риторика.- Минск,2004.
  • Шейнов В.Н. Риторика.- Минск, 2000.

    I. Не так давно некий Тит Целий из Торрацины, человек доста­точно известный, отправившись после ужина спать в одну ком­нату со своими двумя молодыми сыновьями, утром был, говорят, найден убитым... Хотя его два сына (взрослые, как я указал), спавшие тут же, утверждали, что ничего не слышали, их все же обвинили в отцеубийстве. Но все-таки, после того как судьям было достоверно доказано, что сыновей нашли спящими при открытых дверях, юноши были по суду оправданы... Ибо


    никто не мог поверить, чтобы нашелся человек, который, поправ все божеские и человеческие законы нечестивейшим злодеянием, смог бы тотчас же заснуть, так как люди, совершив­шие столь тяжкое преступление, не могут, не говорю уже - беззаботно спать, но даже дышать, не испытывая страха.

    II. Он прячет в тумбу 110 тысяч рублей, и этот факт выставляют как свидетельствующий об особой злонамеренности и обдуманности Дорвойдта. Я думаю наоборот: этот факт говорит о не­понятной раздвоенности и расшатанности мысли его: он прячет очень искусно в тумбу 110 тысяч рублей, а другие 100 тысяч руб­лей с лишним оставляет в это время в полной небрежности в комоде, ключи от которого были даже в руках прислуги.

    (О д а р ч е н к о К. Ф. Речь в защиту Дорвойдта)

    III. - Я был председателем конкурсной комиссии и настоял
    на том, чтобы этому институту присудили в соревновании вто­рое место - по объективным показателям. Многие члены жюри были за то, чтобы дать им третье место, но я убедил их. И это несмотря на то, что с руководством этого института у меня до­вольно сложные, плохие отношения. Думаю, что они оценят мои усилия и станут лучше ко мне относиться.

    Пожалуй, наобо­рот: узнав, что вы были председателем жюри, они решат, что получили бы не второе, а первое место, если бы не вы, и будут еще меньше расположены к вам.

    (Из разговорной речи)

    IV. Если он (оппонент) защищает самоубийство, вы кричите тотчас же: «А почему вы сами не повеситесь?» Или он утвержда­ет, например, что в Берлине жить неприятно, а вы кричите тот час же: «Почему вы не уедете из него с первым же почтовым

    дилижансом?».

    (Шопенгауэр А. Эристическая диалектика)

    V. Посмотрим, насколько возможно предположение о само­убийстве. Думаю, что нам не станут говорить о самоубийстве с горя, что мужа посадили на 7 дней под арест. Надо быть детски легковерным, чтобы поверить подобному мотиву. Мы знаем, что Лукерья приняла известие об аресте мужа спокойно, хладнокровно, да и приходить в такое отчаяние, чтобы топиться ввиду семи­дневной разлуки, было бы редким, чтобы не сказать невозмож­ным, примером супружеской привязанности.

    (Кони А. Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой)

    VII. Коррупцию следует рассматривать далеко не только как следствие экономического неблагополучия в стране (мол, многие берут взятки потому, что не хватает на жизнь честных доходов, низкой зарплаты), но и как его причину, одну из существенных причин: получив взятку, чиновник-коррупционер, большой и малый, очень часто должен выполнить действие, невыгодное, экономически вредное для государства и всего общества, и тем самым подрывает финансово-экономическую систему.

    VIII. ...Указывали на семью Туркиных, как на самую образован­ную и талантливую... Он вспомнил все сразу - и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петрови­ча, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город.

    (Чехов А. П. Ионыч)

    IX. И если Роберта Олден ошиблась в нем, - а это явно так и было, - что же, разве не мог и он ошибиться в своем безрассуд­ном влечении к той, которая в конце концов - как знать? - быть может, не так уж дорожила им.

    (Драйзер Т. Американская трагедия)

    X. Нас спрашивают, упрекая за медлительность, - готовы ли аудиовизуальные и технические средства обучения, чтобы оснас­тить ими все школы? Когда, мол, они будут готовы? А я вот зада­юсь другим вопросом: а готовы ли учителя и школы к тому, чтобы успешно работать с АВСО и ТСО?

    (Из выступления работника Министерства просвещения СССР)

    XI. Я только хочу задать всем здесь присутствующим вопрос: не убеждает ли их скромный практический опыт, будь то давнишний или недавний, в том, что палата общин бывает порою туга на ухо, подслеповата и несообразительна?..

    (Диккенс Ч. Речь в ассоциации по проведению реформы управления страной)

    XII. Вы упрекаете меня в том, что я молчал и не заступился, когда при мне о вас говорили неприятные вещи, что, мол, это свидетельствует о моей трусости. Но вы ведь тоже ничего не воз­ражали - значит, вы тоже вели себя трусливо? А может быть, вы были согласны с тем, что о вас говорили?


    1. Думаю, что лежавшие на столе деньги украл Н. Он вчера просил у меня взаймы , но я ему отказал. И вообще - вы замети­ли: у нас в учреждении до него ни у кого деньги не пропадали, а как приняли его на работу, так вот уже второй случай. Мне его соседи говорили, что он очень любит выпить, лентяй и что к нему ходят какие-то подозрительные люди.

    2. Если ваш друг устранился, когда вы были в беде, в тяже­лом положении, не постарался помочь вам, - это не друг. Если вы снова попадете в беду, он поступит точно так же. Как писал А.Фадеев, кто предал раз, предаст и другой. Да и вообще каждый серьезный поступок человека хорошо характеризует его на буду­щее: украл - значит следует ожидать, что украдет еще и еще; солгал в важном случае - и дальше будет так делать.
    Упражнение 2. Какие аргументы к делу вы можете привести в следующих утверж­дениях.

    1) Ваш друг - способный человек. 2) Если открыть магазин в таком-то месте, он не будет рентабельным.

    Упражнение 3. Докончите высказывания так, чтобы они стали аргументами из опы­та, устраняющими сомнения относительно приводимых дискуссионных положений.

    1) В результате долгих и разносторонних наблюдений и экспе­риментов доказано, что... . 2) Практика жизни показала, что.... 3) В результате проведения опросов детей среднего и старшего школьного возраста установлено, что... .

    Упражнение 4. Используя данные ниже выражения, составьте такие фрагменты речи, в которых содержался бы поворот аргумента или обоюдный аргумент.

    Пример. Сколько ты имеешь, столько ты и стоишь. - Иногда мы слышим: сколько ты имеешь, столько ты и стоишь. В эти слова вкладывают смысл житейской философии: человек, мол, оценивается по количеству принадлежащих ему денег и имущества. Я понимаю эту пословицу по-другому. Да, действительно, сколько имеешь, столько и стоишь! Сколько ты имеешь знаний, способностей, таланта, трудо­любия, доброты, порядочности, ума, душевной красоты, - столько ты и стоишь!

    1) Каков поп - таков и приход. 2) Дети, молодые люди часто не понимают своих родителей, не считаются с их интересами. 3) Нужно иметь знания, а не звания. 4) Дают - бери.

    Упражнение 5. Подкрепите следующие положения, придав им характер аргумента из опыта, аргумента к суждению.

    1) От болельщиков на стадионе можно ожидать всяких не­приятных выходок. 2) Если человек учился в школе на тройки и двойки, он не может быть хорошим студентом, поступив в вуз. 3) Вряд ли психически нормальный человек сам пойдет лечить­ся в психбольницу: уж раз пошел - значит что-то не то. 4) Наша экономика находится в упадке.

    Упражнение 6. В какой ситуации может быть использован данный пример обоюдного аргумента?

    Ему нужно об этом сообщить, он заинтересованное лицо.

    Вот именно потому, что он заинтересованное лицо, ему об этом говорить не надо.

    Упражнение 7. На основе данных положений постройте доказательства от абсурдного.

    1) В человеческом обществе всегда будут законы и нормы жиз­ни. 2) Жизнь современного человечества полностью зависит от электричества.


    Этические приемы убеждения

    Упражнение 1. Найдите в отрывках из речей Ч. Диккенса моменты риторическо­го этоса. Объясните, в чем они состоят.

    I. Я снова пытаюсь выразить вам свою признательность и сно­ва чувствую свое бессилие. Ведь о почестях, каких вы меня удо­стоили, я не смел и мечтать. Всем вам должно быть понятно, что я никогда этого не забуду, что до гробовой доски буду вспоми­нать об этом с гордостью.

    (Речь на банкете в честь литературы и искусства)

    II. Леди и джентльмены, я не стану больше отнимать у вас вре­мя, ведь все мы предвкушаем удовольствие послушать и других ораторов, а также те музыкальные номера, которые в этом обще­стве служат разумным развлечением и отдыхом от более серьезных занятий.

    (Речь на вечере в школе для рабочих)

    III. Я далек от желания - и в этом смысле я особенно не хотел бы быть понятым превратно - бросить тень на превосходные церковно-просветительные общества или на благородное, искрен­нее и разумное рвение духовных лиц, которые их возглавляют. Напротив, я полагаю, что они сделали и продолжают делать мно­го добра и заслуживают всяческой похвалы; но - надеюсь, я могу сказать это, никого не обидев, - в таком городе, как Бир­мингем, есть и другие, не менее добрые дела, полезность коих общепризнана...

    (Речь на вечере в политехнической школе)

    Упражнение 2. Укажите, какие этические приемы убеждения использованы в сле­дующих высказываниях.

    I. Если бы решать мое дело должны были другие какие-нибудь люди, то я очень боялся бы этого процесса, видя, что иногда пускаются в ход такие интриги и бывают такие случайности, что часто для обвиняемого получается результат неожиданный. Но, выступая перед вами, я надеюсь на справедливое решение суда.

    (Лисий. Речь в защиту против обвинения Симона)

    II. У меня есть еще и особенная причина радоваться этому со­бранию, и вот какая: меня радует, что резолюции, которые будут здесь предложены, не содержат в себе никаких сектантских или классовых положений, что они касаются не какого-либо одного учреждения, но выражают великие, незыблемые принципы ши­рочайшего распространения знаний повсюду и при любых обсто­ятельствах.

    (Диккенс Ч. Речь на вечере в политехнической школе)

    III. В вопросе о мире мы готовы сотрудничать и сотрудничаем с людьми, которые не согласны с нашим образом мыслей, но искренно стоят за мир, дорожат национальной честью, независимостью своих стран...

    (Фадеев А. Речь на массовом митинге в защиту мира в Стокгольме)

    IV. Неужели вы хотите быть такими же невежественными матершинниками и пьяницами, которых мы не так редко наблюда­ем в публичных местах?!

    V. Вы подумаете, что быть спичрайтером нехорошо, как-то аморально. Но спичрайтеры были еще в древности, только тогда они назывались логографами и среди них были знаменитые ораторы - Демосфен и Лисий.

    (Из лекции вузовского преподавателя)

    VI. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих ос­вободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война спра­ведливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Дон­ского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суво­рова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

    VII. К Олимпиадору, действующему в угоду распутной женщине, более чем к кому бы то ни было применимы слова законодателя Солона о человеке, который лишился здравого рассудка. Ведь Солон установил закон, что все распоряжения, которые кто-нибудь сделает, поддавшись внушению женщины, являются недействительными. Тем более это относится к женщине подобного рода.

    (Демосфен. Против Олимпиадора о нанесении ущерба)

    VIII. Этот сотрудник - слабый специалист и лентяй, но мы ему можем доверять в таких делах, в которых нельзя доверять любому. Если мы его уволим, вряд ли на его место найдем такого же надежного человека.

    IX. Вам не нравится, что подруга вашего сына курит. Лет двад­цать тому назад над этим действительно нужно было задуматься. Но сейчас это обычное явление, на которое можно не обращать внимания.

    X. ...Если поэта упрекают в том, что он не верен действительности, то, может быть, следует отвечать на это так, как сказал Софокл, что сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть...

    (Аристотель. Поэтика)

    XI. Никогда не надо хвастать, показывать, что вы что-то зна­ете лучше или больше, чем другие, например широковещательно сообщать, что вы побывали в таких местах за границей, где никто из присутствующих не был и т.п. Так делают дети, а взрослому культурному человеку пристало быть скромным.

    Упражнение 3. Составьте фразы риторического характера, в которых были бы заложены данные проявления.

    1) Уважение к вашим слушателям. 2) Личная скромность. 3) Тактичность по отношению к оппоненту (к оппонентам).

    Упражнение 4. Составьте фрагмент речи на общественно-политическую тему, в котором были бы совмещены пафос и риторический этос.

    Упражнение 5. Вообразите себя на трибуне митинга или какого-то совещания, составьте вступление к речи, включив в него инсинуацию 2, чтобы про­извести положительное впечатление на оппонентов, присутствующих на собрании.

    Упражнение 6. Имя какого из исторических деятелей можно было бы взять в ка­честве примера, для того чтобы составить аргумент к авторитету, аргу­мент к модели, аргумент к антимодели? Составьте три соответствующих фрагмента речи (на актуальные социальные темы).

    Упражнение 7. Составьте аргумент к норме, сославшись на существующую час­тую житейскую, экономическую и другую практику.

    Упражнение 8. Составьте аргумент к пользе для речи житейско-экономического содержания и для речи более широкого социального характера.
    Психологические приемы воздействия.

    Упражнение 1. Какие приемы психологического воздействия использованы в сле­дующих высказываниях? Поясните свой ответ.

    I. Пора кончать с войной в Чечне - все устали от нее! Сколь­ко горя она принесла и приносит!

    II. Господа присяжные заседатели, господин судья! Мой кли­ент признался, что воровал. Это ценное и искреннее признание. Я бы даже сказал, что оно свидетельствует о необыкновенно цель­ной и глубокой натуре, человеке смелом и честном. Но возможно ли, господа, чтобы человек, обладающий такими редкостными качествами, был вором?

    (И в и н А. А. Основы теории аргументации)


    III. Стремясь опорочить моего отца, они сказали, что он говорит с чужеземным акцентом. При этом они не упомянули, что он во время Декелейской войны был взят в плен врагами и продан в рабство на Левкаду; и только много времени спустя... он смог освободиться и вернуться к родным в Афины. И теперь они поставили ему в вину его акцент, как будто справедливо, чтобы несчастья того периода погубили его сейчас.

    (Демосфен. Против Евбулида)

    IV. ...Где вы увидите много проявлений алчности, дерзости, бесчестности и вероломства, там, будьте уверены, среди стольких гнусных поступков скрывается и преступление. Впрочем, как раз оно менее всего бывает скрыто, так как оно столь явно и оче­видно, что нет надобности доказывать его теми злодеяниями, которыми запятнал себя этот человек; оно даже само служит доказательством наличия всякого другого преступления, в кото­ром могли быть сомнения.

    (Цицерон. В защиту Секста Росция)

    V. О, страшное и тяжкое время для провинции Сицилии! О,
    памятное нам событие, пагубное и роковое для многих, ни в чем не повинных людей! О, неслыханная подлость и злодейство Вер­реса! В одну и ту же ночь, когда претор пылал позорнейшей стра­стью, флот римского народа пылал в огне, подожженный раз­бойниками.

    (Цицерон. Против Гая Верреса («О казнях»)

    Упражнение 2. Заполните пропуски соответствующими эпитетами так, чтобы получились аргументы к тщеславию.

    1) От имени всех участников конкурса приветствую наше... жюри, состоящее из... представителей отечественной культуры. 2) Сегодня, в этом зале собрались... студенты нашего институ­та - современная... молодежь. Нисколько не сомневаюсь, что скоро они станут... специалистами - ... инженерами, ... конст­рукторами новых приборов.

    Упражнение 3. Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите по­ложительную характеристику личности подзащитного с мыслями о не­обходимости его оправдания или смягчения наказания.

    Упражнение 4. Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политиче­ской речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то лич­ности (подсудимого, политического противника) с существом рассмат­риваемого судебного дела или политической позицией оппонента.

    Упражнение 5. Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбужде­ние страстей.

    1) О криминальной обстановке где-либо. 2) О тяжелой жизни бомжей. 3) О коррупции в каких-либо учреждениях.

    Упражнение 6. Составьте фрагменты речи, в которой вы попытаетесь склонить аудиторию к тому, чтобы она не соглашалась со следующими утверждениями.

    1) Культура России всегда была под иноземными влияниями (апеллируйте к чувству национального достоинства ваших слу­шателей). 2) В современном обществе все больше падает нрав­ственность. 3) Нужно запретить употребление спиртных напит­ков.

    Упражнение 7. Докончите высказывания, вложив в них актуальное обществен­ное содержание, так чтобы получились аргументы из народного едино­душия.

    1) Не нужно доказывать, что... . 2) Уже ни у кого не вызывает сомнений... . 3) Стало уже аксиомой... . 4) За последнее время всем стало очевидно....


    Глава 5. Языковые средства риторики.

    Упражнение 1. Используя следующий фрагмент из речи Д. И. Мен­делеева, приведите примеры метафоры, олицетворения, антитезы, риторического вопроса, инверсии, эллипсиса, словесного повтора, си­нонимического повтора, синтаксического параллелизма. Укажите ос­новную мысль (тезис) и аргументы (способы ее доказательства), оп­ределите тип связи (цепная, параллельная, смешанная) между тези­сом и аргументами.

    И если этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее между­народная свобода? Ведь только независимость эконо­мическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная.

    Упражнение 2. Разграничьте гиперболу (преувеличение) и лито­ту (преуменьшение).

    Уведи меня в ночь, где течет Енисей и сосна до звезды достает (О. Мандельштам). Ваш шпиц, прелест­ный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). Мужи­чок с ноготок (Н. Некрасов). Переход в стоярусных огнях (А. Луговской).

    Упражнение 3. Разграничьте метафору (перенос наименования по сходству) и метонимию (перенос наименования по смежности). Разграничьте традиционные (стертые) образы и случаи индивиду­ально-авторского переноса.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Обзор приемов вербальной коммуникации. Структура речевой коммуникации. Виды вербальных коммуникаций в ораторстве. Акустические, тактильно-кинестизические, ольфакторные средства общения. Мимическое выражение эмоций. Невербальное межличностное пространство.

      курсовая работа , добавлен 26.03.2014

      Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов участников общения. Формирование речевой способности. Язык как элемент культуры. Функции естественного языка и речи. Контексты вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации.

      реферат , добавлен 23.12.2014

      Общие правила назначения и расчета пособия по уходу за ребенком. Современные изменения в законодательстве Российской Федерации, ряд существенных уточнений, которые помогут более точно и правильно определять и право на данное пособие, и его размер.

      статья , добавлен 09.11.2010

      Социально-психологические аспекты коммуникативной деятельности. Проблемы общения людей пожилого возраста и методические подходы к их решению. Технологии социальной работы по формированию коммуникативных навыков в пенсионном возрасте, опыт учреждений.

      дипломная работа , добавлен 13.02.2011

      Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

      дипломная работа , добавлен 19.03.2009

      Основные формы коммуникации. Анализ теорий межкультурной коммуникации, ее структура, детерминанты, виды и отношение к ней. Информация, составляющая содержание процесса коммуникации. Время, сфера и условия общения как внешний контекст коммуникации.

      реферат , добавлен 04.06.2012

      Нравственный барьер человеческой личности. Основные риторические постулаты. Зоны психологического пересечения аудитории. Процессы анализа и синтеза речи. Приоритетная позиция слушающего и ложь в речевой коммуникации. Три типа приема и передачи информации.

      реферат , добавлен 12.10.2009

      контрольная работа , добавлен 09.01.2011