Болезни Военный билет Призыв

Позитивные изменения в структуре сознания под влиянием. Состояния сознания. Можно ли измерить сознание в мозге

Лежит область, таящая в себе массу неизведанного и необычного. Измененные состояния сознания представляют собой потаённую область психической деятельности человека, которая даже на нынешнем этапе развития психологической науки являет собой невозделанную целину. Функции и природа этого феномена, несмотря на изобилие клинических и экспериментальных данных, продолжают оставаться досконально не изученными. Мечтания и грёзы, сон и дремота, гипноз и гипнотические состояния, и исторические состояния диссоциации, деперсонализации, фармакологически индуцированные психические расстройства и др., имея четкое природное происхождение, представляются не как варианты проявления чего-то общего, а как отдельные явления. В каждом конкретном случае обработка материала приводила к получению выводов, имеющих прикладную ценность и практическое применение.

Попыток систематизировать и организовать в четкую систему весь накопленный годами материал совершалось так мало, что все исследования в этой области граничат с первооткрытием.

Перед тем как переходить к изучению понятия «измененные состояния сознания» стоит уяснить, чем является для нас важнейшее понятие как философии, так и психологии - сознание. Прежде всего, оно обозначает способность идеально воспроизводить действительность, используя специфические формы и механизмы на разных уровнях отражения. Сознание может проявляться как индивидуальное (личное), так и общественное явление. Попытку систематизировать знания о сознании осуществил Зигмунд Фрейд. Его чёткая иерархическая система сыграла важную роль в развитии человеческого познания в этой области, но на современном этапе даже она проявляет несостоятельность по многим направлениям и требует коренного совершенствования.

Состояние сознания является чётко фиксированным, но тем не менее оно может претерпевать ряд изменений, находясь на различных уровнях состояний. Самое привычное и обыденное - это бодрствующее сознание, сопровождающее нас в повседневных делах, заботах, и даже на отдыхе. Далее следует сон. Это единственное природное состояние измененного сознания, которое не только сопровождает важный физиологический процесс восстановления всех сил организма, но и погружает человека в мир сновидений.

Особой формой сновидного состояния является гипнотическое, в нём сознание может пребывать в субъективной фантазии. Искусственно вызываемые гипнотические измененные состояния сознания заставляют находиться человека в полупробужденном состоянии, которое сопровождается вспышками интенсификации сознания.

Сильный шок, стресс, психический кризис, экстренные ситуации, и даже гнев или страх могут спровоцировать возникновение состояния, когда сознание подчиняется определённой силе. Появление перемен в характере ощущений, чувств и поведения может сигнализировать о том, что происходит изменение состояния сознания.

В результате некоторой систематизации удалось произвести некоторую типологию этих явлений. Измененные состояния сознания первой группы относятся к искусственно вызываемым. Для их появления необходимо употребление психоактивных веществ (например, психоделиков), содержащихся в дурмане, марихуане и пр. Также они могут появиться под воздействием определённых процедур (сенсорная депривацияй, В следующую группу были объединены психотехнически обусловленные состояния, возникающие в ходе религиозных обрядов, осознанных сновидений, гипнотического транса, медитативных действий. Также имеется группа спонтанно возникающих состояний в обычных условиях. Причиной может послужить значительное напряжение, прослушивание музыки, спортивная игра.

Изучение этой проблемы имеет важное значение для антропологии, психиатрии, клинической и

ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям. Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и . Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков.

Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.

Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европе употреблением производных конопли - гашиша и абсента - полыни. Медицинское использование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств ЛСД индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-х ЛСД проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового "кислотного" потребления. После запрета ЛСД в 1966 году и последовательных запретов других новых синтетических препаратов этого ряда складывается устойчивый криминальный мировой наркорынок, в котором "на хвосте" психоделиков протаскиваются "тяжелые", истинные наркотики. В России в 2001 году принят закон, запрещающий препараты ЛСД - ряда.

Конечно, квалифицированный психотерапевт способен оказывать психологическую помощь и без применения психоделических препаратов, тем более, что в нашей стране они юридически запрещены, однако юридический запрет психоделических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, в большинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, их использование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.

Сознание и его измененные формы

В современных представлениях дискуссия о формах сознания начата в работе У.Джеймса "Многообразие опыта": "Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него тонкой перегородкой… Наше представление о мире не может быть полным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания". За прошедший век исследователями показано существование большого многообразия форм сознания. Наиболее яркими из них следует признать модификации, вызываемые психоактивными веществами, особенно психоделиками. В основе этих вызванных ИСС лежит процесс глубокого диссоциирования сознания, последующего объединения бессознательного и осознаваемого психического содержания. В динамике психических изменений достигается обновление их свойств, содержания и смысловой направленности, происходит углубление сознания.

В устоявшихся взглядах на ИСС лежат представления о сознании как об аспекте, стороне психической реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений.

Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления.

В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий "орган", не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности. Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида.

В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС. Доступ в прилежащие ("параллельные") и потенциальные реальности, видимо, сначала нащупывался интуитивно, а затем отбирались приемы и средства, ведущие к искомой цели. Вероятно так, с древних времен, управляемые ИСС стали важным инструментом психической культуры, в качестве "мистериальных ключей" ИСС применялись природные психоделики.

Опыт психоделии

В качестве средств инициации ИСС из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в ИСС, при этом весь период действия психоделиков ИСС остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическом процессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживания человеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональной природы - того, что лежит за границами его индивидуальности. Здесь открывается феноменология персональных конфликтов, детства, младенчества, его периода рождения (т.н. перинатальный опыт), а также проявляются связи и формы, в которых человек присутствует за границами своей персоны и жизни в других людях, природе, космосе и в священно-мистическом бытии. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих ИСС, частично после пройденных сеансов. Суть трансформирующего влияния психоделиков заключается в переосмыслении жизненных содержаний, психотравм, собственной родовой (перинатальной) истории, границ своего "Я" и в обретении нового самопредставления, в опыте "встречи" с чрезвычайным масштабом собственной психики, также в опыте мистического единения с природой и вселенной. В индивидуальных самоотчетах большинство участников психоделических сеансов указывает на глубокое ревитализирующее переосмысление своих кризисов, болезней и самой жизни, участники уверены в обретении новых перспектив, целей и ценностей, а также в расширении своих возможностей, масштабов и глубины понимания себя и мира. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту.

В отличие от психоделических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциацию сознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры, они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь на биографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшем случае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд "зажимов", которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, то есть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например, пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этого ряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. В частности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у него реализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частично снимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладает известный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленные напряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающей трансформации.

Анализ психоделически измененных состояний сознания

Обязательным содержанием всех тематически или психотерапевтически обусловленных ИСС являются следующие фазы:

  • первая фаза - погружение, - в ней индивид испытывает оглушенность, потерю контроля, четкости всех внешних и внутренних ориентиров. Он оказывается скованным в ощущении саморастворения, что воспринимается как неуправляемый процесс;
  • переход ко второй фазе состояния может быть постепенным или быстрым, человек, как бы выныривает, оказывается в новой, неожиданной для него ситуации и реальности. При этом восстанавливается его ориентация, однако основная часть внимания захватывается, соединяется с внутрипсихическими содержаниями. Индивид теряет четкость чувственных границ, а также определенность своего "Я" и становится частью динамического массива переживаний. Он вовлекается в поток образов, вытесненных и забытых событий, мифологических сцен и фантазий, по смыслу они, как правило, сопряжены друг с другом. В этом движении человек начинает выделять, обнаруживать себя, происходит его первичное самоопределение в условиях психоделии;
  • в третьей условной фазе процесса у индивида проявляется особая чуткость к смыслам и чувствительность к осмыслению происходящего. Он начинает связывать реалии своей жизни с открывшимися психическими содержаниями, что стимулирует процесс переосмысления собственного существования и границ личностного "Я", оно перестает выступать в форме личного местоимения. Самовосприятие становится максимально динамичным и человек начинает усматривать богатство смыслов, которые стоят за простой Эго-формой. В данной фазе психика подвергается той или иной реконструкции в согласии со смысловой динамикой;
  • в четвертой фазе человек сталкивается с феноменом психоделической ясности. Его "Я" обретает новое самоопределение и самопредставление, индивид по-новому оценивает свой опыт, состояние и перспективы, смысловая реконструкция психики обретает четкость. В этой фазе он уясняет содержание своих проблем, трудностей и успехов, здесь же возникают предпосылки самоизменений, обновления задач и ценностей.

Выход из ИСС осуществляется плавно, человек как бы всплывает в привычных ориентирах к своей обыденности. Большая часть пережитого остается позади, его актуальность гаснет и забывается в той или иной степени. Вместе с тем основные содержания пережитого, связанные с собственным переосмыслением, становятся содержаниями сознания. В дальнейшем человек выбирает, в какой мере следовать и воплощать это новое осмысление.

При вульгарном, неосмысленном приеме психоделиков в картине ИСС преобладает развертка первой и второй фаз, и обнаруживаются лишь слабые, случайные признаки третьей и четвертой фазы. Такая психоделия не может быть признанна полноценной из-за отсутствия конструктивного психосемантического синтеза. Эта профанация ставит психоделию вне человеческого самоопределения.

Психосемантическая динамика в ИСС

Динамика и реорганизация смысловых элементов в ИСС, несмотря на богатейшую психическую феноменологию, проявляется вполне закономерными процессами.

  • Специфическим качеством психоделиков следует признать способность вызывать глубокую диссолюцию (растворение) сознания с временной потерей механизмов психической цензуры, самоконтроля и его рефлексивной самообращенности. В результате создается уникальная ситуация: глубинные психические содержания и забытая информация становятся доступными восприятию. Одновременно наблюдается неспецифическая активация психоделиками всех психических процессов, что увеличивает глубину доступа к психическим содержаниям.
  • Смысловые образования: значения, образы, смысловые ассоциации теряют системность своей организации и иерархический строй. На этом первом этапе психоделической развертки субъект не дифференцирует логических связок смыслов, он погружен в энергетически заряженный психический материал и отмечает лишь спонтанно звучащие элементы образов, значений и смыслов. Собственное "Я" воспринимается как неопределенное присутствие и неразрывность с этими содержаниями. Данный этап нельзя считать деградационным по отношению к смысловой самоорганизации, т.к. вслед за ним, во всех случаях непрофанического использования психоделиков, наступает реорганизация психических содержаний и смыслов.
  • Следующая картина измененных состояний характеризуется, во-первых, "распаковкой" субъективной истории индивида, во-вторых - реализацией тематической заданности использования психоделика. История человеческой жизни, ее смысловое содержание, может, как совпадать, так и не совпадать с тем, что человек хотел открыть, изменить в себе с помощью психоделии. Вместе с тем и то и другое проявит себя в конкуренции или синергии смыслов, как только сформируется ИСС.
  • В полноценной развертке ИСС присутствуют четкие семантические критерии, у субъекта появляется особая чувствительность к смыслам и их связям и необычайная глубина их понимания. На этом уровне возрастает активность рефлексии, крайне динамично и многообразно начинают возникать смысловые и образные ассоциации. В их чрезвычайной избыточности, наряду с фантастическими, присутствуют реалистические ассоциации, в них человек опознает вытесненную информацию, а также те смысловые содержания, которые несут креативное, творческое значение. Самовосприятие подвержено той же динамике с поправкой на неразрывность. Даже "умирая" в той или иной фантастической сцене, испытывая кардинальные трансформации, человек не теряет себя, он всегда осведомлен о себе.
  • Этап, так называемой, психоделической ясности ИСС характеризуется особой органичностью, четкостью самоорганизации психосемантических форм. Образы, смыслы, значения обретают иерархический строй, в котором человек с необычайной ясностью усматривает свои жизненные и смысловые горизонты. Он находит себя изменившимся, понимающим свои проблемы и новые задачи, он часто чувствует сильное побуждение к творческому движению. От обыденных доминант это состояние отличается первенством смыслов саморазвития и достижения принципиально значимых целей.

Индивидуальным результатом психосемантической динамики, по выходу из ИСС, является та или иная новая смысловая наполненность сознания, стремление к переосмыслению своей жизни и дел. Эти перемены часто несут выраженный терапевтический заряд, человек оказывается способным исцелиться от множества психосоматических недугов и психических страданий.

Психосемантическое содержание ИСС

С точки зрения семантического анализа, важнейшими качествами и уникальными свойствами психоделии являются:

  • формирование доступа к неосознаваемым психическим содержаниям и памяти;
  • способность чрезвычайно активировать рефлексивные механизмы и повышать чувствительность к психосемантическим элементам;
  • значительно стимулировать динамику психосемантических процессов, а также реорганизацию психосемантических элементов с вектором усложнения их системности;
  • оказывать ревитализирующее терапевтическое влияние в обновленном контексте смысловых оценок жизненного содержания;
  • оказывать трансформирующее влияние на личностное самоопределение и стимулировать потребность к саморазвитию.

Выделенные качества обнаруживаются во всех профессионально индуцированных ИСС и, по сути, представляют формальную психосемантическую динамику и структуру психоделически вызванных ИСС. Проявление этой формальной структуры в измененных состояниях может быть признано критерием их полноценности и результативности, а также валидности ИСС наряду с методологическими требованиями и анализами результатов их происхождения.

Современная психоделическая практика ИСС

В современной практике использования психоделиков выделяются следующие направления:

  • вульгарное употребление психоделиков, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения и удовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливать гедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;
  • применение психоделиков в целях саморазвития и стимуляции освоения новых
    социально-ролевых функций, наблюдается, преимущественно в культурно развитой среде и может использоваться в прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможность тематического управления психоделическим процессом в рамках специальных алгоритмов;
  • медицинское применение психоделиков: на протяжении последних сорока лет оно доказало свою эффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеваний и для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты, использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан с трансформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационных матриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этой терапии является психосемантическая составляющая;
  • применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно в свете их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучении семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека. Однако такие исследования наиболее адекватно, с научной точки зрения, могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями.

Правовое санкционирование использования психоделиков в медицинских и исследовательских целях, в рамках действующего законодательства РФ возможны лишь в форме государственного лицензирования применения психоделических препаратов соответствующими конкретными медицинскими и научными организациями и коллективами.

История измененных состояний сознания и психоделических веществ Измененные состояния сознания (ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.). ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое...

»! Сегодня будем учиться входить в изменённое состояние сознания, или альфа состояние и научимся это делать за 10 секунд. Мой рекорд вхождения в альфа состояние 7 секунд, причём в глубокое состояние (2-3 секунды на расслабление, столько же на вхождение в обычную альфу и дальше пара секунд в глубокое состояние изменённого сознания).

Затем перейдём к практике тета состояния, хотя возможно, что вы попадёте в это состояние уже в первой технике.

Альфа состояние мозга позволяет быстро отдохнуть телу, войти в глубокую медитацию, получать ответы с подсознания, эффективно перепрограммировать деструктивные программы. В этом состоянии рекомендуется работать с визуализациями, аффирмациями и другими техниками.

Для начала вам нужно просто научиться входить в изменённое состояние сознания, а затем сократить это время до минимума (10-15 секунд или меньше). Я входил в это состояние за 7 секунд, когда был в спокойном состоянии.

Расскажу кратко о частотах мозга для тех, кто не знает о чём речь. Частота мозга, это волны с частотой примерно от 0,5 до 40 циклов в секунду или от 1,5 до 40 Гц. От этой частоты зависит, в каком состоянии мы находимся, бодрствующем, сонном или глубоком сне.

Чем ниже частота или меньше, тем состояние человека становится ближе ко сну. Чем частота выше, тем быстрее и активнее работает наш мозг.

Не нужно путать частоту мозга с частотой человека. Это совершенно разные системы.

Условно частоты мозга разбили на 5 частей. Мозг излучает гамма, бетта, альфа, тетта и дельта волны. Теперь познакомимся подробнее с каждой волной.

Гамма волны являются самыми быстрыми. Их частота 30-45 Гц. Эти волны генерируются мозгом в обоих полушариях. Сознание на этой частоте работает на максимуме. Считается, что эти волны начинают вырабатываться, когда человеку нужно одновременно работать с разными видами информации и при этом максимально быстро связывать их между собой. При уменьшении гамма волн, начинается снижение способностей к запоминанию.

Бетта волны генерируются левым полушарием мозга человека. Их частота от 14 до 30 Гц. Они отвечают за логическое мышление, концентрацию внимания, принятие решений. Бетта волны дают возможность активно действовать в социуме. Они ускоряют работу мозга, а также повышают обработку и усвоение информации. Также они усиливают общую энергетику тела, возбуждают нервную систему, убирают сонливость и обостряют чувства.

Альфа волны. Именно с ними сегодня мы и будем работать. Когда начинаете расслабляться с закрытыми глазами и при этом в сознании начинают появляться различные образы, начинает активно работать воображение, появляются альфа волны. Их частота от 7 до 14 Гц. Альфа волны генерируются правым полушарием мозга.

Когда взрослый человек находится в расслабленном и комфортном состоянии и при этом у него сохраняется сознательную активность — вырабатывается достаточное количество альфа волн. По сути, это состояние перед засыпанием.

На этой частоте человек может эффективно справляться с поставленными перед ним задачами. Альфа волны многократно усиливают способность воспринимать большой объём информации, развивают абстрактное мышление, помогают самоконтролю. Также на этой частоте хорошо убирать стресс, нервное напряжение и беспокойства.

Альфа волны помогают соединить сознание с подсознанием (или душой). На этой частоте вырабатываются так называемых гормоны радости, которые способствуют уменьшению боли и отвечают за позитивный взгляд на жизнь, счастье, радость и отдых.

Тета волны приводят организм в состояние глубокого расслабления. Это состояние дремоты, где могут быть сновидения. Их частота от 4 до 7 Гц. Если освоить сознательное вхождение в эту частоту и сознательное пребывание там, решение многих вопросов будет происходить намного легче. Это состояние я пока не освоил. На сегодняшний день мне достаточно альфы.

В тета ритме после тяжёлых нагрузок, организм может быстро восстановиться. На этой частоте появляется ощущение блаженства и умиротворённости. Тетта волны генерируются правым полушарием мозга. Они являются границей между сознанием и подсознанием.

Тета волны способствует проявлению паранормальных способностей. Они усиливают эмоции и чувства, также позволяют программировать и перепрограммировать подсознание, избавляться от негативного и ограничивающего мышления. Для людей занимающихся саморазвитием, освоение этой частоты может принести большую пользу.

Дельта волны. Этот ритм начинает работать во время глубокого сна. В дельта состоянии в организме интенсивно идут процессы самовостановления и самоисцеления. Дельты волны генерируются правым полушарием головного мозга. Их частота от 0,5 до 4 Гц.

Изменённое состояние сознания (ИСЗ) начинается с альфа частоты и на границе альфа и тетта волн.

Именно на этих частотах хорошо проводить перепрограммирование организма. Идеально было бы работать на тетта частотах, но это фактически сон и для этого требуются длительные тренировки.

Сейчас мы будем учиться входить в глубокое альфа состояние без компьютера и специальной музыки. В этом состоянии можно восстанавливаться буквально за 10-15 минут, находить решение проблем, получать ответы на волнующие вопросы на которые не удаётся получить ответ в обычном состоянии, производить перенастройку всего организма, перепрограммировать внутренние программы и убеждения, настраиваться на события.

Подготовка к практике

Входить в альфа состояние можно сидя или лёжа, как вам будет удобнее. Если вы в расслабленном состоянии быстро засыпаете, эту технику лучше делать сидя. При первых тренировках перед вхождением в измененные состояния сознания, не нужно ставить какие-либо цели. Для начала вам нужно просто хорошо освоить в хождение в это состояние. Перед занятием убираем все раздражающие факторы: выключаем телефон, домофон, закрываем двери, чтобы не беспокоили родственники. Одежда должна быть свободной. Если посторонние звуки всё же присутствуют, оденьте наушники.

Хорошее время для этой техники перед сном, когда все в доме успокаиваются. Положение должно быть удобным, руки и ноги скрещивать нельзя.

Как войти в альфа состояние — практика

Закрываем глаза, и делаем первый отсчёт от 3 до 1 следующим образом. Сначала делается глубокий вдох и на выдохе мысленно произносим число 3 три раза (три, три, три ) и представляем образ тройки перед внутренним экраном. Пусть этот образ будет таким, какой вам придёт. Сконцентрируйте на цифре своё внимание. В это время вы расслабляете своё тело от головы до ног.

Если вы не умеете расслабляться, сначала потренируйтесь с расслаблением до такой степени, чтобы делать это за несколько секунд. Я пишу не о глубоком расслаблении. Достаточно первичного общего расслабления.

После этого нужно полежать несколько секунд. Дальше делаете глубокий вдох и на выдохе произносите цифру 2 три раза (два, два, два ). Всё то же самое. При цифре 2 вы расслабляете своё лицо, щёки, челюсть, затылок и веки. Обратите внимание на расслабление век. Дальше полежите несколько секунд или немного дольше, как вам захочется.

Потом идёт единица. Также 3 раза произносим цифру 1, не забывая про образ единицы. Сейчас ничего не расслабляем, а просто концентрируемся на единичке.

Дальше лежим несколько секунд и начинаем второй отсчёт от 10 до 1. Теперь глубокие вдохи и выдохи делать не нужно. Всё делаем легко и расслаблено. Начинаем с десятки. Также мысленно произносим цифру 10 и представляем её. Через 2-3 вдоха на выдохе мысленно произносим слово «глубже» и мысленно как бы проваливаемся в глубину, во что-то приятное, как в подушку.

Если на какой-то цифре вы начинаете сбиваться, забывать какой у вас счёт, значит вы уже в альфе.

Это может произойти на любой цифре. Как только это произошло, больше считать не нужно. Ощущайте это состояние. Активных мыслей быть не должно. Если появляются мысли, просто наблюдайте за ними как-бы со стороны и они уйдут. Большой поток мыслей выводит из состояния изменённого сознания.

Если вы проскочили альфу и уснули, ничего страшного. Просто нужно тренироваться. Если с первого раза не попали в это состояние, находитесь в том состоянии, в котором будете. Это всё равно будет альфа, просто не глубокая.

Состояние глубокой альфы очень приятное, которое сложно описать. Это расслабленное состояние с непередаваемой глубиной, в нём хорошо и приятно. Когда вы попадёте в глубокую альфу, вы это поймёте.

Находитесь в этом состоянии столько, сколько захотите. Если время ограничено, можно поставить будильник с приятной мелодией.

В обычной альфе есть промежуток, когда вас охватывает любовь и счастье. Просто наблюдайте за этим состоянием и уходите глубже. Если хотите, можете остаться в этом состоянии, но его легко проскочить, оно скоротечно. У меня это состояние бывает в пределах нескольких секунд. Хотя этого состояния любви может и не быть, все мы разные.

Иногда 10-15 минут в глубокой альфе могут заменить 1-2 часа сна.

В измененных состояниях сознания, могут появляться различные образы. Наблюдайте за ними и при этом оставайтесь осознанными, чтобы не уснуть. Через некоторое время, наблюдая за образами, вас может осенить, вы можете что-то понять, что никогда не понимали, вам может прийти интересная мысль или идея, в вашей памяти может всплыть нужная информация, которую вы давно забыли.

Решаем проблемы с помощью альфа состояния мозга

В этом трансовом состоянии можно настраиваться на решение нужных проблем и просто наблюдать за мыслями и образами. После того, как вы научитесь входить в глубокое альфа состояние, вы можете освоить решение проблем через эту технику. Перед практикой настройтесь на решение нужной проблемы, иначе в самой альфе это можно не вспомнить и погружайтесь в альфу. Нашли решение проблемы, сразу выходите из этого состояния, иначе потом можете не вспомнить.

При помощи помощника можно делать большие вещи, вплоть до написания книг. Для решения простых в один ответ решений, достаточно войти в альфу и там наблюдать за происходящим. Получили ответ, вышли из альфы.

Если нужно получить большой объём информации, то его запомнить сложно. В этом случае, идеальным вариантом будет помощник. Вы получили в альфе фрагмент информации, произнесли её вслух и сразу же снова вошли в альфу. Помощник записал информацию.

Пришёл новый фрагмент информации, снова произнесли вслух, помощник опять записал и т.д. Таким образом, вы практически не будете выходить из этого трансового состояния и диктовать информацию помощнику. Конечно можно для этого использовать и диктофон.

Из альфа состояния выходить очень легко. Небольшое усилие воли и вы уже в бетта. При выходе из альфы постарайтесь вынести это прекрасное состояние, которое будет у вас.

Таким образом, вы будете становиться сильнее и счастливее, на вас всё меньше будут действовать стрессы и проблемы, вы будете становиться более уверенным человеком. Некоторые фрагменты текстов на этом блоге я подготавливал с помощью альфа состояния.

Общепринятого определения измененного состояния сознания на сегодняшний день нет.

Чарльз Тарт в своей книге "Измененное состояние сознания" дает следующее определение: "для каждого индивида - это то состояние, в котором он ясно чувствует характерные качественные изменения паттерна своего ментального функционирования" http://www.psy.msu.ru/illusion/.

В бихевиоральном подходе, "ИСС - это гипотетический конструкт, к которому обращаются, когда повеление субъекта кардинально отличается от его обычного поведения" http://www.psy.msu.ru/illusion/.

Возможно, это связано с тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной психологии данная проблема не получила достаточной теоретической разработки. Как правило, ИСС характеризуют через набор параметров, по которым изменяется психическое функционирование (т.е. что должно меняться при ИСС), и через содержательное описание критериев ИСС, т.е. как именно должна измениться психическая деятельность по каждому параметру, чтобы данное состояние было признано измененным (чтобы состояние было признано таковым, должно измениться сразу несколько параметров).

А. Людвиг, проанализировавший данные по различным состояниям (в том числе вызванным гипнозом, ЛСД-25 и их комбинацией), отнес к общим чертам ИСС изменения мышления, чувства времени, выражения эмоций, образа тела, значимости различных явлений, а также потерю контроля, перцептивные расстройства, чувство "чего-то невыразимого", ощущения возрождения, восстановления сил и гиперсуггестивность.

Р. Могар, сопоставивший состояния человека во время сновидений, психоделических и гипнотических состояний, определенных фаз творческого процесса, депривации сновидений и SD, выделил в качестве основных следующие характеристики ИСС: изменения в восприятии, преобладание ощущений и образов над вербальным мышлением, ослабление границ эго, изменения в ощущении своего тела, приостановку "конвенциональной ориентации" в пространстве, времени и в себе.

Ф. Соломон и его коллеги при идентификации состояний, вызванных SD, использовали такие показатели наличия ИСС, как появление галлюцинаций (преимущественно зрительной модальности), трудности различения состояний сна и бодрствования, снижение "рациональности" мыслей и эмоций и усиление их "примитивности", нарушение константности восприятия положения и формы объектов, изменения в ощущении собственного тела.

Позднее "В. Фазинг обобщил списки из работ А. Людвига и Ч. Тарта и получил набор параметров (без критериев), по которым меняется психическое функционирование в ИСС. В этот набор входят изменения: 1) внимания, 2) восприятия, 3) системы образов и фантазий, 4) внутренней речи, 5) памяти, 6) процессов принятия решений и разрешения проблем, 7) значения или значимости, 8) восприятия времени, 9) переживания и выражения эмоций, 10) уровня возбуждения, 11) самоконтроля, 12) внушаемости, 13) образа тела, 14) ощущения самоидентичности. Стремясь подчеркнуть значимость субъективных методов для исследования ИСС, Фазинг утверждал, что по этим параметрам меняется не само психическое функционирование, а его переживание субъектом, т.е. форма данности психического явления субъекту."Гордеева О.В ИСС при сенсорной депривации //Вестник московского университета, сер.14, Психология - 2004, №2.- с. 71

Итак, под измененным состоянием сознания (ИСС) будем понимать "особое функциональное состояние, при котором нарушается адекватность психического отражения реальности, возникает как следствие искажения нормальной работы головного мозга" http://www.psy.msu.ru/illusion/.

Причинами изменения сознания могут служить стресс, психотропные вещества, депривация, медитация и т.п.

Исходя из множества способов вхождения в измененное состояние сознания, различают несколько видов ИСС. Несмотря на очевидные расхождения среди ИСС, можно выделить достаточно их сходных черт, которые позволили бы концептуализировать эти ИСС как некий единый феномен. Сходные черты (описанные ниже) в той или иной степени характерны для большинства ИСС.

§ Изменения в мышлении. Общие находки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления (простое процессуальное мышление), и, по-видимому, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности. измененный состояние сознание достижение

§ Нарушение чувства времени. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.

§ Потеря контроля. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).

§ Изменения в эмоциональном выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза до глубокого страха и депрессии.

§ Изменение образа тела. В ИСС происходят многообразные искажения образа тела. Весьма распространенной также является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной. Имеются и другие общие характеристики, которые можно сюда отнести. Может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.

§ Искажения восприятия. Общим для большинства ИСС является наличие перцептивных аберраций, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность, гиперобостренность восприятия и самые многообразные иллюзии.

§ Изменения смысла или значения. Исследования и изучение разнообразных ИСС, вызываемых различными способами или средствами выявили склонность людей в таких состояниях вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления или восприятия.

§ Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, трансцендентального, эстетического, творческого, психотического, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний. Отдаваясь чувству невыразимости, люди доходят до той или иной степени амнезии в отношении своего опыта в состоянии глубокого изменения сознания, такого, например, как гипнотический или сомнамбулический транс, припадки одержимости, сновидческие состояния и т.п. Амнезия имеет место отнюдь не во всех случаях, о чем свидетельствуют ясные воспоминания, остающиеся после психоделического опыта, курения марихуаны или некоторых состояний откровения или озарения.

§ Чувства возрождения. Многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения

§ Гипервнушаемость. В качестве проявления гипервнушаемости в ИСС рассматривают не только различные случаи "первичной" и "вторичной" внушаемости, но и возрастающую впечатляемость и предрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагировать на конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана, вождя или гипнотизера) или неконкретные сигналы (например, культурные или групповые ожидания в отношении некоторых типов поведения или субъективных переживаний). К гипервнушаемости также можно отнести возрастающую склонность человека к ошибочному восприятию или пониманию различных стимулов или ситуаций, основанных на его внутренних страхах или желаниях.

Белые пятна в психологии

Несмотря на наличие большого числа исследований сознания, до сих пор в психологии есть те области, которые труднодоступны для изучения. Одной из таких областей является измененное состояние сознания. Включает оно в себя различные явления:

  • грезы,
  • гипноз,
  • сенсорную депривацию,
  • фармакологически индуцированные психические расстройства.

Перечислять это список можно долго. Все приведенные явления имеют природное происхождение, однако выступают как отдельные частицы одного целого – сознания.

Понятие сознания в психологии

Определение 1

Сознание – это способность воспроизводить действительность идеальным образом, применяя специфические формы и механизмы на разных уровнях отражения.

Сознание бывает индивидуальным (личным) и общественным. Попытка систематизации информации о сознании была сделана Зигмундом Фрейдом. Известный психоаналитик создал иерархическую систему, которая имела большое значение в развитии человеческого познания в данной сфере. Однако современное развитие мира требует совершенствования данного представления и разработки новых направлений в изучении сознания.

Сознание представляет собой фиксированное состояние. Однако ему свойственны изменения при нахождении на различных уровнях состояний. Самым привычным для человека является бодрствующее сознание, которое сопровождает его в повседневных делах и на отдыхе. Бодрствующее сознание чередуется с состоянием сна. Сон является единственным природным состоянием измененного сознания, в ходе которого восстанавливаются силы организма. В качестве особой формы сновидного состояния выступает состояние гипнотическое, когда сознание пребывает в субъективной фантазии. В процессе искусственно вызываемых гипнотических измененных состояний сознания человека вводят в полупробужденное состояние, сопровождающееся явлениями интенсификации сознания. В качестве главных сигналов об изменении состояния сознания выступает появление перемен в характере ощущений , чувств и поведения.

Типология состояний измененного сознания

Систематизация явлений измененного сознания позволила выделить три группы. Первая из них представлена искусственно вызываемыми измененными состояниями сознания. Их возникновение спровоцировано употреблением психоактивных веществ, которые могут содержаться в галлюциногенных грибах, дурмане, марихуане, а также воздействием некоторых процедур (сенсорная депривация, холотропное дыхание). Во вторую группу входят психотехнически вызванные состояния, которые возникают в процессе религиозных обрядов, аутогенной тренировки, гипнотического транса или медитативных действий. Третья группа представлена спонтанно возникающими состояниями в обычных условиях. Такими условиями может стать значительное напряжение, прослушивание музыки, спортивная игра.

Проявления измененного состояния сознания

Измененное состояние сознания характерно для всех людей. Процесс вхождения может возникать в двух случаях: спонтанно, во время погружения в сон или транс, и сознательно, под действием медитации или некоторых препаратов. К проявлениям измененного состояния относят:

  • изменение восприятия : сужение или расширение;
  • искажение времени, пространства и своего тела;
  • появление галлюцинаций;
  • переходы различных ощущений из одной формы в другую,например, когда цвета звучат, а звуки, наоборот, становятся цветными;
  • интуитивное восприятие, озарение;
  • продолжительно переживание сильных эмоций, таких как экстаз, эйфория или панический страх;
  • изменение степени внушаемости;
  • изменение порога чувствительности.

Замечание 1

Подобные признаки для человека не представляют вреда. Но только в том случае, если они не вызваны применением опасных средств - алкоголя, наркотиков, токсических веществ.