Болезни Военный билет Призыв

Подземная машина. Подземные лодки. Есть ли будущее у подземохода

Человечество постоянно бросается из крайности в крайности: то мы хотим летать, подобно птицам, то исследовать морские глубины как рыбы. Сегодня же речь пойдет о нашем стремлении покорять недра земли.

Начало разработок

Первые разработки подземной лодки начались в 1918 году русским инженером Петром Рассказовым. Однако в этом же году он был убит агентом иностранных спецслужб, а его наработки были похищены. Так разработка подземной лодки была приостановлена.

Вернулись к этой идее лишь в конце 1930-х годов. На этот раз над подземоходом работала целая группа советских инженеров, но и их разработкам было не суждено стать реальностью – началась Великая Отечественная война.

После окончания войны, советской стороной были изъяты те самые чертежи, которые были похищены в 1918 году. Таким образом, предполагается, что Петр Рассказов был убит немецким агентом. За эти годы Германия сумела добиться некоторых успехов в разработке подземной лодки, но единственный опытный образец был уничтожен, поэтому в будущем все пришлось начинать сначала.

Боевой крот

А сначала начали лишь в 1962 году. В этот период в СССР был запущен секретный проект «Боевой крот», целью которого было уничтожение ракетных шахт и бункеров потенциального противника.

Спустя 2 года начались первые испытания «Боевого крота». Ему удалось преодолеть 2 километра под землей и уничтожить командный центр условного противника.

Боевой крот достигал в диаметре 3,5 метров, а в длину 35 метров. Его корпус был сделан из титанового сплава, а в движение устройство приходило благодаря портативному ядерному реактору на борту.

Экипаж крота состоял из 5 человек. Кроме этого он мог нести на борту тонну взрывчатки или 15 десантников.

Практическое применение

После первых успешных испытаний, в СССР был составлен план по доставке нескольких кротов к побережью США, где они должны были добраться до ракетных шахт в Калифорнии и заминировать их.

Однако проект был приостановлен из-за аварии во время очередного испытания крота. По официальной версии он был завален горной породой на Урале, а весь экипаж машины погиб.

Пока инженеры искали способ обезопасить машину от подобных неприятностей, Хрущев ушел с поста главы государства, а новое руководство спешно закрыло проект, посчитав его бесперспективным.

Тем не менее, «Боевой крот» еще раз послужил Союзу в 1974 году – руководством страны была намерено допущена «утечка» о якобы существующем атомном подземном флоте СССР, что вынудило США бросить немало ресурсов и сил на разработку аналогичных систем и средств их обнаружения.


Идея создания подземной лодки появилась достаточно давно, однако плоть она стала обретать только в XX веке. Наибольшие усилия в попытках создания полноценной субтеррины прилагали конструкторы Советского Союза и Германии еще до начала Второй мировой войны. Инженерами был представлен целый волок проектов разной степени реалистичности. Все изменилось после Второй мировой войны.


Когда закончилась Великая Отечественная война, в руки советской разведки попали многочисленные немецкие разработки. В их числе были и наработки Германии в области создания субтеррин – подземных кораблей для военных целей. Получение новой информации позволило дать небольшой толчок в развитии аналогичного советского проекта, который на тот момент зашел в «творческий тупик». В Германии проект носил название «Змей Мидграда», что служили отсылкой к германо-скандинавской мифологии. В СССР же инициатива получила название «Боевой крот».


Группа ученых, которая занималась созданием подземной лодки, была создана непосредственно в Академии наук СССР по распоряжению министра государственной безопасности Абакумова. По некоторым данным, к проекту был подключен в том числе академик А.Д Сахаров и профессор Г.И Бабат. Активнее всего проект развивался при Хрущеве, который был глубоко заинтересован в разработке принципиально новых видов вооружения.


Предполагалось, что машины класса «Боевой крот» можно будет использовать для осуществления подкопов под укрепления противника или под стратегически важные объекты с целью нанесения им значительного ущерба и нарушениях их работоспособности.

Интересный факт : по неподтвержденным данным, завод по сборке «кротов» был построен на территории современной Украины. Первый экземпляр был собран уже через 2 года и отправлен на испытания.


При длине в 35 метров бурильная машина должна была вмещать экипаж из 5-7 человек, а также десант из 15 человек. В «кроте» был также грузовой отсек, который позволял перевозить до 1 тонны взрывчатки. Скорость движения машины составляла 7 км/ч. По некоторым данным испытания подземной лодки проходили в Уральских горах и закончились не очень хорошо, что заставило заморозить проект. В конечном итоге инициативу и вовсе закрыли. Случилось это уже при Брежневе.

Интересный факт : в 1960-е годы о «Боевом кроте» писал широко известный американский журнал «Популярная механика». Учитывая тот факт, что подобного рода проекты всегда были строго засекречены, есть немалые основания полагать, что на самом деле никакого «Боевого крота» в СССР не существовало, а данные машины была лишь очередным пропагандистским жупелом. Например, в журнале писалось о том, что советы хотят использовать машины такого рода для доставки ядерных бомб под Калифорнию, взрывы которых были бы приняты за землетрясения.

В продолжение темы читайте про и не только.

Идея создать такую машину, которая, словно крот, могла бы рыть подземные ходы и уходить в глубь планеты, будоражила не только умы фантастов, но и серьезных ученых и конструкторов.

Сегодня различным проходческим оборудованием никого не удивишь. С его помощью прорыты тысячи километров шахт и тоннелей, по которым мчатся поезда, текут огромные потоки воды, складируются разные запасы...

Однако помимо таких вот мирных проходческих машин под покровом тайны разрабатывались боевые "кроты", способные разрушать подземные коммуникации противника, уничтожать его заглубленные и хорошо защищенные пункты управления, подрывать арсеналы, скрытые в толщах скальных пород. А еще они могли незаметно прорываться в буквальном смысле слова в глубокий тыл врага, выползать наружу и высаживать десант там, где его никто не ждал. Такие подземные лодки в начале ХХ века представлялись едва ли не сверхоружием.

Считается, что первый проект боевого подземного самодвижущегося аппарата разработал наш соотечественник москвич Петр Рассказов еще в 1904 году. Но во время революционных событий, охвативших в то время и Москву, он был убит будто бы шальной пулей. В начале Первой мировой войны его чертежи пропали, и позже всплыли, естественно, в Германии. В начале 1930-х годов в СССР вернулись к этой идее. Созданием "боевого крота" занимался инженер Требелев. Причем он хотел сконструировать машину, которая копировала бы настоящего крота. Удалось даже построить и испытать опытный образец, но дальше дело не пошло.

Также не увенчались успехом попытки создать боевую подземную машину в нацистской Германии. Проект назвали "Змей Мидгарда" (Midgard Schlange) - по имени подземного чудовища из скандинавских саг. Общий вес подземного "змея" составлял 60 тысяч тонн с экипажем в 30 человек. В реализации проект оказался безумно дорог, и его закрыли. Дальше стали происходить почти мистические события.

Боевая машина обладала фантастическими способностями

В основу "змея", как считается, легли чертежи Петра Рассказова, похищенные германской разведкой в начале Первой мировой. А детально проработанные немецкие чертежи добыли уже советские разведчики в конце Великой Отечественной. По сложившейся традиции мы признаем только западные авторитеты. Несмотря на то, что именно наши инженеры были первопроходцами в создании "боевых кротов", лишь немецкие чертежи подземного чудо-оружия заставили компетентные органы продавить начало работ по советским подземным лодкам. Министр госбезопасности СССР Абакумов буквально потребовал от президента Академии наук СССР Сергея Вавилова создать спецгруппу для изучения возможности проектирования подземной лодки. Создание "боевого крота" было засекречено еще больше, чем советский атомный проект. Сведения о нем самые приблизительные. Известно, что проект активно поддержал и Хрущев. Еще бы, советский подземный аппарат мог пробиваться через толщу земли, проходя скальные породы как нож масло. Может быть, экстравагантному Хрущеву мечталось, что придет время и стальной советский кулак вылезет из-под земли прямо на лужайке у Белого дома в Вашингтоне? Та еще будет кузькина мать!

Более 50 лет назад в нашей стране создали боевую машину, которая проходила сквозь гранит как сквозь масло. Инфографика: Леонид Кулешов/РГ

Как утверждают в своих публикациях эксперты, боевая подземная машина не только была построена, но и обладала поистине фантастическими способностями. Назвали ее, не мудрствуя, "Боевой крот". Подземная лодка имела ядерную силовую установку, как и классическая атомная субмарина. Утверждается, что у "Боевого крота" были следующие параметры: длина корпуса 35 м, диаметр 3 м, экипаж 5 чел., скорость 7 км/ч. Мог он нести и десант до 15 полностью экипированных бойцов. Завод по изготовлению подземных лодок был построен в 1962 году на Украине. Через 2 года изготовили первый экземпляр.

Аппарат просто испарился, а пробитый тоннель разрушился

Есть сведения, что к созданию этого аппарата приложил руку и академик Сахаров. Была разработана оригинальная технология дробления грунта и двигательная система. Вокруг тела "крота" создавался некий кавитационный поток, который снижал силу трения и позволял пробиваться даже через граниты и базальты. Предполагалось, что действия "крота" будут приняты противником за результаты землетрясения.


Леонид Кулешов/РГ

Первые же испытания дали потрясающие результаты. "Боевой крот" действительно спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью. Однако во время очередных испытаний в 1964 году машина, проникшая в Уральские горы под Нижним Тагилом на расстояние в 10 км, по неизвестным причинам взорвалась. Поскольку взрыв был ядерным, то сам аппарат с находившимися в нем людьми просто испарился, а пробитый туннель обрушился. В прессе называлось имя погибшего командира "Боевого крота" - полковник Семен Будников. Но официального подтверждения этому ни разу не прозвучало. Проект закрыли, все документальные свидетельства о нем ликвидировали, словно ничего и не было. Почему так случилось? Почему, реально создав уникальную и не имевшую мировых аналогов проходческую машину для подземных работ, СССР отказался от ее дальнейшего развития после первой же катастрофы. Ракет взрывалось намного больше, но ракетостроение никто не сворачивал. Также было множество аварий и катастроф с атомными подводными лодками, но и их конструкции довели в итоге почти до идеального состояния. Ответ на это может показаться невероятным и запредельно фантастическим. Но... Другого объяснения нет.

Какая внешняя сила не дала "Кроту" углубиться?

Давным-давно появились легенды о том, что внутри нашей планеты существует иная разумная жизнь - там своя подземная и совершенно неведомая нам цивилизация, которая реально управляет Землей, а может быть, и всей Солнечной системой. И будто бы есть некие порталы, которые позволяют избранным войти в этот иной мир, а также выйти из него. Нацистские ученые-мистики из тайного общества Аненербе вполне серьезно искали эти порталы. Не факт, что не нашли. Однако войти внутрь Земли можно лишь в том случае, если разрешат. А так цивилизация "Средиземья" защищена мощной энергетической сферой и скальной броней, известной нам как земная кора планеты.

Считается, что самая глубокая скважина в мире находится на Кольском полуострове. Действительно, во времена СССР на ней удалось пробиться вглубь на 12 262 метра. Это мировой рекорд. Но еще в советские времена работы на скважине стали сворачивать будто бы из-за их дороговизны. Сегодня она полностью разрушена, входное отверстие заварено. Однако существует версия, что бурить прекратили по другой причине. Когда появилась возможность опустить в ствол скважины на всю ее глубину видеоаппаратуру, то будто бы выяснилось, что вертикальная глубина - 8 км. А дальше бур по неизвестной причине стал крутиться в горизонтальной плоскости, словно наткнулся на препятствие непробиваемой прочности. Так и накрутил свыше 4 км.

А может, иная цивилизация существует не в космосе, а у нас под ногами, и ее стражники не хотели, чтобы советский "крот" проник в запретные пределы

Какая внешняя сила не дала углубиться более чем на 8 км?

Зафиксировано немало случаев, когда люди слышали доносившийся откуда-то из-под земли гул работающих механизмов, хотя в радиусе тысяч километров не велось никаких подземных работ. Акустики подводных лодок тоже фиксировали некие технологические шумы, шедшие с океанских глубин. Мы ищем инопланетян в космических просторах. А может быть, иная цивилизация существует буквально у нас под ногами? И стражники ее не захотели, чтобы советский "крот" проник в запретные пределы. Ведь технические характеристики позволяли "Боевому кроту" дойти до центра Земли. Поэтому-то уникальная подземная машина была уничтожена. А тайна давнего советского проекта вряд ли будет когда-нибудь полностью раскрыта.

Человечество издревле пыталось покорить воздушную стихию. И, в конце концов, ему это удалось. А вот история с покорением недр земли не столь оптимистична. Некоторые писатели-фантасты в своих книгах фантазировали на этот счет. Вспомнить хотя бы Жюля Верна и его «Путешествие к центру земли». Но дальше фантазий дело не шло. Хотя все же некоторые изобретатели делали попытки превратить бумажные романы в жизнь. Одним из первых был Петр Рассказов, подданный Российской империи. Он в 1904 году взбудоражил ученые умы статьей, в которой поведал о причудливом механизме, способном передвигаться под землей. Интересно вот что: эта публикация прошла в английском журнале, а не отечественном. Известно, что Рассказов подробно описал капсулу, с помощью которой путешествия в недрах земли могли стать реальностью. Неизвестно, пытался ли изобретатель создать аппарат или же ограничился лишь созданием чертежей. К слову о чертежах. Во время революции они исчезли и спустя несколько лет неожиданно «всплыли» уже в Германии, где местные конструкторы попытались создать свою подземную лодку. Но об этом - чуть позже.

В начале 30-х годов субтерринами всерьез заинтересовались в Советском Союзе. Конструктор и инженер Александр Требелев, которому помогало еще несколько специалистов, создал подземную лодку. К сожалению, первый блин вышел комом, хотя Требелев к делу подошел максимально ответственно. Тщательно проанализировав различные варианты перемещения под землей, он пришел к выводу, что для «реплики» лучше всего подойдет… крот. Этот вывод был сделан после изучения биомеханики передвижения животного во время создания нор. Путь и действия крота конструкторы наблюдая воочию, поместив его с специальный ящик с землей. И затем, отталкиваясь от полученных сведений, конструкторы приступили к работе. В итоге у Требелева получилась капсула, напоминавшая своим строением крота. Подземная лодка передвигалась при помощи целого арсенала всевозможных устройств: бура, шнека и двух пар домкратов. Как раз домкраты играли важную роль - они толкали землю назад, освобождая капсуле место для дальнейшего движения.

Интересно вот что: механическим «кротом» можно было управлять двумя способами. Во-первых, изнутри. В специальном отсеке находился человек, отвечавший за движение и маневры. Во-вторых, с поверхности при помощи кабеля. По нему же машина получала и необходимое электропитание. Скорость капсулы Требелева была довольно скромной - порядка 10 метров в час.

Созданный образец начали испытывать. И уже в первой стадии тестов были выявлены многочисленные проблемы. Больше всего неприятностей доставляли механизмы, предназначенные для бурения земли. Они постоянно выходили из строя, а их ремонт требовал большого количества времени и средств. В общем, надежность подземной лодки не вызывала доверия. И по одной версии, после нескольких испытаний, закончившихся поломками, от капсулы Требелева решено было отказаться. Правда, есть и вторая версия. Если верить ей, то «крота» пытались довести до ума либо в конце 30-х годов, или в начале 40-х. И вроде как сам будущий нарком вооружений СССР Дмитрий Федорович Устинов взял работы над субтерриной под свой контроль. И он приказал конструктору Страхову улучшить подземную лодку, оснастив ее всем необходимым для применения в военных целях. Главное условие - устранить кабель питания, который буквально привязывал машину к определенному месту и делал ее уязвимой. С поставленной задачей Страхов справился. Он создал опытный образец, способный в автономном режиме проработать несколько дней. Управляющей машиной водитель получал на это время необходимые запасы кислорода, пищи и воды, а подземная лодка снабжалась нужным количеством топлива. Но началась война и все работы были прекращены. Что случилось с опытным образцом субтеррины - неизвестно.

Немцы в деле

Параллельно с Советским Союзом работу над подземной лодкой вели и немцы. Конструктор фон Верн (или фон Вернер) запатентовал свою разработку, которую так и назвал «Subterrine». Предполагалось, что его детище, в отличие от советского, сможет передвигаться не только под землей, но и под водой. Фон Верн, благодаря расчетом, назвал даже скорость лодки - около 7 км/ч. Понятно, что скорость могла варьировать в зависимости от различных условий. Субтеррина в теории могла вместить в себя пять человек и порядка трехсот килограммов взрывчатки.

Проектом фон Верна всерьез заинтересовались на верхах. Шла уже Вторая Мировая война и немцы обратили свой взор на неприступную Великобританию. Здесь-то и могла пригодиться подземная лодка, которая идеально вписывалась в концепцию плана «Морской лев».

По первоначальному замыслу, на Subterrine возлагалась задача незаметно добраться до Англии и «вынырнуть» в тылу врага. В таком бы случае моральный дух англичан получился бы серьезный удар. Но дальше проекта дело не пошло. Крест на нем поставил Геринг. Он посчитал, что производство Subterrine займет слишком много времени и будет чрезмерно дорогим. Поэтому он решил обойтись лишь военно-воздушными силами.

Но все же немцы вернулись к идее подземных лодок. И произошло это довольно скоро. Конструктор Риттер представил проект под названием «Midgard Schlange». По замыслу создателя «Змей Мидгарда» также мог передвигаться и под водой, и под землей. Предварительные расчеты показали, что субтеррина могла двигаться под землей со скоростью от 2 до 10 км/ч, под водой - от 3 км/ч. Наибольшую скорость «Змей» мог развить на поверхности земли - порядка 30 км/ч.

Но самое главное не это, а размеры «рептилии». Риттер мечтал создать не просто подземную лодку, а полноценный поезд, который состоял из вагонов, оснащенных гусеницами. При этом количество вагонов (предполагалось, что длина каждого будет составлять около 6 метров) можно было варьировать в зависимости от задач, стоявших перед «Змеем». И его максимальная длина могла составить 500 метров, а вес переваливал за 60 тысяч тонн! Из земледробильного оснащения «Midgard Schlange» получил четыре основных бура по полтора метра и три бура вспомогательных, чей размер был немного меньше. Всем этим «добром» необходимо было управлять при помощи более двух десятков рулей. Подразумевалось, что в подземном поезде смогут разместиться порядка тридцати человек.

Поскольку «Змей» задумывался как боевая машины, то он должен был получить и впечатляющее вооружение. Риттер посчитал, что его детищу понадобятся спаренные пулеметы, специальные «подземные» торпеды, а также мины, чей счет шел на тысячи. Что же касается применения «Змея», то поначалу его хотели отправить в Бельгию и Францию. Но «Змею» не суждено было появиться на свет. Работу над превращением чертежей в боевую машину остановили. В войне произошел перелом и немцам стало не до мифических «рептилий». Есть сведения, что в Кенигсберге советские солдаты наткнулись на штольни и остатки неизвестной машины. Возможно, это и был грозный «Midgard Schlange».

«Боевой крот»

Великая Отечественная война завершилась. Советский Союз оправился от ее последствий и сумел совершить прорыв в космическом направлении. А параллельно с освоением далеких звезд шла активная работа по освоению недр земли. Пригодились и немецкие чертежи субтеррин, обнаруженные в Кенигсберге после захвата города. Но качественный скачок произошел лишь в начале 60-х годов, когда проект под свой контроль взял Никита Сергеевич Хрущев. Над подземной лодкой трудилась специальная группа, в которую вошли лучшие конструкторы и инженеры. По неподтвержденным данным задействован был и академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Производство субтеррин наладили на Украине, недалеко от поселка Громовка.

Первая подземная лодка под названием «Боевой крот» появилась в 1964 году. Она сильно отличалась от предыдущих проектов, причем как советских, так и немецких. Что именно представлял собой «Крот» - точно неизвестно. По неофициальным данным - это была машина цилиндрической формы, имевшая от 3 до 4 метров в диаметре и ширину от 25 до 35 метров. А ее «сердцем» являлся ядерный реактор. Пробиваться сквозь породу субтеррина должна была при помощи огромного бура (о его размерах сведений нет). Скорость передвижения сильно варьировала в зависимости от условий. Но в среднем составляла порядка 10 км/ч. Помимо пяти человек экипажа, «Крот» мог перевозить еще 15 солдат и примерно тонну взрывчатки. Предполагалось, что подземная лодка с успехом будет разносить и бункеры, и ракетные пусковые установки, и всевозможные фортификационные сооружения. А у Хрущева, взявшего проект под крыло, был свой интерес. В то время отношения с США обострились, назревал вооруженный конфликт. И в этом случае Никита Сергеевич надеялся на субтеррины, поскольку они могли сыграть важную роль в противостоянии двух держав.

Есть сведения, что подземную лодку испытывали на Урале, в Подмосковье и Ростовской области. Но главной площадкой для тестов стала территория у горы Благодать, что в Свердловской области. Поначалу испытания «Крота» шли успешно. Но затем произошло ЧП — взорвался ядерный реактор. Экипаж погиб, подземная лодка оказалась замурованной. Вытаскивать ее не стали. Проект посчитали неперспективным и отказались от него. А вся документация была засекречена.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Накануне Второй мировой войны Советский союз и Германия активно разрабатывали новое оружие - боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли.

Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой тайны. По некоторым данным, 50 лет назад в СССР был создан успешный прототип боевой машины нового типа.

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 1930-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

Принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей.

Особое внимание уделялось работе головы и лап крота, и уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический «двойник». Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота.

Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи - с поверхности земли при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час.

Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт. По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой - перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова.

Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью.


За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека - кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам - фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную «амфибию» которая так и называлась - Subterrine.

Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 километров в час. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции «Морской лев», предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна.

Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман «Путешествие к центру Земли».

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) в честь мифической рептилии - мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю.

Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что «Змей» будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч - под водой и 30 км/ч - по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый - по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино «змеиных» фаланг-вагонов составляла от 400 метров, в самой длинной комплектации - более 500 метров.

Путь «Змею» в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа.

Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды. Изначально планировалось использовать «Змея Мидгарда» для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов.

Но в итоге, подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр «Змея» или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет.

Известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом - уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 1960-х годах с приходом к власти Н. Хрущева.

Новому лидеру СССР понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания. В частности, известно, что на Украине близ поселка Громовка был построен секретный завод по производству подземных лодок.

В 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название «Боевой крот». Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром.

По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч. В экипаж «Боевого крота» входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза - взрывчатки или вооружений.

Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, «Боевые кроты» готовились к выполнению особой миссии. По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке.

С помощью подводных лодок планировалось доставить «Боевых кротов» в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты.

В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм. По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах - в Подмосковье, Ростовской области и на Урале.

Испытание новейшего «чудо-оружия» происходило на территории Свердловской области, близ города Кушва, в районе горы Благодать. Первое уральское испытание завершилось успешно. Все участники испытаний были поражены итогом первого запуска в условиях твердых уральских грунтов - подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой.

Однако во время второго испытания, в толще скальной породы горы Благодать экспериментальная машина с ядерным реактором по неизвестным причинам взорвалась, весь экипаж лодки погиб из-за взрыва, а лодка осталась замурованной в толще породы. Судьба ядерного реактора лодки осталась неизвестной.


Гора Благодать с часовней на вершине, 1910

После случившейся аварии проект был закрыт, а все данные по испытания новейшего вооружения были либо уничтожены, либо засекречены. Официального подтверждения испытаний не было и нет до сих пор.

После закрытия проекта, по некоторым данным, оборудование и опытные экземпляры установок пытались перепрофилировать под гражданские нужды и адаптировать боевые машины под горнопроходческие нужды, к примеру, для строительства метрополитена. Но военные технологии требовали значительных доработок, прежде чем их можно было бы использовать в гражданской среде.

В итоге, было принято решение не тратить средства на переоборудование машин и их переработку, а попросту все ликвидировать. Так была поставлена точка в истории подземной боевой машины. К сожалению, сделать сказку былью советским конструкторам не удалось.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта