Болезни Военный билет Призыв

Понимание эмоций другого человека и управление эмоциями. В гармонии с собой. Реферат: Понимание эмоций другого человека

Диагностика способности к общению Батаршев Анатолий

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой – это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). Ивтомивдру-гом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

56. Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития Каждая стадия развития ставит перед человеком новые типы задач, которые соотносятся с возрастом. Попробуем соотнести возраст с типом задач. Выделяют три группы задач, которые приходится решать

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Как завоевать реальное уважение в процессе общения с подчиненными Хорошие манеры поведения – это повседневное хорошее отношение к людям и умение заботиться о них.Самое главное, что следует учитывать: благодарите публично, критикуйте наедине; отмечайте оригинальные

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

5.1. Психологическое воздействие в процессе общения

Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

Глава 9 Сложная функция эмоций в процессе разрешения человеком повседневных трудностей В этом разделе особое внимание уделяется неоднозначной роли эмоций во взаимодействии человека с миром, имеющих как конструктивное, так и неконструктивное значение. Обосновывается

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

МЕХАНИЗМЫ ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ Восприятие человека человеком в процессе активации. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных

Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

Упражнение 44. Радость общения с пожилым человеком Получите удовольствие от общения с близким пожилым человеком, постарайтесь, чтобы прошлое помогло насладиться настоящим. Впитайте в себя воспоминания пожилого человека, следуя приведенным ниже рекомендациям. 1. Когда

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Упражнение 47. Радость общения с любимым человеком Нейрофизики считают, что сексуальное влечение между влюбленными продолжается не более четырех лет. Чтобы оно не затухало и вы оба получали удовольствие от своей связи, очень важно овладеть культурой эротического

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе самоконтроля действий Авторы, рассматривающие роль «обратной связи», считают, что она нужна:1) для получения сведений о начале, законченности или незаконченности действий;2) для корректирования действий по ходу их

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

1.6. Механизмы, искажающие адекватность восприятия партнера в этническом общении Процесс восприятия объекта может включать механизмы межличностного познания, а также механизмы, искажающие адекватность формирующегося образа воспринимаемого этнофора (Резников, 2001, 2002). В

Из книги Как стать своим на новой работе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Правило № 7 Используйте основные механизмы человеческого восприятия Вы появляетесь в коллективе – и ваше появление не может остаться незамеченным. На вас обращают внимание, окружающие проявляют интерес к вашей личности. Люди по-разному реагируют на нового человека,

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Глава V. Динамика общения в процессе консультирования В этой главе мы дадим краткий обзор базовых приемов начального консультативного общения, необходимых всем специалистам, в чью задачу входит оказание помощи людям. Начнем с первого этапа общения – непринужденного

Из книги автора

3.1.3. Динамика состояния человека в процессе восприятия и переживания музыки В специальной научной и методической литературе, посвященной проблемам музыкотерапии и функциональной музыки, представлены данные об особенностях музыкальных композиций, построенных на

Выделяют четыре механизма понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Их можно рассматривать как важнейшие человеческие способности, которые начинают формироваться на ранних этапах онтогенеза и при определенных условиях развиваются в течение всей жизни человека.

Идентификация – это уподобление себя другому, способность поставить себя на место другого, “влезть в его шкуру”, посмотреть на ситуацию его глазами и понять его состояние, настроение, отношение к миру и к себе . Из сказанного очевидно, что идентификация предполагает временный отказ от собственного “я”. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Способность к идентификации не является врожденной. Она формируется прижизненно. Сензитивным, т. е. наиболее благоприятным, периодом является дошкольный возраст, а уникальным средством – сюжетно-ролевая игра.

Эмпатия – это способность эмоционально откликаться на проблемы и состояния другого человека, проникать в его переживания .

Механизмы эмпатии и идентификации во многом сходны: в том и другом случае присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на ситуацию его глазами. Различие же заключается в том, что идентификация предполагает рациональное постижение другого, а эмпатия – эмоциональное. Кроме того, идентификация связана с временным отказом от своего “я”, эмпатия же не предполагает этого.

Способность к эмпатии не является врожденной. По мнению отечественного психолога Л. Стрелковой, эту способность нужно специально развивать с самого раннего детства. Развитию эмпатии способствуют сюжетно-ролевые игры и игры-театрализации по сюжетам художественных произведений, общение ребенка с искусством (чтение книг, слушание музыки, посещение театра) и пример значимых взрослых, умеющих проявлять эмпатию.

Рефлексия – это способность посмотреть на себя глазами другого и оценить себя (свое поведение) с точки зрения другого. Глядя на себя глазами других людей, субъект познает не только себя, но и жизненные принципы, ценности, интересы своих партнеров по общению, тех, кто представлен в его внутреннем мире .

Чем шире круг общения человека, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и о других.

Способность к социальной рефлексии начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Наиболее интенсивно этот процесс идет в подростковом возрасте.

Аттракция – механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему . Тех, кого мы любим или ненавидим, мы понимаем лучше, чем тех, к кому мы безразличны. Аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя, с точки зрения замечательного психолога-гуманиста А. Маслоу, аттракция – это путь к объективности: «…восприятие любящего человека… позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит» . Источник таких богатых познавательных возможностей аттракции Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен к управлению, манипулированию, “улучшению объекта любви”. Если принимаешь человека таким, какой он есть, считает психолог, значит, ты объективен в своих оценках.

Резюме

В современной социальной психологии понятие “социальная перцепция” используют в широком и узком значениях. В широком значении социальная перцепция означает восприятие социальных объектов: отдельных личностей, малых и больших групп. В узком значении социальная перцепция сводится к межличностному восприятию в процессе общения. В структуре социальной перцепции выделяют три компонента: наблюдателя, наблюдаемого и ситуацию (контекст) восприятия. Процесс восприятия разворачивается в четыре этапа: наблюдатель воспринимает внешние проявления наблюдаемого, строит предположения о его внутреннем мире, прогнозирует дальнейшее поведение наблюдаемого и на завершающем этапе определяет линию своего поведения в отношении наблюдаемого. На восприятие человеком другого человека оказывают влияние многие факторы: возраст, жизненный опыт, профессия, род деятельности и др. Социальные психологи выделяют различные перцептивные механизмы: механизмы формирования первого впечатления, механизм стереотипизации, механизм каузальной атрибуции, механизмы понимания человеком человека. Известны три схемы формирования первого впечатления: схема превосходства, схема внешней привлекательности, схема сходства. Важнейшим перцептивным механизмом является механизм стереотипизации. Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей. В условиях дефицита информации о партнере по общению срабатывает механизм каузальной атрибуции. Это механизм причинного приписывания, порождающий ошибки восприятия поведения партнера по общению. Механизмы идентификации, эмпатии, рефлексии и аттракции рассматриваются как механизмы, обеспечивающие понимание человеком человека. Идентификация – это уподобление себя другому с целью понять его проблемы, состояние, отношение к миру, поставив себя на его место, слившись с его “я”. Эмпатия – это способность эмоционально откликаться на проблемы и состояния другого человека. Рефлексия – это способность посмотреть на себя глазами другого и оценить себя (свое поведение) с точки зрения другого. Аттракция – механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что понимается под социальной перцепцией в современной социальной психологии?

2. Опишите этапы межличностного восприятия.

3. Какие факторы оказывают влияние на процесс межличностного восприятия?

4. Раскройте суть типовых схем формирования первого впечатления.

5. Что понимается под стереотипизацией? Приведите примеры педагогических стереотипов.

6. Опишите механизм каузальной атрибуции.

7. Чем схожи и чем отличаются друг от друга механизмы идентификации и эмпатии?

8. Что предполагает развитая рефлексия?

9. В чем заключается механизм аттракции?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Прикладная психология»

Реферат по общей психологии

Понимание эмоций другого человека и управление эмоциями

Выполнила студентка

Группы ПСИ-910

Гусева Н.Ю.

Санкт-Петербург 2010

Введение

Глава II. Управление эмоциями

Введение

Эмоция (от греч. motio - движение лат. emoveo -- потрясаю, волную) -- эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них.

Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит так же, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей

эмоция экспрессия паттерн

Глава I. Понимание эмоций другого человека

Вопрос о понимании эмоции других людей во многом дискуссионный. С эволюционной точки зрения внешняя экспрессия эмоций была бы бесполезной, если бы люди не могли декодировать эти сигналы и, следовательно, понимать и адекватно реагировать на них. Следовательно, у человека должен быть специальный механизм их декодирования.Этот механизм был исследован шведским ученым У. Димбергом, который установил, что лицевая экспрессия в зависимости от знака эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условнорефлекторные реакции страха у партнеров. Важно, что лицевая экспрессия может воздействовать на уровне подсознания, когда человек не отдает себе отчета в событии и факте его воздействия.

Очевидно, что пониманию лицевых паттернов различных эмоций способствует то, что реакция на лицевую экспрессию партнера связана с воспроизведением его мимики. Этот процесс подобен «эмоциональному заражению, или резонансу». Таким образом, для распознавания и идентификации паттернов лицевой экспрессии человек использует два канала:

Зрительный

Проприорецептивный, (оценивающий паттерны собственной лицевой экспрессии)

Поскольку доказать наличие у человека врожденных механизмов распознавания эмоций часто бывает трудно, ученые обращаются к изучению этой способности у животных. В ряде исследований показано, что распознавание эмоционального состояния своих сородичей осуществляется животными инстинктивно. Когда самка млекопитающего впервые родит, она «знает» смысл криков, выражающих у ее потомства какое-либо страдание.

Но некоторые ученые считают, что способность распознавать эмоции даже по лицевой экспрессии не дана человеку от рождения. Известно, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Эта способность развивается в процессе формирования личности, но не одинаково в отношении разных эмоций. Легче всего распознается ужас, затем по степени убывания отвращение и удивление. Следовательно, пониманию эмоций надо учиться. Это наталкивает ряд ученых на мысль, что существует специальный вид интеллекта - эмоциональный.

1.1 Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей

Опознание эмоций других людей осуществляется, в основном, по внешним проявлениям эмоций: мимике и позе, изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям. Учитываются также антецеденты, т. е. что предшествует и является причиной эмоций: ситуация в ее взаимодействии с имеющейся у человека целью. Золотнякова показала, что для пятилетнего ребенка средства, выражающие экспрессию, становятся сигнальными только в контексте действия и ситуаций. В восприятии эмоции других большое значение имеют условнорефлекторные связи, образовавшиеся в онтогенезе между ситуацией и сопутствующей ей эмоцией и эффект каузальной атрибуции. Люди дают разные эмоциональные реакции на одни и те же ситуации, даже если цели у них одинаковые. Нет и однозначных связей между эмоцией и ее внешним выражением. Поэтому для идентификации эмоций других людей необходимо учитывать дополнительную информацию о некоторых промежуточных переменных, таких как индивидуальные особенности человека, культурные особенности того сообщества, к которому он принадлежит, актуальное физическое и психическое состояние наблюдаемого человека. Эти промежуточные переменные авторы называют медиаторами.

Понимание эмоций другого человека определяется многими факторами, в частности, индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. Было выявлено, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния.

Наблюдателю труднее распознать эмоции у лиц со склонностью к отрицательным эмоциональным переживаниям, так как им свойственно скрывать выражение своих эмоций. Чем больше человек склонен контролировать выражение своих эмоций, тем труднее их распознать другому человеку. Поскольку человек, склонный к положительным эмоциональным переживаниям, меньше контролирует свои эмоции, постольку они легче и распознаются наблюдателем.

У людей бывает разная психологическая проницательность. Установлено, что «непроницательные» это:

а) «гипоэмотивные» (люди, имеющие низкие баллы по всем трем основным модальностям: радость, гнев, страх);

б) боязливые, имеющие высокий балл эмоции страха;

в) субъекты с доминированием эмоций двух модальностей, одна из которых -- эмоция страха;

г) «гневливые», имеющие высокий балл эмоции гнева.

Женщины чаще, чем мужчины, видят на фотографиях возмущение и обиду, а мужчины -- решительность. Кроме того, были обнаружены, хотя и не достоверные, различия по опознанию тревоги, печали, удовольствия (чаще опознавали женщины), а также по гордости, горю, безразличию и нежности (чаще опознавали мужчины). Испытуемые среднего возраста достоверно реже, по сравнению с молодыми и пожилыми, видели ненависть и презрение и чаще -- решимость.

Важным каналом для опознания эмоционального состояния человека является его речь.

Различия в точности распознавания эмоций по голосу связаны в основном с модальностью эмоций. Набор интонационных средств достаточен для различения отдельных групп эмоциональных состояний, однако вне связи с другими средствами (ситуации общения, мимики, жестами) недостаточен для дифференциации оттенков этих состояний внутри каждой группы.

Наиболее точно опознаются базовые эмоции, затем удивление и неуверенность и хуже всего -- презрение и отвращение. На точность опознания эмоций влияет способность диктора передавать в речи эмоциональные состояния, а также опыт аудитора.

Существует два фактора, влияющих на точность восприятия эмоционального состояния: индивидуальный опыт людей в дифференциации переживаний и знак и модальность предъявляемой эмоции. Легче всего определяется состояние радости, затем восхищения; хуже всего -- состояние любопытства. Промежуточное положение по точности определения занимали состояния безразличия, удивления, обиды, тоски и тревоги. Выявлена тенденция лучшего распознавания положительных эмоциональных состояний.

Понимание эмоций долго изучалось. Были выделены общие для всех модальностей эмоций условия их идентификации по мимике. Легче всего идентифицируются целостные мимические выражения, включающие изменения во всех зонах лица одновременно.

Наиболее трудно идентифицируются мимические проявления в области лба--бровей. Вдвое точнее опознают эмоции по изменениям в области глаз и нижней части лица. В то же время для разных эмоций имеются свои оптимальные зоны идентификации. Так, выражение эмоций горя и страха в области глаз идентифицируется легче, чем в нижней части лица; экспрессивные характеристики гнева--спокойствия легко обнаруживаются в области лба--бровей; экспрессия радости, отвращения, сомнения максимально точно опознается по изменениям в нижней части лица.Все же для распознавания эмоций выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимопониманиями человека с окружающими.

Эмоции отражаются и в позе человека, однако этому вопросу исследователи уделяют значительно меньше внимания.

Культурные особенности влияют как на точность распознавания модальности эмоций, так и на оценку интенсивности их проявления. Внешние проявления эмоций, представляя собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большей степени зависят от культурных особенностей данного народа. Известна, например, традиция английского воспитания не обнаруживать внешне свои эмоции.

У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции. О. Клайнбер выявил, что в Китае фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза «она высунула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовольствия, блаженства, счастья.

Глава II. Управление эмоциями

Эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению Р. Нельсон-Джоунс делит эмоции на уместные и неуместные: «Неуместными эмоциями являются такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление.

2.1 Контроль выражения своих эмоций

Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает; он может скрывать свои переживания.

Контроль своей экспрессии проявляется в трех формах: «подавлении»,; «маскировке»; «симуляции», т. е. выражении не переживаемых эмоций.

Люди, склонные к переживанию отрицательных эмоций, за счет более высокой степени контроля эмоциональной экспрессии значительно реже выражают отрицательные эмоции, «маскируют» свои переживания экспрессией положительных эмоций.

У лиц с преобладанием положительных эмоций нет различий между частотой переживания и частотой выражения различных эмоций, что свидетельствует о более слабом контроле ими своих эмоций.

С возрастом увеличивается подавление отрицательных эмоций.Так же обстоит дело и с подавлением вспышек гнева. Дети, которые испытывали частые приступы гнева в возрасте 10 лет, став взрослыми, испытывали множество неудобств от своей гневливости. Таким людям бывает трудно сохранить свою работу, а их браки часто распадаются.

Выражение своих эмоций в разных культурах имеет некоторые особенности. В западной культуре не принято, например, показывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, например, что ты чего-то боишься. Большинство родителей хотят, чтобы дети научились эмоциональной регуляции, т. е. умению справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами.

Вызов желательных эмоций

Многие виды человеческой деятельности, особенно творческого характера, требуют вдохновения, душевного подъема.

Актуализация эмоциональной памяти и воображения как способ вызова определенного эмоционального состояния.

Этот прием используется как составная часть саморегуляции. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые эмоциогенные (значимые) для него ситуации.

В последнее время заявило о себе новое направление управления эмоциональными состояниями - гелотология (от греч. gelos - смех). Установлено, что смех оказывает разнообразное положительное воздействие на психические и физиологические процессы. Он подавляет боль, так как во время смеха высвобождаются гормоны ка-техоламины и эндорфины. Первые препятствуют воспалению, вторые действуют как морфин. Показано благотворное влияние смеха на состав крови. Положительное влияние смеха сохраняется в течение суток.

Смех уменьшает стресс и его последствия, снижая концентрацию стрессовых гормонов - норэпинефрина, кортизола и допамина.

Вызов различных эмоциональных состояний возможен с помощью музыки.

В. М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом -перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем - придать бодрость и снять усталость.

Правда, имелась и другая точка зрения, согласно которой музыка воспринимается не столько эмоционально, сколько интеллектуально

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. В нашей стране и за рубежом было проведено большое количество исследований по влиянию музыки на физиологические функции организма. Был сделан вывод, что сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: пульс замедляется, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.

Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, как музыкотерапия

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне, либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем и названный «аутогенной тренировкой.Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции -«прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление).

Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В. Алексеевым создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля.

Изменение направленности сознания.

Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоцио-генных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д

2.2 Устранение нежелательных эмоциональных состояний

* Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.

* Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.

* Слушание музыки.

* Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение

Использование защитных механизмов.

Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит

Уход - это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.

Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание - это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование - поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки - и агрессивность.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать.

Список используемой литературы

1) Ильин Е.П Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

2) Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции -- Москва: 1971.

3) http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоции

4) http://www.emotionlabs.ru/view/osobennosti-emocij/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Эмоции и эволюционное развитие из простейших врождённых эмоциональных процессов. Оценочное отношение к существующим возможным ситуациям. Различие между понятиями чувства, аффекта, настроения и переживания. Идеаторный характер и обобщение в коммуникациях.

    презентация , добавлен 12.12.2011

    Сущность эмоций. Понятие и классификация эмоций. Теории эмоций. Анатомические и физиологические основы эмоций. Функции эмоций. Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций - от животного к человеку. Мотивация человека и животного.

    реферат , добавлен 04.10.2004

    Эмоции, их сущность и характеристика. Акт возникновения эмоции с позиции теории Джемса-Ланге. Характеристика положительных и отрицательных эмоций. Взаимосвязь чувств и эмоции в личности человека. Цели и задачи эмоционального воспитания человека.

    реферат , добавлен 19.11.2015

    Эмоции – это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции – психологические состояния человека. Эмоции характеризуют жизнь в целом.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Что такое эмоции. Развитие эмоций как неотъемлемая часть эволюции. Эмоции и чувства как личностные образования. Чувства как значимый фактор в формировании мотивационной части личности. Психологические теории эмоций. Связь здоровья с эмоциями и чувствами.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Понятие эмоций, их формы и функции. Эмоциональные состояния: чувства, аффекты, страсть. Теории эмоций Ч. Дарвина, У. Джемса и К. Ланге, У. Кеннона. Личность и воспитание эмоций. Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.

    реферат , добавлен 04.11.2008

    Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Определение эмоционального состояния. Основные виды эмоций, их роль в развитии человека. Характеристика факторов, вызывающих эмоции. Положительное и отрицательное влияние эмоций и чувств на человека.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2014

    Выявление взаимосвязей между эмоциями и психической организации человека. Факторы возникновения эмоций по концепции С. Шехтера. Динамика процессов в теориях эмоций Д. Ланге и К. Барда. Эмоциональный профиль для радости. Значение эмоций для жизни человека.

    презентация , добавлен 09.02.2011

    Типичные различия в эмоциональных особенностях личности. Основные формы выражения эмоций, их влияние на здоровье и деятельность человека. Необходимость управления собственными эмоциями, способы устранения нежелательных эмоций (регуляции и саморегуляции).

1. Психологические механизмы восприятия

Выделяю ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и оценки партнерами друг друга в процессе общения, позволяющих осуществлять переход от чисто внешней оценки к пониманию и выработке отношения.

Механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека в процессе общения.

Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа партнера по общению. В психологические механизмы восприятия входят узнавание образа, его сопоставление с памятью, осмысление и понимание. Все это берется из прошлого опыта человека.

К механизмам познания и понимания другого человека в процессе общения относятся идентификация, эмпатия и аттракция .

Идентификация - способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место и определить, как бы он действовал в подобных ситуациях, т.е. происходит уподобление себя другому человеку. Это наиболее простой способ понимания другого человека. При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, формы поведения, вкусы и привычки.

Эмпатия - эмоциональное сопереживание другому человеку, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания его внутреннего состояния. Эмпатическое понимание присуще далеко не всем, но ему можно обучаться.

Аттракция - форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

К механизмам познания себя в процессе общения относится социальная рефлексия .

Социальная рефлексия - способ самопознания, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это понимание того, насколько другой человек знает меня.

Универсальным механизмом интерпретации мотивов и причин поступков другого человека в процессе общения является каузальная атрибуция .

Каузальная атрибуция (англ. attribute - приписывать, наделять) - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения).

Различают три типа каузальной атрибуции:

  • · личностную - причина приписывается тому, кто совершает поступок (успех на экзамене однокурсника приписывается его умственным способностям);
  • · объективную - причина приписывается объекту, на который направлено действие (успех на экзамене однокурсника приписывается тому, что достался легкий билет);
  • · обстоятельственную - причина приписывается внешним обстоятельствам (успех на экзамене однокурсника приписывается тому, что удалось воспользоваться шпаргалкой).
  • 2. Влияние имиджа на восприятие человека

Имидж - важнейший аспект любого общения между людьми, в том числе и делового.

Слово «имидж» происходит от английского понятия «представление», «образ».

Современное определение имиджа характеризует его как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Формирование имиджа может происходить стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга и т. д.

Имидж во многом зависит как от личных психологических качеств человека, так и от умения соответствовать ожиданиям окружающих. В основу имиджа положена формальная система ролей, которые человек проигрывает в своей жизни. Она дополняется внутренними особенностями личности, внешними данными, одеждой, социальным фоном, на котором она выступает. Имидж должен создавать определенные ассоциации; быть рассчитанным на конкретную аудиторию и адекватным реальному положению вещей. Последнее требование самое сложное, потому что имидж должен говорить о человеке то, что он сам хотел бы, а это - определенное манипулирования другими. Исходя из этого, имидж - это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей. Имидж подчеркивает те или иные человеческие качества, гипертрофируя их иногда до невероятной степени. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.

Имидж является способом завоевания и закрепления определенного положения в обществе. Он формируется как на основе реального поведения человека, так и под влиянием оценок и мнений других людей.

Имиджи бывают естественными и искусственными . Например, с имиджем американского ковбоя ассоциируются джинсовый костюм, шляпа, сапоги, широкие плечи и открытое лицо. Естественный имидж, как правило, создается стихийно. Искусственный имидж создается в процессе работы над собой (например, певцами, актерами, деловыми людьми и др.).

Имидж формируется благодаря многим факторам. Это личностные психологические особенности человека, это и влияние на него собственного или коллективного опыта, это и результат преднамеренного воздействия, как самих людей, так и СМИ.

Составляющие имиджа человека:

  • · персональные характеристики: физические (физическая привлекательность), психофизиологические особенности, интеллектуальные особенности, внешний вид (манера одеваться) и т.д.;
  • · социальные характеристики: статус, связанный с официально занимаемой должностью, происхождение (семья), личное состояние и т.д.;
  • · ценностные ориентации.

В имидже нет незначимых вещей, каждая мелочь, каждый штрих и нюанс имеют смысл и несут свое сообщение.

Имидж связан с таким социально-психологическим явлением как общественное мнение. С одной стороны, формирование имиджа происходит с учётом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе, т.к. это способствует завоеванию доверия и достижению согласованности в восприятии образа человека.

С другой - имидж играет значительную роль в формировании общественного мнения. Конкретный объект или ситуация, событие, являющееся объектом формирования общественного мнения, никогда не выступает изолированно, а дано во взаимодействии с другими объектами и процессами, с которыми он сравнивается, которые учитываются при его оценке и уже своим существованием влияют на него.

С точки зрения статусного положения имидж может быть профессиональный и личностный .

С точки зрения субъективного мнения имидж человека может быть позитивным, негативным и нечетким (завуалированным).

Любой человек, как правило, стремится к созданию позитивного личного имиджа. Поскольку положительный образ играет особую роль в жизни человека, а особенно в трудовой деятельности, деловой карьере и, в первую очередь, он необходим тем людям, деятельность которых связана с большим количеством людей. Деловой человек должен рекламировать свои способности: психологические, интеллектуальные, профессиональные, т.к. без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Он должен уделять большое внимание тому впечатлению, которое он производит на других людей, так как во многом именно от этого зависит его карьера. Имидж должен оставлять у собеседника определенный набор впечатлений, а именно: надежности, скромности, компетентности, интеллектуального развития. При начале контактов правильно подобранный и реализованный имидж помогает создать благоприятное первое впечатление, вызвать уважение и доверие деловых партнеров.

Известны случаи, когда целенаправленно создавался отрицательный, скандальный образ, что, как правило, свойственно политическим, общественным деятелям, а также представителям шоу бизнеса.

Работа по созданию имиджа осуществляется в процессе общения. Все составляющие имиджа в совокупности влияют на восприятие человека в общении. Лицо, фигура, одежда активно влияют на наше восприятие. «По одежке встречают»,- утверждает народная мудрость. Одежда может говорить о многих чертах характера, к примеру, неряшливость демонстрирует, что человек невнимателен к мелочам, эксцентричность - непредсказуемость или легкомыслие, что может вызвать недоверие у делового партнера. Опрятность и аккуратность в одежде очень важны, так как у людей они ассоциируются с деловыми качествами, а значит помогают создать хороший имидж.

Грамотно сформированный имидж, соответствующий ожиданиям целевой аудитории и внутренним качествам самого человека (а именно внешний вид, манеры, речь и др.) играет немалую роль в общении между людьми. Позитивный имидж способствует успешному общению, а отрицательный имидж, как правило, затрудняет общение.

Имидж создает у человека определенное мнение о партнере, установку на его восприятие и оценивание. При восприятии человека, имеющего положительный имидж, как правило, в основном отмечаются его позитивные качества, а при восприятии человека, имеющего отрицательный имидж, в основном отмечаются его негативные качества. Характерно, что негативный имидж сильнее влияет на впечатление о человеке, чем позитивный. Например, в ситуации, когда учитель идет первый раз на урок в какой-то класс, а отзывы педагогического коллектива о классе плохие, то прогноз (ожидания) учителя связан с построением отрицательной модели ситуации урока: плохая дисциплина, низкая активность учащихся, невнимательное отношение к учителю и т.д. Поскольку эта ситуация нежелательна для учителя, ее возможность настораживает его, настраивает на обостренное восприятие всего, что может служить проявлением этих негативных сторон поведения учащихся на уроке.

Таким образом, отрицательный имидж человека чаще всего только усиливает нежелание партнеров к общению с ним. При прочих равных условиях положительный имидж человека будет являться его преимуществом в общении.

Контрольные вопросы:

  • 1. Охарактеризуйте механизмы социальной перцепции.
  • 2. В чем сходство и различие таких механизмов социальной перцепции, как идентификация и эмпатия?
  • 3. Что такое имидж и какое влияние он оказывает на восприятие?

В процессе познания другого человека воспринимаются не только физические, но и поведенческие характеристики объекта, формируются представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях. Структура межличностного восприятия включает в себя 3 компонента: субъект, объект и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы:

> ориентированные на изучение содержательной стороны (характеристику субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.);

> фиксирующие внимание на процессуальной составляющей (анализе механизмов и эффектов восприятия).

В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения партнёров по общению (каузальная атрибуция), роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. К психологическим механизмам, обеспечивающим процесс восприятия и понимания другого человека, относят:

Идентификацию, эмпатию (обеспечивают познание и понимание людьми друг друга);

Рефлексию (познание самого себя);

Аттракцию (формирование эмоционального отношения к человеку).

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. Идентификация - способ понимания другого человека через уподобление себя ему. В этом случае предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня.

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Согласно К. Роджерсу, эмпатия является не состоянием, а скорее процессом, суть которого заключается во вхождении в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома», при постоянной чувствительности к его изменяющимся переживаниям. Можно выделить три существенные особенности эмпатического процесса:

1) сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпатирующего, благодаря которой существует психологическая дистанция между ним и эмпатируемым;

2) наличие в эмпатии сопереживания, а не просто эмоционально положительного отношения эмпатирующего к эмпатируемому;

3) динамичный (процесс, действие), а не статичный (состояние, способность) характер феномена эмпатии.

В эмпатии можно выделить следующие компоненты: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный (стремление оказать помощь). Полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие. Однако наблюдаются и усеченные формы эмпатии - сопереживание или сочувствие.

В процессе межличностного восприятия люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. Область исследований, связанная с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название аттракции. Буквально аттракция - «привлечение», но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Процесс аттракции - возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности.

Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок (положительная переоценка называется еще «эффектом Полианны», отрицательная оценка - «дьвольским» эффектом). Эффект ореола наиболее ярко проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек, преобладает эффект первичности. Он состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказываем большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Каузальная атрибуция рассматривается, как изучение попыток человека понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. При этом он опирается на ту информацию, которую может получить об этих явлениях. Однако если этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остается, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.

Каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих «чужое» поведение, так или иначе, вписывается в одну из таких существующих схем. «Каузальная схема» - это своеобразная общая концепция данного человека о возможных причинах поведения человека.

Существуют типичные ошибки атрибуции:

Мотивационные, включающие в себя различного рода «защиты» (пристрастия, приписывание успеха - себе, неуспеха - обстоятельствам);

Фундаментальные, включающие в себя переоценку личностных факторов и недооценку ситуационных. К ним относятся: ошибки «ложного согласия» (правильной интерпретацией считается совпадающая с «моим» мнением); ошибки, связанные с неравными возможностями поведения (в определенных ролях гораздо «легче» проявить собственные позитивные качества); ошибки, возникающие из-за большого доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям.

Г. Келли выделяет 4 принципа определения причинности: ковариации, обесценивания, усиления и систематического искажения.

Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени.

Согласно принципу усиления, приоритет отдается причине, встречающей препятствие; она усиливается в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия. Принцип обесценивания реализуется, когда при наличии альтернатив одна из причин отбрасывается из-за того, что есть конкурирующие причины. Принцип систематического искажения предполагает, что в суждениях о людях недооцениваются факторы ситуации и переоцениваются факторы личностных характеристик.

Какой из принципов будет включен в построение вывода о поведении другого человека, зависит от многих обстоятельств, в частности от так называемых «каузальных ожиданий» личности.

Установки являются важнейшим фактором, определяющим межличностное восприятие и притяжение. Сходство в установках усиливает чувство симпатии к мнимым незнакомцам, причём симпатия проявляется в большей мере тогда, когда сходство обнаруживается по важным качествам, а различие - по второстепенным. Одна из трудностей, связанных с установками в межличностном восприятии, связана с тем, что многие из наших установок обусловлены предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей, рационально обсуждать которые достаточно трудно.

Следует отметить, что предубеждения отличаются от стереотипов. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «плохой» или «хороший», которое мы выносим о людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.