Болезни Военный билет Призыв

Почему за свободу чаще всего приходится бороться. Урок первый. Каждый человек хочет быть свободным! Хорошие люди, которые заставляют нас улыбаться

Свобода есть реальная власть делать определённые вещи. Поэтому требование свободы – это требование власти.
Джон Дьюи

Сила и свобода – вот что делает человека прекрасным. Слабость и рабство никогда не создавали никого, кроме злых.
Жан Жак Руссо

Только тот исполняет свою волю, кто не нуждается для этого в чужих руках: отсюда следует, что первое из всех благ не власть, а свобода. Истинно человек хочет только того, что может, и делает то, что ему угодно.
Жан Жак Руссо

Свобода означает, что мужественные, воинственные и победоносные инстинкты господствуют над другими инстинктами.

Высший тип свободных людей следует искать там, где приходится преодолевать самые сильные препятствия; в пяти шагах от тирании, у самого источника грозящего рабства.
Фридрих Ницше

Свобода расковывает безудержную волю к равенству и таит в себе семя самоотрицания и самоистребления.
Николай Бердяев

Когда перед свободой преклоняются, когда свободу воспринимают как нечто высшее и мистическое, а не как просто необходимое условие человеческого существования, она превращается в рабство.
Джеймс Фулбрайт

Свободу причисляют к самым возвышенным чувствам, поэтому и ложь о свободе считается возвышенной.
Франц Кафка

Люди нелепы. Они никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.
Сёрен Кьеркегор

Человек свободен, как птица в клетке: в известных границах он может свободно двигаться.
Иоган Лафатер

Степень свободы зависит от размеров клетки.
Владимир Колечицкий

Зависимость от людей неизбежна. Разница лишь в длине и прочности уз.
Вильгельм Фишер

Чем длиннее цепь, тем больше хочется свободы.
Александр Галаганов

Определяя свободу, мы её ограничиваем, ограничивая её, мы её убиваем.
Уилл Роджерс

Свобода без независимости, что банковский счёт без вклада.
Артур Васильев

Свобода - единственная вешь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами.
У. Уайт

Свобода - ни к чему не привязан,
Никому не обязан,
Ни на что не пригоден,
Потому и свободен.
А. Чудинов

Помните: цена, которую приходится платить за свободу, уменьшается, когда растет спрос.
Е. Лец

Совершенство природной свободы состоит в ее беспредельности, совершенство же гражданской свободы – в ее ограниченности.
Ф. Гентц

В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать.
Т. Маколей

В нужде люди закаляются и живут о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.
М. Пришвин

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.
Цицерон

Вполне доволен самим собою человек может быть только тогда, когда он один. Поэтому не любить уединения, значит, не любить свободы, так как свободным человек бывает, только когда он один.
А. Шопенгауэр

Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич.
Д. Бойд-Орр

Замечено, что те, кто кричит громче всех, требуя свободы, не очень охотно терпят ее.
Ф. Честерфилд

Иному только дай свободу слова, так он начнет каждому рот затыкать.
Б. Крутиер

Когда проблему свободы берутся решать практически - льются потоки крови.
В. Эрн

Кто не любит свободы и истины, может стать могущественным человеком, но великим он никогда не будет.
Вольтер

Милостью божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим.

Народ, победивший в борьбе за свободу, редко получает что-либо, кроме новых господ.
Д. Галифакс

Не скроешь подлинной природы
Под слоем пудры и сурьмы,
И как тюрьма - отель свободы,
Свобода – копия тюрьмы.
И. Губерман

Нигде деспотизм не находится в такой безопасности, как под внешностью и вывеской свободы.
У. Лендер

Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!
Ф. Достоевский

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
Ф. Бэкон

Чем больше свободы, тем больше требуется мест лишения свободы.
А. Давидович

Демократические свободы вообще и свобода слова в частности вредоносны по той причине, что они открывают широкие возможности для невежд и дураков. Когда культурный человек получает право высказываться перед соотечественниками о наболевшем – это одно, и тут нечего возразить. Когда же такое право принадлежит каждому словоохотливому шалопаю с незаконченным начальным образованием, это уже социальное бедствие, пандемия, от которых спасаться затруднительно.
В. Пьеиух

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
Демокрит

Не существует способа добиться того, чтобы люди были одновременно свободными и равными.
У. Баджот

Слуги, не имеющие господина, не становятся от этого свободными - лакейство у них в душе.
Г. Гейне

Там, где газеты не свободны печатать всякую чушь, люди у власти свободны делать всякую чушь.
Л. Террнуар

Вольтер учил: «Чем люди просвещеннее, тем они свободней». Его преемники сказали народу: «Чем ты свободнее, тем просвещенней». В этом и таилась погибель.
А. Ривароль

Где все равны, там никто не свободен.
П. Буаст

Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.
Г. Гегель

Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны.
Г. Спенсер

Для того чтобы свободно , нужно быть независимым, а для этого нужно быть очень богатым или нищим.
В. Зубков

Иные немеют от восхищения, когда у них вынимают кляп изо рта.
Е. Лец

Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет.
Ф. Достоевский

Страшен кляп, намазанный медом.
Е. Лец

Вольности, которые иногда разрешают народу, служат только испытанием, хорошо ли еще держат цепи. Так случается, что уже закрытую дверь открываешь снова, чтобы убедиться, хорошо ли она заперта.
К. Берне

Свобода - плод ограничения желаний.
Эпикур

Свобода - это всегда свобода тех, у кого другая точка зрения.
Р. Люксембург

Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить.
О. Бисмарк

Свобода есть право на неравенство.
Я. Бердяев

Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна. Она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Всё в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.
Н. Бердяев

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу .
М. Ганди

Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого.
В. Гюго

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее.
Б. Шоу

Свобода опасна, но только она обеспечивает нам безопасность.
Г. Фосдик

Свобода печати гарантирована лишь тем, кто владеет печатью.
А. Либлинг

Свобода подобна : для одного вредна, для другого полезна.
Новалис

Свобода прессы означает, что нельзя освободиться от прессы.
Г. Келли

Свобода, в том числе и слова, вешь полезная, но, как и всякая полезная вещь, она продается и покупается.
В. Зубков

Величайший плод ограничения желаний - свобода.
Эпикур

О Свобода, скольких свобод нас лишают во имя твое!
Д. Джордж

О свобода, сколько преступлений творится во имя твое!
Ж. Ролан

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода». В этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе.
А. Линкольн

Так с наиболее высокой судьбой сопряжена наименьшая свобода, таким людям нельзя ни выказывать свое расположение, ни ненавидеть, а более всего – предаваться гневу.
Ю. Цезарь

Увидев свет, некоторые наши политики закричали: «Свобода, свобода!» А оказалось, что это просто с клетки сдернули тряпку.
Г. Явлинский

Что ни век, нам ясней и слышней
Сквозь надрыв либерального воя:
Нет опасней и нету вредней,
Чем свобода совсем без конвоя.
И. Губерман

Что такое свобода, знают лишь те, кто готов за нее.
Ж. Сталь

Свободу нельзя симулировать!
Е. Лец

Свободу чаще всего теряют те, кто к ней стремится.
Е. Лец

Чтобы обладать свободой, необходимо ее ограничивать.
Э. Берк

Те, кто громче всего требуют свободы, хуже всего ее переносят.
Ф. Честерфилд

То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью.
Квинтилиан

То, что яснее всего характеризует истинную свободу и ее истинное применение, - это злоупотребление.
Г. Лихтенберг

Одни стремятся к свободе, другие бегут от нее.
Новалис

По мере того как все больше народов получает свободу, на душу населения ее становится все меньше и меньше.
А. Опольский

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
В. Ленин

Поклонение героям наиболее развито там, где наименее развито уважение к человеческой свободе.
Г. Спенсер

Станислав Цепелев, 21 год, студент Санкт-Петербургского университета информационных технологий, Санкт-Петербург:

Самую тяжелую борьбу человек ведет с самим собой, со своими слабостями и пороками. И вести ее приходится ежечасно. Остановился, чтобы отдышаться, – сорняки в твоей душе превратились в огромные баобабы. Древние философы говорили, что, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Поэтому для меня в жизни главное определить нравственные ориентиры, которые несут Добро, Любовь и Мир. Вот за это стоит бороться в жизни.

Григорий, 40 лет, водитель, г. Краснодар:

У меня есть очень мощный пример борьбы. Знакомый моего близкого человека ездил в Чечню, чтобы найти своего сына, попавшего в плен. Я не знаю, какими путями, какими жертвами, но он его нашел, выкупил и привез домой. Страшно даже представить, что пережил этот человек, что выстоял.

Алена Лось, 21 год, студентка Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск:

Думаю, бороться стоит в первую очередь со своими недостатками, они проявляются в сознательной жизни и преследуют человека до последних дней. Бороться нужно против жестокости и равнодушия, против убийства нерожденных детей. За что бы я не стала бороться? За материальное, пожалуй.

Денис Тянутов, 19 лет, артист циркового коллектива, г. Троицк, Челябинская область:

Мне бороться в жизни приходится часто. Я боролся за то, чтобы на работе платили достойную зарплату, добился небольшого повышения. Боролся за то, чтобы маме (а она у меня инвалид) дали новую квартиру. Увы, не дали, и никто не помог. Сегодня у нас в стране идет борьба с терроризмом, происходят мятежи, и почти вся страна борется против этого. Я бы не стал. Почему? Бороться надо не против войны, а за мир, не против терактов, а за спокойную и счастливую жизнь. Мы порой тратим свои силы, время и здоровье на то, с чем должны бороться профессионалы. Бороться надо не против плохого, а за хорошее.

Василий Алешин, 24 года, студент Троицкого филиала Челябинского государственного университета, г. Троицк:

Бороться нужно за свою жизнь, за ее благополучие. Когда в ней воцарится порядок, можно подумать и о высоких целях. Но для того, чтобы бороться за мир во всем мире, нужно твердо стоять на ногах. Не стоит спасать корабль, находясь за его бортом. А рубежи, которые должен защищать человек, известны всем: любовь, семья и Родина.

Семен Рожнов, 19 лет, студент Коломенской духовной семинарии:

Бороться надо не за земные блага, место в обществе, политические свободы, а в первую очередь – за свободу духовную и за правду. У нас есть замечательный пример – земная жизнь Христа. Он не пришел бороться за освобождение еврейского народа от римского гнета, как этого ждали книжники и фарисеи, а пришел спасти людей от рабства греха и вечной погибели. Хорошим примером в истории нашего Отечества служит святой князь Александр Невский. У него был выбор: с помощью Рима получить независимость от Орды, но подчиниться другой вере, или дальше оставаться под ордынским игом (Орде был нужен только кошелек Руси) и оставить за собой выбор веры. Выбор князя известен.

Борьба – это труд. Но бывает сложно определиться даже с целью: ради чего стоит бороться? Стоит ли эта цель затраченных на нее сил, и нужно ли вообще мне это? Начинается борьба уже между тем, за что бороться важнее.

Василий, 30 лет, историк, Санкт-Петербург:

За что стоит бороться? За свой город. Когда я узнал, что в моем родном Питере хотят построить гигантскую «дулю» газпромовского Охта-центра, для меня выбор был очевиден: я против, и буду бороться. Я участвовал в митингах, в интернет-дискуссиях и голосованиях. И мы, очень разные люди, которые просто любят свой город, победили. Хотя расслабляться не стоит…

Каштенкова Екатерина, 19 лет, студентка Калужского гидромелиоративного техникума, г. Калуга:

По моему мнению, нужно бороться за Царствие Небесное, это самое тяжелое. Приходится постоянно быть как на войне. За деньги, власть, благополучие, комфорт не стоит бороться –пройдет...

Наталья, 32 года, многодетная мама, Москва:

Думаю, надо бороться с теми новыми законами, которые нам предлагает ювенальная юстиция. Если они вступят в силу, то дадут чиновникам массу возможностей для изъятия детей из семей. Не стоит думать, что вас это не коснется. Перед этим законом будут беззащитны даже благополучные семьи. Надо просто не дать ему шансов на существование.

Дионисий Ермолов, 24 года, штатный клирик храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, г. Саратов:

Нужно бороться за любовь (но не за любовь к себе или за то, чтобы отбить любимого человека у другого).

За справедливость, и не столько по отношению к себе, сколько по отношению к другим. Не абстрактную, наподобие мира во всем мире, а реальную, ту, которую непосредственно в этот момент мы видим попираемой, и где мы реально можем помочь.

Бороться приходиться и со своей инертностью или со своими желаниями, которые не дают нам видеть нужду другого, а если и дают видеть, то мешают помочь...

Вся жизнь – борьба. Не зря это латинское выражение стало крылатой фразой. Но для нас, верующих людей, это борьба не с конкурентами – потому что у каждого свой путь. Хотя, к сожалению, и среди христиан почему то так получается, что мы настолько стремимся ко спасению, что готовы в этом стремлении затоптать соседей.

Мария Гладкова, 28 лет, учитель биологии и химии, Москва:

Я думаю, что нужно бороться за правду! Очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей понимали настоящую ситуацию в стране и в жизни, и открыто выражали свое мнение: против новых прививок, которые делают женское население бесплодным и неспособным родить здоровых детей, против беспорядков в столице. Сейчас есть проблемы в каждой области: медицина, образование, армия. Наше государство, великая русская держава, разваливается, а большинство людей пьет пиво по вечерам и смотрит телевизор. Разве может православный человек смотреть на это равнодушно?

…У него были небесно-голубые глаза, и майское солнце купалось в них, как в прозрачном роднике, потому что глаза его были полны слёз. Он не мог двигаться, разве что еле-еле коснуться моей руки, и не мог говорить, но в его простодушном взгляде я прочла всё, что он хотел бы мне сказать. Мы столкнулись с ним случайно, просто встретились глазами в праздничной толпе.

Мне вдруг захотелось сказать ему очень многое – я даже прокрутила в голове благодарственный спич про мирное небо и счастливое детство. Однако, всё понимающий взор мигом заткнул фонтан моих банальностей. Я смогла сказать лишь «спасибо», и почему-то потом продолжала шептать только это слово. Возникло ощущение, что мы понимали друг друга без лишних слов, просто глядя глаза в глаза, которые даже слезами наполнялись у нас одновременно…

Его сын-пенсионер непринуждённо пошутил: мол, вместо таблички для «Бессмертного полка» привёз на парад Победы «живой экспонат». Я не узнала его имени, но тот родниковой чистоты взгляд накрепко впечатался в память вспышкой неожиданной пронзительности. И я вдруг поняла: 9 Мая – не только календарная дата и наше героическое прошлое. Это наш спасательный круг на каждый день, если, конечно, не вспоминать про неё только в канун праздника…

В этом, неюбилейном году той Победы, я неожиданно для себя отметила: у народа нашего потребность в правде неумолимо перерастает в требование. И сформировано это где-то внутри, когда вдруг наступает фаза дальнейшего неприятия какой бы то ни было спекуляции на теме, ставшей сокровенной, т.е. своей, родной, для разных поколений наследников Победы 45-го.

Среди пестрящих георгиевских лент и триколоров на чиновничьих джипах , с ежегодной мантрой «помним-любим-гордимся» и прочей майской протокольной «заботой о ветеранах» – многим моим землякам в этот раз вдруг захотелось выбыть из ежегодного «шоу».

На праздничном митинге я обратила внимание: многие люди повернулись к сцене спиной и оживлённо общались между собой, что называется, внутри народа – в тот момент, когда властьимущие занимались самопиаром на фоне чужих наград и побед. Народ не боролся с ними, он будто отторгал их от себя, а точнее, сам покидал этот театр двойных стандартов .

Интересно: отдают ли себе отчёт современные потешные «элиты» , что, потрясая на людях «скрепами», они уже не владеют аудиторией и больше не держат зал, как это удавалось ранее. Теперь – нет, пусть медленно, едва заметно, но – нет.

Из множества оценок традиционных мероприятий резанула в соцсетях вот эта: «С ужасом жду приближения девятого мая… Угар милитаризма и культ войны: «Посмотрите, какие пушки, какие танки, дойдём до Берлина , повторим, если надо!» Миллионы отмытых рублей, мишура, фанфары, салюты, спекуляции на памяти мёртвых, потрясание скрепами… Военные фильмы, опрокинутая навзничь совесть. Потом страна неохотно протрезвеет. Ветераны пойдут домой до следующего года. Теперь можно на дачу, на шашлыки…»

Мне неизвестно, кому принадлежат эти жёсткие строки. Однако многих – в том числе моих сверстников – они зацепили за живое, судя по количеству репостов и одобрения в соцсетях. Значит, так думают уже очень многие. Видимо, ложь и двойные стандарты в отношении собственной страны и её народа становятся настолько очевидными, что требование правды приобретает форму бескомпромиссного условия.

Кто знает, может быть, именно такая «пощёчина» необходима, чтобы привести народ в чувство. Бывают карандаши жёсткости «9В» – от них остаётся самый мощный след. Вот такой степени жёсткости, вероятно, нужна встряска, чтобы успеть людей вывести из нокдауна, а ложь отправить в нокаут.

Вы обратили внимание, что в этом, 71-м победном мае, сразу несколько телеканалов, в т.ч. чисто коммерческих, в прайм-тайм тему войны отыграли одинаково: советским фильмом «А зори здесь тихие…».

То есть отечественный медиабизнес чётко поймал настроение своего потребителя: всё тот же запрос на пронзительность человеческих поступков и отношений, на правду без декораций обёрточного патриотизма, на желание освободиться, наконец, от многолетней паутины самообольщения несобственными подвигами и неличным самопожертвованием, а также ложной сопричастности к военным победам тех, кого на Земле почти не осталось…

Возможно, тема войны постепенно, от всенародных баталий и массового героизма, движется в сторону частного осмысления войны, как непреодолимого условия выбора: предать или остаться порядочным, не прятаться за чужими спинами, то есть быть готовым к собственной Голгофе

На наших глазах свежие идеи по «оживлению» памяти, как тот же марш «Бессмертного полка» по стране, становятся неотъемлемой майской традицией. И вот уже субъекты РФ готовы состязаться между собой в пестроте и массовости «участников проходок».

И всё уверенней их начинает возглавлять и направлять одна та же местная чиновная рать , для которой ветеранская тема – самый удачный, практически бесплатный, самопиар: наклеил по городу в канун дня Победы картинок имени себя на фоне ветеранского «интерьера» с медалями погуще – и порядок.

Вообще можно их больше не снимать, от выборов до выборов. В моём среднерусском районном городке, во всяком случае, это именно так. Промаршировали, а дальше что? Трибуны на склад, таблички в гараж, а плакаты про «помним» – в трубочку, и на полку – до следующего мая?

При этом мне всё чаще приходится слышать от разных людей одну и ту же убийственную фразу: слава Богу, что не все ветераны дожили до наших дней .

Я в этой связи каждый раз думаю о моем двоюродном дедушке, который был всего на год старше меня, когда сбежал на фронт после девятого класса, накинув себе лишний годок в военкомате. Он окончил ускоренные лётные курсы и всю войну прослужил лётчиком-истребителем. А потом погиб, в июне сорок пятого, подо Львовом , от бандеровской пули.

Что могла бы я предъявить ему и его памяти? Какие общенародные достижения? Может быть, поэтапную ликвидацию бесплатного здравоохранения, образования, да и самого народа – победителя?

Если мы – дети и внуки победителей, то есть свободны и независимы, то почему уже миллионы из нас не живут, а выживают? Почему шансы на личный жизненный старт каждого из нас больше не равны, если за всеобщее светлое будущее была заплачена неслыханно великая в истории человечества коллективная жертва?

Как так случилось, что в обществе наследников великой победы, за которую сознательно было очень многими отдано самое дорогое – жизнь – нынешним мерилом свободы провозглашены деньги , а не упрятанные глубоко внутрь совесть, честь и справедливость?

Почему за долю в наследстве усопшего родственника многие из нас готовы биться до последнего, а за совокупное наследие в буквальном смысле необъятной Родины, её недр и богатств, где каждому из нас могло бы хватить на вольное житьё, борется кто угодно, только не мы, правопреемники победителей?

И чем больше смотришь на нашу жизнь сквозь призму того исторического триумфа, тем больше понимаешь, почему так ожесточённо из нас пытаются вытравить прежде всего военные фрагменты генетической памяти.

Потому что именно тема Победы 45-го будоражит убаюканное неустанными мантрами про «всё будет хорошо» народное самосознание. И потому что из пепла именно той войны и того всенародного испытания может реально возродиться неистребимый Феникс России .

И заложенные в нынешние школьные учебники по обществознанию т.н. «теории стратификации» , то есть разделение нас на слои, в том числе, по уровню доходов (и неважно, «чистые» ли у вас руки), как естественный закон природы – это ни что иное, как вражеские мины на многонациональном Русском поле, потому как ни природе Русского народа, ни породе Русского человека это не соответствует.

Молодая русская девушка, избитая на пешеходном Старом Арбате московским экс-чиновником – гражданином двух государств – только за то, что снимала на телефон, как его авто демонстративно давило путающихся под колёсами пешеходов, отказалась принять от обидчика 10 тысяч долларов, «чтобы разойтись по-хорошему». Ей важнее добиться его извинения и наказания по Закону .

Вот это и есть неистребимая порода победителей, пример для подражания, как минимум, согражданам в погонах и в мантиях.

Или вот семья сбитого турками над Сирией русского лётчика, отказавшаяся принять от агрессора «материальную компенсацию», поскольку ни сыном, ни памятью о нём не торгуют и «подачек» не принимают – это для семьи погибшего унизительно. Потому что сегодня, как и тогда: не хлебом единым жив человек…

С власти нашей – большой и малой – спрашивать мы, полагаю, тоже должны, с точки зрения живой, ежедневной памяти о тех сороковых, ибо в постперестроечное помутнение многие чудаки на полном серьёзе возомнили себя «национальной элитой», «классом чиновников», хозяевами «по праву».

Однако в основе этой б-лажи лежит прихваченный с помощью властных полномочий кусок общенародного блага, по сути, то же предательство выживших и погибших за светлое будущее для всех. Просто для одних стало возможно совершить то, что для остальных было этически неприемлемым: забрать несвоё. И никуда от этого позора перед предками не деться…

Малознакомый факт: сто лет назад, под видом нехватки рабочих рук, ликвидаторы России массово завозили в страну китайцев. Авторам революции было ясно, что удержать ситуацию без наёмников будет сложно. Поэтому активно вербовать китайцев начали ещё перед октябрьским переворотом – для службы в Красной Армии , а фактически для эффективного подавления коренного населения России.

По официальной версии, их было более 50 тысяч среди 300 тысяч иностранных наёмников-красноармейцев, а вот, по сведениям из белоэмигрантских источников (радио «Свобода») – количество только китайцев доходило до 300 тысяч человек.

Вы не обнаруживаете дежавю при взгляде на ситуацию с нынешними гастарбайтерами?

Очевидно, что для них на самом деле предусмотрена та же роль – по замыслам всё тех же «сценаристов» по очередному развалу России . Однако, в этот раз у нас есть шанс для самосохранения – и это снова живая память о единой Победе 45-го.

Всеобщий массовый героизм той эпохи позволил бы нам и среднеазиатским гастарбайтерам узнать друг в друге внуков или правнуков героических предков, бок о бок добывавших для нас общую Победу. И никакие другие гастарбайтеры в мире не смогут предъявить «коренным» более надёжного «аусвайса». А это значит, что нас не рассорят и не раздерут до конца страну, как бы кому-то этого ни хотелось.

Но как оживить военную память?

На мой взгляд, это, прежде всего, рассекретить военные и предвоенные архивы, дать возможность всем нам освободиться от многолетних ложных стереотипов в отношении собственных лидеров или целых народов, построенных на незнании правды. Спецструктуры в наше время стали некими «приватизаторами памяти» , засекречивающими архивы «в интересах нации». Правда, нацию об этом никто не спросил.

Я хотела бы узнать у Президента моей страны: когда рассекречивание архивов перестанет быть разменной монетой на рынке власти? Что нужно для того, чтобы достояние нации перестало быть предметом политического торга? Как мы можем сообща победить сегодня, если до сих пор не знаем всей правды о масштабах не только военного героизма, но и предательства?

Ведь есть реальная опасность того, что в решающий момент из глубин памяти разных народов России будет вытянута на свет застарелая обида на отдельные периоды военного советского прошлого, и это всё оттого, что людям известна, что называется, лишь одна сторона медали?..

Вспоминая того деда, безукоризненность его взгляда – страшнее осуждения, людей, отвернувшихся от чиновничьей неискренности, я понимаю, что этот запрос на правду – ни что иное, как инстинкт самосохранения, приведённый в народе в действие желанием освободиться от фальши. Ведь, что такое свобода: это, прежде всего, самоосвобождение ото лжи.

И в этом смысле, наш народ не перемудрить. Недаром поётся в казачьей лезгинке: «А ещё просил казак правды для народа. Будет правда на Земле – будет и свобода …»

300 – не надо ! Хватит – одного !

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Урок первый. Каждый человек хочет быть свободным!

В жизни каждый человек ко многому стремится. Но, пожалуй, самое желанное и дорогое – свобода. Поистине каждый человек хочет быть свободным!

Это так. Но вокруг мы видим немало людей, которые свободой не обладают, да и не стремятся к ней. Некоторые люди хорошо устраиваются в жизни как раз за счет отсутствия свободы, полной зависимости от тех, кто дает кров и хлеб насущный, работу и заработную плату.

Но зависимым (а тем более рабом!) человек не рождается! Он им становится. Такого человека трудно с первого взгляда отличить от достойных, самостоятельных, свободных людей. Лакейство (то есть раболепие, подхалимство, зависимое, униженное состояние) сидит у него в душе. Это – его главное «Я».

Что же способствует превращению человека в лакея и раба? Не будем говорить о тех давних временах, когда рабство было узаконено. Все-таки мы живем в XXI веке. Сейчас рождение в человеке «внутреннего раба» может быть связано с тремя причинами.

Первая – с помощью государства (общественный уровень). Вторая – когда одни люди силой своего характера или иными способами подчиняют себе других (личностный уровень). Третья – рабская зависимость в обмен на гарантии (то есть обеспечение) безопасности.

В первом случае тоталитарное государство (а таких в истории было немало) с момента рождения ставит человека в зависимое положение. Оно лишает его основных, самых насущных прав и свобод (однако при этом обязательно уверяет всех граждан, что это государство – самое свободное в мире). Человек смиряется с тем, что он лишь винтик в механизме общества, от которого ничего не зависит.

Во втором случае один человек, пользуясь слабостью другого, просто подчиняет его себе, нередко называя себя при этом его другом (подругой). Порабощение души человека иногда происходит под воздействием группы сверстников (сверстниц). Многие подростки могут привести примеры такой незримой, но крепкой личной зависимости своих сверстников от ровесников или ребят постарше.

В третьем случае человек может просто бояться свободы, не представлять себе, как он будет жить: слишком много ответственности приходится брать на себя, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу и т. д. Тогда он ищет, к кому бы «прислониться», кому бы отдать свободу в обмен на защиту от внешней опасности. Эту защиту он может искать как у государства, так и у человека или сообщества людей. Можно ли осуждать его за это?

Как же избежать этой незавидной участи слабого человека, рабски зависимого от государства или от других людей? Чтобы не попасть в полное подчинение чему-то или кому-то, кто сильнее тебя, нужно постараться воспитать и сохранить в себе свободного, независимого человека. При этом полезно опираться на знание своих прав и свобод, обозначенных в законах – международных и внутренних (национальных). Эти нормы уже давно выработало человечество. В любом демократическом, то есть свободном, государстве есть законы, защищающие права и свободы граждан этого государства.

Давайте попробуем определить, что же такое права и свободы любого человека в государстве? Это те возможности, которые имеет любой гражданин этого государства. Например, право на труд, отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости (пенсия) и по болезни (больничный лист); на жилище, на образование, на свободу творчества и вероисповедания (выбора религии), на личную собственность и ее наследование (передачу по наследству) и т. д. Но права и свободы неотделимы от исполнения гражданином его обязанностей. Среди них основными являются соблюдение законов, уважение прав и интересов других людей, добросовестный труд.

Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода всегда связана с осознанием своих интересов, желаний, а также с пониманием прав и интересов других людей.

И еще об одном следует помнить. Свобода – вещь непростая. Она может быть опасной, если ею пользуются неподготовленные люди. Тогда она превращается во вседозволенность, в анархию. Чтобы этого избежать, необходимо воспитывать в себе общую культуру.

Проверьте себя

1. Что такое свобода? Приведите примеры прав и свобод, существующих сейчас в Российском государстве.

2. Какие обстоятельства могут заставить человека вести себя как лакей или раб?

3. Каким надо быть, чтобы пользоваться свободой?

Прочитайте и обсудите

Свободен только тот, кому никто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить (Л. Н. Толстой).

Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страстям не могут быть свободны душой (Конфуций).

Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми (Эпиктет).

Человек любого звания свободен, если он делает… только то, что идет ему на пользу; рабом следует считать лишь того, кто принужден делать нечто вовсе ему бесполезное (А. Ривароль).

Рабом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным – кто действует на свой страх и совесть (М. М. Пришвин).

Придумайте собственные определения

Диктаторский (от диктатор). Личностный (от личность). Насущный.

Задания на сообразительность

1. Среди приведенных ниже примеров отметьте нормальные цивилизованные проявления свободы человека:

а) высказывать свои политические взгляды, расходящиеся с мнением правительства;

б) ругать нецензурными словами своего политического противника;

в) ездить по улицам, не обращая внимания на разметку, дорожные знаки и сигналы светофора;

г) выезжать в любую страну и возвращаться домой по собственному желанию;

д) в любом месте переходить государственную границу по своему усмотрению.

2. «Очень трудно говорить о правах и свободах человека в странах, где население страдает от нищеты, голода, болезней. Надо сначала облегчить жизнь населения, а потом говорить о свободе» (К. В. Кофман, журналист).

Согласны ли вы с мнением журналиста? Поясните свою позицию.

Деловая игра

Аукцион

Участники: аукционист (ведущий аукцион) и покупатели.

На настоящем аукционе для продажи выставляется вещь с начальной ценой. Далее цену набавляют покупатели. Вещь достается тому, кто назначил последнюю, максимальную цену.

В данной игре аукционист называет проявления свободы и называет начальную «цену» в баллах (она для всех проявлений одинакова – 10 баллов). А покупатели повышают «цену» в баллах (по 2 балла за один раз) до тех пор, пока эта «цена» не окажется последней. Тот, кто назвал наибольшую «цену», становится обладателем этого проявления свободы. «Цены» в баллах фиксируются секретарем аукциона. По окончании аукциона участники обсуждают, кому какие характеристики свободы достались и почему.

Проявления свободы:

Выбирать руководство страны;

Демонстрировать свою физическую силу;

Вместо службы в армии служить санитаром в госпитале;

Пользоваться любой информацией как в своей стране, так и за рубежом;

Делать все, что захочется;

Беспрепятственно выезжать из своей страны и въезжать в нее;

Беспрепятственно верить в Бога;

Заниматься торговым или любым другим бизнесом;

Иметь возможность получать приличные деньги, в том числе достойную пенсию;

Беспрепятственно выходить на демонстрации и участвовать в митингах.

Как вы думаете?

Может ли бедный человек быть свободнее, чем богатый?

Почему за свободу чаще всего приходится бороться?

Словарь урока

Анархия – неорганизованность, беспорядок.

Конфуций (Кун-цзы – учитель Кун) (ок. 551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель. Взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленной его учениками и последователями.

Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954) – русский писатель. Автор романа «Кащеева цепь», повести «Женьшень», дневников, очерков и рассказов.

Ривароль Антуан де (1753–1801) – французский писатель.

Тоталитарное государство – государство, которое осуществляет полный контроль над общественной и личной жизнью, уничтожает демократические свободы и права человека.

Философ – ученый, специалист по философии – науке о наиболее общих законах развития природы, общества и человека.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 140) – римский философ -стоик.

Сегодня во всем мире идет борьба между государством стационарного бандита и настоящими гражданами - яркими индивидуальностями и смелыми личностями.

И последние должны победить потому что это вопрос победы добра над злом.

Борьба между добром и злом шла всю историю человечества.

Все революции - не только в Российской империи, но и, например, Великая французская революция, - тоже вписывается в эту парадигму

Смелые, предприимчивые личности бросают вызов системе, пожирающей людей, от имени всего народа, стонущего от издевательств жестоких людей, находящихся при власти.

Бороться против зла – долг каждого порядочного человека. Но в основном народ пассивен.

Во времена народных восстаний Бог, как правило, посылает народу лидера, способного возглавить подъем широких верств населения на борьбу против преступной администрации, не скрывающей своего желания грабить и издеваться над людьми.

Но все не так просто. Все зависит от самих людей. Это две стороны одной медали.

Издевательство режима над свообдолюбивыми личностями - вина не только самого режима, но и людей, которые терпят не справедливость, мирятся с преступлениями и со злом. А со злом мирится нельзя – его надо побеждать.

Это издевательство режима простирается лишь настолько насколько народ позволяет. То есть, народ сам своей пассивностью и стремлению к самоуничтожению подпитывает преступников у власти, и предоставляет им акцепт на дальнейшие преступления в случае если он, народ, молчит.

Ведь если бы большинство добрых людей боролось, а не прозябало - то и Гитлер не пришел бы к власти, а точнее - не задержался в ней надолго.

Но большинство готово мирится с происходящим потому что бытует подсознательный рефлекс, что любая власть от Бога - даже власть, убивающая своих граждан. Народ ленится восставать, выходить на улицы. Бороться.

Потому что сидеть дома на диване и смотреть телевизор гораздо проще. А что-то делать, нарушать правила, устоявшиеся в обществе, свои психологические архетипы, взгляды, которыми себя тешат те кому все равно, чтобы ничего не делать, - сложно.

Это требует смелости, усилий и огромного желания.

Поэтому революции происходят редко. Но время, когда они происходят наполнены коренными изменениями к лучшей жизни, более справедливому социально-экономическому устройству, изменениями национальном характере народа к лучшему, культурному подъему и научно-техническому прогрессу.

Но эти изменения происходили параллельно с революцией в душе человечества. Именно революция в головах - самый короткий путь к настоящим улучшением жизни.

И это показывает история.

Культурные, научно-технические, социально-экономические революции происходили когда в народа было желания изменять свой образ жизни, избавляться от стереотипов и бороться с самим собой, потому что мы сами себе во многом враги.

Сегодняшние новые технологии пришли из свободой личности, которая предполагает свободу творчества, открытие огромных глубин человеческого сознания и фантазии.

А вместе с демократической революцией, выборами, отменой крепостного права, свободой слова и светскому государству пришли крушения империй, которые подавляли эту свободу личности и многообразие человеческого гения.

И современная цивилизация, предусматривающая свободу личности и отсутствие репрессий против свободно мыслящих писателей, ученых и всех инакомыслящих предохранила себя от возвращения к темным векам и оруэлловским мотивам - Фейсбуком, интернетом и айфонами.

К демократической революции, к свободе, человечество шло долго: сожжение ведьм на кострах и репрессии против «еретиков» это страшные вехи.

Средневековые догматы, стереотипы - это рабство. А рабство - горько и больно. Потому что нельзя между злом и добром выбирать зло. Иначе потеряешь самого себя, свою душу, свою уникальность.