Болезни Военный билет Призыв

Полевые командиры афганских моджахедов. В бой идут спецназовцы. Базовые районы афганской оппозиции

Из оружия у моджахедов особенно популярными были английские винтовки Ли-Энфельд и автоматы АК-74/АКМ. Этот моджахед вооружен по старинке: простой, по-видимому, однозарядной винтовкой с затвором продольно-скользящего действия. Он одет в традиционное афганское гражданское одияние: длинную рубаху навыпуск, мешковатые брюки, не достающие до щиколоток, и обычный для моджахеддинов коричнвый жилет. Поверх одежды его грудь и талия обмотаны голубым шарфом; свое имущество он несет в полевой сумке. Обувь - кожанные сандалии местного прозводства. На голове носили разнообразые головные уборы - тюрбаны, меховые шапки и кепки.

МОДЖАХЕД 1981 г.

На рисунке запечатлен облик партизана, типичный для начала войны. Специализированное снаряжение еще не начало поступать к моджахедам. На партизане - обычная афганская одежда. Ноги и сандалеты обмотаны для защиты от холода импровизированными портянками, перетянутыми цветными шнурами. Цветными шнурами украшено и оружие - винтовка Ли-Энфельд Mk.III. Вероятно, винтовка - семейная реликвия, трофей, хранившийся со времен Третьей афганской войны, но возможно, что копию винтовки сделали местные сельские умельцы, такие случаи известны. Узорчатая кожаная портупея снабжена кармашками для снаряжения. Этот боец, скорее всего, плохой стрелок, у афганцев в начале войны не хватало боеприпасов, чтобы научиться меткому ведению огня из винтовок и автоматов. В районах, где отсутствовали лидеры ранга Масуда или Амина Бардака, сопротивлением руководили местные муллы или малики, а в отряды объединялись родственники и друзья.

На рисунке также показан 12,7-мм пулемет ДШКМ, получивший у афганцев прозвище "Дашика". Тяжелые пулеметы советской конструкции стали основным средством ПВО отрядов оппозиции. Несмотря на то, что 12,7-мм пули не пробивали броню боевых вертолетов Ми-24, попадания в уязвимые не прикрытые броней места не раз приводили к гибели боевых вертолетов. Пулеметы ДШК применялись и в засадах, поскольку могли поражать БМП и БТР. У моджахедов имелись 12,7-мм пулеметы как советского, так и китайского производства, в том числе пулеметы последних моделей с большим механическим прицелом. Пулемет ДШК в руках опытного расчета был очень эффективным оружием.

МОДЖАХЕД 1983 г.

Боевые действия моджахедов из пограничного племени патан отличались очень высокой эффективностью. Особенно после 1983 г. На рисунке изображен боец, прошедший подготовку под руководством полковника Сафи. Моджахед одет в дешевую куртку местного производства, просторную афганскую рубаху серо-синего цвета, который в провинции Пактия вполне мог считаться маскировочным; на ногах - ботинки коричневого цвета. Вооружение - автомат АКМС с расписанным цветами деревянным прикладом. Обратите внимание на нагрудный подсумок китайского производства под магазины для автомата Калашникова. В руках партизан держит 82-мм мину к миномету M1937 советской конструкции, эти минометы пользовались большой популярностью у моджахедов и были едва ли не единственным их тяжелым вооружением. Сафи использовал 82-мм минометы для обстрела Хоста, Ургуна и ряда советских опорных пунктов в приграничных районах. Простой и надежный миномет имел единственный недостаток - недостаточную дальность стрельбы, всего 3 км, из-за чего его расчет подвергался риску попасть под артиллерийский налет советских или афганских пушек.

Раматулла Сафи

ПОЛКОВНИК РАМАТУЛЛА САФИ

Полковник Королевской армии Афганистана, командир бригады коммандос, Раматулла Сафи провел в плену у кабульского режима два года. В1984 г. он поддерживал Национальный исламский фронт Афганистана, одну из семи базировавшихся в Пешаваре группировок моджахедов. Сафи занимался подготовкой боевиков и лично принимал участие в операциях в провинции Пактам. Туалет бывшего полковника представляет смесь из афганской одежды и одежды западного образца. Головной убор - традиционная афганская шляпа "пахти", но одета на манер английского военного берета, недаром Сафи сам обучался у британских инструкторов. Раматулла Сафи так и остался на всю жизнь англофилом. Куртка - местного производства, рубаха и брюки, тоже традиционные для афганцев, однако на полковники эти предметы одежды имеют более "милитаристский" покрой, чем обычно. Куртка прикрывает автоматический пистолет в наплечной кобуре. Сафи, также, вооружен автоматом АК-47 китайского производства, декорированный флажками с религиозным орнаментом.

Гамид Валид

ГАМИД ВАЛИД, ПРОВИНЦИЯ ВАРДАК

Гамид Валид изображен в советском авиационном шлемофоне. Валид всегда в боевой обстановке носил этот шлемофон. Валид считался одним из лучших стрелков из РПГ-7 во всем Центральном Афганистане. На его персональном счету 12 едениц бронетехники и несколько грузовиков. Интеллигент, человек высокой культуры, Валид, подобно Масуду, получил образование во французском лицее в Кабуле и, так же как Масуд, свободно говорил по французски. Валид воевал плечом к плечу со своим товарищем по лицею Амином Бардаком, лидером моджахедов провинции Вардак, пока не был убит при атаке советского конвоя в районе Газни 23 июля 1983 г. На рисунке Валид показан одетым в традиционный афганский костюм, сандальи чапати, вязаный свитер и жилет. За плечами, в рюкзаке местного производства, - запасные гранаты к РПГ-7.

Ахмат Шах Масуд

АХМАД ШАХ МАСУД, ПАНДЖШЕРСКАЯ ДОЛИНА

Ахмад Шах Масуд являлся самым известным за пределами страны лидером афганской оппозиции. Он прославился как выдающийся партизанский организатор и лидер, чьё военное искусство и понимание тактики современной войны резко выделялось на общем фоне. Несколько слов о самом Ахмад Шах Масуде. Он родился в 1953 году в кишлаке Джангалак (провинция Парван) в семье феодала, по национальности - таджик. Окончил 12 классов лицея "Надирия" в Кабуле (1972) и два курса инжененого факультета Кабульского университета (1974). В том же 1974 году вступил в организацию "Братья-мусульмане", приобретал боевой опыт в других странах. В 1978 году вернулся в Афганистан и приступил к созданию вооруженных отрядов в ущелье Панджшер.Таким образом, Ахмад Шах Масуд, встав во главе профессиональных отрядов, сумел организовать своеобразный фронт.

Масуд одет в свой обычный костюм - брюки и куртка от униформы западного образца, головной убор - пухти, обратите внимание на традиционный панджшерский шарф; на ногах - ботинки армейского образца. Западная униформа не была редкостью в хорошо организованных и щедро снабжаемых из-за рубежа отрядах Масуда. Под курткой Ахмад Шах Масуд обычно носил испанский автоматический пистолет "Стар" в наплечной кобуре. На рисунке он изображен с трофейным автоматом Калашникова АКС-74, оснащенным подствольным 40-мм гранатометом БГ-15.

Халид Акрам

ДОКТОР ХАЛИД АКРАМ

Халид Акрам до своего побега в Пакистан был интернирован в Кабуле. Он оказывал медицинскую помощь моджахедам. "Док Халид" оснащен как медицинской сумкой с изображением красного полумесяца (мусульманский аналог красного креста), так и автоматом АКМС калибра 7,62 мм. - автомат медику был необходим для самообороны. Как шутил Халид, его снаряжение предназначалось "для микроорганизма" (санитарная сумка для раненого) и "для макроорганизма" (автомат для Советской Армии). Халид облачен в обычную для афганцев одежду: длинную рубаху, широкие брюки, сандальи "чапати" и шляпы "пахти"; через плечо переброшено вышитое одеяло "пакхор".

Еще долго после февраля 1989 года полевые афганские командиры вспоминали атаки советского спецназа. Бойцы элиты ГРУ уничтожали караваны и базы моджахедов, сводя потери основного воинского контингента к минимально возможным цифрам.

Чиайте также: Сводки от ополчения Новороссии сегодня

Амин

Через год после апрельской революции (1978 года) в Афганистане между первым Генеральным секретарем ЦК НДПА Нур Мохаммадом Тараки и премьер-министром Афганистана Хафизулла Амином началась жестокая борьба за власть. Точкой невозврата стал заговор Тараки против Амина, который чуть не стоил жизни премьер министру. Произошло это в сентябре 1979 года.
Заманив в свою резиденцию политического оппонента под гарантии безопасности советского посла Пузанова, охрана генсека НДПА открыла шквальный огонь по прибывшей делегации Тараки, перебив почти всех его телохранителей. Главе правительства удалось сбежать, после чего по его приказу кабульский гарнизон генерала Якуба взял под контроль резиденцию генсека. Несмотря на протесты со стороны Кремля, 9 октября того же года с Мохаммадом Тараки было покончено. Его задушил капитан Абдул Хадуд – человек из охранки Амина.
Москве явно не понравилось такое положение дел, и всё-таки главным доводом в пользу устранения нового афганского лидера стали тотальные репрессии против сторонников Тараки и врагов «апреля 1978 года». Дело в том, что Амин был до мозга костей маоистом и к тому же пуштунским националистом. Массовые казни и закапывание живьём противников революции, имевшие место в Афганистане осенью и в начале зимы 1979 года, явно вредили имиджу социализма.

Исламские партизаны

Операция «Шторм», в результате которой был убит Амин, была блестяще проведена советским спецназом. Тем не менее, междоусобица не прекратилась, поскольку противоборство Амина и Тараки было лишь частью гражданской войны, которая вспыхнула после апрельской революции.

Ввод ограниченного воинского контингента Советской Армии только подлил масла в огонь. По словам историков, афганцы увидели в этом действии продолжение Англо-афганских войн XIX-XX веков. В первое время моджахеды воевали в основном устаревшими винтовками Lee-Enfield, но через два года в партизанские отряды стало поступать современное западное оружие. Вскоре наиболее боеспособные силы моджахедов сконцентрировались в двухсоткилометровой долине Панджшер, в которой с 1980 года разместилось «Исламское общество Афганистана» полевого командира Ахмада Шаха Масуда – человека умного и жестокого.

Именно он организовал многочисленные атаки на транспортные колоны, курсировавшие по дороге Хайратон – Кабул. Афганским партизанам удалось нанести значительный урон снабжению частей 40-й советской армии и непосредственно столице. Кроме этого, моджахеды активно действовали и в Баграмской долине, регулярно обстреливая размещенный там аэродром советской авиации.

В бой идут спецназовцы

Крупные воинские операции против боевиков давали только временный эффект. Для адресной борьбы с партизанами в Афганистан были направлены два батальона спецназа. Один – из Среднеазиатского, второй из – Туркестанского военных округов.
Весной 1982 года спецназовцы разместились в деревне Рух и начали борьбу с моджахедами.

Значительные потери со стороны отрядов Ахмада Шаха заставили полевого командира пойти на перемирие с сотрудниками ГРУ Советской Армии. Интересно, что моджахеды согласились не трогать только советских солдат, оставив за собой право атаковать правительственные войска. Впрочем, своим подчиненным Ахмад Шах сказал, что он поступает по законам джихада, согласно которому кафера нужно обмануть, чтобы затем убить.

Афганские противозасады

После договоренностей с доктором Масудом спецназовцев отправили в другое место — в Гульбахар, где им была назначена обширная зона ответственности, включавшая в себя Кабул, Каписа, Парван, Вардак. Это было трудное время для наших солдат, так как афганские партизаны не без помощи американских военных специалистов освоили тактику противозасадных действий.

Получая информацию о том, где советский спецназ планирует устроить засаду на караваны, боевики работали на опережение. Так, 14 января 1984 года в уезде Соруби боевики полевого командира Абдулы Хака убили и ранили несколько десятков солдат из джелалабадского батальона ГРУ.

Истребители моджахедов

Вскоре из горького опыта были сделаны выводы, группировка ГРУ была усилена. За период с 1984 по 1985 годы в Афганистан прибыло еще шесть батальонов спецназа, которые разместились вдоль границ с Ираном и Пакистаном.

Повысилась и подготовка бойцов. Командный состав в основном состоял из выпускников Рязанского воздушно-десантного училища, а также разведфакультетов других училищ. Руководство ГРУ выбрало единственно верную практику – дало офицерам право на охоту без излишнего согласования.

Результат не заставил себя ждать. Например, в конце 1984 года бойцы джелалабадского батальона устроили засаду в Пуштунистане, в котором еще никогда не было европейцев. В итоге колона из 220 боевиков была полностью уничтожена.

После 1985 года порядка 20% всех караванов так и не дошли до баз моджахедов. Партизанам приходилось принимать все меры предосторожности, что снижало интенсивность поставок. Иногда советские спецоперации приводили к неожиданным результатам. 18 сентября 1985 года в одном из таких сражений бойцами старшего лейтенанта Кривенко у кишлака Тахсильдар был убит вооруженный американец Торнтон, который оказался в караване моджахедов. Таким образом, мир узнал об активном участии граждан США на стороне исламистов.

Миссия невыполнима

Европейское издание Militarishe Rundschau по итогам Афганской войны написало, что «операции, проводимые подразделениями спецназа во многих приграничных районах, в сочетании с бомбардировками и минированием перечеркнули способность моджахедов осуществлять поставки вооружений с помощью караванов вглубь страны с той безнаказанностью, которой они упивались в первый период войны».

При этом самым высоким достижением считается уровень потерь советской армии за почти десятилетнюю войну, с учетом огромной территории и горного рельефа местности. По официальным данным, речь идет о 15 тысячах солдат и офицеров, которые погибли в той военной миссии. Впрочем, есть и такие специалисты, которые уверены, что Советский Союз мог бы решить все поставленные задачи, если бы не активная помощь исламистам со стороны западных держав, прежде всего США.

Моджахеды Афганистана
Ахмад Шах Масуд

Афганские моджахеды (араб. مجاهد‎‎ mujāhid, mujahiddin) — члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979—1992 годах. Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая — отряды «Северного Альянса».
Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру», одновременно являясь наименованием участника джихада или мятежника (повстанца). Советская армия и афганские власти называли их душманами (дари دشمان —dušman, душмон, пушту دښمان - duxman,dušman — «враг»), а советских солдат афганцы именовали шурави(дари شوروی — šuravî, шӯравӣ — «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» — производное от «душманы».
Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман: «…Во имя Аллаха, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война — Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».
Духовные и политические лидеры душманов (моджахедов) уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооруженных отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения моджахедами была одержана безоговорочная победа.
Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
Иногда, различные по численности, боеспособности, оснащенности и степени организации вооруженные формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооруженным столкновениям между самими моджахедами (душманами).
Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
Каждый год численность членов вооруженных формирований моджахедов начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.
Отряды моджахедов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родо-племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
Целью ведения вооруженной борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооруженными силами ДРА являлся вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане.

Тактика ведения боевых действий — партизанская. Главными принципами управления боевыми действиями моджахедов являлись:

Уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск;
не обращение боевых действий в позиционную войну,
отказ от закрепления и удержания занимаемых районов в течение длительного времени;
внезапные нападение с широким использованием тактики басмаческого движения

Вооружённое противостояние условно делилось на три стадии:

Организованное сопротивление с неактивной формой боевых действий, удержание отдельных пунктов и районов, проведение широких агитационно-пропагандистских мероприятий среди населения и привлечения его на свою сторону.
Наращивание активности боевых действий за счёт диверсий и терактов, совершения налётов на гарнизоны и посты правительственных войск, нападения на колонны. Основная цель — захват оружия, боеприпасов и различных материально-технических средств.
Полное и повсеместное уничтожение противника.

Самые влиятельные моджахеды

Ахмад Шах Мосуд
Сын Дуст Мухаммаджан родился в 1953 г. в кишлаке Джангалак (волость Базарак, уезд Панджшер) в семье крупного феодала, кадрового военного (его отец в звании полковника ушел в отставку в 1976 г.). По национальности таджик, мусульманин-суннит. Окончил теологический столичный лицей «Абу-Ханифия», учился в Кабульском университете на инженерном факультете, где вступил в организацию «Мусульманская молодежь», у истоков которой стояли Б. Раббани, Г. Хекматияр, Р. Саяф и др.
В 1973 г. после государственного переворота сторонники «Мусульманской молодежи» организовали заговор в армии с целью свержения режима Дауда и провозглашения «Исламской республики». Заговор был раскрыт, участники казнены. А. Шаху удалось скрыться.
В 1974-1975 гг. он принимает активное участие в подготовке и проведении восстания в кишлаке Базарак уезда Панджшер, которое произошло 21 июля 1975 г., но ввиду отсутствия поддержки со стороны населения было быстро подавлено. Ахмад Шах убыл в эмиграцию (Египет, Ливан), где активно участвовал в боевых действиях и проведении теракций в составе палестинских боевых групп. Изучал опыт ведения партизанской войны в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Режим М. Дауда объявил его военным преступником.
В 1978 г., после Апрельской революции, Ахмад Шах возвратился в Афганистан и приступил к созданию вооруженных отрядов в ущелье Панджшер. Обладая хорошими организаторскими и пропагандистскими способностями, имея теологическую подготовку (немаловажный фактор в мусульманской стране), боевой опыт, умело используя националистические настроения таджиков и догмы ислама, а также пользуясь личным покровительством Б. Раббани, Ахмад Шах сумел к концу 1979 г. создать и возглавить группировку мятежников ИОА в Панджшере. Сначала, по его собственному свидетельству, у него было всего 20 бойцов, но опыт проведения террористических актов позволил ему быстро уничтожить главарей, претендующих на лидерство в данном районе, и установить здесь свое господство. Не случайно Ахмад Шах получил псевдоним Масуд, что означает «счастливый». К тому же сразу доказал всем: он волевой и энергичный человек, проявляющий настойчивость и целеустремленность в достижении поставленных целей.
Уже к 1981 г. численность группировки Масуда достигла 2200 чел., и она стала представлять серьезную опасность, главным образом на коммуникации Кабул — Хайратон на участке Джабаль-Уссарадж и на южной части перевала Саланг. Их поддерживали местные жители.

Туран Исмаил
Сын Мохаммада Аслама (Исмаил Хан) родился в 1947 г. в кишлаке Насрабад уезда Шинданд провинции Герат. По национальности таджик. Окончил военное училище «Харби пухантун». До 1979 г. в звании «капитан» («туран») командовал батальоном 17-й пехотной дивизии. После Гератского мятежа (март 1979 г.) дезертировал и возглавил вооруженное формирование ИОА в окрестностях Герата.
Являлся общим руководителем вооруженных формирований ИОА в провинции Герат и считался вторым после Ахмад Шаха лидером мятежников на территории Афганистана.
Женат. Семья проживает в Тайабаде (Иран). Скрытен и осторожен, часто меняет места дислокации своего штаба. Чрезвычайно жесток. Лично расправляется с пленными. Пользуется авторитетом у местного населения, так как запрещает грабежи.

Моулави Джелалуддин Хакани
Родился в 1935 г. в племени джадран, род мизи. Окончил религиозную школу (медресе) в Пакистане. Получил духовное звание и по возвращении в Афганистан открыл медресе в кишлаке Фарах, провинции Пактия. В периоды правления Захир Шаха и М. Дауда принимал активное участие в антиправительственной деятельности организации «Братья мусульмане» в провинции Пактия.
По характеру жестокий и бескомпромиссный человек. Вооруженные формирования Джелалуддина насчитывают до 3 тыс. чел., размещенных в основном в районе проживания племени жадран в провинциях Пактика и Пактия.

Саид Мансур
Сын Сайд Мартеза (псевдоним Сайд Панчо) родился в провинции Парван в 1955 г. По национальности таджик. Закончил 12 классов лицея, некоторое время был мелким торговцем, затем поступил в Кабульский университет, но окончил только два курса. В Исламскую партию Афганистана вступил на первом курсе университета. В 1978 г. был назначен Г. Хекматияром главарем мятежников ИПА в провинции Баглан. Основной район действий его бандгрупп прилегает к участку трассы Доши — Саланг.
Проявляет исключительную жестокость к людям, заподозренным им в лояльности к правящему режиму. Умен, хитер и изворотлив. Неоднократно заигрывал с партийно-государственными органами, делая вид, что хочет начать переговоры о сотрудничестве. Однако выигранное время использовал для укрепления бандформирований и усиления своего авторитета среди главарей отрядов и групп.
Осторожен, постоянно меняет места своего пребывания, опасаясь нападения противников. Практикует распространение дезинформации через свою агентуру относительно своего перемещения. Имеет личную охрану 20 чел. Основные районы базирования расположены в ущельях Вальян и Баджга (провинция Баглан, волость Хинжан).

Мохаммад Башир
Сын Зергуля родился в 1951 г. в провинции Баглан. По национальности пуштун.
Родители погибли в 1984 г. Раньше работал чиновником управления сельского хозяйства в провинции Баглан. Являлся крупным бандглаварем ИПА в Баглане. Отличается осторожностью и жестокостью. Лично участвует в казнях. Действия его банд носят уголовный характер, мятежники грабят и терроризируют местных жителей.

Устад Фарид
Родился в 1949 г. По национальности таджик. Окончил Кабульский университет, работал преподавателем лицея, затем директором школы. Еще в период учебы в университете сблизился с Хекматияром, являлся членом организации «Мусульманская молодежь». По характеру скрытен, хитер. Является непримиримым врагом НДПА и кабульских властей. Поддерживает связь с Хекматияром и выполняет только его личные указания. Является общим главарем банд ИПА в провинции Каписа.

Абдул Халид Басир
Сын моулави Мамада Аслама родился в 1945 г. в городе Файзабаде (провинция Бадахшан) в семье священнослужителя. По национальности таджик. В 1965 г. окончил в Файзабаде лицей «Памир». Во времена правления М. Дауда работал учителем в Файзабаде и в волости Корано-Мунджан. После апреля 1978 г. выступил инициатором вооруженной борьбы в провинции Бадахшан. Басир лично участвует в боевых действиях как против правительственных и советских войск, так и против бандформирований других партий. Стремится расширить зону своего влияния и пробиться к месторождениям лазурита в уезде Джарм (в этом он конкурирует даже с Ахмад Шахом). Во время боевых действий показал себя опытным руководителем, жестоким и коварным противником. В ближайшее его окружение входят только родственники. Авторитет Басира держится на чувстве страха даже у его близких.
В своей деятельности опирается на поддержку местных жителей кишлаков, расположенных северо-восточнее Файзабада. Численность его вооруженных отрядов составляет около тысячи чел, Басир уделяет большое внимание инженерному оборудованию мест базирования в ущельях, устройству огневых позиций и т. д.

Саид Али Бехешти
Родился в 1930 г. в кишлаке Чеджчи, уезда Варас, провинции Бамиан, в семье священнослужителя. По национальности хазареец, мусульманин-шиит. Закончил медресе в Бамиане, затем продолжил обучение в Неджефе (Ирак) под руководством аятоллы Хойи. По возвращении из Ирака занялся активной религиозной деятельностью среди хазарейцев и в короткий период времени при финансовой поддержке крупного феодала Хазараджата Вакиль Сарвар Хана выдвинулся в число известных религиозных деятелей-шиитов.

Саид Мохаммед Хасан
Сын Сайда Мубина (больше известен по имени Сайд Джагран) родился в 1925 г. в кишлаке Спорепхават, уезд Нувар, провинция Газни, в семье среднего феодала. По национальности хазареец. С. Джагран семь лет учился в военном лицее, окончил военное училище «Харби пухантун» в Кабуле, а затем высшее военное артиллерийское училище в СССР. Последнее место службы — 14-я пехотная дивизия в Газни, воинское звание подполковник. Дезертировал в период правления X. Амина в 1979 г. В 1980-1981 гг. вел активные и сравнительно успешные боевые действия против ВС ДРА.

Мохаммед Асеф Мохсени
Родился в Кандагаре в 1925 г. По национальности хазареец. Получил теологическое образование в Неджефе. Близок к аятолле Хомейни. В 1981 г. на всемирной исламской конференции в Пакистане объявлен духовным вождем (пиром) шиитов в Афганистане. Придерживается твердой проиранской ориентации, в свое время имел тесный контакт с бывшим президентом Ирана А. Банисадром и сейчас поддерживает тесные связи с иранским духовенством, в том числе с видными иранскими религиозными деятелями Шариатмадари, Куми, Ширази. Тесно сотрудничает с лидерами «Хезбе алла» (Партия аллаха).
Твердо стоит на позиции необходимости ведения вооруженной борьбы с правительством республики, его свержения, вывода советских войск и установления в Афганистане режима «исламской республики» по образцу Ирана. Кандагари и Бехешти ведут скрытую борьбу за единоличное лидерство в организации СИС (Бехешти — последователь аятоллы Хойи, а Кандагари — ярый сторонник аятоллы Хомейни).

Конечно, были и другие полевые командиры, многие из них выдвинулись на первые роли уже после вывода советских войск. Кроме оппозиционных партий, действующих в Афганистане, Пакистане и Иране, немало различных организаций базировались в других странах и вели борьбу против НДПА.

Абдул Нияз Низами - о русских с обидой и надеждой

02.08.2012, 05:15

Абдул Нияз Низами часто вспоминает свое первое оружие. Трофейный калашников - простой и надежный, как все русское. Об этом он часто разговаривает с друзьями за чашкой зеленого чая. В памяти не стереть войну против русских, но голос разума вселяет надежду на их возвращение.

Пагман в огне

Его офис — двухэтажное здание в самом центре Кабула. Внутри пошарпанный евроремонт с намеками на былую роскошь и мягкими креслами в кабинетах. По местным меркам — рабочее место просто завидное. Абдул Нияз выглядит степенно, в общении сдержан и подчеркнуто вежлив. Если бы не покореженный шрамами глаз — по виду обычный клерк и, кажется, давно не держал в руках оружие. Однако вся его работа тесно связана с его применением.

Наш собеседник — менеджер охранного предприятия. В современном Афганистане для этого мало иметь лишь хороший костюм и светлую голову. Стреляют часто, и профессия охранника — одна из самых опасных и самых востребованных на местном рынке труда. Абдул Нияз с ранних лет хорошо знает запах армейского пороха. Он рассказывает о своем пропитанном войной детстве как о чем-то обыденном. Его поколение выросло под грохот снарядов и стрекот автоматных очередей.

— Я родился и вырос в Пагмане, а когда пришли русские, нам пришлось бежать в Пакистан. Там же закончил медресе, — медленно, с четкой расстановкой слов, словно пытается донести какую-то истину, проговаривает Абдул Нияз. Он не выражает никаких видимых эмоций. И этот визит участников Амурского отделения ветеранов «Боевое братство» изначально воспринимает как нечто закономерное. А ведь кто-то из этих гостей вполне мог оказаться на мушке его любимого калашникова. Сам он тоже бывал мишенью для шурави. Но на лице моджахеда ни волнения, ни радости, ни злобы. Пьем чай, продолжаем беседу.

— Изначально у меня не было никакого желания с кем-либо воевать. В той войне очень трудно было разобраться, кто прав, а кто виноват. Но однажды в Пагмане разгорелся тяжелый бой. Моджахеды отстреливались, русские наступали. Все соседи успели уйти из города заранее, а наша семья почему-то осталась. Я маленький еще был и, честно говоря, сам не понимаю, как выжил, — продолжает Абдул Нияз. — Помню, как высунулся в окно, и вижу — наши дома расстреливаются из гранатометов и танков. Потом в небе самолеты появились, бомбежка началась. С утра до вечера это продолжалось. Мы в яму какую-то забились и молились все время — меня, кажется, Бог сберег.

Когда все стихло, прибежали люди из соседнего кишлака. Они собирались хоронить убитых и очень удивились, найдя нас живыми. После этого я шесть лет провел в Пакистане, но когда вернулся, то понял, что война не закончилась. Перед самым уходом русских из Афганистана в Пагмане новый бой разгорелся, он непрерывно шел три дня. В нем я уже участвовал — стрелял по русским.

Трое против шурави

Стать моджахедом у мальчишек его поколения считалось предметом особой гордости. Абдуле Ниязу Низами в этом плане «повезло» особенно. Его дядя командовал вооруженным крупным отрядом широко известной группировки «Гульбетдин Хекматияр». Совсем еще молодой парнишка с готовностью ухватился за предложение бороться с вероломными оккупантами.

— Однажды после боя возвращались по ущелью домой. Нас трое было, все молодые, почти мальчишки. Обстановка опасная, кругом русские блокпосты и засады. Ночь непроглядная, и вдруг видим — в кустах человек лежит. Думали мертвый, а он вдруг зашевелился — оказалось, русский, да еще с оружием. Не знаю, может, спал он, а может, сознание потерял, но выглядел болезненно, — говорит о своих предположениях моджахед. — У нас лица замотаны были, и русский солдат стал спрашивать: кто мы, откуда? Застрелить его не было возможности, его друзья могут все услышать. Пришлось сказать, что мы друзья.

Помогли ему подняться, пошли вместе, даже вещмешок его несли. Через некоторое время он стал о чем-то догадываться, остановился внезапно и бросился на моего товарища, подмял его под себя, душить начал. Солдат этот здоровый, тяжелый и сильный, даже оттащить его не получилось. Тогда мой друг вытащил нож и воткнул в бок русскому. Тот сначала захрипел — и вдруг громко закричал. Нам пришлось бежать. Я не думаю, что ваш солдат погиб, ножик маленький был, рана, скорее всего, небольшая. Был ли у нас выбор? Нет! Пожалей мы его, погибли бы все трое.

Абдул Нияз часто вспоминает об этом случае и, по собственному признанию, пытается представить судьбу того русского солдата. Жалеть не жалеет, ведь от советских пуль погибло много знакомых и близких. Еще тогда, держа в руках оружие, этот юный моджахед нисколько не сомневался в правоте своего священного джихада. Вместе со всеми ликовал и праздновал вывод советских войск из Афганистана. Казалось, вот она — долгожданная победа!

«НАТО хочет завоевать Россию»

С уходом последнего советского солдата моджахеды взялись за Доктора Наджибуллу (просоветский руководитель Афганистана). Но он даже без прямой военной поддержки со стороны СССР продержался целых три года. Теперь это уже была война между соотечественниками, дальше пришли талибы, кровь продолжала литься рекой. Мира не получилось — и на этой земле вновь иностранные войска.

— Мы думали, что победили русских, но с каждым днем все хуже и хуже. Почему вновь не воюем? Потому что натовцы воспользовались лазейками в виде мандатов ООН. Они хотят через нас завоевать Иран, Китай и даже вашу Россию. Отсюда очень удобно влиять на обстановку во многих регионах. Афганистан как таковой им не нужен в принципе. У нас до сих пор есть обида на Россию за ее вероломное нападение, но при ней беспредела не было. И строительства одноразового не было. Американцы строят только временное жилье, там даже септиков нет, вся канализация в реку сливается. Вода очень плохая. А российские дома до сих пор стоят — прочные, теплые.

Нам нужно возрождать монолитное строительство, энергетику, например, такую, как советская ГЭС в Наглу (возведена советскими специалистами в 60-х годах прошлого века. Гидроэлектростанция в Наглу по сей день обеспечивает электроэнергией Кабул и значительную часть страны). Если честно, то мы помним и плохое и хорошее. Смотря куда голову повернем. Когда война — русские вспоминаются, на стройку посмотришь — и там память о русских.

Под конец разговора Абдул Нияз Низами заметно оживляется. Пропала степенная холодность, ушла официальная сдержанность. Нет, он не жестикулирует руками и не повышает голоса, но явно дает понять — он искренне рад если не нам, то нашему общению.

— Я в следующий раз своих моджахедов приведу, им тоже есть что сказать, — говорит на прощание человек с изрытым шрамами лицом.

Он садится за свой рабочий стол, пишет какие-то адреса, телефоны. Протягивает нам — пишите, звоните, приезжайте…

Американский джинн в афганской бутылке

Вячеслав Некрасов, специалист по Афганистану, в 80-е годы — советский советник в этой стране:

Большой вопрос, почему при таком скоплении иностранных военных в Афганистане до сих пор не наведен порядок. Кого здесь только нет, даже два батальона Грузии, которые потеряли семерых своих солдат, и только ради вхождения своей страны в НАТО. На сегодняшний день общая численность только военных зарубежных формирований достигает 130 тысяч человек, плюс около 50 тысяч так называемых контрактников. Это те же бывшие военнослужащие западных армий, что выполняют функции по охране особо важных объектов. По сути, они являются точно такими же отмобилизованными армейскими подразделениями.

В свое время советский ограниченный контингент насчитывал всего 120 тысяч человек, и у нас было больше влияния, контроля и, что немаловажно, доверия со стороны определенной части афганского населения.

НАТО не хочет стабильности в Афганистане, и этому масса подтверждений. Движение джихад моджахедов, что воевали против Советской армии, создано на деньги Саудовской Аравии, при их прямом содействии США. То же касается движения талибан и Усамы бен Ладена. Не удивляйтесь, но это детище США. Им давно пора задуматься, рассмотреть, кого они взращивают. Этот джинн рано или поздно вылетает из бутылки и рано или поздно обращает свой меч против создателя.

Если бы та же Саудовская Аравия не давала столь мощной поддержки моджахедам, а позволила Советской армии довести свое дело до конца, Афганистан был бы совсем другим. Сейчас американские солдаты пожинают ошибки своих предшественников.

И Афганистане , в 1979-1992 годах.

Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооружённой борьбы против военного присутствия «шурави » и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы . Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды движения «Талибан », другая - отряды «Северного альянса ». Слово «моджахед » - арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру» , одновременно являясь наименованием участника джихада или мятежника (повстанца). Советская армия и афганские власти называли их душма́нами (дари دشمان - dušman , душмон, пушту دښمان - duxman ,dušman - «враг»), либо просто мятежниками , а советских солдат афганцы именовали шурави (дари شوروی - šuravî, шӯравӣ - «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» - производное от «душманы».
Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, чёрные жилетки, чалма или паколь).

После ввода советских войск в Афганистан ЦРУ сформировало в Пакистане сеть учебно-тренировочных лагерей и баз снабжения моджахедов. В дальнейшем основными источниками финансирования для моджахедов были:

«Альянс семи», или «Пешаварская семёрка» - военно-политический союз лидеров афганских моджахедов. Создан в 1982 году , штаб-квартира в г. Пешавар в Пакистане. Был представлен лидерами различных фундаментальных исламских партий, преимущественно пуштунского большинства суннитского направления в исламе. В альянс входили в том числе четыре фундаменталистские партии, провозгласившие своей главной целью создание в Афганистане исламского государства.
Афганское общество, представляющее собой большое количество различных социальных групп, отличающихся друг от друга этническими, конфессиональными и иными признаками, проживающих автономно, либо в тесном соседстве с другими группами, характеризовали его как очень неоднородное. Поэтому силы афганских повстанцев были разобщены этнически, географически, конфессионально. Многочисленные попытки различных групп сопротивления объединиться в единую организованную силу не смогли устранить разделения их на две главные группировки: исламских фундаменталистов и умеренных националистов. Таковыми являются:

Три остальные партии «семерки» назывались традиционалистскими. Они выступали за возвращение Афганистана к дореволюционным формам правления. Это:

В «Шиитскую восьмёрку», называемую чаще «Альянс восьми», входило восемь партий ориентированных на шиитскую и исмаилитскую часть населения афганского общества. Все они пользовались финансовой и иной поддержкой Исламской Республики Иран и её духовных руководителей.
Проживающие в приграничных с Ираном провинциях - Герат , Фарах , частично Гильменд , таджики-шииты , чараймаки , а также хазарейцы-шииты и хазарейцы-исмаилиты , живущие в центральной части Афганистана в провинциях - Бамиан , Дайкунди , Гор , Урузган , Газни , Баглан , Балх и Саманган . Шииты и исмаилиты , не являясь большинством афганского населения на протяжении всей истории существования Афганского государства испытывали религиозную и национальную дискриминацию большинством - пуштунов и таджиков.
Формирование «Альянса восьми» было целесообразным не только с точки зрения финансовой независимости шиитской части общества от влияния суннитского Пакистана, то есть пуштунов, управляющих финансовыми потоками ЦРУ в рамках операции «Циклон» , но и попытки самостоятельного участия в политическом разделе власти в стране. «Шиитская восьмёрка» - это восемь шиитских партий афганских моджахедов:

Полевые командиры - командующие различными по численности формированиями вооруженной оппозиции, постоянно базировавшимися непосредственно на территории Афганистана. Осуществляли вооруженное противодействие действующей официальной власти ДРА, правительственным войскам и присутствию ОКСВА. В случае тактической необходимости вступали в контакты с представителями правительства ДРА, заключали временные соглашения по различным вопросам. Известны случаи, когда полевые командиры со своими отрядами переходили на сторону народной власти. Основная масса ожесточенно сражалась, под знаменами «Альянса семи» или «Шиитской восьмерки». Были и командиры независимые от политических партий.