Болезни Военный билет Призыв

"Поморские ремёсла". «Помору все от моря»

Поморская земля всегда славилась разнообразием своих промыслов: ловля рыбы и морского зверя, солеварение, судостроение, мореплавание, торговля.

На Поморском Севере основным занятием населения были зверобойные и рыболовные промыслы. Это объяснялось обилием рек и близостью Белого моря. Рыбный промысел по праву можно считать одним из основных источников питания поморов. Промысловые становища или зверобойные участки имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.

В Судебнике 1589 года были изложены права частных собственников и владельцев рыбных и зверобойных поморских промыслов. Оброчные земли считались собственностью великого князя московского, но по существу владельцами рыбных и звериных промыслов оставались поморские крестьяне, которые платили государству налог (десятину и распоряжались промысловыми участками по своему усмотрению.

В конце XVI века на морские промыслы была введена система "откупов", позволявших торговцам за деньги приобретать права на всю добычу промышленников. Из-за этой системы московские купцы, покупавшие прежде ворвань у поморских промышленников, оказались в тяжелом положении, так как почти все откупные квоты приобрели богатые иностранцы. В 1646 году поморы решили подать челобитную царю Алексею Михайловичу, в который описывалось их трудное положение, вскоре разорительные откупа были срочно заменены прежним десятинным сбором. В начале XVIII века морским промыслом стала заниматься компания возглавляемая А. Д. Меньшиковым и братьями Шафировыми. Петр I издал Указ, согласно которому все промыслы "ворваней, моржей и иных морских зверей и сала" были отданы этой компании. Ловцам и промышленникам было запрещено самостоятельно торговать промысловой добычей.

Вскоре компания Меньшикова провалилась, и Петр решает отдать промыслы промышленнику Матвею Евреинову, но и он не смог наладить добычу рыбы и морского зверя. Тогда, высочайшим указом постановили "промыслы сала ворванья моржового, китового и прочих морских зверей и рыбу ловить и сало топить и продавать, и за море отпускать до нового указу всем промышленникам невозбранно".

Поморье не только вело заграничную торговлю пушниной, но и снабжало государство морскими продуктами, среди которых наиболее важное место принадлежало рыбе, кожам морских зверей и мехам.

Солеварный промысел был распространен не по всей Руси, на Севере же добыче соли уделялось большое внимание. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение в Заволочье было поставлено хорошо. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800-1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы государства. Смолокурение считался одним из самых старинных промыслов Поморья. Заниматься им стали с XIV века: на Ваге смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр. Важская смола становится предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Центральной Руси. Поскольку, смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле, то к ее качеству предъявлялись высокие требования.

Важную роль в экономике государства играл и слюдяной промысел, который в XV веке стал особенно интенсивно развиваться на Севере. Слюда использовалась для окон и фонарей, она также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием "мусковита". Она стоила очень дорого: цена ее колебалась от 15 до 150 рублей за пуд.

Стоит сказать и о другом промысле, который процветал в Поморье. Это - ловля жемчуга. Именно из нашей земли пошла необычайная любовь к жемчугу, вскоре она распространилась по всей Руси и за ее пределами. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. В основном жемчуг использовался как украшение: расшитые им платья, кафтаны, головные уборы поражают своей красотой.

Горное дело тоже первым появилось в Заволочье, оно очень быстро стало развиваться и приносить государству хорошую прибыль. На Севере добывалось серебро, медь, железо, обрабатывался точильный камень. Добытчики руд, "копачи", устраивали кузницы, где делали металлические орудия и инструменты: топоры, ножи, якоря.

С середины XVI века большое развитие в Заволочье получили добыча и выплавка железа. В Пинежье и Мезени добывали луговые, озерные и болотные руды. Примечательно, что одним из первых железоделательных заводов России стало предприятие, основанное в 1648 году на Ваге близ Шенкурска иностранцами Марселиусом и Акемой.

Источники:

  • Бернштам, Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства / Т. А. Бернштам. - Л., 1976. - С. 90-163.
  • Ерофейчев, И. Промыслы Архангельской губернии / И. Ерофейчев. - Архангельск, 1925. - 46 с.
  • Жилинский, А. А. Крайний Север Европейской России / А. А. Жилинский. - Петроград, 1919. - С. 138-142, 204-239.
  • Мережковский, К. С. Морские промыслы крайнего Севера / К. С. Мережковский // Живописная Россия. Северная Россия. - М., 2006. - С. 147-187.

Cтатьи посетителей:

  • Могучая империя Епимаха Могучего

    Статья Т.Ф. Мельник об Епимахе Васильевиче Могучем (1873 – 1933) архангельском предпринимателе - рыбопромышленнике, судовладелеце и… загадочной личности...

  • Фантазии-про:)

    С детства рай, в массово-бытовом о нём представлении, казался мне местом...скучным. А, помноженный на Вечность, он становится...скучным невыносимо. Это-примерно, как отдых на море: первую неделю- приятно. Потом-....потихоньку начинает тяготить...
    Неожиданное, косвенное подтверждение этому моему преставлению я прочёл, в отроческом возрасте, у Джека Лондона. В одном из его рассказов, где действие происходит, как раз на одном из тропических райских островов, он, вскользь упоминает, что продолжительность жизни там- довольно коротка. Постоянный комфорт и однообразие бытия...старят и убивают аборигенов лет за 40...
    А вот, если б было позволительно себе рай выбирать, я б выбрал...жизнь помора на Русском Севере. Веков за 6-8, до нынешних времён... (Только, желательно- без комаров):).

    По моим представлениям, прежняя жизнь поморов была, во всех смыслах, ДОСТОЙНОЮ ЧЕЛОВЕКА. Сочетала в себе прекрасный, для своего времени, материальный уровень, СОЗДАННЫЙ ЛИЧНЫМ ТРУДОМ, с высокой нравственностью людей.

    Издревле люди жили здесь, руководствуясь одними лишь нравственными законами и моральными принципами. Прекрасно обходясь без администрации, полиции, армии, тюрем... (Те атрибуты гос-ва, что появились здесь с приходом номинальной власти московских царей, были поморам навязаны. А значит, не могут считаться необходимимыми).

    Красноречивее всего о человеке говорит его жилище. Вдвойне красноречив сей штрих, когда доподлинно известно: это достойное жилище человек постороил сам, своими руками, знаниями и смекалкой.

    Помор, это человек с ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ:). И это образование он начинал получать -с рождения. Обучаясь сложной науке человеческой жизни а гармонии с северной природой. Это образование вполне позволяло человеку придти на новое, дикое место, с одним лишь топором, и создать на нём дом, усадьбу, всю необходимую, самодостаточную инфраструктуру, для себя и своей семьи. Таких, одиноких изб в северных лесах сохранилось ещё немало. К сожалению, бОльшею частью, уже покинутых...

    Судя по сохранившимся здесь старинным домам, все тут жили одинаково. Одинаково хорошо:). Тесных избёнок, в три окна, характерных для остальной России, я здесь не видел.

    И только вековой свободою поморов (и тысячелетним опытом их предков) я объясняю этот феномен. Русский Север не знал крепостничества, рабства. Был постоянно защищён от вторжений и завоеваний суровым климатом, труднодоступностью и дальними расстояниями. (И...комарами):)

    Общества, не имеющие атрибутов государства: чиновников, парламентов, сводов законов, -принято называть примитивными. Общество русских на Русском Севере я называю...совершенным.

    Эта цивилизация была полностью самодостаточной. Всё, нужное ей для жизни, она производила сама, используя лишь возобновляемые природные ресурсы.



    Восходящая своими истоками в туманные палеолитические тысячелетия, она, в принципе, сохранила навыки и способность обходиться без металлов, производство которых человечество освоило в те времена, когда северная цивилизация достигла своего расцвета. И, вплоть до своего недавнего, по историческим меркам, угасания, использовала металлы- по минимуму. Минимум инструментов (в основном- топор):), дома и храмы- без единого гвоздя... Даже обручи на бочонках делались из...древесины же: из тонких прутьев.

    Словосочетание: "деревянная печная труба" звучит анекдотично. А "топить по-чёрному" ассоциируется с убожеством и бедностью. И то и другое верно...не всегда. В пред. свои поездки по северам я не раз обращал внимание на то, что трубы старинных домов, вроде как...из дерева многие сделаны. Так оно и оказалось. Многие поморские дома, для более экономичного использования запасов дров, практиковали отопление "по-чёрному" См. пред фото: Выше верхней полки с горшками, потолок и балки -потемневшие от копоти. Дым из печи выходил прямо в комнату, поднимался к потолку, остывая, отдавая тепло дому. Хозяева отслеживали, чтобы дым не опускался ниже полки с горшками (загнетки). Для этого в потолке периодически открывали задвижку и остывший, лишний дым выпускался в...деревянную трубу. Сложно:). Но, в большом, двух-трёхэтажном доме, при нескольких печах, это давало значительную экономию дров. (Заготавливаемых, замечу, вручную).

    Смекалка народа, способность делать из дерева...буквально всё, рационально тратя на это время и силы, порою просто восхищают. Как эта мялка для льна. Изготовлена из небольшого деревца с двумя корневищами. Вроде примитивно. И обработки-минимум. Но прекрасно лён переминает. И не одно поколение ею пользовалось.

    Изготовление поморской лодки- целая наука. Для каждого её элемента подходит только своя порода дерева, его части. (Ствол, корневище...). Собиралась на деревянных шкантах, для изг. которых так же необходимо было своё дерево (кажется, корневище можжевельника). Правильно проконопаченная и грамотно просмолённая, такая лодка исправно служила лет 40. А вот собранная на металлических гвоздях была существенно менее долговечной.

    Ручная каменная зернотёрка.

    В историческом музее, в Москве, есть челн,выдолбленный из цельного ствола дуба. Ему -порядка пяти тыс. лет. Это...плав-средство:)-несравнимо моложе и размером меньше. Но технология изготовления-та же, что и пять тыс. лет назад. (Будто каменным долотом выдолблена):)

    По берегам рек и озёр, по которым некогда пролегал путь из Варяг в Греки и ныне можно увидеть остатки погибших торговых судов. Поражает их долговечность. Они разбиты, но...не сгнили. Просмолены были -на совесть. (Кстати, Исаакиевский собор, в Питере, тоже на просмолённых деревянных сваях стоит). А о древности этих останков свидетельствует, думаю, то, что собрано было судно- на деревянных шкантах. "Без единого гвоздя":). Кованные штыри, торчащие из них, на фото,- это следы гораздо более поздних ремонтов.

    Изготавливаем "луковку". Чешем репку...:)

    Любимая тема: солярная символика в декоре Севера. Считаю её прямым продолжением темы прорезных дисков Сунгири.

    А. ХВОРОСТОВ, С. НОВИКОВ (г. Орел).

    Поленово. Интерьер столовой.

    Стол-аналой XVII в. Краеведческий музей г. Тотьмы.

    Распространенным предметом мебели в давнюю пору были скамьи. Их спинки делали глухими или же сквозными - столярной или токарной работы. На рисунке: скамья из Вологодской области.

    У некоторых скамеек спинка могла перебрасываться с одного края на другой. Такие скамьи называли переметными, а саму спинку - переметем. На рисунке: переметная скамья из Архангельской области.

    В давние времена обеденные столы делали больших размеров в расчете на большую семью. Резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек с резными перехватами. На рисунках: обеденные столы с резьбой. XVII век.

    Распространенные небольшие столики для ларцов зачастую украшали сплошной резьбой. Рисунке: столик с резьбой из села Тригорского близ Пскова. Конец XVIII века.

    Наука и жизнь // Иллюстрации

    Обработка дерева - исконное занятие российских мастеров. В этом промысле всегда много места отводилось изготовлению мебели. Плотники, строившие дом на севере и северо-востоке, сразу готовили для него и мебель - врубленные лавки, встроенные шкафы. В других районах для крестьян и небогатых горожан делали "белодеревянную" мебель: стулья, табуреты, скамьи, шкафы. Их поверхность ничем не покрывали, отсюда и пошло название. Предметы белодеревянной мебели имели резные спинки, точеные ножки и другие украшения.

    Тот, кто был побогаче, заказывал "оклейную" - фанерованную мебель. Ее остов выполняли из дерева простых пород, а отделку - из дорогой древесины. Такую мебель делали мастера-краснодеревщики, имевшие особые инструменты. Многие из них изготовляли сами мастера для личного пользования. Первое место среди таких инструментов занимали различные фигурные рубанки. Когда началась массовая промышленная обработка древесины, об этих инструментах стали забывать, и фигурные рубанки остались сейчас в единичных экземплярах у старых мастеров. Не исключено, что через некоторое время они могут вовсе исчезнуть, превратившись в ненужный хлам, который без жалости выбрасывают.

    Сейчас промышленность выпускает рубанки, фуганки и шерхебели, но прежде кроме этих инструментов у краснодеревщика было множество специальных фигурных рубанков и рубаночков для разный операций. В литературе двадцатых-тридцатых годов еще встречались их названия. Нынешние же, даже энциклопедические, издания обходятся без их упоминания.

    Между тем о фигурных рубанках не стоит забывать хотя бы уже потому, что форма и назначение таких инструментов отрабатывались веками. И главное - они нужны и сегодня, поскольку наряду с поточно-массовым производством немало людей желают делать штучную художественную продукцию.

    Теперь о самих фигурных рубанках, которые изображены на рисунках авторов. Многие их названия - немецкого происхождения. Пользовались также рубанками, сделанными по типу английского и французского инвентаря.

    Зензубелем или отборником называли узкий рубанок с плоской, ровной кромкой железного ножа. С помощью зензубеля выбирали четверть - узкую канавку под прямым углом на кромке обрабатываемой детали, например в оконных рамах, для заглубления стекла.

    Чтобы канавка при строгании получилась одинаковой ширины, на колодке инструмента закрепляли стальную бляшку с едва выступающим острием. Оно по заранее прочерченным рейсмусом границам четверти направляло движение отборника и облегчало первую застрожку и всю выборку. Четверти в торцах выбирали косым зензубелем.

    Фальцгобель служил для получения на краю доски или щита фальца - углубления нужной ширины и глубины. Фальц выполняли, например, на щитах - филенках для плотного закрепления их в дверной раме. Фальцгобель похож на зензубель, только колодка у него шире. К ней шурупами снизу приворачивалась направляющая планка, которая ограничивала ширину выбираемого фальца. Острый нож - резак, закрепленный сбоку, подрезал и стругал вертикальные плоскости фальцев, чтобы получить чистую, гладкую поверхность.

    Шпунтубель, или пазник, - инструмент с двумя колодками, соединенными винтами. Это позволяло перемещать колодки относительно друг друга. Одна колодка направляющая, другая - служила для закрепления сменных узких железных ножей. С помощью шпунтубеля выбирали в кромке доски прямоугольное углубление - шпунт. На кромке другой доски получали гребень, который плотно входил в приготовленный шпунт. Для получения гребня использовали федергубель - рубанок с железным ножом. В центре ножа был проем по ширине будущего гребня.

    Когда нужно было получить гребень в форме "ласточкина хвоста", использовали инструмент, называемый грунтубелем.

    Декоративный рельефный поясок из нескольких канавок по краям обрабатываемого изделия выполняли калевкой - узким рубанком, у которого режущая кромка ножа имела фигурный профиль. Этот нож резал по краю изделия рельефную канавку. Разнообразные формы канавок получались благодаря разному профилю режущей кромки ножа.

    Калевку с широким фигурным железным ножом называли галтелью. Хвост ножа для облегчения сужали. Зауживали и верхнюю часть колодки, чтобы инструмент был легким и удобным в работе. Нередко встречались галтели с двумя узкими ножами. Их ставили так, чтобы один нож оказался несколько впереди другого, а вместе они перекрывали всю ширину колодки. Таким инструментом выполняли по краю обрабатываемого изделия широкую рельефную декоративную полоску.

    Выпуклые полукруглые части выстругивали штапом - рубанком с вогнутой колодкой и с ножом, у которого было вогнутое лезвие. Еще употребляли рубанок - полуштап, с незначительно вогнутой колодкой.

    Чтобы получить углубленный желобок, использовали рубанок с выпуклой в поперечном сечении колодкой и так же выпукло затачивали нож. Этот инструмент назывался желобчатый галтельник.

    Мастера-краснодеревщики еще употребляли два вида рубанков с изогнутой колодкой. Их называли горбачи. Подошва колодки для обработки вогнутых поверхностей была выпуклой и, наоборот, вогнутая - для выпуклых частей.

    Чтобы добиться шероховатости при склеивании, использовали небольшой рубанок - цинубель. Его нож был покрыт продольными желобками, и потому острие походило на пилу с мелкими зубьями.

    С помощью этих инструментов в домашних условиях создавались художественные изделия, которые теперь можно увидеть в музеях.

    Бюро справок

    В 1638 году, согласно "Российскому списку г. Москвы", в столице действовали 2367 ремесленников, из них 200 человек обрабатывали дерево. Среди них были плотники, бочарники, бердяники, дегтяри, обручники, пильщики, тележники, столяры, ручники, токари.

    В течение 1893 года 13 тысяч подвод доставили в Москву лесоматериалы.

    В 1913 году 427 московских магазинов и контор продавали кустарные изделия из дерева.

    В 1965 году художественной обработкой дерева в России занималось около 2300 организаций, или 0,7 процента подразделений художественных промыслов. В 1975 году дерево обрабатывали свыше 30 тысяч организаций, или 0,9 процента подразделений художественных промыслов.

    Субэтнос русского народа, коренная народность на беломорском Севере России. Вопрос об этнической принадлежности продолжает оставаться спорным.

    Этнохороним, возможно, произошел от названия западного берега Белого моря от города Онега до города Кемь - Поморского берега. Этникон «помор», вероятно, стал употребляться с конца ХVI века. В конце XIX века поморами называли занятых на рыбных и зверобойных промыслах промышленников из Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губернии, ходивших на Мурман и север Норвегии.

    unknown , Public Domain

    Как исторических преемников традиционной поморской культуры, в настоящее время поморами называют население, проживающее в населённых пунктах по берегам Белого моря и в низовьях Северной Двины, Онеги, Мезени.

    Этимология названия

    В исторических документах с ХVI века засвидетельствован другой местный термин - «поморцы». Он обозначал население, проживавшее на Поморском берегу Белого моря от р. Онеги до Кеми, и занятое рыбной ловлей на Мурмане, северном побережье Кольского полуострова.


    Шабунин Николай , Public Domain

    Со временем, деревни, жители которых занимались исключительно морским промыслом, появились также на Летнем и Зимнем берегах Белого моря.


    unknown , Public Domain

    С конца XVII века на Русском Севере поморцами стали называть членов общин так называемого Поморского согласия, течения в старообрядчестве оформившегося в ходе раскола русской православной церкви. Возможно, в связи с этим обстоятельством и получил распространение новый термин поморы взамен старого - поморцы , для обозначения одной и той же группы русского старожильческого населения.


    неизвестенwikidata:Q4233718 , Public Domain

    Возможно, возникновение терминов «поморцы» и «поморы» связано с мурманскими рыбными промыслами. Письменные источники местного происхождения второй половины XVIII и XIX веков свидетельствуют о том, что поморами называли жителей Поморского берега от Онеги до Кеми включительно, некоторых сел Карельского берега и части сел Летнего и Зимнего берегов, занимавшихся рискованным в то время океанским промыслом рыбы и зверя.


    unknown , Public Domain

    Рыбные промыслы архангелогородцев

    Исторически рыбные промыслы населения Архангельского Севера включали:

    • Океанские промыслы трески, сайды и палтуса на Мурмане - северном побережье Кольского полуострова;
    • Беломорский сельдяной промысел, производимый в Кандалакшской, Онежской, Унской и Двинской губах, а также лов наваги и камбалы по берегам Белого моря;
    • Промысел семги, производимый по рекам, впадающим в Белое море и Северный океан, а также по морскому прибрежью Белого моря, вблизи устья впадающих в него рек;
    • Озерные и речные промыслы сигов, налимов, щук и других пород пресноводных рыб.

    Издатель журнала «Вестник Севера» Иван Алексеевич Шергин (1866-1930), автор многочисленных книг рассказов и очерков о северном крае, так описал рыбный промысел архангелогородцев:

    Рыбный промысел разделяется на пресноводный и морской (тресковый) на Мурмане. Последний составляет предмет отхожего промысла поморов Кемского и частью Онежского уездов, перекочевывающих ежегодно на Мурман. Кроме означенных промышленников поморов, в Мурманском морском промысле участвуют и местные обитатели Александровского уезда, но число их не велико. Так, в 1906 г., было 126 судов с 400 ловцами, тогда как всего на промысле находилось 993 судна с 3,446 ловцами. И вот, только открывается навигация, как тотчас же из Архангельска отправляются пароходы Мурманского Товарищества и, забрав поморов Беломорского побережья, следуют на Мурман, где они занимаются в течение лета ловлей трески, пикшуя, палтуса. В половине августа пароходы товарищества объезжают становища на Мурмане и, нагрузив рыбные промыслы, спешат к Маргаритинской ярмарке.

    И. А. Шергин

    Архангельский губернатор (в 1893-1901 годах) и ученый-практик А. П. Энгельгардт оставил следующее описание морских промыслов на Мурмане:

    Из Архангельского, Онежского и Камского уездов обыкновенно прибывает на Мурман до 3,000 промышленников ежегодно; большинство из них отправляется в начале марта пешком через Кандалакшу и Раз-Наволок в Колу, откуда пароход товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, зимующий в Екатерининской гавани, развозит их по становищам. … Главный предмет промысла на Мурмане составляет треска. Кроме трески, ловится, в сравнительно меньшем количестве, палтус, пикша, сайда, зубатка, камбала, морской окунь и морской налим….Промышленники - одиночки ловят треску на удочку, состоящую из бичевы в 180 саж., на конце которой прикрепляется крючок с приманкою;…

    Поморы не любят ловить рыбы удочкою, а ловят её ярусом. Ярус бывает длиною в несколько верст и состоит из веревки толщиною в мизинец, к которой прикреплены тонкие бечевки длиною 1,5 −2 аршина, на расстоянии одной сажени друг от друга; к свободному концу этих бечевок прикреплены крючки,… Длина большого яруса достигает 4000 сажен; к нему прикреплено обыкновенно до 5000 крючков. Ярус опускается на морское дно и лежит в воде около шести часов, после чего его постепенно вытаскивают и снимают с крючков попавшуюся рыбу.

    А. П. Энгельгардт

    Уже в наше время, социолог Ю. М. Плюснин провел в 1995-2001 годы обследование сельского населения прибрежной части Беломорья, легендарных поморских берегов. Он выявил и описал следующий факт. В 5 обследованных им поморских рыболовецких колхозах имелось 13 средних рыболовных сейнеров. Но в командах работало не более 10 колхозников из почти 400 человек их общего количества. Остальная часть экипажа набиралась в Эстонии и на Украине:

    Причины нежелания идти в море называются самые разные, но за всеми стоит одно обстоятельство: на фоне убыточного животноводства и растениеводства морская рыбная ловля выгодна и позволяет колхозу содержать всех своих работников, независимо от их реального вклада. Эта небольшая зарплата, на которую живут члены колхоза, выступает в виде вспомоществования, благодаря которому они имеют ещё достаточно времени и на занятия своим хозяйством (плюс охота, рыбная ловля, сбор и сдача водорослей, и прочие требующие времени дела, нехлопотные и часто даже приятные) и соответствующий потребностям досуг, который заключается в регулярном и продолжительном пьянстве (в то время как на судах введен сухой закон) … Сформировалась психология рантье, которая на уровне обыденного сознания достаточно быстро закрепилась, нашла идеологическое обоснование и в нынешних условиях как механизм ситуативно-ценный начинает успешно вытеснять прежние социально-психологические механизмы жизнеобеспечения.

    Ю. М. Плюснин

    История изучения

    В настоящее время нет единой точки зрения на понятие «поморы». Существует ряд основных отличающихся друг от друга подходов:

    • Поморы — это коренной малочисленный народ Севера, коренная малочисленная народность, сформировавшаяся из русского, финноугорского и скандинавского компонентов;
    • Поморы - это группа людей субэтнического характера, связанных схожим образом жизни и родом хозяйственной деятельности;
    • Поморы - это региональное, местное и нейтральное в этническом смысле название русского и карельского населения, проживающего на Архангельском Севере, в Карелии, в Мурманской области и Ненецком автономном округе;
    • Поморы - это этнографическая группа русского старожильческого населения, коренная северная народность, проживающая по берегам Белого моря;
    • Поморы - это русский субэтнос, обитающий на Беломорье;

    Язык и культура речи

    Разговорный язык поморов - поморский диалект русского языка. Характерными признаками поморского говора являются:

    Территориальные группы поморов

    • Собственно поморы. Население Поморского, Летнего и части Карельского берегов Белого моря. Они отличают себя от населения Кандалакшской губы (называя их «пякка» ) и Терского берега (называя их «роканы» )
    • Поморы Кандалакшской губы. Губяне «пякка» .
    • Поморы Терского берега. Терчане , или как их называют другие поморы - «роканы» .
    • Устъ-цилёмы и пустозёры на Печоре.
    • Канинские поморы. Небольшая обособленная группа полуострова Канин - 7 человек - во время переписи 2002 года назвали себя канинскими поморами.

    Религия

    Основная религия поморов - православие как нового (Русская православная церковь), так и старого (Древлеправославная поморская церковь) обрядов.

    В 2010 году полевая экспедиция Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН исследовала религиозность современных поморов.

    Публикации раздела Традиции

    «Батюшко Океан, Студеное море». Традиции поморов в сказках и былинах

    П оморы издавна заселяли побережье Белого моря. Они были искусными судостроителями и мореходами и, по легенде, первыми достигли полярного архипелага Шпицберген. С морем связана вся их жизнь: промыслы, традиции и фольклор.

    Читаем северные былины и сказки, чтобы разобраться, как жили поморы и что они говорили о справедливости, рыбной ловле и о своих женах.

    «Помору все от моря»

    Василий Переплетчиков. Поморы въезжают в Архангельский порт. 2-я половина XIX века

    Шлюпка с людьми Виллема Баренца проходит вдоль русского корабля. Гравюра 1598 года

    Митрофан Берингов. Рыбак-помор с морским окунем. Год неизвестен. Фотография: goskatalog.ru

    Жизнь поморов строилась вокруг морских промыслов. Во время плаваний они ловили рыбу и тюленей, добывали жемчуг. В старинных пословицах говорится: «Наше поле - море», «И радость, и горе - помору все от моря», «У моря живем, морем кормимся, море - наша кормилица». Морские сюжеты появлялись и в обрядовом фольклоре - например, традиционных сказках и былинах . Их рассказывали во время тяжелой монотонной работы или зимними вечерами за починкой рыболовных сетей.

    «Север сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русские трудовые традиции».

    Дмитрий Лихачев, филолог и академик

    Многие сказки про морские походы начинались с описания места действия - побережья: «Давно это было. На берегу Белого моря жили три брата» . Поморы считали плавание испытанием, из которого достойные возвращаются домой победителями, а спасовавшие перед стихией - погибают. Но про них говорили не «утонул», а «море взяло». Осуждать подобные «решения» было не принято: море олицетворяло собой справедливость.

    «Он грозно простер окровавленные руки к морю и закричал с воплем крепким:
    - Батюшко Океан, Студеное море! Сам и ныне рассуди меня с братом!
    Будто гром, сгремел Океан в ответ Гореславу. Гнев учинил в море. Седой непомерный вал взвился над лодьей, подхватил Лихослава и унес его в бездну».

    Отрывок из поморского сказания «Гнев» (Борис Шергин. «Поморские были и сказания»)

    По поверью, хозяин моря - «Никола - бог морской» - тоже любил сказки. Поморы часто брали в поход опытного сказочника. От него зависела удача рыбаков: если получится убаюкать хозяина, рыба останется без присмотра и попадет в сети. Поэтому сказочник говорил нараспев, мягко и монотонно.

    «За песни да за басни мне с восемнадцати годов имя было с отчеством. На промысле никакой работы задеть не давали. Кушанье с поварни, дрова с топора - знай пой да говори… Вечером народ соберется, я сказываю. Мужиков людно сидит, торопиться некуда, кабаков нет. Вечера не хватит - ночи прихватим… Дале один по одному засыпать начнут. Я спрошу: «Спите, крещеные?» - «Не спим, живем! Дале говори».

    От рыбы до жемчуга - поморские промыслы

    Николай Рерих. Поморяне. Утро. 1906

    Валентин Серов. Поморы. 1894

    Климент Редько. Поморы шкерят треску. 1925

    Жители Белого моря называли себя «трескоедками»: рыба была основой их рациона, а рыболовство - главным промыслом. В сказках приключения часто начинались с поездки на тоню - так называлось место сезонной ловли.

    «Выехали на тоню, заметали этот невод, и, когда стали подтягивать его к берегу, оказалось, что невод полон рыбы. Целый день провозились братья, высачивали рыбу из мотни, а к вечеру, уставшие, говорят: Ну и чудо, такого еще не бывало. На день невод развязали, на второй развязали, а рыбы никогда столько не было!»

    Отрывок из поморской сказки «Никифорово чудо»

    В феврале на тони выезжали покрутчики - наемные работники. На каждое судно «крутились» четверо, главным был кормщик. Он должен был знать рыбные места, уметь разделывать и солить рыбу. Кормщик получал высокую зарплату и весомую часть добычи.

    На побережье Белого моря издавна добывали гренландского тюленя и моржа. Для зверобойного промысла поморы объединялись в артель по 5–7 человек или в более крупную группу, которой управлял атаман. В поморской сказке «звериные ловы» были испытанием - и физических, и нравственных качеств.

    «В месяце феврале промышленники в море уходят на звериные ловы. Срядился Кирик с покрутом. Он говорит брату:
    - Олешенька, у нас клятва положена друг друга слушати: сряжайся на промысел!
    Олеша поперек слова не молвил, живо справился. Якоря выкатали, паруса открыли... Праматерь морская попутная поветерь была до Кирика милостива. День да ночь - и Звериный остров в глазах. Круг острова лед. На льдинах тюленьи полёжки. Соступились мужи-двиняне со зверем, учали бить».

    Отрывок из поморского сказания «Любовь сильнее смерти» (Борис Шергин. «Двинская земля»)

    Поморы постоянно совершенствовались в судостроении . Они были умелыми мореходами: ходили рыбачить в Норвегию и Восточную Сибирь. Поморы строили кочи - легкие парусные суда для плавания по северным морям. Особая форма делала их маневренными, и кочи почти никогда не погибали во льдах. Мастерство судостроителей было частым мотивом северных сказок, песен и былин.

    …А и все на пиру пьяны-веселы,
    А и все на пиру стали хвастати.
    Промысловщики-поморы добрым мастерством:
    Что во матушке во тихой во Двинской губе,
    Во богатой во широкой Низовской земле
    Низовщане-ти, устьяне промысловые
    Мастерят-снастят суда - лодьи торговые.

    Борис Шергин, отрывок из книги «Двинская земля»

    Промышленной добычей соли поморцы занялись примерно в XII веке. «Поморка» с побережья Белого моря считалась самой чистой и качественной. В царской грамоте 1546 года говорилось: «Которую де соль возят с Двины двиняне, в той соли кардехи [щебня] и подмесу никакого не живет» . Соль высшего качества получали из подземных «рассольных пластов», найти которые было непросто. Если герою поморской сказки встречался соляной источник, это, как правило, означало удачу и скорое богатство.

    «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, и видят: гора бела, как крупитчата. Подошли - соляна гора. Зашли в гавань и стали соль бочками катить. Накатили полный люк».

    Отрывок из поморской сказки «Соль»

    Жемчужный промысел начинался в поморских деревнях c началом лета. Мужчины ныряли за раковинами в море, а женщины и дети собирали их в корзины из пересыхающих рек. Поморы плели из жемчуга бусы и серьги-«бабочки», драгоценным шитьем украшали пояса и головные уборы. У них была пословица: «Женка в наряде - мужик ейной добытчик».

    «- Ну Иван, купеческий сын, что тебе надобно в награду - злата или серебра?
    - Не надо мне ни злата, ни серебра, - говорит Иван. - Дай мне один мешок жемчужного песку».

    Отрывок из поморской сказки «Жемчужный песок»

    Поморские «большухи»

    Александр Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897

    Митрофан Берингов. Поморы. Иллюстрация. 1928

    Архангельская губерния. Поморская деревушка. Почтовая карточка. 1912. Фотография: goskatalog.ru

    В семейной жизни поморов ценилось взаимное уважение. Супруги обладали практически равными правами. Когда муж надолго уходил в поход - на Мурманскую страду, на Кедовский путь, в норвежские плавания, - жена становилась главой семьи. Поморы называли такую хозяйку «большухой».

    Часто жены и сами ходили в море. Некоторые женщины становились кормщиками на рыбных промыслах и управляли мужскими бригадами.

    От крутого бережка
    Лодочка отъехала,
    Вы кажите дорогому,
    Что на лов уехала.

    Поморская частушка

    Женщина была главным героем многих поморских сказаний. Верная подруга помогала мужу, проходила все испытания наравне с ним, а иногда даже превосходила его в выносливости, силе или мужестве.

    Не князь, не посол, не воин -
    Женочка с Рязани, сиротинка,
    Перешла леса и пустыни,
    Толкучие горы перелезла,
    Бесстрашно в Орду явилась...
    Бери себе и брата, и мужа,
    Бери с собой и милого сына.
    Воротися на Русь да хвастай,
    Что в Орду не напрасно сходила.
    Гей, рязанские мужи и жены,
    Что стоите, тоскою покрыты?
    Что глядите на Авдотьину радость?
    Я вас всех на Русь отпущаю.
    Гей, женка Авдотья Рязанка!
    Всю Рязань веди из полону,
    И будь ты походу воевода.

    Отрывок из поморского сказания «Об Авдотье Рязаночке»

    Женщины на побережье Белого моря были более самостоятельными, чем в других районах дореволюционной России. Одна из поморских легенд рассказывала о женщине, которая в одиночку плавала к своему мужу «в гости». На крупной мореходной лодке - карбасе - поморка обогнула побережье Белого моря, вышла в Баренцево и добралась до мужа.

    Смотрите сказку про поморов киностудии «Союзмультфильм» (1987)