Болезни Военный билет Призыв

Понятие гендер как социальный пол. Гендерный признак: понятие, что это такое, гендер пола. Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип

ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР?

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

[Гендерные аспекты: практика применения.
Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству]

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

[Канадское агентство международного развития]

Сделать гендер неотъемлемым фактором в отношении воды по определению Всемирного водного видения выглядит следующим образом:

«Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс».

[Всемирное водное видение, 1999]

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

2.Гендерные права: история и современность.

1.Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности

Гендер в переводе с английского языка означает род (англ. gender - род, грамматическое понятие: например, медаль - женского рода, крест - мужского рода, окно - среднего рода). Гендер - это социальное отношение, это социологический пол, не биологический пол (англ.sex). Гендер - продукт социализации, в то время как биологический пол (sex) - результат эволюции.

Гендер в широком смысле, означает целый комплекс различных характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, жизненных установок и др. В нашей культуре обычно признается существование только двух полов: мужского и женского, поэтому юридическая система также требует, чтобы каждый был отнесен к категории мужчин или женщин, Это фиксируется первом документе индивида: в свидетельстве о рождении.

Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам - активная. При этом значимость активного (“мужского”) всегда выше пассивного (“женского”) в соответствии с иерархией отношений” (С. Де Бовуар). В социуме сформировалась патриархатная парадигма (греч. paradeigma - пример, модель, образец), представленная следующим образом: мир мужчины - весь мир, мир женщины - дом. Соответственно предопределяются социально полезные роли женщины и мужчины (гендерные роли).

Гендерная роль - это публичное, внешнее выражение гендера. Гендерные роли формируются под влиянием истории, религии, национальных особенностей, психологических, педагогических социокультурных условий и т. п. той или иной страны, того или иного региона. Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преодолевает в своём сознании и поведении.

Следовательно, делают исследователи вывод, гендер - это постоянно развивающаяся система отношений, участниками которых являются мужчины и женщины.



В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Процесс половой социализации всегда производен от норм и обычаев, культуры общества. Общество нормирует половую мораль, сексуальные ритуалы и т. д. Даже сексуальные отклонения расцениваются как норма или патология в зависимости от устоявшихся взглядов в данном обществе.

У детей психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребёнка. Кристаллизация первичной половой идентичности в константную происходит в возрасте между двумя и семью годами. Гендерная идентичность - это частное, внутреннее восприятие своего пола.

Психоаналитические исследования показывают, что в раннем детстве и девочки, и мальчики отождествляют себя с мамами. В более старшем возрасте девочки сохраняют свою привязанность к матери, а мальчики начинают сближаться с отцом или другими сильными личностями мужского пола. Формирование гендерной идентичности идёт также через поощрение соответствующего поведения или наказание за неуместное поведение ребёнка родителями.

Родители выражают обеспокоенность, если сыновья ведут себя как маменькины сынки, а девочки как сорванцы. Одновременно осуждая несамостоятельность мальчиков, они позволяют или даже поощряют зависимость девочек от других. Семья, воспитатели, сверстники являются важными агентами половой социализации. Но в общении с окружающей микросредой ребёнок сам активно накапливает информацию о половых различиях и половых ролях и соотносит её со своим опытом.

Гендерный стереотип - это упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ мужчин или женщин. Гендерные стереотипы навязываются СМИ, особенно телевидением, которое находится в распоряжении ребёнка круглые сутки. Телеобразы показывают мужчин предприимчивыми, агрессивными, женщин - слабыми, зависимыми, для них главным является внешность.

Детские журналы и книги также укрепляют традиционные гендерные стереотипы. Главными героями большинства сказок, историй являются мужские персонажи. Героини, как правило, нуждаются в защите и мечтают лишь о замужестве.

В конце 60-х годов американцы ввели, ставший популярным, термин “сексизм”. Созданный по аналогии с понятием расизм, он означает систему и практику дискриминации личности по признаку пола.

Сексизм - это система установок, оправдывающих социальное неравенство женщин ссылками на врождённые пороки женской природы, якобы делающие женщину не способной к участию в культурном, научном и социальном творчестве. Формы скрытого лингвистического сексизма обнаруживаются в отсутствии женщины как культурного субъекта в языковом пространстве.

Социологические исследования показывают, что в ответах на известный в психологии “тест Куна” на вопрос “Кто я?” девочки и мальчики (от 10 до 16 лет) дают практически полярные ответы. Выяснилось, что девочки всех трёх возрастов “хотят нравиться окружающим”, особенно друзьям мужского пола (63 процента), “хотят нравиться своим родителям” только 36,9 процента. Результаты анализа ответов показали, что такие качества, как способности и интеллект, были для них, прежде всего, средством выделиться, чтобы успешно строить отношения с окружающими и, в конечном счёте, нравиться им ещё больше. Для мальчиков - жизненно важным был вопрос, как примет их социум и смогут ли они занять в нём заметное положение (92,3 процента).

Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, утверждают, что в современных женщинах воспитана “боязнь успеха”, которая мешает, даже самым способным из них, хотеть и добиваться социального признания, мешает им стремиться к карьере и, тем более, осуществлять это стремление.

Видимо, в этом заключён ответ, на вопрос, почему среди мужчин гении встречаются гораздо чаще, чем среди женщин. Хотя есть определённые концепции, дающие традиционные в нашем патриархатном обществе ответы. Например, вице-президент “Евроталанта” - Европейского комитета по образованию одарённых детей и юношества при Совете Европы Д. Ушаков пришел к выводу, что мужчины шире разбросаны по шкале интеллекта: среди “просто умных” преобладают женщины, а среди “очень умных” и “очень глупых” - мужчины. Хотя, конечно, влияние среды, отмечает он, тоже нельзя исключить.

Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что женский интеллект лучше всего развивается в вербальном (словотворческом) направлении, мужской - по линии пространственного мышления. Так что, считают приверженцы этой точки зрения, из девочки с большей долей вероятности получится выдающийся поэт, писатель, политик, нежели художник, архитектор, математик, полководец, так как это - мужская стезя.

Гендерная идентичность и гендерная роль у взрослых обычно распознаются как более маскулинизированные у мужчин и более феминизированные у женщин. Маскулинные и феминные элементы присутствуют в каждом человеке, даже если его доминирующая идентичность больше склоняется к тому или иному типу.

Маскулинность и феминность выражаются в стиле одежды, в походке, речи, манерах, увлечениях и во всех других видах поведения. Некоторые люди стремятся к кроссгендерности (трансгендерности), которую считают более своей сущностью, чем более традиционные гендерные роли.

Гендерная социализация, протекающая на различных уровнях в определенном социокультурном пространстве, имеет свои особенности в зависимости от возрастного этапа, на котором находится индивид, этнонациональных традиций и обычаев и многих других причин.

Самосовершенствование

Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип?

17 декабря 2013

Деление человека как биологического вида по половому признаку на мужчин и женщин ясно и понятно всем с дошкольного возраста. Трудности в уяснении вызывает гендерный признак. Это понятие можно рассматривать в различных аспектах: социальном, медицинском и политическом.

Что такое гендер?

Прежде чем начать анализ признаков этого явления, следует установить его определение. Гендер - это совокупность социальных ожиданий в отношении поведения, которое рассматривается как соответствующее, подходящее для мужчин и женщин. То есть под ним понимаются определенные роли, стереотипы, которые приписываются обществом половым различиям и связываются с биологическими и физиологическими различиями людей. К примеру, гендерные особенности, приписываемые мужчинам, это рациональность, компетентность, активность, независимость. В то же время женщины характеризуются коммуникабельностью, зависимостью, эмоциональностью, конформностью.

Гендерные особенности в медицине

Подбирая лечение, врач не в последнюю очередь обращает внимание на пол пациента. Так, практически все здоровье женщины, начиная от отсутствия головных болей до нормальной работы кишечника, зависит ее от гормонального фона. Практически любое недомогание пациентки определяет необходимость посещения ею врача-гинеколога. У мужчин же все по-другому. Как правило, у представителей сильного пола стабильный гормональный фон, и если такой пациент плохо себя чувствует, то здесь имеет место заболевание внутренних органов.

Гендерная принадлежность в политическом и социальном аспектах

Можно сказать, что этот подход пронизывает все сферы жизни общества. Так, в профессиональной жизни общества ключевым является гендерный признак.
Это проявляется, прежде всего, в том, что многие люди считают женщин менее интеллектуально развитыми, менее сообразительными, менее работоспособными в сравнении с мужчинами. Поэтому некоторые работодатели оценивают женский труд значительно ниже, чем мужской, что проявляется в размерах заработных плат. Но эти невеселые характеристики прекрасного пола являются ничем иным, как стереотипами. Данные особенности не подтверждены никакими научными исследованиями. Следует отметить, что в таких случаях имеет место дискриминация. Гендерный признак - это тот аспект, который может повлиять и на политику любого государства. В некоторых странах женщинам не предоставлены в полной мере политические права. Они также не могут занимать высшие государственные должности, не допускаются в политику. Чаще всего такое положение женщин в обществе обусловлено традициями. Однако развитые страны идут по пути равенства и строят государство, где никакого влияния не оказывает гендерный признак. Это проявляется, к примеру, в принятии законодательных актов, запрещающих всякую дискриминацию по половому признаку, а именно женщинам предоставляются равные с мужчинами права при принятии решений, на рынке труда и при распределении семейных обязанностей. Общество, построенное на гендерном равенстве, - это единственное гуманное и современное общество.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Н равственные, духовные законы так же незыблемы, как и законы природы. Камень, брошенный вверх, обязательно упадёт вниз. Река, повёрнутая вспять, нарушит экологию. Отступление от нравственных законов, игнорирование голоса совести приведёт к искажению мировоззрения, к патологии осознанного восприятия действительности.

Гендер преподносится как равенство человеческих прав, охрана женщин и семьи, но на самом деле гендерная идеология утверждает, что человек рождается двуполым и сам может выбирать - мужчина он или женщина . В недавно изданных украинских учебниках студентам преподносится взгляд «гендерных» учёных о том, что существует даже 5 полов (гетеросексуалы, гомосексуалы, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы). За теорией «гендера» стоит одобрение браков гомосексуалистов, усыновление детей «семьями» гомосексуалистов, пропаганда гомосексуализма во всех сферах жизни, о т. наз. праве на изменение пола (мужчину должны зарегистрировать как женщину, если он этого желает и т. д.).

Проталкивание идеи гендерного равенства : согласно гендерной теории, люди в обществе не должны отличатся по половому признаку (мужской или женский пол), как это было тысячелетиями, но прежде всего - отличаются по социальному полу, который они сами себе выбирают. Биологические признаки в делении людей по принадлежности к мужскому или женскому полу уже больше не должны быть распознавательным критерием, так как это считается «дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» . Проще говоря, речь идёт о потере рассудка: мужчина уже не является мужчиной, а женщина - женщиной! Гражданин может требовать внести изменения в паспорт и во все свои документы, и вот он - уже не господин Иванов, а - госпожа Иванова. Госпожа Петрова может превратиться в господина Петрова, и это также будет официально задокументировано .

Целью гендерной политики является уничтожение в обществе естественного института семьи, продвижение и легализация гомосексуальных извращений. Этому должны послужить т.н. поправки к закону, и это происходит уже в эти дни!

На международные деньги создаются различные организации и проводятся тренинги, в Министерствах семьи, образования и юстиции внедряют абсурдные идеологические ценности вместо того, чтобы решать подлинные проблемы.

Гендер внедряется в украинские законы: 8 сентября 2005 года, согласно международным стандартам, был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» № 2866-IV . Когда депутаты принимали этот закон, термин «гендер» рассматривался как «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации». Но закон также имеет и другую формулировку: «Если международным договором Украины установлены правила, отличные от предусмотренных Законом Украины, то приоритет имеют правила международного договора». Сегодня, когда почти по всей Европе легализованы гомосексуальные браки с возможностью усыновления детей и преследованием за так называемую гомофобию (негативная реакция на проявления гомосексуальности), с точностью можно утверждать, что термин «гендер» имеет совсем другое значение, а именно - «социальный пол» человека, то есть пол, который человек сам себе выберет . Об этом свидетельствует «Резолюция 1728 (2010)» ПАСЕ, изданная 29.04.2010 года, под названием «Дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности». Благодаря этому закон № 2866-IV получил совершенно противоположное значение, которое противоречит Конституции Украины и Семейному кодексу Украины.

Термины «мама» и «папа» Совет Европы уже запретил: гендерные идеологи в ЕС считают изображение матери, которая обнимает свое любимое дитя, проявлением сексизма, т.е. дискриминации женщин. Будто это сосредотачивает внимание общества только на репродуктивной функции женщины. Но где же здесь глубокие материнские чувства и отношения между матерью и ребёнком? Об этом гендерные идеологи молчат. Непонятным также является решение Совета Европы, в соответствии с которым СЕ отказывается от употребления слов «мама» и «папа» и предлагает называть просто «родители». Они считают, что неизвестно, какую идентичность избрал этот человек и, таким образом, его можно обидеть. К тому же, если такая позиция уже узаконена, то тогда за оскорбление личности можно подвергнуться наказанию. Из-за гендерных законов и внедрения сексуального воспитания уже с садиков дети будут иметь нарушенную психику и извращённый менталитет .

Если мы исследуем теорию гендерной политики, то мы не найдём в её лексиконе таких классических категорий человеческих отношений, как любовь, нравственность, уважение, взаимовыручка, целомудрие, материнство, дружба, сочувствие. Там речь идёт о «гендерном равноправии», «гендерных стереотипах», «языковом сексизме» и т.д. ().

Человек рождается мужчиной или женщиной, и это отражено не только во внешних признаках пола, но и в психике, и в жизненном предназначении, которое реализуется в супружестве исполнением роли отца или матери. Отличия в психике супругов должны дополнять друг друга и вести к духовному созреванию, которое связано с тем, что муж и жена, воспитывая своего ребёнка, забывают о врождённом эгоизме, и у них формируются семейные духовные ценности: жертвенность, чистая любовь, что является противоположным эгоизму и цинизму. В такой семейной гармонии ребёнок может расти, становясь зрелой личностью.

В гендерной идеологии говорится о правах женщин в Украине, но на самом деле это обман - речь идёт о ликвидации прав женщин и детей. К тому же, речь идёт о вмешательстве в человеческую психику, о каком-то обезличивании, когда человек становится каким-то номером, и неизвестно, мужчина это или женщина .

Чтобы не допустить принятие этих законов, рассказывайте об этом другим и поддержите инициативу противостояния внедрению гомосексуализма в нашей стране на законодательном уровне. Внедрение гендер-гей идеологии происходит с помощью международного финансирования и лоббирования на государственном уровне уже сейчас

Гендер [от англ. gender - род, пол] - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе- б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин "-гендер"- используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "-гендер"-, а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "-женским"- исследованиям.

Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: "-применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на &ldquo-мужской&rdquo- модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами"- . Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного "-передергивания"- самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то- б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то.

В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: "-мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному"-. Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки - если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определению различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода направлены на доказательство одной и той же "-парадоксальной"- гипотезы: "-Мужчины и женщины отличаются друг от друга"-. Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. -Н. -Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной "-моде"- и буквально "-за уши"- притягивать в любую работу понятия, которые, что называется, "-на слуху"-.

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. -Хорни, появившихся задолго до введения понятия "-гендер"- в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. -Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, "-Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за &ldquo-завистью к пенису&rdquo-, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом"- . С точки зрения К. -Хорни, "-...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское &ldquo-превосходство&rdquo-. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными"- . По этой причине, как считает К. -Хорни, "-Женщины... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений"- . При этом на взглядах и выводах К. -Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам.

Так, по словам Д. -Майерса, "-В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков"-. Лишь "-начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались &ldquo-углублять представление о равенстве полов&rdquo-, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем &ldquo-существенные&rdquo- поведенческие, изучаемые в других областях психологии"- .

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам "-независимость - привязанность"-. Как отмечает Д. -Майерс, "-разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия по признакам "-независимость - привязанность"- не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей "-Азбуки"-, выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале "-Мышление - Чувствование"- в рамках типологии К. -Юнга и ее последующего развития К. -Майерс и И. -Бриггс. Большинство женщин относятся к "-чувствующему типу"-, а большинство мужчин - к "-думающему"-. В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например, традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. -п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего "-численного превосходства"- мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских "-зонах"- встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

99 Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. М., 2005. Т. 3. С. 8.

100 Клонингер -С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003. С. 235.

101 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 261.

102 Клонингер -С. Указ. соч. С. 233.

104 Там же. С. 229-230.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Гендер (англ. gender - род, пол) - социальный пол индивида в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную...