Болезни Военный билет Призыв

Портрет матери из повести детство. Речевая характеристика натальи николаевны

Произведения Льва Николаевича Толстова знакомы нам еще со школьных времен. Особенное впечатление на душе после прочтения оставляет повесть Детство, которое является частью его большого романа и написанное в 1952 году. Эта повесть олицетворяет определенный этап жизни героя.

Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева, так как чистота души и поступков матери всегда влияют на становлении человека как личности. Она на протяжении всего жизненного периода является опорой и стимулом для достижения поставленных целей. Все воспоминания о матери автор представляет в самых нежных и искренних чувствах.

Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.

Весь образ маменьки очень нежен и чуток. Перед нами любящая мать, которая отражает саму мать нашего писателя княжна Наталья Николаевна. По произведениям Толстого мы понимаем, что она была как ангел с чистой улыбкой и искренними глазами. Каждое утро Николенька спускался, чтобы поздороваться со своей матерью, ведь для него не было более доброго и любимого человека во всем мире. Отца своего мальчик тоже любил и при этом он был авторитетом и человеком для подражания. Мать Николеньки была отзывчивой и всегда помогала нуждающимся. Ее любимыми занятиями, помимо воспитания, была игра на рояле и вышивала чудесные полотна. Семейная жизнь была не такой счастливой как нам кажется, так как ее брак был несчастен. Она прощала мужа во всех провинностях, потому что любила его.

Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство. На все протяжении жизни он с огромной благодарностью и любовь вспоминает свою мать. Помнит ее голос, глаза и крепкие душевные объятия. Такой образ матери заставляет нас улыбаться, ведь дети таких матерей в жизни добиваются многого, поэтому будучи матерью и отцом не стоит забывать о своих человеческих качествах.

Сочинение Мать в повести Детство

Для большинства людей мама - это самый дорогой и любимый человек. Лишь только мать способна дарить своему дитя искреннюю, неподкупную, настоящую любовь. Образ матери в бессмертной повести «Детство» - это яркий пример истинной любви женщины к своему ребенку.

Л.Н.Толстой описывает идеальный образ матери, которая души не чает в своем чаде. Центральный персонаж произведения - Николенька, вспоминает о маме только хорошее. В памяти мальчика мама предстает доброй, любящяей, отзывчивой. Для героя время, проведенное с мамой является самым светлым и ярким периодом в жизни. Голос мамы - самый приятный из всех, что он когда-либо слышал. Этот голос Николенька не перепутает ни с одним другим и не услышит более нигде. Ласковый взгляд матери наполнен заботой и любовью, чудесные руки нежны и приятны. Даже в своих сновиденьях герой с необычайной легкостью угадывал присутствие мамы: он узнавал её по одному лишь прикосновению, хватал за руку и крепко прижимал ее к своим губам.

Мать называла Николеньку исключительно «моя душечка», «мой ангел» и другими не менее приятными и ласковыми словами. В доме, где жили Николенька и его мама, часто бывали гости, которые долгое время беседовали в гостиной. Мальчик частенько засыпал под разговоры, тогда мать, проводив гостей, подходила к своему дитя и потихоньку гладила по волосам. Она «изливала всю свою любовь и нежность».

Автор подчеркивает, что матери очень хочелось, чтобы в памяти своих детей она осталась самым любимым человеком. В одном из эпизодов повести Николенька в очередной раз признается маме в любви, мать некоторое время молчит и потом говорит сыну, чтобы он любил её вечно, даже если её не будет в живых. Николенька часто обращается с молитвами к богу, в которых просит защиты для своих родных.

Мать старалась, чтобы её дети выросли разносторонними личностями. Она поспособствовала тому, чтобы дети усердно учились, играли на фортепиано, много читали, осваивали танцевальные па. Стоит отметить, что мать трепетно относилась не только к своим детям, но и к няне своих детей, а также экономке Наталье Савишне. Последней, за искренний и добросовестный труд мать дает вольную, что говорит о её справедливости и человечности.

Образ Натальи Николаевны в произведении Толстого «Детство» - это олицетворение материнской любви, заботы и нежности.

Вариант 3

Одним из персонажем произведения является образ матери главного героя повести, который возникает из детских воспоминаний Николеньки.

Матушка Николеньки, Наталья Николаевна представляется писателем в качестве доброй, робкой, уступчивой женщины, часто улыбающейся грустно и очаровательно. Женщина является образованным человеком, обладающим прекрасными знаниями немецкого языка, которому она учит своих детей. Кроме того, Наталья Николаевна великолепно музицирует на фортепиано, попутно обучая игре на инструменте детей, а в свободное время вышивает изысканные изделия.

Мать Николеньки испытывает трепетную любовь к мужу, выражающуюся в ее слепой вере и постоянном прощении, даже крупных карточных проигрышей. Сын, вспоминая поведение маменьки, предполагает, что она не чувствует в браке заботу, любовь и понимание мужа, но сознательно скрывает это от окружающих, в том числе и детей, желая остаться навсегда в их сердцах счастливой женщиной.

Образ матушки характеризуется нежностью, чуткостью, теплотой, лаской, несмотря на непростую и недолгую ее жизнь. Наталья Николаевна отличается отзывчивостью, состраданием, милосердием, постоянно помогая обездоленным и нуждающимся. Женщина трепетно относится к своей престарелой няни, которой перед смертью отписывает вольную.

В детских воспоминаниях Николеньки матушка предстает в образе человека душевной теплоты и чистоты, светлые и яркие впечатления от которого остается у сына на всю его жизнь.

Наталья Николаевна при жизни стремится разносторонне развивать собственных детей, обучая их не только грамоте и языкам, но и прививая им любовь к искусству. Единственным желанием женщины является ее мечта о сохранении материнской любви в сердцах ее детей. Наталья Николаевна уходит из жизни в молодом возрасте от настигнутой ею болезни, скончавшись в нечеловеческих муках в то время, когда Николеньке исполняется десять лет.

Однако несмотря на малолетний возраст, воспоминания сына о матери не ослабевают в его душе, она является для него символом любви, нежности, доброты и отзывчивости, освещая своей материнской теплой улыбкой жизненный путь Николеньки.

(1 вариант)

В 1852 году вышло произведение Л.Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.

(2 вариант)

В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней.

Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья «явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово». Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила «очаковское куренье», привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них.

Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз. Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика. «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.

/ / / Образ матери в повести Толстого «Детство»

Часть большого недописанного романа Льва Николаевича Толстого. Каждая отдельная книга запланированного произведения – повествование об одном определенном этапе в жизни героя. Соответственно, повесть «Детство», которую автор закончил писать в 1852 году, повествует нам о прекрасной поре детства.

Именно здесь, в этой части, мы знакомимся с матерью Николеньки Иртеньева, Натальей Николаевной, героиней второго плана. О ней мы и будем говорить, анализируя образ матери на страницах знаменитой повести Толстого «Детство».

Жизнь любого человека начинается с матери. Навсегда в сердце сохранится ее добрый душевный образ. Мама – родной человек, который с самого рождения и на протяжении долгих лет жизни сопутствует каждому из нас, помогает, поддерживает, учит. Это такая опора и поддержка, без которой было бы очень тяжело. И, тем не менее, матери бывают разными. Каким же видит образ матери Лев Николаевич Толстой на страницах своей повести? Обратимся к самому произведению.

Мальчик , от лица которого ведется повествование, вспоминает маму с теплотой и нежностью, эти воспоминания окрашены теплыми тонами и светлыми красками, в них нет ничего негативного и темного.

Ребенок запомнил нежный и ласковый голос матери, который никогда не звенел громко и резко, а был тих и спокоен. А еще Николенька вспоминает мамины руки, такие теплые, родные. И ее взгляд, на детей она всегда смотрела с любовью и добротой. Ни одного резкого окрика или упрека не услышали они от мамы.

– источник всего прекрасного в мире для своего сына Николеньки. Автор на страницах повести воплощает образ своей мамы, доброй, чуткой, отзывчивой женщины, всегда спокойно с пониманием и любовью относящийся к детям.

Именно такой и рисует нам свою маму Наталью Николаевну главный герой повести Николенька Иртеньев. По происхождению она была княжной. Робкая и уступчивая, она была несчастлива в браке, потому что любит мужа всепрощающе и слепо, терпит его крупные проигрыши в карты, хотя в тайне всегда переживает, что он оставит семью в нищете.

Давая характеристику этой женщины, можно назвать ее ангелом, всегда добра и искренна, с неизменной улыбкой на губах,которая делает и ее лучше, и вокруг все становится будто веселее.

Еще одна черта отличает Наталью Николаевну Иртеньеву – отзывчивость. Ее жизнь складывается из заботы за детьми и постоянной помощи нуждающимся, юродивым и бродягам, она пускает их в дом, кормит. Няне своих детей, а ранее своей собственной, Наталье Савишне, барышня дает вольную. Служанка принимает такое решение с обидой, считая, что надоела господам и от нее хотят избавиться. Но Наталья Николаевна, пытаясь искупить нечаянно нанесенную рану, уговаривает добрую женщину остаться, приводя самый весомый аргумент – без нее дом станет совсем другим.

Из увлечений матери Николеньки можно отметить два: игру на рояле и вышивание.

Вот только умерла эта очаровательная и добрая женщина очень рано и в муках. Николеньке было всего лишь десять лет на тот момент. Со смертью матери мальчику просто пришлось повзрослеть.

Типичной для дворянской семьи является речь матери Николеньки Натальи Николаевны. Вторая глава, которая так и называется "Maman" (французское слово), посвящена этой героине. Но на этой главе не заканчивается ее характеристика. "С этой ранимой женщиной мы знакомимся на протяжении всей повести "Детство" .

Наталью Николаевну Николенька называет либо "maman", либо "матушка", либо "мамаша" (в минуты особой любви). Герою очень запомнились такие ее черты: "когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело". У матушки "милый знакомый голос", "чудесная нежная ручка". "Мaman говорит с кем-нибудь, и звуки ее голоса так сладки, так приветливы", - читаем мы на страницах повести. Исходя из этого описания, мы видим перед собой, "истинную женщину и мать, нежную, любящую, чувствительную". .

Наталья Николаевна знает несколько иностранных языков (французский, немецкий). Как настоящая аристократка она получила хорошее воспитание и образование. Но с детьми и учителем Карлом Иванычем Наталья Николаевна предпочитает разговаривать по-немецки:

Ich danke, lieber Благодарю, милый (нем. ). Карл Иваныч, - и, продолжая говорить по-немецки, она спросила: - Хорошо ли спали дети? .

Здесь мы видим, что Наталья Николаевна с искренней симпатией относится к Карлу Иванычу. Ей также небезразлично и то, как спали дети. Она буквально допытывается про то, что случилось с Николенькой. При этом интонация ее голоса повысилась только тогда, когда и без того глуховатый учитель из-за музыки не услышал ее вопроса. Попросив Мими подождать минутку, она продолжает говорить мягко, спокойно и приветливо:

"Наденьте, Карл Иваныч... Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети?" - сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

"Постойте на минутку, Мими, - сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, - ничего не слышно" .

Для языка мамы главного героя характерно в большей степени наличие мягких и глухих согласных. "Данная тенденция обусловлена желанием создать атмосферу спокойствия, психологического комфорта в семье", - поясняет Л. А. Капанадзе .

Обращаясь к Николеньке, Наталья Николаевна спрашивает опять же по-немецки:

Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:

О чем ты плакал?

При этом герой подчеркивает такую особенность речи матушки:

"Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом [немецком] языке, который знала в совершенстве" .

Как уже упоминалось ранее, Наталья Николаевна также владеет французским языком. Слово "папа" она произносит на французский манер, с ударением на последнем слоге, что было довольно актуально в то время. Определить это нам также помогает отсутствие в Д.п. соответствующего окончания в этом слове ("папе"):

Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно. .

С Марьей Ивановной (на тот же манер "Мими") она говорит по-французски. Наглядного примера диалога этих двух женщин в повести нет. Однако имя "Мими" вместо "Марья Ивановна" и постоянное требование самой гувернантки девочек говорить по-французски демонстрируют нам то, что из уважения к этой женщине мать Николеньки общается с ней именно на этом языке. В целом отдельные обрывки фраз дают понять нам о наличии знания Натальей Николаевной французского:

"...Насчет предсказаний, - прибавила она со вздохом и, помолчав немного, - je suis payee pour y croire; я верю в них недаром (франц. ). я тебе рассказывала, кажется, как Кирюша день в день, час в час предсказал покойнику папеньке его кончину" (глава "Юродивый" ).

"La belle Flamande Красавица фламандка (франц. )., как ты называешь ее..." (глава "Письмо" ) .

Глава "Детство" проникнута особым лиризмом. Герой вновь вспоминает лучшие моменты жизни, связанные с матушкой. В этой главе можно увидеть, что в минуты особой нежности Наталья Николаевна разговаривает с Николенькой по-русски:

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх".

"...maman сказала, что она сама разбудит меня... и над ухом мои звучит милый знакомый голос: "Вставай, моя душечка: пора идти спать".

"Вставай же, мой ангел".

Внимание и доброта ее описываются на многих страницах повести, но вот только один эпизод, который касается юродивого Гриши (глава "Юродивый" ). Наталья Николаевна просит мужа не выпускать собак, чтобы

они не причинили вреда юродивому:

Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу, когда он проходил по двору. Они этак и на детей могут броситься

По дальнейшему поведению отца Николеньки можно понять, что он негативно относится к странникам вроде Гриши. Н. В. Кудрявая отмечает: "Наталья Николаевна - женщина набожная, религиозная. Она верит разным предсказаниям, в том числе и тому, что говорит Гриша" . Назревает родительская ссора. Однако мать Николеньки пытается ее избежать:

Видно было, что матушка на этот счет была совершенно другого мнения и не хотела спорить.

Передай мне, пожалуйста, пирожок, - сказала она. - Что, хороши ли они нынче? .

Первая фраза героини выражает ее недовольство. Голос ее строг, однако на крик она не переходит. Здесь мы даже можем увидеть просторечное слово "этак", что выражает своеобразную демократичность ее языка. То есть можно сказать, что "Наталья Николаевна так расстроена, что ее обычный литературный язык приобретает некоторые разговорные черты" .

Второй фразой мать Николеньки миролюбиво пытается сменить тему. Она, как всегда, мила и вежлива. Возвращается ее правильная речь.

Следует отметить также, что Наталья Николаевна употребляет в своей речи и такие простонародные слова и выражения, как "почем знать", "позовите-ка", "покуда".

"Ах, не говори этого, мой друг, - прервала его maman, как будто испугавшись чего-нибудь, - почем ты знаешь?" (глава "Юродивый" )

"Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика", - сказала maman (глава "Наталья Савишна" ).

"День был прекрасный, и мне вздумалось пройтись пешком до большой дороги, покуда вытаскивали коляску" (глава "Письмо" ) .

Присутствует в повести и образец эпистолярного стиля героини (глава "Письмо" ). Это предсмертное письмо, адресованное мужу, с рассказом о своем состоянии здоровья и просьбой привезти детей попрощаться. Письмо длинное, обстоятельно написанное на двух языках - русском и французском, содержит множество подробностей. Такие письма были типичны для дворянского круга. Дети и муж были достаточно долго разлучены с maman, она сообщала им в письме о ходе дел в имении, о гостях, советовалась и обсуждала с мужем деловые вопросы:

"На другой день у меня был жар довольно сильный и приехал наш

добрый, старый Иван Васильич, который до сих пор живет у нас и обещается скоро выпустить меня на свет божий... La belle Flamande, как ты называешь ее, гостит у меня уже вторую неделю... Теперь поговорим о серьезном: ты мне пишешь, что дела твои идут нехорошо эту зиму и что тебе необходимо будет взять хабаровские деньги. Мне даже странно, что ты спрашиваешь на это моего согласия. Разве то, что принадлежит мне, не принадлежит столько же и тебе?.." .

Далее Наталья Николаевна не упрекает мужа в том, что он азартный человек. Она пишет лишь о том, что игра отнимает у нее "часть нежной привязанности", и беспокоится о будущем материальном благополучии детей. Наконец, просит его поскорее вернуться домой:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно!" .

Эта часть письма, как отмечает рассказчик, была написана на русском языке. Тон письма спокойный. Но вместе с тем в нем присутствуют восклицательные предложения, которыми женщина подчеркивает то, что особенно ее волнует:

"...(Ты не узнаешь ее [Любочку]: такие она сделала успехи!)... Чудесный старик этот Иван Васильич!.. Меня так же мало радует твой выигрыш, как огорчает проигрыш; меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре, которая отнимает у меня часть твоей нежной привязанности и заставляет говорить тебе такие горькие истины, как теперь, а богу известно, как мне это больно!.. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь!.." .

Следующая часть письма была написана по-французски, связным и неровным почерком, на другом клочке бумаги. В нем героиня говорит о своем истинном состоянии здоровья. Она предчувствует скорую смерть. Это письмо содержит много риторических вопросов, касающихся ее и семьи:

"Не верь тому, что я писала тебе о моей болезни; никто не подозревает, до какой степени она серьезна... Кончится ли вместе с жизнию моя любовь к тебе и детям?.. Я спокойна, и богу известно, что всегда смотрела и смотрю на смерть как на переход к жизни лучшей; но отчего ж слезы давят меня?.. Зачем лишать детей любимой матери? Зачем наносить тебе такой тяжелый, неожиданный удар? Зачем мне умирать, когда ваша любовь делала для меня жизнь беспредельно счастливою?.. Неужели они [дети] когда-нибудь забудут меня?!" .

"Это прощальное письмо - крик души умирающего человека, беспокоящегося за будущее близких людей после его смерти, - отмечает Р. Р. Чайковский. - Две части этого письма противоположны не только по своей сути, хотя и касаются практически одних и тех же вещей и людей, но и по своему написанию: на русском языке - первая часть, на французском - вторая" . К тому же обращают на себя внимание различные интонации, характеризующие эти части: спокойная - в первой, повышенная - во второй. Таким образом, это письмо характеризует мать Николеньки как личность, способную в письменной речи выражать свои мысли и чувства так же полно и правильно, как и в устной.

Следует также сказать еще о некоторых особенностях речи Натальи Николаевны. В области словообразования у нее встречается много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "душечка", "голубушка", "пирожок", "дружок" и другие.

"Что с вами, голубушка Наталья Савишна?" - спросила maman, взяв ее за руку (глава "Наталья Савишна" ).

"Вставай, моя душечка: пора идти спать" (глава "Детство" ).

"Я тебя просила передать мне пирожок", - повторили она, протягивая руку (глава "Юродивый" ).

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее" (глава "Письмо" ).

Детей Наталья Николаевна также называет ласково: "Любочка", "Катенька", "Николенька".

"Любочка сама хотела писать тебе... Катенька все так же мила..." (глава "Письмо" ).

Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька? (глава "Детство" ) .

Кроме того, у маменьки во многих словах встречается приставка за- в значении "начало действия": "заснешь", "зашел", "забудешь", "закусали".

"Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх" (глава "Детство" ).

"Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно" (глава "Maman" ). .

Наталья Николаевна чаще других использует слова религиозного характера: "бог мой", "Христос с тобой", "богу известно", "его святая воля", "матерь божия" - что говорит не только о ее вероисповедании, но и о нравственных ценностях. Эти выражения мы наблюдаем уже в последних главах, где героиня чувствует свою близость к Богу:

"Христос с тобой, мой дружок, поезжай и возвращайся поскорее".

"Покоримся воле его".

"Да будет его святая воля".

"Матерь божия, не оставь их!.." .

На наш взгляд, лексический уровень Натальи Николаевны наиболее показателен, так как отражает ее богатый индивидуальный словарный запас. "Именно на лексическом уровне, - пишет А. Л. Чернявский, - хорошо прослеживаются характер и внутренний мир этой героини" .

Также интересны обращения maman, которых так много в ее речи ("мой ангел", "моя душечка", "мой друг"). Разумеется, такого рода обращения выполняют не только контактно-устанавливающую функцию, но и оценочную. Например, "мой друг" Наталья Николаевна использует по отношению к мужу, причем употребляет довольно часто. Это обращение говорит о привязанности и уважении героини к супругу. К Николеньке же она испытывает искренние теплые материнские чувства.

Вставай же, мой ангел (глава "Детство" ).

"Вот тебе, мой друг, подробный отчет в том, как я занемогла и как сама в том виновата" (глава "Письмо" ). .

В речи матери так же, как и в речи Николеньки, часто звучит междометие "ах" (глава "Юродивый" ). Это лишний раз подчеркивает ее эмоциональную, чувствительную натуру.

"Ах да, я было и забыла попросить тебя об одной вещи..."

"Ах, не говори этого, мой друг..." .

Наталья Николаевна употребляет очень много прилагательных: "славный старик", "доброе письмо", "жизнь беспредельно счастливая", "чудные планы", "апрельское солнышко". Это не просто прилагательные - это эпитеты, которые делают речь маменьки выразительной, образной. Ни у одного из героев мы такого количества прилагательных больше не видели.

"Я очень рада, - сказала maman, - за детей, за него [Карла Иваныча]: он славный старик" (глава "Занятия в кабинете и гостиной" ).

"Сейчас только, в десять часов вечера, получила я твое доброе письмо... Доктор говорит, что дня через три я буду совсем здорова и мне можно будет подышать свежим воздухом и погреться на апрельском солнышке... Я делаю чудные планы о том, как мы проведем его, и недостает только тебя, чтобы им осуществиться" (глава "Письмо" ) .

Жанроведческий подход к языку Натальи Николаевны позволяет указать следующее. В ее речи доминируют оценочные речевые жанры (и, причем с положительной оценочностью): просьба, похвала, благодарность, обращение и приветствие, пожелания, а также информативные жанры: совет, предупреждение, сообщение.

"Ich danke, lieber Карл Иваныч. Хорошо ли спали дети?" (глава "Maman" )

"Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу..." (глава "Юродивый" ).

"Ты это знай, Николенька, что за твое лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком" (глава "Княгиня Корнакова" ).

"Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шел наверх" (глава "Детство" ) .

Ее речевые жанры всегда личностно ориентированы на доброжелательное отношение к собеседнику.

Таким образом, язык Натальи Николаевны более мягок, певуч, "ласкателен", "религиозен". Это обусловлено и социальной ролью матери в семье, и ее мировоззрением, и ее характером. "Исходя из речевых характеристик главного героя и его матери, можно утверждать, что Николенька подражает своей матери во всем: употребляет в речи те же слова, те же интонации" . Такой языковой феномен объясняется, прежде всего, сложившимися взаимоотношениями в семье.

Наконец, речь этой героини позволяет нам увидеть в ней чувствительную, любящую, ранимую и одновременно сильную женщину. Поэтому неудивительно ее огромное влияние на формирование личности младшего сына.

ВОРОНОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕМА УРОКА:

(8 класс )

РАЗРАБОТАЛА: учитель русского языка и литературы

Пашутко Ирина Борисовна

ЦЕЛИ:

1) Образовательная: продолжить изучение текста произведения,

расширить представление о главных героях повести;

2) Развивающая: развивать навыки комментированного чтения, умения

выделять главное, сопоставлять, анализировать, выделять главное,

делать выводы на основе личностных наблюдений;

3) Воспитательная: воспитывать нравственные качества: любовь к

Матери, доброту, заботу о близких.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

1) Наглядность: портреты матерей поэтов, писателей;

2) Тема урока: «Образ матери в повести Л.Н.Толстого «Детство»

«…Это не человек был, а ангел небесный»

3) ЭПИГРАФ: На земле хороших

людей немало,

Сердечных людей

немало,

Но всё-таки лучше

всех на земле

Мама. Моя мама.

(Р.Рождественский)

4) Словарная работа: мама – маменька - матушка

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

П. Подготовка к восприятию:

Звучит музыка (Витас «Мама»). После проигрывания 1-го куплета

учитель читает стихотворение И.А. Бунина «Помню долгий зимний

вечер».

Ребята, какое главное ключевое слово, объединяющее стихотворение

Бунина и песню в исполнении Витаса сейчас прозвучало?

(Ответ: мама )

Итак, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь на уроке?

(Ответ: о матери Николеньки)

Учитель: Конечно, о маме. Мы продолжаем изучение повести

Л.Н. Толстого «Детство», и тема урока: «Образ матери в повести

Л.Н.Толстого «Детство»

(Запишем тему урока)

Ш. Работа по теме.

1. Учитель: Л.Н.Толстой – 19 век, И.А.Бунин – 20 век, Витас – 21 век.

Что вы можете сказать по этому? Какой сделать вывод?

(Ответ: во все века и времена всем людям знакомо, близко, дорого и

понятно самое родное слово – мама)

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова Р.Рождественского, знакомые, наверное, каждому человеку.

Прочитаем их.

(Дети читают)

Согласны ли вы с поэтом?

(уч-ся высказывают своё мнение)

2. Учитель: Каждую секунду в мире рождается 3 человека, и каждая мама начинает жить дыханием ребёнка, его слезами и улыбками. На свете не существует человека, роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он ни находился, что бы он ни делал.

А вот как дети относятся к самому близкому и родному человеку на земле.

Послушайте такую историю.

Случилось это в одной школе. Шёл урок русского языка. Дети писали сочинение на тему «Самый главный в жизни человек». Когда учительница раздала проверенные работы, то у одного мальчика во всём тексте было подчёркнуто красными чернилами слово «мама», которое он везде написал с большой буквы. Одноклассники стали над ним смеяться: «Такое простое слово, а ты не знаешь, как его писать». Учительница спросила мальчика, почему он так написал. Он встал и гордо и очень серьёзно сказал: «А как же иначе. Ведь «мама» - это самое главное слово на земле».

Проблемный вопрос: Как вы думаете, посчитала ли учительница это за ошибку или согласилась с мальчиком?

(Дети отвечают)

Учитель: Учительница не вынесла это ошибкой, она лишь указала на

правильность написания, а за сочинение поставила оценку «5»

за безграничную любовь мальчика к маме.

3. Учитель: Образ матери проходит через творчество многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. Обратимся к портретам. А знаете ли вы, портреты чьих родителей перед вами (каких поэтов и писателей?)

(Дети называют)

Учитель: Толстой тоже обратился в своей автобиографической повести к образу матери.

Чьими глазами мы её видим?

(Ответ: глазами Николеньки)

Учитель: (Словарная работа ) Мама – маменька – матушка.

Чем отличаются эти однокоренные слова?

(Ответ: эмоционально-экспрессивной окраской.

Суф. – ушк, -еньк – уменьшительно-ласкательные. Указывают на то, что герой с любовью относится к своей матери)

4. Учитель: Давайте докажем это, опираясь на текст произведения. (Работа с текстом)

Обратимся к тексту гл. «Маman ».

Задание: Найдите лирические отступления, в которых говорится о матери. Зачитайте.

(Уч-ся читают)

Что в образе матери наиболее запечатлелось в памяти героя и почему?

(Ответ: Глаза - …зеркало души, руки - …нежные, заботливые, улыбка - …ласковая)

Как вы понимаете слова «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком смог увидеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»?

(Уч-ся отвечают).

А кто прочитал весь текст? Найдите в главе 15 описание ещё одного важного элемента, запомнившегося Николеньке в матери.

Учитель: Таким вы увидели портрет матери (её внешние черты). А каким она была человеком? Какие черты характера были ей присущи?

Задание: (работа в группах)

1-я группа - напишите черты характера, которые присущи матери вообще, в идеале.

2-я группа – опишите черты характера, которые были присущи матери Николеньки, и подтвердите примерами из текста.

(Дети работают 3-5 минут)

Учитель: А теперь давайте сравним. (Уч-ся зачитывают)

Учитель: Вывод: перед нами идеальный образ матери, которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт детям и мужу.

Мать тонко чувствует своих детей. Как и всякая мать, наша героиня боится оставить своих детей сиротами. Горячая любовь к матери исторгает из души ребёнка чистую молитву.

Какую?

(Ответ: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку» - гл.15)

С чем сравнивается любовь к матери?

(Ответ: с любовью к Богу. Потому что Бог, его заповеди были высшей ценностью человека, мерилом его нравственности и порядочности)

Учитель: Да! Мы убедились в том, что Николенька очень любит свою мать. Поэтому смерть мамы - сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.

Задание: Прочитайте письмо матери, которая пишет его, предчувствуя смерть (Гл.25). ?? Из скольки частей состоит это письмо?

(Ответ: из 2: на русском языке и франц.)

Зачитайте 1-ю часть , где говорится о том, как она себя чувствует, и где проявляется забота матери о ближних.

Учитель: Всего несколько слов о себе (всё хорошо) и столько заботы о ближних!

Зачитайте 2-ю часть. ?? Почему на французском языке она написала совсем другое, чем на русском?

(Ответ: не хотела пугать детей. Снова великая забота о близких: даже на пороге смерти мать думает не о себе, а о детях)

?? Какие черты характера раскрываются в этом отрывке?

(Ответ: доброта, забота, тактичность, безграничная любовь к детям и мужу)

5. Учитель: Мать для ребёнка – высший идеал, она наделена чувством прекрасного, бескорыстной любовью, тактом, полным самоотвержением ради близких людей.

(Работа со словами, отражёнными в заглавии темы)

Как вы понимаете слова Натальи Савишны, отражённые в заглавии темы: «…Это не человек был, а ангел небесный».

(Уч-ся отвечают)

6. Учитель: А часто ли люди просто так вспоминают о своих матерях, думают, беспокоятся о них? Как часто нам приходится слышать слова, что не успел всё сказать и сделать для самого родного человека. Только в горькие минуты жизни начинаешь осознавать, что дороже человека нет на свете. Мама спасёт и поможет. Мама выдержит всё то, что другому не под силу.

Вот одно из солдатских писем: (связь с современностью)

(Читает учащийся)

«Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе…

Мама! Наверное, слаще и роднее этого имени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты единственная, которая не способна предать, обидеть, разлюбить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выражают безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!

Мама! Когда другие не понимают меня, ты находишь оправдание моим просчётам, а потом, конечно же, учишь меня правильно поступать. В самую трудную минуту я обращаюсь к тебе за помощью, зная наперёд, что не получу отказа. Страшными для меня бывают минуты, когда тебе нездоровится, когда ты устаёшь. Я жизни не представляю без тебя!»

Учитель: Итак, вы только что услышали отрывок из солдатского письма. А вам задание:

(1 уровень): напишите письмо от лица Николеньки к его маме,

(2 уровень): кто не сможет от лица героя, тот напишет письмо, обращаясь к своей маме с самыми добрыми нежными и ласковыми словами.

(Творческое разноуровневое задание)

(Уч-ся выполняют в течение 5-7 минут. Зачитывают полученные работы)

!У. ВЫВОДЫ:

Учитель : Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на земле человеке – о маме. Всё, что нам дорого, что свято, связано с её именем (Родина –мать, Мать-земля кормилица). По отношению к матери судят, каков человек.

Скоро вы вырастете, разъедитесь в разные уголки страны, но где бы вы ни были, всегда помните о том, что есть на земле человек, который не спит, тревожась за вас, волнуясь каждую минуту.

И закончить урок хочется также словами Р.Рождественского

(Учитель читает стихотворение «В комнате звучит надрывный кашель…»

У. Д/З Написать небольшое сочинение:

1-й уровень – о своей маме (сочинение-описание).

2-й уровень – «Что общего между моей мамой и матерью Николеньки» (сочинение со сравнительным анализом).

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама, -

Если хочешь задремать,

Чтобы бодрым и весёлым

Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шёпот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят берёзы,

А за лесом у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи».

И знакомому совету

Я доверчиво внимал

И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

В комнате звучит надрывный кашель –

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала: «Детки,

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, постарела:

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, забыли,

Вот поди же всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не успевал кричать:

Дети, срочно, толь очень срочно приезжайте –

Заболела мать.

Из Одессы,Талина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую седеющую прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго между нею стать?

Мать ждала вас в дождь и непогоды,

Тягостны бессонницы ночей,

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!