Болезни Военный билет Призыв

Помогла ли тебе литературная программа представленная. Составители новой программы по литературе о ее целях и задачах. Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата

Аулиекольского района»

Курс по выбору для учащихся начальных классов

«Секреты литературного чтения»

Составители:

Мелихова Л.Б., Олейникова Н.В.,

учителя начальных классов

2015 год

УДК 371.383

ББК 74.200.585.00

С 28

Рецензенты:

Сухотёплая Г.И. – директор ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата Аулиекольского района» Костанайской области

Каженова М.К. – методист Аулиекольского РОО

С 28 Секреты литературного чтения: курс по выбору для учащихся нач. кл. общеобразовательной шк./ сост: Л.Б. Мелихова, Н.В. Олейникова – Кушмурун, 2015 - 11 с.

ISBN 978-601-303-399-0

Материалы учебного пособия могут быть использованы как во время поурочной учебной деятельности, так во внеклассной работе.

УДК 371.383

ББК 74.200.585.00

ISBN 978-601-303-399-0 © ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела

образования акимата Аулиекольского

района Костанайской области», 2015

Пояснительная записка

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

        • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

    возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

    в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Программа «Секреты литературного чтения» решает проблему формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Данная программа поможет педагогу с увлечением познакомить учащихся с детской литературой, а так же развивать способность воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, выражать эмоции на прочитанные произведения.

Программа способствует формированию у учащихся готовности к активному и успешному функционированию в ХХI веке, привитию навыков критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Цель программы углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Программа нацелена на решение следующих задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

    учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

    расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

    обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

    работать с различными типами текстов;

    создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:

    занятие-диспут,

    занятие-спектакль,

    занятие-праздник,

    занятие-интервью,

    интегрированное занятие,

    конференция,

    устный журнал,

    конкурсы,

    литературные встречи,

    литературная гостиная,

    литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».

Ведущие принципы программы литературного кружка

«Секреты литературного чтения».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор . Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты:

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться :

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

В результате реализации программы учащиеся должны уметь:

    Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.

    Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.

    Словесно рисовать картины к художественным текстам.

    Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

    Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

    Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).

    Понимать образные выражения, используемые в книге.

    Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.

    Коллективная драматизация художественных произведений.

    Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы «Секреты литературного чтения» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Тематическое планирование занятий по программе литературного кружка «Секреты литературного чтения»

п/п

Кол-во часов

Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использова

нию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

Сроки

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать

Углубление сведений

о периодической

печати. Знакомство с

журналом

Отбор и чтение

материалов из

периодики.

Организация в уголке чтения раздела периодической печати. Составление устного
журнала

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-
справочниках

Изготовление книжки- самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой

Выступление учеников начальных классов

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах - ученых изобретателях.

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг

особенно интересных

сведений из науки и

техники

Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня».

Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с

Аннотирован

тельным

указателем книг и приёмами аннотирования

Оформление аннотаций на прочитанные книги.

Подготовка и проведение

тематического устного

журнала «Каким ты был,

мой ровесник, в годы

Великой Отечественной

войны?»

«Из истории нашей Родины»

Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

С. Бабенко,

Б.Сокпакбаев

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам.

Устное аннотирование книг по теме урока.

Чтение рассказов и очерков о героях наших

дней из детской

периодики, в

Интернете.

Презентация

или

альбом-самоделка «Из

истории нашей Родины»

Люби живое

Писатели о животных: М.Пришвин

Д. Мамин -

Сибиряк

Отражение биографии и интересов писателя в

его произведениях

Выразительное чтение отрывка произведения.

Устное иллюстрирование

11-12

«В путь, друзья!»

Книги о

путешествиях и

путешествен

никах, настоящих и

вымышленных

С.Голицын

«Сорок изыскателей»

Анализ книг.

Выделение эпизодов,

Воспитывающих чувство юмора,

любознательность,

наблюдательность,

внимание.

Составление заданий

для литературного

марафона.

Подготовка и проведение литературного марафона «В

путь, друзья!» по

материалам прочитанных

книг.

Небыкновен

ная

биография в

необыкновенное время»

Художественные

произведения,

автобиографии,

письма, дневники

А. Гайдара;

воспоминания,

заметки о А.

Гайдаре.

Знакомство с новым

видом издания - с собранием сочинений писателя. Выборочное

чтение, пересказ,

декламация отрывков,

воссоздающих образ

А. Гайдара - бойца,

писателя, гражданина

Самостоятельное

рассматривание

четырехтомника

(Собрание сочинений

А. Гайдара).

Оформление

аннотированных

карточек по данному

изданию.

Оформление презентации

«Книги Гайдара и о

Гайдаре».

Читательская конференция

по повести Гайдара «Тимур

и его команда»

О героизме и трусости

Слава греет -позор жжет

Героизм в произведениях: С.Маршак а,

Артюхова,

С.Михалкова, К.Ушинского

Выборочное чтение

характеристики

главных героев.

Озаглавливание

тематической

выставки

Отбирать,

рассматривать и

приносить в класс

книги о храбрости.

Составление советов для

тех, кто хочет быть

храбрым.

15-16

«Родные поэты»

Стихи поэтов -

классиков 19-

начала 20 века

для детей:

Знакомство с широким
кругом поэтов-
классиков, с
тематикой их
творчества. Чтение
избранных стихов
наизусть

Чтение стихов ряда

поэтов-классиков.

Отбор нескольких

стихотворений для

чтения вслух, наизусть

Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

17-18

Учусь сочинять

Бальмонт, М.Цветаева

Жанры литературы. Стихосложение - 11словие

Сочинение 11 - словия

Создание классного

сборника стихотворений

«Мы творим!»

19-20

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

Кир Булычев

«Гостья из

будущего»

В.Губарев

«Путешествие на

Утреннюю

Звезду»

Углубленное

рассмотрение книг

приключенческого

жанра.

Оформление

читательского

дневника.

Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

21-22

«Ступеньки мудрости»

Сказки Леонардо да Винчи

Упорядочение и

систематизация

доступного круга

чтения по теме.

Выделение из

прочитанных книг

особенно интересных

сведений, мудрых

советов

Подбор сведений о

Леонардо да Винчи, его

творчестве, научной

деятельности, для

составления

презентации

Оформление презентации «Ступеньки мудрости».

23-24

«От

благодарных читателей»

М.Твен

«Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

Анализ книг.

Выделение эпизодов,

воспитывающих

чувство юмора,

любознатель

ность,

наблюдательность,

внимание, уважение к

старшим

Формулирование

своего отношения к

происходящему в

произведении, составление характеристики главных героев.

Составление диафильма по одному из произведений.

25-26

«Современные

писатели-

детям»

Е.Велтисов

В. Медведев

Знакомство с широким

кругом современных

писателей, с тематикой их

творчества. Анализ

произведений.

Выбор отрывка,

пересказ от своего

имени. Составление вопросов по данным произведениям

Оформление выставки книг.

Самопрезентация «Книга,

27-29

Театр и литература

Пьеса-сказка «Синяя птица»

Мориса Матерлинка

Введение понятия

«пьеса», структура

пьесы, драматургия.

Выбор и разучивание роли

Игра-драматизация «Синяя птица»

30-31

«С моей

книжной

полки»

В.Гауф

«Карлик Нос»,

«Маленький Мук»

Х.К.Андерсен «Русалочка»

Упорядочение и

систематизация

доступного круга

чтения по теме.

Оформление

читательского

дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.)

Литературная игра «Ты мне,

я тебе» по прочитанным

произведениям.

Обобщающее

занятие с родителями

Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса

Подготовить вопросы викторины

«Литературная гостиная»

«О чём можно,

о чём нужно, о

Контрольно-установочное занятие.

Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения . Установка

на самостоятельное

чтение

Составление читательских планов на будущее.

Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие»

по выставке с
экскурсоводом- старшеклассником.

Итоговое

диагностирование

Тестирование по

выявлению читательского кругозора.

Составление списка для летнего чтения с учётом степени

усвоения прочитаны произведений

Оформление уголка летнего чтения

Используемая литература и интернет ресурсы:

    Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

    Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

    Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

    Русские детские писатели хх века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

    Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.

    М. Просвещение, 1985.

    Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

    Журналы «Начальная школа», 2006-2013гг.

9. Интернет-ресурсы с литературными презентациями

10. Литературная энциклопедия на Яндекс

На этой странице вы найдете ответы на некоторые задания по литературному чтению для 2 класса (программа «Планета знаний»).

Какой бывает тишина? Продолжи ряд определений:
тишина тревожная, грустная, печальная, одинокая, угнетающая, пронзительная

Перечисли известные тебе предметы, сделанные из бересты. Короб, шкатулка, картина, корзинка, сувениры (посуда, самовар).

Придумай и запиши сравнения:
листья слетали с деревьев, как птицы, перья
черное шоссе убегало вдаль, извиваясь, как змея, нить, спираль
радуга протянулась над землей, как дуга, коромысло, цветная лента
кузнечик стрекотал в траве, словно сверчок, будильник, сорока
цветы смотрели на солнце, будто говорили ему спасибо, улыбаясь, признавались в любви

Продолжи предложения:
Осенние листья летели по ветру, как птицы на юг, перышки
Облака плыли по голубому небу, словно корабли по морю
Струйки дождя стекали по оконному стеклу, будто ручейки, водопад, слезы по лицу, узенькие речки

М. Пришвин написал: «Слышу как шепчутся осенние листики». Напиши, о чем они могли шептать.
Мы осенью улетаем от мамы.
Как грустно, что наступила осень.
Скоро зима.

Назови цветы, которые можно встретить в лесу в начале осени. Душица, герань лесная, зверобой, фиалка трехцветная, ожика.

Напиши что цветы «сказали» тебе.
О том, как ясно светит солнце.
Как хорошо летом.
Выходи гулять.
Посмотри, какие мы красивые.
Как жаль, что наступила осень.

К. Г. Паустовский «Прощание с летом»

1. Напиши, какие чувства вызвал у тебя рассказ К. Паустовского «Прощание с летом». Грустное, печальное, захотелось вернуть лето.

3. Напиши рассказ о том, что ты увидел однажды осенью, когда вышел из дома. Предложенные вопросы могут стать планом рассказа.
Сегодня 20 сентября. Утром я вышел прогуляться во двор. Погода была плохая. Моросил дождь. Небо было затянуто серыми тучами. Земля была влажной, усыпанной опавшими листьями.
Ко мне подошел мой друг Вова. Ему, как и мне, было грустно из-за того, что закончилось лето.

4. Рассмотри иллюстрацию к рассказу К. Г. Паустовского «Прощание с летом» на странице 18. Выпиши строки из рассказа, которые могут быть подписью к ней.
Самое грустно время в деревне. Последние птицы спрятались под стрехи.

Напиши названия известных тебе сказок, в которых растения и животные помогают людям. «Сказка о рыбаке и рыбке» (золотая рыбка), «Крошечка-хаврошечка» (корова), «По щучьему веленью» (щука), «Гуси-лебеди» (яблоня).

Мальчик с пальчик

1. Раздели эту сказку на части. Озаглавь их и запиши названия этих частей.
Мальчик с пальчик помогает батюшке.
Мальчика с пальчик продали.
Волк и мальчик с пальчик.

2. Сочини и запиши маленькую сказочку о щенке или птенце.
Щенок бегал во дворе. Над ним летал птенец. Одновременно щенок с птенцом увидели корочку хлеба. Не успел щенок схватить корочку хлеба, как у него из-под носа ловко схватил в клюв корочку птенец и взлетел на крышу дома. Мал, да удал птенец! А щенок все равно не переживал, побежал за птенцом на крышу. Ему и горя мало.

Напиши названия известных тебе народных сказок о ленивых людях. «По щучьему веленью» (Емеля), «Сказка про лень» (советский мультфильм), «Морозко» (Марфушенька Душенька), «Золушка» (мачеха Золушки и ее дочери).

Кукушка (Ненецкая народная сказка)

Напиши, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой, в которую превратилась их мать.
Страх, тревогу, грусть, печаль, боль, раскаяние.

Три дочери (Татарская народная сказка)

1. Напиши, какими были матери в сказках «Кукушка» и «Три дочери».
«Кукушка» — терпеливая, трудолюбивая, добрая, заботливая.
«Три сестры» — заботливая, работящая.
2. Нарисуй иллюстрацию к сказке, которую можно назвать «Наказание сестер».
Рисуем черепаху и паука.

Врозь - плохо, вместе - хорошо (Мордовская народная сказка)

1. Напиши, чем занимался каждый брат.
Плотник - строил, кузнец - ковал металл, пахарь - сеял хлеб.

Как проверяется дружба (Лезгинская народная сказка)

1. Выпиши слова матери Алискера, которые кажутся тебе самыми важными.
Встретится человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам, называй его братом…

2. Напиши, какого друга тебе хотелось бы иметь?
Верного, не жадного, доброго, ответственного, отзывчивого.

Придумай небольшую историю (рассказ), в которой могут быть использованы слова пословицы «век живи - век учись».
Мой друг Вова простыл и остался дома, не пошел в школу. Но я очень хотел с ним поиграть и пришел к нему в гости. На следующий день у меня поднялась температура, появился кашель, заболело горло. Нельзя общаться с простуженными людьми. Можно заразиться. Век живи - век учись.

Напиши названия сказок, о героях которых можно сказать: «друг - денег дороже», «доброе братство лучше богатства».
«Крокодил Гена и его друзья», «Винни Пух и все, все, все».

Рабочая тетрадь № 2

Братья Гримм «Храбрый портной»

Напиши, какие качества портного открылись во время его путешествий.
Хвастливость, самонадеянность, самоуверенность, смекалка.

Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе»


спать сладким сном — крепко спать, видеть хорошие сны
спать мертвым сном — спать так, что не разбудишь

2. Если ты читал другие сказки Андерсена, напиши их названия.
«Огниво», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Девочка со спичками», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие лебеди».

3. Назови твоего любимого героя из произведения Андерсена.
Дюймовочка, солдат (из «Огниво»), Русалочка, оловянный солдатик.

Братья Гримм «Маленькие человечки»

1. Объясни значение выражений:
чистая совесть — когда нечего скрывать;
зажиточный человек — богатый человек.

2. а) Напиши свой сказочный ответ на вопрос: «Почему маленькие человечки появились в доме портного?»
Чтобы помочь портному сшивать сапоги.
б) Напиши названия литературных произведений и кинофильмов о маленьких человечках.
«Мальчик с пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Гулливер в стране лиллипутов», «Маленький мук».
в) Нарисуй любимого маленького человечка — героя литературного произведения или кинофильма.
Рисуем мальчика с пальчик.

– Система образования в России сегодня активно реформируется, интегрируется в международный образовательный процесс. Разрабатываются новые стандарты, программы, вводятся новые методики обучения. С 2015 года, например, в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Каковы его ключевые задачи, и в чем отличие от предыдущего?

– Ключевые задачи ФГОС прописаны в самом ФГОС – и мы не видим оснований их оспаривать. Главное отличие нового образовательного стандарта от предыдущего в следующем: в нем заложены механизмы реализации остававшегося прежде в основном на уровне деклараций принципа субъектности обучающегося: признания за ним права выступать заказчиком собственного образования и активной стороной в его отборе и получении. Система образования призвана теперь не просто нагружать выпускника строго определенным объемом устоявшихся знаний, но формировать у него умения самостоятельно добывать новые знания, находить применение имеющимся знаниям и формировать запрос на знания того, что еще неизвестно. Это перестраивает саму работу образовательных институций и специалистов данной сферы: они перестают быть лишь носителями информации и профессиональных навыков, но должны быть в состоянии совместно с обучающимися вырабатывать, добывать и гибко применять новые знания и навыки на практике при быстро меняющейся конъюнктуре и постоянно обновляющихся условиях и требованиях жизни.

– Особое значение в новом образовательном стандарте уделяется вариативности в преподавании литературы. Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость внедрения вариативного подхода в образовательный процесс?

– Вариативность обусловлена множеством факторов, в частности:

  • федеративным, а не унитарным характером нашего государства: все успешные федеративные государства (США, ФРГ, Австралия и др.) имеют самостоятельные системы образования в каждом из своих субъектов, учитывающие региональную специфику и дающие возможность конкурентно развивать собственные системы образования;
  • полиэтническим, поликультурным, поликонфессиональным характером нашего общества, требующим учета специфики аудитории;
  • разным уровнем обучающихся, в том числе уровнем их возможностей и способностей;
  • реализацией принципа субъектности всех участников образовательного процесса, нуждающихся в самостоятельном выборе индивидуальных траекторий как профессиональной деятельности (учителя), так и получения образования;
  • конкуренцией со стороны негосударственных образовательных систем, зарубежного образования, а также различных форм открытого образования, все более востребованного в обществе по причине их большей адекватности запросам современного рынка труда.

– В конце прошлого года на краудэксперт-сайте был размещен проект Примерной программы по литературе для старшей школы. Несмотря на немалое количество критических отзывов, она не была отозвана на дальнейшую экспертизу. Может быть, стоило организовать более широкое обсуждение столь важного документа?

– Проект Примерной программы (ПП) для старшей школы был размещен на специализированном независимом краудсорсинговом ресурсе с целью ее широкого общественного обсуждения и максимально открыто. Наличие «неоднозначных отзывов» предполагалось организацией этого обсуждения – без них обсуждение просто бы не получилось. А сами отзывы, замечания и предложения учитываются теперь при дальнейшей работе над этим документом, которая продолжается. Так, раздел «Примерное содержание» ПП по литературе обсуждало 272 активных участника, всего было внесено 178 предложений.

В настоящий момент первый вариант ПП по литературе в составе комплекта Примерных общих образовательных программ (ПООП), после обсуждения и внесения в них по результатам общественного обсуждения правок, представлен на экспертизу в Российскую академию образования, после чего, в зависимости от экспертной оценки, будет отправлен на доработку или переработку.

– Сегодня все активнее обсуждается проблема «золотого канона русской классики», обязательных к прочтению произведений. Каково ваше мнение по данному вопросу?

– Богатство русской литературы, ее «золотого канона» многократно превосходит возможности и школьной, и даже вузовской программы по ее усвоению хотя бы в самых вершинных ее достижениях. Особенно страдают словесность XI–XVIII веков и литература ХХ – начала XXI века, на которые просто недостает сил и времени даже у самого читающего и работоспособного обучающегося в условиях современного информационного общества, когда серьезную конкуренцию чтению художественной литературы составляет чтение литературы по специальности или интересам, а также ставшие более доступными ресурсы музеев, библиотек, картинных галерей, концертных залов, театров, кино и интернета. Решить эту проблему, с нашей точки зрения, можно только одним способом – не гнаться за объемом прочитанного, а поставить перед литературным образованием задачу формирования квалифицированного читателя, который после окончания курса литературы будет в состоянии самостоятельно выбрать для чтения произведения (в том числе из «золотого списка» классики), прочесть и осмыслить их, соотнести с другими произведениями литературы и иных видов искусства. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее актуальным сейчас является не вопрос списка (его ядро для всех участников профессионального сообщества достаточно очевидно: никто не пытается заменить Пушкина Пелевиным или Достоевского Сорокиным), а вопросы методики, связанные с организацией чтения и изучения классики в современных социокультурных условиях.

– Недавно в дополнение к тексту программы был опубликован рекомендованный список литературы, в который вошли классические произведения. Однако в статье, опубликованной в газете «Московский комсомолец», разработчики программы отметили, что перечень носит рекомендательный характер, а обязательного списка литературы «пока не будет». Так ли это? И планируется ли впоследствии выработать список обязательных к прочтению произведений?

– Прежде всего, заметим: о процессах, происходящих в профессиональном сообществе, лучше судить не по материалам из популярных массовых изданий, а из профессиональной прессы. Позиция разработчиков Примерной программы подробно и ответственно представлена, к примеру, на страницах «Учительской газеты».

Так, широкий список рекомендованных к изучению произведений изначально присутствовал в тексте ПП. Кроме того, по инициативе «Гильдии словесников» профессором СПбГУ И.Н. Сухих был предложен проект обязательного списка по литературе для старшей школы и после обсуждения «Гильдией…» также вынесен на общественное экспертирование на сайте.

В обсуждении приняло участие 277 активных участников, было сделано 250 предложений. Обсуждение показало, что по большинству включенных в список произведений у профессионального сообщества нет консенсуса – придавать или не придавать конкретным из них статус строго обязательных для изучения в старшей школе. Кроме того, Примерная программа сама по себе имеет не регламентирующий, а примерный, рекомендательный статус, и любой включенный в нее список тем самым приобретает рекомендательный характер. Включение в ПП обязательного списка противоречит нормативным документам, прежде всего новому стандарту (ФГОС). Именно поэтому разработчики ПП по литературе предложили в ней широкий список верифицированных рекомендованных произведений, из которого составители рабочих программ должны формировать свой узкий обязательный список для изучения. Широкий список включает в себя почти все произведения, которые имеют историю изучения в средней школе в последние десятилетия, в частности произведения из Кодификатора ЕГЭ по литературе, списка Концепции школьного филологического образования АССУЛ, списка И.Н. Сухих и «Гильдии словесников» и др.

– В новой программе важную роль в изучении литературы будет играть тематический подход. Какие возможности предоставляет данный метод в раскрытии литературных произведений? И сможет ли ученик открыть для себя произведение «в целом»?

– Проблемно-тематический подход был предложен в качестве лишь одного из возможных вариантов для формирования модулей курса литературы на заключительном этапе школьного литературного образования. Одной из причин этого предложения было то, что дидактическими единицами в литературном образовании являются не сами произведения или имена их авторов («Война и мир», Лев Толстой), но темы, через призму которых они рассматриваются на занятиях («Военная тема в романе Льва Толстого "Война и мир”»). В качестве методического решения в ПП предлагается модульный принцип построения программы и трехуровневая организация самих модулей, которые в обязательном порядке включают в себя:

  • а. произведение крупной формы (или подборку произведений малых форм) для их медленного чтения и изучения на уроках под руководством учителя: на этом уровне предполагается целостный подход в изучении произведения, рассмотрение его в единстве содержательных и формально-выразительных планов;
  • б. компаративное, сравнительно-сопоставительное изучение одного или нескольких произведений с медленно изученными на уроках – в рамках тематики модуля (в этом случае и предполагается использование проблемно-тематического подхода – для определения аспекта сопоставительного рассмотрения произведений и, соответственно, профиля модуля);
  • в. самостоятельное чтение и изучение обучающимися одного из выбранных ими из предложенного учителем перечня произведений, самостоятельное сопоставление с прочитанным, с последующей проверкой результатов самостоятельной работы на занятиях (с целью формирования умений самостоятельного чтения и работы с художественным текстом).

Было предложено ограничиться 4–5 модулями в год при возможности расширения числа произведений, изучаемых в рамках того или иного модуля в соответствии с возможностями учителя и класса. Количество модулей задает границы составителю рабочей программы, не позволяя ему расширять количество медленно читаемых и изучаемых на занятиях произведений в ущерб качеству их изучения или организации самостоятельной читательской деятельности учащихся. Тем самым решается проблема перегруженности курса литературы на заключительном этапе школьного образования, отмечаемая большинством экспертов (см. утвержденную в этом году «Концепцию преподавания русского языка и литературы», подготовленную рабочей группой под руководством спикера Государственной Думы Сергея Нарышкина).

Что же касается тематического принципа, то он был предложен разработчиками для обсуждения как возможный способ организации модульного изучения и не является для нас принципиальным: составитель рабочей программы вправе от него отказаться и предложить свой способ организации и наполнения модуля при сохранении его обязательной трехчастной структуры. Такая структура обусловливается планируемыми результатами литературного образования, определенными в первой части ПП по литературе и также прошедшими общественное экспертирование. С нашей точки зрения, определение результатов литературного образования (того, зачем оно нужно, что мы ожидаем на выходе) должно предшествовать и определять и методику этого образования (как оно должно осуществляться), и затем уже его содержание (что оно должно в себя включать, на какой материал опираться). Тогда как долгое время литературное образование начинало со списка (что), потом думало о методике преподавания (как) при фактическом игнорировании вопроса о цели и задачах литературы как учебного предмета (зачем), что только подтверждается исключительным интересом большей части профессионального сообщества к составу списка (что) при пренебрежении другими, с нашей точки зрения – куда более важными – составляющими ПП.

Насколько актуальна русская классика для современных детей? Как и в каком объеме нужно ее изучать?

– Русская классика может быть актуализирована в чтении современными детьми, если сам курс литературного образования будет построен с учетом современной социокультурной ситуации и будет идти от их рецепции и учета возрастных особенностей восприятия к постижению исторического и внеисторического смысла произведений, а не наоборот; если учителя смогут раскрывать потенциал произведений русской классики в контексте культуры и социальных проблем ХХI века, в том числе и проблем, волнующих юных читателей, соотносить вопросы, затрагиваемые в произведениях прошлого, с теми вопросами, которые сегодня не теряют своей важности и насущности или впервые возникают. Поэтому так важна компаративная работа с текстами, сопоставление произведений, принадлежащих разным авторам, литературным направлениям, периодам и эпохам: это позволит увидеть движение мысли и развитие художественных форм в их динамике от прошлого к настоящему, будет способствовать формированию подлинного историзма восприятия художественного произведения.

– Как мы понимаем, представление о пути России в XX веке формируется у ребят не только на уроках истории, но и в процессе знакомства с литературой советского и современного периодов. Некоторые специалисты выражают опасение, что школьник, не прочитав, например, «Тихий Дон» или «Василия Теркина», вошедших в новую программу в качестве необязательных произведений, будет однобоко смотреть на эту эпоху. Согласны ли вы с таким мнением? И каков сам принцип отбора произведений?

– Все замеры чтения старшеклассников показывают, что «Тихий Дон» читается подавляющим меньшинством школьников; даже среди первокурсников филологического факультета Педагогического университета в 2013 году, согласно их опросу, только 75% прочли его полностью – при том что он входит в Кодификатор ЕГЭ по литературе, сдавать который будущие филологи обязаны; среди не сдающих же ЕГЭ таковых единицы.

Перегруженность обязательного списка произведениями XIX века вынуждает многих учителей переносить изучение Чехова в 11 класс, так что на литературу ХХ века почти не остается времени и сил, она не изучается на занятиях – в основном только в обзорах, при том что большинство выпускников озабочены подготовкой лишь к тем экзаменам, которые им необходимо сдавать для поступления в вуз. В ПП по литературе был предложен выход – изучать произведения ХХ века и современного литературного процесса в предыдущих классах – через их компаративное, сопоставительное рассмотрение с произведениями классики XIX века. Другие предложения, как вернуть изучение произведений ХХ – начала XXI века в школу, кроме как радикально увеличив часы на предмет, нам неизвестно (а само увеличение часов не гарантирует, что произведения будут прочитаны, а не изучены посредством краткого пересказа или чтения учебника). Кроме того, ХХ век русской литературы не исчерпывается такими шедеврами советской литературы, как «Тихий Дон» и «Василий Теркин», вбирая в себя литературу Серебряного века, трех волн русской эмиграции, неподцензурной литературы, текущей словесности. Изучение этого периода в истории литературы, как и всех других, возможно только при условии, что понятно, каким будет результат обучения. То есть нужно ответить на вопрос: по каким признакам мы понимаем, что читатель знаком с тем или иным периодом истории литературы? И самое главное – будем понимать, зачем это знакомство читателю. Еще раз подчеркнем: опасения по поводу прочтения или непрочтения конкретных произведений можно рассматривать через призму школьного образования (что успеет школьник прочесть за время учебы в школе), а можно и через призму чтения в течение всей жизни. Если мы думаем о воспитании человека с сознательной гражданской позицией, способного к критическому мышлению, обладающего стабильной потребностью в качественном чтении, нам важно добиться, чтобы школа давала старт его читательской траектории, а не завершала ее.

– Успешная реализация нового образовательного стандарта в школьном обучении вряд ли возможна без подготовки кадров, способных работать в новых условиях. Какими ключевыми профессиональными качествами должен обладать выпускник педвуза и вообще «современный учитель», «учитель будущего»?

– Современный учитель, прежде всего, должен научиться уважать в своем ученике личность, его достоинство человека, видеть в нем субъект, а не объект образовательного процесса и перестать считать себя в информационный век если не единственным, то главным источником знаний по предмету. Он должен быть в состоянии так организовать учебный процесс, чтобы максимально был использован образовательный потенциал внешних ресурсов: библиотек, музеев, театров, культурных центров, городских и университетских лекториев, а также образовательных, художественных, научных интернет-ресурсов и многого другого, – и сам пребывать в процессе постоянного профессионального и общекультурного самосовершенствования и обогащения. Все это возможно только при условии, если учитель сам чувствует себя субъектом образовательного процесса, имеет все условия для реализации своей субъектности.

– Практико-ориентированный подход подготовки учителей, активно применяемый вот уже пять лет, позволяет студентам педвузов начать педагогическую практику еще с первого курса, познакомиться со школой, детьми, попробовать свои силы на выбранном поприще. С другой стороны, за эти годы резко сократился объем лекционных часов. Некоторые предметы, например история языка, фольклор, исчезли, другие заметно сократились. Не скажется ли это отрицательно на качестве профессиональной подготовки учителей, их литературном кругозоре?

– Опыт показывает, что в прошлые годы до 70% выпускников педвузов после первого года работы в школе уходили из нее, и среди главных причин – неумение работать в коллективе и неспособность практического применения полученных в вузе знаний. С нашей точки зрения, оптимальным вариантом была бы такая организация педагогического образования, при которой выпускник фундаментального бакалавриата мог бы идти в педагогическую магистратуру и там получать необходимые навыки педагогической работы. Менее удачным, но возможным кажется нам и обратный подход, при котором выпускник прикладного педагогического бакалавриата получает глубокие знания по профильному для него предмету в рамках предметной магистратуры. При этом для нас очевидно, что традиционное для педагогического образования прежнего времени пренебрежительное отношение к предметам психолого-педагогического и методического циклов, как и подобное же отношение к педагогической и другим видам практик, должно уйти в прошлое. Учителю важно обладать фундаментальным набором знаний по предмету, но гораздо важнее уметь организовать образовательный процесс, чтобы обучающемуся были доступны максимально возможное количество самых разных образовательных и информационных ресурсов. Особенно это актуально для массовой школы, которую просто невозможно наполнить сотнями тысяч профессионалов высочайшей квалификации и эрудиции; гораздо важнее учителям дать в руки ресурсы, доступ к которым они могут открыть своим подопечным и тем самым компенсировать свой недостаточный универсализм в предметной сфере (например, энциклопедическое знание литературы от античности до современности основных стран и континентов, предлагаемое классическим филологическим образованием).

– В последнее время наблюдается постепенное сокращение часов, выделенных на литературу в школе. В то же время объем изучения английского языка возрастает. Как вы считаете, достаточное ли время в школе выделяется на литературу?

– К сожалению, вы неверно проинформированы. Вот как изменялось за последние 50 лет количество часов в базовой школе:

9-й класс – 140 ч (4 часа в неделю)

10-й класс – 140 ч/нед (4 ч/нед)

Итого: 280 часов.

8-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

9-й класс – 136 ч (4 ч/нед)

10-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

Итого: 340 часов

9-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

10-й класс – 136 ч (4 ч/нед)

11-й класс – 102 ч (3 ч/нед)

Итого: 340 часов

При этом в старшую школу возвращаются уроки русского языка, на которых не только закрепляется грамотность, но и развивается культура письменной и устной речи.

9-й класс – 102 ч (профиль – 136 ч); 3 (профиль – 4) часа в неделю

10-й класс – 102 часа (профиль – 136 часов); 3 (профиль – 4) ч/нед

11-й класс – 102 часа (профиль – 136 часов); 3 (профиль – 4) ч/нед

Итого: 306 (профиль – 408) часов

10–11-й класс – 1 час русского языка (профиль – 2 часа); 72 / 144 часа.

Как видим, общее количество часов на русский язык и литературу только увеличилось, а некоторое уменьшение на базовом уровне часов на литературу компенсируется отдельными уроками русского языка, а на профильном часов даже больше, вместе с русским языком – 6 часов в неделю!

Минимальное и максимальное количество часов определяется нормативными актами, увеличить их можно только за счет внутренних ресурсов школы и за счет других предметов (на сайте есть «Конструктор учебного плана профиля»: можно попробовать создать свой учебный план, забирая у одних предметов и отдавая другим таким образом, чтобы не выйти за рамки максимально и минимально допустимого).

Вопрос – не в количестве часов, а в оптимальном их использовании: никакое количество учебных часов не заставит обучающихся читать больше, чем они в состоянии осилить, читая в свободное от занятий и выполнения домашних работ по другим предметам время.

– Отечественная система образования непрестанно реформируется вот уже несколько десятилетий. При этом параллельно наблюдается резкое падение грамотности, начитанности. Как известно, Финляндия по-прежнему использует многие принципы советской и российской классической системы образования и является сегодня одной из самых читающих, грамотных стран Европы. Не связано ли, на ваш взгляд, снижение грамотности с определенными издержками реформирования российского образования? И является ли новый стандарт – попыткой решить эту проблему?

– К сожалению, вы неверно проинформированы об особенностях финской системы образования. К примеру, в Финляндии вообще нет обязательных списков по литературе: список книг для чтения обучающимися каждый учитель и школа формирует самостоятельно, государство никак не вмешивается в этот процесс. Вряд ли это соответствует советским традициям образования.

Снижение уровня грамотности и чтения, с нашей точки зрения, скорее связано с тем, что российское образование в 2000-е годы двигалось в основном, развивая и ужесточая формы контроля знаний, которые стали определять содержание образования, но не наоборот. По сути произошло ползучее возвращение к устаревшим принципам организации школьного образования, адекватного, может быть, условиям модернизирующегося индустриального общества середины ХХ века, но не отвечающего потребностям и особенностям постиндустриальной, информационной эпохи XXI века: дети, сложившиеся в новом мире, оказывались в старой школе, школе из прошлого времени, не адекватной, за редким исключением, новым вызовам и проблемам времени.

– Недавно в состав ЕГЭ по литературе удалось вернуть сочинение. Однако в целом практика написания сочинений за последнее двадцатилетие резко сократилась. Необходимо ли, по вашему мнению, возрождать традиционное сочинение в школьном обучении?

– К сожалению, вы неверно информированы: итоговое сочинение не может считаться частью ЕГЭ по литературе, так как это противоречит Закону об образовании, согласно которому по одному предмету не может быть двух экзаменов. Это сочинение вводилось как метапредметное, позволяющее демонстрировать обучающимися владение письменными речевыми навыками, умение рассуждать на заданную тему, подкреплять свою мысль аргументами из различных сфер знаний и культуры. Введение требования необходимости аргументировать свою позицию исключительно примерами из литературы (пресловутая «литературоцентричность») отчасти обессмыслило эту форму, так как обращение к литературному тексту не может считаться полноценным аргументом – как любое обращение к художественному образу, способному придать высказыванию выразительность и эмоциональную убедительность, но не способному служить убедительным доказательством тезиса в силу самой природы художественного образа, которому всегда можно противопоставить иной художественный образ, противоположный по смыслу, но не менее убедительный. Превращение же литературного произведения в источник аргументов для сочинения наносит еще один, практически смертельный удар по восприятию его именно как художественного феномена, то есть уничтожает эстетическое чтение, превращая чтение в подбор подходящих цитат и аргументов.

Сочинение по литературе имеет смысл только в том случае, если обучающийся анализирует текст, имея его перед глазами. В противном случае это будет не анализ текста, а воспроизведение заученных клише правильных ответов по произведению из обязательного списка, то есть по сути – отсроченное изложение (воспроизвести на экзамене полученное на занятиях). Продемонстрировать, что в результате завершения школьного курса литературного образования ты научился читать и анализировать текст, размышлять над прочитанным, а не просто воспроизводить готовые знания, возможно только на прежде неизвестном тексте, при том что его можно сопоставлять и с прочитанными на уроках. Но это требует пересмотра нынешних форм ЕГЭ, выработку новых их форм – в соответствии с планируемыми результатами литературного образования – и согласно с требованиями новых стандартов по литературе.

– У новой программы по литературе, как вы знаете, есть сторонники, есть и противники, которые выдвигают определенные аргументы. Считаете ли вы возможным и полезным провести совместное обсуждение программы – выработать общее решение, которое объединило бы все профессиональное сообщество?

  • Любое конструктивное обсуждение может быть полезным, что продемонстрировало идущее уже не первый месяц широкое общественное обсуждение Примерной программы по литературе и другим предметам. Если к этому обсуждению готово подключиться Общество русской словесности – это можно только приветствовать. Вызывает только сомнение возможность принятия такого решения, которое сможет объединить хотя бы большую часть профессионального сообщества, так как расхождения носят принципиальный и нередко взаимоисключающий характер по следующим «развилкам»:
  • является целью литературного образования прочтение всего «золотого списка» – или формирование естественной потребности и навыка качественного чтения и работы с прочитанным?
  • должен ли быть хотя бы минимальный круг произведений, обязательных для прочтения любым обучающимся вне зависимости от его национальности, вероисповедания, потребностей, возможностей, – или список должен быть индивидуализирован с учетом региональных, этнокультурных, религиозных, возрастных особенностей, а также способностей и склонностей обучающегося?
  • существует ли «объективное прочтение» любого художественного произведения, общее для всех, – или главное в восприятии любого произведения способность читателя аргументированно, с опорой на текст и законы литературной формы, обосновать свое восприятие и интерпретацию произведения?
  • можно ли довольствоваться тем, что хотя бы некоторые способны прочитать положенное в основном объеме, при игнорировании интересов нечитающего большинства, – или следует стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся имел право на свой уровень и круг чтения и свою читательскую траекторию?
  • возможно ли определить результаты школьного литературного образования – или эта образовательная сфера, в отличие от остальных школьных предметов, имеет неформулируемый «отсроченный» результат?

Иначе говоря, вопрос заключается либо в сохранении позднесоветской модели литературного образования, либо в создании новой системы, определении, прежде всего, его целей и ожидаемых результатов. От этого зависит, сможет ли литературное образование выйти из многолетнего кризиса и стать более адекватной современной социокультурной ситуации – или продолжит стагнировать.

См.: Павловец М.Г. , Реморенко И.М.  Об изменении регламентации преподавания литературы в современной школе // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 216 // https://vo.hse.ru/data/2014/12/24/1104105805/Pavlovets.pdf.

Проект «Повышение интереса школьников к чтению литературы».

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.

В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.

А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет становиться нам грамотными, приобрести облик образованного человека, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.

Цель проекта: Разработать систему мероприятий для повышения интереса у школьников к чтению литературы.

Шаги исследователя:

Этап 1. Проводим анкетирование школьников.

На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников. Варианты вопросов для форума: 1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему. 2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам? 3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы? 4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете? 5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?

Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.

Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы: многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе; многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона; часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.

Данные выводы подтвердили обозначенную ранее автором проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.

Этап 2. Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.

План мероприятий:

    Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений». Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме и провести её среди школьников.

    Литературный брейн-ринг (между классами).

    Общешкольная конференция «Современный школьник и литература». Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.

    Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.

    Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).

    Разнообразные конкурсы: Конкурс собственного стихотворения. Конкурс на самый интересный рассказ. Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».

    Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.

    Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.

    Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.

Этап 3. После серии мероприятий проводится тестирование ребят-участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.

Ожидаемые результаты проекта: Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.

ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-9 классов для проведения

анализа по «Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».

Ф.И.О. № школы, класс________________________________________________________________

1.Как ты относишься к уроку литературы?________________________________________________

_________________

2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?_______________________

__________________________________________________________________

3.Какую книгу ты сейчас читаешь?_______________________________________________________

4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями? ___________________________

______________________________________________________________________________

5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь? _______________________________

______________________________________________________________________

7.Каких писателей и поэтов Краснодарского края ты знаешь

___________________________________________________________________________

8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города? ___________________________________________

_____________________________________________________________

9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто? _____________________________________

_________________________________________________________________________

10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему? ________________________

___________________________________________________________________________

11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?_______________________

______________________________________________________________________

12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?_____________________________

______________________________________________________________________________

«Вы говорите, что тут нужны слова.

О нет! Тут именно слов-то и не нужно, и там, где они бессильны,

является во всеоружии своём «язык музыки…»

(П. Чайковский)

Стремление воплотить особенности природы способно постоянно вызывать к жизни значительные произведения искусства. Ведь природа так разнообразна, так богата чудесами, что этих чудес хватило бы не на одно поколение музыкантов, поэтов и художников.

Обратимся к фортепианному циклу П. Чайковского «Времена года». Как и у Вивальди, у Чайковского каждая пьеса имеет название, соответствующее названию месяца, которому она посвящена, а также обязательный подзаголовок и эпиграф, углубляющий и конкретизирующий её содержание.

«Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песнь косаря», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки».

Такие образы были связаны у Чайковского с восприятием особой поэзии, души каждого месяца года.

Наверное, у любого человека определённое время года вызывает целый пласт образов, мыслей, переживаний, близких и понятных только ему. И если разные композиторы создали свои «Времена года», то, конечно, это совершенно непохожие произведения, которые отражают не только поэзию природы, но особый художественный мир своих создателей.

Однако подобно тому, как мы принимаем природу в различных её проявлениях — ведь своя прелесть есть и у дождя, и у метели, и у пасмурного осеннего дня, — точно так же мы принимаем и тот полный влюблённости художественный взгляд, какой воплощает в своих произведениях композитор. Поэтому, слушая пьесу «Ноябрь. На тройке», мы не думаем о том, что звенящие бубенцами тройки лошадей давно ушли из нашей жизни, что ноябрь будит в нас совсем другие представления. Мы вновь и вновь погружаемся в атмосферу этой прекрасной музыки, так выразительно повествующей о той «душе ноября», какую вдохнул в неё великий Чайковский.

Музыка может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, она погружает нас в далёкое историческое прошлое и дарит мечту о прекрасном будущем, она заново создаёт характеры героев - даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства.

История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы - всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное литературное описание. Ведь каждое искусство выражает себя своими собственными, только ему присущими средствами: литература воздействует словом, живопись - красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами и гармониями.

Послушайте пьесу П. Чайковского «Ноябрь» из фортепианного цикла «Времена года».

Вслушайтесь в звучание начального раздела пьесы «Ноябрь» и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства и настроения вызывает в нас её звучание.

П. Чайковский

Нотный пример 2

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке». Из фортепианного цикла «Времена года». Первый раздел. Фрагмен Т

Вы помните, что этот цикл был задуман композитором как своеобразное музыкальное повествование о жизни природы, о её непрерывно меняющемся облике, столь подвластном бесконечному движению времён года.

Второй раздел пьесы приближает нас к содержанию, выраженному в названии пьесы, — «На тройке». Музыка этого раздела обогащается введением яркого изобразительного момента — звона бубенцов. В нём угадывается весёлый бег тройки лошадей, составлявший когда-то неотъемлемую часть русской национальной жизни. Этот звон бубенцов придаёт звучанию пьесы зримость и одновременно вносит ещё один жизнерадостный момент — момент любования милой каждому русскому сердцу картиной.

Нотный пример 3

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке». Из фортепианного цикла «Времена года». Второй раздел. Фрагмент

Звон бубенцов и завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой к концу становится всё тише, как будто тройка, только что промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.

Может быть, в этом последнем истаивании звучания впервые вспоминаются строки из эпиграфа к пьесе? Ведь в самой пьесе нет отзвуков той обещанной тоски и тревоги, которые даны в стихотворении. Как же тогда понимать программное содержание из эпиграфа к пьесе?

Ноябрь, последний осенний месяц, последние дни перед наступлением долгой зимы. Вот, звеня бубенцами, промчалась тройка — и вот она всё дальше и дальше от нас, скрывается вдали, и звон бубенцов всё тише... Пьеса прощания — таков «Ноябрь» по своему местоположению в круговороте времён года. И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий в любой поре года увидеть прелесть и полноту жизни, всё же и он не свободен от чувства острого сожаления, всегда неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим. И если это так, то можно сказать, что здесь программность значительнорасширяет и углубляет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили.

Вопросы и задания

1. Созвучно ли настроение пьесы П. Чайковского «Ноябрь» твоим представлениям об этом времени года?

2. Какова роль стихотворения Н. Некрасова «Тройка» в контексте пьесы «Ноябрь»?

3. Какой из программных компонентов произведения (название месяца, название пьесы, стихотворение-эпиграф), по-твоему, в большей степени отражает характер музыки?

4. В чём ты видишь главные черты сходства и отличия при воплощении художественных образов времён года в произведениях А. Вивальди и П. Чайковского?

Песенный репертуар:

Осыпает. Осень листьями дорогу украшает. Рассыпаясь в извиненьях, подметает Ветер красочные пятна октября. Свет струится. Припев Осенний блюз звучит в тиши. Ты не молчи, ты напиши. Я так хочу, я так стремлюсь Услышать твой осенний блюз, Услышать твой осенний блюз. Эти звуки Извлекают из рояля мои руки, Испаряя, прогоняя сердца муки Под мелодию осеннего дождя. Свет струится. Ягод спелых багровеет вереница, И качаясь на ветвях – на тонких спицах, Опадает, словно тает на глазах. Припев Проигрыш Припев (2 раза)

1.Что такое осень? Это небо Плачущее небо под ногами В лужах разлетаются птицы с облаками Осень, я давно с тобою не был. ПРИПЕВ: Осень. В небе жгут корабли Осень. Мне бы прочь от земли Там, где в море тонет печаль Осень, темная даль. 2.Что такое осень? Это камни Верность над чернеющей Невою Осень вновь напомнила душе о самом главном Осень, я опять лишен покоя. Осень. Мне бы прочь от земли Там, где в море тонет печаль Осень, темная даль. 3.Что такое осень? Это ветер Вновь играет рваными цепями Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета, Что же будет с Родиной и с нами. Осень, доползем ли, доживем ли до ответа? Осень, что же будет завтра с нами. ПРИПЕВ:Осень. В небе жгут корабли Осень. Мне бы прочь от земли Там, где в море тонет печаль Осень, темная даль. Тает стаей город во мгле Осень, что я знал о тебе Сколько буде рваться листва Осень вечно права.