Болезни Военный билет Призыв

Пол хейне экономический образ мышления читать. Экономический образ мышления - пол хейне

Дата смерти:

Пол Хейне (англ. Paul Theodore Heyne ; 2 ноября , Сент-Луис , Миссури - 9 апреля ) - американский экономист. Магистерскую степень получил в университете Вашингтона (Сиэтл); доктор философии Чикагского университета . Преподавал в университетах Вальпараисо и (с 1976 года) Вашингтона.

Огромную популярность в России (было продано более 200 тыс. экз.) получила изданная в 1991 г. издательством «Новости» книга Хейне «Экономический образ мышления» (англ. The Economic Way of Thinking) . Фактически, это был первый переведённый на русский язык учебник по современной экономической теории . Книга 9 раз переиздавалась на английском языке при жизни Хейне. Десятое издание вышло уже после смерти учёного в переработке Питера Бётке и Дэвида Причитко.

Библиография

  • Limitations of the Economic Way of Thinking // Religion & Liberty . - Volume 8, Number 4 . (англ.) - (Проверено 27 сентября 2010) .

Издания на русском языке

  • Хейне П. Экономический образ мышления: пер. с англ. 5-го изд. - М.: Новости, 1991. - 704 с. - ISBN 5-7020-0470-1 . (50000 экз.);
переизд.: М.: Дело, 1992; М.: Дело, Catallaxy, 1993 (ISBN 5-85900-045-6 , 30000 экз.); М.: Каталаксия, 1997 (ISBN 5-86366-015-5 , 10000 экз.).
  • Хейне П., Боуттке П. Дж., Причитко Д. Л. Экономический образ мышления: пер. с англ. 10-го изд. - М.: Вильямс, 2007. - 544 с. - ISBN 5-8459-0777-6 , ISBN 0-13-060810-6 . (3000 экз.).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 2 ноября
  • Родившиеся в 1931 году
  • Умершие 9 апреля
  • Умершие в 2000 году
  • Экономисты по алфавиту
  • Экономисты США
  • Экономисты XX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хейне, Пол" в других словарях:

    Хейне, Пол Хейне, Пол Paul T. Heyne Дата рождения: 1931 год(1931) Дата смерти: 9 марта 2000(2000 03 09) … Википедия

    - (англ. Paul T. Heyne; 1931 9 марта 2000) американский экономист. Магистерскую степень получил в университете Вашингтона (Сиэтл); доктор философии Чикагского университета. Преподавал в университетах Вальпараисо и (с 1976 года) Вашингтона. Огромную … Википедия

    Пол Хейне (англ. Paul T. Heyne; 1931 9 марта 2000) американский экономист. Магистерскую степень получил в университете Вашингтона (Сиэтл); доктор философии Чикагского университета. Преподавал в университетах Вальпараисо и (с 1976 года) Вашингтона … Википедия

    27 й чемпионат Европы по настольному теннису проходил с 4 по 12 октября 2008 года в Санкт Петербурге в СКК «Петербургский». Было разыграно 6 комплектов медалей: в мужском и женском одиночном и парном разрядах и командных соревнованиях, впервые не … Википедия

    - (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк …

    Какое либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластическая моделировка … Большая советская энциклопедия

    Теория о завоевании Индии в древности народом, называвшим себя ариями. Еще в 1786 англ. санскритолог У. Джонс высказал утверждение, что др. инд. язык санскрит, др. греч., латинский, персидский и нек рые др. яз. имеют общее происхождение. Эта идея …

    - (от греч. arxaios древний и logos слово, наука) отрасль ист. науки, изучающая первобытные, древние и ср. век. веществ. памятники и реконструирующая по ним прошлое человеч. об ва. Веществ. источники это прежде всего орудия произ ва и созданные с… … Советская историческая энциклопедия

Известный американский экономист считает, что, делая выбор, человек останавливается на наилучшем из возможных вариантов. Он исходит из сравнительной оценки ожидаемой выгоды с учетом издержек. В рамках такой концепции человеческий индивид предпочитает предпринять только те действия, которые, как он думает, могут принести ему наибольшую выгоду в чистом виде, за вычетом затрат. Чем более серьезным окажется экономическое обоснование этого выбора, тем вероятнее, что поступок рациональный.

Что это за книга?

С теорией, изложенной в труде Пола Хейне, совладает каждый. Книга написана просто и понятно. В ней изложена экономическая теория на доступном для обывателя языке. Пол Хейне в своей книге «Экономический образ мышления» очень интересно рассказывает о процессах мировой экономики. Язык, которым он говорит, очень легкий и доступный. Можно смело утверждать, что так просто о денежных оборотах с нами до выхода этой книги не говорили.

Американский экономист прославился своей безусловной и преданной любовью к экономике. На протяжении долгого времени он был лектором в различных университетах. В итоге Хейне пришел к выводу, что многое из теоретического материала совершенно непонятно простому человеку. Все слишком сложно написано, так что можно запутаться в лабиринтах теоретических объяснений. На самом деле, все экономические процессы просты и прозрачны. Главное - вникнуть в их суть. Только суть любого предмета, главный корень, а не поверхностная шелуха, могут открыть нам все секреты его правильного использования.

Вот тогда и появилась книга с названием «Экономический образ мышления», написанная экономистом. Он обожал свой предмет, и это можно прочувствовать через текст. П. Хейне любил путешествовать по всему миру и обучать основам экономической теории всех, кто того желал.

Какой он человек?

У этого писателя-экономиста множество единомышленников и поклонников одновременно. При этом Пол всегда был дружелюбным и открытым человеком. У него не трудно было взять интервью. Он с большим удовольствием выходил на общение с поклонниками и отвечал на приходящие к нему письма. Хейне уважали и почитали как преподаватели, так и студенты.

Наверное благодаря своей харизме и простоте душевной Пол открыл секрет к изучению экономической теории. Это отлично видно из содержания книги «Экономический образ мышления», которая способна изменить сознание любого человека, открыв ему мир денег в новом свете.

Профессор всегда писал научные статьи и заметки, которые публиковал в печатных изданиях. До самой своей смерти он объяснял происходящие мировые макроэкономические процессы и комментировал их в телевизионных сюжетах.

Очень просто про экономику

Невероятно, но экономический образ мышления человека можно сформировать, не прибегая к сложному научных терминов. Благодаря прочтению книги П. Хейне, становятся понятными такие вещи, как:

  • истоки происхождения кризисов;
  • процессы, от которых зависит инфляция;
  • способы защиты себя от «финансовой ямы»;
  • пути реального и быстрого удвоения капитала;
  • процессы, влияющие на ход экономических событий в мире;
  • то, что не терпит экономика.

Этот учебник стоит обязательно принять во внимание студентам, учащимся на факультетах, связанных с экономической наукой. Он будет полезен и простым обывателям, интересующимся природой всего, что происходит в экономике.

Суть книги

Писатель не учит тому, как изменить судьбу государства с точки зрения экономической ситуации, но рассказывает о том, как жить в сложившейся ситуации, предугадать кризис, выйти из него и на что рассчитывать в разные моменты. Вся эта теория поможет сформировать экономический образ мышления. Пол Хейне неоднократно делал акцент на том, что с пониманием всей сути экономической системы мира становится проще управлять своим же собственным кошельком.

Примеры правильного подхода предлагаются в книге. Взяв их себе на вооружение, можно ожидать того, что деньги перестанут быть песком, сыплющимся сквозь пальцы непонятно куда.

В этом поможет сформированный благодаря полученным знаниям экономический образ мышления. Пол Хейне объяснил, как миллионам людей удается достигать необыкновенной согласованности своих действий. Ведь именно это качество характерно для современной индустриальной экономики. Чтобы производить огромное количество сложных благ, необходима высокая степень координирования своих усилий.

Что важно?

Время быстротечно. Не хочется его тратить на изучение сложных понятий, которые могут оказаться неактуальными к тому моменту, когда будут усвоены. Поэтому так важна книга «Экономический образ мышления». Отзывы, оставленные после ее прочтения, говорят о том, что можно быстро и качественно понять теоретический материал. Ведь, как ни крути, а без теории нет практики.

Люди недостаточно часто задаются вопросами, откуда возникают все те чудеса согласованности и координации в современном обществе, которые дают возможность удовлетворять наши насущные потребности. Современные блага и предметы роскоши мы принимаем как должное, не задумываясь и не интересуясь тем, как они возникают.

Об этом заставляет задуматься Хейне Пол. Экономический образ мышления человека дает возможность понять, что в мире нет ничего, что происходит автоматически. Согласованность колоссальных масштабов достигается благодаря наличию важных предпосылок. А мы, люди, в своем невежестве часто уничтожаем эти самые предпосылки или не даем им развиваться. Как следствие - не можем потом понять, почему наша экономическая система терпит внезапное крушение.

Именно поэтому так важна книга «Экономический образ мышления». Пол Хейне дает понять, что знания и понимания теории в этой области приносят пользу в первую очередь потому, что способны объяснить те самые процессы координации в обществе, выявить предпосылки, позволяющие им успешно развиваться.

При написании своего труда, профессор поставил перед собой цель изложить понятийный аппарат, способствующий возможности разобраться в процессах достижения согласованности между миллионами людей, даже незнакомых.

Кроме того, он показывает причину разногласий, способствующих разрушению этой целостности. И это тоже ценные знания, владение которыми позволяет тем, кто владеет рычагами управления обществом, вносить хаос и провоцировать бедствия. Если же правители ставят перед собой цель согласованности, то не стоит пренебрегать знаниями, которые нам поведал в своей книге Пол Хейне: «Экономический образ мышления». Читать ее легко и интересно. Безусловно, это очень важный экономический труд.

Он призывает к лучшему пониманию институтов, обеспечивающих согласованность в обществе и способствующих достижению процветания, социальной гармонии и свободы.

Важно понять, что экономическая теория - это не набор уже готовых рекомендаций, которые можно применить непосредственно в хозяйственной политике. Она лишь метод, интеллектуальный инструмент, техника мышления, помогающая ее владельцу приходить к верным заключениям.

На самом деле, многие преподаватели понимают, что вести курс экономической теории не сложно, так как сведений настолько много, что заполнить учебный день не составляет труда. Ничего не нужно выдумывать, перечень специальных терминов и их разъяснение уже дают основу на составление полного курса лекций. Однако какие результаты это приносит? Ведь важно то, что эти понятия принесут в жизнь новоявленных специалистов, как станет развиваться общество дальше, смогут ли эти люди понять глубину процессов и причинно-следственных связей? Захотят ли и, более того, смогут ли достигать социальной гармонии?

Что для экономического образа мышления характерно? Какие представления оно в себя включает?

Прежде всего, это взгляды и понятия, полученные в результате практической деятельности. Это опыт людей из повседневной экономической жизни. Основано экономическое мышление на практике, а не на познании действия и использовании социально-экономических законов. В своем труде Хейне экономический образ мышления наполняет иным социально-экономическим смыслом. Оно включается в связь с реальной практикой. А экономическое сознание связывается с познанием функционирования и развития социально-экономических законов.

Таким образом, экономическое мышление можно рассматривать как форму проявления экономического сознания относительно конкретной социальной ситуации.

Дело в том, что в оборот вовлекаются не все знания в этой сфере, а лишь те, которые непосредственно применяются на практике. В этом и заключается экономический образ мышления. Книга, о которой идет речь в этой статье, раскрывает вышесказанные вопросы.

Такое мышление тесно связывается с экономическими интересами людей. Оно формируется под влиянием объективных факторов развития экономики, состояния социального сознания, участия трудоспособного населения в экономических преобразованиях и без сомнения отбрасывает лишнее, выхватывая из широкого круга возможностей лишь главное.

В чем смысл?

Главная идея - это фиксация внимания на том, как сделать выбор, каким он должен быть. Здесь главный акцент делается на индивида. Первичная характеристика такого образа мышления - это калькуляция выгод и затрат. Именно на ней основывается экономическое поведение.

Индивиды преследуют собственные цели. Они приспосабливаются к поведению друг друга. Однако каждый из них соблюдает определенные игровые правила и права собственности. Это определяет выбор индивида.

Суть, которую имеет экономический образ мышления, Пол раскрывал в своих лекциях с нескольких сторон. Он хотел дать возможность стать образованными в этой сфере как можно большему числу людей различных профессий. Дело в том, что все мы являемся участниками экономических процессов, происходящих в мировом сообществе. И от того, каким будет наше сознание, зависит ситуация в частности и в целом.

Суть экономического мышления

Выведем несколько важных аспектов:

  • Труд - это необходимость и условие самореализации индивида, а отношение к нему выражается в показателях развития практических усилий и субъективных побудителей, направленных на совершенствование способностей. Индикаторами служат установки, стереотипы, мотивы повышения квалификации наряду с фактами экономического поведения, инспирированными этими побуждениями.
  • Отношение к разным формам собственности тоже отражается в показателях практического использования и ее субъективного восприятия. Индикаторами выступают элементы мышления, показывающие представления об эффективном использовании общественного богатства.
  • Проявление отношения к управлению видно в показателях позиции трудящихся и их возможности влиять на решения вопросов, связанных с организацией производства, социальным и материальным обеспечением, стимулированием. Кроме того, принимаются во внимание показатели активности участия в управлении коллективными, отраслевыми, региональными и общественными делами. Индикаторы - это суждения людей об эффективности и демократичности управления, о способности руководства решать насущные вопросы, а также активность участия трудящихся в практических формах управления.

Это основное содержание, которое имеет экономический образ мышления.

Пол Хейне (англ. Paul T. Heyne; 1931 - 9 марта 2000) - американский экономист. Магистерскую степень получил в университете Вашингтона (Сиэтл); доктор философии Чикагского университета. Преподавал в университетах Вальпараисо и (с 1976 года) Вашингтона.

Огромную популярность в России (было продано более 200 тыс. экз.) получила изданная в 1991 г. издательством «Новости» книга Хейне «Экономический образ мышления» (англ. The Economic Way of Thinking). Фактически, это был первый переведённый на русский язык учебник по современной экономической теории. Книга 9 раз переиздавалась на английском языке при жизни Хейне. Десятое издание вышло уже после смерти учёного в переработке Петера Бётке и Дэвида Пришитко.

Книги (1)

Экономический образ мышления

Книга профессора Сиэтлского университета (США) Пола Хейне «Экономический образ мышления» представляет собой вводный курс экономического анализа. Эта книга выдержала пять изданий в США и является в настоящее время одним из самых популярных курсов по экономике.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она будет интересна не только студентам и преподавателям экономических вузов, но и народным депутатам, кооператорам, бизнесменам, руководителям предприятий.

Комментарии читателей

Людмила / 1.10.2015 Марина, спасибо Вам большое за библиотеку!) Может это и ретроградство, но мне живые книги ближе, и глаза их легче читают) А о книге: хорошая книга - с любовью к предмету... и к читателю, автор действительно хочет "донести". 10 из 10.

марина / 24.08.2015 Отдам печатную книгу в дар. Самовывоз из Крылатского. почта [email protected]

Ив / 10.04.2015 На мой взгляд, это хорошая книга, интересная и в основном понятная. В ней не очень много внимания уделяется околоэкономическим факторам и их влиянию на экономику, а без этого рассмотрение экономики неполно, но книга всё равно стоит прочтения. Иногда текст бывает не очень понятным, правда, сложные конструкции и, наверное, не самый лучший перевод (но я читал не здесь).

Вячеслав / 21.12.2009 Товарищи, огромное спасибо за эту книгу. У меня пропал ее печатный вариант, приобретенный в 93м году. До этого момента я успел запоем прочитать 10 глав из 23х. В моем понимании эта книга может считаться самой мощной антирыночной пропагандой, причем написанной западным экономистом! Одни аксиомы "экономического образа мышления" чего стоят! 1) Выбор есть ВСЕГДА! 2) Решения принимают только отдельные ИНДИВИДЫ! 3) ИНДИВИД выбирает то, что даст ему МАКСИМУМ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ (остатка от прибыли после вычета издержек). В общем я сразу понял, что вся мерзость, которую обрушило на страну Правительство И.О. Примьер-министра Гайдара Егора Тимуровича, обрушилась ЗАКОНОМЕРНО из-за полность неограниченного разгула "экономического образа мышления" у людей, наделенных полномочиями принимать и осуществлять решения. Призываю всех скачать и обязательно внимательно прочесть эту книгу.

Пол Хейне. Экономический образ мышления

Предисловие к русскому изданию

С благодарностью моим ближайшим помощникам Уэлли и Рут

Каким образом многим миллионам людей удается достичь необычайной согласованности своих действий, столь характерной для современных индустриальных экономик? Каким образом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, которая необходима для производства такого большого количества сложных благ?

Мы недостаточно часто задаем эти вопросы. Те чудеса согласованности и координации в нашем обществе, благодаря которым мы удовлетворяем наши насущные потребности и можем наслаждаться предметами роскоши, мы воспринимаем как нечто должное. Поэтому мы не интересуемся, каким образом они возникают, и не видим, что в этом нет ничего автоматического или неизбежного. Согласованность в таких колоссальных масштабах может достигаться, только если имеются важные предпосылки. В своем невежестве мы порой уничтожаем эти предпосылки или не даем им развиться. А потом не можем понять, почему наша экономическая система вдруг "развалилась".

Экономическая теория приносит пользу в первую очередь потому, что она способна объяснить эти процессы координации в обществе и выявить те предпосылки, которые позволяют им успешно развиваться. При написании "Экономического образа мышления" моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже незнакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий.

Мне бы очень хотелось, чтобы перевод "Экономического образа мышления" на русский язык помог бы лучшему пониманию тех институтов, которые обеспечивают согласованность в обществе, и тем самым способствовал бы достижению процветания, свободы и социальной гармонии.

Пол Хейне

г. Сиэтл, США

Предисловие

Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Джон Мейнард Кейнс

Вводный курс экономической теории уже давно не представляет трудностей для преподавания. Правда, он сложен для восприятия, но это уже другая проблема. Объем усилий, необходимых для усвоения начальных курсов, мало связан с усилиями по их преподаванию.

Что нам нужно?

Какую цель должен преследовать вводный курс по экономической теории? Из сказанного выше легко догадаться, что я не вижу большого смысла в постановке обычной учебной цели: ознакомить студентов с разрозненными элементами техники анализа. И в самом деле, почему мы хотим, чтобы начинающий студент непременно имел представление о концепции средних переменных, средних полных и предельных издержек, помнил, в какую сторону наклонена та или иная линия на соответствующих графиках, чтобы он знал об обязательном пересечении кривых предельных и средних затрат в точке минимума последних, а также - обо всем остальном, что требуется для доказательства равенства цены средним полным и предельным издержкам у всех фирм в долгосрочном аспекте при условии совершенной конкуренции и после капитализации квазиренты? Задать такой вопрос означает, по сути дела, ответить на него. Полагать, что начинающий студент обязан знать все перечисленное, нет никаких разумных оснований. Но тогда зачем мы продолжаем его этому учить?

Частично ответ кроется в нашем похвальном желании обучать теории. Именно теория придает экономической науке почти всю ее объяснительную и предсказательную силу. Без теории мы были бы вынуждены пробираться ощупью, вслепую, через сплетение экономических проблем, конфликтующих мнений и противоречащих друг другу практических рекомендаций.

Но приобщать других к экономической теории оказывается делом чрезвычайно трудным. И многие преподаватели экономики, сталкиваясь с очевидной неудачей вводных общетеоретических курсов, нередко переходят к чтению специальных и частных дисциплин. На таких занятиях студенты обычно читают и обсуждают заявления профсоюзных лидеров, высказывания представителей промышленности и сельского хозяйства, политиков, отечественных радикалов или зарубежных социалистов. Они знакомятся с данными о распределении доходов, валовом национальном продукте, занятости, ценах и темпах экономического роста. Рассматривают доводы в пользу введения гарантированных доходов и аргументы против планируемого устаревания, доводы в пользу свободного предпринимательства и против нерегулируемой конкуренции, соображения в защиту ядерной энергетики и соображения против неконтролируемого экономического роста. О чем же они узнают в итоге, когда курс пройден? Они узнают, что существует множество мнений, каждое из которых опирается на факты, что "все относительно", что любой американец имеет право на собственную точку зрения и что экономика - это не наука, а, вероятно, пустая трата времени.

Убежденность в необходимости обучения теории обоснована в той мере, в какой под этим подразумевается, что факты не имеют самостоятельного значения вне теоретического контекста. Теория здесь существенна! Но какая? Экономическая, конечно, - хотя в действительности это еще не ответ на вопрос. Какого рода экономическая теория? И в каком смысле? Прежде чем мы сможем ответить, необходимо понять, что же все-таки нам нужно.

Концепции и их применение

Я хочу, чтобы начинающие студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогут им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Они проясняют, систематизируют и корректируют то, что мы ежедневно узнаем из газет, слышим от политиков. Сфера применимости инструментов экономического мышления практически неограниченна. Понимание и оценку всему этому студенты и должны вынести из начального курса.

Ничего, однако, не получится, пока нам, учителям и авторам учебников, не удастся убедить студентов. А для того чтобы убедить, необходимо наглядно показать. Следовательно, начальный курс экономической теории должен быть посвящен изучению инструментов анализа . Овладение любой концепцией необходимо совмещать с показом ее практических возможностей. Еще лучше - начать с потенциальных приложений, а затем уже перейти к инструментарию. В пользу такого порядка обучения педагогическая практика накопила уже столько свидетельств, что трудно даже понять, каким образом с ним мог когда-либо конкурировать какой-либо иной подход.

"Вот проблема. Вы понимаете, что это проблема. Что мы можем сказать о ней?" Это первый шаг.

"Вот как о той же проблеме размышляют экономисты. Они пользуются такой-то и такой-то концепцией". Это второй шаг, на котором можно продемонстрировать некоторые элементы экономической теории.

Пол Хейне

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ

Paul Heyne

The Economic Way of Thinking

Издательство: Новости "Catallaxy"

1997 г.

Книга профессора Сиэтлского университета (США) Пола Хейне "Экономический образ мышления" представляет собой вводный курс экономического анализа. Эта книга выдержала пять изданий в США и является в настоящее время одним из самых популярных курсов по экономике.

Предисловие к русскому изданию

С благодарностью моим ближайшим помощникам Уэлли и Рут

Каким образом многим миллионам людей удается достичь необычайной согласованности своих действий, столь характерной для современных индустриальных экономик? Каким образом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, которая необходима для производства такого большого количества сложных благ?

Мы недостаточно часто задаем эти вопросы. Те чудеса согласованности и координации в нашем обществе, благодаря которым мы удовлетворяем наши насущные потребности и можем наслаждаться предметами роскоши, мы воспринимаем как нечто должное. Поэтому мы не интересуемся, каким образом они возникают, и не видим, что в этом нет ничего автоматического или неизбежного. Согласованность в таких колоссальных масштабах может достигаться, только если имеются важные предпосылки. В своем невежестве мы порой уничтожаем эти предпосылки или не даем им развиться. А потом не можем понять, почему наша экономическая система вдруг "развалилась".

Экономическая теория приносит пользу в первую очередь потому, что она способна объяснить эти процессы координации в обществе и выявить те предпосылки, которые позволяют им успешно развиваться. При написании "Экономического образа мышления" моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже незнакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий.

Мне бы очень хотелось, чтобы перевод "Экономического образа мышления" на русский язык помог бы лучшему пониманию тех институтов, которые обеспечивают согласованность в обществе, и тем самым способствовал бы достижению процветания, свободы и социальной гармонии.

Пол Хейне

г. Сиэтл, США

Предисловие

Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Джон Мейнард Кейнс Вводный курс экономической теории уже давно не представляет трудностей для преподавания. Правда, он сложен для восприятия, но это уже другая проблема. Объем усилий, необходимых для усвоения начальных курсов, мало связан с усилиями по их преподаванию.

Что нам нужно?

Какую цель должен преследовать вводный курс по экономической теории? Из сказанного выше легко догадаться, что я не вижу большого смысла в постановке обычной учебной цели: ознакомить студентов с разрозненными элементами техники анализа. И в самом деле, почему мы хотим, чтобы начинающий студент непременно имел представление о концепции средних переменных, средних полных и предельных издержек, помнил, в какую сторону наклонена та или иная линия на соответствующих графиках, чтобы он знал об обязательном пересечении кривых предельных и средних затрат в точке минимума последних, а также - обо всем остальном, что требуется для доказательства равенства цены средним полным и предельным издержкам у всех фирм в долгосрочном аспекте при условии совершенной конкуренции и после капитализации квазиренты? Задать такой вопрос означает, по сути дела, ответить на него. Полагать, что начинающий студент обязан знать все перечисленное, нет никаких разумных оснований. Но тогда зачем мы продолжаем его этому учить?

Частично ответ кроется в нашем похвальном желании обучать теории. Именно теория придает экономической науке почти всю ее объяснительную и предсказательную силу. Без теории мы были бы вынуждены пробираться ощупью, вслепую, через сплетение экономических проблем, конфликтующих мнений и противоречащих друг другу практических рекомендаций.

Но приобщать других к экономической теории оказывается делом чрезвычайно трудным. И многие преподаватели экономики, сталкиваясь с очевидной неудачей вводных общетеоретических курсов, нередко переходят к чтению специальных и частных дисциплин. На таких занятиях студенты обычно читают и обсуждают заявления профсоюзных лидеров, высказывания представителей промышленности и сельского хозяйства, политиков, отечественных радикалов или зарубежных социалистов. Они знакомятся с данными о распределении доходов, валовом национальном продукте, занятости, ценах и темпах экономического роста. Рассматривают доводы в пользу введения гарантированных доходов и аргументы против планируемого устаревания, доводы в пользу свободного предпринимательства и против нерегулируемой конкуренции, соображения в защиту ядерной энергетики и соображения против неконтролируемого экономического роста. О чем же они узнают в итоге, когда курс пройден? Они узнают, что существует множество мнений, каждое из которых опирается на факты, что "все относительно", что любой американец имеет право на собственную точку зрения и что экономика - это не наука, а, вероятно, пустая трата времени.

Убежденность в необходимости обучения теории обоснована в той мере, в какой под этим подразумевается, что факты не имеют самостоятельного значения вне теоретического контекста. Теория здесь существенна! Но какая? Экономическая, конечно, - хотя в действительности это еще не ответ на вопрос. Какого рода экономическая теория? И в каком смысле? Прежде чем мы сможем ответить, необходимо понять, что же все-таки нам нужно.

Концепции и их применение

Я хочу, чтобы начинающие студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогут им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Они проясняют, систематизируют и корректируют то, что мы ежедневно узнаем из газет, слышим от политиков. Сфера применимости инструментов экономического мышления практически неограниченна. Понимание и оценку всему этому студенты и должны вынести из начального курса.

Ничего, однако, не получится, пока нам, учителям и авторам учебников, не удастся убедить студентов. А для того чтобы убедить, необходимо наглядно показать. Следовательно, начальный курс экономической теории должен быть посвящен изучению инструментов анализа. Овладение любой концепцией необходимо совмещать с показом ее практических возможностей. Еще лучше - начать с потенциальных приложений, а затем уже перейти к инструментарию. В пользу такого порядка обучения педагогическая практика накопила уже столько свидетельств, что трудно даже понять, каким образом с ним мог когда-либо конкурировать какой-либо иной подход.

"Вот проблема. Вы понимаете, что это проблема. Что мы можем сказать о ней?" Это первый шаг.

"Вот как о той же проблеме размышляют экономисты. Они пользуются такой-то и такой-то концепцией". Это второй шаг, на котором можно продемонстрировать некоторые элементы экономической теории.

После того как показана применимость этих элементов к исходной проблеме и изучены некоторые следствия, ту же концепцию нужно использовать для решения других дополнительных проблем. Это третий шаг.

Конечно, все не так просто, и дело не сводится к трехэтапному делению. Преподавание основ экономической теории, наряду со знанием формальной техники анализа, также требует воображения, проницательности, знания текущих событий и ощущения перспективы. Сочетание перечисленных качеств встречается не часто. К тому же преподаватели должны и сами верить в то, что знание экономической теории окажется полезным не только для решения искусственно придуманных задач или успешной сдачи столь же искусственных экзаменов, но и для чего-то большего.

Польза ограничений

Никто, вероятно, не станет спорить с тем, что было сказано выше. Но если это так, то следует признать, что наша педагогическая практика сильно не соответствует нашим взглядам на нее. Одна из причин, несомненно, состоит в том, что на всех стадиях...