Болезни Военный билет Призыв

Потерянная экспедиция франклина. Канадцы нашли корабль пропавшей полярной экспедиции франклина

Исследователи обнаружили корабль «Террор», попавший без вести во время трагической экспедиции Джона Франклина 1845 года. Об этом сообщает издание The Guardian .

В 1845 году офицер Королевского военно-морского флота сэр Джон Франклин отправился в экспедицию по освоению Арктики на кораблях «Эребус» и «Террор». Экипаж должен был исследовать так называемый Северо-западный проход. Экспедиция стала одной из самых трагических в истории военно-морского флота. Из 129 человек никто не вернулся живым.

Историки смогли проследить судьбу экипажа. Известно, что в 1846 году корабли зажало между льдов. Вся команда осталась зимовать на острове Кинг-Уильям. Большая часть экипажа погибла от болезней, холода и, вероятно, некачественного продовольствия. Считается, что 30-40 измождённых моряков по льдам добрались до племени эскимосов. Руководитель экспедиции и капитан «Эребуса» Франклин погиб от цинги летом 1847 года.

Оуэн Стэнли, моряк, служивший на «Терроре» за 10 лет до трагедии, зарисовал корабль в своём дневнике. (Jesse Winter / Toronto Star)

Поиски экипажа и кораблей начались в 1848-м под давлением общественности и супруги Франклина. Они продолжались несколько лет, но оказались безуспешными.

В 2014 году правительство Канады снарядило экспедицию, куда входил и российский ледокол «Академик Сергей Вавилов». Её участники отыскали кусок металлического каркаса «Эребуса». Изначально этот корабль был парусным военным судном, а позже его укрепили железным каркасом и оснастили паровым двигателем. Судьба же «Террора» до недавних пор оставалась неизвестной.

По словам издания The Guardian, следы «Террора» удалось обнаружить по наводке одного из эскимосов. 11 сентября члены Фонда исследования Арктики (Arctic Research Foundation) запустили батискаф с удалённым управлением в одну из пробоин затонувшего судна.

Мы успешно проникли в отсек кают-компании, осмотрели несколько кают, отыскали хранилище еды и тарелки, которые до сих пор стоят на полках. Мы обнаружили две бутылки вина, столы и пустой стеллаж. Нашли рабочий стол с выдвижными открытыми ящиками, в них что-то лежало.

Адриан Шчимновски (Adrian Schimnowski), руководитель экспедиционного судна

Корабль, подходящий под чертежи и описание «Террора», был обнаружен примерно в ста километрах южнее, чем предполагали исследователи. The Guradian отмечает, что историкам теперь, вероятно, придётся строить новые версии произошедшего.

Канадский предприниматель и филантроп Джим Балзилли, спланировавший экспедицию, выдвинул свою теорию:

Это исследование меняет историю. Судя по местонахождению «Террора» и его пути, наверняка можно сказать, что корабль был «законсервирован», а его экипаж перешёл на «Эребус», где моряки позже встретили свою судьбу.

Писатель Дэн Симмонс посвятил трагическим событиям роман «Террор». В основу сюжета легла реальная экспедиция Джона Франклина, но автор добавил в неё мистический элемент. По мотивам романа готовится сериал от телеканала AMC («Ходячие мертвецы»). Экранизация в 10 эпизодах должна выйти в 2017 году.

Солнечным днем 19 мая 1845 года на пристани английского Гринхайта собралась огромная толпа. Настроение царило праздничное: два корабля Королевского военно-морского флота - «Эребус» и «Террор» - отправлялись в Арк­тику. Высокие чины произносили патетические речи, играл оркестр, девушки прижимали к глазам платочки, провожая одетых в парадную форму моряков в плавание. Даже руководитель экспедиции сэр Джон Франклин махал ярким красно-зеленым платком своей жене леди Джейн и дочери Элеоноре, пока причал не заслонило следовавшее за «Эребусом» грузовое судно с припасами «Баретто Джуниор».

Корабли скрылись за горизонтом, и это был последний раз, когда 129 моряков видели в живых. Экспедиция Франклина бесследно исчезла, став одной из самых трагических и загадочных страниц в исследовании Арктики и заодно породив множество домыслов о судьбе моряков.

Пойти туда, не знаю куда

Перед экспедицией стояла цель - открыть, а точнее, дооткрыть Cеверо-Западный проход, самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий через Канадский архипелаг. Дело, казалось, было за малым. К середине XIX века лишь небольшая часть пути оставалась неразведанной. Ее-то и поручили нанести на карты Джону Франклину, чтобы еще раз утвердить Британию в статусе королевы морей.

Причем лучше было поторопиться, потому что в спину английским лордам уже дышала Российская империя, в те годы владевшая (через Российско-американскую торговую компанию) значительными территориями на Аляске, в Канаде и Калифорнии.

Маршрут экспедиции Франклина

❶ Корабли вышли из Грин­хайта в мае 1845 года.
❷ Последний раз экспедицию видели в море Баффина в августе того же года.
❸ На о. Бичи в 1850 году спасатели нашли записку Джона Франклина.
❹ Корабли вмерзли в лед у побережья о. Кинг-­Уильям.
❺ Остов «Эребуса» обнаружили в заливе Куин-Мод в 2014 году.

Поиски Северо-Западного прохода велись с середины XVI века, и довольно успешно. В 1576–1631 годах англичанами были открыты значительные территории: пролив Дейвиса и море Баффина, Гудзонов пролив, Гудзонов залив и бассейн Фокса. В 20-е годы XIX века англичанин Уильям Парри открыл проливы Ланкастер, Барроу и Вайкаунт-Мелвилл; в следующей экспедиции - проливы Фьюри-энд-Хекла и Принс-Риджент.

Поэтому задача экспедиции Франклина не казалась невыполнимой: нужно было всего-навсего обследовать небольшой участок в Канадской Арктике. Правда, ни один корабль еще не заходил так далеко на юг от пролива Ланкастер и на запад от полуострова Бичи из-за тяжелых ледовых условий. Однако в этот раз Британское географическое общество решило пойти ва-банк.

Как вы судно назовете

Если бы белые медведи умели читать, они наверняка оценили бы английский юмор, увидев названия на бортах кораблей. Флагманский «Эребус» («Мрак») и «Террор» («Ужас») являли собой впечатляющее зрелище. На оснащении не экономили: на судах стояли экспериментальные паровые двигатели. Корпусы были усилены дополнительными металлическими пластинами, несколькими слоями тикового дерева и канадского вяза, добавленными к изначальной дубовой обшивке. К тому же «Эребус» и «Террор» уже успели пройти боевое крещение - участвовали в успешной антарк­тической экспедиции Джеймса Росса 1839–1843 годов. Так что суда могли пройти - и прошли - через такие льды, где ни одно другое судно того времени не смогло бы уцелеть.

Тем не менее тревожные звоночки начались уже на этапе подготовки: Адмиралтейство обратилось с почетным предложением возглавить новую экспедицию к организатору одного из первых походов к Северному полюсу Уильяму Парри, но тот вежливо ответил, что северному сиянию предпочтет скучную штабную должность в Лондоне. Второй кандидат - Джеймс Росс, считавшийся восходящей звездой полярных исследований, - отказался, объяснив, что после недавней свадьбы теплая постель молодой жены интересует его куда сильнее, чем вечная мерзлота. Третий претендент был слишком молод, а четвертый вообще ирландец! (Последние, к слову, все же попали в экспедицию: Джеймс Фитцджеймс стал капитаном «Эребуса», а Фрэнсис Мойра Крозье - капитаном «Террора».)

В результате, изрядно намучившись, Адмиралтейство пригласило Джона Франклина, который мало того, что имел за плечами три неудачные экспедиции, но еще и был староват для таких походов (на момент начала плавания ему исполнилось 59 лет). К тому же за глаза его называли «человеком, съевшим свои башмаки»: во время сухопутной экспедиции в Канаду, которую Франклин возглавил в 1819 году, ему и его людям, умиравшим от голода, пришлось включить в рацион спальные мешки из бычьей кожи и даже собственную обувь. Тогда, кстати, Джон Франклин искал все тот же Северо-Западный проход.

История поиска

По самому оптимистичному прогнозу «Эребус» и «Террор» должны были преодолеть Северо-Западный проход за лето 1845 года, достичь Аляски, России и Китая и выйти в теплые воды Тихого океана. Но в Лондоне понимали, что, скорее всего, кораблям придется минимум раз перезимовать во льдах. Поэтому первые три года никто особо не беспокоился из-за отсутствия вестей.

Первой тревогу забила леди Джейн Франклин, жена Джона Франклина. В 1848 году она призвала Адмиралтейство направить корабли на поиски ее мужа. Чтобы немного подстегнуть инертную бюрократическую машину, леди Франклин развернула кампанию в прессе и объявила о награде любому, кто сообщит информацию об экспедиции.

Последними, кто видел в живых корабли Франклина, были экипажи двух китобойных судов в море Баффина в августе 1845 года, то есть спустя три месяца после начала экспедиции. Тогда же, во время последней стоянки в заливе Диско на западном побережье Гренландии, пять человек из экипажа были высажены на суда сопровождения и отправлены домой. Наверняка впоследствии они не раз рассказывали эту историю в портовых пабах за кружкой эля.

По следам «Эребуса» и «Террора» отправились корабли «Энтерпрайз» и «Инвестигейтор» под руководством капитана Джеймса Росса, за три года до этого дальновидно отказавшегося возглавить экспедицию. Но спасатели сами столкнулись с суровыми погодными условиями, и, проведя три зимы во льдах, вернулись не солоно хлебавши.

Обычно капитаны возводили пирамиды из камней на островах по пути следования корабля, оставляя в них письменные сообщения для спасателей. Но не в этот раз. Как выяснится потом, из 200 выданных специально для этой цели медных цилиндров Джон Франклин использовал только один в конце мая 1847 года, причем записка была составлена путано и неинформативно. По необъяснимой причине Франклин неправильно указал год, перепутал координаты острова, рядом с которым находились корабли, и завершил записку оптимистичным «All good!», что можно трактовать и как «Все в порядке», и как «У всех все хорошо». И это при том, что на тот момент умерли минимум три члена команды! А вот каким курсом пойдут корабли дальше - в документе не было ни слова.

То же самое касалось и запасного плана - складов с продовольствием на тот случай, если морякам придется оставить корабли и возвращаться пешком, что было нередкой практикой. Спасатели не нашли ни намека на них! Корабли и люди словно испарились в воздухе.

Эта неудача и солидная сумма в 20 000 фунтов подстегнули всеобщий интерес. К 1850 году пропавших искали в общей сложности 13 кораблей из Англии и США и несколько сухопутных экспедиций. Тогда-то на острове Бичи были найдены три могилы моряков экипажа Франклина, датированные апрелем 1846 года. Но судьбу остальных участников экспедиции и кораблей это не прояснило.

Новые данные появились спустя четыре года, причем абсолютно случайно. Путешественник Джон Рэй, исследовавший полуостров Бутия для Компании Гудзонова залива, повстречал группу эскимосов, и те рассказали ему о 35–40 погибших от голода белых людях и даже показали предметы, им принадлежавшие. На вилках, ложках и ножах стояло клеймо корабля «Эребус».

В Англии Джон Франклин, несмотря на провал экспедиции, считался народным героем, мужественно сложившим голову во славу короны. Так что эта находка могла бы прославить Джона Рэя и сделать его на родине всеобщим любимцем. Но в отчете, направленном в Адмиралтейство, он указал, что, со слов эскимосов, в последние дни моряки с «Эребуса» и «Террора», судя по состоянию трупов и содержимому котелков, занимались каннибализмом.

Такого пятна на репутации народного героя Джона Франклина британская общественность стерпеть не могла. В прессе началась травля Джона Рэя. Несколько разгромных статей написал даже Чарльз Диккенс. Чтобы английские офицеры опустились до людоедства? Немыслимо! Разумеется, кощунственная мысль, что одной только христианской моралью и чувством долга перед родиной сыт не будешь, в голову никому не приходила.

Как бы то ни было, Адмиралтейство не могло и дальше выделять средства на поиски моряков, так как, во-первых, было очевидно, что спустя почти десять лет вряд ли кто остался в живых, а во-вторых, более актуальной повесткой дня стала Крымская война с Россией. Члены экспедиции были официально объявлены «трагически погибшими при исполнении служебного долга».

Стойкая леди Джейн Франклин отказалась от звания вдовы и причитавшейся ей военной пенсии и снарядила еще одну экспедицию за свой счет, купив паровую 177-тонную яхту «Фокс». И в 1859 году на острове Кинг-Уильям удалось найти три скелета и записку, нацарапанную на полях документа, оставленного ранее Франклином. Она-то отчасти и пролила свет на события.

Если тон первого письма был мажорно-приподнятым, то от второго, написанного всего через год, разило отчаянием. Автор, капитан «Террора» Фрэнсис Мойра Крозье, сообщал, что после двух невероятно сложных зимовок во льдах оставшиеся в живых моряки покинули корабли и 22 апреля 1848 года пешком отправились на юг. Еще в послании было сказано, что руководитель экспедиции сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. А значит, он никоим образом не мог быть замешан в каннибализме или других поступках, неподобающих джентльмену, о чем Джейн Франклин с гордостью сообщила в газеты.

Поиски останков моряков и самих кораблей продолжались вплоть до 1880-х, однако в целом особых успехов не достигли. Но спасательные экспедиции внесли огромный вклад в открытие арктического региона, нанеся на карту тысячи километров береговой линии Канадской Арктики. По иронии судьбы, потеря экспедиции принесла гораздо больше географических знаний, чем могло бы ее успешное возвращение.

Новая волна интереса к экспедиции Франклина поднялась спустя сто лет. При помощи современных технологий исследователи нашли еще несколько артефактов и останков людей Франклина с отметинами от режущих предметов, что, увы, подтвердило версию о каннибализме. Поиски экспедиции Франклина стали отдельным жанром у любителей приключений. На этом поприще отметился даже знаменитый «выживальщик» Беар Гриллс. В 2010 году он на двух жестких надувных лодках прошел Северо-Западным проходом, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления.

Остов «Эребуса» был найден в сентябре 2014-го на глубине 11 метров в восточной части залива Куин-Мод. А спустя два года неподалеку от острова Нунавут нашелся и «Террор».

Остров невезения

С 1819 по 1836 год в экспедициях, пытавшихся открыть Северо-Западный проход, участвовало 513 человек, из них погибло семнадцать. Ни одна из экспедиций, исследовавших регион как до, так и после Франклина, не понесла столь существенных потерь. Поэтому судьба «Эребуса» и «Террора» наводила на мысль, что произошло нечто экстраординарное. Какие только версии не появлялись в прессе - от загадочной болезни, поразившей всю команду, до гигантского и, по всей видимости, довольно морозоустойчивого спрута!

Жюль Верн в «Путешествии и приключениях капитана Гаттераса» предположил, что экспедиция Франклина наткнулась на огромный действующий вулкан под Северным полюсом, а Дэн Симмонс в романе «Террор» одного за другим скормил моряков кровожадному эскимосскому демону в обличье белого медведя Туунбаку. (Кстати, в апреле по этому роману выходит одноименный сериал, в числе продюсеров которого Ридли Скотт!)

Пропажа двух кораблей, оснащенных по последнему слову техники, да еще с лучшими моряками Королевского военно-морского флота на борту, казалась невозможной. И разрозненные находки только добавляли загадок.

Теперь, когда корабли найдены и путь экспедиции реконструирован, ясно, что к катастрофе привел не какой-то один фактор, а череда несчастливых случайностей и закономерностей.

Начать с того, что Джон Франклин выбрал неправильный маршрут. Примерно в конце августа 1846 года корабли достигли острова Кинг-Уильям, и руководителю экспедиции нужно было решить, идти вдоль западного побережья или восточного. По уставу такое решение могло быть принято только после разведки местности ледовыми боцманами. Их в экспедиции было двое, причем весьма опытных. Они должны были сообщить, что, хотя путь на запад короче, именно там сильный ветер гонит паковый лед прямиком из Северного Ледовитого океана. Восточное побережье Кинг-Уильяма покрывается льдом минимум на месяц позже. Джон Франклин тем не менее решил идти на запад, и уже через неделю корабли намертво вмерзли в лед, о чем и сообщал в своей записке капитан Крозье.

Пойди они тогда на восток - судьба экспедиции могла бы быть совсем другой. И это вовсе не сослагательное наклонение, которое, как все знают, не терпит история. Через каких-то 50 лет норвежец Руаль Амундсен на небольшом судне «Йоа» обошел злополучный Кинг-Уильям с востока и стал официальным первооткрывателем Северо-Западного прохода.

К тому же лето 1847 года выдалось экстремально холодным, и, когда моряки поняли, что кораблям не удастся выбраться из ледяного плена, было уже слишком поздно предпринимать пеший поход за помощью (она была от них в 2900 километрах).

Низкие температуры лишили людей возможности охотиться на тюленей, моржей или карибу - обычных летних обитателей тех широт. Да и в любом случае среди участников экспедиции не было ни одного человека, кто имел бы навыки охоты на крупных животных. Сработал эффект Даннинга - Крюгера: британцы были уверены, что если уж дикари-эскимосы на­учились выживать в суровых условиях Арктики, то высокоцивилизованным европейцам это не составит труда.

К этому добавилась банальная ошибка в расчетах. Предполагалось, что люди были обеспечены провиантом на три года в условиях полного рациона или на семь лет в случае сильно урезанного, но все же приемлемого дневного пайка. Однако в реальности еды едва хватило до весны 1848 года. К тому же часть консервов оказалась непригодной из-за банальной халатности и жадности снабженцев.

Адмиралтейство заключило контракт всего за несколько месяцев до старта, а на корабли консервы доставили в страшной спешке за два дня до отплытия. Проверять качество не было времени. Консервы оказались низкого качества, почти половина из них были негерметичными, да еще в пищу попал свинец из припоя. Позже спасательные экспедиции в нескольких местах находили запаянные банки, заполненные гнилым мясом, а иногда даже опилками или песком. Та же участь постигла и главное средство для борьбы с цингой - консервированный лимонный сок.

В 1980 году канадский антрополог Уоррен Бити эксгумировал останки трех моряков с острова Бичи. Помимо банальных диагнозов вроде истощения, туберкулеза и пневмонии исследователи выявили, что в костях всех похороненных содержание свинца в десять раз превышало норму. Само по себе это не могло стать причиной смерти, но очень сильно ослабляло сопротивляемость организма прочим болезням и суровым условиям.

В итоге в апреле 1848 года, когда стало очевидно, что единственный шанс спастись - это покинуть корабли, перед истощенными до предела и страдавшими от цинги моряками стояла практически невыполнимая задача. Им нужно было совершить изнурительный поход на юг и успеть добраться до побережья материка, пока не грянули морозы. Остатков испорченных консервов вряд ли хватило бы на все путешествие, и надежда была на то, что они встретят по пути эскимосов, которые поделятся с ними пищей или научат охотиться.

Поэтому обессиленные люди волоком тащили лодки, полные совершенно ненужных для выживания вещей, но которые можно было бы обменять на еду. На острове Кинг-Уильям одна из спасательных экспедиций обнаружила лодку, груженную столовым серебром, книгами, фарфоровой посудой...

А вот с полезными вещами было сложнее. На борту «Террора» и «Эребуса» стояли фрейзеровские патентованные плиты, слишком громоздкие для транспортировки. Это означало, что, покинув корабль, люди лишались горячей пищи и вынуждены были питаться только подгнившим мясом и замороженными супами. На слабеньких спиртовках, имевшихся у моряков, еду невозможно было разогреть (только до температуры чуть выше нуля), к тому же они нужны были, чтобы топить лед для получения воды.

Экспедицию ждал печальный финал: все участники погибли еще до конца 1848 года, так и не добравшись до помощи. И как бы ни было велико искушение списать неудачи экспедиции на злые силы, инопланетян или чудовищных монстров, случившееся с экспедицией идеально описывает «Бритва Хэнлона»: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью». Или, как в случае с Франклином, некомпетентностью, халатностью и самоуверенностью.

Но, с другой стороны, ведь только бросая вызов обстоятельствам, человечество сумело добраться до полюсов, опуститься на дно океанов и отправить в космос «Теслу». И то, что в глазах современников - слабоумие и отвага, в веках останется безумством храбрых.

В мае 1845 года сэр Джон Франклин отправился на поиски Северо-Западного морского пути, который, как давно предполагали, соединяет Атлантический и Тихий океаны к северу от Канады. Через почти полтора столетия ученые обнаружили тела трех участников этой экспедиции. В августе 1984 года ученые, за четыре дня пробившись сквозь почти полутораметровый слой гравия и вечной мерзлоты, вскрыли первую из трех могил, оставшихся на острове Бичи при входе в пролив Веллингтон на крайнем севере Канады после арктической экспедиции, предпринятой в середине прошлого века. То, что они увидели, изумило их: в скованной льдом земле, не оттаивающей даже под летним солнцем, лежало прекрасно сохранившееся тело молодого человека, умершего 138 лет назад. Он и два его товарища, похороненные рядом, были членами экипажей кораблей «Эребус» и «Террор», которые пришли в Арктику под командованием сэра Джона Франклина. Весной 1845 года два нагруженных всем необходимым корабля Франклина, чье отплытие сопровождалось большим шумом, покинули Англию. Целью Франклина было отыскать легендарный Северо-Западный проход морской путь из Атлантики в Тихий океан между арктическими островами Канады и пройти по нему. Поход закончился печально, на острове Бичи были найдены и опознаны останки лишь троих из участников плавания. Экспедиция Франклина, финансировавшаяся и оснащенная Британским адмиралтейством, должна была дать ответ на вопрос, уже 350 лет занимавший англичан: возможно ли пройти по открытой воде к северу от Американского континента и найти таким образом новый торговый путь с востока на запад? Панамский канал будет построен только спустя несколько десятилетий, и единственный морской путь из Атлантического океана в Тихий пролегал в обход Южной Америки, мимо опасного, грозящего штормами мыса Горн. Не выгоднее ли было бы в смысле времени и расстояния обойти с севера Канаду и Аляску, чтобы затем через Берингов пролив попасть в Тихий океан? Эта привлекательная идея волновала англичан с конца XV века. Джон Кабот (на самом деле этот современник Колумба был итальянцем по имени Джованни Кабото), находившийся на службе у английского короля Генриха VII, в 1497 году пересек северную Атлантику; открытие им острова Ньюфаундленд позволяло Англии предъявлять права на Северную Америку. Позднее другие, в том числе португальцы, французы и голландцы, пытались отыскать северный путь в Тихий океан. Имена Генри Гудзона (Хадсона), Уильяма Баффина и других остались на географических картах, но никому из них не удалось доплыть до западного побережья Америки. В первом из трех походов, совершенных в 18191825 годах, Уильям Эдвард Парри был близок к победе, совсем немного не дойдя до моря Бофорта к северу от Аляски. Наконец в 1844 году было объявлено о еще одной попытке открыть Северо-Западный путь. Но кто возглавит отплывающую на следующий год экспедицию, которая должна также исследовать неизвестные районы севера Канады и нанести их на карту? Когда сэр Джон Франклин предложил свои услуги, лорды Адмиралтейства заколебались. Они не сомневались в его способностях и упорстве, как и в знании северных заполярных областей. Но их смущал возраст отмеченного многими наградами морского офицера: 59 лет. «Нет, нет, джентльмены. Вы ошибаетесь, спокойно поправил их Франклин. Мне всего лишь 58». Ему доверили командование экспедицией. Родившийся 16 апреля 1786 года, Франклин с детства мечтал о море. В 14 лет он записался во флот, а в 19 сражался в Трафальгарской битве. Льды Арктики он впервые увидел, участвуя в плавании на Шпицберген, и этот поход во многом определил его жизнь. С этого времени он был одержим идеей отправиться в арктические районы Канады. По заданию Адмиралтейства в 1819 году Франклин начал исследовать земли вдоль северного побережья Северной Америки к востоку от реки Коппермайн. Через три с половиной года невероятных лишений он вернулся на родину, но уже в 1825 году снова отправился в страну вечных льдов. На этот раз он спустился по реке Маккензи до моря Бофорта, чтобы обследовать западную часть северного берега континента. Когда он составил карту арктического побережья протяженностью в сотни километров и опубликовал записки о жизни индейцев и эскимосов, он, можно сказать, стал национальным героем и в 1829 году за заслуги перед родиной получил дворянское звание. Позднее его назначили губернатором штрафной колонии на австралийском острове Тасмания, и ему пришлось выполнять совершенно иные обязанности. Зов Арктики

Даже в преклонном возрасте к 60 годам страсть путешественника-исследователя у Франклина нисколько не угасла. Когда в 1844 году ему представилась возможность отправиться в Арктику, он тут же за нее ухватился. Он был полон решимости еще раз бросить вызов крайнему северу, бороться с арктическими льдами, холодом и штормами во имя достижения цели, которую поставила перед ним его страна: открытия морского пути, связывающего Атлантический и Тихий океаны. В Англии все были убеждены в успехе этого предприятия, которому предшествовала очень тщательная подготовка. Парусники «Эребус» и «Террор» были переоборудованы в пароходы с гребными винтами подобные суда впервые отправлялись в Арктику. На борт погрузили запасы продовольствия на три года. Экипажи в общей сложности 129 человек набирались по результатам специальных испытаний. Под восторженные крики лондонцев 19 мая 1845 года корабли спустились по Темзе и вышли в открытое море; экспедиция Франклина началась. Поступившее вскоре донесение было созвучно всеобщей эйфории. «Мы уверены в успехе, сообщал сэр Джон. Следующая остановка в Гонконге в Китае». Затем китобойное судно встретило «Эребус» и «Террор», шедшие западным курсом, в море Баффина между Гренландией и Канадой. Но после того, как корабли вошли в пролив Ланкастера, их следы потерялись. Прошел год, потом еще один, а от экспедиции не было никаких известий. Но в то время, когда возможности связи были ограниченны, это молчание не воспринималось как нечто необычайное. По прошествии же третьей зимы, к весне 1848 года, всех в Англии с новой силой стал волновать вопрос: «Где же всетаки сэр Джон Франклин?»

Вознаграждение

Адмиралтейство объявило о вознаграждении в 20 000 фунтов тому, кто найдет пропавшую экспедицию и спасет людей. Леди Франклин добавила к этой сумме 3000 фунтов из собственных средств. Так началась одна из самых крупных спасательных операций в истории: на 40 поисковых отрядов в течение 10 лет было затрачено четыре миллиона долларов. Несколько кораблей направились в море Баффина, где в последний раз видели «Эребус» и «Террор», и далее по маршруту, по которому мог двигаться Франклин. Другие суда вели поиски с запада, войдя через Берингов пролив в море Бофорта к северу от Аляски, где должна была появиться экспедиция, продвигаясь к Тихому океану. Каждый поисковый отряд оставлял по пути следования запасы продовольствия и записки под сложенными из камней приметными знаками. Кроме того, обращения к экспедиции Франклина писали на ошейниках, которые надевали на песцов их специально отлавливали, а затем отпускали. В суровом, неприветливом краю поисковые отряды бороздили сушу и море, превзойдя величайшие подвиги, совершенные к тому времени в ходе исследований Арктики. Были открыты новые острова, нанесены на карту береговые линии, исследованы проливы. На карте исчезло множество белых пятен. Не обнаружили только следов экспедиции Франклина ни кораблей, ни людей, ни хотя бы их останков. Первый след Шел уже 1851 год. Члены экипажа корабля, бросившего якорь у острова Бичи, высадились на берег и нашли там хорошо оборудованный склад склад Франклина! Это был первый след. Видимо, здесь сэр Джон и его люди провели зиму 1845/46 года, свою первую зимовку после отплытия из Англии. Неподалеку нашли могилы трех участников экспедиции. На одном надгробном камне стояло имя Джона Торрингтона, унтер-офицера с «Террора», в двух других могилах покоились матрос Джон Хартнелл и солдат морской пехоты Уильям Брейн, оба с «Эребуса». (Эти три могилы были вновь обнаружены и вскрыты в 1984 году.) Но не удалось найти ничего, что говорило бы, куда Франклин направился дальше. В январе 1854 года участники пропавшей экспедиции под командованием сэра Джона Франклина были официально объявлены погибшими. Не было никакой надежды на то, что отыщутся еще какие-то следы, а тем более что кто-то остался в живых. Но спустя девять месяцев в Англию вернулся врач компании «Гудзонов залив» Джон Рэй, и оказалось, что он может пролить новый свет на трагедию.

Страшные свидетельства

Рэй привез детали часов, компасов, серебряные ложки и вилки, а также небольшую тарелку, на которой было выгравировано «сэр Джон Франклин». Все эти вещи он купил у эскимосов примерно в 500 километрах южнее острова Бичи. Эскимосы рассказали ему, что весной 1850 года на острове Кинг-Уильям они встретили белых людей с лодкой и санями, которые шли в сторону материка. Не зная эскимосского языка, они объяснили знаками, что их корабли раздавило льдами и что они ищут какую-нибудь еду. Эскимосы продали им небольшого тюленя. Летом того же года, как узнал Рэй, другие эскимосы нашли несколько могил и более 30 трупов на материке и еще пять на прибрежном острове. В официальном докладе Рэя Адмиралтейству приводились мрачные факты: «...судя по изуродованному виду некоторых трупов и по содержимому котелков, очевидно, что наши соотечественники были доведены до крайности и, стремясь продлить свое существование, дошли до каннибализма». Похоже на рассказ из книги ужасов. Но участвовал ли Франклин в этом заключительном акте трагедии? Этот вопрос, как и многие другие, оставался без ответа. Тем не менее для Адмиралтейства дело было закрыто, все поиски прекратились, а доктору Рэю выплатили 10 000 фунтов в качестве вознаграждения. Последние поиски

Хотя было ясно, что все участники экспедиции Франклина погибли, леди Франклин решила в последний раз предпринять поиски, чтобы найти «каждого из них, останки погибших, их дневники, записки, последние написанные ими слова». На то, что осталось от ее состояния, она купила оснащенную гребным винтом и парусами паровую яхту «Фокс» и поручила командование поисковой партией капитану Фрэнсису Леопольду Мак Клинтоку, ходившему на розыски сэра Джона еще с первым отрядом в 1848 году. Первого июля 1857 года, через девять лет после начала первой спасательной операции, Мак Клинток отправился в новое опасное путешествие. Могло ли крохотное суденышко с экипажем из 25 человек выполнить задачу, с которой не справились гораздо более крупные и намного лучше снаряженные суда? Отряд Мак Клинтока, состоявший только из добровольцев, половина из которых уже плавала в Арктике, был настроен на победу. Их несокрушимая уверенность в успехе помогла им не только выиграть битву с могучей ледяной стихией, но и проникнуть в так долго остававшуюся неразгаданной тайну исчезновения экспедиции Франклина. Поиски отряда Мак Клинтока должны были сосредоточиться в районе южнее пролива Беллот, разделяющего полуостров Бутия и остров Сомерсет. По сведениям Рэя, следовало искать именно там или на близлежащем острове Кинг Уильям. Однако, едва достигнув моря Баффина, «Фокс» оказался скованным паковым льдом. За восемь месяцев яхту снесло к югу примерно на 1600 километров. Когда судно наконец освободилось из ледового плена, Мак Клинток взял курс на остров Бичи, чтобы установить памятную табличку в том месте, где ранее были обнаружены склад и могилы участников экспедиции Франклина. Затем, обогнув остров Сомерсет, он вошел в пролив Пил. Но этот путь оказался непроходимым. Тогда Мак Клинток попытался достичь своей цели с востока. К началу второй зимы плавания он подошел к проливу Беллот, но войти в него не смог. Не в силах ждать весны, Мак Клинток приказал вести поиски, используя собачьи упряжки, таким образом он и его люди обследовали большую часть полуострова Бутия и обошли вокруг Кинг Уильяма. 20 апреля 1859 года они встретили эскимосов, у которых были вещи с «Эребуса» и «Террора» и которые могли наконец поведать о судьбе кораблей Франклина. Один из них раздавило льдами у северо-западного берега острова Кинг Уильям; второй, получивший серьезные повреждения, участники экспедиции вытащили на берег, но затем бросили. Другая поисковая группа Мак Клинтока, возглавляемая лейтенантом У. Р. Хобсоном, сделала важную находку в Виктори Пойнт, на северо-западном берегу Кинг Уильяма. Под сложенным из камней знаком они обнаружили записку, подписанную лейтенантом Грэмом Гором и датированную 28 мая 1847 года. В ней говорилось, что к исходу второй зимы все идет хорошо и что Франклин по-прежнему руководит экспедицией. Но год спустя капитаны Фитцджеймс и Крозиер приписали печальный постскриптум: «Корабли "Террор" и "Эребус" оставлены экипажами 22 апреля , так как с 12 сентября 1846 года они были скованы льдом... Сэр Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года, а общее число умерших в экспедиции составляет на сегодня девять офицеров и 15 матросов... Завтра, 26го, отправляемся к реке Грейт Фиш». Вскоре Хобсон нашел небольшую лодку, установленную на сани, а в ней два скелета. Поблизости были разбросаны часы, книги, туалетные принадлежности и то, что Мак Клинток назвал «множеством предметов того или иного рода, поразительно разнообразных и таких, которые можно было бы счесть мертвым грузом, но на что-то все же годных и, весьма вероятно, способных надорвать силы тех, кто тянул сани». Отсюда, судя по всему, 105 остававшихся в живых спутников Франклина тронулись в путь на юг. навстречу смерти.

Последний поход экспедиции Франклина

Наконец стало возможным установить, что случилось с экспедицией сэра Джона Франклина. В июле 1845 года, через два месяца после отплытия из Англии, «Эребус» и «Террор», как сообщил китобой, последним видевший их, вошли в пролив Ланкастер. Пролив Барроу все еще был скован льдами, и Франклин стал искать свободный проход севернее и нашел его в проливе Веллингтон. Но он слишком сильно отклонился на север, в то время как должен был следовать на запад, поэтому он вернулся, чтобы переждать зиму 1845/46 года на острове Бичи. Весной плавание продолжилось. Поскольку пролив Барроу не до конца очистился ото льда, Франклин решил пройти южнее, вдоль западного берега острова Сомерсет и полуострова Бутия к острову Кинг Уильям. Но куда плыть теперь, дальше на юг или на запад? На карте экспедиции Кинг Уильям был обозначен не как остров, а как часть полуострова Бутия, поэтому Франклин, должно быть, подумал, что у него нет иного выбора, как двигаться на запад. Эта ошибка на карте стала началом катастрофы. Оба корабля пошли на запад, в район многолетних льдов, которые к 12 сентября 1846 года сковали суда и больше их не выпустили. 28 мая 1847 года лейтенант Гор, на санях обследовавший местность, оставил записку, что с экспедицией все в порядке. Спустя две недели Франклин умер. В течение второй зимы, проведенной в ледовом плену к северу от Кинг Уильяма, несколько человек скончались от испорченной пищи. 22 апреля 1848 года, как сказано в постскриптуме к записке Гора, 105 оставшихся в живых людей бросили корабли, чтобы предпринять отчаянную и безуспешную попытку достичь континентальной Канады. Они решили двигаться к реке Грейт Фиш, откуда они могли бы выйти к одной из факторий компании «Гудзонов залив». Еще лет десять ходили упорные слухи, что некоторые из людей Франклина все-таки не погибли и, потеряв надежду на спасение и возвращение на родину, остались жить среди дружественно настроенных туземцев. Постепенно они приняли образ жизни обитателей Севера, и лишь грустные голубые глаза выдавали в них чужеземцев. Но обнаружить этих «белых туземцев» так и не удалось. Похоже, что все участники экспедиции Франклина погибли, не выдержав суровых условий холодного Севера.

Что же было достигнуто? Трагедия Франклина вновь разожгла интерес мореплавателей и исследователей к Арктике, беспрецедентные по масштабу поиски позволили составить карты бескрайних просторов канадского севера. Один из первых отрядов, во главе которого стоял капитан Роберт Мак Клур, сумел найти путь по северным морям, ради открытия которого отдал жизнь Франклин. Но победа оказалась призрачной, а жертвы напрасными. Выяснилось, что использовать Северо-Западный морской путь как коммерческий маршрут невозможно, потому что большую часть года он скован льдами. Норвежцу Руалю Амундсену удалось стать первым, кто проплыл из одного океана в другой, хотя это путешествие и заняло почти три года. Но, как сообщил Амундсен, его маршрут был так извилист и узок, что им мало кто сможет пользоваться, разве что торговцы пушниной и миссионеры. Однако и позднее Арктика звала искателей приключений. Это были в основном бесстрашные герои, которые, часто в одиночку, преодолевали суровые тяготы: голод, тоску, обморожения и гангрену во имя достижения недостижимой цели. Имя сэра Джона Франклина сегодня увековечено в названии целого района Северо-Западных территорий Канады, по которому он прошел, а также в названиях озера, залива и пролива. А имя леди Франклин, его верной жены, носит мыс на острове Виктория, что находится в середине Северо-Западного морского пути, который так отважно искал ее муж.

Не так давно я писал о понравившейся книге Симмонса ”Террор”. Т.к. история пропавшей экспедиции показалась мне весьма интересной, решил сделать краткий реферат по данной теме.
Далее будет многобукв.
1. Предполагаемый маршрут экспедиции. Синим цветом показан путь, пройденный на кораблях, остальным цветом – пешие и лодочные передвижения.

Пропавшая экспедиция Франклина (Franklin"s lost expedition) - экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году. Будучи офицером Королевского военно-морского флота и опытным исследователем, он участвовал в трёх арктических предприятиях. В возрасте 59 лет Франклин предпринял свою четвёртую экспедицию. Её целью были исследование неизвестной части Северо-Западного прохода и завершение его открытия. Однако экспедиция на двух судах со 129 членами экипажа, включая самого Франклина, пропала.
Джон Франклин – руководитель экспедиции

«Эребус» и «Террор» были бывшими бомбардирскими судами Королевского военно-морского флота, перестроенными для плаваний во льдах и оснащёнными по самым современным стандартам XIX века. На кораблях стояли паровые двигатели, паровая отопительная система для комфорта экипажа. Судовая библиотека включала более 1200 книг. Был взят трёхлетний запас провианта. Большей частью экипаж был укомплектован англичанами, многие из которых были с севера страны. Кроме Франклина, Крозье и двух ледовых лоцманов, никто более не имел полярного опыта.
Капитан Френсис Крозье – капитан ”Террора”.

После двух лет ожидания вестей от экспедиции общество, леди Франклин, члены парламента и британская пресса призвали Адмиралтейство отправить в Арктику поисковый отряд. В ответ Адмиралтейство разработало план, осуществление которого началось весной 1848 года. Экспедиция закончилась ничем.
Первые находки были сделаны в 1850г. Так, 23 августа капитан одного из поисковых кораблей увидел пирамиду из камней и разбросанные вокруг пустые консервные банки, на которых значилось имя Голднер. Несколько дней спустя, на острове Бичи, группа наткнулась на три могилы, которые оказались местом последнего упокоения некоторых членов экипажа Франклина, умерших в январе - апреле 1846 года.

Весной 1851 года пассажиры и члены экипажа нескольких судов наблюдали у побережья Ньюфаундленда огромный айсберг со вмёрзшими в него двумя судами - одно из них стояло прямо, другое - с креном. Было высказано предположение, что ими могли быть корабли «Эребус» и «Террор», хотя всё же более вероятно, что это были суда китобоев.

В 1854 году во время изучения топографии канадского побережья Северного Ледовитого океана к югу от острова Кинг-Уильям были записаны рассказы местных эскимосов о погибших от голода белых людях.

В 1859 году поисковая экспедиция во главе с Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком обнаружила записку, оставленную на острове Кинг-Уильям, с подробной информацией о судьбе пропавших до весны 1848 года.

В записке было сказано, что люди Франклина перезимовали в 1845-1846 годах на острове Бичи, где трое из них погибли и были похоронены. Экспедиционные суда были затёрты льдами близ острова Кинг-Уильям в сентябре 1846 года и никогда более не выходили в открытые воды.

Экипаж зимовал на острове Кинг-Уильям в 1846-1847 и 1847-1848 годах и 26 апреля 1848 года планировал выйти из лагеря и попытаться достичь реки Бак на канадском побережье. 15 матросов и девять офицеров к тому времени были уже мертвы. Остальные погибли в дороге, большинство из которых - ещё на острове, а 30 или 40 человек - дойдя всё же до северной части материка, но оказавшись в сотнях миль от ближайшего оплота западной цивилизации.
Экспедиция Мак-Клинтока также обнаружила на южном побережье острова Кинг-Уильям человеческий скелет. При нём были найдены документы, в числе которых - свидетельство моряка, выданное на имя Гарри Пеглара 1808 года рождения.

В 1981 году группа канадских учёных начала новый этап научных исследований могил, тел и других артефактов, которые оставила после себя экспедиция Франклина на островах Бичи и Кинг-Уильям. Они пришли к выводу, что члены экипажа, могилы которых были найдены, скорее всего, умерли от воспаления лёгких и, возможно, туберкулёза, на фоне общего ухудшения здоровья вследствие отравления свинцом из-за некачественно произведённой пайки банок, в которых хранилось продовольствие.

Изучение костей показало наличие острого дефицита витамина C, являющегося причиной цинги. После возвращения в Эдмонтон Битти совместно с арктическим археологом Джеймсом Савелом обнаружил на бедренной кости одного из скелетов царапины и засечки, тогда как череп был проломлен. Это стало первым научным подтверждением фактов каннибализма, о которых рассказывали многие из эскимосов и предположения которых содержались в отчёте доктора Рэя.
Был проведен анализ костей скелета: в них содержалось 226 мд свинца, что почти в 10 раз превышало содержание свинца в контрольных образцах, взятых у скелета эскимоса.

Проведённые позже исследования показали, что ещё одним потенциальным источником свинца, возможно, были корабельные опреснительные системы, а не консервные банки.

После получения официального разрешения на эксгумацию группа Битти посетила остров в августе 1984 года для проведения вскрытия могил троих членов экипажа Франклина. Первой была открыта могила кочегара Джона Торрингтона. Из-за вечной мерзлоты трупы, пролежавшие в земле почти 140 лет, прекрасно сохранились.

После завершения вскрытия Торрингтона, эксгумации и краткого осмотра Джона Хартнелла группа из-за ухудшения погоды вынуждена была вернуться в Эдмонтон, взяв с собой образцы костей и мягких тканей.

Элементный анализ костей и волос Торрингтона показал, что матрос «испытывал тяжёлые психические и физические проблемы, вызванные отравлением свинцом». Вскрытие показало, что причиной смерти стало воспаление лёгких, однако отравление свинцом было названо одним из сопутствующих факторов.

Во время экспедиции группа посетила место, расположенное примерно в 1 км к северу от могил, для изучения фрагментов сотен консервных банок, оставшихся после экспедиции Франклина. Битти отметил, что пайка на них была выполнена некачественно и с использованием свинцового припоя, который, вероятно, находился в прямом контакте с пищей.

И совсем свежие новости:
7 сентября 2014 года остов одного из двух кораблей предприятия Франклина был найден членами экспедиции к проливу Виктория. На данный момент неизвестно какой именно из двух кораблей был обнаружен. Фотоснимки находки, найденной на глубине 11 метров, были сделаны с помощью дистанционно-управляемого подводного аппарата.

Наиболее значимым результатом экспедиции Франклина стало обследование и нанесение на карту тысяч миль вдоль береговой линии, произведённые многочисленными экспедициями по её розыску. Ричард Кириакс отметил, что «потеря экспедиции, вероятно, принесла гораздо больше [географических] знаний, чем её успешное возвращение». Ирония судьбы, да.

За информацию спасибо Википедии, за фотографии Интернету.

Корабли пропавшей экспедиции Франклина по изучению северо-западного прохода из Европы в Азию.

Корабли-бомбардиры с усиленным корпусом, который должен выдерживать удар мортиры. Размеры - приблизительно 35м на 7м, но водоизмещение - около 350 тонн. Для путешествий во льдах были переоборудованы - корпус укрепили листами металла, сделали специальные заслонки для винтов, поставили паровые котлы для локомотивных двигателей и отопления. Могли развивать скорость до 7.4 km/h только на двигателях. Так же на кораблях имелась библиотека - более 1000 книг. Запас провианта был заготовлен из расчета - 3 года.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/Franklinexpeditionnote.jpg

Заметка написана на одной из печатных форм, которые специально предназначены, чтобы оставить информацию о судне в случае каких-либо проблем. На форме на нескольких языках написана просьба отправить эту записку в Адмиралтейство Великобритании с указанием времени и места, где она была найдена. Текст на записке был написан по-видимому лейтенантом Гором. Было указано, что корабли вмерзли в лед на координатах 70°5" с. ш. и 98°23" з. д., сир Франклин управляет экспедицией и всё хорошо.

Итак, если восстановить хронологию:

Была зимовка на о. Бичи в 1845—1846гг. (дата в записке почему-то указана неверно), далее корабли повернули на юг...

24 мая 1847 года 2 офицера и 6 матросов сошли с корабля (Party consisting of 2 officers and 6 men left the ships on Monday).

28 мая 1847 года корабли уже полгода стоят севернее острова Кинг Вильям (3) - 70°5" с. ш. и 98°23" з. д. Тогда, судя по записке, Франклин был еще жив, и все было хорошо. (Sir John Franklin commanding the expedition. All well.) Записка подписана лейтенантом Гором.

Запись на полях от 25 апр 1848 года - корабли стоят во льду уже полтора года, и команда покинула корабли 22 апреля 1848 года . The officers and crews, consisting of 105 souls , under the command of Captain F. R. M. Crozier, landed here in lat. 69° 37" 42" N., long 98° 41" W. Сир Джон Франклин мертв, всего на этот момент потерь в экспедиции - 9 офицеров и 15 матросов.

Крозье возглавил экспедицию. Они должны были выдвинуться на следующий день 26 апр 1848 года на юг к реке Бак (до нее 300 км по прямой!!! запас провианта к этому времени должен был подходить к концу)

Координаты лагеря Крозье, скорее всего, указаны неверно, т.к., если предположить, что верно то, что они ушли на 5 лиг на ЮЮВ от кораблей, попадаем на самый северный мыс о. Короля Вильяма - Cape Felix, а указанные координаты - это пролив.

Так же в записке есть информация относительно переноса ее на текущую позицию из предыдущего места хранения (на 4 мили мили севернее около Point Victory), где она была ранее расположена бывшим коммандером Гором в июне 1847г в столбе (pillar) сира Джеймса Росса, сложенном в 1831 году.

КАРТЫ:


Найти корабли пытались на протяжении 170 лет. Было проведено несколько поисковых экспедиций... Эребус нашли севернее острова О"Райли (южнее о. Король Вильям) только в 2014 году. А Террор - в 2016, немного южнее о. Король Вильям около бухты Террор. При обследовании о. Короля Вильяма были найдены кости и остатки имущества экспедиции вдоль западного побережья острова - по ходу движения остатков команды Эребуса и Террора. Они почти достигли своей цели - реки Бак. Они дошли до о. Монтреал неподалеку от устья "Рыбной реки"...