Болезни Военный билет Призыв

Практическая по информатике теме моделирование. Практическая работа «Моделирование плечевой одежды и подготовка выкроек к раскрою

Урок № (9-А, Б классы) 18.01.2016г

Тема урока: Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа № 14 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»

Цели урока:

    обучающие определить возможности моделирования на компьютере;

    развивающие развитие познавательного интереса; творческое применение своих знаний в области моделирования; развитие творческих способностей учащихся с помощью активного образного мышления; развитие умения работать с компьютером и информацией для расширения своих познаний;

    воспитательные воспитание взаимопомощи при выполнении групповых заданий; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности; воспитание информационной культуры.

Ход урока.

    Организация начала урока.

    Актуализация опорных знаний.

    Изучение нового материала



    Выполнение практической работы.

Практическое задание №7

Тема : Численные эксперименты с демоверсиями моделей

1. Математическая модель полета снаряда

1.1. Запустить программу «Демонстрационная математическая модель». Познакомиться с работой модели в режиме без учета сопротивления воздуха и с учетом сопротивления воздуха.

1.2. В режиме «Сопротивление воздуха не учитывать» провести следующий эксперимент: изменяя величину начальной скорости снаряда от 60 м/с до 200 м/с с шагом 10 м/с для каждого значения скорости подбирать величину угла выстрела, при котором произойдет попадание снаряда в цель. Желательно поиск искомого значения угла осуществлять методом деления пополам. При попадании в цель фиксировать время полета снаряда. Полученные результаты занести в таблицу.

V0 ( м/с )

α ( град )

t (c)

Определить параметры выстрела, при которых цель будет поражена за наименьшее время. В тех случаях, если попасть в цель не удается, в графе времени поставить прочерк.

1.3. Повторить те же эксперименты в режиме «Сопротивление воздуха учитывать»

2. Имитационная модель системы массового обслуживания

2.1. Запустить программу «Имитационное моделирование». Познакомиться с работой программы

Пояснение. В магазине проводится эксперимент с целью совершенствования обслуживания покупателей. Эксперимент длится 60 минут. Управляемыми являются параметры А, В, С (см. описание на экране). Результатами эксперимента являются параметры D , E , F , G , H , I . Покупателей обслуживает один продавец.

2.2. Для заданных значений параметров С и А (например С=3 чел. , А=5 мин) подобрать максимально возможное В, при котором не будет покупателей, отказавшихся от совершения покупки. Для этого изменять В от 1 мин до 10 мин с шагом 1 мин. Результаты эксперимента заносить в таблицу:

2.3. Провести численный эксперимент с целью определения режима работы продавца, при котором будет обслужено наибольшее число покупателей.

    Подведение итогов и домашнее задание

Д/з – конспект учить, выполнить домашние задачи 1-5 ЕК ЦОР

Тема: Моделирование плечевой одежды. Практическая работа «Моделирование плечевой одежды и подготовка выкроек к раскрою».

Тип урока: Урок методолгической направленности.

Технологии: Развивающего и личностно ориентированного обучения.

Решаемые проблемы: Как выполнить моделирование в соответствии с замыслом проекта? Как подготовить выкройки к раскрою?

Виды деятельности(элементы содержания, контроль: Формулирование цели урока.

Актуализация знаний учащихся: Беседа о способах моделирования ночной сорочки. Беседа с использовании материалов учебника о способах моделирования. Выполнение практической работы «Моделирование плечевого швейного изделия».

Планируемые результаты

Предметные:

Знания: О моделировании плечевой одежды.

Умения: выполнять моделирование в соответствии с эскизом изделия, подготовку выкроек к раскрою.

Метапредметные УУД:

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные : диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Личностные УУД: Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала.

Ход урока:

1 урок.

Мотивация к деятельности

Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, к нам пришли гости. Они очень добрые.

На уроке вы узнаете очень много нового и интересного, эти знания вам пригодятся в жизни.

Актуализация

Повторение изученного материала (10 мин)

- Но изучение нового невозможно, без знаний, полученных на прошлых уроках, поэтому повторим пройденный материал.

- Перед вами чертеж плечевого изделия с цельнокроенным рукавом.

Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?

(перед (полочка) и спинка )

Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда? (вырез горловины по переду глубже, чем по спинке).

У вас на парте лежит карточка и фломастеры. Обозначьте определенным цветом линии, которые я буду называть. (Графический диктант.)

Линия горловины спинки

Линия горловины переда

Линия плеча

Линия талии

Линия низа

Линия середины

Боковая линия

Линия рукава

Сверьте свои работы с образцом на доске и оцените себя (Самооценка) Заслушать самооценку.

Задание было программного уровня

Нужно было обозначить…

Задание выполнила сама, без ошибок.

А теперь перейдём к изучению новой темы.

Этап целеполагания.

1.- Посмотрите на доску. (5 мин)

Кого вы видите? Какие это люди ?- известные Вы их знаете? Что может их объединять?

Если вы назовете, что объединяет эти фотографии, то узнаете, какую профессию мы попытаемся освоить на уроке. (Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Коко Шанель 1883-1971, Джанни Версаче 1946- 1997, Кристиан Диор 1905-1957)

Какой может быть тема нашего урока

Давайте проверим. (показать вторые картинки) Молодцы!

Как это связано с темой урока?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Моделирование… )

Откройте тетради, и запишите тему урока, ( потом дописать)

Какие цели для себя вы поставите на этот урок?

На доске- слова- подсказки

Я хочу узнать 1)… что такое моделирование

2)… способы моделирования

Я хочу научиться 1)… -научиться моделировать

2)…-готовить выкройки к раскрою (записать потом)

Как вы думаете, что такое моделирование? (ответы детей)

2 . Первичное закрепление с проговариванием вслух

- Итак, сегодня вы будете выступать в роли модельеров. (10-15 мин.)

А чем занимаются модельеры? (Специалист по изготовлению моделей одежды)

У каждого модельера есть свое ателье… . …Мы создадим свое ателье.

Попробуйте дать ему название. Записать на доску.

И к вам пришли первые заказчицы- куклы. Подберите для каждой свой комплект одежды.

Куда можно надеть этот комплект? Расскажите о нем.

Я вам усложняю задачу. Внесите изменения в модель платья.

(что можно изменить в платье?)

Ответы:

изменить конструкцию- воротнички и манжеты, длину рукава и юбки

добавить аксессуары сумочки, броши, бусы, цепочки, замочки, пуговицы)

- Расскажите о своей модели

Молодцы! Чем вы сейчас занимались?

Ответ:

Создавали много разных моделей на основе одной выкройки.

Как можно назвать этот процесс одним словом? (Моделирование).

- Так что же такое моделирование? (Изменение основы выкройки)

(Выкройка одна? А модели получились разные.)

Где можно проверить, верно ли наше предположение?

(Проверить по учебнику стр. 95)

Запишите в тетрадь определение моделирования. Достигли мы первой цели?

На прошлом уроке мы с вами начертили основу плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Значит, что мы будем сегодня моделировать? (Моделирование основы с цельнокроеным рукавом.Давайте вернемся к нашим целям и поставим еще одну цель- подготовка выкроек к раскрою )- записать на доску цель

Допишите тему урока.

Узнать способы моделирования; научиться моделировать плечевое изделие с цельнокроеным рукавом и подготовить выкройки к раскрою).

А с чего начинается моделирование? С эскиза

Зарисуйте у себя в тетради эскиз вашей будущей ночной сорочки.

Расскажите о ней.

Каждая из вас нарисовала уникальную модель. Я предлагаю вам ее изготовить на дополнительных уроках по технологии, а сегодня мы будем учиться изменять форму горловины и низ.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Обратимся к вашему личному жизненному опыту . (10 мин)

У вас в гардеробе есть разные блузки с разными горловинами.

Вспомните, какие у них формы? (ответы детей )

У каждой горловины есть свое название. Самых распространённых - 5 видов.

У меня на доске вывешены варианты форм горловины.

Попробуйте соотнести названия и формы выреза горловины. (лодочка, каре, овал, мыс или углом ).

Как можно проверить свои предположения? (Куда посмотреть?)

Откройте учебник на странице 96. Верно ли ваше предположение? Молодцы!

Посмотрите на наших гостей. Какие формы горловин на их нарядах?

Что нового вы узнали? (можно изменить форму горловины )

Девочки, мы будем моделировать ночную сорочку, изменяя форму горловины и линию низа на цветной бумаге по плану.

Чтобы лучше представить, как это будет выглядеть, я предлагаю примерить на наших заказчиц.

- Практическая работа

1 задание

План работы:

1. Обвести шаблон заготовки выкройки;

2. Внести изменения по линии горловины переда (спинки);

3. Вырезать по новой линии;

4. Соблюдаем правила Т.Б. при работе с ножницами!

Примерьте на куклу

Все ли получилось?

4. Включение в систему знаний и повторение

Это были способы моделирования. (15-20 мин)

Какие из поставленных целей мы выполнили на первом уроке?

2 урок.

Каких цели мы не достигли?

К какой цели обратимся на этом уроке?

На этом уроке мы будем моделировать основу плечевого изделия. Работать будем по следующему плану.(учитель читает и объясняет)

2 задание

Выполните моделирование на вашей выкройке.

План работы:

По спинке по линии плеча от верхней точки в сторону отложить отрезок 3 см.

По линии середины спинки от верхней точки отложить вниз 3 см, соединить точки плавной линией.

По полочке по линии плеча от верхней точки в сторону отложить отрезок 3 см.

По линии середины полочки от верхней точки отложить вниз 8 см, соединить точки плавной линией

5. Соблюдаем правила Т.Б. при работе с ножницами!

Итак, вы выполнили моделирование вашей основы плечевого изделия.

Готова выкройка?

Сравним ее с учебником на стр. 101

Готова или нет? Почему?

Для того чтобы подготовить выкройку к раскрою, нанесем

названия линий, направление долевой нити, размеры припусков.

Какая была тема урока?

Все цели достигли?

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Вам понравилось моделировать.

Все эмоции, настроения и знания, которые у вас возникли, попробуем отразить в синквейне. (Синквейн вывесить на доску)

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему урока.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Моделирование

Занимательное, увлекательное

Изменять, преобразовывать, подготавливать

Я научилась изменять горловину

Модель

Домашнее задание: не задано

Раскрой ночной сорочки.

План работы:

1. Подготовить инструменты и приспособления для работы: сантиметровую ленту, линейку закройщика, простой карандаш, угольник, булавки, раскройные ножницы.

2. Обнаружить дефекты: выявить дыры, пятна, неравномерную окраску, утолщение нитей. Отметить дефекты мелом, чтобы при раскрое они не попали на детали выкройки.

3.Определить лицевую сторону ткани

4.Определить долевую нить

5. Настелить ткань в сгиб или в разворот, сколоть.

6. Разложить выкройку на ткани, приколоть.

7. Обвести контуры деталей.

8. Отложить ширину припусков и провести линии.

9. Раскроить сорочку по линиям припусков на швы.

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №5» г. Белгорода

Лабораторно-практическая работа

по информатике на тему:

Моделирование биологических процессов

для учащихся 10-11 классов

Подготовила:

Кобзева Ирина Алексеевна,

преподаватель информатики

ГОУ НПО ПУ №5

Белгород

Лабораторная работа

Тема урока: Моделирование биологических процессов.

Тип урока: закрепления полученных знаний и способов деятельности.

Цели урока: - закрепить знания учащихся:

    о моделировании биологических процессов в электронных таблицах;

- воспитать чувство ответственности, аккуратность;

- развить логическое и пространственное мышление.

Формы организации учебной работы : самостоятельная работа с раздаточным материалом, работа с учебником.

Литература:

Ход урока:

    Орг. Момент

Сообщить учащимся тему и цели урока.

    Объяснение нового материала:

Задача БИОРИТМЫ

I этап. Постановка задачи

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.

За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Момент рождения для человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма.

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, то есть его физическое самочувствие. Периодичность его составляет 23 дня.

Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.

Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его - 33 дня.

Предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для которых известна дата рождения.

II этап. Разработка модели

Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная х - количество прожитых человеком дней:

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

    исходные данные;

    расчетные данные (результаты).

Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы:

Примечание . Обратите внимание! В каждую формулу входит выражение (А9-$В$4), которое вычисляет количество дней, прожитых человеком. И хотя это выражение содержит ссылки на ячейки, в которых записаны даты, среда табличного процессора автоматически вычисляет каждую дату как количество дней, прошедших с 1 января 1900 года, а затем определяет разность между ними. При записи формул использовать вставку стандартных функций SIN (…) и ПИ(...).

Дата заполняется по формату 00.00.0000. Если дата набрана правильно, то ячейке автоматически будет присвоен формат дата. Признаком правильного набора даты является выравнивание значения вправо.

III этап. Компьютерный эксперимент

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

ТЕСТИРОВАНИЕ

Провести тестирование модели. По результатам расчетов построить общую диаграмму для трех биоритмов.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Произвести расчеты для других исходных данных. Исследовать показания биоритмов (благоприятные и неблагоприятные дни для различных видов деятельности).

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕСТИРОВАНИЕ

1. Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета.

ПРИМЕР РАСЧЕТА

Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул.

2. Постройте диаграмму (рисунок 3.2).

3. По диаграмме определите дни, в которых значение биоритма равно нулю.

4. Сохраните выполненную работу в файле Биоритмы.

ЭКСПЕРИМЕНТ. Расчет биоритмов реального человека

1. Введите в ячейки В4 и В5 дату рождения конкретного человека.

2. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.

3. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.

I V этап. Анализ результатов моделирования

1. Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физкультуре дни (плохое физическое состояние).

2. Выбрать день для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмоциональное состояние хорошее).

3. По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.

4. Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по такой кривой что-либо определить?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Совместимость людей по биоритмам.

Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей. Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.

1. Открыть файл Биоритмы.

2. Выделить ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов, скопировать их и вставить в столбцы Е, F, G, используя команду Правка Специальная вставка | Переключатель значения.

З. Ввести в ячейку D4 дату рождения друга. Модель мгновенно просчитается для новых данных.

4. В столбцах Н, I, J провести расчет суммарных биоритмов по формулам.

5. По столбцам Н, I, J построить линейную диаграмму физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости. Пример суммарной диаграммы представлен на рисунке 3.3. Максимальные значения по оси у на диаграмме указывают на степень совместимости: если размер по у превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте.

6. Описать результаты анализа модели, ориентируясь на следующие вопросы:

Что, на ваш взгляд, показывают суммарные графики биоритмов? Что можно по ним определить?

Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом?


Проанализировав диаграмму, выбрать наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре, например в футбольной команде. Можно ли вам с другом вообще выступать в соревнованиях как команда? Ответ обоснуйте.

Спрогнозировать результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца, например, 10-го, 15-го и 21-го.

В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?

    Подведение итогов:

Домашнее задание: Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 102-108

Задачи урока:

  • Образовательная:
    • организовать деятельность учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных жизненных ситуациях.
  • Развивающие:
    • развивать практические навыки по составлению моделей в электронных таблицах;
    • формировать межпредметную связь;
    • развивать аналитические способности, внимание, мышление.
  • Воспитательные:
    • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
    • воспитывать чувство патриотизма;
    • ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:

  • информационный (словесный);
  • наглядно-иллюстративный;
  • практический.

Формы организации учебной деятельности:

  • практическая работа с раздаточным материалом;
  • самостоятельная практическая работа;
  • беседа;
  • исследование.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, компьютеры, раздаточный материал.

Программное обеспечение: MS Office – PowerPoint, Excel.

Этапы урока:

  1. Организационный.
  2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.
  3. Освоение нового материала через выдвижение гипотез и анализ результатов исследования моделей.
  4. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа с раздаточным материалом. Анализ результатов.
  5. Самостоятельная практическая работа.
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

  • Приветствие.
  • Проверка отсутствующих.

II. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности (Презентация )

Учитель: Над какой большой темой мы начали работу на прошлом уроке? (Моделирование.)
Сегодня мы продолжим изучение. Тема нашего урока – “Компьютерное моделирование”.

– Чтобы определить цель, ответьте на вопросы:

  • Кто сегодня пришел в школу в приподнятом настроении? (Ответы учащихся)
  • А кто пришел в школу в подавленном настроении? (Ответы учащихся)
  • Как вы думаете, почему в некоторые дни у вас все валится из рук, ничего не хочется, ничего не получается, а в другие – вы готовы свернуть горы, ощущаете подъем жизненных сил, у вас все идет как по маслу, без сучка и задоринки. (Ответы учащихся)
  • А вы замечали, что такое состояние повторяется через определенный промежуток времени и порой при этом в организме не происходит никаких видимых изменений? (Ответы учащихся)
  • Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека? (Влияние факторов внешней среды – Солнца, Луны и земного притяжения.)
  • Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека? (Биоритм.)
  • Можно ли прогнозировать благоприятные дни и предупреждать о неблагоприятных? (Можно.)

– Верно. Оказывается, можно не только прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты человеческой деятельности.
Есть наука – хронобиология, которая занимается изучением биологических процессов, происходящих в живом организме, в различные отрезки времени. Оказывается, специалисты насчитывают до 100 биоритмов, влияющих на работоспособность и самочувствие человека.
Но существует теория, что наша жизнь всё-таки подчиняется основным трем биоритмам: физическому, эмоциональному и интеллектуальному.
Итак, исходя из всего вышесказанного, какова же цель урока?
Чему мы должны научиться? (Составлять свои биоритмы.)
Верно, только наша тема связана с моделями и компьютером. Значит, цель нашего урока какая? (Создание модели, позволяющей рассчитывать биоритмы человека.)
Причем, которую можно не только исследовать, но и с её помощью улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты деятельности человека. И эту модель мы создадим, используя электронные таблицы в Excel.

III. Освоение нового материала

– Каждый биоритм имеет свою продолжительность цикла и отвечает за определенное состояние человека.

– Ребята, обратите внимание, на столах у вас имеется ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ БИОРИТМОВ, где вы видите значения циклов и более подробное описание их влияния, с которым мы сталкиваемся в обыденной жизни.

Значение

Физический цикл

Эмоциональный цикл

Интеллектуальный цикл

Минимальное значение цикла (максимум негативных проявлений, за которые отвечает цикл). Чувство бессилия, апатия. Только отрицательные эмоции. Все кажется чрезмерно сложным и не поддается решению.
Отрицательная фаза цикла (негативные свойства цикла преобладают над позитивными). Преобладание чувства бессилия, слабости. Преобладание отрицательных эмоций и чувства пессимизма. Простые задачи решаются с трудом, а сложные кажутся неподъемными.
Нулевое значение цикла (переход через "ноль") – возможны непредсказуемые проявления как позитивных, так и негативных свойств. День, когда один или более циклов находятся в этой фазе, считается очень тяжелым. Неожиданные проявления огромной силы и энергии так же неожиданно сменяются чувством полного бессилия и апатии. Неожиданные приступы безграничного пессимизма и оптимизма, частая смена эмоций. Проблески гениальных решений и прозрений сменяются непониманием простых вещей.
Положительная фаза цикла (позитивные свойства цикла преобладают над негативными). Преобладающее чувство уверенности в своих силах. Преобладание положительных эмоций и чувства оптимизма. Легкость в решении любых задач.
Максимальное значение цикла (максимум развития позитивных свойств при минимальном воздействии негативных). Безграничная уверенность в своих силах. Максимум положительных эмоций, безграничный оптимизм. Безграничное проявление интеллектуальной и творческой мощи.

– Посмотрите внимательно на таблицу, сколько значений у каждого цикла? (5)
А теперь давайте разберем этапы построения биоритмов.

СЛАЙДЫ 5, 6.

Объяснение по слайдам.

– На диаграмме биологические ритмы представлены в виде кривых – синусоид, которые изменяются периодически. Начало кривых – дату рождения, мы на диаграмме не видим! Наблюдаем лишь изучаемый промежуток времени. В каждом периоде есть критические дни: это когда синусоида находится в нулевой (критической) точке и когда она получает максимальное и минимальное значения. У теории биоритмов есть много приверженцев, но есть и противники. Однако, что же говорят факты? Рассмотрим биоритмы известных вам исторических личностей.

– Каждый знает о трагической судьбе великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте посмотрим, в каком состоянии находится человек в самый критический момент. Итак, 27 января 1837 г. – дуэль Пушкина и Дантеса.

– Сравните эмоциональные биоритмы. Какое эмоциональное состояние было у Пушкина? Посмотрите таблицу значений. Что это означает? (Выслушиваются ответы) .

Учитель дополняет: Из курса литературы вам известно, что Пушкин, собираясь на дуэль, писал письмо – рецензию на книгу Ишимовой Анны “История России для детей”. Он хотел жить и верил в жизнь. На дуэль он шел без страха. И что мы наблюдаем на графике? (Эмоциональный рост.)

– А теперь определите эмоциональное состояние Дантеса. Используйте таблицу. (Выслушиваются ответы.)

Учитель дополняет: Дантес был зол, раздражителен, ведь он прекрасно знал о дуэльных способностях Пушкина. Именно поэтому он отказался от первого вызова на дуэль (20 января). Но тем не менее он сумел критически проанализировать ситуацию и даже в последний момент смог нанести оскорбление поэту (послал любовную записку жене Пушкина). Ярость Дантеса и страх перед смертью способны были убить любого человека. И что мы наблюдаем на графике? (Эмоциональное падение).

– Рассмотрим физические и интеллектуальные циклы.
Физическое и интеллектуальное состояния Пушкина находились на спаде, практически достигая пика. У Дантеса энергичность начала уступать лености. А интеллектуальный подъем позволил ему просчитать, продумать каждый подлый шаг.
Обратите внимание, какие значения принимают биологические ритмы в начале февраля. Постарайтесь прокомментировать. (Если бы дуэль была назначена на начало февраля, то все три биологических ритма принимали бы положительные значения и исход дуэли, скорее всего, был бы иным.)

– Пушкин и Дантес планировали дуэль, они знали, куда идут. А как себя чувствуют люди, которые не знают о приближении несчастья? Перед вами модель биоритмов периода гибели Александра II.

– Давайте оценим значения биоритмов. Посмотрите, на каком уровне они находятся?
О чем это говорит? (в этот момент могли быть приняты важные для России законы, конституция и т.д.)

IV. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа с раздаточным материалом. Анализ результатов

– Предлагаю вам самим попробовать создать компьютерную модель биоритмов, используя биографические данные наших современников, а затем, проанализировав результаты, подтвердить или опровергнуть данную теорию. Мы не будем брать ультрамодные группировки, тусовки или политические партии, мы возьмем достижения наших советских и российских спортсменов. РАЗДАЮТСЯ КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ. (Приложение 1 ).
Для работы вам необходимо использовать технологическую карту (Приложение 2 ), где описаны все основные этапы моделирования (комментарий по плакату – на доске) и контрольную карту для сравнения результатов (Приложение 3 ).
Задания у некоторых из вас совпадают (у рядом сидящих). Вы можете посоветоваться, если что-то не получается. Время работы 10 мин.

Подведем итоги.

– Давайте проанализируем полученные результаты. Значения, какого цикла в данных примерах наиболее важны? (Физического.) Полученные результаты опровергают или подтверждают нашу теорию. (Подтверждают.)

V. Самостоятельная практическая работа

– Науке известно, что если заранее знаешь, что тебя ожидает, то на результат можно повлиять, изменить. Давайте посмотрим, какие важные события вас ожидают с 20 мая по 20 июня. (Выпускные экзамены.) Вот сейчас я предлагаю смоделировать процесс изменения вашего состояния в этот период. Используйте ранее созданную модель. Внесите в таблицу новые данные, диаграмма изменится автоматически. Время – 3 мин.
Полученные биоритмы сохраните и проанализируйте.

Подведем итоги. Вы посмотрели на свои графики, давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать:

1) Если западает физический цикл? (Постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий.)

2) Если западает эмоциональный цикл? (Учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплиментов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню…)

3) Сложнее, если в это время идет спад интеллектуальный … Что же делать в этом случае? (Но и тогда не стоит огорчаться. Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания.)

– Ну а сейчас, чтобы еще раз убедиться в правильности создания вашей модели, проведите серию экспериментов:

1. Выберите неблагоприятные дни для сдачи зачета по информатике (в марте).

2. Выберите самый удачный день для сдачи зачета по физической культуре (в феврале) и выберите день для похода в театр.

VI. Подведение итогов урока. Сохраненные за урок файлы учащиеся копируют себе на дискеты для выполнения домашней работы.

VII. Домашнее задание

На “3” (задание на использование полученных знаний).

Используя созданную модель, определить состояние двух близких людей во время выпускных экзаменов.

На “4” (задание на использование и развитие полученных знаний).

1. Используя индивидуальные биоритмы и данные об учителе (указывается дата), построить диаграмму (в сравнении) и определить благоприятный день для сдачи экзамена по информатике.

2. Подготовить сообщение об истории создания теории биоритмов.

На “5” (творческое задание).

Создать проект для расчета биоритмов, используя программирование в Delphi.

VIII. Заключение

– Сегодня я не буду оценивать результаты вашей работы, а оценки будут выставлены за домашнее задание на следующем уроке. Мне приятно было наблюдать за вашей работой. Буду рада, если вы сделаете правильные выводы. Помните, необходимо задумываться над каждым днем нашей жизни. Биоритмы – биоритмами, но главное верить в себя. Урок окончен. До свидания.

Используемая литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD-диска).
  2. Кутугина Е.С. Моделирование: учеб. пособие. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2004.